Характеристика Чацкого по произведению "Горе от ума"

Комедия написана в 20-х годах XIX века. После победоносной войны с Наполеоном 1812 года, когда русский народ нанес смертельный удар наполеоновской армии, снискавшей в Европе славу непобедимой, с особой остротой встало противоречие между величайшими возможностями простых русских людей и тем бедственным положением, в котором они находились по воле сильных мира сего, в стране свирепствовала аракчеевская реакция. Честные люди того времени не могли мириться с этим. В среде прогрессивно настроенного дворянства назревали протест, недовольство существующими порядками, создавались тайные общества. И вот появление этих ростков протеста и воплотил в своей комедии А.С.Грибоедов, столкнув лицом к лицу "век нынешний и век минувший".

Прочитаны первые страницы комедии...Стало ясно: все в доме Фамусова ждут человека, так заинтересовавшего меня. Кто он? Почему только о нем и говорят в этом доме? Почему Лиза, горничная, вспоминает о нем как о человеке веселом, остроумном, а Софья, дочь Фамусова, и слышать не хочет о Чацком? А впоследствии я убеждаюсь в том, что и Фамусов раздражен и встревожен. Почему? Все эти вопросы мне необходимо разрешить. Комедия с первых же страниц заинтересовала меня.

Сюжетную основу произведения составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого был он сам. События комедии разворачиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня. Но Грибоедов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки произведения, дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показав то новое, живое, передовое, что зарождалось в его недрах.

Итак, выясняется, что Чацкий, рано оставшийся сиротой, жил в доме своего опекуна Фамусова, друга отца, и воспитывался вместе с его дочерью, получив прекрасное домашнее образование у иностранных гувернеров. "Привычка вместе быть день каждый неразлучно" связало их детской дружбой. Но вскоре юноше Чацкому стало уже "скучно" в доме Фамусова, где отсутствовали серьезные умственные интересы, и он "съехал", то есть стал жить отдельно, самостоятельно, приобрел хороших друзей, серьезно занялся науками. В эти годы его дружеское расположение к Софье становится серьезным чувством. Но и любовь к девушке не отвлекала его от стремления к знаниям, к изучению жизни. Он отправляется "странствовать". Прошло три года...И вот наш герой снова в Москве, в доме Фамусова. Он спешит увидеть Софью, которую страстно любит. И такая искренность, такая любовь и радость от встречи с любимой девушкой слышны в его голосе! Он оживлен, весел, остроумен, красив! Чацкий весь переполнен радостью жизни и не знает, что его ожидает беда: ведь Софья-то любит не его, а секретаря своего отца, хитрого лжеца Молчалина.

Чацкий и не подозревает, как изменилась Софья за время его отсутствия, он доверяется ей, как в дни ранней юности. А Софья не только не любит его, но даже готова возненавидеть за колкие слова в адрес Молчалина. Она способна на ложь, притворство, сплетни, лишь бы сделать больно, отомстить Чацкому. В шутливых, язвительных репликах Чацкого она не может почувствовать боль человека, истинно любящего свою Родину. Чацкий и Фамусов встречаются как близкие люди. Но вскоре мы убеждаемся в том, что между ними постоянно происходят столкновения.

В доме Фамусова Чацкий знакомится со Скалозубом, возможным претендентом на руку Софьи. Именно здесь между Фамусовым, защитником самодержавно-крепостнических порядков, и Чацким, патриотом, защитником "свободной жизни", выразителем идей декабристов, новых представлений о человеке и его месте в обществе, возникает и разгорается напряженная идейная борьба. Спор между ними идет о достоинстве человека, его ценности, о чести и честности, об отношении к службе, о месте человека в обществе.

Чацкий язвительно критикует крепостнический произвол, цинизм и бездушие "отцов отечества", их жалкое преклонение перед всем иностранным, их карьеризм, яростное сопротивление движению вперед, к лучшей жизни.

Фамусов боится таких людей, как Чацкий, так как они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия для Фамусовых. Самодовольный крепостник поучает "нынешних гордецов", как надо жить, ставит в пример подхалимов и карьеристов типа Максима Петровича.

Могли бы в подобном случае промолчать, скажем, Белинский, Рылеев, Грибоедов? Вряд ли! Вот почему мы так естественно воспринимаем обличительные монологи и реплики Чацкого. Герой негодует, презирает, издевается, обвиняет, при этом мыслит вслух, не обращая внимания на то, как к его размышлениям отнесутся окружающие.

Чацким владеет кипучая страсть борца за справедливое общество. Он хочет довести врагов до "белого каления" и высказать свою правду.

Гнев и обиды гражданина придают ему энергию.

Читая комедию, я все больше и больше восхищаюсь тем, как выразительно Грибоедов сопоставил Чацкого и его соперников. Чацкий вызывает у меня сочувствие и уважение, признание его благородных поступков. Мне близки и дороги его высказывания в адрес мира крепостников.

Светская толпа, умело изображенная пером Грибоедова, - олицетворение, подлости, невежества, косности. К этой толпе можно отнести, на мой взгляд, и Софью, которую так любит наш герой. Ведь это она наносит ему предательский удар: сочиняя сплетню о сумасшествии Чацкого. Я понимаю, что ей хотелось отомстить за его насмешки по отношению к Молчалину. Но нельзя же быть такой жестокой и бесчеловечной! Ведь она представительница прекрасного пола и вдруг такая подлость! Выдумка о сумасшествии Чацкого распространяется с молниеносной быстротой. Никто не верит, но все повторяют. Наконец эта сплетня доходит до Фамусова. Когда гости начинают перечислять причину сумасшествия Чацкого, раскрывается еще один смысл этой фразы: по их мнениям сумасшедший - значит "вольнодумец". Все пытаются установить причину сумасшествия. Хлестова говорит: "Чай, пил не по летам", но Фамусов твердо уверен:

Ученье - вот чума,

Ученость - вот причина....

Затем предлагаются различные меры борьбы с "безумием". Полковник Скалозуб, самовлюбленный, тупой полковник палочной муштры, враг свободы и просвещения, мечтающий о чине генерала, говорит:

Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект на счет лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;

А школы сохранят так: для больших оказий.

А Фамусов, как бы обобщая высказанные суждения о просвещении, говорит:

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

Таким образом, Чацкий признан сумасшедшим за свое свободомыслие. Он ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой свободолюбивый человек. И общество принимает меры, чтобы обезвредить его, - возводит на него гнусную клевету. Вскоре Чацкий услышал сплетню о своем сумасшествии. Ему больно, горько, но это не так глубоко его волнует, как то, кого же любит Софья, почему она так холодна к нему.

И вдруг происходит неожиданное разрешение этих вопросов. Чацкий оказался свидетелем случайно подслушанного разговора между Молчалиным и горничной Лизой. Молчалин признается девушке в любви, но смело горничная намекает ему на свадьбу с барышней, Софьей, стыдит Молчалина. И тут Молчалин "снимает маску": он признается Лизе, что "в Софье Павловне нет ничего завидного", что влюблен он в неё " по должности", "который кормит и поит, а иногда и чином подарит". Гнев и стыд терзают Чацкого: "Вот я пожертвован кому!". Как он обманулся в Софье! Его счастливый соперник - Молчалин, низкий лицемер и обманщик, "глупец", "услужник знаменитый", убежденный в том, что "в его лета", в его чине "не должно сметь своё суждение иметь ", но должно, "угождая всем, и награждения брать и весело пожить".

И Софья направлявшаяся на свидание к Молчалину, услышала случайно его откровенное признание Лизе. Она удивлена, оскорблена, унижена! Ведь она его так любила, идеализировала этого ничтожного человека! Какую жалкую роль сыграла Софья в его жизни! Но девушка находит в себе силы, чтобы навсегда отказаться от заблуждений, оттолкнуть ползающего у её ног Молчалина, но защитить и оправдать себя перед Чацким она не может. Чацкому нанесена еще одна рана: он узнает, что нелепая сплетня о его безумии принадлежит Софье. Нет, он это не сможет никогда простить ей, так как считает и её представительницей Фамусовского общества, враждебного ему. Чацкий решил навсегда уехать из Москвы. Почему? Покидая "мучителей толпы, в любви предателей, в вражде неутомимых", он намеревается "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок ".

А Софья? Ведь так возможно было примирение с ней! Но Чацкий, причислив её к миру своих врагов, убежден, что "другой найдется благонравный низкопоклонник и делец". Может быть, прав наш герой. Ведь Софья, воспитанная в духе ненависти ко всему прогрессивному, новому, не принесла бы счастья человеку, имеющему определенное мнение о крепостном праве, просвещении, службе. Недаром декабристы видели в Чацком своего единомышленника.

Мне, признаюсь, жаль Софью, потому что она не плохая девушка не безнравственная, но, к сожалению, оказалась жертвой той лжи, которая характерна для фамусовского общества, погубившего ее. Чацкий является представителем той части дворянской молодежи, которая уже осознает всю косность окружающей действительности, все ничтожество и пустоту людей, которые его окружают. Таких людей еще немного, еще не под силу им борьба с существующим строем, но они появляются- это веяние времени. Вот почему Чацкого с полным правом можно назвать героем своего времени. Именно такие люди вышли на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. Чацкий - человек незаурядного ума, смелый, честный, искренний. В его спорах с Фамусовым, в его критических суждениях вырисовывается облик человека, который видит пороки и противоречия своего общества и хочет бороться с ними (пока словом).

Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества, противопоставляя Чацкому низкого подхалима и лицемера Молчалина. Этот подлый человек, у которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца "угождать всем людям без изъятия", даже "собаке дворника, чтоб ласкова была". Молчалин - "низкопоклонник и делец", как характеризует его Чацкий.

Фамусов- высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга костей, тупой солдафон и мракобес Скалозуб- вот те люди, которых встречает Чацкий. В этих персонажах Грибоедов дал точную и яркую характеристику дворянского общества того времени.

В затхлом фамусовском мире Чацкий появляется подобно очистительной грозе. Он во всем противоположен типичным представителям фамусовского общества. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии ("чинишки,местечки"), то Чацкий мечтает о бескорыстном служении отчизне, о том, чтобы принести пользу народу, который он уважает и считает "умным и бодрым". В то же время он презирает слепое чинопочитание, угодничество, карьеризм. Он "служить бы рад" но ему "прислуживаться тошно". Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, ханжестве, разврате. С горечью говорит он:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве...

Этим людям глубоко безразличны судьбы родины и народа. Об их культурном и нравственном уровне можно судить по таким репликам Фамусова: "Забрать все книги бы да сжечь", ибо "ученость - вот причина", что "безумных развелось людей, и дел, и мнений". Иного мнения Чацкий, он ценит людей, которые готовы "в науке вперить ум, алчущий познанья", или заняться искусством "творческим, высоким и прекрасным".

Чацкий восстает против общества фамусовых, скалозубовых, молчалиных. Но его протест слишком слаб, чтобы поколебать устои этого общества. Трагичен конфликт молодого героя со средой, где на гонение обречены любовь, дружба, всякое сильное чувство, всякая живая мысль. Его объявляют сумасшедшим, от него отворачиваются. "С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут!" "Вон из Москвы! сюда я больше не ездок", -горестно восклицает Чацкий.

В комедии Чацкий одинок, но людей, подобных ему, становится все больше (вспомним двоюродного брата Скалозуба, которому "чин следовал", а он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать, или племянника княгини Тугоуховской - "химика и ботаника"). Именно им предстояло осуществить первый этап революционно- освободительного движения, всколыхнуть страну, приблизить миг, когда народ освободиться от цепей рабства, когда восторжествуют те принципы справедливых общественных отношений, о которых мечтают Чацкий, сам Грибоедов, декабристы.

Комедия "Горе от ума" вошла в сокровищницу нашей национальной культуры. Она и сейчас не утратила своей нравственной и художественной силы. Нам, людям нового поколения, понятно и близко гневное, непримиримое отношение Грибоедова к несправедливости, подлости, лицемерию, которые так часто встречаются и в нашей жизни.Горе от ума (1)Сочинение >> Литература и русский язык

... «Горе от ума» от ума ” - одно из ярчайших произведений ... персонажи обличительных монологов Чацкого : “Нестор... об их произволе по отношению к крестьянам... характеристика внесценических персонажей в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума ”.

  • Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума (1)

    Сочинение >> Литература и русский язык

    ... «Горе от ума» от ума ... субретки, дающая меткие характеристики персонажам; и Наталья... в своем произведении не только сценические... мать Чацкого , по словам которого, она “с ума сходила...

  • по литературе 11 класс 2006г.

    Шпаргалка >> Литература и русский язык

    ... «Светлана» с произведениями русского фольклора? (Билет 14) 4. Образ Чацкого и проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» . (Билет... героем автор изоб­ражает Владимира Ленского. По характеристике самого Пушкина эти два человека...

  • Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс 2005г.

    Шпаргалка >> Литература и русский язык

    ... по выбору учащегося). 45. А.П. Чехов – обличитель мещанства и пошлости. (На примере одного произведения ... ; - Чацкий . 4. Чацкий - победитель или побежденный? 5. Значение комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» . 1. Комедия «Горе от ума» была написана...

  • Александр Андреевич Чацкий - главный персонаж в пьесе "Горе от ума" Александра Сергеевича Грибоедова. Чацкий один из самых знаменитых персонажей в российских пьесах. Грибоедов не старался сделать этого героя, как и всех остальных в этом произведении, полностью положительного или отрицательного. Он вложил в него как хорошие качества, так и плохие, приближаясь к реализму.

    Чацкий в пьесе молод, но уже не является мальчиком. Родители у него умерли рано, и он воспитывался у друга своего отца - Фамусова. Молодой человек относится к роду потомственных дворян. На данный момент у Чацкого имеется триста-четыреста душ. Воспитывался он вместе с дочкой Фамусова - Софьей. Она была его лучшим другом, которого Александр полюбил. Когда Чацкий вырос, то решил жить отдельно, объясняя это тем, что в доме друга отца ему стало скучно. Позже он уехал в путешествие на три года, чтобы получить дополнительные знания. До этого был на службе, но ушел из-за того, что ему не нравилось прислуживать лицам. Он считал, что наступило другое время и нужно рушить старые устои.

    Александр Андреевич умный и способный человек. Все считают, что он добился бы многого, оставшись на службе. Также Чацкий остроумный человек, но иногда бывает и язвительным. После поездки за границу он перестал понимать устои России (прислуживать людям, делать из себя посмешище, чтобы угодить вышестоящим лицам). Службу молодой человек признавал только в проявлении себя именно в работе, используя свои способности и знания. Он открыто смеялся над Фамусовым и людьми, которые его окружают, понимая, что это их обижает. Чацкий порицал глупость этого народа.

    Сразу после приезда, не заезжая домой, Александр поехал к Софье. При встрече он выяснил, что она давно влюблена в другого - Алексея Степановича Молчалина - и называла бывшие отношения с Александром "детскими шалостями". Степан был не похож на Чацкого. Он был не глуп, умен по-своему. Молчалин относился к тому типу людей, которые прислуживают и добиваются успеха в карьере за счет своей хитрости. Поэтому он и "Молчалин". Из-за этого Софья его и выбрала (она никогда не стала бы быть с Чацким). Софье не нравилось насмешливое обращение к ней Александра и пустила слух, что Чацкий сумасшедший, что быстро распространилось в обществе.

    Узнав об этом, молодой человек бежал из того места. Куда? Об этом можно только догадываться. Может, он сбежал к таким же людям, как он, желая революции. Ведь Грибоедов выражал свои мысли через Чацкого, а у писателя были друзья-декабристы. И сам он был подозреваемым в участии планов декабристов.

    Сочинение про Чацкого

    Произведение Грибоедова «Горе от ума» отражает конфликт политических взглядов консервативно настроенного общества с людьми нового поколения и новыми веяниями. Комедия отразила эту проблему ярко, хлестко с присущей этому жанру сатирической силой и остроумием.

    Чацкий – единственный человек нового поколения, который противостоит консервативному большинству. Очевидно, что пьеса «от и до» посвящена идеям декабризма. Здесь и патриотический настрой Чацкого, и громкие высказывания в защиту науки и просвещения, и критические замечания относительно крепостного права, а также идея самобытности русских людей, особенности русской национальной культуры.

    Интересно, что главный герой произведения является, по своей сути, воплощением автора, его идей и страстей. Чацкий долгое время путешествовал по миру, в результате чего вдохновился идеями равенства, братства и свободы личности. Но возвратившись на родину, герой видит, что ничего вокруг не изменилось, люди остались прежними. В доме Фамусова не рады приезду Чацкого, и главный герой это сразу замечает. Он видит, что общество в стране построено на лицемерии и обмане, а главными занятиями московского дворянства являются бесконечные празднества, танцы и застолья.

    Чацкий принадлежит к дворянам, небогат, в свое время отказался от военной службы. Свой поступок он объяснил тем, что не видит в этом деле никакой пользы и что рад был бы служить, а не прислуживаться.

    Чацкий противостоит жителям фамусовского дома: Скалозубу, Молчалину, Репетилову и самому Фамусову. В комедии автор высмеивает и осуждает этих людей как представителей светского общества того времени.

    Причиной возвращения главного героя на родину стала его безграничная любовь к Софье. Оказавшись в Москве, он сразу же направляется в дом Фамусова и признается девушке в своих чувствах. По этому поступку можно охарактеризовать Чацкого как человека пылкого, страстного и романтичного. Любовь для него – высшее чувство, святыня. Какую же боль ему приходится испытать, когда он узнает, что Софья любит Молчалина.

    Чацкий образован, обладает тонким, острым умом и находчивостью. Но все эти качества окружающие будто не замечали, и только служанка Лиза смогла их отметить в разговоре с Софьей. Но та на слова девушки не обратила никакого внимания.

    Главный герой резко осуждает крепостное право, называвшая их источником несчастья. Он презирает московских «тузов», для которых жизненным идеалом является богатство и карьерный рост. Чацкий отмечает неспособность старшего поколения отстаивать свою позицию и высказывать мнение.

    В противостоянии с фамусовским обществом герой терпит ужасное поражение: Софья предпочитает его Молчалину, общество его не принимает и высмеивает. Потрясенный этими обстоятельствами Чацкий уезжает из города. По словам И.А. Гончарова, Чацкий оказался сломлен количественным превосходством «старой силы», но сам же нанес ей сокрушительный удар качеством силы нового поколения.

    Вариант 3

    Комедия Грибоедова «Горе от ума» усеяна различными отрицательными героями. Героями, которые вызывают неуважение, презрение и даже злость за их поступки, слова и мысли. Антагонистом же всех плохих героев является Александр Андреевич Чацкий.

    В наше время очень популярны американские фильмы, снятые по комиксам и разного рода боевики, где один герой борется с десятком противников. Чацкий - это прототип такого героя в русской литературе, только борется он не физически, а духовно.

    Александр Андреевич обладает самыми лучшими качествами человека: честностью, достоинством, честью, отвагой, сообразительностью, остроумием. Когда он возвращается в Москву, чтобы встретиться с любовью всей своей жизни, Софьей, он приходит в большой шок, потому что любимая девушка теперь с ним холодна, а общество, которое образовалось вокруг её отца, поражает Чацкого своей глупостью, наивностью, преклонностью перед всем иностранным, лицемерием и абсурдностью своих размышлений. Чего только стоит один Скалозуб, который утверждает, что книги плохо сказываются на людях.

    Увидав весь этот цирк в лице общества Фамусова, наш герой решает с ним бороться, доказать Софье, что их любовь ещё жива. Он путешествовал три года, но его любовь не прошла. Он прожил всё своё детство и юношество в доме Фамусовых, и он прекрасно помнит, как весело ему было тогда. Сейчас же перед ним восстал голем абсурда, являющий общество дома Фамусовых.

    На балу он ни разу не стесняется говорить всем присутствующим в глаза, какие они невежды, как мелочна их жизнь, как жалко их преклонение перед иностранным, как недостойно они себя ведут. Люди же, будучи огромной массой, и из-за этого имеющие большую силу общественного мнения сходятся на том, что Чацкий сошёл с ума, и это идея как пуля пролетает по всему обществу.

    Чацкий - это инородное тело в желудке, который пропитан лицемерием и испорченностью. Отравленный и пьяный модой общества орган пытается извергнуть инородное тело из себя, общество Фамусова во главе с хозяином дома пытаются сделать из Чацкого ненормального человека, потому что всё, что противоречит их законам - ненормально, но они не допускают, что это не Чацкий лишний в этом органе, это сам желудок стоило бы вырезать, как загноившуюся рану, потому что он не несет никакой пользы, а даже скорее воздействует пагубно на весь организм, зовущийся Россией.

    Образец 4

    Произведение «Горе от ума» показывает нам борьбу старого и нового, широко развернувшейся в России в это время между людьми с взглядами декабристов и господами. Богатому обществу, где господствует Фамусов и другие его единомышленники противопоставлен в комедии Чацкий.

    Мы видим, что мировоззрение Чацкого произошло в период подъема. Он рос в доме Фамусова любознательным, общительным и ранимым мальчуганом. Монотонность устоявшегося быта, духовная бедность московской аристократии вызывали у него тоску и полное отвращение. Он был весь погружен в вольнолюбивые мысли о том, как бы переустроить старое общество, и поэтому совсем не посещал дом, где рос. Даже Софья это подметила. Ведь Чацкий в юношестве уезжает, бросая девушку, для того, чтобы попутешествовать и одновременно обогатить свой ум.

    Софья была конечно же испытывала к нему пылкие чувства, но не могла понять, как молодой человек рисковал личным счастьем ради всеобщего блага. Ограниченность в мировоззрениях не позволяет ей оценить образ Чацкого по достоинству. Но, молодой человек ничуть не отклонял чувства Софьи. Он духовные требования ставил шире личных. Возвращаясь в Москву, пламя его любви полно надежд на взаимность. Однако, со временем девушка изменилась. Рассудительная, серьезная девушка, начитавшись романтических произведений, ищет такой же искренней любви, как и Чацкий. Она трезво дает оценку пустым фразам и ограниченному кругозору Скалозуба. Молчалин же кажется лишь только милым и впечатлительным юношей. И если Софья полюбит его, значит, она автоматически примкнет к обществу фамусовых.

    Чацкий же прямо дает оценку характеру Молчалина, что обижает девушку. Но точные высказывания в адрес героев пьесы и острый ум кажутся Софье пренебрежением молодого человека к людям. И когда девушка оценивает Молчалина вначале, это дает какую-то надежду Чацкому. Но потом, узнав о том, что Софья все-таки предпочла соперника в супруги его сильно оскорбляет. Наш герой страдает от того, что его унизили, поставив его рядом с Молчалиным. Мы видим, как Чацкий беспощадно срывает маски двуличия и подлости с представителей светского общества, которое погрязло в интригах и развлечениях, разврате и коррупции. Наш герой представлен гуманистом. Он верит, что люди должны стремиться к лучшему. И такие герои, как он, есть. Чацкий говорил о той передовой молодежи, которая пусть и в небольшом количестве, начинала выдвигать передовые идеи. И, несмотря на то, что персонаж терпит поражение от Фамусова и его сторонников, его образ воспринимается с положительной точки зрения. Ведь такие люди существуют всегда, где ведется борьба старого поколения с новым.

    Александр Андреевич Чацкий – главный мужской персонаж комедии. Он довольно рано остался сиротой, и воспитывался в доме приятеля своего отца – Фамусова. Вместе с дочерью покровителя получил отличное образование. Со временем его дружба с Софьей переросла в любовь. Он искренне восхищался ей и хотел жениться.

    Чацкий очень честный и деятельный человек. Ему стало скучно, и он отправился путешествовать, повидать мир. Фамусов не смог привить Чацкому свое мировоззрение. По возвращению Чацкий понял, что общество осталось таким же. Чацкий живет

    будущим, отрицательно относится к жестокости помещиков и крепостному праву. Чацкий борец за справедливое общество и мечтает приносить пользу народу. Он критикует людей, которые занимаются карьеризмом, считает, что “нужно служить делу, а не человеку”. И хотя Чацкий очень умен, как подметил Фамусов: “он малый с головой, и славно пишет, переводит”, но служить он пошел в армию.

    Чацкий гордый, прямой и благородный­ человек, который всегда высказывает свое мнение. Ему трудно жить в безнравственном обществе. Он сильно переживает разочарование в любимой и ее предательство, и понимает, что ему нет места среди людей, которые живут во лжи и подлости.


    Другие работы по этой теме:

    1. Характеры Чацкого и Молчалина противопоставлены друг другу. Чацкий, несомненно, главный герой комедии, потому что именно с его появлением начинают развиваться события в доме Фамусова. Чацкий...
    2. Чацкий – победитель или побежденный? Прочитав трагедию Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума”, трудно сказать кем оказался главный герой Чацкий: победителем или побежденным. В этом...
    3. Чацкий и Фамусовское общество В сатирической комедии Александра Сергеевича Грибоедова описывается дворянское общество 10-20 годов XIX века. Главный герой произведения Александр Андреевич Чацкий – молодой,...
    4. “Горе от ума” А. С. Грибоедова стало для его современников одним из загадочных произведений русской литературы. Поставленная в 1825 году пьеса собрала массу отзывов. А....
    5. Павел Афанасьевич Фамусов – один из главных героев комедии. Если с латыни перевести фамилию Фамусов, то это будет означать “известный, пользующийся славой”. Фамусов живет в...
    6. Чацкий приезжает в Москву, надеясь на большие перемены, произошедшие в обществе, и оставшуюся прежней Софью. Но оказывается в совершенно иной ситуации. Софья прошедшее все обратила...
    7. ­Петрушка Петрушка – один из второстепенных персонажей комедии Грибоедова “Горе от ума”; слуга и буфетчик в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Его почти не видно и...
    8. Главной темой пьесы “Горе от ума” является конфликт сильной личности с обывательскими взглядами окружающего общества. Наиболее ярко это показано на примере фамусовского дома. В тишину...
    9. В основу бессмертной комедии Грибоедова положена борьба передового человека своего времени со старым миром. Главный герой открыто выражает свое несогласие и презрение к древним, отжившим...

    Чацкий – молодой свободный человек; можно сказать, путешественник, искатель нового. Не богат, никакого чина не имеет, да и не нужен он ему ни к чему: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», – говорит он Фамусову, когда тот призывает послужить Чацкого, если желает жениться на Софье. Чацкий умен, остроумен, говорит лишь то, что у него в сердце – и это его отличительная черта. Дерзну даже сравнить его с Хлестаковым: «Что на уме, то и на языке».

    Чацкий – это человек нового времени, передовых взглядов, человек иного пошиба:

    «Ваш век бранил я беспощадно!» –

    Он изобличает нынешний век, то время, в которое он живет и, самое главное, не боится этого делать. В связи с этим возникает вопрос: «Кто же еще, если не он?». «Один в поле не воин» гласит народная мудрость. Но в этом случае воин – воин, если он Чацкий!

    Так и есть; он лекарь, лекарь свободы. Он пытается добиться того, чтобы его поняли – он не приемлет нынешний строй, как я уже говорил. Но дело в том, что его никто не понимает, и не может понять, и принимают его за сумасшедшего. Сам же Чацкий говорит Фамусову и Скалозубу:

    «Дома новы, но предрассудки стары;
    Порадуйтесь, не истребят
    Ни годы их, ни моды, ни пожары» –

    Вот она, проблема! Но понимает ли сам Чацкий, что все его призывы, все увещевания, все силы, весь тот язвительный ум, кой он вложил в свои слова, – понимает ли он, что все это… как бы зря? Он знает, что не зря, ибо его поймут не нынешний век, не эти люди, но поймут обязательно другие.

    В комедии Чацкий – наиболее значимый по своей функции персонаж, ибо без него ничего бы и не было: фамусовское общество так бы и осталось фамусовским, или же незначительно изменилось в связи с новыми веяньями, как это обычно бывает.

    На протяжении всей комедии Чацкий заслужил множество характеристик о себе. Вот некоторые из них.

    I. Лиза о Чацком:

    1) «Кто так чувствителен, и весел, и остер,
    Как Александр Андреич Чацкий!»

    II. Софья Павловна о Чацком:

    1) (Д. I, Я. 5)

    «…Он славно
    Пересмеять умеет всех;
    Болтает, шутит, мне забавно;
    Делить со всяким может смех».

    2) (Тоже Д., тоже я.)

    «Остер, умен, красноречив.
    В друзьях особенно счастлив».

    3) (Тоже Д., Я 6) Софья, разгневанная словами Чацкого о Молчалине:

    «Не человек, змея!»

    4) (Д. II, Я. 8)

    «Убийственны холодностью своею!
    Смотреть на вас, вас слушать нету сил».

    5) (Тоже Д., тоже Я.)

    «На что вы мне?
    Да, правда, не свои бедЫ – для вас забавы,
    Отец родной убейся – все равно».

    6) (Тоже Д., Я. 9)

    «Ах, Александр Андреич, вот,
    ЯвИтесь вы вполне великодушны:
    К несчастью ближнего вы так неравнодушны».

    7) (Тоже Д., Я. 11)

    «…Боюсь, что выдержать притворства не сумею.
    Зачем сюда бог Чацкого принес!»

    8) Основательную характеристику от Софьи Чацкий получает в III Д., 1 явлении:

    «Веселость ваша не скромна,
    У вас тотчас уж острота готова,
    А сами вы…»

    «…грозный взгляд и резкий тон,
    И этих в вас особенностей бездна,
    А над собой гроза куда не бесполезна» –

    Этим Софья упрекает Чацкого в излишней откровенности. Она, быть может, считает, что Чацкий сам не видит этих «особенностей бездну» – этих, по мнению Софьи, сильнейших недостатков. Она призывает Чацкого с ними бороться. Но разве же это недостатки? Только по мнению фамусовского общества, но не по мнению Чацкого.

    «Заметно, что вы желчь на всех излить готовы;
    А я, чтоб не мешать, отсюда уклонюсь».

    «Зачем же быть, скажу вам напрямик,
    Так невоздержну на язык,
    В презреньи к людям так нескрыту,
    Что и смирнейшему пощады нет!.. Чего?
    Случись кому назвать его:
    Град колкостей и шуток ваших грянет.
    Шутить! и век шутить! как вас на это станет!»

    Намекая на Чацкого:

    «Конечно, нет в нем этого ума
    Что гений для иных, а для иных чума,
    Который скор, блестящ и скоро опротивит,
    Который свет ругает наповал,
    Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал,
    Да эдакий ли ум семейство осчастливит?»

    9) (Д. III, Я. 14)

    «Ах, этот человек всегда
    Причиной мне ужасного расстройства!
    Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!»

    «Он не в своем уме»

    «Не то, чтоб уж совсем…»

    «А! Чацкий, любите вы всех в шуты рядить,
    Угодно ль на себе примерить?»

    III. Чацкий о себе самом:

    1) (Д. I, Я. 7)

    «Послушайте, ужли слова мои все колки?
    И клонятся к чьему-нибудь вреду?
    Но если так, – ум с сердцем не в ладу.
    Я в чудаках иному чуду
    Раз посмеюсь, потом забуду…»

    2) (Тоже Д., Я. 9)

    «Ах! нет, надеждами я мало избалован»

    «Я не отгадчик снов»

    «Я верю собственным глазам»

    3) (Д. II, Я. 7)

    «Длить споры не мое желанье…»

    4) (Д. III, Я. 1)

    «Я сам? не правда ли, смешон?»

    «Я странен, а не странен кто ж?
    Тот, кто на всех глупцов похож…»

    «Но есть ли в нем *(в Молчалине)* та страсть,
    То чувство, пылкость та,
    Чтоб кроме вас ему мир целый
    Казался прах и суета?
    Чтоб сердца каждое биенье
    Любовью ускорялось к вам?
    Чтоб мыслям были всем и всем его делам
    Душою – вы, вам угожденье?..»

    «Ах! боже мой! неужли я из тех,
    Которым цель всей жизни – смех?
    Мне весело, когда смешных встречаю,
    А чаще с ними я скучаю».

    5) (Д. IV, Я. 10)

    «Не впрямь ли я сошел с ума?»

    6) (Тоже Д., Я. 14)

    «Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!»

    IV. Фамусов о Чацком

    1) (Д. I, Я. 10)

    «…этот франт-приятель;
    Отъявлен мотом, сорванцом;
    Что за комиссия, создатель
    Быть взрослой дочери отцом!»

    2) (Д. II, Я. 2)

    «Вот то-то, все вы гордецы!
    Спросили бы, как делали отцы?
    Учились бы, на старших глядя…»

    «Ах! боже мой! он карбонари!»

    «Опасный человек!»

    «Что говорит! и говорит, как пишет!»

    «Он вольность хочет проповедать!»

    «Да он властей не признает!»

    «И знать вас не хочу, разврата не терплю».

    «Вот рыскают по свету, бьют баклуши,
    Воротятся, от них порядка жди».

    3) (Д. II, Я. 3)

    «Тебя уж упекут
    Под суд, как пить дадут».

    4) (Д. II, Я. 4)

    «…Андрея Ильича покойного сынок:
    Не служит, то есть в том он пользы не находит,
    Жаль, очень жаль, он малый с головой,
    И славно пишет, переводит».

    5) (Д. III, Я. 21)

    «Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!
    Попробуй о властях, и нИ весть что наскажет!
    Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,
    Хоть пред монашеским лицом,
    Так назовет он подлецом!..»

    «По матери пошел, по Анне Алексевне:
    Покойница с ума сходила восемь раз».

    6) (Д. IV, Я. 15)

    «Безумный! что он тут за чепуху молол!
    Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!»

    V. Прочие лица о Чацком:

    1) (Д. III, Я. 10), Хлестова:

    «…Чему он рад? Какой тут смех?
    Над старостью смеяться грех…»
    «Я за уши его дирала, только мало».

    2) (Д. III, Я. 15 и 16), Г. N. и Г. D.:

    «С ума сошел!»

    3) (Д. III, Я. 16), Загорецкий:

    «…Его в безумные упрятал дядя-плут…
    Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили.
    Так с цепи, стало быть, спустили»,

    «Он сумасшедший»

    Графиня внучка:

    «Представьте, я заметила сама;
    И хоть пари держать, со мной в одно вы слово».

    (Я. 19) Загорецкий:

    «В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны».

    (Я. 20) Графиня бабушка:

    «Да!.. в пусурманах он!
    Ах! окаянный вольтерьянец!»

    (Я. 21) Хлестова:

    «Шампанское стаканами тянул».

    Фамусов:

    «Ученье – вот чума, ученость – вот причина…»

    4) (Д. IV, Я. 7), Княгиня:

    «… с ними говорить опасно,
    Давно бы запретить пора…

    Я думаю, он просто якобинец…»

    По мнению Фамусова, да и, думаю, по мнению всего фамусовского общества, Чацкий – извращенная натура; и извращенность его в том и выражается: в речи, в действиях – во всем, и тем он извращен, что видит всю несправедливость, неправедность, именно самое извращенность фамусовского общества. Что смеет, к тому же, выразить свое мнение. «Он карбонари!» – восклицает Фамусов. «Он якобинец» – говорит княгиня. И как еще только не называют Чацкого, но все приходят к выводу… точнее, к выводу пришла Софья, и то в шутку, в месть, а остальное общество согласилось с этим выводом – в общем, Чацкий сошел с ума. Но это не так – и мы это прекрасно знаем. Он был просто-напросто умнее своего времени, он опередил его и воевал со старыми порядками, изощренно и хитроумно их изобличая… Он противопоставил себя целому обществу; он воевал с ним… в конце концов, он приходит к выводу, что только время изменит этих людей. Далее он уезжает странствовать – вновь:

    «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!
    Карету мне, карету!»

    Но что оставил после себя Чацкий, что изменил? Ведь фамусовское общество так и осталось фамусовским! Или же он заронил семя, семя свободы, которое вскоре принесет свои плоды?
    Чацкий, будучи чувствительным и, к тому же, остроумным человеком, наговорил всяких «колкостей», обвинил фамусовское общество за то, что оно не смогло понять его, что не захотело меняться, и что оно надсмеялось над ним. Он примерил на себя особую роль – роль судьи, изобличителя пороков, всей этой несправедливости, громоздящейся и окружающей все это общество. Так разве что-то изменилось? Ответить на сей вопрос нельзя, так же как и нельзя ответить на вопрос: «А будет ли этот человек талантливым поэтом? – а человек-то еще и не родился; еще не вырос – он еще только в зародыше…

    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» обеспечила автору, без всякого сомнения, подлинное бессмертие в веках. Главный герой произведения, Александр Андреевич Чацкий, и вовсе стал одним из самых неоднозначных и известных литературных «Золотого века» русской литературы. Именно о нём, открывающим целую галерею образов так называемых «лишних людей», ярчайшим представителем которой станет пушкинский Евгений Онегин, крайне неоднозначно отозвалась критика.

    Рассказанная на страницах пьесы история прогрессивно настроенного молодого человека, столкнувшегося с непониманием со стороны консервативной аристократии, заключена Грибоедовым в традиционный межличностный любовный конфликт, который, впрочем, является лишь одной из самых поверхностных в комедии проблем.

    Основной же конфликт, как уже было сказано, заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Стоит обратиться к небезызвестному факту, чтобы подтвердить это предположение: изначально искусный дипломат А.С. Грибоедов, создавший своё эпохальное произведение в годы развёртывания разного рода тайных организаций, объединивших передовых людей своего времени, назвал комедию «Горе уму».

    Позже, в своих дневниках, он напишет: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Итак, вот и становится очевидным конфликт, который сам автор поставил, что называется, во главу угла: главный герой «Горя от ума» противопоставлен традиционному обществу, жизнь которого полностью пропиталась фальшью, глупостью; его ценности мизерны и пусты, оно отвергает всё новое, рациональное.

    Александр Андреевич оказывается инородным телом в доме Фамусова . Его вина заключается в том, что он смело и прямо высказывает собственное мнение, идущее вразрез с порядками консервативной аристократии. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» - замечает он в ответ на монолог Фамусова-старшего, советующего Чацкому заработать себе чин. Герою чужды нравы неискреннего и глупого «высшего света», где правит бал сомнительный этикет.

    Чацкий же поразительно умён; его речь остроумна, остра и откровенна. И если поначалу это вызывает интерес, то позже, поняв, что сговориться с этим образованнейшим борцом за справедливость, за честность, за ум не удастся, общество отторгает героя, объявляя его сумасшедшим. В этом и заключается удивительный драматизм этой бессмертной комедии.

    Для Александра Андреевича, вернувшегося в Москву спустя три года странствий по Европе и напитавшегося передовыми идеями того времени, становится особенно прозрачна картина жизни московского света. Он откровенно противится чинопочитанию, взяточничеству, протекционизму, царящим в сфере государственной службы.

    Он приемлет лишь служение «делу, а не лицам» - и это вступает в противоречие с убеждениями представителей «века минувшего». Кроме того, герой выступает против крепостного права и даже рассказывает о передовом помещике, избавившем крестьян от бремени рабского труда. Этот внесценический герой, единожды лишь упоминающийся в повествовании, оказывается своего рода «двойником» Чацкого - и, увы, в рассказе о его судьбе Грибоедов предвосхищает исход деятельности самого главного героя: его считают чудаком и сторонятся.

    Чацкий на всё имеет собственное мнение и - он готов его отстаивать. Этот открытый, искренний и преданный самому себе персонаж оценивает людей не по их положению в обществе, а по их действиям, внутренним качествам.

    В обществе, в котором главный герой не видит абсолютно ничего положительного и приятного, его удерживает лишь любовь к Софье Фамусовой. При этом интересно, что сам Чацкий во многом ведёт себя эгоистично: он оставляет возлюбленную на несколько лет в одиночестве, не оставив предупреждения об отъезде, а затем возвращается совершенно неожиданно - и ведёт себя с героиней так, будто не было трёх лет разлуки.

    Чацкий ошибочно считает мировосприятие Софьи близким к своему собственному, не понимая, что она, в отличие от него, не была обучена так же, как он, не напиталась вольнолюбивыми идеями. Наоборот, эта девушка, которая имела все шансы стать близкой Чацкому по духу - недаром она Софья, т.е. «мудрая» - погрязла в жизни московского света больше, чем кто-либо другой. Поэтому героиня с говорящим именем носит «консервативную» фамилию - Фамусова. Именно она обрекает Александра Андреевича на репутацию безумца.

    Таким образом, Чацкий терпит поражение и на общественном, и на любовном фронте. Драма, горе персонажа заключаются не только в конфликте его убеждений с порядками жизни традиционно настроенной аристократии, но и в его абсолютной неспособности принять отличия в мировоззрении других людей, в непонимании мотивов чужих поступков и неприятии осознания собственных допущенных ошибок.