Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У них в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение.
Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли - не поворачивается сказать, просто уничтожили!
Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель.
Вот после этого нам дали помещение, где мы и базировались. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей.
Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок.
Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет к вам за помощью.
Связаться со мной,адрес для ПОСЫЛОК,446012 Самарская обл.г.Сызрань,ул.Новосибирская 47,связаться можно через соцсети СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КРАСНОВ.или пишите на почту [email protected] Всегда, находясь на волне успеха, надо творить дела милосердия, подавать милостыню. А если Господь помогает в тяжелых обстоятельствах, то не забывать после о благодарности. Тогда и Он не забудет о ваших нуждах.

Еще в устной поэзии облик матери приобрел пленительные черты хранительницы очага, все умеющей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорбленных и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты еще в русских народных сказках и народных песнях. Народ всегда чтил Мать! Не случайно в народе также живет много хороших, ласковых слов о матери. Мы не знаем, кем они были сказаны впервые, но они очень часто повторяются в жизни и переходят из поколения в поколение. Это сказания и былины о том, как женщины-матери спасали своих детей, своих родных. Один из таких примеров - это Авдотья Рязаночка из народного сказания о мужестве простой женщины-матери. Эта былина замечательна тем, что не мужчина-воин, а женщина-мать «выиграла битву с ордой». Она встала на защиту своих родных, и благодаря ее мужеству и уму не «пошла Рязань на полону». Вот оно - бессмертие истинной поэзии, вот она - завидная протяженность ее существования во времени!

Многочисленные пословицы и поговорки о маме описывают самые искренние, самые глубокие чувства к родному человеку.

Куда мать, туда и дитя.

Мать кормит детей, как земля людей.

Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Родная земля - матушка, чужая сторона - мачеха.

Птица рада весне, а младенец - матери.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

У кого есть матка у того и голова гладка.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Материнская молитва со дня моря вынимает (достает).

Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.

Материнское благословение и в воде не тонет, и в огне не горит.

Без отца - полсироты, а без матери - вся сирота.

Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца-матери и в сказке не найдешь.

Слепой щенок и тот к матери ползет.

Материнское слово мимо не молвится.

Родных много, а мать роднее всего.

С матерью жить - ни горя, ни скуки не знать.

Материнским словом Бог правит.

Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.

Мать и бьет, как гладит, а чужая и гладит, как бьет.

Без матушки родной и цветы бесцветно цветут.

Маменька родимая - свеча неугасимая.

Тепло, тепло, да не лето; добро, добро, да не мать родная.

Сердце матери лучше солнца греет.

А сколько всего написано про мать, сколько стихов, песен, прекрасных мыслей и высказываний!

Ребенок узнает маму по улыбке.

Лев Толстой

Мама - это самое красивое слово, произнесенное человеком.

Кайл Гибран

Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери...

Максим Горький

Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более емкого для любви, чем сердце матери.

Максим Горький

Это великое предназначение женщины - быть матерью, хранительницей домашнего очага.

В. Белов

Нет ничего святее и бескорыстнее любви Матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть - или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею.

В. Белинский.

Рука, качающая колыбель, правит миром.

Петер де Вриес

Нет в мире такого цветка, ни в каком поле, ни в море такой жемчужины, как ребенок на коленях у матери.

О. Уальд

Господь не может поспеть всюду одновременно, и поэтому он создал матерей.

Марио Пьозо

Есть святое слово - Мать.

Омар Хайям

Человек, который был бесспорным любимцем своей матери, через всю свою жизнь проносит чувство победителя и уверенности в удачу, которые нередко приводят к действительному успеху.

З. Фрейд

Нет того, чего бы не выдержала любовь матери.

Паддок

Будущее нации - в руках матерей.

О. Бальзак

Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение.

О. Бальзак

Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми.

Ж.-П. Рихтер

Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью - одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом.

С. Харрис

Великое чувство, его до конца / Мы живо в душе сохраняем. / Мы любим сестру и жену, и отца, / Но в муках мы мать вспоминаем.

Н.А. Некрасов

Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать.

М. Джалиль

Материнство облагораживает женщину, когда она отказывается от всего, отрекается, жертвует всем ради ребенка.

Я.Корчак

Настоящая женщина-мать нежна, как лепесток только что распустившегося цветка, и тверда, мужественна, несгибаема к злу и беспощадна, как справедливый меч.

В. Сухомлинский

Материнство - это и великая радость, и великое познание жизни. Отдача, но и воздаяние. Нет, наверное, на свете более святого смысла существования, чем растить рядом с собой достойного родного человека.

Ч. Айтматов

Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери. Тем радостнее и светлее жизнь.

З. Воскресенская

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она - лучший друг, мудрый советчик. Мать -ангел-хранитель. Не случайно многие писатели и поэты, создавая свои произведения, черпали вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери.

Удивительно, но всю жизнь как дар хранил колыбельную песню, которую ему в раннем детстве пела мать, русским поэт М.Ю. Лермонтов. Это нашло отражение в его стихотворении «По небу полуночи ангел летел», в «Казачьей колыбельной песне». В ней сила материнской любви благословляет, напутствует маленького ребенка, передает ему народное идеалы как откровение в самых простых и незамысловатых словах. Лермонтов глубоко почувствовал мудрость, силу материнского чувства, которое направляет человека с первых минут его жизни. Неслучайно потеря матери в раннем детстве так болезненно сказалась в сознании поэта.

По-настоящему глубоко тема матери прозвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы,
Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты -
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(
Из стихотворения «Мать»)

В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что еще ребенком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал - убавленное горе», то есть к крепостным. Образ женщины-матери ярко также представлен Некрасовым и в других его произведениях «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская».

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет.

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

«Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!

Некрасовские традиции в изображении светлого образа матери-крестьянки в лирике Сергея Есенина. Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделенный индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает еще в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…». Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но все прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечет туда тоскующая о сыне мать. «Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется - сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить ее в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания -«поджиданье седых матерей». Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но все ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слезы бедных матерей».

Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Эти строки из далекого XIX века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». 17 месяцев Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилева: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой…
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.

Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы Девы Марии; страдания сына - с муками Христа, распятого на кресте.

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Горе матери, оно беспредельно и невыразимо, ее утрата - невосполнима, потому что это ее единственный сын.

Особое место образ матери занимает в творчестве Марины Цветаевой. Ей посвящены не только стихи, но и проза: «Мать и музыка», «Сказка матери». В автобиографических очерках и письмах Цветаевой можно найти много упоминаний о Марии Александровне. Ее памяти посвящено и стихотворение «Маме» (сборник «Вечерний альбом»). Автору очень важно подчеркнуть духовное воздействие матери на дочерей. Натура тонкая и глубокая, художественно одаренная, она ввела их в мир прекрасного. С самых ранних лет музыка была для Цветаевой тождественна голосу матери: «В старом вальсе штраусовском впервые/ Мы услышали твой тихий зов». «Мать - сама лирическая стихия», - пишет Цветаева.

«Страсть к стихам - от матери». Благодаря ей и для детей искусство стало некой второй реальностью, подчас более желанной. Душа, была убеждена Мария Александровна, должна уметь противостоять всему безобразному и дурному. К детским снам клонясь неутомимо (Без тебя лишь месяц в них глядел!), Ты вела своих малюток мимо Горькой жизни помыслов и дел. Мать научила детей чувствовать боль - свою и чужую, сумела отвратить их от лжи и фальши внешних проявлений, даровав им раннюю мудрость: «С ранних лет нам близок, кто печален,/ Скучен смех...». Такая нравственная установка рождала внутреннюю неуспокоенность, невозможность удовлетвориться житейским благополучием: «Наш корабль не в добрый миг отчален/ И плывет по воле всех ветров!» Материнская Муза была трагической. В 1914 году Цветаева писала В.В. Розанову: «Ее измученная душа живет в нас, - только мы открываем то, что она скрывала. Ее мятеж, ее безумие, ее жажда дошли в нас до крика». Груз, принятый на плечи, был тяжел, но он составил и главное богатство юной души. Духовное наследство, завещанное матерью, означало глубину переживаний, яркость и обостренность чувств и, конечно же, благородство сердца. Всем самым лучшим в себе, как признавала Цветаева, она обязана матери.

В автобиографическом романе «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксаков писал: «Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием. Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием, и потому он мало выдается в отрывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвует в них».

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку

……………………………….

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Я помню, помню голос твой!

Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки...
Не ты ли ангелом была?

Обращение к матери, нежность, благодарность к ней, позднее раскаяние, восхищение ее мужеством, терпением - основная тема лирики, которая остается актуальной всегда, независимо от века, в котором творит истинный поэт.

Центральным образ матери становится в поэтическом мире Твардовского и возвышается от частного - посвящений собственной матери - до всеобщего и высшего в русской поэзии аспекта материнства - образа Родины. Важнейшие для поэта мотивы памяти, родных мест (малой родины), сыновнего долга и сыновней благодарности соединены именно в образе матери, и это соединение является отдельной темой в его творчестве.Реальную судьбу своей матери Твардовский описал в стихотворении 1935 года «С одной красой пришла ты в мужний дом…». История одной судьбы проходит на фоне истории вообще, сюжет частной жизни на фоне общей жизни страны. Твардовский не зря называл себя прозаиком: в этом стихотворении он последовательно рассказывает историю жизни своей матери, обходясь без сравнений, метафор, ярких рифм.В этом русле возникают стихи о матерях новых советских героев («Матрос», «Полет», «Сын», «Мать и сын», «Ты робко его приподымешь…»). Лучшее в этом ряду стихотворений 30-х годов - «Ты робко его приподымешь…», где создан подлинный образ матери героя. В годы войны образ матери становится значительнее в творчестве Твардовского, но теперь образ матери приравнивается к образу всеобщей Родины, страны, будучи соотносим с образами простых женщин-крестьянок.Полное перемещение образа матери в область памяти происходит в цикле «Памяти матери», написанном в 1965 году. Здесь нет как такового образа матери; здесь мать живет только в памяти сына, и поэтому его чувства раскрыты больше, чем образ матери, ставший бесплотным.Это стихотворение - последнее, где появляется образ матери, оно завершает материнскую линию в поэзии Твардовского, и само становится той песней, что «в памяти жива», в которой вечно жив образ матери, и собственной матери поэта, и обобщенный образ материнства: крестьянки, труженицы, женщины с трудной судьбой.

Образ матери извечно нес на себе черты драматизма. И стал выглядеть еще более трагично на фоне страшной в своей ожесточенности Великой Отечественной войны. Кто более матери перенес страданий в эту пору? Об этом множество книг. Из них книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»…

Да разве об этом расскажешь -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
(М, Исаковский).

Мать Василия Гроссмана погибла в 1942 году от рук фашистских палачей. В 1961 году, через 19 лет после смерти матери, сын написал ей письмо. Оно сохранилось в архиве вдовы писателя. «Когда я умру, ты будешь жить в книге, которую я посвятил тебе и судьба которой схожа с твоей судьбой». И та горячая слеза, пролитая писателем по его старой матери обжигает наши сердца и оставляет на них рубец памяти.

Война является основной темой некоторых произведений Ч. Айтматова, как и в повести «Материнское поле». В ней образ матери у Айтматова многозначен. Во-первых, это мать, родившая ребенка (героиня повести Толгонай проводила на войну трех своих сыновей и всех троих потеряла). Во-вторых, народная мать: вспоминая детей Толгонай гордится и понимает, что «материнское счастье идет от народного счастья». Красной нитью проходит мысль о силе материнской любви, как способной объединять, роднить, воскрешать: «Я проглотила хлеб со слезами и подумала: «Хлеб бессмертия, ты слышишь, сын мой Касым! И жизнь бессмертна, и труд бессмертен!».

Очень трепетно и нежно пишет о матери в своих произведениях Иван Бунин. Ее светлый облик он сравнивает с небесным ангелом:

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
……………………………….

Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь...
Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки...
Не ты ли ангелом была?

«Материнское счастье».
1869.
Частная коллекция.

«Молодая мать с ребёнком».
1871.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

«Молодая мать, наблюдающая за спящим ребёнком».
1871.
Частная коллекция.

«Счастье материнства».
1878.
Частная коллекция.

«Родина-Мать».
1883.
Частная коллекция.

«Мать с ребёнком».
1887.
Частная коллекция.

«Мать».
1932.

Александр Максович Шилов.
«В келье (Матушка Паисия). Пюхтицкий монастырь».
1988.


1. Женщина по отношению к рождённым ею детям.
Сын растерянно гладил руку матери и молчал. (М. Горький. Жизнь Клима Самгина. )

2. Самка по отношению к своим детёнышам.
По ночам выносят их [ягнят и козлят] к матерям. (Шолохов. Поднятая целина. )

3. Обращение к лицу женского пола.
Лизанька встала из-за пяльцев и стала убирать свою работу. – Что ты, мать моя! глуха, что ли! – закричала графиня. (Пушкин. Пиковая дама. )

4. Название монахини, а также жены духовного лица (священника, дьякона), обычно присоединяемое к имени или званию.
Сама мать Пульхерия, московская игуменья, поклоны да подарочки с богомольцами ей посылали. (Мельников-Печерский. В лесах. )

В чём (или как) мать родила – без одежды, голый.

«Словарь русского языка. Москва», «Русский язык». 1982 год.

Альбрехт Альтдорфер.
«Христос прощается со своей матерью».
1520.
Национальная галерея, Лондон.


Когда человека внезапно настигает беда, его родные и близкие часто получают некий сигнал о несчастье. При этом падают картины, лопается посуда, останавливаются часы, возникают видения, появляются двойники гибнущего человека. Когда один мальчишка, оставленный на попечение бабушки, стал тонуть на речке, его мать, находясь за тысячи километров, чётко увидела своего ребёнка, отчаянно бултыхавшегося в воде. Его выловили, и было решено ничего не сообщать матери, чтобы зря ее не беспокоить. Но мать приехала, рассказала все детали приключения, показала место, где мальчик чуть не утонул. Этот и множество других подобных ему случаев описаны в книге Л. Васильевой «Внушение на расстоянии».

Анатолий Строжков. «Живых существ таинственная связь». «За семью печатями» №7 2005 год.

Василий Васильевич Верещагин.
«Письмо на родину (Письмо к матери)».
1901.


Мать называли мамой, матушкой, мамушкой, маменькой, мамкой, родительницей.

Василий Белов. «Лад». Москва, «Молодая гвардия». 1982 год.

Василий Григорьевич Перов.
«Мать с больным ребенком».
1878.


Василий Иванович Суриков.
«Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде».
1872.


«Две матери. Мать приемная и родная».
1906.
Самарский областной художественный музей, Самара.

«Мать и дочь».
1886.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Гравюра И.М. Бернигерота.

Середина XVIII века.

«Иоганна Елизавета, княгиня Ангальт-Цербстская, урожденная принцесса Голштейн-Готторпская, мать императрицы Екатерины II».
1870-е.

«Родина-мать зовёт».
1941.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Смотрят грустно так и кротко Голубые глазки. Не забыла, знать, сиротка Материнской ласки!»

Иван Акимович Акимов.
«Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев».
1773.


«Мать с ребёнком».
1915.

Карл Павлович Брюллов.
«Мать, просыпающаяся от плача ребенка».
1831.


Карл Штейбен.
«Пётр Великий, спасаемый матерью от ярости стрельцов».


«Мать».
1913.

«Мать».
1919.
Рисунок для журнала «Пламя».

Леонардо да Винчи.
«Плод в чреве матери».

«Кормящая мать».

М. Савицкий.
«Женщины-матери».
Фрагмент росписи «Отечественная война. 1944 год».


Неизвестный художник.
«Женский портрет (Предполагаемый портрет матери поэта М. Ю. Лермонтова)».


Николай Константинович Рерих.
«Матерь мира».
1930.


Николай Неврев.
«Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым».
1903.


«Мать и сын».
Между 1716 и 1742.


«Мать учит свою дочь писать».

Фердинанд Георг Вальдмюллер.
«Портрет матери капитана фон Штирль-Хольцмайстер».


Фредерик Лейтон.
«Мать и дитя».


Ольга СКУРАТОВА,
учитель школы № 199, Москва

Борис Михайлович Неменский - художник и воин

Борис Михайлович Неменский - народный художник России, участник Великой Отечественной войны, член-корреспондент Российской академии художеств, действительный член Российской академии образования, заведующий кафедрой пластических искусств и художественной педагогики, профессор, лауреат Государственных премий и премии Президента РФ, создатель новаторской системы общего художественного образования, кавалер ордена «Поборник справедливости» за большой вклад в просветительскую, образовательную и культурную деятельность на благо России, присужденного Советом по общественным наградам Объединенных Наций.

Произведения Б.М. Неменского находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, а также в других российских и зарубежных музеях, они украшают частные коллекции в Германии, Англии, Франции, Японии.

Первые шаги

Борис Михайлович Неменский родился 24 декабря 1922 года в Москве. Его мать Вера Семеновна была зубным врачом, отец Михаил Ильич - финансистом, после революции долго работавшим в Совнаркоме. Эти незаурядные люди привнесли в жизнь сына удивительный сплав двух культур: народная русская пришла через мать - дочь сельского священника, городская разночинная через отца - юношу с Пресни. Именно в семье начался сложный процесс формирования личности художника.

С Москвой связана вся жизнь Бориса Неменского. На Сретенке в самом сердце столицы прошло его детство. Здесь были сделаны первые шаги в мир искусства в студии Дворца пионеров, руководимой молодым талантливым художником и педагогом А.М. Михайловым. Увлеченность этого человека, его энтузиазм в приобщении студийцев к творчеству были велики: встречи и беседы с известными художниками, первая выставка работ в Третьяковской галерее и многое другое оставили неизгладимый след в душах ребят, оказали влияние на дальнейший выбор жизненного пути. Родители Бориса Михайловича внимательно, хотя и с некоторой тревогой следили за увлечением сына. После некоторых сомнений о правильности выбранного пути, встречи с К. Юоном отец посоветовал сыну перейти в художественное училище памяти 1905 года. В 1940 году Борис Неменский был принят сразу на третий курс.

Фронт

Все планы мирной жизни разрушила война. Художественное училище молодой художник был вынужден оканчивать уже в эвакуации в Саратове, в 1942 году. Но юноша не воспользовался направлением для продолжения учебы в Суриковском институте, эвакуированном в Среднюю Азию, он вернулся в родной город. В Москве солдат Неменский был определен для несения службы в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Художники этой студии отправлялись на передовую, делали натурные зарисовки в местах боев в самом пекле войны. Ни одна значительная военная операция не обходилась без участия художников студии. Их зарисовки, этюды, картины участвовали в передвижных выставках, устраиваемых в войсках. Большая часть этих произведений не сохранилась, уцелевшие же находятся в музеях России и частных собраниях.

Первые месяцы службы в студии Грекова дались молодому человеку нелегко. Ведь искусство - это свое суждение о жизни, а этой самой жизни он еще не знал. Тяжело начинать работу, по-настоящему проявить себя, судя о фронте только по рассказам и работам старших товарищей. У молодого художника далеко не все получалось, его часто вызывали на «ковер» к начальству, даже встал вопрос об отчислении из студии.

Первая командировка выпала в канун 1943 года на Калининский фронт в район Великих Лук. Юношеский максимализм звал на передовую, туда, где гремели бои, где, казалось, делалось «настоящее дело». Из этой поездки Борис Михайлович привез этюды и наброски, но, по мнению самого автора, они терялись среди работ более опытных студийцев. Однако обилие впечатлений, постоянная работа с натуры, умение учиться у старших товарищей делали свое дело: этюды и рисунки с каждым разом становились серьезнее, грамотнее.

Много лет спустя художник Б.М. Неменский будет сожалеть, что за военной «экзотикой» атак и боев поначалу не смог разглядеть главного - солдата, простого человека в шинели, решавшего судьбу победы, его внутреннего мира, чувств, мыслей. И именно это главное с каждой последующей поездкой на фронт будет все глубже и глубже наполнять мысли и сердце художника, а затем будет одной из важнейших тем его творчества. Именно фронт станет для мастера «школой жизни и искусства», помогая лучше понимать людей и себя, делать новые смелые шаги в профессии.

Художники время от времени возвращались из регулярных частей во фронтовую штаб-квартиру - Монинский дом офицеров под Москвой - для сдачи готовых работ, обмена опытом. В эти недели молодой художник пробует свои силы в станковой картине, ища свой почерк, работая над замыслом. Замысел первой картины (момент переноски санитарами раненого летчика) и его реализация заняли около месяца. Уже после войны Борис Михайлович будет вспоминать, что желание сделать «все как надо» в композиционном и живописном решении, «правда факта», диктуемая требованиями военного времени, затмили тогда «емкость содержания».

Вместе со своим другом Михаилом Гавриловым Неменский предпринимает новую попытку: рождается идея написать полотно об угоне советских людей в Германию. Но в конце концов соавторы оставили работу, поняв, что картина получается неинтересной и маловыразительной. Родился новый, более знакомый сюжет - «Возвращение в родные места». Радость творчества и горечь разочарования не раз посетят Бориса Неменского. В этот период начинает приходить осознание того, что в искусстве мало знаний и понимания, необходимо нечто большее - свои собственные переживания, свои личные боль и радость.

Много лет спустя этот закон станет главным в новой системе эстетического воспитания, которую предложит Б.М. Неменский. «Ни грамма чувства нельзя взять взаймы: ведь каждая картина - исповедь. В ней должна жить подлинность чувств, иначе поселится холод, в лучшем случае лишь изыск профессиональности, фейерверк».

Победная весна

Вся фронтовая обстановка и внутренний настрой участников событий требовали правды и убедительности, что накладывало особую ответственность на военного художника, чье творчество было востребовано и понято в суровое время, когда, казалось бы, музы должны были молчать. «Помню, я как-то целый день просидел в глубоком и мягком кресле, стоящем прямо посреди одной из улиц, ведших к центру Берлина, На перекрестке шел бой… Обе стороны улицы, как два длинных жерла вулкана, образовали над ней непроницаемый, гудящий шатер огня и дыма. А по улице туда и сюда шли, бежали солдаты с патронами, уносили раненых, двигали технику. По мере того как мы продвигались вперед и дома, догорая, обрушивались, бойцы подтаскивали мое кресло все дальше. «Вот, вот, давай, солдат, зарисовывай, как горит Гитлерово логово, так им и надо!» (1-6)

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

8 мая 1945 года - конец войны… Ликование, повсюду группы советских солдат, празднующих долгожданную победу, автоматные очереди салютов… А на Бранденбургских воротах, поднявшись по штурмовым лестницам, сидит художник в солдатской шинели и рисует еще местами дымящийся город, пытаясь уловить и запечатлеть в цвете удивительное чувство щемящей радости победы. Именно этот этюд, к сожалению, не сохранился, но в мастерской Бориса Михайловича хранятся последние фронтовые работы, выполненные в апреле–мае 1945-го. (7-8) В них чувствуется некая растерянность, как после окончания великого дела, когда наступает долгожданная минута затишья. Тяжесть победы перемешивается со светлым чувством ожидания новой радостной жизни, «когда дыхание весны стало не просто весной, а дыханием мирной жизни, преодолевшей войну, когда безотчетно казалось, что сразу после войны все на земле будет так хорошо, как еще никогда не было».

(7)

(8)

Победный 1945-й будет годом и первой творческой победы Бориса Неменского. Картина «Мать»(9), написанная двадцатидвухлетним юношей, не просто сразу привлечет к себе внимание, она станет началом становления творческого метода художника, займет особое место в истории отечественной живописи.

Мать . (1945 )

(9)

Эта картина сразу никого не оставила равнодушным, ни критиков, ни зрителей, выплеснув тоску по дому, тихую нежность к матери и сыновьям, разлученным войной. Обычный для того времени мотив: спящие на полу в крестьянской избе бойцы. Но он прозвучал по-новому под кистью молодого художника. Желание написать картину о простых русских женщинах, по-матерински встречавших солдат в каждом селе, в каждом городе, желание написать о своей матери, также окружавшей заботой художников-грековцев в своей московской квартире до или после поездок на фронт, вылилось в выражение благодарности к женщине-матери, «великой благодарности к простым русским женщинам, согревшим нас материнской лаской, женщинам, чье горе и чьи заслуги перед Родиной не могут быть ни измерены, ни вознаграждены». Не случайно в образе юного солдата, заботливо укрытого теплым платком, угадываются черты автора. Экспонированная на Всесоюзной выставке картина сразу стала знаменитой и была приобретена Третьяковской галереей.

Работы Б.М. Неменского - это картины-раздумья, наполненные полифоническим содержанием. Процесс их создания всегда долог, но это не значит, что долго пишется сам холст, его художник как раз стремится «писать быстро, на одном дыхании». Многосложным и порой мучительным является именно процесс - от зарождения замысла до его созревания: многочисленные наброски, этюды, эскизы, сомнения.

Неменский постепенно вырабатывает свой стиль работы над произведением. Начинает складываться особый творческий метод художника. В поисках композиции он не исправляет старые холсты, а пишет новые, что «убыстряет процесс работы, дает ей легкость непосредственности». Если поначалу старые холсты художник уничтожал, то со временем пришел к выводу, что они полезны для сравнения в процессе работы.

Суриковский институт

После окончания войны, уже будучи членом Союза художников СССР, Борис Михайлович продолжит свое образование, став студентом Московского художественного института имени В.И. Сурикова. Неожиданно с началом учебы начались и сложности. На первом же просмотре студенту Борису Неменскому было заявлено, что его путь неверен, что необходимо «все забыть и учиться заново». Остро обрисовались противоречия между предлагаемыми правилами работы и внутренними ощущениями художника.

На третьем курсе предложенные Неменским эскизы новой композиции в очередной раз не получают одобрения. Но уже сформировавшаяся внутренняя позиция - больше доверять в работе самому себе, своим чувствам и опыту - дает молодому художнику силы несмотря ни на что начать работу. А буквально через полгода за картину «О далеких и близких» студент Б. Неменский будет удостоен Государственной премии.

О далеких и близких (1950)

(10)

Материалом для картины послужили впечатления и переживания самой первой командировки студийца-грековца в конце 1942 года в действующую часть, занявшую плацдарм, глубоко врезавшийся во вражеские позиции. На этот участок фронта редко и нерегулярно доставлялась полевая почта. В таких условиях письма, которые солдаты перечитывали вслух и помногу раз, приобретали особую ценность. Работа над этим полотном раскрыла талант художника, который не только любит, но и умеет разгадывать человеческое лицо. Известный искусствовед Н.А. Дмитриева отмечает особое качество этого произведения - «мастерство тонкого, бережного письма, умение лепить и прорабатывать лица в мелком масштабе, передавая… тени затаенного чувства».

Эскиз, предложенный художником для дипломной работы, был также отклонен за «элементарность» композиции. Эта лиричная работа о сестре милосердия, полная поэзии, будет написана уже после окончания института.

Машенька (1956)

Образ сестры полевого госпиталя, почти девочки, стал любимым у многих зрителей. Картина подкупает добротой, искренностью и легкой ноткой печали, в ней «живет образ волшебной сказки, рассказанной по-своему, по-солдатски правдиво, бесхитростно, искренне» (Л.А. Неменская). В двойном освещении утреннего холодного окна и настольной лампы фигура девушки кажется очень трогательной. Взгляд ее устремлен куда-то внутрь себя, сосредоточен на каких-то едва уловимых, ускользающих воспоминаниях или мечтах. Автор смог передать удивительное состояние «между сном и явью, между реальностью и мечтой». Творческий поиск был долгим, было написано множество лиц. И в результате появился образ настолько проникновенный, что многие солдаты, прошедшие войну, уверяли: на картине изображена именно спасшая их медсестра.

Прошлое, настоящее, будущее

Все первые картины Бориса Михайловича Неменского на военную тему имели конкретного адресата - людей, прошедших горнило Великой Отечественной войны. Чувства и воспоминания художника сливались с жизненными впечатлениями зрителей, выходя на вечную тему любви солдата к родине, это были работы «не о том, как он воевал, а о том, почему воевал, откуда брал душевные силы».

Но время шло, Великая Отечественная война постепенно стала уходить в историю, подрастал новый зритель, который уже не помнил ее. Однако в 50-е гг. тема войны стала ассоциироваться не только с прошлым, но и с будущим, сплетаясь с политическими проблемами времени. Для художника переосмысление роли военной темы в искусстве началось с дискуссии вокруг, казалось бы, одной из самых лиричных картин о войне - «Дыхание весны».

Дыхание весны.

Как и все произведения мастера, сюжет картины автобиографичен. Из дневника от 15 мая 1944 г. с Украинского фронта:

«Сады цветут! А в лесу, где мы остановились, невероятный гомон птиц - особенно на зорьке… И цветы - какие-то нежно-голубые цветы на серой, еще покрытой прошлогодней листвой, земле. Мы, ребятами, любили подниматься раньше всех и слушать, и смотреть эту музыку. Все-таки странно: неужели, чтобы увидеть и понять всю эту родную красоту, необходимо было стать солдатом? »

Кто тогда мог знать, что эта тема не только увлечет художника, а, став душевной мукой и радостью, будет после войны темой картины.

Хрупкий мир пробуждающейся весенней природы открывается молодому бойцу, чутко вслушивающемуся в тишину утра, в момент передышки между боями: струящиеся в тумане березки, капельки вербы, золотые пушинки ольхи… Радость такого открытия смешивается с тревогой. По воспоминаниям Б. Неменского, именно в такие минуты нафронте к мальчишкам-солдатам приходило новое ощущение родины и крепла личная ответственность за ее судьбу.

Но именно эта глубина и человечность картины вызвала серьезные нападки критиков, художника обвинили в отсутствии патриотизма и слабости идейного замысла, в «излишней увлеченности» внутренними переживаниями своих героев. На защиту художника встали зрители, задетые за живое картиной, идущей от сердца. Они заполняли книги отзывов, участвовали в дискуссиях во время проведения выставок, писали письма в газеты. «Он душу солдатскую раскрывает», - говорили одни. «Многие картины изображают то, что на поверхности, а нужно изображать то, что внутри… Неменский создал глубокий образ советского человека, образ, взятый изжизни…» - подхватывали другие. (11)

(11)

Земля опаленная. (1957)

Эта картина является началом нового этапа в творчестве художника(12). Она не просто возвращает зрителя к событиям прошедшей войны, а заставляет задуматься о том, не повторится ли это вновь. Художник начинает мыслить масштабными, обобщенными образами, выводя своих зрителей на общечеловеческие вневременные проблемы.

(12)

Изрытая взрывами, изрезанная гусеницами, испепеленная земля - полноправный герой этой картины. Кричащий цвет подчеркивает весь драматизм событий, это не столько цвет земли, сколько окраска трагического переживания. «Это полотно, скорее всего, о земле, созданной для пашни, радости и труда, о войне, превращающей ее в адское подобие чужой, мертвой, непригодной для жизни планеты, в зону пустыни», - пишет автор. В разломе окопа даже не сразу заметны люди. Художник стремится передать зрителям чувство усталости этих солдат и показать их стойкость несмотря ни на что. В этом солдатском сердце живет неудержная тяга к миру, к труду, к родной земле, живет все то, что дает силы выдержать и выстоять. Образ крестьянина-воина, держащего на дне окопа на ладони несколько уцелевших зерен, по мнению Н.А. Дмитриевой, «одно из высших достижений Неменского и едва ли не один из самых сильных человеческих образов в советской живописи».

«Солдаты-отцы»

Одна из главных тем, к которой постоянно возвращается в своем творчестве Б.М. Неменский, - тема отцовства: «Незащищенность, доверчивость, открытость детства - и сила, право и труднейшая обязанность отца решать и отвечать». Память чувств возвращается к первым дням войны, когда в практически стертом отступающими фашистами с лица земли промерзшем городе бойцы нашли чудом уцелевшую девочку. Она была вся в морщинках, как старушка, и не могла даже плакать. «Я помню, сколько было заботы и боли во всех действиях солдат по отношению к девочке. Сколько неловкой нежности…и едва сдерживаемой ненависти: виновники бедствия были не за горами», - напишет в своих воспоминаниях художник.

В картине реальная история приобретает символическое звучание: солдат - спаситель жизни, чувства солдата, как чувства отца, - стремление защитить. На фоне разрушенных печей и воронок от снарядов крошечная девочка, окруженная солдатами, как огонек спасенной жизни в плотном защищающем кольце. Свет исходит от маленькой фигурки, освещая лица солдат, именно он «согревает их сердца, дает силу продолжать свою миссию».(13)

(13)

Символ скорби

Темы, связанные с войной, в творчестве Б.М. Неменского становятся обращением не только к прошлому, но и к настоящему и будущему, сплетаясь с тревожными проблемами мира. Художник поднимает проблемы отношения к войне, к жизни, к человеку: «Я видел пашню, превращенную в пустыню, горящие города и села на русской, украинской, польской, немецкой земле. Не сознанием даже - каждой клеточкой своего тела ненавижу войну. Ненавижу то, что приносит она, и то, что приводит к ней: тупую ненависть человека к человеку, народа к народу, вскормленную фашизмом, до сих пор вскармливаемую!»

Безымянная высота. (Это мы, господи!) 1960–1995.

Это произведение - любимое детище художника. В первом варианте, появившемся на выставке, картина называлась «Безымянная высота» (Ил. 22), а в последнем «Это мы, Господи» (Ил. 23). Автор многократно возвращался к этой теме. «Весь процесс работы оказался как бы внутренним спором, выдавливанием из себя накопившейся за годы войны ненависти, недоверия, процессом расчленения как бы единого представления: немец - фашист». Всего существует пять законченных вариантов этого произведения, в каждом из которых художник по-новому раскрывает тему.

Сюжет картины берет свое начало из фронтового эпизода первой командировки в район боевых действий в Великие Луки. «Я шел пешком, с полной выкладкой солдата-художника. Шел долго, устал. И сел на торчащий из-под снега то ли камень, то ли пенек пожевать сухарь и дать ногам отдохнуть. Неожиданно заметил, что поземка прямо подо мной колышет траву. Но трава зимой не мягкая, колыхаться от легкого ветра не может. Всмотрелся, встал. Оказалось, что я сижу на мертвом немецком солдате - почти полностью занесенном. Колыхались рыжеватые волосы… И я был поражен - мальчишка, юноша моего возраста и даже чем-то похожий на меня…»

Сюжет картины - двое погибших в бою молодых солдат, русский и немец. «Война оборвала их жизни, распластав их тела на весенней земле. Один - в светлой застиранной гимнастерке, лицом к небу, раскинут в перевернутом распятье. Другой, подоткнув под себя руку, уткнулся носом. Они достоверны как солдаты, но можно заметить, как в то же время они похожи на уснувших детей» (Л.А. Неменская).

Появившись на Всесоюзной выставке, картина вызвала много споров, состоялись дискуссии в Союзе художников, в Союзе писателей, на страницах журнала «Художник», картина была показана на выставках в семи городах страны, где зрители оставляли свои отклики. Одно из главных обвинений официальной критики - в «пацифизме» и «абстрактном гуманизме». Но зритель не согласился с критиками. Поддержал художника в трудное время и известный писатель Константин Симонов. В предисловии к одному из альбомов мастера он писал: «О чем хотел сказать нам художник этой своей картиной? О подвиге юноши, защищавшего и защитившего на этой бесчеловечной войне свою советскую землю? Да, об этом. Но не только об этом. А, по-моему, еще и о том, что, не подвергая сомнению красоту человеческого подвига на войне, нельзя забывать, что сама по себе война - далеко не лучший способ разрешения споров между людьми… Так вот - смотрю на картину… и думаю о том, что именно личный опыт войны потребовал от Неменского создания этой картины, далекой от пацифизма, но властно напоминающей нам о том, что новой войны не должно, не имеет права быть. Я разделяю это чувство, я люблю эту картину, отвечающую не только моим воспоминаниям, но и моим мыслям о будущем».

В 1986 году картина экспонировалась на персональной выставке художника в Москве. Л.А. Неменская вспоминает, что внимание автора привлек один зритель, который долго не уходил из опустевшего затененного зала. Это, как оказалось, был человек, воевавший в составе контингента советских войск в Афганистане. Картина отражала и его личный трагический опыт. А через десять лет, когда новый вариант картины был выставлен в музее Отечественной войны на Поклонной горе, подобная встреча произойдет с ветеранами уже Чеченской войны.

Картина «Безымянная высота» надолго «прописалась» в мастерской художника, ей не находилось места ни в одной постоянной музейной экспозиции. В 1985 году она чуть не погибла из-за хлынувшей из лопнувшей трубы горячей воды. И тогда Неменский дал согласие передать полотно в Германию, в музей современного искусства города Ахен. Знаменитый германский коллекционер П. Людвиг, искренне увлеченный русским искусством, убедил художника, что там ее увидят намного больше зрителей. Однако через месяц Борис Михайлович решает воссоздать полотно, назвав его «Это мы, Господи». В этом последнем варианте автор свел к минимуму приметы конкретной войны, что заставило заявленную проблему зазвучать с новой силой, вне времени и пространства. (14)

(14)

Тема женских судеб, искалеченных войной, зазвучала особенно трагично спустя несколько десятилетий после окончания войны. «Особенно меня волновала порожденная войной тема женского одиночества - тема невест и жен погибших солдат. Они благословили мужей на подвиг, помогали в трудную годину и совершают подвиг до сих пор, будут свершать его до самой смерти». (15-16)

(15)

(16)

Утраты (1963–1969)

Картина - часть квадриптиха, посвященного трагическим женским судьбам. Это символ скорби и одиночества, оплакивание навеки ушедшего счастья то ли на небольшом могильном холмике, то ли на «безымянной высоте». По воспоминаниям автора, «у картин плакали не только русские, но и немецкие, и японские женщины (один - красный - вариант после выставки остался в Токио)».

Обращение к чувствам зрителей, побуждение к размышлению о жизни характерны не только для станковых произведений, но и для натюрмортов Бориса Неменского. Эти произведения всегда философичны, очень лаконичны, на них нет случайных предметов, всё здесь несет определенную смысловую нагрузку.

Память смоленской земли. (1993)

Долгие годы Борис Михайлович не обращался к жанру натюрморта, хотя мир предметов жил во многих его картинах. Но бывшие ученики как-то привезли художнику из-под Смоленска пробитую солдатскую каску и горсть стреляных гильз. Эти предметы, отзвуки минувших событий, пролежавшие в земле десятилетия, родили цепь ассоциаций. Художник вспомнил треснувший печной чугунок, который видел в уцелевшей печи выжженной дотла русской деревни, и на картине появились два похожих по форме округлых металлических предмета: один как отголосок мирной жизни, другой из пламени войны. Они застыли, как на пьедестале, на доске столешницы - натюрморт-памятник минувшей трагедии. Художник ничего не стал добавлять в композицию, гильзы понадобились только для оформления рамы(17).

(17)

Все жизненные впечатления находят живой непосредственный отклик в творчестве художника. (Ил. 28–32) «Периодически в душе, уставшей от раздумий и травм, возникает острая потребность прикоснуться к свету, к радости. Тогда в первую очередь пытаешься погрузиться кистью, чувством не в дисгармонию сложных проблем современности, а в гармонию любви, семьи, детства». Борис Михайлович создает светлые, хрупкие, поэтичные произведения. Так рождаются жанровые сцены и портреты, пейзажи близкой сердцу северной и средней полосы России. «Поэзией пропитаны все поры нашей жизни. Это можно не замечать, не понимать, но без поэтического «вируса» не состоялось бы почти ни одного дела, которое мы делали бы с удовольствием, - будь то выращивание картошки, цветов или ребенка. Фактически это основа именно человеческих - очеловеченных веками чувств, основа нормальных - подчеркиваю, не особых, а нормальных, наших отношений. К семье, к природе, труду или обществу».

Художник-педагог

Деятельность Б. Неменского художника на протяжении пятидесяти лет неразрывно связана с деятельностью Б. Неменского педагога. В 1957 г. он начал свою преподавательскую деятельность в МГПИ им. В.И. Ленина, а с 1966 г. преподает на художественном факультете ВГИКа. За эти годы Б.М. Неменский воспитал целую плеяду интереснейших самобытных художников. Среди них А. Акилов, М. Абакумов, В. Балабанов, А. Бедина, В. Брагинский, Г. Гусейнов, В. Чумаков, А. Петров и др. Борис Михайлович является творческим руководителем художественного факультета Университета Российской академии образования, директором Центра непрерывного художественного образования в Москве.

Более тридцати лет назад появилась в общеобразовательной школе программа Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Художник убежден, что обычная грамотность в любой области, даже художественной, является лишь свидетельством овладения определенным уровнем ремесла, что, как показывает практика, совсем не гарантирует духовного развития и духовного богатства человека. Новая программа впервые рассматривала искусство какподлинный путь воспитания личности. Б.М. Неменский впервые провозгласил важность художественного воспитания в системе общего школьного образования чувств ребенка - до этого эмоционально-чувственная сфера оставалась уделом внеклассной деятельности школьников. Общение с искусством вне эмоций невозможно (это касается и художника, и зрителя), поэтому искусство формирует личностное отношение человека к миру. «Эмоции человека - это та почва, на которой прочнее всего закрепляются убеждения и привычки, и особенно прочным - на всю жизнь - оказываются приобретенные в детстве, отрочестве, юности, ибо именно в это время мировосприятие человека наиболее эмоционально». Поскольку эмоциональная память намного сильнее рациональной, именно через искусство наиболее успешно может проходить освоение ребенком социального опыта, содержание которого активно влияет на формирование мировоззрения человека.

«Свой путь мы можем и должны мерить… будущим. Сравнивать свои дела мы должны не с тем, что было, а с тем, что должно быть. Ведь будущему нужно, чтобы не только большинство, - а весь народ, до единого человека был приобщен к культуре, к духовному богатству и мудрости, веками накопленным в искусстве», - так видит цель искусства художник, педагог, философ Борис Михайлович Неменский.

Предложенный материал был с успехом использован в работе с учащимися 5-х классов на уроках ИЗО, посвященных раскрытию темы Великой Отечественной войны в станковой живописи. Знакомство детей с творчеством Б.М. Неменского как художника-фронтовика и как автора программы, по которой они обучаются пять лет, оказывает сильное эмоциональное воздействие.

Литература

Дмитриева Н.А. Борис Михайлович Неменский. - М., 1971.
Неменская Л.А. Борис Неменский. - М.: Белый город, 2005.
Неменский Б.М. Доверие. - М.: Молодая гвардия, 1984.
Неменский Б.М . Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987.
Неменский Б.М . Познание искусством. - М.:. Изд-во УРАО, 2000.
Неменский Б.М . Распахни окно. - М.: Молодая гвардия, 1974.

Религиозная тематика является достаточно популярной среди современников Рафаэля. Однако основным отличием данной картины от аналогичных является ее наполненность живыми эмоциями в сочетании с довольно простым сюжетом.

Композиция

В центре внимания - женская фигура Мадонны, которая держит на руках своего маленького сына. Лицо девы полно некой печали, словно она заранее знает, что ждет ее сына в будущем, а вот малыш, напротив, проявляет яркие, позитивные эмоции.

Дева с новорожденным Спасителем на руках идет не по полу, а по облакам, что символизирует ее вознесение. Ведь именно она земле грешников принесла Благословение! Лик матери с ребенком на руках светел и продуман до мелочей, а если внимательно всмотреться в лицо малыша, то можно заметить взрослое выражение, несмотря на его очень юный возраст.

Изобразив Божественное дитя и его мать максимально человечными и простыми, но при этом идущими по облакам, автор подчеркнул тот факт, что независимо от того, божественный ли это сын, или человеческий, все мы рождаемся одинаково. Таким образом художник передал мысль, что только с праведными мыслями и целями возможно найти подходящее для себя место на Небесах.

Техника, исполнение, приемы

Шедевр мирового уровня, эта картина содержит в себе совершенно несочетаемые вещи, как людское бренное тело и священность духа. Контраст дополняется яркими цветами и четкими линиями деталей. Отсутствуют лишние элементы, фон бледный и содержит изображения других светлых духов или поющих ангелов за спиной Мадонны.

Рядом с женщиной и младенцем изображены святые, которые преклоняются перед Спасителем и его матерью - первоосвященник и святая Варвара. Но они как бы подчеркивают равенство всех героев картины, несмотря на коленопреклоненную позу.

Внизу располагаются два забавных ангела, которые стали настоящим символом не только этой картины, но и всего творчества автора. Они маленькие, и с задумчивыми лицами с самого низа картины наблюдают за тем, что происходит в жизни Мадонны, ее необыкновенного сына и людей.

Картина до сих пор вызывает множество споров у специалистов. Например, очень интересным считается факт, что нет единого мнения о том, сколько пальцев на руке понтифика. Некоторые видят на картине не пять, а шесть пальцев. Также интересно то, что, по легенде, Мадонну художник рисовал со своей любовницы Маргериты Лути. А вот с кого рисовался малыш, неизвестно, но есть вероятность, что лицо ребенка автор рисовал со взрослого человека.