В книге Виктора Астафьева “Последний поклон” выражается стремление писателя показать истоки народного характера, таких его слагаемых, как сострадание, долг, совесть, красота. В повести много героев, но в центре нашего внимания две судьбы – бабушки и ее внука, ведь именно под влиянием бабушки происходит становление юного героя.
Мальчик Витя – сирота, поэтому он живет с бабушкой Катериной Петровной. Бабушка – сильная и властная женщина, но, вместе с тем, сколько душевного тепла, доброты и любви сокрыто под внешней ее суровостью! Образ Катерины Петровны – обобщенный образ, она из числа натур, которые воплощают не просто существенные черты уклада русской деревни, но и нравственные устои нации. Бабушка подтрунивает над внуком, но одновременно она добра и очень заботлива.
Для Астафьева немаловажно показать взаимоотношения своего героя с друзьями, потому что, по его мнению, “настоящая дружба – редкая и драгоценная награда человеку. Порой она бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем “коллектив”.
В главе “Фотография, на которой меня нет” отражаются все моменты, волнующие Астафьева. Все начинается с того, что в деревню приезжает фотограф из города специально для того, чтобы сфотографировать детей, учащихся в школе. Среди них и герой повести – Витя. Ребята решают, как они будут стоять на фотографии и приходят к выводу, что “прилежные ученики сядут спереди, средние – в середине, плохие назад”. А Витя и его друг Санька никогда не отличались прилежностью, поэтому быть им сзади. Чтобы доказать, что они – люди пропащие, двое друзья пошли на увал и “стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался”.
В результате они извалялись в снегу. Вечером юному герою пришла расплата за разгул – у него заболели ноги. Бабушка поставила свой диагноз – “рематизни”. От невыносимой боли мальчик начинает стонать, а потом и выть. Бабушка, причитая и ругаясь (“я ли тебе, язвило бы тебя в душу и печенки, не говорила: “не студися, не студися!”), но все же идет за лекарствами, чтобы лечить внука.
Уже с самого начала главы становятся понятны отношения между ними – бабушка любит внука, хоть и ворчит на него, и передразнивает. Но и в этом слышится нежность и любовь:
“- где ты тутока?
– Зде-е-е-ся, – по возможности жалобно откликнулся я и перестал шевелиться.
– Зде-е-еся! – передразнила бабушка и, нашарив меня в темноте, перво-наперво дала затрещину. Потом долго натирала мои ноги нашатырным спиртом”.
Катерина Петровна заботится о внуке, хоть и строга к нему. Она сострадает Вите еще и потому, что внук ее – сирота: “…да отколь напасть такая, да и за что она сиротиночку ломат, как тонку тали-и-инку…”.
Из-за того, что у мальчика болят ноги, он пропускает важнейшее событие – фотографирование. Бабушка утешает его, обещает, что фотограф приедет еще или они сами поедут в город, к Волкову – “самолучшему” фотографу: “…он хочь на портрет, хочь на пачпорт, хочь на коне, хочь на ероплане, хочь на чем заснимет”. Друг Вити, Санька, приходит за ним и, видя, что тот не может ходить, тоже не идет фотографироваться:
“- Ладно! – решительно сказал Санька. – Ладно! – еще решительней повторил он. – раз так, я тоже не пойду! Все!”
Он, как истинный друг, не оставляет Витю горевать одного. Санька, несмотря на то, что может идти и что у него есть даже новая телогрейка, остается с другом, убеждая себя и его, что не в последний раз к ним фотограф приезжает и что все будет “ништя-а-ак”. Конечно, в этом рассказе дружба рассматривается на детском уровне, но все же этот эпизод очень важен для дальнейшего развития личности юного героя, ведь не только бабушка, но и доброе отношение друзей влияют на отношение человека к миру.
Глава “Фотография, на которой меня нет” глубоко раскрывает образ бабушки. В деревнях на зиму утепляют окна, и каждая хозяйка хочет его украсить: “Деревенское окно, заделанное не зиму, – своего рода произведение искусства. По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка, что у нее за характер и каков обиход и избе”.
Катерина Петровна живет без излишеств, аккуратно, окно ее опрятно, и она продуманно его утепляет: “Мох сырость засасывает. Уголек обмерзнуть стеклу не дает, а рябина от угару”.
В сцене, когда к Вите домой приходит учитель, мы видим еще одну сторону характера бабушки – она гостеприимна, доброжелательна к людям. Катерина Петровна угощает учителя чаем, ставит на стол все угощения, какие только возможны в деревне, ведет беседы.
Важно, что учитель – очень уважаемый в деревне человек, он владеет грамотой и учит детей. Учитель также помогает и взрослым жителям деревни – он исправляет дядю Левонтия, помогает писать нужные документы. За его доброжелательность он не остается без благодарности – учителю помогают дровами, а Катерина Петровна заговаривает пупок их маленькому ребенку.
Таким образом, эта глава помогает нам лучше понять образы бабушки и внука, увидеть их души и жизненные ценности. Еще мы узнаем, почему так важна деревенская фотография – это “своеобычная летопись нашего народа, настенная его история”. И какими бы напыщенными и смешными не были они, вызывают не смех, а добрую улыбку.

Сочинение по литературе на тему: Анализ главы “Фотография, на которой меня нет” из книги В. Астафьева “Последний поклон”

Другие сочинения:

  1. В рассказе Виктора Петровича Астафьева “Фотография, на которой меня нет” отображена жизнь людей в тридцатые годы. Каждый живет, чем может. Быт жителей деревни очень прост. В школе нет ни парт, ни скамеек, ни тетрадей, ни учебников, ни карандашей. Витя – Read More ......
  2. В рассказе Виктора Петровича Астафьева “Фотография, на которой меня нет” речь идет о 30-х годах. Ребятишки, запечатленные на фотографии, выглядят “бедновато, слишком бедновато”. В школе нет ни парт, ни скамеек, ни учебников, ни тетрадей, ни карандашей. Фотографирование воспринималось как “неслыханно Read More ......
  3. Рассказ “Фотография, на которой меня нет” – отдельная глава из книги “Последний поклон”, однако она воспринимается как самостоятельное произведение. В ней развивается сразу несколько тем, в том числе и тема деревенской жизни. Эта жизнь известна В. П. Астафьеву не понаслышке. Read More ......
  4. Красота человека. Какая она? Красота человека бывает внешняя и внутренняя. Прочитав рассказ В. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”, я заинтересовался внутренней красотой, красотой деревенского человека. В рассказе Астафьева описываются люди простой деревни. Они живут небогато, их быт очень прост. Read More ......
  5. М. Шолохов – писатель большого таланта, посвятивший все свое творчество родной земле и родному народу – донскому казачеству. В 20 веке на долю русского народа (и казаки здесь не исключение) выпало множество страшных испытаний. О жизни казачества в “лихую годину” Read More ......
  6. Тихий Дон” Шолохова – роман-эпопея, изображающая жизнь простого народа в переломный момент исторического развития страны. Значительную часть произведения занимают сцены из военной жизни, но центральным является изображение казачьего быта, хутора, души труженика-казака. Именно здесь собраны все мотивы романа, здесь действие Read More ......
  7. “Война и мир” Л. Н. Толстого – это роман, на страницах которого раскрывается сложный внутренний мир множества героев. У каждого из них жизнь наполнена событиями, которые, по задумке автора, обязательно оказывают влияние на человека, приводя его на путь самосовершенствования. И Read More ......
  8. В своем романе “Поднятая целина” Шолохов с большим художественным мастерством и достоверностью описывает события, происходящие в России в 30-е годы. Писатель не боится спорных тем, он изображает как плохое, так и хорошее. Тем самым автор предоставляет читателю самому решать, кто Read More ......
Анализ главы “Фотография, на которой меня нет” из книги В. Астафьева “Последний поклон”

Виктор Петрович Астафьев - известный русский писатель, прозаик, живший с 1924-го по 2001-й год. Главной в его творчестве была тема сохранения национального достоинства русских людей. Известные произведения Астафьева: «Звездопад», «Кража», «Где-то гремит война», «Пастушка и пастух», «Царь-рыба», «Зрячий посох», «Печальный детектив», «Веселый солдат» и «Последний поклон», о котором, собственно, дальше и пойдет речь. Во всем, что он описывал, чувствовалась любовь и тоска о прошлом, о родной деревне, о тех людях, о той природе, одним словом, о Родине. Произведения Астафьева рассказывали и о войне, которую видели своими глазами обычные деревенские люди.

Астафьев, «Последний поклон». Анализ

Теме деревни, как и теме войны, Астафьев посвятил немало своих произведений, и «Последний поклон» - одно из них. Оно написано в форме большой повести, сложенной из отдельных рассказов, носящей биографический характер, где Астафьев Виктор Петрович описал свое детство и жизнь. Эти воспоминания не выстроены в последовательную цепочку, они запечатлены в отдельных эпизодах. Однако эту книгу и сборником рассказов назвать сложно, так как все там объединено одной темой.

Виктор Астафьев «Последний поклон» посвящает Родине в его собственном понимании. Это его деревня и родной край с дикой природой, суровым климатом, мощным Енисеем, красивыми горами и густой тайгой. И описывает он все это очень самобытно и трогательно, собственно, об этом и книга. Астафьев «Последний поклон» создал как эпохальное произведение, в котором затрагиваются проблемы простых людей не одного поколения в очень сложные переломные периоды.

Сюжет

Главный герой Витя Потылицын - мальчик-сирота, которого воспитывает бабушка. Отец его много пил и гулял, в итоге бросил семью и уехал в город. А мать Вити утонула в Енисее. Жизнь мальчика, в принципе, не отличалась от жизни других деревенских детей. Он помогал старшим по хозяйству, ходил по грибы и ягоды, на рыбалку, ну и забавлялся, как все сверстники. Так можно начать краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева, надо сказать, воплотил в Катерине Петровне собирательный образ русских бабушек, в которых все исконно родное, наследное, навсегда данное. Автор ничего в ней не приукрашивает, он делает ее немного грозной, ворчливой, с постоянным желанием знать все первой и распоряжаться всем по своему усмотрению. Одним словом, «генерал в юбке». Всех она любит, за всеми ухаживает, всем хочет быть полезной.

Она постоянно волнуется и мучается то за детей, то за внуков, из-за этого попеременно вырываются гнев и слезы. Но если бабушка начинает рассказывать о жизни, то оказывается, и невзгод для нее никаких и не существовало вовсе. Дети были всегда в радость. Даже когда болели, она умело лечила их разными отварами и корешками. И никто из них не помер, ну разве это не счастье? Однажды на пашне она руку вывихнула и тут же вправила, а могла ведь косоручкой остаться, но не сделалась, и это тоже радость.

В этом и заключается общая черта русских бабушек. И живет в этом образе что-то благодатное для жизни, родное, колыбельное и животворящее.

Поворот в судьбе

Дальше становится уже не так весело, как вначале описывает деревенскую жизнь главного героя краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева продолжается тем, что у Витьки вдруг наступает недобрая полоса в жизни. Так как в деревне школы не было, его отправляют в город к отцу и мачехе. И тут Астафьев Виктор Петрович вспоминает о своих мучениях, изгнанничестве, голоде, сиротстве и бездомности.

Разве мог Витька Потылицын тогда что-то осознавать или винить кого-то в своих несчастьях? Он жил как умел, спасаясь от смерти, и даже в некоторые минуты умудрялся Автор здесь жалеет не только себя, а все тогдашнее молодое поколение, которое вынуждено было выживать в страданиях.

Витька потом уже понял, что выбрался из всего этого только благодаря спасительным молитвам своей бабушки, которая на расстоянии чувствовала всем сердцем его боль и одиночество. Она же и смягчила его душу, научив терпению, прощению и умению разглядеть в черной мгле хоть маленькую крупицу добра и быть благодарным за нее.

Школа выживания

В послереволюционное время сибирские деревни подвергались раскулачиванию. Кругом шло разорение. Тысячи семей оказывались бездомными, многих угоняли на каторгу. Переехав к отцу и мачехе, которые жили на случайные доходы и много выпивали, Витька сразу понимает, что никому не нужен. Вскоре он переживает конфликты в школе, предательство отца и забвение родственников. Таково краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева повествует дальше о том, что после деревни и бабушкиного дома, где, может быть, и не было достатка, но всегда царили уют и любовь, мальчик попадает в мир одиночества и бессердечия. Он становится грубым, а его поступки - жестокими, но все же бабушкино воспитание и любовь к книгам позже дадут свои плоды.

А пока его ждет детский дом, и это всего лишь в двух словах описывает краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева очень подробно иллюстрирует все тягости жизни бедного подростка, включая его учебу в школе фабрично-заводского курса, уход на войну и, наконец, возвращение.

Возвращение

После войны Виктор сразу поехал в деревню к бабушке. Он очень хотел встретиться с ней, ведь она стала для него единственным и самым родным человеком на всей земле. Он шел огородами, цепляя репьи, его сердце сильно сжималось в груди от волнения. Виктор пробрался к бане, на которой уже завалилась крыша, все уже давно было без хозяйского внимания, а потом увидел под кухонным окном небольшую поленницу из дров. Это говорило о том, что в доме кто-то живет.

Перед тем как войти в хату, он вдруг остановился. У Виктора пересохло в горле. Собравшись духом, парень тихонько, боязливо, буквально на цыпочках зашел в свою хату и увидел, как его бабушка так же, как и в былые времена, сидела на скамеечке возле окна и сматывала нитки в клубок.

Минуты забвения

Главный герой про себя подумал, что за это время буря целая пролетела над всем миром, миллионы человеческих судеб перепутались, была смертельная борьба с ненавистным фашизмом, образовались новые государства, а тут все как всегда, словно замерло время. Все та же занавеска ситцевая в крапинку, аккуратный деревянный настенный шкафчик, чугунки при печке и т. д. Только уже не пахло привычным коровьим пойлом, вареной картошкой и квашеной капустой.

Бабушка Екатерина Петровна, увидев долгожданного внука, очень обрадовалась и попросила его подойти поближе, чтобы обнять и перекрестить. Ее голос оставался таким же добрым и ласковым, словно внук не с войны вернулся, а с рыбалки или из лесу, где мог задержаться вместе с дедом.

Долгожданная встреча

Вернувшийся с войны солдат задумался, что, возможно, бабушка его может и не узнать, однако не тут-то было. Увидев его, старушка хотела резко встать, да ослабшие ноги не дали ей этого сделать, и она стала придерживаться своими руками за стол.

Совсем постарела бабушка. Однако она была очень рада видеть своего любимого внука. И радовалась тому, что, наконец-то, дождалась. Она долго разглядывала его и глазам своим не верила. А потом проговорилась, что молилась за него и день, и ночь, и ради того, чтобы встретить своего любимого внучка, она и жила. Только теперь, дождавшись его, бабушка могла спокойно умереть. Ей было уже 86 лет, поэтому она попросила внука, чтобы тот приехал на ее похороны.

Гнетущая тоска

Вот и все краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева заканчивается тем, что Виктор уехал работать на Урал. Герой получил телеграмму о смерти бабушки, но его не отпустили с работы, сославшись на В то время отпускали лишь на похороны отца или матери. Управление и знать не хотело, что бабушка заменяла ему обоих родителей. Так и не поехал Виктор Петрович на похороны, о чем потом всю жизнь очень сильно жалел. Он думал, что если бы это случилось сейчас, то он бы просто сбежал или ползком пополз от Урала до Сибири, чтобы только закрыть ей глаза. Так все время и жила в нем эта вина, тихая, гнетущая, вечная. Однако он понимал, что бабушка его простила, так как очень сильно любила своего внука.

Содержание

Введение

3-4

Поклон родному миру

1.1.

5-9

1.2.

«Животворящий свет детства»

10-11

Путь совершенствования души

2.1.

12-18

2.2.

На «дне» советского происхождения

19-22

Заключение

23-24

Введение

Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) – из числа тех писателей, которые еще при жизни вошли в плеяду классиков русской литературы второй половины XX века. Современную литературу уже нельзя представить без его книг «Последний поклон», «Царь-рыба», «Ода русскому огороду», «Пастух и пастушка»… «Могучий он был человек – и духа могучего и таланта. <…> А я многому у Астафьева учился», – говорил В. Распутин в 2004 году на встрече с красноярскими студентами. В 2009 году посмертно В. Астафьеву присуждена литературная премия Александра Солженицына. В своем решении жюри отмечало: премия вручается «писателю мирового масштаба, бесстрашному солдату литературы, искавшему свет и добро в изувеченных судьбах природы и человека».

Главная и самая «заветная» книга В.П. Астафьева «Последний поклон» создавалась писателем в течение 34 лет (1957–1991). Г ероем рассказов становится он сам, Витя Потылицын (Астафьев изменяет свою фамилию на бабушкину). Написанная от первого лица, повесть превращается в честный и беспристрастный рассказ о трудном, голодном, но таком прекрасном деревенском детстве, о нелёгком становлении юной неопытной души, о людях, которые помогали этому становлению, воспитывая в мальчике правдивость, трудолюбие, любовь к родной своей земле. Книга эта действительно поклон в далёкие и памятные годы детства, юности, благодарность самым разным людям, с которыми свела Витю суровая жизнь: сильным и слабым, добрым и злым, весёлым и угрюмым, искренним и равнодушным, честным и жуликоватым…Целая вереница судеб и характеров пройдёт перед глазами читателя, и все они запоминающиеся, яркие, даже если это судьбы несложившиеся, изломанные. « Детское восприятие мира - наивное, непосредственное, доверчивое - придает особый, улыбчивый и трогательный колорит всему повествованию»

В творчестве В.П. Астафьева имеется несколько причин обращения к теме детства. Одна из них - личный опыт. Астафьев вспоминает своё детство и делится этими воспоминаниями с читателями, пытается восстановить то, что когда-то утратил. Другая причина обращения к теме детства – духовная чистота детей, их непорочность. Третья причина: через мир ребёнка пробудить лучшее в людях, заставить задумываться о своих поступках, чтобы потом не жалеть.

Виктор Петрович любил изображать детство, показывал его таким, как видел и чувствовал. Астафьев пытался защитить детей и помочь им выжить в этом жестоком мире. Отношение Астафьева к миру детства разнообразное. В его произведениях детство показано с разных сторон. И все из-за того, что такое было оно у Астафьева. Такое же хорошее и светлое сначала, такое же мрачное и темное потом. Воспоминания не дают В.П. Астафьеву навсегда расстаться с миром своего детства, они возвращают его в счастливое время, когда мальчик Витя был счастлив.

1. Поклон родному миру

1.1. Автобиографическое начало в повести «Последний поклон»

Писатель вспоминал: «Все, как сговорившись, писали и говорили о Сибири так, будто до них тут никого не было, никто не жил. А если жил, то никакого внимания не заслуживал. И у меня возникло не просто чувство протеста, у меня возникло желание рассказать о «моей» Сибири, первоначально продиктованное одним лишь стремлением доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не иваны, не помнящие родства, более того, мы тут родством-то связаны, может, покрепче, чем где-либо».

История создания «Последнего поклона» отразилась в его художественной структуре. «Последний поклон» начат в 1957 году, как лирические рассказы о детстве: «Зорькина песня» (1960), «Гуси в полынье» (1962); «Конь с розовой гривой» и «Далекая и близкая сказка» (1964); «Запах сена» и «Монах в новых штанах» 1967 и др. Повесть в новеллах «Последний поклон» сложилась в 1968 году из лирических рассказов.

Близость «Последнего поклона» к лирической прозе отмечал Э.Бальбуров. Н.Молчанова, напротив, акцентировала «эпическое звучание» «Последнего поклона». Н.Яновский определил жанр автобиографического произведения как «лирический эпос».

В 1970-е годы Астафьев вновь обратился к книге о детстве, тогда были написаны главы «Пир после победы», «Гори-гори ясно», «Сорока», «Приворотное зелье». Писатель показывает гибель традиционного деревенского уклада в 1930-е годы. К 1978 году общее название объединило уже две книги, двухчастная композиция запечатлела две эпохи в развитии народной русской жизни на примере сибирского крестьянства и две стадии становления характера лирического героя, представляющего современный тип личности, вырванной из национальных традиций жизни.

В 1989 году «Последний поклон» делится уже на три книги, что осталось не только не исследовано, но и почти не замечено критиками. В 1992 году появляются последние главы - «Забубённая головушка» и «Вечерние раздумья», но третью книгу отличают не столько появление этих новых рассказов, сколько их место в новой, трёхчастной композиции целого.

Автобиографическая основа «Последнего поклона» связывает его с классической традицией русской литературы («Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова, трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», трилогия М.А.Горького «Детство», «Отрочество», «Мои университеты», трилогия Н.Г. Гарина-Михайловского и т.п.). «Последний поклон» в таком контексте может быть представлен как автобиографическое повествование. Но эпическое начало (изображение национального бытия, с которым связана судьба автора-персонажа) расширяется в трехчастном тексте благодаря тому, что народное бытие осмысливается уже не только в социальном, но и в историко-философском и экзистенциальном аспектах. Масштабы географического пространства - малая родина (деревня Овсянка), Сибирь, национальный мир - устанавливаются тремя книгами.

В издании 1989 года «Последний поклон» назван «повествованием в рассказах», в последнем собрании сочинений - «повесть в рассказах». Обозначение «повесть» вместо «повествование» указывает на усиление центральной роли автобиографического персонажа. В «Последнем поклоне» остаются два центра повествования: мир народной жизни, представленный «малым миром» сибирской деревни Овсянка, исчезнувшим в потоке исторического времени, и судьба личности, утратившей малый мир, и вынужденной самоопределиться в большом мире социальной и природной жизни. Поэтому автор-повествователь является не только субъектом повествования, но и действующим героем, персонажем.

Судьба автора становится центром повествования, а летопись народной жизни соединяется с повествованием о судьбе героя. Первая книга повествует о детстве мальчика, рано ставшего сиротой. Витю Потылицына воспитывает народный мир. В отрочестве, изображаемом во второй книге, Витя оказывается втянут в социальный «провал» (1930-е годы), сталкивается с миром противоречивых ценностей. Третья книга изображает юность (1940-е годы), взросление и становление защитника негармоничного мира. И, наконец, в последних главах, изображающих 1980-е годы, возникает современный облик автора-персонажа, пытающегося сохранить в памяти национальный мир. Последнюю главу третьей книги - «Вечерние раздумья», наполненную публицистическими авторскими обличениями современной действительности, предваряет эпиграф: «Но хаос, однажды выбранный, хаос застывший, - есть уже система». Астафьев писал об исчезновении дикой природы вокруг села, засилии дачников, вырождении села и селян. «Хаос» - это беззаконие, ставшее законом, системой нарушения нравственных норм. Истоки современного «хаоса» лежат в хаосе 1930-х годов: в коллективизации, в разорении села, в выселении и истреблении крестьян, о которых почти в каждой книге рассказывает автор-повествователь.

В повести соединяются лирический и эпический принципы повествования: повествование о судьбе мира, в котором появился и вырос автор, и повествование о судьбе собственных духовных ценностей, о собственном меняющемся мироотношении. Субъект повествования играет важнейшую, организующую, структурирующую роль. Повествователь - это то же лицо, что и герой (Витя), только в другом времени. Персонаж - главный герой, единственный очевидец - Витя Потылицын или уже взрослый персонаж -Виктор Петрович - в последних главах.

Повествование разворачивается на речевом уровне автора-повествователя (повествование от первого лица - от «я» или «мы» о конкретных событиях прошлого). «И в самом деле, вечером, когда я катался с ребятами на санках, с другой стороны реки послышались тревожные крики...»

В финале главы автор-повествователь возвращается в свое настоящее, то есть в будущее (по отношению к описываемому, рассказываемому событию): «Левонтьевские орлы как ни стерегли гусей – вывелись они. Одних собаки потравили, других сами левонтьевские приели в голодуху. С верховьев птицу больше не приносит - выше села ныне стоит плотина самой могучей, самой передовой, самой показательной, самой...в общем, самой-самой...гидростанции».

«Последний поклон» – светлая и добрая книга, рожденная талантом, памятью и фантазией художника. Не забудем – человека, сравнительно недавно вернувшегося с войны («Страницы детства» пишутся с середины 1950-х). Он, этот человек, еще воспринимает доставшуюся ему жизнь как неожиданный подарок судьбы, чаще чем когда-либо вспоминает о невернувшихся фронтовых друзьях, испытывая перед ними необъяснимое чувство виновности, и радуется жизни как она есть. Лет через двадцать, уже во второй книге «Последнего поклона», Астафьев расскажет о настроении, с которым встречал весну 45-го: «И в сердце моем, да и в моем ли только, подумал я в ту минуту, главной отметиной врубится вера: за чертой победной весны осталось всякое зло, и ждут нас встречи с людьми только добрыми, с делами только славными. Да простится мне и всем моим побратимам эта святая наивность – мы так много истребили зла, что имели право верить: на земле его больше не осталось» (глава «Пир после победы»).

1.2.«Животворящий свет детства»

В творчестве В. Астафьева детство изображается как духовный мир, в который стремятся возвратиться герои его произведений, чтобы прикоснуться душой к первородному ощущению света, радости и чистоты. Образ ребенка, нарисованный писателем, гармонично вписывается в этот многотрудный земной мир.

«Последний поклон» является эпохальным полотном о жизни деревни в трудные 30 – 40-е и исповедью поколения, детство которого прошло на годы «великого перелома», а юность – «на огневые сороковые». Написанные от первого лица рассказы о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве объединяет чувство глубокой благодарности судьбе за возможность живого, непосредственного общения с природой, с людьми, умевшими жить «миром», спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость. Главный герой– деревенский сирота 1924 года рождения, подросток голодных военных лет, закончивший свое отрочество на фронтах Великой Отечественной войны. Писатель назвал «Последний поклон» самой откровенной своей книгой. «Ни над одной из своих книг, а написано почти за пятьдесят лет творчества, поверьте, немало, я не работал с такой упоительной радостью, с таким явственно ощутимым удовольствием, как над «Последним поклоном» - книгой о своем детстве. Когда-то, очень давно, я написал рассказ «Конь с розовой гривой», а затем рассказ «Монах в новых штанах» и понял, что из всего этого может получиться книга. Так я «заболел» темой детства и возвращался к своей Заветной книге на протяжении более чем тридцати лет. Писал новые рассказы о детстве, и «Последний поклон» вышел наконец отдельной книгой, затем в двух, а в последствии и в трех книгах. «Животворящий свет детства» согревал меня.»

Книга детства писалась, однако, В. Астафьевым не для детей. Не специально для детей. Здесь нет привычных, специфических «детских» сюжетов. Нет и успокоительных концовок, где примиряются все противоречия и благополучно завершаются все недоразумения. Речь здесь идет не о ссоре в классе и не о приключениях в туристическом походе, а показана борьба не за жизнь, а на смерть, даже если человеку только двенадцать – четырнадцать лет.

2. Путь совершенствования души

2.1. Семья – основа становления личности

Тема семьи и детства проходит сквозь все творчество замечательного современного писателя Виктора Петровича Астафьева. В повести «Последний поклон» наиболее полно предстает ясный облик детства.

«Последний поклон» стоит в ряду произведений художественно-биографической, или лирико-биографической прозы. Весь строй повествования организован темой становления и формирования автобиографического героя. Два нейтральных образа, переходя из рассказа в рассказ, составляют его структурный стержень - автобиографический герой Витька Потылицын и его бабушка Катерина Петровна. Повесть начинается воспоминанием о первых проблесках детского сознания, начинающего воспринимать мир, и завершается возвращением героя с войны. Таким образом, центральной темой повести является история формирования личности. Эта история раскрывается через внутреннюю жизнь юной взрослеющей души. Автор размышляет о любви, о добре, о духовных связях человека с родиной и землей. «Любить и страдать любовью - есть человеческое назначение», - к такому выводу приходит автор.

Праздничную тональность рассказам, которые вошли в первую книгу «Последнего поклона» (1968), придает то, что это не просто «страницы детства», как назвал их автор, а то, что здесь главный субъект речи и сознания – ребенок, Витька Потылицын. Детское восприятие мира становится основным в повести.

Воспоминания героя, как правило, ярки, но не выстраиваются в единую линию, а описывают отдельные случаи из жизни. Повествование ведётся от первого лица. Мать Вити Потылицина, сироты, живущего с бабушкой, трагически погибла - утонула в Енисее. Отец - гуляка и пьяница, семью бросил. Жизнь мальчика протекала, как у всех остальных деревенских мальчиков - помощь старшим по хозяйству, сбор ягод, грибов, рыбалка и игры. Не случайно в первой книге «Последнего поклона» много места занимают описания детских игр, проказ, рыбалок. Здесь и картины совместной работы, когда деревенские тетки помогают бабушке Катерине квасить капусту («Осенние грусти и радости»), и знаменитые бабушкины блины на «музыкальной сковородке» («Стряпухина радость»), и щедрые застолья, где собирается вся «родова», «все целуются друг с другом, и разморенные, добрые, ласковые, дружно поют песни» («Бабушкин праздник»)…

С любовью В.П. Астафьев рисует в повести картины детских шалостей и забав, простые домашние разговоры, будничные заботы (среди которых львиная доля времени и сил уделяется огородным работам, а также простую крестьянскую еду). Большой радостью для мальчика становятся даже первые новые штаны, так как ему все время перешивают их из старья. Одной из ключевых сцен повести является сцена, в которой мальчик Витя сажает вместе с бабушкой лиственницу. Герой думает о том, что дерево скоро вырастет, будет большим и красивым и принесет много радости и птичкам, и солнышку, и людям, и речке.

В простой жизни с ее детскими радостями (рыбалкой, лаптой, обычной деревенской пищей с родного огорода, прогулками по лесу) В.П. Астафьев видит идеал человеческого существования на земле.

Главный герой эмоционально очень чуток, до слез восприимчив к красоте. Это особенно проявляется в той поразительной чуткости, с которой его детское сердчишко отзывается на музыку. Вот пример: «Бабушка запевала стоя, негромко, чуть хрипловато, и сама себе помахивала рукой. У меня почему-то сразу же начинало коробить спину. И по всему телу россыпью колючей пробежал холод от возникшей внутри меня восторженности. Чем ближе подводила бабушка запев к общеголосью, чем напряженней становился ее голос и бледнее лицо, тем гуще вонзались в меня иглы, казалось, кровь густела и останавливалась в жилах».

Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное - к деньгам - все это при ощутимой бедности и скромности в сочетании с трудолюбием помогает семье выживать даже в самые трудные минуты. В г лавной героине «Последнего поклона» бабушке Катерине Петровне писатель ничего не приукрасил, оставив и грозу характера, и ворчливость её, и непременное желание всё первой разузнать и всем - всем в деревне распорядиться. И бьётся, и мучается она за детей и внуков, и срывается в гнев и слёзы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет для бабушки никаких невзгод: «Дети родились - радость. Болели дети, она их травками да кореньями спасала, и ни один не помер - тоже радость... Руку однажды выставила на пашне, сама же и вправила, страда как раз была, хлеб убирали, одно рукой жала и косоручкой не сделалась - это ли не радость?

Характер бабушки тесно связан с фольклорной традицией. Речь её полнится поэтически точными афоризмами – мудрыми народными присказками, прибаутками, загадками. Мудрую советчицу Катерину Петровну в деревне с почтением прозвали «генералом». Часто писатель изображает бабушку прядущей или молящейся, связывая её с высшими силами, языческими и христианскими в их сложном взаимопроникновении.

О последней встрече с бабушкой В.П. Астафьев пишет в рассказе «Последний поклон». После войны он возвращается с орденом Красной Звезды, а она, уже совсем старенькая, встречает его: «Какие маленькие сделались у бабушки руки! Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка. И синяки.

Пласты синяков, будто слежавшиеся листья поздней осени. Тело, мощное бабушкино тело, уже не справлялось со своей работой, не хватало у него силы заглушить и растворить кровью ушибы, даже лёгкие. Щёки бабушки глубоко провалились...

- Што так смотришь? Хороша стала? - попыталась улыбнуться бабушка стёршимися, впалыми губами.

Я... сгрёб бабушку в беремя.

- Живой я остался, бабонька, живой!

- Молилась, молилась за тебя, - торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. Она целовала там, где сердце, и всё повторяла: - Молилась, молилась...»

Эпитеты, сравнения раскрывают чувства героя. Это огромная любовь и жалость к той, которая всю свою любовь и ласку отдала когда-то ему. И ещё одна черта раскрывается в характере бабушки. Опорой в её жизни всегда была православная вера.

«Вскорости бабушка умерла. Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. Но меня не отпустили с производства. Начальник отдела кадров... сказал:

- Не положено. Мать или отца - другое дело, а бабушек, дедушек да кумовей...

Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью - всем, что есть на этом свете дорогого для меня...

Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался до Урала, до Сибири отдать ей последний поклон».

Писатель хочет, чтобы читатели в его бабушке увидели своих бабушек и дедушек и всю свою любовь отдали им сейчас, пока не поздно, пока они живы.

Надо заметить, что такой образ бабушки не единственный в отечественной литературе. Например, встречается он у Максима Горького в «Детстве». Горьковскую Акулину Ивановну и бабушку Катерину Петровну Виктора Петровича Астафьева роднят такие черты, как самоотверженная любовь к детям и внукам, духовность, тонкое понимание красоты, православие, придающее сил даже в самые трудные минуты жизни.

Образ бабушки Катерины Петровны, вложившей во внука глубокие человеческие премудрости, жизнь души и ее дома в Сибири приобретают символический характер. В мировом вихре разных событий они – бабушка и дом – становятся символом незыблемости коренных основ существования – любви, добра, уважения к человеку.

Особые чувства у Вити Потылицына вызывает образ матери Лидии Ильиничны. Он необычен своей «бестелесностью», появляется во снах, мечтах, воспоминаниях мальчика и Катерины Петровны. После гибели дочери бабушка рассказывает внуку о ней, всякий раз внося в её портрет новые черты. Повествователь говорит о том, как благодаря бабушке в нём зарождается вера в идеал: «…облик мамы с годами всё более высветлялся в памяти бабушки, и оттого во мне он свят, <...> мама была и теперь уж останется для меня самым прекрасным, самым чистым человеком, даже не человеком, а обожествлённым образом». Отчетливых внешних портретных характеристик Лидии Ильиничны в тексте не найти, но её появление всегда связано с возникновением особой тональности – ностальгической и печальной. Ключевые черты этого образа – трудолюбие, забота о детях, равно о своих и о чужих, сострадание.

Образ Лидии Ильиничны Потылицыной напоминает светлый образ матери, сохранившийся в детских воспоминаниях героя повести Л.Н.Толстого «Детство». В произведении не дается ее точный портрет, Николенька помнит «постоянную доброту и любовь в глазах», родинку на шее, мягкий завиток волос, нежную сухую руку, которая так часто ласкала его. Герой подчеркивает, что его матушка была очень светлым человеком: «Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело». В этих словах – не только характеристика Натальи Николаевны. Толстой тонко подметил тесную связь матери с ребенком: когда матушке было хорошо, то радостнее на душе становилось и у Николеньки. Герой говорит, что в его душе любовь в маме сливалась и была подобна любви к Богу.

Нетрудно заметить общие черты материнских образов в произведениях Л.Н.Толстого и В.П.Астафьева: нерасторжимая связь матери с ребенком, любовь и теплота, согревающие душу.

Любовь, особая атмосфера родного дома – нравственная основа формирования личности. В этом в очередной раз убеждает читателя книга В.П.Астафьева «Последний поклон».

2.2.На «дне» советского происхождения

В ранних рассказах В.Астафьева больше картин семейного лада, портретов людей, ценящих семью. Теплота семейного застолья (глава «Бабушкин праздник»), негаснущая вина внука, не сумевшего похоронить бабушку (глава «Последний поклон»). Но вот в жизни Витьки наступает переломный момент. Его отправляют к отцу и мачехе в город учиться в школу, так как в деревне школы не было. Тогда бабушка уходит из повествования, начинаются новые будни, всё темнеет, и является в детстве такая жестокая, страшная сторона, что писатель долго уклонялся от того, чтобы написать вторую часть «Последнего поклона».

Во второй книге «Последнего поклона » бесчисленными становятся столкновения астафьевских персонажей и самого повествователя с многоликой бесчеловечностью, равнодушием и жестокостью.

В отличие от семьи Потылицыных, бабушки Катерины и деда Ильи – вечных тружеников, людей, щедрых душой, в семье деда по отцу Павла «жили по присловью: ни к чему в доме соха, была бы балалайка». Автор обозначил их способ существования хлестким словцом – «на выщелк», уточнив, – «значит, только на показуху и годное». И дальше идет ряд портретов персонажей, живущих «на выщелк». Папа, гуляка и пьяница, который с перепою допустил аварию на мельнице. «Закадычный папин друг и собутыльник», Шимка Вершков, который числит себя «у власти», на том основании, что у него есть наган цвета «срыжа». Или сам дед Павел, щеголь и «лютый картежник», что в азарте способен просадить последнюю лапотину. Наконец, даже целый колхоз, слепленный в селе во время коллективизации, тоже, в сущности, представляет собой концентрацию показушного пустозвонства: «Много заседали, да мало робили, и оттого все шло на растатур. Пашни зарастали, мельница с зимы стояла, сена поставили с гулькин нос».

Перед читателем открывается дно жизни, причем не то старое «дно», которое показано в пьесе Горького, а современное герою-повествователю народное дно советского происхождения. И это дно видится снизу, изнутри, глазами ребенка, осваивающего университеты жизни. И описываются те муки, которые наваливаются на мальчонку, ушедшего из новой семьи отца, потому что там и без него помирали с голоду, неприкаянно болтающегося, спящего бог весть где, подъедающего в столовках, готового «стырить» кусок хлеба в магазине. Повседневный, бытовой хаос здесь обретает черты хаоса социального.

Самая страшная сцена во второй части – эпизод, когда мальчишка встречается с бесчувственностью и жестокостью официального лица (рассказ «Без приюта»). От унижения и обиды он полностью теряет контроль над собой, превращаясь в исступленного звереныша. Душа ребенка не выдержала не просто черствости и жестокости какой-то там недалекой учительницы, она не выдержала бездушности и несправедливости, существующей в этом мире. И однако Астафьев не судит «огулом». В народе, по мнению Астафьева, есть все и всякое – и доброе, и жестокое, и прекрасное, и отвратительное, и мудрое, и тупое. Так что все начала и концы – источники несчастий, которые валятся на голову отдельного человека, и силы, которые приходят ему на помощь, – в самом этом народе, в самом человеке находятся.

И Витьку Потылицына спасают в этом апокалиптическом мире не революции и не очередные постановления партии и правительства, а инспектор районо Раиса Васильевна, защитившая мальчишку от неумных педагогов, и с начальником железнодорожной станции Витьке-фэзэушнику повезет – тот его, по неопытности допустившего аварию, фактически из-под суда спас, а далее Витьке-новобранцу встретятся «командир эркэка» сержант Федя Рассохин, нормальный парень, и его сестра Ксения, чуткая душа, о которой Виктор благодарно скажет – «девушка, мою жизнь осветившая…»

В повести «Последний поклон» В.П.Астафьев поднимает одну из серьезнейших проблем даже современного общества – проблему сиротства. Писатель не скрывает всех серьезнейших последствий этого социального явления: жестокость и унижения, на которые обречены сироты, риск оступиться или быть втянутым в преступную деятельность, неверие в добро и справедливость, озлобленность или пассивность, социальная изоляция и риск для жизни. Но, как и герою повести М.Горького «Детство» Алеше Пешкову, Витьке Потылицыну удается выстоять в трудных жизненных испытаниях благодаря поддержке неравнодушных людей, и нравственной стойкости, заложенной в семье.

«Последний поклон»- это поклон родному миру, это умиление всем тем хорошим, что было в этом мире, и это горевание о том злом, дурном, жестоком, что в этом мире есть, потому что это все равно родное, и за все дурное в родном мире его сыну еще больней.»

Заключение

Книга В.П.Астафьева мудра, необыкновенно глубока и поучительна, её нравственные уроки очень пригодятся в жизни любому.

У каждого в жизни один путь: трудиться, наполнять себя знаниями, отвечать за свои поступки и любить своих ближних. Кажется, всё просто, но пройти этот путь достойно не так и легко, множество испытаний приходится преодолеть человеку, но выносить их нужно не теряя человеческого лица. Немало хлебнул на своём веку герой повести В.П. Астафьева, но не озлобился на людей, не стал эгоистом, наплевательски прожигающим жизнь. Он горячо любит деда, бабушку, воспитавших в нём нравственно здорового, цельного человека, но по - своему любит и непутёвого отца, и недоброго Павла Яковлевича, ведь благодаря этим далёким от нежности и сентиментов людям он, подросток, узнал жизнь, научился за себя бороться, приобрёл трудовой опыт. Нужно уметь быть благодарным, не следует ожесточать душу, в каждом, с кем свела жизнь, нужно отыскать хорошее.

События и сцены «Последнего поклона» соединены между собой поэзией бытия, так же как и мы вспоминаем себя, свое детство. Страницы прошлого встают перед нами одна за другой, однако не подчиняются логике, временной психологии, а метафоричны и ассоциативны. Можно назвать повесть В.П. Астафьева поэмой в прозе. Здесь тесно переплетаются впечатления о многотрудном и ярком детстве с заботой и тревогой о родине. Мы убеждаемся, что детство писателя наполнено ударами судьбы так же как и её подарками. Оно издалека всё посылает ему звездопад чувств, чистым ручьем наполняет реки эмоций, одаривает красноречием и целомудренным отношением к происходившему когда-то.

Трудно согласиться с тем, что В.П. Астафьев писал свою повесть для детей. Читатель не найдет здесь детских сюжетов, не увидит умиротворенных концовок с всеобщим примирением парадоксов. В «Последнем поклоне» выразительный образ эпохи становления человеческой души писателя и решительный, искренний, порой драматический тон рассказывания, типичный для этого автора, невероятно точно сошлись в литературное произведение.

Несомненно, каждый читатель по-своему станет воспринимать «Последний поклон» - с оглядкой на собственный возраст, жизненный опыт, представления о бытовых предпочтениях. Кто-то проведёт здесь параллели между станицами книги и своей жизнью, другой - проникнется лиричным настроением сибирской природы. Для поколения начала XXI века открывается возможность заглянуть на сто лет назад, узнать основы жизненного уклада предков.

Список использованной литературы

    Астафьев В.П. Как начиналась книга / / Всему свой час. - М., 1986.

    Астафьев В.П. Повести. Рассказы. – Дрофа – М., 2002.

    Астафьев В.П. Последний поклон: Повесть. – М. : Мол. гвардия, 1989.

    Ланщиков А. П. Виктор Астафьев. Право на искренность М. 1972.

    Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература 1950-1990-е годы. В 2-х томах. Том 2. – Издательский дом «Академия», 2003.

    Мешалкин А.Н. «Заветная книга В.П. Астафьева: мир детства, добра и красоты в повести последний поклон» // Литература в школе, 2007 №3. – с.18.

    Перевалова С.В. Творчество В.П. Астафьева: проблематика, жанр, стиль: («Последний поклон», «Царь-рыба», «Печальный детектив»): учеб. Пособие по спецкурсу / Волгогр. Гос. Пед. ун-т. – Волгоград: Перемена, 1997.

    Пранцова Г.В. «Страницы детства» В.П. Астафьева на уроках литературы в 5 -8 классе// Русская словесность. – 1998. - №5.

    Слобожанинова Л.М. Русская проза Урала: XX век: литературно-критические статьи 2002–2011 годов. - Екатеринбург, 2015.

    Толмачева В.О. Встреча с Астафьевым / В.О.Толмачева // Литература в школе. – 1986. № 2. - с. 16-20

    Яновский Н. Н. Астафьев: Очерк творчества. – М.: Сов. Писатель, 1982.

Нравственные уроки повести В.П. Астафьева «Последний поклон»

Материал к уроку литературы в 11 классе

Мочалина С.Л. МОУ «СОШ №162» г. Омск

Справка

В.П. Астафьев (1924-2001) – прозаик. Родился в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьян. С семилетнего возраста Виктор воспитывался дедом и бабушкой по материнской линии: отец попал в тюрьму, а мать утонула в реке. Весной 1942 г. добровольцем ушёл на фронт и до конца Великой Отечественной оставался рядовым. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал от фашистов Украину, в 1944 г. в Польше получил тяжёлое ранение. Награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

После войны переехал в родной город жены Чусовой. Работал слесарем, подсобным рабочим, дежурным по вокзалу, кладовщиком. Одновременно посещал литературный кружок при газете «Чусовской рабочий», где в 1951 году был напечатан его первый рассказ «Гражданский человек». В 1958 году был принят в Союз писателей СССР.

Автор многочисленных произведений: «Тают снега», «Кража», «Царь-рыба», «Затеси», «Прокляты и убиты», «Пастух и пастушка», «Печальный детектив», «Веселый солдат». В 1989 году удостоен звания Героя Социалистического труда. В 1991 году – лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РФ в 1995г.

Двадцать лет работал В.Астафьев над своей автобиографической книгой «Последний поклон» (1958-19778).Вся она состоит из отдельных, в разное время написанных рассказов, героем которых становится он сам, Витя Потылицын (Астафьев изменяет свою фамилию на бабушкину).Написанная от первого лица, повесть превращается в честный и беспристрастный рассказ о трудном, голодном, но таком прекрасном деревенском детстве, о нелёгком становлении юной неопытной души, о людях, которые помогали этому становлению, воспитывая в мальчике правдивость, трудолюбие, любовь к родной своей земле. Книга эта- действительно поклон в далёкие и памятные годы детства, юности, благодарность самым разным людям, с которыми свела Витю суровая жизнь: сильным и слабым, добрым и злым, весёлым и угрюмым, искренним и равнодушным, честным и жуликоватым…Целая вереница судеб и характеров пройдёт перед глазами читателя, и все они запоминающиеся, яркие, даже если это судьбы несложившиеся, изломанные.Поражаешься, как трепетно хранит память автора подробности милой его сердцу деревенской жизни, картины сибирской природы. Всё это вместе: время, люди, природа - и создают образ родины. Тема родины объединяет все рассказы повести Астафьева.

Конечно, при современной нелюбви молодых людей к чтению серьёзной литературы, при ужасающей ограниченности в учебных часах по этому жизненно необходимому предмету я могу посоветовать коллегам остановиться лишь на некоторых рассказах глубокой книги В.П.Астафьева, но проанализировать их подробно, чтобы даже из такого краткого, увы, урезанного знакомства с прозой классика ребята вынесли несложные, но важные для думающего человека нравственные уроки.

Начнём с самого известного рассказа «Конь с розовой гривой»

Почему Астафьев начинает свою книгу с детства? Автор считал, что всё в человека закладывается именно с него, оттуда вся суть его натуры, её первооснова. К детству главного героя, мальчика-сироты Вити Потылицына, которого воспитывают бабушка Катерина Петровна и дед Илья Ефграфович, неутомимые деревенские труженики, и обращает нас рассказ.

Витя не похож на остальных деревенских ребят. Как характеризуют его воспоминания о заветном прянике конём? Для всех он вкусный и всё. Для Вити - живой, настоящее чудо. Мальчик даже чувствует, как конь лягает его копытами в живот под рубашкой. Конечно, Витя живёт бедно и трудно, пряник – предел заветных детских желаний, но фантазии ребёнка говорят о его развитом художественном воображении.

Какой предстаёт в рассказе жизнь семьи Левонтьевых?

Разные люди жили в сибирских деревнях в 20-30-е годы. Много было самоотверженных честных трудяг, но много и лодырей-захребетников, ждущих, что кто-то за них заработает им на кусок хлеба. Астафьев ничего не приукрашивает. К таким людям относится и бывший морской «скиталец» Левонтий, оправдывающий свою бесхозяйственность любовью к свободе. Отнюдь не благостное впечатление производит дом Левонтия и его жены: на всём печать неухоженности, разора. Нищая жизнь порождает озлобленность, грубость, пьянство. Свары и пьяные дебоши стали здесь нормой. Вечно голодные левонтьевские ребята предоставлены сами себе, слоняются без дела, безобразничают. Не приучены к труду взрослые - растут бездельниками и дети.

Какой видится их жизнь Вите?

Витя-ребёнок и не замечает мерзостных сторон жизни взрослых. Для него дядя Левонтий - необычный человек, который может превратить скучные будни в чудесный праздник. Это бывало в дни получки, когда Левонтий покупал на все деньги конфеты и пряники и заваливал ими стол к радости голодных ребят. Обычный конец семейного «праздника» - крики, драка и погром дома, из которого разбегаются во все стороны дети и жена Левонтия. Ужас этой полудикой, бездумной жизни одним днём не может ещё осознать Витя, но её глубоко осуждает строгая бабушка, прозванная в деревне «генералом».

Бабушка Катерина Петровна отправляет Витю на увал за земляникой. Для Вити – это ответственное поручение: землянику можно продать в городе, купить чудесный пряник. Для левонтьевских – праздношатание.

Как ведёт себя левонтьевская «орда» по дороге на увал?

Дети ссорятся, орут, дерутся, бросают друг в друга посудой. Заскочили в чужой огород, надрали лук, пожевали, побросали – ни к чему не приученные, они ничей труд не уважают…

А как характеризует детей сбор ягод?

Левонтьевским не знакомы честность и трудолюбие, они хитры, легкомысленны, безответственны. Витя же приучен бабушкой к правдивости и ответственности, за что и становится объектом злых насмешек старшего сына Левонтия, Саньки. Почему же честный Витя соглашается вытряхнуть из туяска собранные им ягоды и съесть их?

Конечно, мы понимаем, что мальчик попадает под дурное влияние наглого Саньки и не находит в себе силы противостоять ему. Но так ли легко было набить туясок травой? Хоть Витя и хорохорится, но в душе его идёт борьба. Ему нелегко отказаться от того, чему учила бабушка. Саньке всё равно, а Витя боится встречи с уехавшей в город Катериной Петровной. Ему не спится: мучают укоры совести, мальчику жалко бабушку. Он и сам не ожидал, что так легко окажется в мире обмана, эгоизма, в котором спокойно пребывает его дружок.

Ложь Вити раскрыта. Почему же бабушка всё-таки купила внуку пряник конём?

Это был небольшой урок, который мальчик запомнил.

Бабушка мудра и понимает, что Витя смалодушничал, но каждый имеет право на ошибку. Катерина Петровна верит, что внук исправится.

Рассказ «Пеструха»

Смогут ли ребята выразить впечатления от этой пронзительной главы «Последнего поклона»? Ведь им, городским детям, неведомы рождение телёнка у коровы, её дойка, рассветы над тихой деревенской рекой. Общее впечатление одно: будто мы там побывали, услышали звуки деревни, почувствовали запахи, насладились красками. Ребята должны понять, что в этом и есть сила настоящей литературы.

О чём рассказ? О корове Пеструхе, которая всю себя честно отдала людям. Разве можно так сказать о какой-то корове? Можно, если знать, что такое корова в большой крестьянской семье.

Это понимаешь уже из первых сцен рассказа Астафьева. Почему Катерина Петровна и Илья Ефграфович не спят всю ночь? Вот-вот должна отелиться Пеструха, и старики переживают за неё. Помрёт корова - обречена на голод и бескормицу вся семья. Из её молока «можно будет добыть масло, настоять сметану, сделать простоквашу, творог, мороженые кружки молока с лучинкой в накипелой сливками серёдке, продать в Красноярске городским людям за денежки, вырученные на рынке, купить материи на рубахи и на штаны, платки, полушалки, карандаши и тетрадки, пряник конём… »

Корова - основа благосостояния крестьянской семьи, от неё весь круговорот деревенского хозяйства начинается, ею и цементируется. Вот почему к ней в доме такое благоговейное, почти любовное отношение.

Какие ещё эпизоды это иллюстрируют? Вспомните, как называют корову? «Матушка», «кормилица», «родная», «золотко», «доченька», как бы уравнивая её с собой в родственных кровных связях. Когда Пеструха сильно заболела, съев с травой осиное гнездо, бабушка молилась за неё перед иконостасом, прекрасно понимая, что надеяться в лихое время можно на Бога и корову, а уж никак не на деревенских «партейцев».

После рождения тёлочки дед и бабушка ведут детей проведать корову и полюбоваться на её «дитю», гладят её, жалеют, успокаивают - человеческие отношения переносятся на животное. В описании тёлочки автор намеренно использует метафоры, экспрессивно окрашенные слова, чтобы передать чувства любви и жалости к животному: «рыженькая головка», «ножки со светлыми, будто игрушечными копытцами», на лбу цветочек распустился. Притихли, любуясь коровьей дочкой, даже неугомонные Левонтьевские. Так с малых лет в детях воспитывалось сострадательное отношение к живому, ненавязчиво расставлялись нравственные приоритеты. Их никогда не пускали в то место, где животное забивали на мясо, оберегали от вида крови и мучений.

А с какой теплотой описывает автор пору деревенского предвечерья! Оно тоже связано с коровой. Повсеместно наступала благостная тишина: это хозяйки доили вернувшихся из стада коров. Молоко звенело о подойники, а рядом стояли голодные ребятишки в ожидании своей кружки. Какой важностью переполнялась бабушка, доящая Пеструху! Под её умелыми руками это превращалось в какое-то священнодействие.

Но в спокойный, гармоничный уклад деревенского мира насильственным образом вторгаются трагические социальные потрясения 20-30-х годов. Незатейливое крестьянское житьё-бытьё залихорадило. Как это отражается в рассказе?

Овсянские мужики «в разброде»:то на собраниях сидят, то на мельнице пьянствуют. Некоторые из них не вернулись после вызова в город, а оказались в тюрьме. Молох сталинских репрессий затронул и далёкое сибирское село, и это только начало наглой, оголтелой расправы с крестьянством. Начинается коллективизация, силой обобществляется скотина. Из мяса бабушкиной любимой Пеструхи сварят щи и нажарят котлет для бесплатной школьной столовой…

Обобществлённых коров деревенские девки недодаивают, это чревато болезнями. Дома бы за такое родители «выдали им премию», а в колхозе корова не своя и молоко в ней чужое. Тогда зачем её и беречь?

Теперь понятна становится причина «бунта» деда Ильи. Проанализируем в классе этот эпизод. Всегда трудолюбивый и старательный дед стал задумываться и однажды действительно взбунтовался: напился с Левонтием и не пошел открывать ворота вернувшимся из стада коровам. Те возмущенно и жалобно мычали, а молодая Пеструха взбрыкнула и убежала в лес. Только случайность спасла ее от нападения медведя. Вернувшаяся от соседей бабушка Катерина с плачем бросается на поиски коровы.

Спросим у ребят: как можно объяснить такой поступок деда?

Ему жалко отдавать своих коров в колхоз, в чужие равнодушные руки. Это протест не против коров, а против тех, кто ломает вековые традиции крестьянского уклада жизни: отучает выращивать урожай, разводить скот, ухаживать за землей, быть на ней разумным хозяином. Показательно, что в этой сцене всегда покладистый и трудолюбивый дед уподобляется деревенскому лоботрясу Левонтию.

Что же, по мысли Астафьева, примиряет человека с такой нелегкой жизнью вразброд?

Это, конечно, природа, к которой так внимателен и чуток Витя. Она смягчает остроту социальных противоречий и не только в этом рассказе. Наедине с ней мальчик успокаивается, в душе его воцаряется гармония: «… никогда-никогда более я не был так близок к небесам, к богу, как тогда, в те минуты соприкосновения двух светлых половинок дня, и никакая тайна не вселяла в меня столь устойчивого успокоения». Это ещё один важный нравственный урок рассказа.

Рассказ «Бурундук на кресте»

В нём мы видим главного героя уже подростком. Нелегко складывается его жизнь, когда вернувшийся из тюрьмы отец решает забрать Витю от бабушки.

Исторические события вмешиваются в человеческие судьбы и отношения. В этом рассказе уже нет авторской иронии, с болью душевной пишет Астафьев о том, как погублена оказалась большая и трудолюбивая крестьянская семья.

Новая власть, перемены, от которых жить труженикам стало хуже, а лодырям – лучше, тяжкие испытания не обошли стороной и Витину семью. Пусть ребята расскажут о судьбе его деда по линии отца.

В любой частной истории нужно видеть масштаб.

Витин прадед Яков Максимович и дед Павел Яковлевич держали в Овсянках мельницу. Деревенская голыдьба распустила слух о том, что в брёвнах своего лиственничного дома они прятали золото. Деда с прадедом тут же раскулачили, сослали на север, в Игарку, где помешавшийся от горя прадед умер. Добротный дом раскатали по бревну, разорили, но золота так и не нашли.

Витин отец Пётр Павлович попросил сельсовет, чтобы ему отдали хотя бы кухню от дома. В этом отказали, решено было дом отстроить заново и отдать его под колхозное правление.

Мельницу отобрали тоже, и зерно молоть стало негде. Его запаривали в горшках, у детей болели животы.

Попросим оценить все эти «преобразования» новой советской деревни и объяснить отношение к ним автора.

Горечь, издёвка, обличение – вот его отношение к происходящему в родном селе. Всё это спрятано за такой, казалось бы, беспристрастной и сухой манерой повествования. Тогда, незрелым подростком, он мало что понимал. Учащиеся, конечно, скажут, что всё происшедшее трудно даже назвать бесхозяйственностью. На глазах у всех нарушаются все человеческие права, выбивается почва из-под ног рачительных хозяев, жизнь их ничего не стоит. К власти пришли горлопаны и лодыри, умеющие только орать речи на собраниях, бить себя кулаком в грудь и одним росчерком пера вершить чужие судьбы. Такой показана сноха бабушки, тётка Татьяна. Пока полуграмотная колхозная активистка митинговала на собраниях («Сольем наш ентузиазм с волнующимся акияном мирового пролетариата!»), её дети бегали по деревне голодными, бабушка жалела ребятишек и подкармливала их.

Так как все эти бездельники никогда своего хозяйства не держали, то и с колхозным управляться они не могли: не знали, как и чем кормить обобществленную скотину, какие земли использовать под пашни. Советы разумных людей никто не слушал, и скоро все в деревне «пошло на растапур». Пашни зарастали бурьяном, скотина голодала, а ретивые «партейцы», отправив в ссылки кулаков, бросились раскурочивать их сеялки и косилки. Классовая ненависть заглушала последние доводы здравого рассудка.

Что же случилось с мельницей? Её решили запустить, но вскоре она превратилась в злачное место для овсянкинских мужиков. Они приезжали сюда напиться, потом дрались, тягались на опоясках, давили крыс и до смерти загоняли не своих уже лошадей.

Кончилось тем, что перепившийся мельник, отец Вити, мельницу сломал. Это расценили как вредительство и дали ему пять лет лагерей на Беломорканале.

Почему люди так дико вели себя? При ответе на этот вопрос ребята свяжут его с политикой новой власти, безжалостно рвущей вековые связи крестьянина с землей, с хозяйством, отучающей человека созидать. Выбитые из привычной колеи, люди деградировали, теряли облик человеческий, не видели никакого смысла в своей жизни.

Конечно, писателю интересно изучать человеческие характеры, которые порождало это драматичное для России время. Какие человеческие типы воплощены в характерах Витиных родителей?

Рано угасшая мать Вити – это тип человека - праведника, труженика. Тихая, робкая, добрая, безответная, она работала в доме свекра, как поденщица, слыша в ответ лишь грязную брань. Но зла мать не помнила. Когда свекра сослали на север, она ходила вокруг пустого дома и молилась, чтобы Бог вернул её родных из далекой земли.

Когда мать поехала в тюрьму на свидание с мужем, лодка, в которой она сидела, перевернулась и несчастная утонула в реке, оставив Витю сиротой. Мельничное веселье безалаберного Витиного родителя косвенно погубило бедную женщину. Если бы люди думали над последствиями своих поступков…

Отец, Петр Павлович, полная противоположность матери. Плясун, красавчик, разбитной гуляка, он никогда не любил работать, поэтому всю жизнь искал «руководящие должности». С Беломорканала он вернулся, будто герой с войны. Гордый, веселый, праздничный, с набором тюремных изречений. Вскоре он вновь женился. Мачеха была молодая, дурная нравом, истеричная. Она невзлюбила Витю, наговаривала на него отцу. Прослышав об огромных заработках на севере, отец со своим семейством, забрав и Витю, двинул туда. Работу нашел по себе: заделался продавцом в овощной ларек. Казалось, в характере разухабистого Петра Павловича дан тип человека вольного, свободного, легкого на подъем. Согласятся ли с такой характеристикой ребята?

Нельзя быть свободным от всего. Легкомыслие и беспечность отца становятся синонимами равнодушия к человеческому существованию вообще. Особенно ярко это проявляется в отношении к сыну. На севере Витя жил с дедом Павлом, который учил его подледной рыбалке. Однажды суровый дед сжалился над порядком обносившимся внуком и отправил его в киоск к отцу в надежде на его помощь. Отец дал Вите… рубль на конфеты и услал от себя. Таким, как он, не интересна размеренная трудовая жизнь, его постоянно тянет на авантюры, но он не понимает, что от его неуемного желания найти себя в этой жизни погибла жена, страдает родной сын.

Как изменяется в этой главе Витина бабушка?

Из грозного «генерала» Катерина Петровна превратилась в несчастную согбенную старуху. Умирает дед, ненавистный зять отнимает последнее что дорого – внука. Бабушка на коленях умоляет Витиного отца не увозить мальчика, но её прогоняют прочь, не сказав доброго слова. Вите очень жалко бедную бабушку, но он ничего не в состоянии изменить. Вот так опять с кажущейся бесстрастностью показывает нам писатель удивительное человеческое бессердечие, чтобы мы, его читатели, извлекли из прочитанного верные уроки.

Перед отъездом тайком от отца Витя идёт на могилу мамы, где встречает бабушку. Катерина Петровна замечает на могильном кресте дочери бурундука. По каким- то своим приметам она решает, что это недобрый знак, будто интуитивно предчувствуя печальную участь любимого внука. Её опасения оправдались: очень непросто жилось Вите в его новой семье, где он никому не был нужен, немало тяжких испытаний пришлось ему вынести.

Книга В.П.Астафьева мудра, необыкновенно глубока и поучительна, её нравственные уроки очень пригодятся в жизни любому. Спросим учащихся, что же они из неё извлекли, чему она научила?

У каждого в жизни один путь: трудиться, наполнять себя знаниями, отвечать за свои поступки и любить своих ближних. Кажется, всё просто, но пройти этот путь достойно не так и легко, множество испытаний приходится преодолеть человеку, но выносить их нужно не теряя человеческого лица. Немало хлебнул на своём веку герой Астафьева, но не озлобился на людей, не стал эгоистом, наплевательски прожигающим жизнь. Он горячо любит деда, бабушку, воспитавших в нём нравственно здорового, цельного человека, но по - своему любит и непутёвого отца, и недоброго Павла Яковлевича, ведь благодаря этим далёким от нежности и сентиментов людям он, подросток, узнал жизнь, научился за себя бороться, приобрёл трудовой опыт. Нужно уметь быть благодарным, не следует ожесточать душу, в каждом, с кем свела жизнь, нужно отыскать хорошее.


Ф.И.О.: Кулагина Лилия Ильмурзовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: средняя общеобразовательная школа № 18 Кировского района г. Уфы

Педагогический стаж: 32 года
ТЕМА УРОКА: «Поклон добрым людям» (по повести В. Астафьева «Последний поклон»)

Класс: 9-ый

Количество часов: 2 часа
ЭПИГРАФ: «Я никогда не забуду того счастливого утра». (В.П. Астафьев)
ЦЕЛИ УРОКА:


  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. П. Астафьева.

  2. Воспитание в учащихся чувства любви к Родине, окружающему миру, людям.

ХОД УРОКА

1-ый час
ВВЕДЕНИЕ

I. Вступительное слово учителя о В.П. Астафьеве.

Урок хочется начать со слов деда писателя со стороны отца, Павла Яковлевича Астафьева.

Когда-то о своём внуке дед скажет:

“Счастлив ты, однако… Не участью долей, душой счастлив. Красивое да доброе видеть, может, в этом – то счастье и есть”.

Дед как в воду глядел. Именно таким человеком, зорким, внимательным, замечающим красоту человеческих отношений, красоту окружающего мира и был писатель В. П. Астафьев.

II. Биография писателя (сообщение ученика).

Имя В. П. Астафьева известно всему миру. Он родился в мае 1924 года в селе Овсянка, что на берегу могучего Енисея, неподалёку от Красноярска, “в трудовой, огромной, степенной и певучей семье”. Рано лишился матери – она утонула, в реке зацепившись косой за сплавную бону. Был отдан на попечение бабушки и дедушки – сибирских крестьян.

В 1934 году вынужден был покинуть родное село вместе с новой семьёй отца, вскоре был брошен на волю судьбы. Пройдя через сиротство, беспризорничество, в 15 лет попал в детдом заполярного города Игарки. До войны работал составителем поездов возле города Красноярска. Осенью 1942 года ушёл добровольцем на фронт. Служил шофёром, артразведчиком, связистом. Получил тяжёлое ранение.

Демобилизовавшись в 1945 году, прожил 18 лет на Урале, в Чусовом. Работал грузчиком, слесарем, литейщиком, одновременно учился в вечерней школе.

Писать начал из чувства протеста, хотелось написать о войне то, что видел сам, “больше всего заботился о том, чтобы всё было точно, чтобы всё было, как было”.

В 1958 году его принимают в Союз писателей, а в 1959 – направляют на Высшие литературные курсы в Москву, где он учился до 1961 года.

Перу писателя принадлежат такие замечательные произведения, как повесть в рассказах “Последний поклон”, повествование в рассказах “Царь-рыба”, роман “Печальный детектив”, трагическая тема войны звучит в повести “Пастух и пастушка” (автор определяет её как современную пастораль). О войне – роман, написанный в 90-е годы – “Прокляты и убиты”, повесть “Так хочется жить”.

Ведущие темы творчества писателя: детство; природа и человек; война и любовь.

В 1968 году вышла I книга повести в рассказах “Последний поклон”. В последующие годы напечатаны II и III книги.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Работа по повести “Последний поклон”.


  • От чьего лица идёт повествование?
Повесть автобиографична. И всё-таки цикл этих рассказов нельзя назвать автобиографией самого писателя, так как в повести много других главных героев, открывших маленькому мальчику огромный, невидимый глазу мир человеческих отношений.

  • Кто является главным героем повести?

  • Задумайтесь над название произведения. “Последний поклон”.

  • Последний поклон кому?
(Всем тем добрым людям, которые повстречались писателю на дорогах детства, которые так или иначе повлияли на формирование взглядов подростка).

  • Какие 2 темы проходят через всё произведение?
(Тема детства и родины).

Эти темы очень тесно переплетаются в рассказе, который открывает воспоминания детства – “Далёкая и близкая сказка”.

1). “Далёкая и близкая сказка”.


  • Расскажите о Васе – поляке.
Включить “Полонез Огинского”.

Выборочное чтение учителем отрывка со слов “Но из-за увала, из глубокого нутра земли возникла музыка…” до слов “раненное на всю жизнь музыкой”.


  • О чём рассказывала музыка? Почему так тревожно и горько Витьке? Почему хочется заплакать, как он никогда ещё не плакал?
(О любви к Родине, к родной земле. Зачитать слова Васи-поляка об авторе музыки.)

  • Какой след оставил в душе мальчика Вася-поляк, его игра на скрипке?
(Самые лучшие чувства – воспоминания о матери, любовь к родной земле.)

  • Как односельчане относились к Васе-поляку?

  • Можно ли Васю-поляка назвать учителем жизни для Витьки Потылицына? Как вы думаете, почему глава “Далёкая и близкая сказка” первая в книге “Последний поклон”.
(Она о родине.)

  • Кто оставил Витьке самое дорогое воспоминание о детстве?
Всю любовь и нежность, на какую способно мужское сердце, отдал писатель прежде всего своей бабушке. Ей первой шлёт он низкий поклон своей повестью.

  • Расскажите о бабушке.
(Портрет бабушки из гл. “Монах в новых штанах”.)

  • Какую роль она сыграла в становлении характера и в судьбе своего внука?

  • Бабушка учит своего внука любить и понимать природу, передавала ему свой житейский и нравственный опыт, учила любить землю и всё живое вокруг.
2). Работа по главе “Зорькина песня”. (Краткий пересказ).

  • В каких главах рассказывается о том, как бабушка учит внука видеть прекрасное, учит бережному и трепетному отношению к земле, даёт первые уроки труда.
(4).“Деревья растут для всех” – сжатый пересказ).

  • Какие ещё уроки, данные бабушкой, запомнились Витьке?
(5).“Конь с розовой гривой” – сколько лет прошло с тех пор, но этот урок доброты, данный бабушкой навсегда запомнился внуку).
2-ой час

    Что нового мы узнали о бабушке в главе “Ангел - хранитель”? Как бабушка учила своих домашних переносить трудности?
(Бабушка – хранительница домашнего очага. Она поддерживает семью в трудные моменты жизни. Из любой сложной ситуации найдёт выход. Бабушка – добрая душа, подбирает брошенного щенка) .

  • Мудрые мысли бабушки.

  • Глава называется “Ангел - хранитель” – почему?
7). В повести “Последний поклон” много картин крестьянского труда, крестьянской жизни. Остановимся на главе “Пеструха”. а). - Почему детей оберегали от вида крови?

б). Остановиться на сцене, как дед с бабушкой собирают детей, чтобы показать недавно родившегося телёночка и вместе придумать имя новорождённому.

в). Вечерняя дойка коров.

г). “Какой добрый наступает вечер! Хочется поделится с соседями и всеми людьми на свете хлебом, молоком, солью и сердцем”.

д). Вечерняя молитва бабушки.

8). – О чём говорится в рассказе “Осенние грусти и радости”?

(“Труд не в труд, а в удовольствие, праздник. С песней солили капусту”).

9). Глава “Бабушкин праздник”.


  • О каком празднике говорится в этой главе?

  • Как проводится этот праздник?
(Песня будила добрые чувства к друг другу, навсегда оставляла память о родном доме).

  • Каким запомнился дед внуку Илья Евграфович?
(Сообщение ученика). (Сообщение учащихся).

  • В какой тональности написаны все рассказы из этого произведения?
(Дать слово учащимся, которые заранее провели исследовательскую работу).

  • Лейтмотивом I книги являются слова: “Я никогда не забуду того счастливого утра”.

ЗАКЛЮЧНИЕ

“Последний поклон” это разговор о детстве и о тех людях, что согрели это детство теплом своего сердца и лаской своих трудовых рук. Значение этого произведения в эмоционально – нравственном заряде, способном разбудить в читателях самые светлые чувства: радость жизни, любовь к родине, родной земле, труду, людям, живущим рядом с тобой.

Последняя глава произведения – “Последний поклон”. Именно здесь автор передаёт главную мысль произведения.

(Выразительное чтение учителем сцены последней встречи внука с бабушкой).


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Напишите сочинение на тему: “Уроки доброты бабушки Катерины Петровны”.