1. В поисках совершенства человек проводит всю жизнь. Сколько великих восхищались мудростью природы, красотой окружающего пространства, гармонией вневременной! Почему Тургенев, Толстой, Достоевский так тщательно выписывали свои пейзажи? Потому что им ведома была связь между природой и человеческим внутренним миром! У каждого из них природа участвует в действии, в сюжете, неотделима от настроения персонажа. Мальчишески радуется Аркадий весеннему ясному небу, проезжая с отцом по имению; раскинув руки, лежит смертельно раненный Андрей Болконский под опрокинутым в вечность небом Аустерлица; задыхается Родион Раскольников под гнетущим, душным, желтым, пыльным небом Петербурга…

2. Подсознание человека тянется к прекрасному - к майскому, чистому, ясному, к тому, что самого героя сделает чище, прогонит сомнения, успокоит, овеет теплом и весенней негой… Люди, влюбленные в красоту, ищут спасения от своих печалей, растворяясь взглядом в бесконечности горизонта, думая о непреходящей природной гармонии, - природа прекрасна, потому что в ней все вечно и закономерно. Тютчев сказал об этом в своем стихотворении:

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она все равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

3. Любое из определений красоты может найти свое подтверждение на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир», ибо здесь присутствуют и красота души, и броская внешняя красота тела, и прекрасная русская природа, и красота человеческих отношений, и величие ратного труда.

Толстой тщательно выписывал свои пейзажи, так как восхищался мудростью природы, красотой окружающего пространства, гармонией вневременной. Ему, как и многим другим писателям и поэтам, была ведома связь между природой и человеческим внутренним миром. У Толстого природа участвует в действии, в сюжете, неотделима от настроения персонажа. Прекрасна описана природа в сюжете, когда раскинув руки, лежит смертельно раненый Андрей Болконский под опрокинутым в вечность небом Аустерлица. Андрей Болконский, влюбленный в красоту, ищет спасение от своих печалей, растворяясь взглядом в бесконечности горизонта, думая о непреходящей природной гармонии, - природа прекрасна, потому что в ней все вечно и закономерно.

4. Именно по своим законам, по особым правилам живет природа, прекрасная и свободная… Ее неправильные линии, не выверенные геометрически, но рассчитанные и предопределенные от века, верны уже потому, что естественны. Торжество этой естественности над умом и силой человека - идея романа Замятина «Мы». Зеленая Стена, здания из стекла и бетона, идеальная геометрическая правильность сооружений, рассчитанная и расписанная по минутам жизнь, одинаковые стройные шеренги «нумеров», слаженно марширующих по линейно прямому проспекту, - все это насилие над природой некрасиво! Уродливо - при соблюдении всех законов геометрии и при безукоризненно правильной форме! Кажется, все правильно, выверено, проверено, подсчитано, люди довольны, - а что-то все-таки нарушает гармонию… Красота не обязательно и не только совершенство. Красота - это то, что трогает душу. Чего недостает в царстве Благодетеля, а если появляется вдруг, по недосмотру, - сразу же ампутируют, вырезают, как раковую опухоль? Душу!

Значит, красота, ничем не одухотворенная и бездушная, отталкивает? И склоняется бездуховная правильность совершенных форм перед необъяснимой, нелогичной, свободной жизнью? У красоты должна быть фантазия, должна быть душа, многое еще должно быть, чтобы перед всем этим прекрасным в совокупности падали ниц миллионы… Наверное, красота - самое относительное из всех понятий.

5. Великолепная Элен Курагина, героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир», появляется в высшем обществе, - и у всех присутствующих захватывает дух от восхищения! Ее лицо красиво? Несравненно! Она действительно красивая женщина, это признают все. Но почему тогда на балу больший успех имеет Наташа Ростова? Наташа Ростова, вчерашний «гадкий утенок», с неправильным ртом и черносливинами глаз? Толстой объясняет, почему Наташа - одна из его любимых героинь: в Наташе нет красоты черт, нет совершенства форм, как в Элен, но зато она с избытком наделена другой красотой - духовной. Ее живость, ум, грация, обаяние, заразительный смех увлекают князя Андрея, Пьера… Снова торжество одухотворенной красоты! Наташу, естественную, непосредственную, невозможно не полюбить… и люди тянутся к ней, потому что она - воплощение той истинной красоты, которая очаровывает, притягивает, пробуждает чувства. Ее красота - шарм, обаяние, искренность. Красоту определяет душа. Внутренняя сущность. А как трогательно описана Наташа Ростова в финале романа, несмотря на то, что «пополнела», «подурнела»… Красота ее души неподвластна времени, как и любая истинная красота. А внешнюю красоту время убивает…

6. Андрей Болконский и Пьер Безухов… Их не назовешь красавцами. Но каждый из них прекрасен своей естественностью, свободой внутренней, простотой, открытостью. Неуклюжий Пьер вызывает симпатию, нравится; невысокий князь Андрей кажется неотразимым, блистательным офицером… таковы они благодаря своей душевной красоте. Для Толстого ведь внутреннее важнее внешнего! И любимые его герои привлекают читателя своими качествами, достоинствами духа, а не внешности.

7. Наполеон в «Войне и мире» показан невысоким человечком, совершенно обычным, ничем не выдающимся внешне. Кутузов - грузным, тяжелым, одряхлевшим… но он прекрасен в своем патриотическом порыве - и отталкивает Наполеон, снедаемый честолюбием, алчущий неограниченной власти и единоличного господства, готовый ради этого пролить океаны крови и уничтожить мир войной.

8. Безусловно, духовная красота выше внешней. Но с другой стороны, разве не во славу внешней красоты, не во имя прекрасных ликом были созданы творения гениев? Люди обожествляют красоту своих любимых - тех, благодаря кому ожила их душа, кто одним своим взглядом, словом, жестом, просто присутствием вдохновляет их, наполняет смыслом их жизнь. Александр Блок. «Стихи о Прекрасной Даме»… Прекрасной! - вот оно, восхищение. Божественно-недосягаемый образ, хранимый трепетно, кажущийся непогрешимым, священным. Ради одной улыбки Прекрасной Дамы рыцарь отдаст жизнь не задумываясь, начертав кровью на щите ее инициалы… поэт сплетет венок из слов, бессмертных, сияющих подобно нимбу, чтобы положить к подножию ее трона… почему? Ни один из них не в состоянии разумом понять это.

9. Маяковский, в противоположность Блоку, воспевал не классическую красоту Прекрасной Дамы, не томную Незнакомку, не Изору, - нет, его идеал женской красоты был иным… Времена «гениев чистой красоты» ушли! - провозглашал Маяковский, утверждая новый идеал, боготворимый им:

накрашенную,

Яркость красок, резкость, смелость, живость образа… В двух словах - столько! Он тоже «короновал» и «душу цветущую любовью выжег», но иначе. Поэт прославлял красоту, несущую ему всплески отчаяния, ревности, бешенства, бессонниц.

Тебе в веках уготована корона,

а в короне слова мои - радугой судорог.

Рваные ритмы, неровные строки, высочайшее напряжение нервов. И боль, и горечь, и скачка нервов по комнате, как в «Облаке в штанах», - этому виной красота его возлюбленной… Ей, казавшейся ему небожительницей, ей, кого он любил, проклиная, посвящены его лучшие произведения, обогатившие искусство, историю, человечество! Красота вдохновляет на еще более прекрасное и вечное - даже тогда, когда ранит.

10. Сергей Есенин в «Персидских мотивах» заставил мир восхищаться: перенесся воображением в экзотическую, почти сказочную страну, в Персию… Загадочная, мистическая красота Востока опьяняет, кружат голову ароматы шафрана, шорох мягких ковров под ногами. Женщины в Персии красивы, гибки и нежны… и взгляд из-под чадры что-то безмолвно обещает…

Месяца желтые чары

Льет по каштанам в пролечь

Лале склонясь на шальвары,

Я под чадрою укроюсь…

Но «рязанских раздолий» Ширад Есенину не заменит! И любовь Шаганэ не заглушит воспоминаний о северной холодной красоте оставленной в России девушки. Из двух прекрасных миров Есенин выбирает «край свой милый» - красоту Родины. Земля предков так дорога ему, умеющему видеть в ней больше прекрасного, чем в любом другом уголке мира… Как и Блок, Есенин любит Русь, отождествляя ее с красавицей в узорном платке… Но даже не одну родную землю – весь мир, все прекрасное в нем восхваляет Есенин!

Как прекрасна

Земля и на ней человек!

Настоящая красота будет всегда. Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство прекрасного. Мир будет бесконечно меняться, но останется то, что радует глаз и волнует душу. Люди будут, замирая от восторга, слушать вечную музыку, рожденную вдохновением, будут читать стихи, любоваться полотнами художников… И любить, боготворить, увлекаться, притягиваться, словно железо к магниту, мечтая о ком-то близком и далеком, неповторимом, непредсказуемом, загадочном и прекрасном.

(В.Солоухин «Капля росы»)

Красоту человека можно показать по-разному. Горький писал, что даже в грязной забегаловке, среди бродяг и воров человек может быть прекрасен. Красота мира зависит от человеческого восприятия. Японцы часами созерцают веточку дерева, цветок, красивый камень. Они в частичке природы видят полный ее объем, так как красота не расчленяется, а всегда едина, если смотреть на нее не утилитарно, а именно в поиске этой красоты. В. Солоухин в рассказе «Капля росы» скупыми литературными приемами различил и открыл читателям красоту небогатой деревушки. И эта красота неотъемлемо связана с жителями этой деревушки - крестьянами. Кормильцами..

Путешествия

Вспомним господина Н.Н. из рассказа И.С. Тургенева «Ася». Он путешествовал без всякой цели и плана, останавливался везде, где ему нравилось. Господин Н.Н. ненавидел любопытные памятники, замечательные собрания, «чуть с ума не сошел в дрезденском «Грюне Гевелбе». Н.Н. занимали исключительно одни люди. Он любил бродить по городу, часто ходил смотреть на реку. Природа Германии, студенческий торжественный пир - коммерш, люди занимали его больше, чем достопримечательности и музеи. Может, поэтому судьба подарила ему встречу с Асей.

Павел Иванович Чичиков, герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», приехав в город NN, прошел по его улицам и нашел, что «город никак не уступал другим губернским городам», но так же, как и господина Н.Н., Чичикова больше интересовали люди. Весь следующий день гоголевский герой посвятил визитам, чтобы ближе познакомиться с жителями города.

Писатель

Например, поэму «Реквием» А. Ахматова написала после того, как к ней в тюремной очереди подошла женщина и спросила, может ли она это описать. Поэтесса ответила: «Могу». Так появилась поэма, рассказывающая о трагедии, о муках и боли всей страны.

Роман «Жизнь Арсеньева» И. Бунин написал в эмиграции, во Франции, тоскуя по России. Не написать его он не мог: роман возвращал его на родину, воскрешал лица дорогих писателю людей, заставлял вновь пережить счастливые мгновения. Роман стал невидимой ниточкой, связывающей его с Родиной.

Доброта

Читая текст, я вспомнила повесть В.Астафьева «Последний поклон», посвященную бабушке писателя. Мальчик не раз огорчал ее (чего только стоил случай с земляникой), но бабушка прощала его и лаской, любовью воспитывала. Ее нравственные уроки не прошли даром.

Матрена, героиня рассказа А.Солженицына «Матренин двор», несмотря на перенесенные несчастья, сумела сохранить в себе исключительную доброту, милосердие, человечность, бескорыстие, готовность всегда прийти на помощь другим. Эта благостная душа жила радостями других, и оттого лучезарная, добрая улыбка часто освещала ее простое круглое лицо. Грустно оттого, что после ее смерти никто, кроме автора, по-настоящему не скорбит: не понять людям Матрениного бескорыстия.

Сочувствие

Наташа Ростова, любимая героиня Толстого, ни минуты не сомневается, что нужно отдать подводы под раненых, никакие разумные доводы не в силах ее остановить: юная графиня наделена талантом любить, сопереживать, сочувствовать, и это помогает ей обрести счастье.

В рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» мы знакомимся с Данко, который хотел вывести людей из леса, чтобы они были счастливы, но соплеменники ему не верили. Данко отдал им всего себя. Освещая путь вперед, смельчак сжег свое сердце и умер, не прося ничего в награду себе.

Внутренний мир человека

«Не стоит село без праведника» хотел первоначально назвать свой рассказ А. Солженицын. Истинным праведником, на котором держался поселок, была Матрена Васильевна, всю свою жизнь сумевшая подарить людям так, что они не чувствовали себя должниками. Не понятая и брошенная даже мужем своим, смешная, «по-глупому работающая на других бесплатно», Матрена наделена богатым внутренним миром, поэтому так светло рядом с ней. Ничего, в сущности, не имея, эта женщина умела отдавать.

Природа, несомненно, влияет на душевное состояние человека. Мы радуемся, когда весной покрываются изумрудной кружевной зеленью берёзы, когда в осеннем хороводе кружатся разноцветные листья, когда белый снежный ковёр покрывает землю.

Иногда грустим, когда идёт проливной дождь или злой ветер рвётся в окна. Но природа влияет не только на эмоциональное состояние человека, она может изменить его отношение к миру, к себе, к людям. Этот вопрос нашёл отражение во многих произведениях русских и зарубежных писателей и поэтов.

Вспомним страницы романа Л.Н. Толстого, посвящённые Андрею Болконскому. После тяжёлого ранения, смерти жены он переживает тяжёлый душевный кризис. Отказался от общественной деятельности, занимается только своим имением и больше ничего не ждёт от жизни. По дороге в Отрадное видит старый огромный дуб с корявыми сучьями. Всё вокруг оживает весной, и только этот дуб не поддаётся весеннему пробуждению. Князь Андрей сравнивает себя с этим деревом, думает о том, что и в его жизни всё уже прошло.

После встречи с Наташей в Отрадном, возвращаясь домой, он увидел, что старый дуб преобразился, покрылся шатром тёмной зелени, ожил и по-прежнему радуется жизни. И в Болконском произошла перемена. На него нахлынуло чувство радости и обновления, он снова хочет жить, любить, найти применение своему уму и знаниям. Писатель показывает связь между душевным состоянием своего героя и природой.

Обратимся также к рассказу В. Астафьева «Царь-рыба».
Главный герой произведения, Игнатьич, давно чувствует себя на реке полным хозяином. Нет рыбака удачливее и смелее его. Всегда полны его сети рыбой. На реке Игнатьич — царь и бог. Браконьерство стало целью его жизни. Игнатьич – хороший хозяин, дом его – полная чаша. Рыбу он ловит с детства. Ради неё «забылся в человеке человек! Жадность его обуяла». Игнатьич во всём привык быть первым, лучшим. От людей он отгородился, не нужен ему никто, кроме собственной семьи.

В центре рассказа – описание противоборства человека и царь-рыбы. Когда-то дед предупреждал Игнатьича, своего внука, что, если попадётся ему когда-нибудь царь-рыба, нужно отпустить её с миром и продолжать мечтать о ней. Не внял внук дедовскому совету, захотелось ему показать, что он сильнее царя реки. В результате человек и огромный осетр запутались в самоловах, в их тела впиваются острые крючки.

Много времени провёл Игнатьич в холодной воде, бок о бок с царь-рыбой. Перед лицом смерти задумался о своей жизни, о своих грехах. Вспомнил Глашку, которую когда-то жестоко обидел, жителей посёлка, которых не замечал и не считал себе равными, всех, к кому относился равнодушно и свысока.

Писатель оставляет своего героя в живых. Царь-рыба, набравшись сил, срывается с крючков и уходит в воду. Измученная, израненная, но свободная. А человек прощается с нею: «Иди, рыба, иди! … Я про тебя никому не скажу!» Автор подчёркивает, что не только телу Игнатьича сделалось легче, но и душа его освободилась от каких-то тёмных сил. Природа заставила человека изменить своё мнение о себе, подумать о смысле своей жизни, об отношении к окружающему миру.

Таким образом, мы видим, что природа – это не фон, не декорация. Она великий и могучий источник жизненной силы, красоты. И если человек не враг ей, то она всегда поддержит его, оживит сердце и душу, поделится своей силой и научит радоваться жизни.

На протяжении миллионов лет природа щедро давала человеку все для того, чтобы он мог жить, расти и развиваться.

И чем совершеннее становился человек, тем интенсивнее он использовал целительные силы природы. Влияние природы на человека весьма разнообразно, для примера расскажем о роли в нашей жизни наиболее распространённого компонента ландшафта - растений.

Общеизвестно, что растения дарят нам необходимый для жизни кислород, образующийся в процессе фотосинтеза. Помимо этого, насаждения способны улавливать до 5 процентов пыли летом и до 39 - зимой, поглощать вредные газы. По наблюдениям, проведённым в Туле, загрязнённость воздуха сернистым газом в городском парке даже зимой была почти в 7 раз меньше, чем на соседней улице.

Деревья и кустарники поглощают значительное количество свинца, содержащегося в выхлопных газах автотранспорта, который обладает нейротоксическим действием, способен накапливаться в организме человека и особенно опасен для детей. Содержание свинца в крови городского жителя значительно выше, чем сельского. Наиболее интенсивно поглощают свинец и другие загрязнители воздуха клён, тополь, липа.

В Москве загрязнённость воздуха вблизи зелёных массивов парков Сокольники, Измайлово, Кузьминки в 2-3 раза ниже, чем в районах, лишённых зелени.

Очищая воздух, насаждения способствуют лучшему проникновению солнечных лучей сквозь облака, которые так необходимы нашему организму.

Солнечные лучи богаты ультрафиолетовой радиацией, которая смертельна для многих видов болезнетворных бактерий. «Биологическую очистку» воздуха осуществляют и фитонциды, образуемые растениями биологически активные вещества, которые помимо бактерицидного действия положительно влияют на окисляемость и ионизацию воздуха. Образующиеся отрицательно заряженные ионы снимают переутомление, лечат бессонницу, гипертонию, астму. Насыщенный фитонцидами воздух создаёт ощущение запаха свежести, воздух как бы приобретает сладковатый привкус, который у нас обычно ассоциируется с запахом цветов, трав, тающего снега. В весенне-летний период фитонциды повышают содержание витамина С в надпочечниках человека, усиливают фагоцитарную активность лейкоцитов крови. Наибольшей способностью выделять фитонциды обладают дуб, клён, лиственница, сосна, пихта, берёза, черёмуха, малина.

Повышенная влажность лесного воздуха вызывает ощущение прохлады, вдыхание его усиливает биотоки мозга, увеличивает содержание кислорода в крови, улучшает самочувствие, настроение, снимает головную боль и усталость.

Значительно влияние зелёных насаждений на микроклимат, особенно на такие важные для человека показатели, как температура и влажность воздуха, скорость ветра. В жаркий летний день среди зелени лесов и парков температура на 3-8° С ниже, чем на городских улицах, зимой же за счёт снижения скорости ветра температура на 2-3°C выше, то есть создаются более комфортные условия.

Помогают нам деревья в борьбе с шумом, особенно если у них густые кроны, плотные крупные листья.

Вместе с тем природные лесные шумы: шелест листьев, журчание воды, пенье птиц - положительно влияют на настроение человека. «Лекарственное молчание леса...» - говорят японцы.

Благотворно действует на нас и зелёный цвет растений, он способствует снятию усталости, нормальному наполнению кровеносных сосудов, снижает глазное давление. «Наши чувства приобретают особую остроту, когда мы наслаждаемся видом прелестной весенней зелени», - писал Чарльз Дарвин.

Те, кто смотрел фильм «Сталкер», наверняка запомнил, как главный герой, преодолев множество препятствий, проникает, наконец, в запретную зону - небольшой оазис дикой природы, сохранившийся в мире сплошной индустриализации, и с наслаждением падает в цветущие травы. И к нему возвращаются силы, и наступает душевное успокоение.

О благотворном воздействии природы писал М. Горький: «Лес вызывал у меня чувство покоя и душевного уюта: в этом чувстве исчезали мои огорчения, забывалось неприятное» .

Мы живем в мире вещей, созданных цивилизацией, проводим время в душных комнатах у телевизоров, устаём от шума домашних приборов - пылесосов, полотеров, соковыжималок, бездумно глотаем таблетки от головной боли. Тысячи вещей, окружающих нас, объективно полезны и даже необходимы, но почти каждая из них хоть немного отгораживает нас от живой природы. Убрать пылесос, выключить телевизор и вместо анальгина или аспирина выйти бы в сад, посмотреть на небо и старые деревья, о которых Иван Алексеевич Бунин писал: «Небо и старые деревья, у каждого из которых всегда есть свое выражение, свои очертания, своя душа,- можно ли наглядеться на это?» - какая это была бы прекрасная эмоциональная разрядка.

В трактате «О любви к лесам и источникам» японский поэт Го Си пишет, что умные и добродетельные люди потому любят пейзаж, что среди гор и вод питаемые почвой произрастают деревья и травы, и даже скалы там веселятся весной, как малые дети. «Потому то в эти места удаляются от мира мудрые люди, изучающие жизнь, потому то там резвятся обезьяны и летают аисты, громко крича от радости, которую дарует им природа... Тюрьма - вот что вызывает высокую ненависть человеческого естества».

Красота цветов, деревьев и кустарников, их своеобразное влияние на настроение человека было замечено издавна. «В сосновом бору - молиться, в берёзовой роще - веселиться» - так выразил народ свое восприятие внешнего облика деревьев. Наблюдения врачей в санаторных парках подтвердили, что различные виды деревьев способны вызвать у отдыхающих разное настроение: плакучая ива настраивает на лирический лад и успокаивающе действует на нервную систему, яркоокрашенная крона клёна Шведлера, наоборот, рождает эмоциональный подъем, а стройные ряды пирамидальных тополей или кипарисов создают торжественное настроение.

Экологическому воздействию растений на человека придавалось большое значение уже в XVII веке. В одной из первых научных книг, посвящённых описанию растений России, были такие слова: «Повсюду, где обитают человеки и где есть животные, там растут и прозябения (растения). Они составляют наибольшую часть нашей пищи... они ободряют наши чувства своим благовонием и увеселяют наш взор своими многоразличными цветами и видами; они... чистят и возобновляют воздух, они снабдевают нас... целительными средствами для излечения множества различных болезней, происходящих от образа нашей жизни, уклонившегося от естественного состояния» .

Возвращаясь к вопросу об эстетическом восприятии пейзажа, хочется привести слова Михаила Пришвина: «Вы знаете, как это удивительно и чудесно бывает в лесу, когда через... раздумье станешь понимать себя самого как дерево, а вокруг все будто люди... Это сказка...»

И.П. Павлов писал о «высокой степени уравновешивания человека с внешней средой», как раз имея в виду не только физиологические, но и психологические аспекты.

Это ощущение «уравновешивания» наиболее часто возникает у человека, отдыхающего в природной среде: вечная красота природы особенно остро воспринимается и дарит нам много радости в тех благоприятных экологических условиях, которые создают нам природные факторы.

Развитие нашего общества ведёт не к ослаблению связей между человеком и природой, а к тому, что связи становятся разнообразней, глубже и теснее. И поэтому наше государство делает все возможное, чтобы приблизить природу к человеку, сохранить и улучшить прекрасные природные ландшафты, создать максимальные возможности для отдыха на природе и пропаганды полезности этого отдыха.


В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий литературный пример. В романе Толстого «Война и мир» Андрей Болконский, возвращаясь из Отрадного, замечает старый дуб, преображённый и позеленевший с приходом весны. Слушая пение птиц, любуясь красотой природы и удивительным оживлением дуба, Андрей осознает смысл жизни, в нём просыпаются чувства, возвращается способность любить и быть счастливым. Старый дуб, преобразившийся с наступлением весны, стал для героя символом его душевного воскресения. Природа напомнила герою о том, что мир создан для радости и прощения, и Болконский начинает понимать, что жизнь после боли и горя все-таким имеет продолжение. Таким образом, красота природы способна возродить в человеке веру в себя, в счастливое будущее, и он понимает, что надо идти дальше, несмотря на горький опыт утраты и другие трудности.

О том, как красота природы влияет на образ мыслей человека, пишет в своей повести «Белый Бим Чёрное ухо» Г.

Н. Троепольский. Иван Иваныч отправляется в лес с Бимом на охоту. В жёлтом осеннем лесу среди золотых листьев и лучей солнца герой ощущает себя счастливым, чувствует себя частью мира. Он рад удачной охоте, но ему становится жаль убитой птицы. Его душа противится бессмысленному убийству животных. Живой солнечный лес и мёртвая птица – в этом противопоставлении рождается целая трагедия безжалостного отношения человека к братьям своим меньшим. Молчание леса вторит внутреннему голосу Ивана Иваныча, сострадающему всем живым существам. «В осеннем солнечном лесу человек становится чище, »- пишет Троепольский. Так, красота природы способна повлиять на нравственные качества человека, осознание ответственности за свои поступки, вызвать сострадание и привести к душевному очищению.

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями

Консультация для педагогов

Составил:

музыкальный руководитель

Бауэр.Л.М

Игрим

2013

«Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного…» : в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей… Р.Тагор

Красота мира начинается с красоты души... Красота - это вечность, длящаяся мгновение.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита эстетики присущи ей изначально.

Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.

Д.С. Лихачев сказал однажды, что «человека сначала надо посадить за стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве искусства». Мы считаем, что начинать приобщать человека к искусству надо как можно раньше - с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.

Эстетическое воспитание есть часть педагогической науки, непосредственной же теоретической основой его является эстетика.

Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Эстетическое воспитание - процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика - это приобщение к искусству.

Эстетическое воспитание включает:

Знание законов, по которым создаются произведения искусства;

Воспитание в человеке желание познать мир прекрасного;

Развитие творческих способностей.

Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства, украшает жизнь.

Когда мы приобщаем детей к прекрасному, надо понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а где подделка.

Поэтому взрослым необходимо знать особенности эстетического воспитания:

Рассказывая о прекрасном, педагог акцентирует внимание на чувствах, а не на содержании.

Эстетическое чувство воспитатель связывает с сенсорным развитием, т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию детей.

Ребенок подражателен, поэтому педагог должен давать только положительные примеры для подражания.

Задачи эстетического воспитания по программе:

1.Воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать художественный вкус, т.е. радовать не только яркому, броскому, но уметь давать оценку, выражать свое мнение.

2.Воспитывать эстетику поведения.

3. Развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить, читать стихи и т.д.

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка: здание, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки.

Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

Вторым, не менее важным условием, является насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т.д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Третье условие - активная деятельность самих детей, т.к. создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социально, природной, предметной среде.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт ребенка, его побуждения, стремления, переживания.

Детство, можно сказать, насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире - и большое, и малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все восхищает дитя, влечет его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без всякой мысли о возможном его использовании». Можно поэтому утверждать, что отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер: эстетическая установка доминирует в детской душе. Тут есть глубокая связь с тем, что детство, по преимуществу заполнено играми, т.е. деятельностью, сознаваемая цель которой заключается в самом процессе деятельности, свободной и в субъекте игры и в ее объекте.

Психология игры не только близка, но и можно сказать, идентична психологии эстетической жизни. Слабый еще интеллект не выносит трезвого и критического отношения к действительности. «Радостно и свободно глядит ребенок на мир, не думая извлекать из него пользы, не превращая его в «проблему», загадку, - а прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находит». Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в какой бы ни было форме, привлекает и увлекает ребенка. Ребенок любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценическое представление. Другая, в высшей степени характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим восприятием.

К трем годам ребенок должен отчетливо проявлять эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает все яркое и блестящее, но ребенок надо учить отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.

Сначала выделять красивое, обращать внимание на эстетические объекты:

«Посмотри, как красиво». Впоследствии ребенок сам начинает замечать красоту в окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям. Чем дальше идет развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает в нем эстетическая жизнь. Хотя нам малодоступен мир ребенка в течение раннего детства, но для нас, бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу - и все его отношения к людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями. Эволюция эстетических переживаний в течение детства заключается в том, что они охватывают все большую сферу, что объем их все ширится.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «…Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».

Постепенно, благодаря обучению, у детей формируется эмоциональная отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы.

Также большой вклад в эстетическое воспитание детей вносят их творческие способности. Они проявляются не только, когда они занимаются ручным трудом, но и во время различных представлений и развлечений.

Развлечения, являясь формой активного отдыха, становятся радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций, поднимают настроение и, в то же время, они объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов.

Но богатейший эмоциональный опыт дает детям природа.

Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются на художественно-речевых занятиях. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу « вечным образцом искусства ». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал : «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства» . Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С.В. Рахманинова, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед педагогами.

Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада, школы и семьи, то оно может задержаться. Поэтому педагог должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

В.А. Сухомлинский говорил: « Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне.

Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги. Эстетическое воспитание является организованным, активным, целеустремленным процессом. Составными элементами его являются развитие интереса и любви к природе, привитие умений и навыков замечать красивое, любоваться им, способности проявлять чувство прекрасного при восприятии явлений природы. Чтобы эстетическое восприятие явлений природы детьми было целенаправленным, необходимо постоянное руководство воспитателя. При наличии педагогического руководства у детей воспитывается умение сопоставлять воспринятые предметы и явления, сравнивать их между собой, выделять их форму, окраску и характерные особенности. Задачи, которые воспитатель ставит перед дошкольниками, активизируют, конкретизируют, облегчают восприятие, способствуют их эстетическому развитию.

В чем же красота человека?

Красота человек, зависит оттого, какой человек в жизни. То есть он не зависит от красоты, а от души, какой человек. Если человек красив, но не имеет души, которая очень нужна в наше время. Душа должна быть в людях, как относишься, чем занимаешься. Человеку очень нужна душа в дружбе, чтобы он мог отблагодарить, сделать хорошее людям, Всем...

Как же можно понять каков сам человек? Часто, мы все определяем по одежке, а не по делам.

Наверное, самое главное, что должно быть у человека - любовь, доброта, щедрость. Без этих нравственных характеров обойтись нельзя...

Каждый, каждый, когда мы дарим, здороваемся, что угодно, делаем, мы должны делать это с ДУШОЙ.

Душа-это самое главное, что есть у человека!

Красота человека - это когда у человека красивые черты лица, когда он опрятно и со вкусом одет, когда он хорошо воспитан, когда от беседы с ним ты сам становишься богаче.

Часто бывает, что человек не отличается яркой внешностью, но от общения с этим человеком исходит обаяние, и мы говорим: «Красивый человек!». Красота человека это не только его приятная внешность, но и его интеллект, характер, воспитанность. Красота человека в его всестороннем развитии, не зря говорят, что

"Красота человека - в красоте характера".

Разработчик:

Музыкальный руководитель отделения реабилитации

физическими и умственными

возможностями Л.М.Бауэр

Подпись расшифровка подписи

Согласовано:

Заведующий отделением реабилитации

несовершеннолетних с ограниченными

физическими и умственными

возможностями С.А. Никифоренко

подпись расшифровка подписи

Ф.И.О

Дата ознакомления

Роспись