Обитель располагается в одном из живописнейших мест Псковской области. Добраться до монастыря можно, совершив недолгое путешествие. Святая земля находится в 27 км на север от Пскова.

Интересна история основания монастыря. Именно он стал предтечей десяти обителей Псковщины. Заложен монастырь был в 1447 году. В этот год преподобный Евфросин (Елиазар – в миру) возвращался из путешествия в Константинополь. Где побывал на приеме у святейшего патриарха Геннадия II. Там будущий настоятель получил высочайшее благословение и Цареградскую икону Божией Матери.


В обратном пути, на берегу Ольгиного озера, преподобный Евфросин повстречался с братией. Именно на этом месте и было положено благословенное начало Спасо - Елеазаровскому монастырю. А сам священнослужитель стал первым из пустынножителей. Считается, что место встречи преподобного с братьями было отмечено чудом: там появился Пречистинский источник. По сей день этот ключ приносит облегчение больным прихожанам.

Монахи из числа братии стали учениками Евфросина. Позже они основали новые святые обители в Псковской земле. Саввой Крыпецким было положено начало Иоанно - Богословскому монастырю, Онуфрием – Мальскому монастырю, Никандром – Никандровской пустыни. Всего появилось 10 обителей, существующих по сей день.

Спасо – Елеазаровский монастырь является одним из памятников архитектуры. Его главная святыня – собор Трех святителей (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий). Храм был возведен около 74 г. XVI в. Точную дату установить не удалось, строительство растянулось на несколько лет.


Наряду с большинством средневековых построек Псковской области обитель подвергалась многочисленным вражеским набегам. На монастырь в разное время покушались литовцы, поляки и ливонские рыцари. В 66 году 18 века здешнее святое братство было расширено за счет монахов Спасо - Великопустынского мужского монастыря. С того дня Спасо – Елеазаровская обитель получила название Спасо - Великопустынской. Спустя 10 лет иконостас собора Трех Святителей пополнился изображением Христа. Икона, написанная в 14 веке, стала носить имя Спаса Елеазаровского.

Революция 17 года стала для монастыря настоящей катастрофой. Обитель закрыли. А икона Спаса оказалась в одном из псковских музеев. Здание монастыря стало санаторием для больных туберкулезом. Позже лечебница была закрыта, а в стенах обители расположился лагерь для детей. Учреждение просуществовало здесь до 1999 г.


Спасо - Елеазаровский монастырь вернулся в лоно Русской Православной Церкви в 2000 г., перед вступлением в должность нового Президента РФ. Историческое возвращение состоялось в день чествования иконы Божьей Матери «Живоносный Источник».


Первая служба в стенах монастыря прошла 28 мая того же года. Богослужение было посвящено его основателю, преподобному Евфросину. В тот же день обновленная (теперь – женская) обитель получила матушку - настоятельницу Елисавету. Этой великой женщине монастырь обязан возвращением Спаса Елеазаровского, свершившимся 19 августа 2010 г. К сожалению, увидеть воочию историческую икону матушка не смогла, не дожив до того дня всего 2-х месяцев. 4 июня настоятельница Елисавета умерла.

В настоящее время Спасо - Елеазаровский женский монастырь благоденствует. Ежегодно его стены посещают тысячи паломников. Обитель стала одной из важных туристических достопримечательностей Псковской области.

Преподобный Евфросин родился около 1386 года в селе Виделебье, близ Пскова. Родители назвали сына Елеазаром. Господь одарил его хорошими способностями, и даже взрослые люди удивлялись, как глубоко понимал он Священное Писание.

С юных лет Елеазар готовил себя к монашеской жизни; когда отец и мать пожелали сочетать его браком, он тайно оставил дом и скрывался до тех пор, пока родители не оставили своего намерения. После смерти отца юноша поступил в Снетогорский монастырь и принял там монашеский постриг с именем Евфросин. Имея склонность к пустыннической жизни, в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве он через некоторое время с благословения настоятеля ушел в безлюдные леса на берег реки Толвы. Это было около 1425 года.

Так преподобный Евфросин начал новый период в истории псковского монашества – пустынножительный. Позже, здесь же, на реке Толве, он основал первый общежительный «богорадный» монастырь. В него принимали желающих монашеской жизни без вклада, а «Бога ради». И монахи в нем жили не каждый на свои средства, как в особножительном, а собственность у них была общая.

В то время на Псковщине шли споры о том, как следует петь «Аллилуйю» – два или три раза. Сторонник сугубой аллилуйи – то есть ее двоения – преподобный Евфросин за разъяснением отправился в Константинополь, где от самого Патриарха Иосифа получил подтверждение правильности двоения. Именно там он получил ответ и на волнующий его вопрос о смысле своего предназначения. «Благочестие изобиловах душу мою», – пишет он о своем путешествии. Спустя десятилетие из покоренного турками Константинополя Патриарх Геннадий II прислал новообразованной евфросиновой обители священный дар – Цареградскую икону Божией Матери. Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, который стали называть Пречистенским, и до сей поры его воды несут людям исцеления. В память об этой встрече пустыньку назвали Сретенской. Пустынь была основана на рукотворном месте. Для того чтобы принять всю братию, стекавшуюся к нему, преподобный предложил срыть горку, под которой между двумя рукавами реки стояла его келья, и засыпать один рукав. На месте своей кельи, где ему было явление трех вселенских святителей, преподобный Евфросин, по их слову, построил в 1447 году Трехсвятительский собор. Заповедуя непрестанно трудиться и молиться, преподобный особое значение придавал общей церковной молитве. Он говорил: «Если бы ты и всю ночь простоял в келье своей на молитве, и то твоя келейная молитва не может сравниться с единожды пропетой в церкви краткою молитвою: ‘‘Господи, помилуй’’». Церковные службы в евфросиновом монастыре были столь продолжительными, что о преподобном и его учениках говорили: «Железный с железными». После молитвенного бдения целый день иноки трудились, расчищая от леса под поля землю и занимаясь полевыми работами. Своими трудами они питали не только себя, но и бедняков, которые приходили в обитель. Бывали случаи, что преподобный последнее раздавал, но Господь не оставлял иноков Своей милостью и посылал им необходимое для жизни через благодетелей. Чтобы монастырская жизнь протекала благочинно и духовно, преподобный Евфросин составил иноческий устав. Он понимал монашество как ангельскую жизнь на земле и в своем уставе говорил о девственности, нестяжательности, отрешенности от всяких мирских привязанностей и забот, любви к брату до готовности положить за него душу, полном отречении от своей воли и послушании, непрерывном труде для Бога и для других, постоянной молитве и посте как обязательных правилах жизни для монаха.Всех приходящих в обитель преподобный принимал с великой любовью. Так постепенно созидался монастырь, поначалу называвшийся лаврой, как свидетельствует автор жития преподобного Саввы Крыпецкого.

Ни до, ни после преподобного Евфросина Псковская земля не знала такого количества сподвижников-пустынножителей и основанных ими монастырей. И, кстати, судьбы обителей оказались во многом похожи: основание, служение, разрушение, возрождение, забвение, и вновь - возрождение. Ни один из монастырей не исчез с лица земли. А современный облик Спасо-Елеазаровской обители - самое яркое, самое убедительное свидетельство торжества Веры.

Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 году, приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: «Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща».

Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В этот же период в Елеазаровском монастыре было составлено житие прп. Евфросина, проведено редактирование Псковской 2-й летописи, а также переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в Елеазаровском монастыре объединились ученые мужи, отстаивавшие необходимость усиления государства вокруг Москвы. Выразителем этой идеи был игумен Филофей (ок. 1465-1542гг.), автор теории «Москва - Третий Рим».

Главная монастырская святыня - Собор Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) - построен около 1574 года и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В одно таких нападений монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери Цареградская. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Пскоском озере, где она находится и поныне. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который пребывает в монастыре.

В 1766 году в него переведена братия упраздненного Великопустынского Преображенского монастыря, почему обители также присвоено название Великопустынской и Спасской. В монастырском храме был освящен престол в честь Преображения Господня, и сюда были перенесены святыни Великопустынской обители. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский».

В 1804 году в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.

В 1813 году монастырь был возведен во 2-й класс, каковым оставался до конца Синодального периода.

С 1884 года при монастыре действовала богадельня.

До 1906 года именовался: Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский мужской, 2-го класса; в 1906 году преобразован в общежительную пустынь (Спасо-Елеазарова пустынь). Это произошло во время настоятельства игумена Ювеналия (Масловского).

Главным его делами стали благоустроение церковного богослужения, введение старчества и умножение братства. В церковном богослужении он завел благолепие, порядок, чинность и особое пустынное пение Глинской пустыни.

По приглашению о. Ювеналия в 1908 году на покой в Спасо-Елеазарову пустынь был переведен схиархимандрит Гавриил, ученик оптинских старцев. Среди духовных чад старца была Великая княгиня Елисавета Феодоровна, прославленная ныне как новомученица. Она неоднократно посещала монастырь и принимала активное участие в его устроении и украшении.

В 1910 году сюда поступила часть братии Глинской пустыни, славной своим старчеством, общежительным житием и особым уставом, который и был положен вместе с уставом преподобного Евфросина в основу по-новому устроенному Елеазаровой пустыни. При этом внимание преобразователя было направлено главным образом на внутреннее обновление обители, на воспитание в сердцах братии истинного аскетизма, согласно монашеским обетам и заветам его святых основателей.

Благодаря введению общежития, обитель получила возможность вместо прежних двух десятков содержать в своих стенах до сотни насельников. Согласно монастырскому уставу каждый из братии должен был нести послушание, и все работы, даже самые черные, в монастыре выполнялись самими насельниками. Для хозяйственных нужд в обители были заведены портняжные, сапожные, столярные мастерские, имелись свои маляры, штукатуры и т.п. Была устроена иконописная мастерская. Все хозяйственные потребности монастырь мог удовлетворить собственными силами и средствами.

Ежегодно, на праздник апостолов Петра и Павла, 29 и 30 июня по ст. стилю (12 и 13 по н.ст.) с иконой Спасителя совершался крестный ход из монастыря по водам Псковского озера на остров Талабск, а затем на остров Верный в монастырь Петра и Павла. Традиция проведения крестного хода продолжалась до 50-х годов XX века.

К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

В 1918 закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть.

Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь «в помощь голодающим Поволжья». Летом того же года на территории монастыря открыли сначала институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский туберкулезный санаторий и база отдыха. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс. От более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.

8 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря. В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении, приняли пострижение 8 монахинь. В 2005 г. завершение восстановления братского корпуса 1904 года. 10 августа 2005 г. Владыка Евсевий служил чин освящения колоколов на восстановленной звоннице.

9 августа 2012 года Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершил Божественную литургию в Спасо-Елеазаровском женском монастыре и назначил. настоятельницей монастыря монахиню Евфросинию (Головневу).

23 апреля 2016 года, в Лазареву субботу, митрополит Псковский и Порховский Евсевий совершил праздничное богослужение в Спасо-Елеазаровском женском монастыре, и возвел настоятельницу обители монахиню Евфросинию (Головневу) в сан игумении.

Всего в 25 километрах от Пскова, если ехать строго на север,
расположен Спасо-Елеазаровский женский монастырь.

В 1425 году это были глухие безлюдные места, когда поисках более глубокой
сосредоточенности в молитве сюда пришел и поселился на берегу реги Толбы Преподобный Ефросин (мирское имя Елеазар), основав монастырь.

Умер он на 96 году своей земной равноангельной жизни, перед смертью приняв схиму с именем Елеазар.

В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем

Трехсвятильский собор

Главная монастырская святыня - Собор Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) - построен около 1574 года.

Табличка на нем называет монастырь Спасо-Елизаровским

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В одно таких нападений монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери Цареградская. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Псковском озере, где она находится и поныне. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который пребывает в монастыре.

Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь «в помощь голодающим Поволжья». Летом того же года на территории монастыря открыли сначала
институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский туберкулезный санаторий и база отдыха. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс. От более чем двадцати строений остались только соборный
храм и двухэтажный братский корпус.

Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России, для судеб человечества он занимает особое место в мировой истории.

Именно сюда, в пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери – дар Константинопольского Патриарха Геннадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: “Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти”, написано на медной доске.

Со стороны озера храм выглядит особенно торжественно.

28 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба.
Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря.

В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении, приняли пострижение 8 монахинь. В 2005 г. завершение восстановления братского корпуса 1904 года. 10 августа 2005 г. Владыка Евсевий служил чин освящения колоколов на восстановленной звоннице.

До восстановления ансамбль монастыря, объявленный памятником архитектуры республиканского
значения, состоял из полуразрушенного Трехсвятительского собора (2 пол. XVI - нач. XIX вв.), братского корпуса (1904 г.), остатков каменной ограды.

Уникальная монастырская колокольня (XVI в.), не имеющая аналогов в псковской архитектуре, рухнула в мае 1989 года.

Возвращение Спасо-Елеазаровского монастыря состоялось в день, когда чествуется византийская святыня - икона Божией Матери «Живоносный источник». Эта обитель, действительно, живой
источник Божией благодати. Спасо-Елеазаровский монастырь - символ возрождения Третьего Рима - нашего Отечества. Вместе с ней будет подниматься и Россия

Часовня Преображения Господня

Если ехать от Пскова на Гдов по шоссе, которое идет прямо на север, спускаясь и подымаясь с одного лесистого холма на другой, то в тридцати километрах от города, слева, почти у самой дороги, будет виден большой каменный собор. Это Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный в XV веке и перестроенный в XVI веке. Сейчас это женский монастырь, ранее он был мужским. Справа над шоссе круто подымается холм. На нем видны оградки небольшого кладбища и несколько гигантских деревьев — берез и елей, которые каким-то чудом уцелели с незапамятных времен.

Наверху параллельно шоссе идет лесная дорога. Если пройти по ней немного вперед, то откроется озеро с заросшими берегами. В том месте, где дорога спускается к озеру, из него вытекает речка. Это Толва, впадающая в Псковское озеро. Дорога подымается на соседний холм, поросший редкими нарядными елками. Ранней осенью за озером над самой водой красным огнем вспыхивают осины.

На горе над озером в зеркальном полукольце вод в середине XV века и был основан прп. Евфросином Спасо-Елеазаровский монастырь. Из записей 1887 года:»Монастырь сей окружен был вековою рощею, остатки которой ныне свидетельствуют о величии местности. Роща эта ныне сохраняется как драгоценность».

Псковский крестьянин Елеазар из села Виделибье, получивший в монашестве имя Ефросина, заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова служат по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись во Псков, он стал утверждать тот порядок, который показался ему более правильным.

Ефросин был человеком строгого нрава. Сперва он поступил в Снетогорский монастырь, но вскоре его покинул, возмущенный вольной жизнью снетогорских иноков, не утруждающих себя ни постом, ни молитвой. Он ушел на Толвское озеро в пустынные леса, где и построил на холме небольшую лачужку, первоначально не допуская к себе никого, даже родную мать. Но, как это всегда бывало, постепенно к нему стала собираться братия.

На вершине холма построили деревянную церковку. Она была освящена во имя Трех Святителей, как и позднее собор, построенный под горой. (Название монастыря «Елеазаровский» произошло от имени его основателя, а наименование Спасо-Великопустынского он получил только при Екатерине Второй, в 1764 году, когда по закрытии прежнего Спасо-Великопустынского монастыря его штаты были переданы Елеазаровскому.) И полное название стало Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский монастырь». Таковым оно оставалось до 1906 года. После — Спасо-Елеазарова пустынь.

Монастырь был основан как нестяжательский, то есть при поступлении в него не требовался обязательный имущественный вклад. Зато и при уходе из монастыря вклад не выдавался. Ефросин однажды чуть было не поплатился жизнью, будучи избит состоятельным иноком, пожелавшим получить назад свое добро.

Основатель монастыря умер в 1481 году. В 1478 году к Москве был присоединен Новгород, в 1510-м — Псков. Новгородцы спасались от переселения в Москву сперва во Пскове, а потом вместе со знатными псковичами — в псковских монастырях, в частности в Спасо-Елеазаров-ском. Здесь в начале XVI века жил другой знаменитый старец — Филофей, книжник и мудрец, хорошо понимавший политическую обстановку и перспективы дальнейшего развития государства. Он был летописцем, писал послания великому князю московскому Василию III, отцу Ивана Грозного. Это ему принадлежит знаменитая формула: «Москва — третий Рим». Однако позиция старца Филофея была сложной: он и поддерживал Москву, и выступал в своих посланиях против изъятия государством монастырских земель, и прикрывал образованных беглецов, которые под его защитой занимались в монастыре литературной деятельностью, переписывали книги.

Таким образом, Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни Пскова с 1510 по 1547 год, когда этому положил предел Иван Грозный. Крупные загородные монастыри Пскова поддерживали Москву в ее объединительной политике. Однако это было до поры до времени. Или Иоанн Грозный слишком круто повернул, или его наместники перестарались… Начала складываться антимосковская оппозиция.

В годы расцвета Спасо-Елеазаровского монастыря в начале XVI века в нем было составлено житие его основателя Ефросина. В эти же годы в Елеазаровском монастыре был переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

Видимо, в это же время расцвета монастыря и был построен большой каменный собор — внизу у дороги на Гдов. Деревянная церковка на горе стала кладбищенской. (До нас она не дошла.) Интересно, что сложная жизнь монастыря, переплетение идейных течений отразились на архитектуре собора. В нем есть и архаические — псковские, и новые — московско-новгородские черты, и какая-то переходность форм.

Это большой одноглавый собор с тремя апсидами, усложненным декором барабана и невысокой колокольней над лестницей, которую можно считать одной из первых наших колоколен (до нее строили звонницы или церкви «под колоколы»). Обращенная к собору стена колокольни больше других и выглядит как привычная звонница. Внизу колокольня получила широкую кайму декора с московским рисунком килевидных арок, обрамляющих проемы. Верхняя лестничная площадка внутри многогранника перекрыта легким зонтичным куполом на металлических затяжках. Ее стороны раскрываются арочными окнами. На лавках по стенам отдыхали богомольцы. Лестница ведет на закрытую паперть. Выходящий на нее портал собора тоже обрамлен крупной килевидыой аркой. Собор внутри высок, просторен, но архаичен. Его крупные ступенчатые арки вырастают из могучих квадратных столбов.

К началу XVI века (к 1505 году) относится интересный документ, исходящий из Елеазаровского монастыря,непосредственно предшествующий времени его культурного расцвета. В нем игумен Панфил жалуется на собрание трав и кореньев и на языческие игрища в ночь под Ивана Купала:

«Егда приходить великий праздник день Рожества Предотечева, но и еще преже того великого праздника, исходять огавницы мужие и жены чаровницы, по лугам и по болотам, и в пустыни, и в дубравы, ищущи смертные травы и привето чрева от травного зелиа на пагубу человекам и скотам; ту же и дивия корениа коплют на потворение мужем своим: сиа вся творять действом дьяволим в день Предотечев, с приговоры сотонинским. Егда бо приидеть самый праздник Рожества Предотечево, тогда во святую ту нощь мало не весь город возмятется, и в селах возбесятца и в бубны и в сопели и гудением струнным, и всякими неподобными играми сотонинскими, плесканием и плясанием, женам же и девам и главами киванием и устнами их неприязнен клич, вся скверные бесовские песни, и хрептом их вихляниа, и ногами их скаканиа и топтаниа; ту же есть мужем и отроком великое падение, ту же есть и женам мужатым осквернение й девам растлениа. Что же бысть во градах и в селах в годину ту; сотона красуется, кумирское празнование, радость и веселие сотонинское; в нем же есть ликование и величание дьяволе, и красование бесом его в людях».

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. Еще не так давно была цела часовня, построенная над братской могилой защитников монастыря во время нашествия на Псков Стефана Батория в 1581 году.

После революции монастырь был закрыт. В 1921 году здесь был устроен санаторий для больных туберкулезом. Впоследствии здесь разместили детский спортивный лагерь. В 2000 году монастырь был передан Русской православной церкви. Передача состоялась в день, когда чествуется византийская святыня — икона Божией Матери «Живоносный источник». В 2010 году в монастырь был возвращён чудотворный образ Спас Елеазаровский.

Адрес монастыря:
180523, Псковская область, Псковский район, деревня Елизарово

В 25 верстах к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера, усыпанного небольшими островами, стоит Спасо-Елизаровский монастырь, основанный преподобным Евфросином, Псковским чудотворцем. Родился он ок. 1386 года, в крещении был назван Елизаром. В 1425 г. он удалился в непроходимое пустынное место, на берег реки Толвы. Здесь ему, в сонном видении, явились три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, они указали место для сооружения храма в их имя.

Когда к Евфросину начали стекаться подвижники, ищущие уединения, то он построил деревянную церковь во имя трёх Святителей, а так же и кельи для братии. Это место обтекаемое двумя рукавами реки было тесным и братия предложила перенести обитель на другое место, но Евфросин не согласился и предложил им засыпать правый рукав реки. Общими усилиями этот тяжкий труд был выполнен. По представлении Преподобного Евфросина монастырь перенесён на гору, а на прежнем месте устроено кладбище с церковью во имя Преподобного. В новой обители построена каменная соборная церковь трёх Святителей и туда перенесены мощи Евфросина. В последствии была построена деревянная церковь Преподобного Онуфрия.

Псковский Спасо-Елизаровский монастырь по значимости занимает особое место в мировой истории. Именно сюда была принесена Цареградская икона Божией Матери. Когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был перенесен в Константинополь из Рима в 1051 году.

Приняв на русской земле икону Пресвятой Богородицы, преподобный Евфросин получил и откровение о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле, и о Москве, как Третьем Риме. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Спасо-Елизаровской обители Филофей пророчествовал всему миру: "Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Слова старца Филофея через сто с лишним лет были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора 1589 года, утверждавшей патриаршество на Руси и подписанной Константинопольским патриархом Иеремией.

Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В Елизаровской обители союз Москвы и Пскова обозначен в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому собору традиционной псковской архитектуры, пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс.

В 1918 году закрывается Спасо-Елизаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть. Поочередно в Елеазаровской обители открывались институт, Народный дом, дом дефективных детей, детский санаторий и база отдыха. В результате от двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.

В начале 90-х годов XX века собор начал разрушаться, упала колокольня, четверик храма зашатался, но сумели найти финансирование на его реставрацию.

В 2000 году Спасо-Елизаровский монастырь был передан Русской Православной Церкви. В монастыре сейчас живет 25 сестер. Восстанавливаются собор и монатлеский корпус, строится ограда вокруг монастыря. В будущем будет открыт при монастыре детский приют, основы которого закладываются уже сегодня.