ОГЭ – экзамен, который в 2017-2018 учебном году предстоит сдавать выпускникам 9-х классов. Ученикам школ, гимназий и лицеев необходимо продемонстрировать уровень знаний по 5 предметам, два из которых будут обязательными (русский язык и математика), а три будет предложено выбрать из предложенного списка дисциплин.

Всем девятиклассникам, их учителям и родителям, мы предлагаем более подробно разобраться в таких вопросах:

  • На что влияет оценка по ОГЭ?
  • Как осуществляется перевод баллов в школьную оценку?
  • Что делать не преодолевшим минимальный порог ОГЭ?

Отношение школьников и родителей к итоговым аттестациям неоднозначное. Необходимость готовится к большому количеству предметов откровенно пугает учеников средней школы, как и перспектива остаться без долгожданного документа об образовании. Так ли все это страшно в действительности?

Прежде чем паниковать, стоит уяснить такие истины:

  • На экзамен выносятся вопросы, которые входят в стандартную программу среднего образования и являются обязательными для изучения во всех общеобразовательных школ РФ.
  • Порог проходного балла для обязательных предметов действительно «минимальный». Преодолеть его более чем реально даже для ребенка со средним уровнем ученических достижений.
  • Формат проведения экзаменов более мягкий, чем в 11-м классе. Ученики сдают ОГЭ в стенах родной школы и она, естественно, не заинтересована в низких результатах.

Если все так радужно и легко, то возникает логический вопрос – зачем вообще нужны экзамены в 9-м классе? В министерстве объясняют, что ОГЭ – это не только контроль уровня знаний учащихся, а и контроль качества работы учителей. Зная, что впереди экзамены, и дети и учителя относятся к образовательному процессу более ответственно.

Баллы ОГЭ и пятибалльная оценка

Для перевода первичных баллов в оценки, набранных учеников при выполнении экзаменационной работы по определенному предмету в рамках ОГЭ 2018 будет использована специальная шкала соответствия. Такая шкала разработана для каждого из 14 учебных предметов:

Если шкала перевода баллов для ОГЭ 2018 кажется слишком сложной, вы можете воспользоваться специальными online системами для интерпретации результатов и узнать. с какими оценками заканчиваете 9 класс. Вот один из таких калькуляторов:


При поступлении в профильные классы ФИПИ рекомендует принять за проходной порог такие минимальные показатели первичных баллов по предметам ОГЭ:

Минимальный

Русский язык

Математика

(естественнонаучный профиль)

Всего – 18,

но не менее:

10 по алгебре

6 по геометрии

Математика

(экономический профиль)

Всего – 18,

но не менее:

10 по алгебре

7 по геометрии

Математика

(физико-математический профиль)

Всего – 19,

но не менее:

11 по алгебре

7 по геометрии

Обществознание

Литература

Информатика и ИКТ

(без эксперимента)

(с экспериментом)

Биология

География

Иностранный язык

Кто сможет пересдать ОГЭ в 2018 году

Представленная вашему вниманию шкала перевода первичных баллов ОГЭ в оценку для 2018 года показывает, что вероятность «завалить экзамен», хоть и ничтожно маленькая, но все же существует.

Если по какой-либо причине (а их может быть множество, как психологического, так и физического характера), ученик не смог написать ОГЭ на минимальный балл, он получит еще одну попытку. Таких попыток у выпускника 9 класса может быть даже несколько.

Шанс исправить ошибку девятиклассники в 2018 году получат при условии, что неудовлетворительно сланы не более 2-х предметов. Если оценка «2» выставлена по 3-м более экзаменам ОГЭ, выпускник не получит права на пересдачу и вынужден будет взять тайм-аут на год для более качественной подготовки к выпускным испытаниям.

Для многих ОГЭ - первое серьезное испытание, но для чего оно необходимо? Основной государственный экзамен нужен для оценки знаний учащегося за прошедшие девять лет обучения, это понятно всем. Хорошие результаты сдачи этого экзамена - гарант для поступления в профильный десятый класс, техникум, колледж или другое средне-специальное учебное заведение.

Сама система сдачи таких экзаменов - уже не новинка, но перевод баллов ОГЭ в привычные оценки до сих пор взывает много вопросов. Статья поможет разобраться, какие оценки позволят успешно сдать экзамен и поступить в профильные учреждения.

Государственная аттестация

Именно ввод в образовательную систему ОГЭ и ЕГЭ позволил упразднить вступительные экзамены в вузы и техникумы. Вся система строится на единой шкале перевода баллов ЕГЭ, благодаря которой получают итоговую оценку. Но как же разобраться в ней?

Учебные заведения устанавливают свой проходной балл ОГЭ для поступления по различным направлениям обучения. В том случае, если балл учащегося превышает проходной уровень, установленный учреждением, то абитуриент будет зачислен в ряды студентов.

Кроме того, Министерство образования и науки РФ устанавливает определенные градации для поступающих, поэтому Основной государственный экзамен проводится в соответствии с установленными требованиями.

Проходной балл ОГЭ дает возможность понять, удалось ли ученику пройти аттестацию или экзамен провален, усвоен ли учащимся теоретический минимум школьного курса или ему придется повторно пройти обучение в 9 классе. В свою очередь проходной порог ОГЭ, установленный средне-специальным учебным учреждением, позволяет определить, будет ли абитуриент зачислен в ряды студентов данного заведения.

Немного истории

Экзамены в форме ЕГЭ и ОГЭ уже давно стали привычными для школьников России. Однако их форма, правила и условия проведения периодически меняются и корректируются. Учащимся выпускных классов, чтобы ненароком не пропустить важных нововведений, приходится постоянно следить за информацией об обновлениях в системе.

Экзамен в форме ЕГЭ впервые был проведен для одиннадцатых классов в 2001 году. Но на тот момент эксперимент осуществили лишь в пяти областях и только по восьми дисциплинам. Уже к 2008 году экзамен в данной форме начали проводить по всей стране и практически по всем предметам.

Переход в десятый класс

Для дальнейшего продолжения обучения в школе также необходимо сдать ОГЭ. Чтобы перейти в десятый класс, учащемуся придется сдать два обязательных предмета (русский язык и математику), а помимо них - два дополнительных на выбор. И если еще в прошлом году разрешалось ограничиться лишь двумя учебными дисциплинами, то в этом году девятикласснику обязательно нужно сдать четыре экзамена.

Для поступления в классы с тем или иным образовательным уклоном потребуется подготовиться к аттестации по основному предмету профиля. Например, поступающие в десятый класс с правовым уклоном вынуждены пройти экзамен по обществознанию и истории, с лингвистическим - иностранный язык, и так далее.

Современная система образования дает полное право проходить аттестацию практически по любой дисциплине, освоенной за период обучения. Кстати, определиться с выбором профильного направления выпускникам зачастую бывает непросто. Отсюда и возникают трудности с выбором специальных предметов.

Поступление в техникум

Аналогичным образом считают проходной балл ОГЭ для поспупления в техникум. Обязательны к сдаче два основных предмета - русский язык и математика. В этом учебном году к ним добавили еще два обязательных экзамена по дисциплинам, которые абитуриенты могут выбрать самостоятельно. Поступающие в техникумы на экономические специальности дополнительно сдают обществознание, а медицинское направление - химию и биологию.

Также есть возможность поступления в техникумы для тех, кто не сдал экзамен ЕГЭ после одиннадцатого класса. Зачисление в таком случае происходит на основании результатов экзамена ОГЭ и, как правило, сразу же на второй курс обучения.

Выпускники одиннадцатых классов при поступлении в техникум обычно принимаются сразу на второй курс, потому что первый курс средне-специального обучения, как правило, посвящен исключительно школьным программам.

Как же считаются баллы?

Основной государственный экзамен обязателен к сдаче для всех, только не каждый знает, как правильно посчитать свои результаты. Проходной балл ОГЭ для поступления является определенным критерием знаний и ориентиром в стремлениях учащегося.

На каждый год утверждаются минимальные критерии для сдачи экзамена. Исходя из них, устанавливается система перевода баллов в привычные отметки по пятибалльной шкале. Однако они играют роль при вынесении решения о том, сдал ли ученик экзамен, но не при поступлении. Чтобы принять студента, приемная комиссия техникума учитывает проходной или средний проходной балл.

Как рассчитать балл ОГЭ?

Каждое учебное учреждение для приема учащихся устанавливает свои нижние пороги оценок. Как правило, за основу берется среднее арифметическое оценок аттестата и (или) суммарный результат ОГЭ. В зависимости от утвержденного в текущем году максимального показателя, устанавливается минимальный проходной балл для поступления.

Перевод баллов ОГЭ в оценку

В школе переводят итоговый показатель в оценку по утвержденной шкале. Полученный результат влияет на оценку и в аттестате ученика. Такой перевод носит рекомендательный характер. На 2017 год утверждены следующие данные:

1. Минимальный балл ОГЭ, то есть крайний показатель для сдачи экзамена по русскому языку - 15, максимальный - 39.

Отметку "два" ученик получит в том случае, если наберет лишь 14 или менее баллов. "удовлетворительно" начинается от 15, "хорошо" - от 25 и "отлично" - от 34. При том что для получения четверки минимум 4 балла нужно набрать за грамотность и хотя бы 6, чтобы заработать пятерку.

2. ОГЭ по математике. Проходной балл для сдачи этого экзамена равняется 8. Чтобы получить тройку по данной дисциплине необходимо набрать минимум 3 балла по алгебре и по 2 - по геометрии и реальной математике.

Максимально возможный результат для этого экзамена - 32 балла, которые включают 14, 11 и 7 баллов по алгебре, геометрии и реальной математике соответственно.

Начиная от минимального проходного порога и до 14 - оценка "три", от 15 набранных баллов и до 21 - "четыре", а 22-32 - "отлично".

При поступлении в профильные учреждения рассматриваются претенденты, чей результат не менее 18.

3. По физике максимально можно набрать 40 баллов. Заслуженная тройка составляет не менее 10. Чтобы заработать четверку, необходимо набрать не менее 20, а для пятерки - от 31 балла.

4. Максимальные результат экзамена по химии - 34. Тройка гарантирована при девяти набранных баллах, оценка "четыре" - при 18-26, а "пять" - при 27 и выше.

23 балла - минимум для поступающего в профильные учреждения.

Кроме того, в экзамен по химии входит часть с реальным экспериментом, который также оценивается баллами. Максимальный результат в этой части экзамена - 38, проходной порог - 9. Для отметки "отлично" необходимо набрать 29 баллов, а для четверки достаточно от 19 до 28. Допустимый минимум составляет 25 баллов.

5. Подготавливаясь к сдаче биологии, учащийся должен знать, что проходная оценка для техникума составляет 33 балла. Тройку получит выпускник, набравший от 13 до 25 баллов по соответствующему экзамену, пятерку - от 37 до 46.

6. Минимум для географии - 12 баллов, но для поступления в профильные учреждения этого будет недостаточно. В этом случае проходной балл ОГЭ должен составлять не менее 24. Сдать на "отлично" - означает набрать от 27 до 32, а на "хорошо" - от 20 до 26.

7. Для экзамена по обществознанию применяется следующий перевод:

  • 15-24 - "удовлетворительно";
  • 25-33 - "хорошо";
  • 24-39 - "отлично".

30 баллов - минимум для тех, кто избрал обучение в данном направлении.

8. Будущие студенты, избравшие историю своей профильной дисциплины, для поступления должны набрать 32 балла. Для всех остальных оценка по истории определяется по такой схеме:

  • 13-23 - "три";
  • 24-34 - "четыре";
  • 35-44 - "пять".

9. Чтобы получить тройку за экзамен по литературе, достаточно набрать от 7 до 13 баллов, 14-18 - для четверки и не менее 19 для оценки "отлично". Для продолжения обучения по профилю рассматриваются лишь абитуриенты, набравшие не менее 15.

10. Экзамен по информатике оценивается в диапазоне от 5 до 22 баллов, где до 11 включительно - это тройка, до 17 включительно - четверка, соответственно 18-22 - это оценка "пять".

11. Экзамен по иностранному языку (может быть французский, испанский, английский и немецкий) - самый объемный. Максимально возможный балл по нему - 70. Минимальный порог - 28. Кроме того:

  • 29-45 - оценка "три"
  • 46-58 - оценка "четыре"
  • 59-70 - оценка "пять".

Минимальный балл для поступающих по направлению - 56.

Как посчитать проходной балл ОГЭ?

Здесь также все просто. Достаточно знать утвержденные стандарты перевода баллов в оценку и свои результаты.

При поступлении, как правило, из баллов ОГЭ и оценок формируют два показателя. Первый - средний балл оценок аттестата. Рассчитывается он как среднее арифметическое, то есть сумма всех оценок делится на количество предметов. Второй показатель - общий результат сдачи госэкзамена, то есть сумма всех набранных баллов. Чаще его приводят к процентам, которые высчитывают от общего максимального результата.

Возникает резонный вопрос о том, влияет ли ОГЭ на оценки в аттестате? Да, влияет. Оценка, полученная по результатам сдачи экзамена, суммируется с полученной годовой оценкой и делится на два. При округлении применяются элементарные законы математики. Таким образом, если годовая оценка по предмету "четыре", а экзамен сдан на "пять", то средним арифметическим будет 4,5, который, в свою очередь, должен быть округлен до пяти. В аттестате у выпускника будет стоять "отлично".

Единый государственный экзамен

А сколько баллов нужно набрать на ЕГЭ?

Система оценки Единого государственного экзамена не отличается от системы оценки ОГЭ. Минимальный проходной порог устанавливается Министерством образования и науки РФ, а учреждения сами формируют критерии отбора, в том числе и сколько баллов нужно набрать на ЕГЭ для поступления. Следовательно, достаточно ли баллов для тройки, решает государство, а хватит ли для поступления - образовательные учреждения.

Срок действия результатов экзаменов

У всех экзаменов есть срок, в течение которого их результаты будут действительны. Для учащихся, сдающих ЕГЭ в 2017 году, этот срок будет ограничен четырьмя годами. Таким образом, полученные баллы действительны до мая 2021 года.

Если вы не успеете подать документы за предстоящие четыре года, то для поступления экзамен придется сдавать повторно. Сроки актуальности результатов ОГЭ те же, что и для ЕГЭ. Удачной всем сдачи экзаменов!

Шкала перевода первичных баллов ОГЭ в оценки по пятибалльной системе разработана специалистами ФИПИ и носит рекомендательный характер . Каждый регион РФ принимает самостоятельно свою систему оценок.

Шкала перевода баллов ОГЭ в оценку

Русский язык

  • 0-14
  • 15-24 - оценка «3»,
  • 25-33 - оценка «4»,
  • 34-39 - оценка «5»; из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

Математика

  • 0-7 баллов соответствуют оценке«2»,
  • 8-14 - оценка «3»,
  • 15-21 - оценка «4»,
  • 22-32 - оценка «5»;

Максимальный балл - 32. За модуль «Алгебра» – 20 баллов, за модуль «Геометрия» – 12 баллов.

Ориентиром при отборе в профильные классы могут быть показатели

  • для естественнонаучного профиля : 18 баллов, из них не менее 6 по геометрии;
  • для экономического профиля : 18 баллов, из них не менее 5 по геометрии;
  • физико-математического профиля : 19 баллов, из них не менее 7 по геометрии.

Обществознание:

  • 0-14 баллов соответствуют оценке «2»,
  • 15-24 - оценка «3»,
  • 25-33 - оценка «4»,
  • 34-39 - оценка«5»;

Максимальный балл - 39

Биология:

  • 0-12 баллов соответствуют оценке «2»,
  • 13-25 - оценка «3»,
  • 26-36 - оценка «4»,
  • 37-46 - оценка «5»;

Максимальный балл - 46.

Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 33 баллам.

История:

  • 0-12 баллов соответствуют оценке «2»,
  • 13-23 - оценка «3»,
  • 24-34 - оценка «4»,
  • 35-44 - оценка «5»;

Максимальный балл - 44

Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 32 баллам.

Физика:

  • 0-9 баллов соответствуют оценке «2»,
  • 10-19 - оценка «3»,
  • 20-30 - оценка «4»,
  • 31-40 - оценка «5»;

Максимальный балл - 40.

Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 30 баллам.

Химия:

  • 0-8 баллов соответствуют оценке «2»,
  • 9-17 - оценка «3»,
  • 18-26 - оценка «4»,
  • 27-34 - оценка «5»;

Максимальный балл - 34 (без реального эксперимента). 38 (с реальным экспериментом).

Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

Литература

  • 0-9 баллов соответствуют оценке «2»,
  • 10-17 - оценка «3»,
  • 18-24 - оценка «4»,
  • 25-29 - оценка «5»;

Максимальный балл - 29.

Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 19 баллам.

Информатика и ИКТ

  • 0-4 баллов соответствуют оценке «2»,
  • 5-11 - оценка «3»,
  • 12-17 - оценка «4»,
  • 18-22 - оценка «5»;

Максимальный балл - 22.

Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 15 баллам.

География:

  • 0-11 баллов соответствуют оценке «2»,
  • 12-19 - оценка «3»,
  • 20-26 - оценка «4»,
  • 27-32 - оценка «5»;

Максимальный балл - 32.

Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 24 баллам.

Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский)

  • 0-28 баллов соответствуют оценке «2»,
  • 29-45 - оценка «3»,
  • 46-58 - оценка «4»,
  • 59-70 - оценка «5»;

Максимальный балл - 70.

Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 56 баллам.

Основной Государственный Экзамен (ОГЭ) – испытание, предстоящее каждому девятикласснику! Экзамен является обязательным для всех выпускников средней школы, но особенно старательно к нему готовятся девятиклассники, желающие продолжить обучение в колледжах, ведь для поступления необходимо продемонстрировать высокий уровень знаний и по возможности получить максимально высокий балл.

Самое время для будущих выпускников узнать как можно больше о том, как проверяют экзаменационные работы, и какой будет в 2019 году шкала перевода тестовых баллов ОГЭ в традиционные оценки.

Каким будет ОГЭ в 2019 году?

Если реформа ЕГЭ к 2019 году практически завершится и в КИМах для 11-классников кардинальных изменений не предвидится, то ОГЭ только входит в этап реформирования. В прошлом 20172018 учебном году в очередной раз было увеличено число предметов, выносимых на итоговую аттестацию, и в 2019 году ученикам предстоит сдавать в общей сложности 5 экзаменов:

  • 2 обязательных: русский язык и математика;
  • 3 на выбор из таких дисциплин, как: физика, химия, история, информатика, иностранный язык, обществознание, биология, география и литература.

Официальной информации о введении 6 экзамена пока нет. Но ранее говорилось, что к 2020 году общее количество сдаваемых предметов достигнет шести.

Выбор профильного предмета должен быть не случайным, ведь результат ОГЭ непосредственно влияет на оценку в аттестате и является основным критерием отбора в профильные классы.

Проверка экзаменационных работ ОГЭ

В 2019 году девятиклассники всех регионов РФ будут выполнять одинаковые задания, ведь в отличие от прежних лет, сегодня активно идет процесс разработки единого банка заданий, которые позволят оценить реальный уровень знаний учащихся.

Как и в 2018 году, писать работы выпускники 9-х классов будут на базе своего учебного заведения, что существенно повышает шансы на хороший результат. Проверкой экзаменационных работ ОГЭ, как и ранее, будут заниматься учителя школ, имеющие достаточную квалификация, что бы стать экспертом ГИА.

По аналогии с ЕГЭ все работы будут проверены двумя экспертами. Если мнения специалистов существенно разойдутся, то к процессу проверки будет привлечен третий эксперт, мнение которого и станет решающим.

Если ученик не согласен с оценкой экспертов, он может подать апелляцию и работу еще раз перепроверят, но уже совсем другие эксперты, входящие в состав апелляционной комиссии.

В ходе проверки за каждое правильно выполненное задание начисляются первичные баллы, которые потом переводят в привычную для школьников 5-тибальную оценку.

Шкала перевода баллов

Хотя в ФГБНУ «ФИПИ» разработали единую стандартизированную шкалу для перевода первичных баллов ОГЭ в оценки, в 2019 году (как и ранее) на местном уровне официально могут быть утверждены другие нормы с учетом региональных особенностей.

Так, для 2018 года были утверждены следующие таблицы перевода баллов, которые с большой степенью вероятности будут актуальны и в 2018-2019 учебном году.

Ознакомившись с документом можно увидеть, что при выставлении оценки по русскому языку и математике (всех уровней), во внимание берется не только общий суммарный балл.

Так, в русском языке для получения оценки:

  • «4» необходимо набрать не менее 4 баллов за грамотность при 25-33 суммарных баллах;
  • «5» – не менее 6 баллов за грамотность при 34-39 суммарных.

Особые требования к оцениванию работ по математике продиктованы тем, что на экзамен выносятся два предмета: алгебра и геометрия. Соответственно, ученик должен не просто набрать минимальный порог, а продемонстрировать определенный уровень знаний по каждой из основных школьных дисциплин по курсу «математика».

Проходной порог для вступления в профильные классы и колледжи также отличается в зависимости от выбранного направления:

Русский язык

Математика

(естественно научный и экономический профиль)

Математика

(физмат профиль)

Обществознание

Информатика

Литература

Иностранный язык

Биология

География

(с экспериментом)

(без эксперимента)

Общая таблица для интерпретации тестовых баллов ОГЭ по всем предметам в 2019 году будет иметь вид:

Жители регионов, где в 2019 году при определении результатов ОГЭ за основу берется рекомендованная единая шкала перевода баллов для заканчивающих 9 класс, также могут воспользоваться удобным online калькулятором, который можно найти на сайте 4ege.ru.

Пересдача ОГЭ

В 2018 году ОГЭ сдавали более 1,3 млн. девятиклассников, большинство из которых без проблем справились с испытаниями. Но, как всегда, есть и такие, кто получил оценку «неудовлетворительно». Что ожидает таких девятиклассников? Есть несколько вариантов развития событий:

  1. Пересдача, к которой допускаются ученики, у которых не более 2 неудовлетворительных результатов.
  2. Перерыв длиной в учебный год, за время которого ученик получает возможность лучше подготовиться к экзамену (возможно индивидуально занимаясь с преподавателями).

Экзаменационная работа ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей.

Третья часть работы содержит творческое задание (Задание 15), которое проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи.

Подробные критерии оценивания сочинения ОГЭ подробно представлены в документе опубликованном на сайте ФИПИ:

Кратко ознакомиться с критериями оценивания сочинения ОГЭ можно в демонстрационном варианте по русскому языку.

Задание 15.1. Критерии оценивания сочинения - рассуждения на лингвистическую тему

Таблица 1

Критерии оценивания сочинения-рассуждения
на лингвистическую тему (15.1)
Баллы
С 1 К1 Наличие обоснованного ответа
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 2
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная
с пониманием тезиса
1
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания,или тезис доказан на бытовом уровне 0
С 1 К2 Наличие примеров-аргументов
из текста , верно указав их роль в тексте 3
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста , но не указал их роли в тексте,или привёл два примера-аргумента из текста , указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста , указав его роль в тексте 2
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста ,
не указав его роли в тексте
1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста 0
С 1 К3
2
но и/или 1
но и/или 0
С 1 К4 Композиционная стройность работы

2
Работа характеризуется композиционной стройностью
и завершённостью,но
1
0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям
С 1 К1
С 1 К4
9

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему экзаменуемый может писать, опираясь как на общекультурный опыт, так и на филологические знания.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

Таблица 2

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.2) Баллы
С 2 К 1 Понимание смысла фрагмента текста
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет 2
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента,но допустил одну ошибку в его интерпретации 1
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста,или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует 0
С 2 К 2 Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента 3
Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента 2
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста 1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,или экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть 0
С 2 К 3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;– в работе нет нарушений абзацного членения текста 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,но допущена одна логическая ошибка,и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,но допущено более одной логической ошибки,и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста 0
С 2 К 4 Композиционная стройность
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,но допущена одна ошибка в построении текста 1
В работе допущено две и более ошибки в построении текста 0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С 2 К1 С 2 К 4 9

Критерии оценивания задания 15.3

Таблица 3

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) Баллы
С 3 К1 Толкование значения слова
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его 2
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,но не прокомментировал его 1
Экзаменуемый дал неверное определение,или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует 0
С 3 К 2 Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста 3
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста 2
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта 1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента 0
С 3 К 3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностьюизложения:– логические ошибки отсутствуют, последовательностьизложения не нарушена;– в работе нет нарушений абзацного членения текста 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,но допущена одна логическая ошибка,и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,но допущено более одной логической ошибки,и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста 0
С 3 К 4 Композиционная стройность
Работа характеризуется композиционной стройностью
и завершённостью, ошибок в построении текста нет
2
Работа характеризуется композиционной стройностью
и завершённостью,но допущена одна ошибка в построении текста
1
В работе допущено две и более ошибки в построении текста 0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С 3 К1 С 3 К 4 9

Важное значение имеет то, что учащемуся предлагаются 3 варианта сочинения. В каждом варианте может быть реализована разная установка (исследовательская, аналитическая, ценностная), которая соответствует как разным видам 6 восприятия текста, так и разным формам личностной направленности учащегося.

Наличие разных вариантов сочинения способствует развитию компетенции ответственного выбора учащегося, позволяет учителю при подготовке к экзамену реализовать все многообразие учебных средств, направленных на развитие речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы. Важно отметить и то, что аргументация является интегрированным показателем глубины и точности понимания исходного текста и умения функционально использовать извлеченную информацию для решения тех и или иных коммуникативных целей.

Показательно, что умение аргументировать собственные высказывания оказывается недостаточно сформированным у выпускников 11 классов. Новая форма экзаменационной работы для выпускников основной школы способствует более активной работе учителя в данном направлении уже в основной школе.