Продюсер Joschi Arpa Композиторы Блинд Фэйт , The Third Ear Band Оператор Йёрг Шмидт-Райтвайн Сценарист Вернер Херцог

  • Вернер Херцог потратил годы на съемку земных пейзажей. В картину вошли далеко не все кадры – большинство отснятого материала так и осталось неопубликованным.
  • Поиски композитора заняли не меньше, чем съемки природы. В конце концов, режиссёр остановился на талантливом композиторе Леонардо Кэхене, который в своей музыке воплотил «суровость» мира.
  • Текст в «Фата-моргане» не был сочинён. Автор картины использовал строки из библии, которые, по его мнению, лучше всего описывают атмосферу отдельных сцен.
  • Съёмки фильма проходили в Камеруне, спустя несколько недель после того, как был совершён государственный переворот в стране. По прилёте Вернер Херцог был арестован местной полицией, так как одного из членов экипажа ошибочно приняли за разыскиваемого преступника. Режиссёра и несколько его компаньонов избили, после отправили в тюрьму, где они заразились шистосоматозом.

Больше фактов (+1)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Фильм состоит из трёх частей, которые раскрывают главные библейские темы: сотворение, рай и Золотой век.

Часть 1: Сотворение. «И было первое свидетельство, первое слово. Не было ни человека, ни зверя, ни птицы, ни рыбы, ни гада морского, ни древа, ни камня, ни пещеры, ни расщелины, ни пустыни, ни куста, лишь небеса были…».

Первая часть фильма повествует о создании мира. Пустынные пейзажи символизируют первозданную Землю, не населённую «ни растениями, ни зверьми, ни человеком», а кадры с мёртвыми животными – бренность тварей божьих.

Часть 2: Рай. «Рай открыт для всех, в раю только Бог надзирает над всем и всеми. Здесь ты идёшь через песок, не видя лица…».

Во второй части режиссёр показывает, как мало необходимо некоторым людям для счастья. Камерунские дети улыбчивы, даже когда их окружают развалины: «В раю даже тихий духом может сдвинуть гору… Руины в раю означают счастье… И пейзаж таков, каким его запланировал Господь…».

Часть 3: Золотой век. «В Золотой век мужчина и женщина живут в гармонии. В золотой век признаки рая всё ещё обнаруживаются на песке. В золотой век человек не забывает молиться…».

В третьей части подчеркивается, что рай может быть на Земле. Его приход возможен при условии установления между людьми взаимопонимания и гармонии: «Нет ничего лучше мира в Золотом веке. Мир умертвил войну. Нет ничего более великого, чем песок. Нет ничего более великого чем мир. Земля околдована миром».

Если первая половина сентября две тысячи семнадцатого разом накрыла публику волной страха, открыв сезон клоуна Пеннивайза, то вторая половина девятого месяца дарит нам долгожданный фит Маркула и Оксимирона с не менее интересным сюжетом мрачноватого клипа. «FATA MORGANA» — не первая коллективная работа артистов, шесть лет назад музыканты записали совместный трек «В тихом омуте», однако сравнивать материалы даже не представляется необходимым. На этот раз исполнители подготовили нам бомбу в прямом и переносном значении, а на первый взгляд неподходящий под песню клип является полноценной короткометражкой, на самом деле сочетающей и аккумулирующей в себе и смысл трека, и вложенный туда сюжет. Поскольку видео и аудио дорожки переплелись в монолит, мы анализируем все вместе.

С первых секунд видеоклипа перед нами открывается мир постапокалипсиса и угрюмая атмосфера безумия. Все настолько кажется пессимистичным и бесперспективным, что в такую обстановку отлично бы вписался портрет Большого Брата, следящего за тобой. Впрочем, жанр антиутопии будет упомянут как раз кстати, ведь клип – самый настоящий блокбастер, пропитанный аллегориями, символами и посланиями.

Сюжет прост: герои собирают большую музыкальную бомбу, пользуясь своим талантом, и с нею хотят победить огромное чудовище, которое захватило город. Как мы понимаем, власть его породила бандитизм и анархию, сила тьмы восстала со дна, как предвещал еще Марк в «Горгороде». Даже облик монстра в финальном кадре отсылает нас к альбому 2015 года: «Мрак, водолаз да спрут». Перед нами вариация на тему того, как выглядит мэр, вынужденный столкнуться с новыми оппозиционерами, только вот они увереннее и сильнее прежних. Теперь-то они точно стали чем-то большим, чем они сами, и готовы бросить вызов системе.

Образ черепахи

Первый же образ в клипе – черепаха с динамиком, уже уничтожившая бандита. Рана у него на голове, что свидетельствует о том, что у него лопнули ушные перепонки, и удар был нанесен посредством звуковой волны. Животное с хитиновым покровом — неотъемлемый элемент истории, разворачивающейся в картине. Это прообраз музыкальной бомбы, и в таком необычном выборе носителя скрывается посыл слушателям — музыка не должна делаться быстро. Сопоставляем такую метафору с творчеством Оксимирона, и все становится на свои места: артист действительно не торопится с новинками, зато создает их максимально качественными. Как говорится, редко, но метко. « Это рэп, а не череда инфоповодов» — читает Мирон в качестве еще одной подсказки на то, что творческий процесс требует усилий и времени. Опять-таки само искусство нуждается во вдохновении, погружении и самоотдаче художника, а не в его имидже или контракте. Именно так и работает Мирон.

Аутодафе стиральной машины

Сюжет клипа разворачивается подобно настоящему боевику: главные персонажи картины – Маркул в роли полицейского и его банда — собирают бомбу по частям, доставая нужные детали из техники, а батарейки — из рыб. Куча бытового хлама и ее последующее сожжение – метафора, означающая протест против мещанских условностей и зацикленности на материальных аспектах существования. Ради всех этих побрякушек люди хоронят свои мечты, работают целыми жизнями и вешают на себя ярмо кредитов. А стоит ли? Эти вопросы и поднимаются в песне. Может, хватит и горизонта, а все остальное навязано нам извне?

Образ рыбы

Следующий образ из мира фауны и флоры – рыбы. Они подвешены на крыше дома в пакетах, где предусмотрительно прорезаны дыры. В них герои находят батарейки для своего предприятия. Есть несколько версий, почему же авторы идеи использовали этот образ.

  1. Возможно, это именно те навязыватели мнений, которые немы, если речь идет о действительно важной информации. Власть постоянно держит их в подвешенном состоянии, да еще и периодически выпускает воду, так что другого выхода, кроме молчания, у них нет. Продажные СМИ, сладкоголосые рэперы, блогеры ни о чем – все это неотъемлемые элементы режима, против которого выступает честная музыка. Как исполнители, Маркул и Оксимирон не боятся задевать и критиковать таких пропагандистов псевдоправды и недоправды, возможно, в этом вдохновении от борьбы и кроется заряд энергии, воплощенный в клипе в виде батареек. Деконструируя образ врага (разрезая рыбу), музыканты находят силы для финального поединка с глобальным злом несправедливой и алчной машины (чудовищем, которое захватило город). Такое политическое значение подтверждается недавно взятым курсом Оксимирона – возвращение на родину, возвращение к истокам, и, как следствие, повышенное внимание к политической ситуации в стране. Уже в Горгороде отчетливо прозвучали оппозиционные мотивы, и в новых подгонах они обретают еще более явное истолкование.
  2. В индуизме символ рыбы означает свободу от бремени мирских желаний. Возможно, в отвлеченных мифологических образах авторы идеи хотели воплотить аскетизм и отрешенность от суеты, которые помогают им возвыситься над властью наживы и противостоять ей.
  3. Во многих культах рыба символизирует удачу, изобилие и сексуальность. Эти составляющие лежат в основе творчества большинства современных рэперов. На них, как на трех слонах, зиждется идеология эпохи потребления. Возможно, авторы идеи в рыбах подразумевали подвешенных за жабры коллег, которые зависят от трендов и брендов и не вырываются из узкой полиэтиленовой парадигмы мышления. Герои, напротив, вспарывают ее, как и животы беспомощных рыб, доставая из этого процесса заряд энергии для борьбы со злом.

О миражах известно все и ничего. С одной стороны, трудно найти человека, который хоть раз в жизни не видел бы самый простой мираж — голубое озерцо на раскаленном шоссе. Оптики доходчиво, с чертежом и формулами, расскажут об этом явлении. С другой - тысячи людей наблюдали в небе буквально висящие города, причудливые замки и даже целые армии, но вот тут у специалистов нет объяснений этому природному феномену. Изучать миражи практически невозможно, ведь они не появляются по заказу. Их хозяйка, Фата Моргана, всегда оригинальна и непредсказуема.

Люди видели миражи начиная с глубокой древности, о чем сохранилось немало преданий. Особенно красочные рассказы о миражах Палестины остались от крестоносцев, которым, впрочем, никто особенно не верил. Уж больно любили приврать рыцари о чудесах Востока. Начало научного наблюдения за этим оптическим фокусом совпало с появлением судового журнала, в который детально записывалось все необычное. Откроем старинную книгу «Поденные записки о плавании на северный китовый промысел, содержащие исследования и обретения на восточном береге Гренландии». В ней говорится о большом городе, который наблюдал летом 1820 года командир судна «Баффин», полном замков и храмов, очень похожих на древние строения. Моряк подробно зарисовал это чудесное явление, но свидетельства позднее, конечно же, не подтвердились.

Позже, в 1840 году, жители маленького островка к северу от Англии увидели в небе прекрасные белые здания. Поскольку ничего подобного на их родине не было, то люди сочли это подтверждением сказки о народе фин, обитавшем в хрустальном городе. Видение далекой страны повторилось через 17 лет и висело в воздухе целых три часа.

Но чемпионом по миражам уже давно признают далекую холодную Аляску. Чем сильнее стужа, тем четче и красивее возникают в ее небе видения. Постоянно фиксировать появление миражей в тех краях начали только в XIX веке. Так, в 1889 году местный житель, прогуливаясь близ горы Фэруэтер, что на юго-востоке полуострова, наблюдал силуэт большого города - с небоскребами, высокими башнями и шпилями, храмами, похожими на мечети. Источник миража мог находиться за тысячи километров от Аляски.

Кстати, Аляска и по сей день остается одним из лучших мест в мире для появления миражей. Там даже создано специальное общество по изучению природных оптических явлений, которое выпускает журнал наблюдения миражей, а туристов из Канады и США возят на автобусах полюбоваться, как на ровном океанском горизонте прямо из пучины встают горы, а потом неведомо куда исчезают.

Но для того чтобы увидеть настоящий мираж, совсем не обязательно ехать на Аляску. Если в жаркий летний день встать на шоссе против солнца, то можно заметить, как дорожное полотно в 2-3 километрах от нас как будто погружается в блестящее на солнце озеро. Попробуем приблизиться к «озеру» - оно отодвинется, и сколько бы мы ни шли по направлению к нему, оно неизменно будет находиться в отдалении. Именно эти миражи в древности доводили до отчаяния путников, изнывавших от зноя и жажды. В литературе такой вид миража называют оазисным, или озерным, а не склонные к лирике физики называют его нижним, и сейчас мы поймем почему.

Природа озерного миража изучена в деталях. Солнечные лучи накаляют почву, от которой нагревается нижний слой воздуха. Он в свою очередь устремляется вверх, тут же заменяясь новым, который нагревается и утекает вверх. Световые лучи всегда искривляются от теплых слоев в сторону более холодных. В физике это явление называется рефракцией и известно со времен Птолемея. Лучи от светлого неба близ горизонта, направляясь к земле, загибаются над ней кверху и по наклонной доходят до нашего глаза снизу, точно отражаясь от чего-то над самой землей. Видим мы, конечно, кусочек голубого неба, только ниже того места, где оно есть на самом деле. А эффект блеска и переливов вызван неоднородностью потоков теплого воздуха, поднимающегося от горячей поверхности.

Те же миражи - замки, города и горы, - с которых мы начали свой рассказ, хоть и разнообразнее озерных, но в целом схожи с ними в объяснении. Ученые называют их верхними миражами. В «Метеорологии» Аристотеля приведен характерный пример, как жители Сиракуз видели иногда в течение нескольких часов берег континентальной Италии, хотя до него 150 км. Подобные явления также вызваны перераспределением теплых и холодных слоев воздуха. Уменьшение его плотности с высотой «вынуждает» лучи, отраженные от предметов, находящихся невысоко над горизонтом, искривляться книзу. А законы оптики таковы, что мы всегда видим предмет по направлению последнего отрезка пути светового луча. Поэтому атмосферная рефракция приподнимает предметы, что и позволяет заглянуть за черту горизонта. Если есть мираж нижний и верхний, почему бы не быть боковому? Удивительные явления часто можно наблюдать у хорошо прогретых стен зданий. «Приближаясь к стене форта, сделанной из песчаника, я вдруг заметил, что она заблестела как зеркало и в ней отразились и пыльные пальмы, и верблюды, тащившие на горбах наши пушки», - описывает свои впечатления от Туниса французский офицер Лазар Погю. А голландский астроном и популяризатор науки Марсель Миннарт предлагал такой оптический фокус: «Встаньте у длинной стены на расстоянии вытянутой руки и смотрите на блестящий металлический предмет, который ваш товарищ постепенно приближает к стене у другого конца. Когда предмет окажется на расстоянии нескольких сантиметров от стены, его контуры исказятся, и вы увидите на стене его отражение, как если бы она была зеркальной. В очень жаркий день изображений может быть даже два». Природа этого миража точно такая же, как у озерного. Конечно, лучи света отражаются не от стены, а от примыкающей к ней более горячей прослойки воздуха.

Для следующего, самого загадочного вида миражей, называемых фата-морганами, убедительных признанных объяснений пока не найдено. Свое название они получили в честь героини бретонского эпоса Фаты Морганы, в переводе с итальянского «феи Морганы». Говорят, что она, сводная сестра короля Артура, отвергнутая возлюбленная Ланцелота, поселилась от огорчения на дне моря, в хрустальном дворце, и с тех пор обманывает мореплавателей призрачными видениями. Вот пример документированной фата-морганы, то есть записанной очевидцами, не верить которым у нас нет оснований. 3 апреля 1900 года буры - защитники Блумфонтейна - увидели в небе боевые порядки британской армии, притом так четко, что можно было различить пуговицы на красных мундирах офицеров. Это было воспринято как дурное предзнаменование. Через два дня столица Оранжевой республики сдалась.

К фата-морганам, без сомнения, можно отнести и многочисленных «летучих голландцев», которых до сих пор видят мореплаватели. В 11 часов утра 10 декабря 1941 года команда британского транспорта «Вендор», находящегося в районе Мальдивских островов, заметила на горизонте горящий корабль. «Вендор» пошел на выручку терпящим бедствие, но через час горящий корабль завалился набок и затонул. «Вендор» подошел к предполагаемому месту гибели корабля, но, несмотря на тщательные поиски, не нашел не только никаких обломков, но даже и пятен мазута. В порту назначения, в Индии, командир «Вендора» узнал, что в ту самую минуту, когда его команда наблюдала трагедию, тонул крейсер «Рипалс», атакованный японскими торпедоносцами неподалеку от Цейлона. Расстояние между кораблями на тот момент составляло 900 км.

Каким же образом ученые пытаются объяснить подобные явления?

Если, например, следовать теории Фрайзера-Маха, то для возникновения фата-морган необходимо, чтобы зависимость температуры воздуха от высоты была нелинейной. Сначала температура возрастает с высотой, но с некоторого уровня скорость ее роста уменьшается. Подобный температурный профиль, только с более крутым «переломом», ученые называют воздушной линзой. Существование такого эффекта метеорологами обосновано, но утверждать, что именно он является причиной возникновения фатаморган, рано.

Достоверно известно и о миражах-призраках. Вот как описывает этот эффект британский метеоролог Каролина Ботли. «Жарким августовским днем 1962 года я собирала цветы. Внезапно в нескольких метрах от себя я увидела фигуру, она дрожала и покачивалась, была довольно массивной. Я в ужасе уронила букет цветов и лишь тогда заметила, что у призрака тоже был букет цветов и он тоже уронил его. Это было мое собственное отражение. Я так подробно различала все оттенки, детали, цвет тела, как будто видела себя в зеркале». Несмотря но то что мисс Ботли известна всей Америке как эксперт по погоде, можно было бы подумать, что на сей раз речь уж точно идет о галлюцинации. Но в 1965 году американский турист сфотографировал подобный призрак. С тех пор появилось с десяток фотографий миражейпризраков и даже одно любительское видео. Подобные явления обычно возникают утром, в жаркий день, когда от земли еще поднимается пар. Ученые считают, что призраки вызваны не преломлением света, а отражением на редком тумане. Но уверенно говорить о «механизмах», создающих миражипризраки, ученые пока не могут. Здесь больше догадок, чем обоснованных теорий.

Алексей Савин, кандидат физико-математических наук

Вечно изменяющиеся воздушные образы и картины фата-морганы подробно и красочно описал датский писатель Ханс Кристиан Андерсен в сказке «Дикие лебеди» (1838):

Элиза увидала перед собой как бы плавающую в воздухе гористую страну с массами блестящего льда на скалах; между скалами возвышался огромный замок, обвитый какими-то смелыми воздушными галереями из колонн; внизу под ним качались пальмовые леса и роскошные цветы, величиною с мельничные колёса. Элиза спросила, не это ли та страна, куда они летят, но лебеди покачали головами: она видела перед собой чудный, вечно изменяющийся облачный замок Фата-Морганы; туда они не смели принести ни единой человеческой души. Элиза опять устремила свой взор на замок, и вот горы, леса и замок сдвинулись вместе, и из них образовались двадцать одинаковых величественных церквей с колокольнями и стрельчатыми окнами. Ей показалось даже, что она слышит звуки органа, но это шумело море. Теперь церкви были совсем близко, но вдруг превратились в целую флотилию кораблей; Элиза вгляделась пристальнее и увидела, что это просто морской туман, подымавшийся над водой. Да, перед глазами у неё были вечно сменяющиеся воздушные образы и картины!

Тысячу лет тому назад какой-то монах, одетый в чёрное, шел по пустыне, где-то в Сирии или Аравии… За несколько миль от того места, где он шел, рыбаки видели другого чёрного монаха, который медленно двигался по поверхности озера. Этот второй монах был мираж. Теперь забудьте все законы оптики, которых легенда, кажется, не признает, и слушайте дальше. От миража получился другой мираж, потом от другого третий, так что образ чёрного монаха стал без конца передаваться из одного слоя атмосферы в другой. Его видели то в Африке, то в Испании, то в Индии, то на Дальнем Севере…

Из книги Эрнеста Шеклтона «Юг» :

20-го же августа наблюдался замечательный мираж типа Фата Моргана. День был ясным и светлым, с голубым небом в небольшой морозной дымке. «Далекие льды порождают в небесах отвесные утесы шельфовых ледников, которые отражаются в голубых озёрах и протоках воды у их основания. Огромные белые и золотистые города Востока появляются очертаниями близрасположенных шпилей, образованными далекими, ранее невиданными айсбергами. Над ними парят колышущиеся фиолетовые и кремовые слои отражения ещё более далеких айсбергов и льдов. Они то поднимаются, то опускаются, дрожат, рассеиваются и появляются вновь, превращаясь в бесконечно меняющееся действо. К югу льды и айсберги, урвавшие лучи солнца, окрашены золотом, к северу - пурпуром. Последние принимают самые причудливые формы: сначала замка, затем воздушного шара, только что воспарившего над горизонтом, который быстро превращается в огромный гриб, мечеть или собор. Характерной особенностью является вертикальное удлинение объекта, небольшая ледовая гряда выглядит как часть окружающей замок стены или вертикальная скала. Мираж вызван преломлением света и усиливается потоками сравнительно теплого воздуха, поднимающегося из трещин и каналов, которые вскрылись в восьми - двадцати милях к северу и югу

При котором отдалённые объекты видны многократно и с разнообразными искажениями.

Фата-моргана возникает в тех случаях, когда в нижних слоях атмосферы образуется (обычно вследствие разницы температур) несколько чередующихся слоёв воздуха различной плотности, способных давать зеркальные отражения. В результате отражения, а также и преломления лучей, реально существующие объекты дают на горизонте или над ним по нескольку искажённых изображений, частично накладывающихся друг на друга и быстро меняющихся во времени, что и создаёт причудливую картину фата-морганы.

В культуре

Вечно изменяющиеся воздушные образы и картины фата-морганы подробно и красочно описал датский писатель Ганс Христиан Андерсен в сказке «Дикие лебеди»:

Элиза увидала перед собой как бы плавающую в воздухе гористую страну с массами блестящего льда на скалах; между скалами возвышался огромный замок, обвитый какими-то смелыми воздушными галереями из колонн; внизу под ним качались пальмовые леса и роскошные цветы, величиною с мельничные колеса. … Она видела перед собой чудный, вечно изменяющийся облачный замок Фата-Морганы. … Элиза опять устремила свой взор на замок, и вот горы, леса и замок сдвинулись вместе, и из них образовались двадцать одинаковых величественных церквей с колокольнями и стрельчатыми окнами. … Теперь церкви были совсем близко, но вдруг превратились в целую флотилию кораблей; Элиза вгляделась пристальнее и увидела, что это просто морской туман, подымавшийся над водой. … Перед глазами у нее были вечно сменяющиеся воздушные образы и картины!"


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Фата-моргана" в других словарях:

    - (ит. fata фея, и morgana собств. имя). Итальянское название миража. См. это слово. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАТА МОРГАНА см. МИРАЖ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка

    На Норвежском побережье Фата моргана Фата моргана (итал. fata Morgana фея Моргана, по преданию, живущая на морском дне и обманывающая путешественников призрачными видениями) редко встречающееся сложное оптическое явление в атмосфере, состоящее из … Википедия

    См … Словарь синонимов

    - (или Фея Моргана) в бретонском сказании сводная сестра короля Артура, отвергнутая возлюбленная Ланцелота, волшебница, которая живет на дне моря, в хрустальном дворце и обманывает мореплавателей призрачными видениями. Литературная энциклопедия. В… … Литературная энциклопедия

    - (итал. fata morgana) сложная и редко встречающаяся форма миража, при которой на горизонте появляются сложные и быстро меняющиеся изображения предметов, находящихся за горизонтом. В некоторых странах Средиземного м. (Италии, Египте и др.) мираж… … Большой Энциклопедический словарь

    ФАТА МОРГАНА, фаты морганы (фаты морганы устар.), мн. нет, жен. (книжн.). То же, что мираж. (От итал. fata Morgana фея Моргана бретонских сказаний, живущая на морском дне и обманывающая путешественников призрачными видениями.) Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

    - (Fata morgana) см. Мираж. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

    Фата моргана, фита морганы … Орфографический словарь-справочник

    фата-моргана - Яркий множественный мираж, когда отдаленные предметы видны многократно и с разнообразными искажениями … Словарь по географии

    - {{фата морг{}а{}на}} ы; ж. [итал. fata morgana буквально фея Моргана ] 1. Разновидность миража, при котором на горизонте возникают изображения предметов, лежащих за горизонтом, обычно сильно искажённые и быстро изменяющиеся. 2. По бретонским… … Энциклопедический словарь