Что такое творчество? Написанный на холсте пейзаж, или стих, наполненный душевными переживаниями, новый архитектурный шедевр или вкуснейшее блюдо, приготовленное поваром? Творчество, вдохновленное порывом души выражается в разных вещах, оно уникально и бесценно не только для автора, но порой и для всего человечества.

Творчество - что это?

Уникальность – это основной критерий этого понятия. Само же понятие «творчество» подразумевает процесс деятельности человека, который создает определенные ценности, как материальные, так и духовные. Такой результат может получиться только у автора данного творчества. Этот факт и придает ценность конечному результату. При этом в процессе производства творчества автор выражает свои личностные аспекты.

Психология творчества

Наука, техника, виды искусства, обычный день в повседневной жизни – все это может быть сферами, в которых человек проявляет свою уникальность. Целый раздел психологии изучает творческую деятельность человека. Психология активно изучает творческое и , вдохновение, воображение, индивидуальность и интуицию. Долгие годы изучения этих областей так и не выдали четкие ответы на вопросы, что такое творчество и как его внедрять в жизнь простых людей. В основу психологии творчества положены отношения, которые складываются между автором и продуктом.

Философия творчества

У человека не существует предела в мире желаний и фантазий. Эгоист желает всего того, чего нет у других людей, человек, который одержим мечтой, желает того, чего не существует в природе, у разумного человека жажда творчества выливается в . Вся философия творчества направлена на то, что была создана гармония и красота, а созданные шедевры служили на благо цивилизации.

Виды творчества

Творческая личность может искать реализацию своих идей, замыслов, полетов фантазии в разных видах деятельности:

  1. Научное творчество – различного рода открытия, конечный продукт – знания.
  2. Техническое творчество – практическое ил технологическое развитие, конечный продукт – механизм или конструкция.
  3. Художественное творчество – эстетическая основа мира, стремление к прекрасному. Конечный продукт – художественный образ (поэма, картина, скульптура).
  4. Сотворчество – это восприятие произведений искусства, их интерпретирование.
  5. Детское творчество – процесс воображения ребенка, его фантазия.
  6. Педагогическое творчество – особый подход к преподаванию знаниям, его цель научить чему-то новому.

Что развивает творчество в человеке?

Четкого, определенного ответа на поставленный вопрос не может дать никто. Для того что бы открыть и развить человек должен ответить сам себе на вопрос, что такое творчество конкретно для него? Развитию способностей человека в творчестве может поспособствовать гармония, стоит попробовать посмотреть на привычный мир другими глазами, под новым углом. Очистив свое сознание намного проще зачерпнуть, то новое, что предложит мир. Настоящий творец живет, в каждом человеке.

Что способствует творчеству?

Терпимость к окружающему миру и внутреннее спокойствие - это основа творческого процесса. Открытому для мира человеку, лишённому стереотипов и предрассудков легче ощутить тончайшую материю творчества, почувствовать легкое дыхание музы у себя за спиной:

  1. Стоит найти мелодию, которая оказывает положительное влияние на творческий процесс.
  2. Письмо от руки, а не с помощью компьютера способствуют творчеству.
  3. Медитация - лучший способ расслабиться привести мысли в порядок.
  4. Занятия свободными ассоциациями разбудят воображение.
  5. Не стоит зацикливаться, стоит порой подумать о чем-то далеком. Например, о том, как встречать Новый год в 2030 году.
  6. Синие и зеленые цвета влияют на творческие способности.
  7. Смена обстановки может поспособствовать творчеству.
  8. Смейтесь, даже через силу. Это окажет положительное влияние на головной мозг.
  9. Сделайте что-то руками.
  10. Тренируйтесь. Во время занятий спортом не только укрепляется тело, но и в значительной степени раскрепощается мозг.
  11. Попробуйте что-то новое. Жизнь и творчество тесно связаны, новые эмоции может принести, например, поездка за границу, покорение гор, погружение на глубины морские.
  12. Спите, то самое «утро вечера мудренее» действительно работает.

С чего начинается любое творчество?

Замысел или задумка, это начало любой работы художника, композитора, писателя, изобретателя, модельера. Творческий процесс начинается с образного наброска, замысла всего произведения. У каждого индивида этот процесс проходит по-своему, но всегда делится на три этапа. Без соблюдения подобного плана действий замысел будет рождаться стихийно и не всегда воплощаться в жизнь.

  • познание и творческая переработка впечатлений;
  • возникновение художественного замысла;
  • реализация замысла.

Творчество и воображение

Новые образы создаются на основе реальности окружающего мира. Но приправленные воображением они делают творчество по истине уникальным. позволяет получить представление о чем-либо при этом, не входя с ним в контакт. Творчество в жизни человека всегда связано с воображением, его примеры можно увидеть при изучении процесса создания. Например, при создании сказочных существ и различных предметов используются особые приемы.

  • перемещение – субъективное перенесение объекта в новые, непривычные ситуации;
  • типизация – отнесение объекта к определенному типу;
  • аналогия – создание образа по аналогии с другим;
  • преувеличение или преуменьшение;
  • придача – объекту приписываются новые функции и свойства;
  • агглютинация – создание образа из двух разных идей.

Творчество и креативность

Зачастую большинство людей воспринимают данные понятия, как одно целое. Но такое сравнение ошибочно. Слово «креативность» в конце 80-х годов пришло в бизнес-сообщества, а уже после стало употреблять в широких кругах. Креативность – это способности, которые может проявить человек в нестандартном, творческом мышлении, его способность к выдвижению уникальных идей. Творчество подразумевает деятельность по созданию, способность преодолевать стереотипы, это мотивация к новому. Творчество и креативность тесно связаны, их все сложнее отделить друг от друга.

Как развить творческие способности?

Стремление к большему, это нормальное развитие человека в любой области. человека безграничен, а при правильной его тренировке он может удивить владельца, который сомневался в наличии хоть каких-то творческих зачатков в своей личности:

  1. Утренний ритуал. Проснувшись, сразу берем ручку, блокнот и пишем. О чем? Обо всем! Главное писать, можно особо и не думать. Писать следует минимум 750 слов.
  2. Задаем вопрос к любому объекту или действию: «А что, если бы?». Например, а что, если бы собаки умели разговаривать? А что, если бы все люди в мире замолчали? Этот метод призван .
  3. Дробление и соединение разных слов. Такой метод обязательно заставит мозг отключить привычное мышление и включить фантазию. Необходимо взять два разных слова их раздробить соединить. Например, подушка + одеяло = подуяло, шторы + тюль = штоль.
  4. Метод Торренса основывается на однотипных каракулях, которые еще называют дудлами. На листе бумаг стоит нарисовать одинаковые символы (несколько кругов или квадратов, кресты, ромбы и так далее). Включаем фантазию и рисуем с использованием нарисованных фигур.
  5. Метод фокальных объектов. «Берем» случайный объект, например карандаш, расчёску, небо и открываем книгу (газету, журнал) на любой странице. «Хватаем» случайные 5 слов, связываем их с предметом в историю.

Творческий кризис

Фантазия не включается, вдохновение не приходит, вокруг все серо и мрачно и явно не способствует рождению новой идеи или шедевра. может коснуться любого человека, деятельность или жизнь которого так или иначе связана с творчеством. В чем же кроется проблема творчества? Не стоит искать ответы в окружающем мире, при этом не разобравшись в себе. Поиск ответов на вопросы «Что такое творчество? Как начать снова творить? Где найти творческое вдохновение?» будут безрезультатными, если человек не найдет в себе силы для обретения спокойствия.

  1. Необходимо творить (писать, рисовать, конструировать и так далее) в одном том же месте.
  2. Стоит отвести одно и то же время для творческой деятельности.
  3. Перед началом работы стоит прослушивать одну и ту же песню.
  4. Использовать для работы одни и те же вещи, например для письма один и тот же текстовый редактор, для рисования привычные кисти и мольберт.
  5. Следует работать каждый день, порядок больше всего уничтожают выходные.

Книги о творчестве

Черпая вдохновение из книгах, многие окрыляются жизнью героев, примерами их жизни. Мир творчества необычный, яркий и страстный представлен во многих работах известных авторов:

  1. «Кради, как художник» Остин Клеон . Автор рассказывает читателям, о том, как открыть в себе творчество.
  2. «Муза, где твои крылья?» Яны Франк наполнена вдохновением и написана для людей, которые решили посвятить все свою жизнь творчеству.
  3. «Воплощение идей» Скотта Белкси расскажет, как преодолевать сомнения, расставлять приоритеты и достигать результата.
  4. «Гениальность на заказ» от автора Марка Леви предлагает необычный способ находить решение проблемы - фрирайтинг.
  5. «Сотвори и продай» С. Воинская . Книга рассказывает, как продать свое творение.

Научно-художественное творчество

Введение

Глава 1 Творчество как форма деятельности человека

1.1 Определение творческой деятельности

1.2 Социально-исторические основы творческого процесса

1.3 Концепции художественного творчества

Глава 2 Психологические особенности процесса творчества

2.1 Мир чувств художника

2.2 Детское творчество и развитие художественных способностей

Заключение

Список литературы

Введение

В творческой деятельности большого художника, так же как и ученого, совершающего подлинные открытия, проявляются самые высокие возможности человеческой натуры. Детально рассмотреть, осмыслить, понять проявления такой интенсивной творческой деятельности, увидеть особенности ее протекания необходимо для понимания сущности человека.

При обращении к научному анализу творчества художника приходится принимать во внимание во внимание известные трудности в истолковании характера протекания психических процессов, с которыми мы встречаемся. Они связаны со специфическими чертами работы художника, которые связаны ее сложностью и тем, что творческий процесс имеет для художника ярко выраженное личное значение.

Так, например, речь может идти о том своеобразном состоянии и самочувствии, возникающем нередко у художника, которое они сами называютшхэ вдохновением, творческим восторгом, внезапным озарением и т.п. Это состояние имеет очень своеобразные черты.

Данная работа не претендует на всестороннее исследование сихологии художественного творчества. Задача ее — проследить в общих чертах этапы создания художественного произведения, рассказать об основных закономерностях этого процесса, которые формирую концепцию психологии художественного творчества.

ГЛАВА 1 Творчество как форма деятельности человека

1.1 Определение творческой деятельности

Творческая деятельность - это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к общественной деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечение неявно связанных элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости.

Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказываться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, целостность восприятия и другое.

Творчество- это результат деятельности. Однако, внутри самой деятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Хотя есть и такие моменты, акты деятельности, в которых творческое начало выражено не столь явно.

Благодаря многим сиюминутным, мгновенным порывам рождается идея, неся за собой некий творческий потенциал, воплощением которого можно восхищаться по прошествии многих и многих лет. Так, например, А. С. Пушкин, увидев Анну Керн, написал знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и таких примеров в любом виде искусства множество.

Человеческое творчество разносторонне. Оно проявляется повсюду. Среди нас немало изобретателей, новаторов. Русский философ В. И. Вернадский размышлял над тем, как видит нашу планету марсианин, если, конечно, на Марсе есть жизнь. И в голове ученого родилась идея: наверное, инопланетяне созерцают не синеву морей, не зелень лесов, а некое свечение мысли.

В самом деле, над мертвой материей в следующей за ней жизнью возник еще один пласт - сфера мысли. Огромные духовные богатства, которые созданы человеком, как бы опоясали весь земной шар. Пламя мысли жарко окутывает нашу планету, расстилаясь вне биосферы, то есть сферы активной жизни, над ней… Вернадский назвал это «мыслящим пластом» - это сфера одухотворенной мысли, величественной манифестации человеческого ума.

Разграничить творческую и нетворческую деятельность человека нелегко. Бердяев подчеркивал: творчество неотрывно от свободы, и это должна быть, в первую очередь. Свобода духа. Тайна творчества есть тайна свободы. Загадки творческих способностей присущи каждому человеку, любой нормально развивающейся личности.

Проявление творческих способностей варьируют о крупных и явных до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются в решении повседневных творческих задач (их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе).

1.2 Социально-исторические основы творческого процесса

Художник, как человек, который посвящает себя деятельности в сфере искусства, мог появится только в определенных условиях развития общества и человеческой культуры. Он сформировался не раньше, чем возникла отчетливая потребность общества в произведении искусства, а следовательно и в людях, которые могли бы такие произведения создавать.

В жизни человеческого общества на известном уровне исторического развития появились такие специфические ценности, как произведения искусства. И эта социальная ценность должна была стать достаточно общей и значимой, чтобы занять определенное место в сознании людей.

Появление в обществе профессиональных художников связано с разделение труда, которое создало для этого определенные материальные и духовные условия. На определенном, на достаточно раннем историческом этапе развития человечества возникает общественная потребность - в осмыслении окружающей жизни и бытия людей.

Образуется так же потребность в устойчивом запечатлении каких-либо событий, того, что является значимым для людей своего времени, для эпохи в целом. И вот появляются памятники культуры, рождаются устные и письменные произведения.

Появление художника тесно связано с социальным развитие общества. Именно поэтому в работе художника проявляется то, чем живет его время, его эпоха. Это сказывается и в отборе им сюжетов, и в характере освещения показываемых им явлений жизни. Вместе с тем в обществе, разделенном на классы, художник наряду с тем, что он воплощает в своих произведениях то общее, что характеризует эпоху в целом. Выражает в них более или менее отчетливой форме и то, чем живет тот класс, та социальная группа, к которой он принадлежит, чьи воззрения и отношения к жизни он разделяет.

1.3 Концепции художественного творчества

В этом смысле художник всегда тенденциозен. Идеалистическая концепция о том, что творческий процесс художника протекает в сновидном состоянии. Он находится как бы в состоянии сна, когда возникают в его голове строфы стихотворения или литературной новеллы. Об этом говорил поэт-романтик Новалис.

Гегель писал в своей «Эстетике»: «Нелепо думать, что подлинный художник не осознает того, что он делает... Человек не достигает без размышления сознания того, что в нем живет, и поэтому-то на всяком большом произведении искусства видно, что материал его долго и глубоко взвешивался и продумывался по всем направлениям...»

Но несмотря на критические замечания Гегеля, появляется достаточно много идеалистических и антинаучных концепций о психологии творчества художника в философской, эстетической и другой литературе.

Э. Гартман, автор «Философии бессознательного», выступает во второй половине XIX века с утверждением о невозможности, якобы науки о творчестве, поскольку «лежащий в основе (творчества) бессознательный процесс ни в коем случае недоступен самонаблюдению».

Однако если обратиться к объективным данным творческого процесса — планам, наброскам, этюдам, черновым вариантам произведений искусства, а также к свидетельствам самих художников, то становится очевидным, что процесс этот осознанный, а следовательно, и поддающийся научному изучению.

Внешне может показаться более обоснованным иное утверждение Гартмана, которое выражено в такой форме: «Концепция гения есть независящее от воли страдательное восприятие; всего менее является она плодом самых напряженных поисков; напротив, она возникает совершенно неожиданно, как бы упав с неба — во время путешествия, в театре, в беседе, всюду, где ее менее всего можно ожидать и всегда внезапно и мгновенно». Однако в данном случае Гартман путает психологические условия, при которых может возникать замысел, идея произведения (неожиданно, в какой-то момент) с причинами его появления, которые заключаются как раз в длительной и напряженной подготовке художника к будущим творческим актам, как мы это увидим в дальнейшем.

В XX веке концепция о роли бессознательного в творчестве художника выступает в разных формах. Так, оказалась модной и получила распространение среди критиков и деятелей искусства теория Фрейда. Это теория, поднимающая на щит начало бессознательного в жизни и деятельности людей, утверждает, что силой, движущей поступками и поведением людей, является секс; (либидо), выступающий в разнообразных, иногда завуалированных формах. И творчество художника, определяющееся иррациональными импульсами, является не чем иным, как своеобразным проявлением либидо. Эти сексуальные устремления получают свое выражение в избранной тематике и характере самого содержания произведений искусства.

Исходя из фрейдистской концепции, буржуазный психоаналитик Отто Ранк истолковал соответствующим образом творческую деятельность актера и деятельности драматурга. «Эдипов комплекс», заключающийся в эротическом стремлении сына к матери и в скрытой ненависти к отцу, ставится во главу угла в подходе к ряду произведений драматургической литературы. Достаточно сказать, что поведение Гамлета объясняется фрейдистами преимущественно эротическими мотивами. Он будто бы испытывал неосознанную, противоестественную страсть к королеве-матери и это определяло его поступки.

Нелепо думать, что принцип пансексуализма, утверждаемый Фрейдом, и сводящий художественное творчество к подсознательным, преимущественно сексуальным инстинктам, даже и в сублимированном, т. е. измененном виде, может объяснить всю сложность деятельности человека, которая связана для него прежде всего с необходимостью жить и жить в человеческом обществе. Такой принцип представляет в искаженном виде всю систему человеческой мотивации. Он зачеркивает огромную роль сознания в определении поступков человека, которая хорошо известна всем по непосредственному опыту.

На самом деле, (именно сознательные устремления художника к выполнению творческой работы, связанные с глубоким осмыслением своей деятельности в сфере искусства как творческого отражения реальной действительности, и приводят к активизации всех сил воли и ума художника для осуществления творческих актов. И лишь при таком подходе к психологии творчества можно объяснить сложную структуру и многообразие творческих операций, которые выполняет художник при длительной работе над произведением искусства.

Совсем недавно Эрих Нойман,автор книги «Глубинная психология и этика», утверждал следующее: «Мы знаем, что творческая власть бессознательного захватывает индивидуума с автономной силой инстинктивного побуждения и овладевает им без малейшего учета жизни индивида, его счастья, его здоровья. Творческий импульс порождается коллективом: подобно всякому инстинкту, он служит воле народа, но не индивида». Понимание творчества как следование некоему фатуму является сегодня довольно характерным для ряда зарубежных мыслителей.

Таковы наиболее распространенные идеалистические концепции о сущности творческого процесса художника. Все он искажают реальный процесс деятельности художника, условия его возникновения и протекания, примитивизируют сложный и многоплановый характер психических процессов человека и сводят их к тем или другим проявлениям бессознательных инстинктов. Вместо изучения творческой работы художника в ее многообразии они произвольно выхватывают отдельные высказывания художников о процессе творческой деятельности в угоду определенной концепции истолковывают их. Так, под внешностью «углубленного» подхода к явлениям творчества на самом деле утверждается антинаучный подход к ним.

Но если мы отвергаем подобные теории как неверные и ненаучные, то из этого не следует, что мы отбрасываем и те реальные факты в творческой деятельности художника, которые послужили толчком к появлению подобных концепций.

Задача научной психологии состоит в том, чтобы дать объяснение всему тому многообразию психических процессов и состояний, которые имеют место при творческой деятельности художника, протекающей по-разному и характеризующейся разнообразными чертами в зависимости и от области искусства, и от индивидуальных качеств художника.

Когда мы анализируем творческий процесс художника используя их отдельные высказывания, письма, записи, дневники, а также наблюдения за их работой близких людей, (то перед, нами предстает очень сложный и комплексный в психологическом отношении процесс.

Глава 2 Психологические особенности процесса творчества

2.1 Мир чувств художника

В творческую деятельность, если она становится жизненным призванием, вовлечен весь человек, с присушим ему отношением к действительности, с его убеждениями и взглядами, с основным кругом его запросов и интересов, с миром его чувств и побудительных мотивов его поведения. Во время творческого процесса мобилизуются все душевные силы художника не весь прошлый опыт впечатлений, различного рода переживаний и т. д. И эта комплексность психологической деятельности объясняет некоторые специфические особенности процесса творческой работы художника.

Так, в определенные периоды жизни художника, когда он весь устремлен со своими помыслами, желаниями, надеждами в область творчества, несмотря на осознанную в целом направленность творческой деятельности, могут проявляться многие неосознанные его устремления, могут неожиданно всплывать о сознании события его прошлого опыта, непредвиденно возникать в воображении некоторые образы, а также творческие решения, новые комбинации образов и т. д. В такие моменты могут как раз переживаться отдельные элементы работы как внезапное озарение, интуитивное постижение каких-то новых сторон человеческой жизни в знакомом сюжете и т. д.

Научное рассмотрение психологии художественного творчества связано с изучением многих проблем. Тут и вопрос о стадиях творческого процесса художника, о роли отдельных компонентов его психической жизни в этом процессе — мышления и фантазии, памяти и чувств и т. д. Тут и вопрос о природе вдохновения и психологических условиях, которые содействуют его возникновению, о соотношении осознаваемых и неосознаваемых элементов в работе художника и т. д.

Все эти сложные и порой противоречивые явления психической деятельности во время творческого процесса художника, вопреки взглядам идеалистов, безусловно доступны для научного рассмотрения, тем более что вообще нет ни одной области психической деятельности, которая принципиально не поддавалась бы научно-психологическому изучению.

Отзывчивость художника на явления действительности, психологически проявляющаяся в различных формах, — это отзывчивость особого рода. Художник не просто откликается переживанием на то или иное явление, происшествие, событие, но и переосмысливает его, видит в нем то, что может сделаться опорным пунктом для творческого перевоплощения и быть запечатленным в тех или иных образах искусства.

Тяга к творческому запечатлению того, чем был затронут художник в воздействиях жизни и поиск тех выразительных, форм и средств, в которых может быть воплощено художественное содержание, имеет разный уровень и разную побудительную силу.

Конечно, деятельность всякого человека определяется всегда не одним, а целой группой мотивов. Это относится и к деятельности художника. Однако всегда в этой группе мотивов имеются такие, которые обладают доминирующим характером, И вот, когда искусство — будет ли это творчество композитора, романиста, режиссера, живописца — стало призванием, превратилось в большую, а иногда всепоглощающую страсть, то оно меняет психологию человека, направленность его личности. И это сказывается в его «жадности» к любимой работе.

Так, девяностолетний Тициан продолжал до последнего своего дыхания заниматься творческой работой. О его неустанном, исполненном творчества труде убедительно свидетельствует впечатляющая, написанная в полную силу мастера картина «Святой Себастьян», находящаяся в Государственном Эрмитаже в Ленинграде, которую он написал в возрасте 90 лет, незадолго до гибели от чумы.

Когда в старости у И. Е. Репина стала сохнуть правая рука, он начал учиться писать картины левой рукой, лишь бы работать. О. Л. Книппер-Чехова, уже на склоне лет, говорила о том, какой неисчезающий «голод» она испытывает к актерским ролям, которые ей хотелось бы исполнить. «Так и умру вечно голодная!».

Все это приводит к иному, более высокому уровню мобилизации творческих потенций.

Итак, осуществилась такая организация личности человека, которая свидетельствует о том, что действительно сформировался человек-художник.. Он готов к творчеству и ради такой творческой деятельности он использует свою острую наблюдательность, тонкую восприимчивость, богатое воображение, все силы ума, свои способности и навыки, которые позволяют ему убедительно запечатлеть то, что он хотел бы воплотить в произведении искусства.

2.2 Детское творчество и развитие художественных способностей

При традиционных формах обучения ребенок, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т. д. Однако, он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы, следовательно, не приобретает опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специфического опыта.

Поэтому нередки случаи, когда выпускник средней школы, успешно овладевший материалом школьной программы, не справляется с конкурсными экзаменационными задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного похода к их решению. Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя.

Эти способности формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотез не может заменить в развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно так же, что для решения ряда проблем приходится отбрасывать все традиционные пути и рассматривать их под совершенно новым, неожиданным углом зрения.

Однако, знание этого не обеспечивает нахождение нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практический опыт развивает данную способность. Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия.

Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом и способы решения которых уже известны. Поэтому для процесса обучения определение творческой деятельности требует корректив. Дети в подавляющем большинстве не создают новых ценностей для общества. Они воспроизводят ценности обществу уже известные и толко в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности старших, могут создавать новые ценности и для общества.

Отсутствие общественной новизны в результатах творчества не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Этапы творческого процесса, присущие ему закономерности проявляются в равной мере в деятельности ученых, так и деятельности школьников. На ранних этапах обучения проявление общности творческого пути только осложняется отсутствием у учащихся необходимой культуры.

Чем раньше дети приобретают умение корректного доказательства, способность к последовательному рассуждению, к соотношению полученного решения задачи с искомым, тем больше выявляется общность творческого процесса научных работников и детей. Поэтому, применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта.

Творчества имеются в жизненной деятельности каждого ребенка. Это ярко выступает уже в дошкольном возрасте, когда почти каждый ребенок занимается словотворчеством. Начало творчества выступает и в играх ребенка, и в его рисовании. Достаточно вспомнить яркие, запоминающиеся, необычные и по цветовой гамме, и по форме предметов рисунки детей. Но детское творчество, то есть созидание ребенком чего-то нового в его жизни, далеко не всегда приобретает социально значимые формы. И по мере того как он начинает усваивать общественно принятые формы восприятия вещей и событий, его творческая активность значительно снижается. Вместе с тем у некоторых детей тяга к искусству, к творчеству становится не преходящим эпизодом, а значимым фактом жизни. При этом характерно, как это показывают наблюдения над одаренными детьми, тяга ребенка к искусству имеет разный характер..

В этом отношении чрезвычайно интересно проследить пути к музыкальному творчеству П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова в годы их детства.

Так, Чайковский-ребенок воспринимал музыку в первую очередь как источник сильного эмоционального воздействия, и таковы были связанные с музыкой его первые детские впечатления.

Фанни Дюрбах, жившая в семье Чайковских в качестве гувернантки, рассказывает про маленького Чайковского: «После занятий или долгих фантазировании на фортепиано, он приходил к ней всегда нервный я расстроенный». Однажды у Чайковских были гости и весь вечер прошел в музыкальных развлечениях. Когда Фанни Дюрбах пришла к мальчику в детскую, он еще не спал, и с блестящими глазами, сально возбужденный, плакал. На вопрос, что с ним, он отвечал: «О эта музыка, музыка! Избавьте меня от нее! Она у меня здесь, здесь, — рыдая, указывая на голову, говорил мальчик, — она не дает мне покоя».

Что же касается Римского-Корсакова, то эмоциональная сторона музыки в детские годы почти не играла для него никакой роли. Он шел к музыке и от воображения, и от своих редких способностей к владению музыкальным материалом. В своих воспоминаниях о детских годах Римский-Корсаков писал: «Ради игры, ради обезьянничания, совершенно в том же роде, как я складывал и разбирал часы, я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты».

Таким образом, мы можем встретиться с различным подходом к искусству у человека, который начинает становиться художником.

Впоследствии же, в процесс творческой деятельности включаются уже все стороны его психической жизни. В период возрастного развития в будущем художнике на основе его природных предрасположении происходит в процессе музыкальной деятельности формирование таланта, то есть человек, обладающий природными задатками к деятельности в той или другой сфере искусства, превращает свои задатки в реальные творческие способности.

Так, например, в процессе «действенного оперирования со звучаниями, — пишет С. Л. Рубинштейн, — под влиянием разных условий, включая и чутко воспринимаемый интонационный строй родного языка, и музыкальный строй народных напевов, и классические образцы музыкального творчества, совершается отбор небольшого числа стержневых музыкальных «ходов», к которым у больших музыкантов присоединяется незначительное количество не отобранных, а счастливо заново найденных... Это закрепление в слухе, превращение, таким образом, а «природное» достояние музыканта, отобранных в процессе его развития способов построения музыкальных произведений и есть основной акт формирования музыкальных способностей».

Таким образом, не инстинкты, якобы изначально заложенные в человеке, делают его художником, а сложный процесс развития его природных задатков, сопровождающийся преобразованием психического строя личности. В зависимости от особенностей процесса развития растущего конкретного индивидуума, характера стимулирования его творческих способностей и устремлений, условий среды мы можем говорить о более раннем или позднем созревании таланта художника и его воплощении в реальных произведениях искусства.

Мы хорошо знаем из биографий многих выдающихся деятелей искусства, что стремление к творческой деятельности может возникать у одних на более ранней ступени развития, у других несколько позже. Так, например, если Моцарт, Чайковский, Лермонтов уже в очень раннем возрасте начинали заниматься творческой деятельностью, то Тютчев, Аксаков стали художниками значительно позже, уже в зрелые годы жизни.

Процесс формирования человека как художника происходит одновременно с формированием его как человеческой индивидуальности, со своим собственным отношением к ценностям культуры и человеческим взаимоотношениям, с своим собственным подходом к окружающим явлениям жизни. Так создается то индивидуальное видение мира, которое сказывается в творчестве каждого талантливого художника. Оно проявляется в излюбленных им темах, в специфически присущем ему характере толкования жизненных событий, явлений природы, поведения

2.3 Этапы создания произведения искусства

Выявление психологических этапов создания произведения искусства является по сути дела своеобразной реконструкцией этого процесса, который выступает в виде некоторой типической и обобщенной модели. Мы хорошо знаем, что ни один художник не занимается специально фиксацией этапов своей творческой работы. Поэтому воссоздать этапы психологических процессов, которые приводят в конечном счете к завершенному произведению искусства, довольно трудно.

Художественное творчество различных деятелей искусства характеризуется большим разнообразием. Это разнообразие порождается не только свойствами и чертами той области искусства, в которой работает художник, но и особенностями его индивидуальности, а также характером создаваемого произведения.

Одно дело создание песни или же многочастной сонаты, маленькой новеллы или большого романа; небольшого пейзажа или большой многофигурной композиции. В психических процессах, характеризующих творческую деятельность художника, мы можем встретиться и с переплетением нескольких стадий работы, которые выступают в известной одновременности.

Кроме того, в результате накопления творческого опыта у художника часто происходит «свертывание» отдельных актов творческой деятельности. Они становятся более сжатыми и короткими, а потому и хуже осмысливаются в своих составных звеньях художником. Эти Особенности изменений в протекания сложных мыслительных процессов способствуют тому, что художник может в состоянии большой активности и эмоционального подъема как бы мгновенно, интуитивно прийти к важному творческому решению.

Однако мы знаем и другое. В ходе накопления творческого опыта художник начинает уже лучше осознавать, какие приемы работы, какие способы подхода к творческим задачам являются для него более плодотворными и успешными и соответственно.

Выявление психологических этапов создания произведения искусства является по сути дела реконструкцией этого процесса, который выступает в виде некоторой типической и обобщенной модели. Художник не занимается фиксацией этапов своей творческой работы.

Заключение

Когда мы наблюдаем, как художник работает над картиной. Перед нашими глазами часто открывается доступный для изучения путь к решению поставленной им перед собой задачи. Стоит нам, однако, расширить область наблюдений до всего творчества данного художника на протяжении его жизни, как наше представление об уровне творческой зрелости и компетентности меняется и уходит в перспективу и цель, складывающиеся в единый стиль с совсем непростой структурой.

Когда мы станем рассматривать целый период, например, всю историю искусств вообще, наше желание сохранить структуру моделей по возможности более простой столкнется с исключительно мощным препятствием в виде огромного количества сил, стоящих на пути нашего стремления к пониманию.

Список литературы

  1. Арнхейм Р. Новые очерки по психолгии искусства. - М., 1994.
  2. Ароновский М. Опыт построения модели творческого процесса композитора Методологические проблемы современного искусствознания. М, 1975.
  3. Грачева Л.В. «Воспитание» чувств Диагностика и развитие художественной одаренности: Сборник. - Санкт-Петербург, 1992.
  4. Мейлах Б. Психолгия творчества. Вопросы литературы, 1960, № 6.
  5. Михалков -Кончаловский А. Парабола замысла. - М., 1970.
  6. Психолгия процессов художественного творчества. - Ленинград, Наука, 1980.
  7. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. - Панкт-Петербург, 1995.
  8. Розет И.М. Психология фантазии - Минск, 1991.
  9. Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества Художественное творчество: Сборник. - Ленинград, 1982.
  10. Рунин Б.М. О психологии импровизации психология процессов художественного творчества: Сборник. - Ленинград, 1980.
  11. Смольянинов И.Ф. Сущность человека и гуманизм искусства. - Ленинград, Художник РСФСР, 1983.

Творчество - это процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью. Зародилось оно в глубокой древности. С тех пор между ним и развитием общества существует неразрывная связь. В творческом процессе участвуют воображение и мастерство, которое человек приобретает, получая знания и претворяя их в жизнь на практике.

Творчество является активным состоянием и проявлением свободы человека, результатом созидающей деятельности, это дар, данный человеку свыше. Необязательно быть великим и талантливым, чтобы творить, создавать красоту и дарить людям любовь и добро ко всему окружающему. Сегодня занятия творчеством доступны каждому человеку, так как существуют различные виды искусств, и каждый может выбрать занятие по душе.

Кого считают человеком творческим?

Это не только художники, скульпторы, актеры, певцы и музыканты. Творческим является любой человек, который в своей работе использует нестандартные подходы. Таковой может быть даже домохозяйка. Главное - любить свою работу и вкладывать в нее душу. Будьте уверены: результат превзойдет все ваши ожидания!

Декоративное творчество

Это вид пластического искусства, к которому относят декоративное оформление интерьера (украшение помещения с применением станковой живописи) и экстерьера (использование витражей и мозаики), оформительское искусство (применение промышленной графики и афиши), прикладное.

Эти виды творчества предоставляют уникальную возможность познакомиться с культурными традициями своего народа, воспитывают чувство патриотизма и огромное уважение к труду человека. Создание творческого продукта прививает любовь к прекрасному и формирует технические способности и навыки.

Прикладное творчество

Это народное декоративное искусство, призванное украшать жизнь и быт людей в повседневной жизни в зависимости от их требований. Создавая вещи определенной формы и назначения, человек всегда находит им применение и старается сохранить увиденную в них привлекательность и красоту. Предметы искусства передаются по наследству, от предков к потомкам. В них прослеживается народная мудрость, уклад жизни, характер. В процессе творчества человек вкладывает в произведения искусства душу, чувства, свои представления о жизни. Наверное, поэтому их познавательная ценность так велика.

Проводя археологические раскопки, ученые находят различные вещи, предметы быта. По ним определяется историческая эпоха, отношения в обществе того далекого времени, условия в социальной и природной средах, возможности техники, материальное положение, традиции и верования народа. Виды творчества могут рассказать о том, какой образ жизни вели люди, чем занимались и интересовались, как относились ко всему окружающему. Художественные особенности произведений прикладного искусства воспитывают в человеке уважение к культуре и достоянию нации.

Декоративно-прикладное творчество. Виды техник

Какие существуют виды прикладного творчества? Их великое множество! В зависимости от способа изготовления того или иного предмета и используемого материала, различают следующие техники рукоделия:

  • Связанные с применением бумаги: айрис фолдинг, или радужное складывание бумаги, бумагопластика, гофротрубочки, квиллинг, оригами, папье-маше, скрапбукинг, тиснение, торцевание.
  • Техники плетения: ганутель, бисероплетение, макраме, плетение на коклюшках, фриволите или узелковое плетение.
  • Роспись: жостовская, хохломская, городецкая и т. д.
  • Виды росписи: батик - рисование по ткани; витраж - роспись по стеклу; печать штамповая и при помощи губки; рисование ладошками и отпечатками листьев; орнамент - повтор и чередование элементов узора.
  • Создание рисунков и изображений: выдувание краски через трубочку; гильоширование - выжигание узора по ткани; мозаика - создание изображения из элементов маленьких размеров; нитяная графика - выполнение изображения нитками на твердой поверхности.
  • Техники вышивки по ткани: простой и болгарский крестик, гладь прямая и косая, гобелен, вышивка ковровая и ленточная, золотое шитье, ришелье, мережка и многие другие.
  • Шитье по ткани: пэчворк, квилтинг, квилт или лоскутное шитье; артишок, канзаши и другие.
  • Техники вязания: на вилке; на спицах (простое европейское); крючком тунисское; жаккардовое, филейное, гипюрное.
  • Виды творчества, связанные с обработкой дерева: выжигание, выпиливание, резьба.

Как вы сами могли убедиться, существует огромное количество разнообразных видов техник декоративно-прикладного искусства. Здесь перечислены только некоторые из них.

Народное творчество

В произведениях искусств, созданных народом, отобрано и бережно сохранено главное, здесь нет места лишнему. Предметы народного творчества наделены самыми выразительными свойствами. Это искусство воплощает простоту и вкус. Поэтому оно стало понятным, любимым и доступным людям.

С глубокой древности человек стремился украсить свое жилище предметами народного изобразительного искусства. Ведь они сохраняют тепло рук умельца, который понимает природу, умело отбирает для своих предметов только самое прекрасное. Неудавшиеся творения отсеиваются, остаются жить только ценные и великие.

Каждая эпоха имеет свою моду на интерьер жилища человека, который постоянно меняется. Со временем все более предпочтительными становятся строгие линии и прямоугольные формы. Но и сегодня люди черпают идеи из бесценной кладовой - народных талантов.

Устное народное творчество

Это фольклор, который нашел свое отражение в художественной коллективной творческой деятельности простого человека. В его произведениях отражается жизнь, идеалы и мировоззрения, созданные народом. Они потом бытуют в массах.

Виды народного творчества:

  • Пословицы - поэтические мини-произведения в виде краткого ритмичного изречения. В основе лежит вывод, поучение и обобщенная мораль.
  • Поговорки - это обороты речи или словосочетания, отражающие жизненные явления. Часто присутствуют юмористические нотки.
  • Народные песни - они не имеют автора или он неизвестен. Слова и подобранная для них музыка сложились в ходе исторического развития культуры того или иного этноса.
  • Частушки - это русские народные песни в миниатюре, обычно в виде четверостишия, с юмористическим содержанием.
  • Загадки - они встречаются на любой ступени развития общества у всех народов. В древности их считали средством испытания мудрости.
  • Пестушки - короткие напевы матушек и нянюшек в стихотворной форме.
  • Потешки - это песенки-приговорки, которыми сопровождается игра с ручками и ножками ребенка.
  • Прибаутки - веселые коротенькие истории в стихотворной форме.
  • Виды народного творчества невозможно представить без закличек, при помощи которых люди во времена распространения язычества обращались к различным явлениям природы, прося у них защиты, или к животным и птицам.
  • Считалки - небольшие ритмические стишки. С их помощью определяется ведущий в игре.
  • Скороговорки - это фразы, построенные на сочетании звуков, которые затрудняют их быстрое произношение.

Творчество, связанное с литературой

Литературное творчество представлено тремя родами: эпическим, лирическим и драматическим. Они были созданы в глубокой древности, но существуют и поныне, так как определяют пути решения задач, поставленных перед литературой человеческим обществом.

В основе эпоса лежит художественное воспроизведение внешнего мира, когда носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям. Лирика - это непосредственное выражение чувств и мыслей писателя. В драматическом способе сочетаются два первых, когда действующие лица с самыми разными характерами представлены в одной пьесе с непосредственным лирическим самовыявлением.

Литературное творчество, представленное эпосом, лирикой и драмой, в полной мере открывает безграничные возможности для глубокого отображения жизни людей, их сознания. Каждый литературный род имеет свои формы:

  • Эпический - басня, поэма, баллада, рассказ, повесть, роман, очерк, художественные мемуары.
  • Лирический - ода, элегия, сатира, эпиграмма.
  • Драматический - трагедия, комедия, драма, водевиль, шутка, сцена.

Кроме того, отдельные формы какого-либо рода поэзии подразделяются на группы или типы. Например, род литературного произведения - эпический. Форма - роман. Типы: социально-психологический, философский, семейно-бытовой, приключенческий, сатирический, исторический, научно-фантастический.

Народное художественное творчество

Это емкое понятие, включающее в себя различные жанры и виды художественного творчества. В их основе лежат самобытные традиции и своеобразные способы и формы творческой деятельности, которая связана с трудом человека и развивается коллективно, основываясь на преемственности традиций.

В народном художественном творчестве отражается внутренний мир человека, его духовный облик, живая память народа. Различают несколько периодов в его развитии:

  • Языческий (до X века).
  • Христианский (X-XVII века).
  • Отечественная история (XVII-XIX века).
  • ХХ век.

Длительный путь развития претерпевает народное искусство, в результате которого определились следующие виды художественного творчества:

  • Фольклор - это мировоззрение и нравственные убеждения народа, его взгляды на человека, природу и общество, которые выражаются словесно-поэтическими, музыкально-хореографическими, драматическими формами.
  • Декоративно-прикладное искусство призвано удовлетворять эстетические потребности и бытовые нужды человека.
  • Бытовое любительское творчество - это художественные явления в праздничной и повседневной жизни человека.
  • Самодеятельное художественное искусство - это организованное творчество. Оно ориентировано на обучение людей художественным умениям и навыкам.

Творчество, связанное с техникой

Трудовая деятельность человека постоянно совершенствуется, приобретает творческий характер. Многим людям удается подняться на самую высокую ступень в своих творениях и изобретениях. Итак, что же такое техническое творчество? Это деятельность, основная задача которой заключается в создании таких технических решений, которые будут обладать новизной и иметь общественную значимость не только в своей стране, но и за ее пределами, то есть мировую. Иначе это называют изобретательством, что эквивалентно понятию техническое творчество. А оновзаимосвязано с научным, художественным и другими видами.

Для наших современников открыты большие возможности и созданы все условия для занятий любимым делом. Существует огромное количество специализированных клубов, дворцов, кружков, научных обществ. В этих учреждениях взрослые и дети занимаются авиа- и судомоделированием, мотоциклетным спортом, картингом, автоконструированием, программированием, информатикой, вычислительной техникой. Большой популярностью пользуются такие виды творчества, как разработка конструкций спортивных транспортных средств: мини-автомобилей, автокаров, снаряжения для рыболовов, туристов и альпинистов.

Творчество – неотъемлемый компонент человека. Кто-то выбирает творческий труд за основу своей жизни, другие применяют его время от времени. Что же такое творчество? Как обнаружить и развить в себе творческие способности? Чем отличается творческая личность от обычного человека? Можно ли говорить, что существует психология творчества, выходящая за рамки привычного восприятия? Попытаемся разобраться в этих вопросах вместе.

Что такое творчество?

Творчество - это процесс создания чего-то нового, ранее не встречавшегося в мире. Речь идет не только о произведениях искусства либо архитектурных шедеврах. Это однозначно творчество, но определение данного понятия намного шире. Ведь даже пара написанных строчек в блоге школьницы уже является чем-то новым для этого мира.

Творчество можно рассматривать как в глобальном плане, так и на бытовом уровне.

Бывают следующие виды творчества:

  • Художественное – визуализирует внутренние переживания человека;
  • Декоративно-прикладное – преображает окружающий мир;
  • Музыкальное – позволяет чувствовать ритм и воспроизводить красивые звуки;
  • Научно-техническое – совершает научные открытия и неожиданные изобретения;
  • Философское – сопутствует поискам мыслителей и мудрецов;
  • Социальное – совершенствует правовые, культурные и прочие взаимоотношения в обществе;
  • Предпринимательское – помогает в успешном развитии бизнеса;
  • Духовное – дает идеологические основы общества;
  • Повседневно-бытовое – увеличивает способности человека приспосабливаться к возникающим обстоятельствам;
  • Спортивно-игровое – связано с нестандартным выполнением необходимых тактико-технических элементов.

Есть похожее понятие креативности. Многие считают ее и творчество синонимами. Поскольку эти два слова существуют в русском языке, то правильнее было бы выделить каждому из них свою экологическую нишу. Пытаясь разделить креативность и творчество, определение последнего звучит, как процесс создания чего-то нового. А креативность – это способность человека создавать новое. В первом случае, мы говорим о действии, во втором – о свойстве.

Можно встретить и такую классификацию, где творчество – это более широкое понятие, а креативность рассматривается в качестве направленного творчества, то есть в ответ на определенную потребность.

Например, если девушку бросил молодой человек, и она, рыдая в подушку, пишет стихи – это и будет акт творчества. Если же креативщику рекламного агентства поручат придумать новую зубную щетку, то слезы и стихи ему не пригодятся. Это должен быть готовый продукт, в чем и поможет креативность.

Кто такая творческая личность?

Творческая личность - это человек-творец, создающий что-то новое. Причем под «новым» подразумевается не только созидание, но и разрушение, ведь творческий труд порой связан с уничтожением имеющихся форм.

Например, игра в боулинг, когда спортсмен при помощи шара должен разрушить выстроенные кегли, но сам подход к игре может быть очень даже творческим.

Задатки к определенным видам деятельности возникают еще на этапе эмбрионального развития человека, но непосредственно творческие способности появляются уже после рождения. Желательно обеспечить ребенку гармоничное развитие, в том числе и творческий труд. Рисование, танцы, декоративно-прикладное искусство и т.п. Чем многограннее будет развиваться человек, тем ему проще будет адаптироваться во взрослой жизни.

Творчество в психологии занимает особое место, ведь благодаря ему можно исправлять целый ряд психосоматических расстройств. Существует даже такое направление, как арт-терапия – применение элементов творчества в лечебных целях. Это в очередной раз подчеркивает важность данной темы.

Но как понять, что человек имеет творческие способности? Существуют ли признаки, по которым можно определить творческую личность?

Признаки творческого человека.

Распознать, что перед нами находится творческая личность можно, как минимум, по семи отличительным признакам:

  1. Возможность видеть больше, чем другие;
  2. Стремление к прекрасному;
  3. Свободное выражение своих эмоций и чувств;
  4. Умение фантазировать;
  5. Склонность к риску и необдуманным поступкам;
  6. Трепетное отношение к своим произведениям;
  7. Следование за своей мечтой.

Творческая личность не поставит материальные блага выше своих фантазий и целей. Многие авторы тратят годы жизни на создание своих произведений, даже не понимая, в конечном счете, смогут ли на них заработать. Психология творчества скорее основана на удовлетворенности результатом либо самим творческим процессом, чем на возможности разбогатеть.

Хотя, не стоит думать, что творческая личность будет ходить без гроша за душой. Талантливые люди могут добиться признания среди своих современников. А занимаясь любимым делом и заработать получится.

Важным свойством, определяющим творчество, является умение видеть то, что скрыто от других людей. Ведь, для того, чтобы создать новое, надо это представить, увидеть в своих фантазиях. Одни смотрят на небо и видят облака, а другие – белогривых лошадок. Все слышат шум мотора, а кто-то распознает в нем начало своей новой музыкальной композиции.

Умение и желание фантазировать определяет творчество во всех его видах и проявлениях. Прежде, чем мастер создаст очередную скульптуру, она должна возникнуть в его голове. И даже новый оригинальный борцовский прием, зачастую, проводится мысленно, а уже потом выполняется и на ковре.

Как развить творческие способности?

Как и любые другие умения, творческие задатки также можно усиливать и развивать. Во-первых, следует понять свои умения и интересы. Во-вторых, больше упражняться в этой деятельности. Например, глупо ходить на танцы, если хочется научиться рисовать или наоборот. В-третьих, никогда не останавливаться на достигнутом и все время совершенствоваться. В-четвертых, окружать себя такими же увлеченными людьми. В-пятых, верить в свои силы и свой талант.

Творчество помогает людям лучше реализоваться, эффективнее справляться с ежедневными заданиями и отличаться от других. Творческая личность всегда добьется успеха, какой бы род деятельности она не выбрала. Именно поэтому стоит всегда развивать свои творческие способности, не пренебрегая ними в пользу других жизненных приоритетов. Человек должен развиваться гармонично и творчество – важная часть этого процесса.