Эксплуатация железных дорог - производственная деятельность ж. д., их предприятий и подразделений, связанная с организацией и осуществлением перевозочного процесса. Эксплуатация железных дорог объединяет и реализует деятельность всех отраслей железнодорожного транспорта. В основу организации перевозочного процесса и движения поездов на железных дорогах положены следующие важнейшие принципы: высокопроизводит. и экономичное использование технических средств; внедрение прогрессивной технологии, науч. организация труда и управления во всех звеньях и чёткое взаимодействие их на основе единого плана; удойное Для пассажиров обслуживание; увязка с работой др. видов транспорта. При чёткой организации Эксплуатации железных дорог обеспечивается полное удовлетворение потребностей страны в перевозке грузов и пассажиров с наименьшими затратами средств.
Различают технического эксплуатацию, включающую организацию движения поездов, эксплуатацию и проектирование железнодорожных станций и узлов, организацию пассажирских перевозок, а также коммерческую эксплуатацию, содержащую организацию грузовой и коммерческие работы.

Историческая справка.

Разработке отд. вопросов эксплуатации железных дорог началась с появлением заводских рельсовых дорог с конной тягой. В России П. К. Фролов в 1810 для построенной им Змеиногорской железной дороги разработал «график движения» составов из трёх повозок, согласно которому было установлено время оборота каждого такого поезда. При проектировании первой магистральной ж.д. между Петербургом и Москвой П. П. Мельниковым были выполнены расчёты по эксплуатации сооружаемых участков железных дорог В 1854 на этой железной дороги был введён в действие первый в России график движения поездов.
В начале период роль ж. д. в товарообороте страны была незначительной. В период 1861-80, когда началось быстрое развитие ж. д., их грузооборот возрос. Погрузка к 1880 составляла около 20 млн. т в год, или 880 т на 1 км железнодорожного пути; наибольшая часть товаров в стране перевозилась уже по железным дорогам, но система эксплуатации оставалась несовершенной. Разработанные и введённые на дорогах правила движения, устанавливавшие порядок следования поездов и производства манёвров, представляли собой набор практич. и техн. указаний по движению поездов, изложенных без системы. Действовал участковый график движения поездов, составлявшийся для каждого тягового плеча без увязки со смежными плечами. К.-л. специализация поездов отсутствовала, и в составы включались вагоны любых назначений, следующие в одном направлении. Формирование поездов сводилось к расстановке тормозов, постановке более тяжёлых вагонов в головную часть поезда. Число вагонов в составе колебалось от 25 до 50. Погрузочно-разгрузочные операции на станциях производились вручную. Взаимоотношения между ж. д. и трансп. клиентурой не всегда были регламентированы. Провозная плата назначалась самостоятельно каждой дорогой. Только для небольшого числа определенные грузов повёрстные ставки не должны были превышать пределов, указанных в уставах акц. об-в. Скорости доставки грузов определялись соображениями конкуренции с др. видами транспорта. Существовавшая система перегрузки грузов на передаточных станциях из вагонов одной ж. Д. в вагоны другой не обеспечивала необходимой скорости продвижения и сохранности грузов, удорожала и осложняла перевозки.
Прямое бесперегрузочное сообщение впервые было введено на отд. дорогах России в 1868, единая для всех ж. д. система передачи вагонов на основе «Общего соглашения о взаимном пользовании товарными вагонами» начала действовать с 1889. Бесперегрузочный обмен вагонами был значительно позднее применён на мн. дорогах др. стран и стал известен в мировой технического литературе как русская система обмена вагонами.
С увеличением грузооборота на ряде ж. д. стали возникать серьёзные затруднения, вызываемые неудовлетворит, организацией эксплуатационных работы. В этой связи появилась необходимость создания системы организации перевозок, обеспечивающей более чёткую и бесперебойную работу ж. д. В процессе решения этой задачи в кон. 70-х гг. 19 в. начала создаваться теория Эксплуатации железных дорог В 1878 С. II. Кульжинский создал оригинальный метод расчёта потребного парка вагонов. В 1879 разработаны основы первого Устава ж. д., в 1885 издан «Общий устав российских железных дорог», регламентировавший взаимоотношения ж.д. и трансп. клиентуры, который с внесением ряда поправок и добавлений просуществовал вплоть до 1920, когда был принят «Общий Устав железных дорог РСФСР». «Устав железных дорог Союза ССР» на всей территории страны начал действовать 1 окт. 1927. Одной из первых организац. мер в Эксплуатации железных дорог явилось повышение качества использования вагона, в первую очередь по ускорению оборота вагона. Термин «оборот вагона» в качестве показателя работы железных дорог впервые применён в России на Юго-Зап. ж. д. в 1887. Здесь также впервые установили номерной учёт простоя вагонов (см. в ст. Простой подвижного состава) и ввели премию за сокращение их задержек на станции. Тогда же при учёте простоя вагонов введено разделение их на транзитные и местные, сохранившееся до наст, времени.
В начале 20 в. появились труды В. Н. Образцова, посвящённые вопросам пропускной способности и ускорения оборота вагонов. А. Н. Фролов положил начало созданию теории маневровой работы, определив факторы и установив основные зависимости, влияющие на продолжительность манёвров. В 1910 он же впервые поставил вопрос о взаимодействии сортировочных станций и предложил технического маршрутизацию перевозок. Важную роль в решении отд. теоретич. вопросов по Эксплуатации железных дорог в России сыграли совещат. съезды начальников служб движения, которые созывались периодически для обмена опытом работы. Передовые рус. инженеры успешно занимались также созданием рациональных проектов железнодорожных станций и узлов. В 1897 были впервые разработаны основные принципы проектирования станций, полностью принятые впоследствии не только в России, но и за рубежом.
После Октябрьской революции и национализации промышленности и транспорта перед железнодорожный транспортом были поставлены новые задачи в области организации транспортного процесса. В условиях крайне тяжёлого состояния ж. д. решение этих задач1 сводилось главным образом к осуществлению перевозок, снабжению крупных центров продовольствием, восстановлению ж. д., налаживанию планирования и руководства эксплуатационной работой. К числу более совершенных методов эксплуатации железных дорог относилась прежде всего маршрутизация перевозок. Первые отправительские маршруты были организованы в 1918 для перевозок хлеба из Царицына в Москву. В 1920 начали формировать маршруты с назначением на распределит, базы, откуда составы по возможности целиком заадресовывались в пункты назначения. Постепенно во все сферы эксплуатационных работы стало внедряться планирование, основные на плановом ведении всего нар. хозяйства. В 1921 Образцов разработал единый проект размещения основные сортировочных станций на всей железнодорожной сети, который в последующие годы был в значит, степени осуществлён. В 1925 И. И. Васильев предложил методику расчёта выгодности специализации поездов по назначениям в соответствии с грузовыми потоками и принцип определения оптимальных варианта плана формирования поездов, которые действуют и в наст, время.
Исключительно важное значение для улучшения организации движения имели переход к диспетчерской системе руководства движением поездов и введение системы оперативного учёта, отражающей результаты эксплуатационных работы станций, отделений и дорог. Впервые диспетчерское руководство движением поездов в СССР было осуществлено в 1923 на Северной железной дороге. Начиная с 1935 на железных дорогах вводятся общесетевой график и расписание движения поездов. Это явилось базой для создания науч. теории графика, развития теории пропускной способности дорог на основе комплексного рассмотрения всех определяющих её элементов.
В 1935 был утверждён новый Устав железных дорог Союза ССР, коренным образом перестроивший всю организацию перевозочного процесса. Важным этапом в совершенствовании всей эксплуатационных работы на железнодорожный транспорте было введение в 1936 новых Правил технической эксплуатации (ПТЭ). В том же году на отечественных железных дорог впервые в мире была организована работа станции по единому технологический процессу, построенному на основе передовых методов труда. С июля 1939 вместо планов погрузки на сети железных дорог введены планы перевозок с указанием дорог отправления и назначения. Улучшение системы планирования перевозок открыло широкие возможности для устранения нерациональных перевозок и создало необходимые предпосылки для внедрения технического планирования, которое позволило перейти к разработке комплексных планов всей эксплуатационных работы железнодорожной сети.
Наряду с мерами по совершенствованию организации перевозок большая работа была проведена и по улучшению технического оснащённости ж. д.: пополнение парка подвижного состава новыми локомотивами и вагонами; оборудование подвижного состава автотормозами и автосцепкой; развитие ремонтной базы для локомотивов и вагонов; строительство новых линий и вторых путей, введение автоблокировки; развитие узлов и станций, внедрение на них новых технических средств и т. д.
Перед Великой Отечеств, войной железнодорожный транспорт стал одной из передовых отраслей нар. хозяйства, что позволило во время войны, освоить большой объём перевозок в трудных военных условиях. Большую роль в организации чёткой работы железных дорог в условиях войны сыграли новые методы форсированного использования пропускной способности и регулирования движения поездов; организация сдвоенных и спаренных поездов (т. и. караванное и колебат. движения); безостановочное скрещение поездов на не полностью восстановленных двухпутных участках; одностороннее движение поездов и следование их при помощи живой блокировки; применение блокированных порожних маршрутов и т. д.
В послевоенные годы на основе науч. обобщения прогрессивных методов труда разработаны сквозные графики движения поездов и уплотнённого оборота локомотивов на целых направлениях, технологические процессы работы отделений железных дорог; освоены единые технологические процессы работы железнодорожных станций и подъездных путей промышленных предприятий и т. д. Рост грузооборота потребовал коренного перевооружения ж. д., основные звеньями которого стали электрификация ж. д., внедрение тепловозной тяги, перевод рабочего парка вагонов на автосцепку, оборудование ж. д. полуавтоматической и автоматической блокировкой. Реконструкция ж. д. и прежде всего их электрификация потребовали новых методов эксплуатации. В условиях высокой грузонапряжённости ж. д. большое значение приобретают использование внутреннего резервов, повышение уровня эксплуатационных работы, эффективное использование транспортных средств и повышение производительности труда, увеличение массы и длины поездов (опыт Московской железной дороги) и др. мероприятия, направленные на сокращение простоев вагонов, ускорение доставки грузов, повышение производительности транспортных средств.
Важнейшее значение в дальнейшем совершенствовании эксплуатационных работы железных дорог имели широкое применение вычислит. техники, оптимизация перевозочного процесса, его учёта и анализа.

Организация движения поездов.

В основе организации движения на отечественных железных дорог лежат следующие важнейшие принципы
1. Разработка на плановый период графика и расписания движения поездов, устанавливающих технического нормы веса (массы) поездов и скорости их движения, порядок использования пропускной способности линий, согласованность в работе терр. подразделений и служб железнодорожного транспорта. Графиком определяется не только движение поездов, но и работа станций, депо и др. подразделений ж. д. Разработка графика на ЭВМ обеспечивает наилучшее использование пропускной способности ж. д., повышение скорости движения поездов. Макс, число поездов, т. е. линий хода, прокладываемых в графике движения, определяет пропускную способность участков, а кол-во грузов, провозимых в этих поездах,- провозную способность. Система организации движения направлена на повышение провозной способности путём значительного увеличения массы поездов.
2. Организация вагонопотоков в специализированным поезда на базе общесетевого плана формирования поездов, разрабатываемого на определенные период. План формирования поездов содержит план маршрутизации перевозок и план технического маршрутизации и устанавливает распределение работы по формированию поездов между сортировочными и участковыми станциями с учётом быстрейшего продвижения вагонов. Оптимизация распределения сортировочной работы между станциями достигается использованием при разработке плана формирования ЭВМ.
Организация работы станций по приёму, отправлению и пропуску поездов, формированию и расформированию составов, погрузке и выгрузке грузов, посадке и высадке пассажиров на основе тщательно рассчитанного технологического процесса работы станций, обеспечивающего наименьший простой вагонов на станции, наиболее полное использование их пропускной способности и высокую производительность труда. Технол. процесс устанавливает порядок выполнения отд. операций с поездами и вагонами на станциях с учётом макс, совмещения производств, операций во времени; порядок использования станционных устройств; организацию труда людей и технического нормы на отд. операции и обработку поездов в целом. Наилучшие условия реализации прогрессивных технологических процессов достигаются при внедрении автоматизированным систем управления станциями.
Техн. нормирование погрузки и выгрузки, размеров движения по участкам, передачи гружёных и порожних вагонов по стыковым пунктам между дорогами и отделениями дороги, потребных парков подвижного состава и др. показателей в зависимости от установл. плана перевозок, оперативных задач по перемещению парков подвижного состава и сложившейся обстановки на сети или на железных дорогах
Оперативное планирование эксплуатационных работы, задачей которого является обеспечение выполнения плана перевозок, графика движения и др. технического норм в конкретных условиях данных суток, смены.
Диспетчерское руководство и контроль выполнения заданий по перевозкам технического норм. В целом по сети руководство организацией движения осуществляет МПС, в составе которого имеются оперативно-распорядительные отделы. Каждый из них объединяет группу дорог определенные направления. Диспетчерский распорядит. отдел, располагая системой связи и данными отчётности, контролирует ход работы на станциях, отделениях и дорогах, своевременно принимает меры для выправления положения при затруднениях в работе. В управлениях железных дорог имеются службы дорог, осуществляющие руководство эксплуатационных деятельностью ж. д., в т. ч. служба движения, в составе которой для непосредств. руководства есть оперативно-распорядит. отделы. Непосредственно движением поездов на участках, доставкой на станции вагонов под погрузку и выгрузку и уборкой погруженных и выгруженных вагонов руководят поездные диспетчеры отделения или управления дороги, а на станциях - станционные и маневровые диспетчеры. Диспетчерская система развивается на основе использования ЭВМ для сбора информации, планирования пропуска поездов по участкам, регистрации проследования поездов по станциям и др. целей. Важным фактором в развитии диспетчеризации является укрупнение диспетчерских участков, организация управления движением поездов на направлениях большой протяжённости из единого центра.
Безопасность движения поездов, обеспечиваемая выполнением в эксплуатац. деятельности ПТЭ, Инструкции по сигнализации и Инструкции по движению поездов и маневровой работе, а также др. нормативные документы.
Железнодорожные станции и узлы. Ж.-д. станции и узлы - важнейшие подразделения железнодорожного транспорта, обеспечивающие приём, отправление и пропуск поездов. На железнодорожных станциях выполняются пасс, и грузовые операции, расформировываются и формируются поезда, производятся ремонт подвижного состава, экипировка локомотивов и пасс, составов, осуществляется контакт ж. д. с населёнными пунктами и предприятиями, в т. ч. обеспечивается обслуживание подъездных путей предприятий. Часть станций являются стыковыми пунктами ж. д. с др. видами транспорта в единой транспортной системе. Станции участвуют в организации перевозочного процесса на всех этапах. Выполнение железнодорожный транспортом основные показателя качества его работы - оборота вагона - решающим образом зависит от работы станции, т. к. вагон за время своего оборота находится на различных станциях около 80% времени. Значительная часть времени оборота (см. Эксплуатация локомотивов) приходится на станции технического обслуживания. Важнейшим условием выполнения плана перевозок и эффективного использования подвижного состава, а также др. технических средств является их своевременным обслуживание, соблюдение плановых и текущих осмотров и ремонтов. Развитие железнодорожных станций и узлов осуществляется на базе внедрения новой, современные техники, позволяющей механизировать и автоматизировать трансп. процессы.

Организация пассажирских перевозок.

Гл. задача организации пассажирских перевозок- полное удовлетворение постоянно растущих потребностей населения в передвижении; Ж.-д. транспорту, располагающему мощными перевозочными средствами, принадлежит решающая роль в осуществлении междугородных перевозок, обеспечении наибольших удобств пассажирам, особенно при массовых перевозках на большие расстояния. Правильная организация пассажирских перевозок должна обеспечивать наиболее полное удовлетворение запросов пассажиров и наилучшее использование перевозочных средств. К основные мероприятиям, обеспечивающим решение этих задач, относятся следующие: сокращение времени проезда пассажиров в поездах в результате повышения скорости движения и увеличения доли беспересадочных сообщений; обеспечение необходимых удобств пассажирам в поездах и на вокзалах; составление наиболее рациональных расписаний поездов; организация продажи билетов с использованием ЭВМ (см. "Экспресс"); наилучшее использование пасс, подвижного состава, станционных устройств, вокзалов и т. д., позволяющее снизить себестоимость перевозок; рациональное сочетание пасс, и грузового движения, обеспечивающее наряду с пасс, поездами обращение необходимого числа грузовых поездов с высокой скоростью; координация работы различных видов транспорта, позволяющая обеспечить необходимые удобства и наиболее быструю доставку пассажиров в смешанных сообщениях; обеспечение безопасности движения и безопасности пассажиров на железнодорожный транспорте.
Техническое планирование эксплуатационной работы. Технический план работы железных дорог- это единый комплексный план организации эксплуатационных работы ж.-д. транспорта, предусматривающий решение следующих задач: размещение вагонного парка на железных дорогах как в целом, так и по отд. видам подвижного состава; рациональное распространение гружёных и порожних вагонопотоков по направлениям железнодорожной сети; распределение и рациональное использование технических средств.
Технический план устанавливает нормы работы дорог и отделений в отношении погрузки, выгрузки, передачи гружёных и порожних вагонов, передачи поездов и выдачи локомотивов, а также предусматривает измерители использования подвижного состава. Исходными данными для составления технического плана служат размеры погрузки по дорогам отправления и назначения, определяемые ежемесячно в соответствии с планом перевозок. В процессе планирования учитываются распределение парка вагонов по дорогам и отделениям дорог, необходимость создания и перераспределения резервов подвижного состава, сезонные, климатич. и др. условия. На основе технического плана осуществляется вся оперативная деятельность по организации выполнения плана перевозок в отделениях, на дорогах и в МПС.
Организация грузовой и коммерческой работы. Коммерческая эксплуатация определяет нормы и положения, регулирующие взаимоотношения железнодорожного транспорта с др. отраслями, предприятиями и отд. липами, пользующимися ж. д. К организации грузовой и коммерческие работы относятся планирование перевозок; приём к перевозке грузов и багажа от отправителей и выдача их получателям; оформление перевозочных документов; хранение прибывших грузов и багажа до выдачи их получателям; разработка правил и условий перевозок и контроль за их выполнением; механизация погрузочно-разгрузочных работ; эксплуатация складского, весового и холодильного хозяйств; организация транспортного, экспедиционного обслуживания, арендного и договорного дела; применение тарифов и производство расчётов по перевозкам; осуществление связи с промышленными предприятиями; организация перевозок грузов в прямых смешанных сообщениях с участием др. видов транспорта и в междунар. сообщениях. Правовой основой коммерческой эксплуатации являются Устав ж. д., а также правила и условия перевозок, которые разрабатывает и издаёт МПС.
Система и практика грузовой и коммерческие работы железных дорог подчинены решению ряда задач, важнейшие из которых следующие: организация сохранной перевозки грузов; соблюдение установл. сроков доставки грузов, сокращение которых способствует ускорению оборачиваемости материальных средств; снижение трансп. издержек, особенно путём удешевления погрузочно-разгрузочных работ и операций по взвешиванию грузов, что обеспечивается макс, механизацией и автоматизацией погрузки и выгрузки, взвешивания и дозировки, а также применением нормирования простоя вагонов; рациональное использование подвижного состава, которое обеспечивается правильным распределением подвижного состава, соблюдением технического норм загрузки вагонов, наиболее целесообразным размещением груза и его рациональной упаковкой; обслуживание предприятий, организаций и отд. лиц, пользующихся железнодорожный транспортом, на высоком уровне, чему способствует своевременным информация о прибытии и следовании грузов, организация перевозок в контейнерах по принципу «от склада отправителя до склада получателя», создание трансп-экспедиц. организаций, освобождающих грузовладельцев от забот, связанных с упаковкой, доставкой груза на станции и вывозом со станций, оформлением документов на перевозку и т. д.
Грузовая работа производится на местах общего и необщего пользования. К местам общего пользования относятся грузовые районы станций и др. пункты погрузки-разгрузки, находящиеся в ведении ж. д. К местам необщего пользования относятся прирельсовые склады, площадки и др. пункты, находящиеся в ведении предприятий, организаций и учреждений. Основным часть грузовых и коммерч. операций, связанных с выполнением плана перевозок грузов, производится на ж.-д. грузовой станции.
Основные эксплуатационные показатели. Качество эксплуатационных работы как отд. подразделений, так и всей сети железных дорог определяется выполнением плана перевозок в целом и по каждому роду грузов, а также показателями использования подвижного состава, себестоимости перевозок и производительности труда, к числу которых относятся: скорости движения поездов; уровень выполнения графика движения и планов формирования поездов; время нахождения поездов и вагонов на станции; использование грузоподъёмности вагонов; оборот и среднесуточный пробег вагонов; среднесуточный пробег локомотивов; выполнение установленных весовых норм поездов.

Эксплуатация железных дорог - производственная деятельность железных дорог, их предприятий и подразделений, связанная с организацией и осуществлением перевозочного процесса. Эксплуатация железных дорог объединяет и реализует деятельность всех элементов и подсистем железнодорожного транспорта.

К эксплуатационной работе в широком понимании относится вся работа железных дорог, связанная с перевозочной деятельностью: грузовая и техническая работа станций, организация движения поездов, все виды работ, связанные с организацией пассажирских перевозок, содержание и обслуживание подвижного состава и постоянных устройств железнодорожного транспорта.

Организация эксплуатационной работы должна соответствовать корпоративным интересам ОАО «РЖД»:

Повышению доходности перевозок

Сокращению издержек на перевозки грузов

Повышению экономической ответственности и заинтересованности

всех структурных единиц в улучшении финансово-экономических ре-зультатов работы филиалов ОАО «РЖД» и корпорации в целом

Ориентации на качественное транспортное обслуживание клиентов

Основной задачей эксплуатации железных дорог является выполнение перевозок с минимальными затратами средств и максимально возможной быстротой при обеспечении безопасности движения поездов.

Особенности эксплуатационной работы:

1. Осуществляется совместно различными подразделениями: дорогами, отделениями, станциями, депо и т.п.

2. Производственный цикл начинается на одних железных дорогах, а продолжается и заканчивается на других предприятиях железнодорожного транспорта.

3. Локомотивы закреплены за определенными депо, куда, как правило, и возвращаются.

4. Вагоны обращаются по всей сети железных дорог.

5. На ряде железных дорог погрузка значительно превышает выгрузку - основное внимание уделяется организации грузовой работы и формированию поездов.

6. На дорогах, где выгрузка превышает погрузку, большее место занимает организация выгрузки и возврата порожняка в пункты погрузки.

7. Ряд дорог имеет значительный объем транзитных перевозок, для которых большое значение имеет обеспечение повышенной скорости продвижения поездов.

Эксплуатационная работа железнодорожного транспорта включает: техническую эксплуатацию и коммерческую эксплуатацию.

Техническая эксплуатация - организация движения поездов, эксплуатация и проектирование железнодорожных станций и узлов, организация пассажирских перевозок.

Коммерческая эксплуатация - организация грузовой и коммерческой работы, фирменное обслуживание клиентуры.

Документы, регламентирующие эксплуатационную работу железных дорог :

1. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации.

2. Правила технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог, .

3. График движения поездов, увязывающий работу и определяющий загрузку всех подразделений железнодорожного транспорта, занятых эксплуатационной работой.

4. План формирования поездов, представляющий систему организации вагонопотоков.

5. Система комплексного регулирования парка грузовых вагонов,

6. Единые технологические процессы работы станций и подъездных путей,

7. Единые технологические процессы работы железнодорожных станций, морских и речных портов, автомобильных транспортных предприятий и работы транспорта в пунктах перевалки грузов и пересадки пассажиров.

Передвижение на поезде является одним из самых популярных во всем мире и в нашей стране в частности. Профессии, связанные с железнодорожным транспортом, будут востребованы еще долгое время. Некоторым профессиям можно обучиться в или техникуме. Но высшее образование дает больше возможностей для устройства и получения хорошего дохода. Рассмотрим такую специальность, как эксплуатация железных дорог. Кем работать по окончания вуза, где востребованы работники такого профиля?

Эксплуатация железных дорог – деятельность служб по подготовке и осуществлению перемещения железнодорожного транспорта.

К этой работе относят все действия, связанные с движением транспорта:

  • подготовка и координация перемещения поездов;
  • пассажирские перевозки;
  • работа станций и отделов;
  • грузовая и техническая деятельность;
  • обслуживание железнодорожного состава и транспорта.

Эксплуатация железных дорог делится на два вида: коммерческая и техническая. Техническая эксплуатация железных дорог – подготовка и контроль передвижения поездов, организация пассажирских перевозок, разработка станций и узлов.

Коммерческая – подготовка и осуществление коммерческой и грузовой работы, фирменное обслуживание.

Данная специальность доступна только в высших учебных заведениях. Она включает в себя несколько профилей:

  • производственный состав;
  • пассажирский состав;
  • магистральный состав;
  • бизнес и логистика в сфере ЖД транспорта;
  • грузовая и коммерческая работа;
  • безопасность движения и использования ЖД транспорта;
  • ораторская деятельность и экспедирование на ЖД транспорте;
  • сервис на транспорте.


Квалификация, которая будет присвоена выпускнику вуза, – инженер путей сообщения.

Специалисты в этой области организуют передвижение составов по территории страны, регулируют обслуживание путей и коммуникаций, обеспечивают безопасность перемещения пассажиров и грузов.

Для поступления на железнодорожника нужно сдавать ЕГЭ по следующим предметам:

  • русский язык;
  • математика;
  • физика;
  • обществознание.

Важно! Необходимо учесть, что требования различных вузов могут отличаться.

Кем работать

Выпускники получают знания не только в области железнодорожных дисциплин, но и в сфере маркетинга, менеджмента и информационных технологий. Это открывает доступ к еще большему кругу профессий.

Кем можно работать после учебы по данной специальности:

  • руководитель техобслуживания ЖД транспорта;
  • дорожный инспектор ЖД транспорта;
  • инженер по безопасности путей;
  • логист;
  • инженер по осуществлению перевозок и управлению на транспорте;
  • логистик;
  • руководитель по логистике;
  • оператор автоматизированных транспортных линий;
  • диспетчер поездов/специалист по диспетчерскому регулированию ЖД перевозок;
  • специалист по обслуживанию на транспорте;
  • техник интермодальных транспортных решений;
  • транспортный планировщик.

После прохождения необходимых ступеней образования можно преподавать.

Техническая эксплуатация подвижного состава

Не многие знают, что техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог – это отдельная специальность. В отличие от предыдущей, она преподается и в средних специальных учебных заведениях.

Профессии, которые можно получить после обучения, связаны непосредственно с оборудованием, движущимся по рельсам. Эта специальность обобщенная, предыдущая – узкая.

Кем работать после обучения по этой специальности? Поскольку она более широкая, выбор профессий тоже больше.

Система железнодорожного транспорта имеет структурные подразделения. Выбор следует делать исходя из того, в каком подразделении хочется работать. Например, в метрополитене есть разделения на цеха: электродепо, ремонт, эксплуатация. Каждый цех включает в себя несколько профессий.

Один из самых престижных вузов в данной отрасли – МГУПС (МИИТ). Образовательное учреждение готовит специалистов для работы в сфере железнодорожного транспорта. В программе учреждения есть 64 направления и специальности высшего образования и 32 направления и специальности среднего специального образования.

Учебное заведение включает в себя:

  • филиалы — 24, находятся они в 22 регионах страны;
  • институты – 9;
  • академии – 4;
  • факультеты – 4;
  • колледжи – 3.

Университет готовит кадры для 134 профессий. Обучение проводится по формам обучения: очная, очно-заочная, заочная. По программе бакалавриата вуз предоставляет около 2500 бюджетных и около 4500 платных мест. Стоимость обучения в год – от 53000 тысяч рублей.

РЖД обучение

На получении диплома о высшем или среднем специальном образовании обучение не заканчивается. Как в любой другой профессии, нужно постоянно совершенствовать свои навыки. Более того, железнодорожные системы развиваются. Чтобы быть востребованным специалистом, необходимо идти в ногу со временем и знать, как происходит развитие отрасли.

Для этих целей ОАО «РЖД» создаются учебные центры. Актуальную информацию о них предоставляет официальный сайт ведомства. Всего в стране 15 таких учебных центров.

Курсы проводятся для подготовки и переподготовки специалистов, повышения квалификации работников. Помимо этого, есть курсы для обучения второй профессии.

Один из важных вопросов – кто может проходить обучение в этих учебных центрах:

  • работники ОАО «РЖД»;
  • работники, направленные из других учреждений по договору с ОАО «РЖД»;
  • лица, заключившие договор с учебным центром.

Что касается последнего, учебный центр может принимать решения об оказании платных услуг физическим и юридическим лицам от имени ОАО «РЖД».

Также в структуре ОАО «РЖД» есть корпоративный университет. Он создан для руководителей филиалов и подразделений. Обучение проводится по 150 программам. Формы обучения – очная и дистанционная.

Цели корпоративного университета – развитие профессиональных знаний и опыта, дополнение и развитие навыков управленческого персонала. Одно из направлений деятельности – стажировки за границей. Университет сотрудничает с несколькими международными университетами и школами.

Работа и вакансии

В целом в России на редкость развитая железнодорожная сеть. Железной дороги нет только в пяти субъектах РФ:

  • Камчатской области;
  • Республике Алтай;
  • Магаданской области;
  • Чукотском автономном округе;
  • Республике Тыва.

В остальных субъектах пути проходят даже через небольшие города и некоторые поселки. Поэтому железнодорожные работники востребованы везде.

Самая популярная вакансия – дорожный мастер. Примеры некоторых других вакансий в Москве:

  • менеджер отдела логистики (опыт от 3 до 6 лет);
  • инженер-проектировщик (опыт от 1 до 3 лет);
  • специалист по визуальным коммуникациям (опыт от 1 до 3 лет);
  • составитель поездов (без опыта);
  • машинист автомотрисы (без опыта);
  • машинист мотовоза (без опыта).

В некоторых местах есть возможность работы на железной дороге вахтой. Сколько получают эти работники, зависит от конкретного места работы.

Зарплата зависит от региона и населенного пункта. В крупных городах железнодорожник получает больше. Расценки там примерно такие:

  • начальная зарплата на должностях, на которые берут без опыта работы, – 20–30 тысяч рублей;
  • зарплата на должностях, требующих 1–3 года опыта, – 30–45 тысяч рублей;
  • зарплата на должности руководителя отрасли – от 40 тысяч рублей.

Данная работа в России доступна везде, но в небольших городах оплата труда в этой сфере меньше.

Интересный момент! Нельзя не отметить отдельно одну профессию проводник поездов. Чтобы работать проводником, не требуется высшее и среднее специальное образование. Для устройства нужно обратиться в отделение кадров железнодорожного вокзала. Кандидат должен быть старше 18 лет. Также придется пройти трехмесячное обучение.

Полезное видео

Подведем итоги

Работа в России по специальности эксплуатация железных дорог непростая, именно поэтому многие считают ее престижной. Более того, при получении необходимых навыков и опыта работы можно рассчитывать на хороший доход. Выпускники колледжей нередко стремятся продолжить образование и выбирают именно эту специальность.

Вконтакте

На факультете управления процессами перевозок грядут перемены: выпускники специальности 190401 "Эксплуатация железных дорог", будучи профессионалами широкого профиля, запасутся индивидуальным набором узкоотраслевых знаний.

С 1 сентября 2014 года на специальности "Эксплуатация железных дорог" появятся новые специализации: "агистральный транспорт", "Промышленный транспорт", "Грузовая и коммерческая работа", "Пассажирский комплекс ж.-д. транспорта", "Транспортный бизнес и логистика". Для первых четырех будут характерны очная и заочная формы обучения, на последней возможно только очное обучение. Следует отметить, что Росжелдор утвердил бюджетные места по трем специализациям: "Магистральный транспорт", "Грузовая и коммерческая работа", "Пассажирский комплекс ж.-д. транспорта"

О новых специализациях рассказал заведующий кафедрой "Станции, узлы и грузовая работа" УрГУПС С. А. Плахотич.

– Есть ли отличия в обучении на разных специализациях?

– Абитуриенты поступают на специальность, а разделение на специализации происходит после 3-го курса. Студенты изучают общие дисциплины, необходимые всем инженерам на железнодорожном транспорте, а затем определяют для себя ту отрасль, в которой они хотели бы работать. Что касается целевиков, то направляющие их организации должны заранее нацеливать ребят на ту или иную специализацию.

Всем выпускникам специальности "Эксплуатация железных дорог" присваивается квалификация "Специалист по эксплуатации железных дорог". Специализация отражается только в приложении к диплому, в котором приведен перечень определенных дисциплин.

– Что будет входить в сферу деятельности выпускника каждой специализации?

– Учебные программы по специализациям состоят из трех блоков. Первые два отличаются незначительно. Так, в каждом из них есть одна узкоспециальная дисциплина: аутсорсинг (договорное привлечение сторонних организаций) и информационные технологии в выбранной студентом отрасли. Третий блок профессиональный, а потому у каждой специализации свой перечень дисциплин.

В ведении выпускников специализации "Магистральный транспорт" – организация грузовых и пассажирских перевозок, взаимодействие с промышленным транспортом, проектирование ж.-д. станций и узлов, организация работ экспедиторских фирм, перевозки и тарифы в международных сообщениях.

Инженерам специализации "Промышленный транспорт" подвластны организация перевозок на промышленном транспорте, проектирование промышленного ж.-д. транспорта, эксплуатация и ремонт технических средств, решение вопросов относительно функционирования транспорта промышленных предприятий.

Специалисты в отрасли "Грузовая и коммерческая работа" отвечают за технико-технологическое обеспечение и проектирование мультимодальных перевозок, коммерческо-правовое и информационное обеспечение грузовых перевозок.

Выпускники специализации "Пассажирский комплекс ж.-д. транспорта" могут заниматься проектированием инфраструктуры пассажирского комплекса, управлением пассажирскими компаниями; также в их компетенцию входит эксплуатация и ремонт пассажирских вагонов, технология работы и эксплуатация вокзальных комплексов.

В сферу деятельности выпускников-логистов включается управление проектами в транспортном бизнесе и логистике, информационное обеспечение транспортного бизнеса, бизнес-планирование на транспорте, управление цепями поставок.

– Где будут работать выпускники каждой специализации?

– У всех выпускников специальности "Эксплуатация железных дорог" дипломы равноценные, поэтому жесткого профессионального распределения нет.

Специалисты по магистральному транспорту могут работать диспетчерами разных уровней, дежурными станций, операторами и т. д.

Выпускники специализации "Промышленный транспорт" могут стать руководителями транспортных цехов на промышленных предприятиях, имеющих ж.-д. пути необщего пользования, а также руководителями на промышленном ж.-д. транспорте.

Специалисты по грузовой и коммерческой работе сотрудничают с грузоотправителями и грузополучателями, именно они "зарабатывают деньги" для остальных железнодорожников.

Выпускники специализации "Пассажирский транспорт" могут работать в дирекциях по обслуживанию пассажиров и вокзалов, в пригородных компаниях, федеральной пассажирской компании.

Самые мобильные выпускники специальности – логисты. Их можно встретить в различных экспедиторских и транспортных фирмах.

Итак, если вас привлекает романтика дорог и вы хотите находить верные пути не только для себя, но и для других, – добро пожаловать в дружную семью железнодорожников!

Инженер по эксплуатации железных дорог контролирует правильность использования железнодорожного пути, земляного полотна, стрелочных переводов, искусственных сооружений и в случае необходимости принимает меры по организации аварийно-восстановительных и ремонтно-путевых работ, контролируя их выполнение. Профессия подходит тем, кого интересует физика и математика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

В своей работе данный специалист руководствуется «Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» - важнейшим нормативным актом, регулирующим деятельность РЖД.

Особенности профессии

В обязанности инженера по эксплуатации железных дорог входит:

  • натурный осмотр железнодорожного пути, стрелочных переводов и земляного полотна в установленные срок;
  • проведение проверки железнодорожного пути и стрелочных переводов по утвержденному графику с помощью ручных средств путеизмерения;
  • принятие мер по обеспечению безопасности движения поездов;
  • выявление неисправностей, появляющихся в элементах верхнего строения железнодорожного пути, земляном полотне;
  • проверка и маркировка шпал, требующих замены, измерение износа рельсов и металлических частей стрелочных переводов;
  • ведение установленной отчетности по выявленным неисправностям;
  • контроль за устранением неисправностей и качеством выполненных работ;
  • разработка финансовых планов и календарных графиков по эксплуатации и содержанию железнодорожных подкрановых и подъездных путей и весоизмерительного оборудования;
  • разрешение спорных вопросов с представителями сторонних организаций по вопросам экплуатации и содержания железнодорожного пути.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Стабильная, постоянно востребованная работа
  • Высокий уровень зарплаты

Минусы

  • Сменная работа, приходится работать в выходные и праздники по графику
  • Крайне ответственная работа

Место работы

  • Государственные организации и предприятия по перевозке грузов и пассажиров;
  • транспортные организации и предприятия других форм собственности;
  • службы безопасности движения;
  • транспортно-экспедиционные предприятия и организации;
  • региональные органы управления транспортной и государственной транспортной инспекции. РЖД, метрополитен.

Важные качества

  • ответственность
  • способность грамотно и эффективно организовать труд своего подразделения
  • умение работать в команде
  • быстрая и точная реакция
  • развитое перспективное мышление
  • аналитические способности
  • пространственное воображение
  • хорошая физическая и психологическая форма
  • умение работать самостоятельно при минимальном контроле
  • способность принимать точные, взвешенные и ответственные решения
  • умение анализировать и систематизировать информацию
  • умение находить нестандартные решения в цейтноте
  • умение четко выполнять полученные инструкции
  • постоянное стремление к повышению квалификации
  • освоение технологических изменений и технических новшеств

Где учиться на Инженера по эксплуатации железных дорог

Ступеньки карьеры и перспективы

Степень сложности работы и ответственности инженера по эксплуатации железных дорог зависит от уровня его профессиональной квалификации. На начальном этапе молодой специалист работает под руководством опытного инженера, осваивая практические секреты профессии. Для продвижения по карьерной лестнице с повышением категории инженер должен получить степень магистра. Дальнейшие ступеньки карьеры: начальник смены, главный инженер, начальник станции, начальник вокзала. Многие министры путей сообщения начинали свой профессиональный путь с должности стрелочника.

Оплата труда

Зарплата на 16.09.2019

Россия 32500—53000 ₽

Москва 35000—45000 ₽

Зарплата инженера по эксплуатации железных дорог, мостов и тоннелей складывается из основной зарплаты с районными надбавками в зависимости от места работы и премиями по итогам месяца, квартала и года по результатам и качеству работ.

Зарплата инженера путей сообщения во многом зависит от места работы, его навыков и способностей. Работающие в государственных учреждениях инженеры путей сообщения обычно получают фиксированную месячную зарплату.

Интересные книги о возникновении и развитии железнодорожного транспорта в России

  • История железнодорожного транспорта России. Том 1. (1836-1917 гг.)
  • История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Том 2. (1917-1945 гг.)
  • История железнодорожного транспорта Советского Союза. Том 3. (1945-1991 гг.)

История развития железнодорожного пути

Первые колейные дороги появились на открытых месторождениях разработки камня, в рудниках и шахтах. Они были выполнены из деревянных брусьев, быстро изнашивались и повозки сходили с пути, что очень осложняло работу. Для уменьшения износа их стали скреплять чугунными или железными полосами.

Первый чугунные рельсы появились в XVIII веке на Александровском заводе в Петрозаводске.

Первая железная дорога со всеми ее основными элементами — насыпями, выемкой, виадуком, мостом — была построена на Алтае горным инженером П.К.Фроловым на Змеиногорском руднике Колывановского камнерезного завода. Первые рельсы изготавливались из чугуна. С течением времени стало ясно, что стальные рельсы изнашиваются меньше и равномернее, чем чугунные. Поэтому в настоящее время во всех странах используют только стальные рельсы с включениями кремния, марганца и других добавок, усиливающих их прочность.

В 1837 г. была построена железная дорога Петербург - Царское Село (г. Пушкин) длиной 27 км. На дороге было сооружено 42 деревянных небольших моста пролетами по 2 - 3 м. Мост через Обводный канал был длиной 25,6 м.

Большим шагом вперед в совершенствовании железнодорожных путей стало строительство в 1842-1851 гг. линии Петербург - Москва протяженностью 651 км.

В 1913 г. протяженность сети железных дорог составляла 71,7 тыс. км. Основная часть сети (83%) находилась в европейской части страны. До Великой Отечественной войны была построена на юго-востоке страны Туркестано-Сибирская магистраль (1452 км).

В послевоенные годы наряду со строительством новых железнодорожных линий проводились большие работы по усилению пути. Начали прокатываться на отечественных заводах и укладываться в путь рельсы тяжелых типов (Р65), внедрялись железобетонные шпалы, бесстыковой путь.

Протяженность железных дорог СССР составляла около 12% протяженности железнодорожных линий мира. Они выполняли более половины грузооборота всех железных дорог, а внутри страны перевозили более 70% грузов.

Грузонапряженность железных дорог СССР не имела аналогов в мире: в 5 раз превышала грузонапряженность дорог США, около 6 раз - ФРГ и Франции, в 15 раз - Англии.

В конце 80-х годов в СССР эксплуатационная длина сети железных дорог составляла около 145 тыс. км. В сеть железных дорог входило 32 дороги, 185 отделений железных дорог, свыше 11000 железнодорожных станций.