Уникальный музыкальный талант великого композитора Людвига ван Бетховена сочетался в нем с неуживчивым угрюмым характером, из-за чего с ним всегда приключались неприятные истории. Он был замкнутым, нелюдимым и чересчур прямолинейным, поэтому редко вызывал в ком-то теплые чувства. Не везло композитору и в отношениях с женщинами, но благодаря одной из них появилось гениальное музыкальное произведение - «Лунная соната» .


Музыкальным талантом обладали в их семье и дед, и отец. Ежедневными занятиями музыкой Людвиг обязан честолюбию отца - заметив у сына природные способности, он запирал его в комнате с клавесином, в надежде, что сын превзойдет Моцарта. Мальчик занимался по 7-8 часов в день. В результате в 8 лет он уже дал свой первый концерт в Кельне. Семья жила в нужде, и Людвиг не окончил школу, так как вынужден был работать. Он много читал, но с правописанием и с арифметикой у него были серьезные проблемы. До конца своих дней он так и не научился умножать.


У Бетховена было множество странных привычек. Например, прежде чем приступить к сочинению музыки, он опускал голову в таз с ледяной водой. Он любил кофе и варил его строго из 64 зерен. Композитор всегда был небрежно одет и не причесан. Ом мог появляться на публике в мятой и грязной одежде, чем отпугивал окружающих.


Прямолинейность и резкость в общении с людьми иногда казались им невоспитанностью. Однажды во время его выступления один из гостей начал разговаривать с дамой. Бетховен тут же прервал выступление со словами: «Таким свиньям я играть не буду!». В пылу гнева он написал одному из сановных меценатов: «Князь! Тем, чем вы являетесь, вы обязаны случаю и происхождением; тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей есть и будет тысячи, Бетховен — один!»


Гете говорил о нем: «Этот Бетховен - малоприятная и совершенно необузданная личность. Разумеется, человек он проницательный и умный, и трудно не согласиться с ним, когда он утверждает, что этот мир отвратителен. Однако я вынужден заметить, что присутствие в этом отвратительном мире господина Бетховена вовсе не делает мир более привлекательным». Гайдн говорил, что музыка Бетховена настолько угрюма, мрачна и тревожна, «что на душе делается скверно и весьма неспокойно».


В 1796 г. Бетховен начинает терять слух - воспаление внутреннего уха приводит к постоянному звону в ушах и невосприимчивости к звукам внешнего мира. И без того угрюмый и замкнутый, композитор еще больше замыкается в себе. По совету врачей он поселился в маленьком городе, но покой и тишина не препятствовали развитию болезни. Именно в эти годы он создает свои самые знаменитые произведения.


Ужас от прогрессирующей глухоты отступил, когда в Вене Бетховен встретил 17-летнюю итальянскую аристократку Джульетту Гвиччарди. 30-летний композитор влюбился и убедил себя в том, что девушка отвечает ему взаимностью. Она брала у него уроки игры на фортепиано до тех пор, пока не завела роман с 18-летним посредственным композитором. Вскоре она вышла за него замуж и уехала в Италию. Именно ей Бетховен посвятил «Лунную сонату».


Через несколько лет Джульетта снова приехала в Австрию и пришла к Бетховену просить помочь ее обедневшей семье. Он дал ей денег, но просил больше никогда его не беспокоить. Композитор пытался строить отношения с другими женщинами, но эти попытки были безуспешными. Однажды певица из венского театра отказала ему, потому как «композитор настолько безобразен во внешнем виде, да к тому же кажется слишком уж странным». До самой смерти он оставался одиноким.

Лю́двиг ван Бетхо́вен (1770 – 1827)

Лю́двиг ван Бетхо́вен Немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков ». Людвиг ван Бетховен родился в Бонне в семье музыкантов. Предположительно датой рождения считается 16 декабря 1770 г. Дом, в котором родился Бетховен

Первым учителем музыки Бетховена был его отец. Традиционно считается, что он был весьма суров по отношению к маленькому Людвигу, который "за инструментом частенько бывал в слезах ". Настоящим учителем Бетховена стал Кристиан Готлоб Нефе. Он познакомил Людвига с творчеством Баха и Генделя. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена - вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста. Портрет Бетховена в 13-летнем возрасте

Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок». В 17 лет Людвиг посетил Вену, чтоб учиться у Моцарта. Но занятия не состоялись, т.к. у него заболела мать. После смерти матери семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста.

В 1892 году снова Бетховен едет в Вену. Здесь его наставником становится Антонио Сальери. Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей. В Вене Бетховен далеко не сразу получил известность, как композитор, несмотря на то, что он много времени уделял именно занятиям композицией. Портрет Бетховена, предположительно 1800 год

Первое публичное выступление Бетховена в Вене состоялось в марте 1795, где он дебютировал со своим фортепианным концертом. Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. Бетховен сочиняет Шестую симфонию

Болезнь Прогрессирующая глухота (первые признаки которой появляются с 1797) заставила Бетховен со временем сократить концертную деятельность, а в последние годы жизни совсем отказаться от публичных выступлений. Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения Бетховен за работой дома

Творчество 9 симфоний: № 1 (1799-1800), № 2 (1803), № 3 «Героическая» (1803-1804), № 4 (1806), № 5 (1804-1808), № 6 «Пасторальная» (1808), № 7 (1812), № 8 (1812), № 9 (1824). 11 симфонических увертюр, среди которых «Кориолан», «Эгмонт», « Леонора » № 3. 5 концертов для фортепиано с оркестром. 6 юношеских сонат для фортепиано. 32 сонаты для фортепиано, 32 вариации и около 60 пьес для фортепиано. 10 сонат для скрипки и фортепиано. концерт для скрипки с оркестром, концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром («тройной концерт »).

5 сонат для виолончели и фортепиано. 16 струнных квартетов. 6 трио. Балет «Творения Прометея». Опера « Фиделио ». Торжественная месса. Вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Песни на стихи разных поэтов и обработки народных песен

Смерть Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шло за его гробом. Могила Бетховена на центральном кладбище Вены, Австрия

Спасибо за внимание! Помните классиков!

Как выглядел Бетховен на самом деле? В этом вопросе приходится доверять мастерству художников, которым довелось работать с великим композитором в качестве модели. Здесь приводятся атрибутированные изображения Бетховена, которые были сделаны "с натуры", и которые можно рассматривать в качестве исторического документа.

«Подлинные» портреты Бетховена.

Автором этого силуэта является Joseph Neesen, и это первое подтвержденное изображение Бетховена, которое нам доступно. Согласно сообщению его друга Герхарда Вегелера (Franz Gerhard Wegeler), оно было сделано в 1786 году в доме семьи фон Брёйнинг в Бонне (где Бетховен давал уроки музыки и проводил много времени в качестве друга дома) в один их двух вечеров, когда были изготовлены силуэты всех членов семьи.

Самое раннее из атрибутированных живописных изображений Бетховена относится предположительно к 1800 году. Это портрет работы австрийского художника Gandolph Ernst Stainhauser von Treuberg, который был написан вскоре после первого большого успеха композитора в Вене (первая «Академия» в Бургтеатре, 1800 г.). Оригинальный портрет не сохранился, однако он послужил образцом для нескольких гравюр, которые были созданы в Вене и Лейпциге по заказу издателей Бетховена с 1801 по 1805 год.

Миниатюрный портрет на слоновой кости 1803 года работы датского художника Кристиана Хорнемана (Christian Horneman). Бетховен на этом портрете выглядит элегантным светским молодым человеком, одетым и подстриженным по последней моде. Видимо, портрет очень нравился самому композитору, т. к. через год Бетховен подарил его своему боннскому другу Стефану фон Брёйнинг (Stephan von Breuning) в знак примирения. Можно предположить, что художнику удалось прекрасно передать живую экспрессию и пытливый взгляд молодого Бетховена.

Венского художника-любителя Йозефа Мэлера (Joseph Willibrord Mähler) познакомил с Бетховеном Стефан фон Брёйнинг около 1803 года. Уже через год, в 1804 году, Мэлер написал свой первый портрет композитора - в «академическом» стиле, в саду Аркадии и с лирой в руке. Сейчас портрет хранится в венском музее Pasqualati-Haus. В 19 веке это изображение получило большую известность благодаря литографии Йозефа Крихубера (Josef Kriehuber), созданной на его основе.

Существует две версии этого портрета кисти берлинского художника Исидора Нойгасса (Isidor Neugass). Первая создана по заказу одного из основных покровителей Бетховена князя Карла Лихновкого в 1806 году, вторая была заказана венгерской аристократической семьей Брунсвик, с которой композитор также поддерживал близкие дружеские отношения, предположительно в 1805. Версии различаются в основном цветом одежды, а также одной небольшой деталью: на версии, принадлежавшей семейству Брунсвик, можно видеть ленту для лорнета (которую в литературе часто называют цепочкой для часов), на версии Лихновского она отсутствует. Нойгасс выбрал формат поясного портрета, который был популярен в Вене в это время. Художник несколько «сгладил» черты лица Бетховена (особенно на версии Лихновского), приблизив их к существовавшему на тот момент идеалу.

Карандашный рисунок Людвига Фердинанда Шнорр фон Карольсфельд (Ludwig Ferdinand Schnorr von Carolsfeld), предположительно 1808-1810 год. (Gleichenstein Collection) Под рисунком имеется надпись, автор которой не установлен: "От старого директора Шнорр фон Карольсфельд из Дрездена, в 1808 или 1809 году в альбоме семьи Мальфатти в Мюнхене. Собственность госпожи фон Гляйхенштайн (Frau von Gleichenstein), урожденной Мальфатти во Фрайбурге в Брейсгау (Breisgau)".

Вероятно, единственным абсолютно объективным изображением Бетховена можно считать прижизненную маску, сделанную в 1812 году скульптором Францем Кляйном (Franz Klein), на которой основаны многие позднейшие скульптурные и живописные изображения. В 1812 году друзья Бетховена, рояльный мастер Андреас Штрайхер и его супруга Нанетт, открыли большой салон по продаже фортепиано, служивший также концертным залом. Они решили украсить его бюстами знаменитых музыкантов, среди которых должен был находиться и бюст Бетховена, причем максимально реалистичный. Скульптуру заказали Францу Кляйну, который до 1805 года занимался изготовлением гипсовых копий по слепкам с оригинала для доктора медицины Франца Галла (Franz Joseph Gall).

В 1814 году венский издатель Доминик Артариа (Dominik Artaria) опубликовал гравюру с изображением Бетховена, исполненную мастером Бласиусом Хёфелем (Blasius Höfel). Эскиз для гравюры был заказан французскому художнику по имени Louis-René Létronne, работавшему в 1805-1817 гг. в Вене. Однако, карандашный рисунок Летронна не устроил Хёфеля, который обратился к Бетховену с просьбой позировать ему снова. Композитор согласился, и Хёфель написал новый портрет, который и послужил в итоге эскизом для гравюры. Рисунок же Летронна также послужил эскизом для, по крайней мере, одного анонимного офорта и сейчас хранится в частной коллекции в Париже.

Гравированный портрет чрезвычайно понравился Бетховену, он разослал копии с персональными посвящениями своим боннским друзьям Герхарду Вегелеру (Gerhard Wegeler), Иоганну Кревельту (Johann Heinrich Crevelt) и Николаусу Зимроку (Nikolaus Simrock). Композитор в этот момент находился в зените славы после премьер своих сочинений, приуроченных к Венскому Конгрессу: кантаты "Der glorreiche Augenblick" Op. 136 и батальной симфонической пьесы "Wellingtons Sieg oder Schlacht bei Vittoria") Op. 91, а также успешного возрождения "Фиделио".

Гравюра быстро стала популярна в Вене, и уже в следующем году портрет был перегравирован Карлом Риделем (Karl Traugott Riedel) в Лейпциге. В 1817 году эта гравюра была опубликована в лейпцигской "Allgemeine Musikalische Zeitung" и таким образом получила широкое распространение.

Интересно, что именно это изображение (точнее, вариант Хёфеля) послужило одним из оснований для теории об африканских корнях Бетховена , получившей распространение в Интернете.

Живописный портрет работы неизвестного мастера, написанный, вероятно, с гравюры Хёфеля или рисунка Летронна, хранится в театре La Scala.

Российский немец Густав Фомич Гиппиус (Gustav Adolf Hippius) изучал живопись за границей и в 1814-1816 гг. проживал в Вене. Неизвестно, позировал ли ему Бетховен, во всяком случае его карандашный портрет композитора (56×40 cm), датируемый предположительно 1815 годом, не является копией какого-либо из известных изображений. Сейчас рисунок хранится в Beethoven-Haus в Бонне.

Около 1815 года Йозеф Мэлер (Joseph Willibrord Mähler) написал серию портретов современных ему венских композиторов, в которую вошел и портрет Бетховена. Было создано несколько версий этого портрета, одну из которых Мэлер оставил себе и хранил в течение всей жизни.

Портрет кисти Иоганна Геккеля (Johann Christoph Heckel), 1815 год. Сейчас портрет хранится в Библиотеке Конгресса США а Вашингтоне. На сайте музея Beethoven-haus можно также увидеть анонимную копию картины (холст/масло) и литографию А. Хатцфельда (A. Hatzfeld).

Фердинанд Шимон (Ferdinand Schimon) написал несколько портретов музыкантов, среди которых были Шпор (Louis Spohr), Вебер (Carl Maria von Weber) и Бетховен. История этого портрета Бетховена, созданного в 1818 году, известна со слов Антона Шиндлера, который, как он сам пишет, и был инициатором этой работы Шимона. Поскольку Бетховен не любил позировать, Шимон работал над портретом прямо в квартире композитора, когда тот занимался сочинением. Однако, таким образом закончить портрет не удалось, и некоторое время спустя, Бетховен пригласил художника, чтобы тот смог сделать необходимые доработки, в которых особенно нуждались области вокруг глаз. В результате, композитор остался "вполне доволен" портретом, полученным таким замысловатым путем.

В противоположность многим другим, идеализированным изображениям Бетховена, карандашный рисунок Клобера, созданный летом 1818 года в Мёдлинге (Mödling), хорошо передает прямое и непосредственное восприятие внешнего вида композитора (Бетховен не позировал для этого портрета). Согласно воспоминаниям Клобера, сам Бетховен считал, что на этом наброске была удачно схвачена натура, и что особенно хорошо получилась его прическа.

Клобер создал еще два портрета Бетховена, основываясь на этом рисунке. Один из них, холст/масло, сейчас считается утраченным. На нем Бетховен был изображен вместе с племянником Карлом на лоне природы. Однако, сохранился рисунок углем и мелом, созданный несколько лет спустя и изображающий Бетховена в значительно более идеализированном виде. Существовало еще две версии этого рисунка, но они не сохранились.

С 40-е годы 19 века берлинские литографы Theodor Neu и Carl Fischer создали несколько литографий на основе рисунка углем и мелом - под непосредственных наблюдением художника, о чем свидетельствуют надписи на некоторых оттисках. Благодаря широкому распространению этих литографий, которые были скопированы множеством художников 19 столетия, это изображение Бетховена стало особенно популярным. Карандашный же рисунок Клобера не привлекал особенного внимания вплоть до 20 века.

Портрет Бетховена кисти Йозефа Штилера (Joseph Karl Stieler), созданный весной 1820 года является, возможно, самым популярным изображением композитора. Портрет Штилера формировал представление широкой публики и личности и внешности Бетховена на протяжении двух столетий. В глазах последующих поколений, в своем идеализированном изображении художник зафиксировал творческий гений великого композитора. Портрет был заказан супругами Франц и Антония Брентано (Franz и Antonie Brentano), которые были друзьями Бетховена приблизительно с 1810 года. "Разговорные тетради" дают довольно детальное представление о происхождении портрета. Композитор позировал для этого портрета 4 раза - необычно много, поскольку, по словам самого Бетховена, он был не в состоянии долго сидеть неподвижно.

В 1823 году Фердинанд Вальдмюллер (Ferdinand Georg Waldmüller) получил заказ от лейпцигского издательства Breitkopf & Härtel на портрет Бетховена. Как видно из нескольких писем и записей в "разговорных тетрадях", композитор позировал для этого портрета лишь однажды. Причем, сеанс был прерван раньше времени и продолжения не последовало. Поэтому, предполагается, что Вальдмюллер успел написать только лицо композитора, а одежда и, возможно, часть волос были добавлены позже.

Портрет 1823 года работы Иоганна Стефана Деккера (Johann Stephan Decker). Это последний известный портрет Бетховена, сейчас он хранится в Городском Историческом музее Вены (Hisctorisches Museum der Stadt Wien).

Библиография:
Comini, Alessandra. The changing image of Beethoven: a study in mythmaking. New York: Rizzoli, 1987.
"Ludwig Van Beethoven, Bicentennial Edition 1770-1970", LOC 70-100925, Deutsche Grammophon Gesellschaft mbH, Hamburg, 1970.
Robert Bory. Ludwig van Beethoven: His Life and His Work in Pictures. Atlantis Books, Zurich, 1960.
http://www.mozartportraits.com/index.php?p=3&CatID=1

В этом выпуске мы поговорим о последних годах жизни великого Бетховена.

В предыдущем выпуске мы говорили о жизни композитора, омраченном скудным материальным положением и последовательными неудачами в отношениях с прекрасным полом. Но эти детали, также, как и характер, далеко не самый прекрасный характер композитора, не мешали Людвигу писать его прекрасную музыку.

Сегодня же мы, заканчивая наш краткий экскурс по биографии Бетховена, поговорим о последних двенадцати (1815—1827) годах его жизни.

Семейные проблемы Бетховена

Нельзя сказать, чтобы Бетховен когда-то нормально ладил со своими братьями, особенно с , который к тому времени уже был обеспеченным аптекарем, поставлявшим лекарства в армию.

В 1812 году после встречи с Гете композитор отправился в город Линц, чтобы навестить Иоганна. Правда, судя по всему, Людвига на эту поездку всподвигла корыстная идея, а именно — расстроить помолвку между Иоганном и одной из его сотрудниц, Терезой Обермайер, которую композитор просто терпеть не мог. Правда результат был не в пользу Людвига, ибо младший брат его не послушал.

За несколько лет до этого, еще в 1806-м, Людвиг препятствовал женитьбе другого своего брата, а по совместительству и секретаря — Каспара, и попытка оказалась такой же безуспешной. Но все эти попытки композитора вмешиваться в личную жизнь своих братьев были неспроста.

Ведь фамилия БЕТХОВЕН к тому времени гремела на всю Европу, и композитор не мог себе позволить, чтобы младшие братья опозорили этот род. Ведь и Тереза, и Иоганна, потенциальные невестки великого композитора, мягко говоря, не были достойны носить эту фамилию. Но все равно это было бесполезно, ибо братья его не послушали.

В прочем, Каспар и сам поймет, что совершил глупую ошибку — в 1811 году он разочаруется в супруге настолько, что даже попытается с ней развестись, хотя до окончательного развода все равно не дойдет. Его супруга, Иоганна, оказалась далеко не самой порядочной женщиной, как это и предсказывал старший брат, Людвиг, несколько лет назад, всячески препятствуя их женитьбе.

Ну а в 1815 году Каспар покинул этот мир. Покойный Каспар Карл в предсмертном завещании попросил именно Людвига, своего старшего брата, стать опекуном для своего сына — девятилетнего мальчика, которого также звали Карлом.

Этот мальчик по мере своего взросления доставил своему дяде, великому Бетховену, огромное количество неприятностей. Более того, Людвигу сразу после смерти брата пришлось «воевать» с матерью ребенка, вдовой Каспара — Иоганной, которую он терпеть не мог. В течение пяти лет Бетховен пытался всеми силами лишить Иоганну родительских прав, и в 1820 году, наконец, добивается своего.

Финансовые проблемы до сих пор не давали покоя композитору, который изо всех сил пытался зарабатывать деньги, чтобы прокормить любимого племянника и продолжать заниматься творчеством.

Был даже случай, когда британский пианист Чарлз Нит вместе с Фердинандом Рисом посоветовали Бетховену провести концерт в Англии. В этой стране очень ценили музыку Бетховена. Композитор имел прекрасную репутацию в Англии, а значит, его выступление на сольном концерте гарантировало бы ему прекрасный доход.

Бетховен прекрасно это понимал, да и, вообще, давно мечтал отправиться на гастроли в Лондон, как в свое время поступил один из его учителей, Йозеф Гайдн. Более того, британская филармония прислала Людвигу официальное письмо с условиями, которые были просто изумительны для композитора, купающегося в бытовых проблемах, отчасти связанных с плохим финансовым состоянием.

Но в последнюю минуту Бетховен передумал, а точнее, был вынужден отказаться ехать в Англию из-за болезни. Более того, композитор чувствовал, что не мог покинуть своего племянника на такое долгое время, поэтому он отказался от столь щедрого подарка судьбы.

Не будем останавливаться на племяннике Бетховена, ибо ему будет посвящена . А пока что просто отметим, что парень доставил композитору много бытовых проблем и эмоциональных переживаний, которые отразились в худшую сторону на и без того «подорванном» здоровье Бетховена.

Но все равно композитор безумно любил своего племянника и всячески помогал ему, несмотря на все плохие стороны его характера. Ведь композитор понимал, что других наследников у него больше не будет. Даже в письмах композитор обращался к племяннику, как к «Дорогому сыну».

Последняя «Академия» глухого композитора

Бетховен продолжает писать его прекрасную музыку, радикально отличающуюся от произведений, написанных в молодости. Композитор дописывает последние фортепианные сонаты, параллельно сочиняя простые фортепианные пьесы и камерную музыку по заказу издателей, дабы обеспечить себе и племяннику доход для существования.

Одним из важнейших событий этого периода жизни Бетховена является его последняя «Академия» состоявшаяся 7 мая 1824 года в знаменитом театре Кертнертор.


Там была исполнена его знаменитая «Торжественная месса», а также впервые представлена публике знаменитая «Девятая симфония» — уникальнейшее произведение, ломающее все представления о традиционной классической симфонии.

Венские старожилы свидетельствовали о том, что на данном мероприятии раздавались овации, ранее неслыханные ни на одном концерте любого другого музыканта. Даже сейчас об успехе «Девятой симфонии» ничего придумывать не нужно, ведь фрагмент именно этого произведения использован в гимне Евросоюза.

Ну а в тот вечер, когда абсолютно глухой композитор впервые представил этот шедевр венской публике, восторг слушателей был неописуем. Головные уборы вместе с платками летали по воздуху. Аплодисменты стояли настолько громкие, что просто резало слух. Но только абсолютно глухой композитор, к сожалению, ничего этого не видел (ибо стоял спиной к залу) и не слышал, пока Каролина Унгер, одна из вокалисток, не повернула Людвига в сторону аплодирующих зрителей.

Овации настолько эмоционально задели Бетховена, что композитор, увидевший летающие платки и слезы на глазах у аплодирующих слушателей, в прямом смысле упал в обморок.

В этот момент зал просто взорвался от оваций, схлынувших с новой силой. Эмоции были настолько мощные, что через некоторое время сотрудники полиции были вынуждены вмешаться. Это был грандиозный успех. Ну а менее, чем через 2 недели выступление повторится уже в Редутном зале той же Вены.

Правда художественный успех произведения все равно не принес Бетховену серьезной материальной выгоды. Материальная сторона опять подвела композитора — оба концерта получились абсолютно не прибыльными и даже убыточными для самого Бетховена.

Конечно, уже в скором времени одно авторитетное издательство заплатило композитору как за «Девятую симфонию», так и за «Торжественную мессу» и несколько других произведений, но все равно художественный успех произведений был значительно выше материальной прибыли.

Вот таким уникальным композитором был Бетховен: имя его знали все герцоги, бароны, лорды, короли и императоры Европы. Но до конца дней своих он так и остался бедным.

Прогрессирующая болезнь. Последние месяцы жизни.

В 1826 году состояние здоровья Бетховена ухудшилось еще сильнее после того, как двадцатилетний Карл, его любимый племянник, предпринял попытку самоубийства, возможно, из-за наличия крупных игорных долгов (однако это не подтверждено).

После этого безрассудного поступка племянника здоровье Бетховена испортится настолько, что больше он никогда не поправится, в отличие от Карла, который пережил этот момент и в скором времени поступил на службу в армию.

Пневмония, воспаление кишечника, цирроз печени и последующая водянка, из-за которой композитору несколько раз прокалывали живот — даже в наш век шансы вылечиться от такого набора заболеваний кажутся чем-то сверхъестественным.

В последние дни жизни больного Бетховена навещали самые разные люди: Крамолини со своей невестой, Гуммель, Йенгер, Шуберт (правда считается, что он не смог зайти в комнату композитора. Да и, вообще, факт визита Шуберта к Бетховену не доказан) и другие люди, ценившие творчество композитора.

Но больше всего времени с Бетховеном проводили ухаживавшие за ним друзья - Шиндлер и еще один старый друг - тот самый Стефан Брёйнинг из Бонна, но теперь уже проживавший рядом вместе со своей семьей.


Говоря о семье Брейнинга, стоит отметить, что особенно много радости в эти омраченные болезнью дни Бетховену доставил сынишка Стефана, Герхард, по прозвищу «Ариэль». Бетховен просто обожал этого ничего не понимающего и постоянно «сияющего» мальчика, и любовь эта была взаимной.

Даже скупой брат Иоганн стал проводить много времени с умирающим композитором. И это, несмотря на то, что буквально за несколько месяцев до смерти Людвиг с племянником (после его попытки самоубийства) приехал к Иоганну с некоторыми просьбами, а последний обходился с братом, как с чужим человеком — брал с него и с племянника деньги за ночлег, а также отправил их домой в открытой повозке (после чего, как считается, Людвиг заболел пневмонией).

Материальную бедность композитора в последние недели его проживания разбавила неплохая сумма, полученная от Лондонского филармонического общества, и собранная, благодаря Мошелесу — одному из учеников Бетховена.

Еще одной радостью для Людвига стал другой, по-настоящему ценный и для того времени чрезвычайно редкий подарок, присланный из английской столицы Иоганном Штумпфом (мастером по изготовлению арф) — это было полное собрание сочинений Генделя, которого Бетховен считал чуть ли ни величайшим композитором.

Скромные, но, при этом, весьма приятные для композитора подарки в виде банок с компотом, прислал барон Паскалати, в чьем доме некоторое время жил Бетховен. Также отличился и издатель Шот, приславший умирающему Бетховену знаменитые рейнские вина. Только сам Бетховен с сожалением отметил, что данный подарок немного опоздал, хотя в душе был рад этой посылке.

Ну и, конечно же, за две недели перед смертью Людвига, наконец, удостоили звания почетного члена Венского общества любителей музыки Австрийской империи. Только это звание осталось лишь символическим, так как не подкреплялось никакой материальной выгодой.

Стоит также отметить, что до самой смерти Людвиг, несмотря на неизлечимую болезнь, мыслил более, чем адекватно. Даже подозревая о том, что может умереть в любой момент, Бетховен все равно продолжал читать сложнейшую философскую и иную литературу на разных языках, тем самым, продолжая интеллектуально обогащаться.

Уже 24 марта 1827 года композитор подписывает завещание, согласно содержанию которого, все его имущество наследует племянник, Карл. В этот же день Бетховена навещает священник.

Смерть великого Бетховена наступила после трех дней адских мучений — 26 марта 1827 года. Это произошло в Вене, в том самом доме, где Бетховен прожил последние месяцы жизни. Этот дом имел интересное название «Шварцпаниерхаус», что переводится, как «Дом черного испанца».

В момент смерти друзья композитора, Брёйнинг и Шиндлер, не были рядом. Они в этот момент, предвидя неминуемую кончину Людвига, пошли договариваться о месте захоронения (возможно, с братом Людвига, Иоганном), оставив рядом с композитором общего знакомого — Ансельма Гютенбреннера.

Именно последний, возможно, вместе с Терезой (супругой Иоганна, брата Людвига), стал свидетелем смерти великого Бетховена. Именно он потом расскажет, как великий Людвиг ван Бетховен встретил свою смерть, грозно глядя ей в глаза и грозя кулаком (в прямом смысле) под раскат грома. Именно Гютенбреннер закрыл глаза великому композитору, чья душа с этого момента покинула этот мир.

Людвига ван Бетховена хоронили 29 марта. Поражают масштабы церемонии: в процессии участвовало около 20 тысяч человек — это почти десятая часть всего населения Вены в то время. И это удивительно, учитывая тот факт, что по сравнению с похоронами Бетховена, масштабы похорон старших классиков, Моцарта и Гайдна, были гораздо менее существенными.

Одним из факелоносцев траурной церемонии был другой великий композитор, Франц Шуберт, который, кстати говоря, умрет буквально в следующем году.

Самые разные люди, начиная от обычных венских граждан, и, оканчивая представителями императорского дворца, пришли отправить великого Бетховена в последний путь.




Пьеса-багатель «К Элизе» - одно из самых известных произведений Людвига ван Бетховена. Все начинающие музыканты обязательно разучивают его, осваивая игру на фортепиано. Несмотря на популярность пьесы, история ее создания остается настоящей загадкой, равно как загадкой остается и ее адресат.

Людвиг ван Бетховен с детства проявлял талант к музыке, его первыми учителями стал отец Иоганн, служивший тенором в придворной капелле, и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Ключевую роль в становлении таланта Людвига сыграл также его дед, занимавший должность капельмейстера. Именно он первым заметил тягу внука к музыке и настоял на необходимости дать мальчику образование.




В 21 год Людвиг отправляется в Вену, чтобы брать уроки у прославленного австрийского композитора Йозефа Гайдна, тот с одобрением отзывается о своем ученике. Бетховен быстро осваивает мастерство игры на фортепиано и охотно импровизирует. Интуитивно он находит новые пути, технику игры, комбинации, которые определят развитие музыки в XVIII веке.




К 30 годам у Людвига стал резко ухудшаться слух. Для музыканта такой диагноз был хуже смерти, ведь под угрозой оказалась возможность заниматься музыкой. Как мог он старался скрывать недуг от окружающих, но постепенно замыкался в себе и становился нелюдим. Несмотря на то, что с годами Бетховен совершенно оглох, он все так же продолжал писать музыку, многие его самые известные произведения созданы на закате жизни.




Исследователи, которые работают с архивами Людвига Бетховена, отмечают, что у композитора был совершенно неразборчивый почерк, очевидцы отмечали, что и с произношением у него возникали сложности. Все это дало основание предполагать, что, возможно, великий композитор страдал дислексией (плохое овладение навыками письма и чтения при общей способности к обучению). Именно из-за нечеткого почерка произведение, известное сегодня как пьеса «К Элизе», было опубликовано именно под таким названием.

Стоит отметить, что пьеса-багатель была опубликована спустя 40 лет после смерти композитора, ее обнаружил музыкант Людвиг Ноль. Интересно, что рукопись была случайно найдена в 1865 году, опубликована в 1867 году, но вскоре бесследно утеряна. На сегодняшний день сохранилась только копия Ноля, где находится оригинал - неизвестно. Следовательно, та информация, которой мы располагаем сегодня, - это то, как смог расшифровать записи Бетховена Ноль. Почти наверняка оригинал прочесть было довольно сложно, поэтому Ноль уделил основное внимание тому, чтобы правильно перенести ноты. Вряд ли для него принципиально важным было сохранить правильность наименования адресата.
Учитывая, что посвящение пьесы «К Элизе», долгие годы считалось, что ее адресат - Елизавета Алексеевна, жена российского императора Александра I.




Однако исследователь Макс Унгер выразил несогласие с этим утверждением. По его мнению, логично предположить, что адресатом могла быть Тереза Малфатти, ученица Бетховена и его близкий друг. Известно, что великий композитор был влюблен в Терезу и даже делал ей предложение руки и сердца в 1810 году (именно этим годом предположительно датировалась рукопись пьесы). Однако Тереза ответила отказом.




Есть и третья версия, согласно которой пьеса могла быть написана для певицы Элизабет Рёкель и подарена ей на прощанье перед ее отъездом из Вены. Однако доподлинно известно, что рукопись находилось в распоряжении Терезы Малфатти, и в случае, если адресатом все же была Рёкель, не представляется возможным объяснить это обстоятельство.

Людвиг Бетховен прожил сложную жизнь, никогда не был женат, не имел детей. В наследство человечеству он оставил свои музыкальные шедевры и вошел в историю, как гениальный композитор, который не слышал ни звука

Людвиг ван Бетховен - гениальный композитор, который не слышал ни звука


Людвиг ван Бетховен - великий немецкий композитор.


Многие считали его музыку мрачной и угрюмой, т. к. она не вязалась с модными в то время направлениями. Но никто не мог оспорить гениальности композитора. Более того, Бетховен был настолько талантлив, что он сочинял свои произведения, даже будучи совершенно глухим.

Людвиг ван Бетховен, около 1783 г.


Когда будущему композитору было три года, то из-за шалостей и непослушания отец запирал его в комнате с клавесином. Однако Бетховен не колотил инструмент в знак протеста, а усаживался за него и с увлечением импровизировал двумя руками. Однажды отец заметил это и решил, что маленький Людвиг может стать вторым Моцартом. После этого последовали усердные занятия по игре на скрипке и клавесине.




Портрет Людвига ван Бетховена. Christian Horneman, 1809.

Из-за сложившейся тяжелой ситуации в семье (отец страдал алкоголизмом) Людвигу ван Бетховену пришлось бросить школу и пойти работать. Именно этот факт связывают с его неумением складывать и умножать числа. Многие современники посмеивались за это над композитором. Но Бетховена никак нельзя было назвать неучем. Он читал всевозможную литературу, любил Шиллера и Гете, знал несколько языков. Возможно, у гения был просто гуманитарный склад ума.



Бетховен за работой. Carl Schloesser, около 1890 г.

Людвиг ван Бетховен быстро достигает славы и признания. Несмотря на его растрепанный и угрюмый внешний вид, несносный характер, современники не могли не отмечать его таланта. Но в 1796 году с Бетховеном случается самое страшное, что только может приключится с композитором - он слышит звон в ушах и начинает глохнуть. У него развивается воспаление внутреннего уха - тинит. Врачи связывают эту болезнь с привычкой Бетховеном окунать голову в ледяную воду каждый раз, как он садился за сочинительство. По настоянию лекарей композитор переезжает в тихий городок Хайлигенштадте, но ему от этого лучше не становится.



Именно тогда появляются самые гениальные произведения композитора. Сам Бетховен назовет этот период «героическим» в своем творчестве. В 1824 году была исполнена его знаменитая Девятая симфония. Восхищенная публика долго аплодировала композитору, но он стоял, отвернувшись, и ничего не слышал. Тогда одна из артисток повернула Бетховена к зрителям, и тогда он увидел, как они махали ему руками, платками, шляпами. Толпа настолько долго приветствовала композитора, что стоящие рядом полицейские стали унимать зрителей, т. к. столь бурные овации можно было демонстрировать только императору.



Бетховен сочинял, даже будучи оглохнувшим.

Пребывая в своей глухоте, Бетховен, тем не менее, был в курсе всех политических и музыкальных событий. Когда к нему приходили друзья, то общение проходило при помощи «разговорных тетрадей». Собеседники писали вопросы, а композитор отвечал на них устно или письменно. Все музыкальные произведения Бетховен оценивал, читая их партитуры (нотные записи).




В день кончины композитора, 26 марта, на улице разыгралась небывалая буря со снегом и молниями. Ослабевший композитор вдруг приподнялся со своей постели, погрозил кулаком небесам и умер.
Гений Бетховена был настолько велик, что его произведения до сих пор считаются самыми исполняемыми среди классики.

________________________________________ __________________

Оригинал записи и комментарии на