Материалы для внеурочной деятельности

Презентации к урокам

Среднее общее образование

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

Разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников, приуроченного к столетию Великой российской революции, позволяет школьникам оценить причины социального взрыва, почувствовать проблемы предреволюционной обстановки на конкретных примерах и свидетельствах современников эпохи.

Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года» .

Класс: 6-7.

Форма : путешествие в прошлое.

Цель : понять причины, приведшие население Российской империи к революции и сформировать у учащихся представление о ней, как об одном из важнейших событий российской и мировой истории.

Задачи :

Познавательные:

  • выяснить причины революции и отношение к революционным событиям разных слоев населения Российской империи;
  • выявить их ожидания, связанные с революцией и сменой власти;
  • оценить с разных позиций итоги революционных событий.

Воспитательные: формирование эмоционально-нравственной отзывчивости; способности всесторонне оценивать изучаемый материал.

Развивающие: развиватьумение извлекать информацию из различных источников; учитывать разные мнения, сотрудничать со сверстниками; грамотно выстраивать речевые конструкции.

Оборудование : компьютер, интерактивная доска или экран, презентация Power Point «100 лет Великой революции»; конверты с указанием следующих слоев населения: «Крестьяне», «Рабочие», «Интеллигенция», «Царская семья», «Солдаты», «Дворяне».

Оформление : Для проведения мероприятия необходимо подготовить рабочие места и комплекты материалов на 6 групп обучающихся.

На каждом столе должен быть номер группы, конверт с указанием слоев населения, которые будет представлять группа (вскрывается в ходе мероприятия); комплекты с заданиями. Отдельно 6 шляп разного цвета.

Выбрать выступающих (3-х), раздать слова.

Сценарий внеурочного мероприятия

1. Организационный момент

Обучающиеся входят в класс под звуки 1-й части «Симфонии № 12» Д. Шостаковича (Революционный Петроград. Moderato. Allegro). Слайд №1

Ребята, давайте подумаем над теми эмоциями и чувствами, которые вызвала у Вас «Симфония» Дмитрия Шостаковича. Поднимите руку, те, кто может сказать, что музыка вызвала в его душе смятение, страх, неуверенность, опасение. Займите места в группах справа.

Поднимите руку, те, кто может сказать, что музыка вызвала в его душе подъем, восторг, радостное предчувствие перемен. Займите места в группах слева.

2. Основная часть.

Вступительное слово учителя: В этом году исполняется ровно 100 лет со дня Великой революции 1917 года.

1917 год – год великих потрясений. События 1917 года не только изменили историю нашего государства, но и всего человечества. Это очень сложная и противоречивая страница в истории нашей страны.

Слайд №2

Выступающий №1. Когда-то давно Россия была огромной страной, не просто страной, а империей, потому что объединяла она земли не только современной России, но и Украины, Белоруссии, Узбекистана, Польши, Финляндии и еще многих других стран. И, хоть и называлась она Россией, народов в ней жило, кроме русского, очень и очень много, – не десятки, а сотни!

И правил этой страной царь, потому что издавна в ней был государственный строй – самодержавие, когда вся власть в руках у одного человека – царя, самодержца.

Так вот, не всем в этой стране жилось одинаково хорошо.

Слайд № 3

Слово учителя: Великий русский писатель Михаил Юрьевич Лермонтов о событиях февраля 1917 года писал: «Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»

Как Вы считаете, что мы должны выяснить в ходе мероприятия?

Сегодня нам с Вами предстоит перенестись на сто лет назад, перевоплотиться в представителей разных групп населения нашей великой Родины и понять, почему они поднялись на восстание и какие чувства испытывал в этот переломный момент каждый из них.

Вскройте конверты, которые лежат у Вас на столах и узнайте в кого Вам предстоит перевоплотиться.

Представьтесь, пожалуйста.

(Один представитель объявляет название своей группы. Табличка с названием ставится вместо номера. На экране транслируется Слайд №3)

Инструкция к работе групп: На столах у каждой из групп лежат конверты с заданиями (Приложение 1). Сейчас Вам предстоит вскрыть конверты, поработать с заданиями, составив из ответов на вопросы текст выступления, который нужно начать словами «Мы, крестьяне…», «Мы, солдаты…» «Мы, интеллигенция…», «Мы, члены царской семьи…», «Мы, рабочие…» и «Мы, дворяне…».

Группы вскрывают конверты, знакомятся с материалами, отвечают на вопросы и готовят выступление.

Итак, Вы познакомились с отрывками из произведений отечественных писателей и воспоминаниями современников о Великой революции 1917 года. От имени той части населения, которую представляла группа, выскажитесь о вашем отношении к революции.

Выступления представителей групп.

(На фоне выступлений демонстрируются слайды № 4 - 9, где последовательно автоматически транслируются по 5 сцен из жизни каждой из представленных групп.)

Слово учителя. Итак, мы с Вами увидели, чтобыли в то время в Российской империи и дворяне, жившие в роскоши во дворцах, пили-ели на золоте, веселились на балах, охотились и развлекались в свое удовольствие… и были бедные крестьяне, ремесленники, рабочие, которым приходилось тяжело работать, чтобы как-то прокормить свои большие семьи.

Выступающий №2 В России всегда находились думающие образованные люди, которые считали такое положение вещей несправедливым и хотели, чтобы народу жилось лучше; чтобы все дети могли учиться в школах, а не только дети дворян и помещиков; чтобы рабочий день стал немного короче – не 14 часов, а 8 или 10; чтобы равные права были у всех граждан России.

Людей, которые хотели дать народу равноправие, называли революционерами.

В 1914 году началась Первая мировая война. Она длилась долго. Солдаты гибли в окопах, недовольство народа росло. Недоволен был не только народ, но и богачи, и военные, и студенты, и …почти все были чем-то недовольны. И, как не менялось правительство – лучше не становилось. Царь отрекся от престола, править стало Временное Правительство. Революционеры могли вернуться в страну, были отменены многие запреты, а улучшения не было! Хлеб все дорожал, солдаты бежали с фронта и не хотели гибнуть в войне «за капиталистов», крестьяне хотели получить в собственность землю – работая на ней, они надеялись выплатить долги и не голодать больше.

Выступающий №3. Революционеры во главе с Лениным готовили вооруженное восстание, и 25 октября, а по новому календарю – 7 ноября, они захватили вокзалы и электростанцию, телефон, телеграф, мосты и банки города Петрограда. Правительство в Зимнем дворце было арестовано.

Большевики сказали уставшим солдатам: «Солдаты, возвращайтесь домой, хватит сидеть в окопах, прогоняйте своих хозяев капиталистов!», они говорили: «Мир – народам, земля – крестьянам, фабрики – рабочим!». Это было понятно для людей, многие из которых были неграмотны, жили в бедности, голодали, а мясо впервые попробовали в армии. Эти было понятно простым людям, которые не имели прав, ничего не знали о законах, а другую, светлую, чистую, сытую жизнь видели издалека.

Ради такой жизни для себя и своих детей, миллионы людей пошли за большевиками – воевать, строить, убивать несогласных.

Позже большевики арестовали царя и всю царскую семью, а потом всех их увезли и убили – даже детей, которые ничего плохого никому не сделали. Злодейский поступок.

Таким образом, 7 ноября 1917 года в Петрограде произошло вооруженное восстание. Оно закончилось провозглашением власти Советов, которая просуществовала в нашей стране семьдесят с лишним лет.

(Во время выступлений, учитель меняет таблички на столах на шляпы разного цвета)

Слово учителя. Спасибо, ребята, за интересный рассказ об этом важном событии, изменившем ход истории и решившем судьбы не только отдельных людей, но и всего народа в целом, всей мировой истории.

3. Рефлексия

Вы уже заметили, что на столах вместо табличек появились разноцветные шляпы. Нам с Вами предстоит оценить произошедшее событие с разных сторон. Каждая «шляпа» имеет свое значение.

(Значение шляп выводится на слайд №. 10)

  1. «Белая шляпа» – учащиеся, работающие в данной группе, должны объективно перечислить основные исторические, новые сведения, главные факты.
  2. «Красная шляпа» – учащиеся должны выразить свои чувства, эмоции по поводу событий в любой выбранной ими форме.
  3. «Черная шляпа» – группа выделяет негативные последствия изученных исторических событий.
  4. «Желтая шляпа» – учащиеся обобщают все положительное.
  5. «Зеленая шляпа» – группа в любой оригинальной, творческой форме должна представить результаты изученного.
  6. «Синяя шляпа» – формулирует общие выводы, рефлексивные мысли.

Выступления групп не более 1 минуты.

Учитель благодарит группы за работу.

4. Заключительный этап.

Великая революция 1917 года была надеждой многих людей на то, что они будут учиться, их будет защищать закон, они будут сыты, если будут работать. Советская власть, власть большевиков, пообещала им это, но далеко не всегда надежды оправдывались.

Закончить же наше мероприятие хочется словами поэта Валерия Яковлевича. Брюсова (читает сам учитель под звуки «Симфонии № 12» Д. Шостаковича ):

«Революция»

Что такое революция? - Буря,
Ураган, вырывающий с корнем
Столетние кедры,
Освежающий недра
Воздухом горним,
Оживляющий все ураган,
Крушащая многое буря!
Бог. Саваоф,
Что, брови нахмуря,
Просторы лесов
Для новых семян,
Для посевов грядущих
Расчищает дыханием уст всемогущих!
Революция - буря. Она
Над океаном
Летит ураганом,
Разметая воды до дна,
И горе
Судам,
Застигнутым в море!
Там
Огромный дреднот и ничтожная шлюпка
Одинаково хрупки,
Там
Для тысяч раскрыты могилы,
Там никто
Не предвидит судьбы: все - слепые!
Что
Наши ничтожные силы
Пред волей стихии!
Революция - буря...

Внеклассное мероприятие, посвящённое 100-летию Февральской революции

Звучит гимн «Боже, Царя храни!»

Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги, учащиеся, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятие, посвященном памятной дате в российской истории – 100-летию Февральской революции. 1917 год стал переломным моментом в судьбе России. Доведённый до отчаяния народ, взял в руки оружие и положил конец самодержавию.

Выходит чтец: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание» (отрывок)

Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…

Вальс «Амурские волны» (3 пары)

Танцующие пары застывают в прощании (остаются на сцене)

Выходят Ведущие.

Ведущий 1-ый: Блистательные балы, размеренный образ жизни элиты российского общества были прерваны Первой мировой войной, обернувшейся для нашей страны небывалой катастрофой.

Пары уходят.

Ведущий 2-ой: В начале войны в 1914 году воздух был пропитан воодушевленными, патриотическими мыслями, чувством единения власти и народа. Солдаты шли в атаку со словами «За Веру, Царя и Отечество!».

На слайдах фото первых дней войны.

Исполнение романса Софьи Горчаковой (клип из фильма «Герой»)

Чтец 1

Петроградское небо мутилось дождем,

На войну уходил эшелон.

Без конца – взвод за взводом и штык за штыком

Наполнял за вагоном вагон.

В этом поезде тысячью жизней цвели

Боль разлуки, тревоги любви,

Сила, юность, надежда... В закатной дали

Были дымные тучи в крови.

Чтец 2.

И, садясь, запевали Варяга одни,

А другие – не в лад – Ермака,

И кричали ура, и шутили они,

И тихонько крестилась рука.

Чтец 3

Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,

Раскачнувшись, фонарь замигал,

И под черною тучей веселый горнист

Заиграл к отправленью сигнал.

И военною славой заплакал рожок,

Наполняя тревогой сердца.

Чтец 4

Не меня храни, родная,
В роковом бою,
Ты храни, не покидая,
Родину мою.
Дай ей славу, дай ей силу -
Вот моя мольба.
Я ж без ропота в могилу
Лягу, коль судьба.

Просмотр видео (5:49)

Фотографии 1916- начала1917 года

Ведущий 1-ый: В начале 1917 года обстановка в стране становится взрывоопасной. Поражения на фронтах, повышение цен, просчёты правительства, критика царя привели Россию к неизбежному – мысли о свержении монархии.

Чтец:

А. Блок

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота - то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то,

Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьется с криком воронье,-

Те, кто достойней, Боже, Боже,

Да узрят царствие твое!

Ведущий 1-ый: Петроград гудел. Не хватало продовольствия, жители города громили лавки и магазины. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе, рабочие требовали повышения заработной платы. Администрация ответила отказом, более 30 тысяч рабочих были уволены. Это стало поводом для массовых выступлений.

Демонстрации с лозунгами: «Хлеба!», «Верните мужей!»

Ведущий 2-ой : 23 февраля колонну демонстрантов возглавили женщины, требовавшие хлеба и возвращения мужчин с фронта.

Демонстрации с лозунгами: «Долой монархию!», «Долой войну!»

Ведущий 1-ый: 25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку, проходившую под лозунгами «Долой царизм!», «Долой войну!». В ней участвовали более 300 тыс. человек.

Демонстранты уходят

Ведущий 2-ой: Император Николай II из Ставки в Могилёве отправил телеграмму: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки!».

Сценка . Николай II сидит за письменным столом читает (на лице задумчивость, голос медленный, растерянный) телеграмму Председателя Государственной Думы М.В. Родзянко

« Положение серьёзное. В столице – анархия. Правительство парализовано (пауза) На улицах беспорядочная стрельба. Необходимо поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя… Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца»… Ответ(пишет): «Повелеваю распустить Государственную Думу!».

Звучит гимн «Рабочая марсельеза»(0:53)

Ведущий 1-ый: 27 февраля. Восставшие захватили Арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, освободили из тюрем политических и уголовных заключённых. Овладели Зимним дворцом.

Ведущий 2-ой: 28 февраля. Пало Адмиралтейство. Царские министры арестованы.

Чтец 1.

Революция - это ревы улиц, это топот толп, прочтенный вслух. Только в революцию можно стать под пули, грудью их отвеяв, словно пух.

Чтец 2.

Революция - это души настежь! Сердце сбило всех обид замки, и в пустые ребра, как очей ни застишь, небо набивает синевы комки.

Чтец 3.

Революция - это праздник праздных, тем, кто не у дел был - даль привет: только в революцию за дело казни, за безделье ж казней нет!

Ведущий 1-ый: 28 февраля Николай II выехал из ставки в царское село, ночью 1 марта ему сообщили, что железнодорожные пути заняты восставшими войсками.

Ведущий 2-ой: «Обстановка по-видимому, не допускает иного решения» - ответило высшее военное командование на вопрос об отречении Николая II . Император был потрясён. 2 марта он подписал акт об отречении от престола в пользу брата Михаила.

На слайде раздача газет с новостью об отречении Николая II

Настежь, настежь
Царские врата!
Сгасла, схлынула чернота.
Чистым жаром
Горит алтарь.
- Христос Воскресе,
Вчерашний царь!

Пал без славы
Орел двуглавый.
- Царь! - Вы были неправы.
Помянет потомство
Еще не раз -
Византийское вероломство
Ваших ясных глаз.

Ваши судьи -
Гроза и вал!
Царь! Не люди -
Вас Бог взыскал.

Ведущий 1-ый : 3 марта Михаил отрёкся от престола и заявил, что судьбу страны должно решить Учредительное собрание.

Ведущий 2-ой: Монархия пала. Николай II и его семья вначале находились под арестом в Царском Селе, в августе 1917 года их отправили в ссылку в Тобольск. В стране установилось двоевластии: Временное правительство во главе с князем Львовым и Совет рабочих и солдатских депутатов.

Чтец .

Могучая держава, безбрежный океан! Борцам за волю слава, развеявшим туман! Да здравствует Россия, свободная страна! Свободная стихия великой суждена! Леса, поля, и нивы, и степи, и моря, Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря! Да здравствует Россия, свободная страна! Свободная стихия великой суждена!

Ведущий 1-ый: Однако окончание Февральской революции и отречение царя не стали концом трагических событий в России.

Ведущий 2-ой. Россию ожидали новые потрясения - Октябрьская революция, кровопролитная гражданская война.

Песня « Молитва Царской семьи»

Учащиеся 9 класса на сцене стоят со свечами.

Ведущий 1. Наше мероприятие почтил своим присутствуем настоятель Покровской церкви села Атюрьево протоиерей отец Сергий. Предоставляем ему слово.

Выступление отца Сергия

Ведущий 2 . Наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за внимание!

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Калужской области

«Калужский кадетский многопрофильный техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ

100-ЛЕТИЮ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА В РОССИИ

Разработали:

И.В. Сергеева, преподаватель русского языка и литературы,

И.Д. Анисимова, преподаватель истории

Калуга, 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка приурочена к 100-летию российской революции 1917 года, содержит рекомендации и материал для проведения следующих мероприятий:

    внеурочное открытое историко-литературное мероприятие «100 лет Октябрьской революции»,

    викторина , посвященная 100 - летию Октябрьской социалистической револ юции ,

    беседа со студентами «Личности в истории. Взгляд из XXI века».

Данные мероприятия предназначены для студентов Калужского кадетского многопрофильного техникум а .

Изучение Октябрьской революции не утратило своей актуальности и в наши дни, так как оно непосредственно связано с решением одной из самых острых проблем современности – проблемы войны и мира. Обобщённые материалы способствуют изучению и объективной оценке сложных и неоднозначных страниц истории нашего Отечества, сохранению исторической памяти о событиях и людях тех лет. Современная политика нашего государства направлена на повышение уровня нравственного и патриотического воспитания молодёжи. В распоряжении Президента Российской Федерации В. В. Путина от 19.12.2016 N 412-рп «О подготовке и проведению мероприятий, посвящённых 100-летию революции 1917 года в России» даны рекомендации по подготовке и проведению юбилейных мероприятий .

Целью этих мероприятий является обеспечение осмысления студентами событий Великой российской революции. Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач :

    создание условий для образования творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру;

    создание воспитательно - образовательной среды, способствующей формированию у студентов гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе

События 1917 года имеют глубокие корни в истории Российского государства. Всестороннее и объективное изучение Октябрьской революции 1917 года помогает осознать трагичность раскола общества на противоборствующие стороны, понять важность для России сильной государственной власти, поддерживаемой всеми слоями населения страны.

СЦЕНАРИЙ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « 100 ЛЕТ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА В РОССИИ »

Звучит музыка (Сборник революционных песен)

Слайд 1

«Варшавянка» звучит как фон

Ведущий 3 (за сценой): Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь,

И птицы-память по утрам поют,

И ветер-память по ночам гудит,

Деревья-память целый день лепечут…

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память-снег летит и пасть не может… (Д. Самойлов)

КЛИП «Лента истории»

Ведущий 1: Более 70 лет годовщина Великой Октябрьской социалистической революции была главным праздником Советского Союза. День 7 ноября на протяжении всей советской эпохи был «красным днём календаря».

Ведущий 2: Этот день невозможно вычеркнуть из истории России, так как восстание в Петрограде 25 – 26 октября (7 - 8 ноября по новому стилю) привело не только к свержению буржуазного Временного правительства, но и предопределило всё дальнейшее развитие как России, так и многих других государств планеты. Как же всё это было?

Ведущий 1 : Большевики взяли курс на вооружённое восстание в августе 1917 года. События развивались стремительно. 16 октября Центральный Комитет большевиков принял решение о подготовке восстания. В 10 часов утра 25 октября Военно-революционный комитет выпустил воззвание, в котором сообщал, что вся «государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов». В 21:00 холостой выстрел орудия крейсера Балтийского флота «Аврора» подал сигнал к началу штурма Зимнего дворца, и в 2 часа ночи 26 октября Временное правительство было арестовано.

КЛИП «Залп «Авроры»

Ведущий 3 (за сценой): Началось триумфальное шествие советской власти по стране.

ПЕСНЯ «СМЕЛО, ТОВАРИЩИ, В НОГУ» (Слова и музыка Леонида Радина)

Одновременно с песней – видеоролик

Слайд 2

Ведущий 2 : Тема революции не могла не звучать в произведениях поэтов и прозаиков серебряного века. К революционным событиям 1917 года отношение было неоднозначное и противоречивое. Маяковский восторженно отнесся к революции.

«Ода революции»

Тебе,

Освистанная,

Осмеянная батареями,

Тебе,

Изъязвленная злословием штыков,

Восторженно возношу

Над руганью реемой

Оды торжественное

«О!»

О, звериная!

О, детская!

О, копеечная!

О, великая!

Каким названьем тебя еще звали?

Как обернешься еще, двуликая?

Слайд 3

Ведущий 1 : А вот писатель Иван Алексеевич Бунин резко отрицательно отнесся к революции.

Стой, солнце!

Летят, блестят мелькающие спицы,

Тоскую и дрожу,

А все вперед с летящей колесницы,

А все вперед гляжу.

Что впереди? Обрыв, провал, пучина,

Кровавый след зари?

О, если б власть и властный крик Навина:

«Стой, солнце! Стой, замри!»

Ведущий 2 : Бунин до боли в сердце переживал трагедию русского народа. Свою ненависть к большевикам он выразил в дневнике «Окаянные дни». Писателя обвиняли и в ненависти к России. В «Окаянных днях» он пишет: «Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом – Чудь, Меря. Но и в том и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость», как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из дерева, - и дубина, и икона», - в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает, Сергий Радонежский или Емельян Пугачев. Если бы я эту «икону», эту Русь не любил, не видал, из-за чего же бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так беспрерывно, так люто?»

Слайд 4

Ведущий 1: Писатель Максим Горький Октябрьскую революцию воспринял неоднозначно. В своих дореволюционных произведениях он выразительно воспроизводил темные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти. Он пытался (хотя и не очень убедительно) найти силу, способную противостоять этой жизни, сначала среди бунтарей – босяков, потом в среде революционного пролетариата.

Ведущий 2: А потом появились «Несвоевременные мысли». В этой книге Горький предстает как обличитель революции, советской власти, предсказатель грядущих народных бедствий, т.к. произошло столкновением идеалов, во имя которых Горький призывал к революции. «Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же время, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны… главная цель революции нравственная – превратить вчерашнего раба в личность. А в действительности октябрьский переворот спровоцировал выброс самых темных, низменных – зоологических инстинктов. И если первоначально я пытался воспринять революцию как возмездие бывшему господствующему классу, теперь же я считаю, что мы должны пережить мучительное и суровое возмездие за грехи прошлого – за нашу азиатскую, за эту пассивность, с которой мы терпели насилие над нами».

Слайд 5

Ведущий 1 : Революция разделила поэтов и прозаиков не по степени дарования, а по идейной направленности. Интеллигенция весь русский народ были поставлены по разные стороны баррикад, даже семьи. Молодая советская страна была в кольце фронтов

«Варшавянка» звучит как фон

Чтец: Нас водила молодость

В сабельный поход,

Нас бросала молодость

На кронштадтский лед.

Боевые лошади

Уносили нас,

На широкой площади

Убивали нас.

Но в крови горячечной

Подымались мы,

Но глаза незрячие

Открывали мы.

Возникай содружество

Ворона с бойцом –

Укрепляйся, мужество,

Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая

Кровью истекла,

Чтобы юность новая

Из костей взошла. (Э Багрицкий)

ПЕСНЯ « КАК РОДНАЯ МЕНЯ МАТЬ ПРОВОЖАЛА…» ( Музыка: Д. Васильев-Буглай Слова: Демьян Бедный)

Ведущий 2 : Мы никогда не узнаем, что стало бы с Россией, если бы не случилось Октябрьской революции. Но мы знаем, что принесли России коммунисты, марксисты, троцкисты, меньшевики, эсеры, большевики и прочие. Да, среди них были разные люди. Между ними были споры, была борьба, перед ними стояли сложные задачи, у них было много врагов - внутренних и внешних.

Ведущий 1 : В итоге пролилось немало крови, пострадало немало людей, которые не должны были пострадать. К сожалению, революция и насилие неразделимы. В ответ на белый террор большевики не молчали. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в доме Ипатьева была уничтожена царская семья, а также доктор Боткин и слуги, находящиеся в доме.

ПЕСНЯ «МОЛИТВА ЦАРСКОЙ СЕМЬИ» (автор – Юлия Славянская)

Одновременно с песней – слайд - шоу

Ведущий 2 : История не терпит суесловья,

Трудна её народная стезя.

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя. (Я.В. Смеляков)

КЛИП ЛЕНИН

Ведущий 1 : Великая Октябрьская революция победила. 7 ноября мы отмечаем 100-летие этой даты. Кто виноват, кто прав – рассудило время. Владимир Владимирович Путин сказал: «У России великая история и не менее великое будущее». Так давайте не забывать уроки прошлого.

Звучит «Варшавянка», все участники композиции выходят на сцену.

БЕСЕДА СО СТУДЕНТАМИ

«ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ. ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА»

Октябрьская революция 1917 года произошла 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю. Инициатором, идеологом и главным действующим лицом революции была партия большевиков - Российская социал-демократическая партия большевиков, руководимая Владимиром Ильичом Ульяновым (партийный псевдоним Ленин) и Львом Давидовичем Бронштейном (Троцкий). В результате в России сменилась власть. Вместо буржуазного правительства страну возглавило пролетарское правительство. Большевики выдвинули лозунги «Власть - Советам» , «Мир - народам» , «Земля - крестьянам» , «Фабрики - рабочим».

Целями Октябрьской революции 1917 года были:

    Построение более справедливого общества, чем капиталистическое;

    Искоренение эксплуатации человека человеком;

    Равенство людей в правах и обязанностях;

    Борьба против войн;

    Мировая социалистическая революция.

Следует отметить, что цели были достигнуты. Большевики одержали победу, установилась диктатура пролетариата. Итоги революции осмысливались и переосмысливались в течение столетия после её свершения. Но все историки единодушны в одном: Великая Октябрьская Социалистическая революция – главное событие XX века, она повлияла на последующий ход событий мировой истории.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин)

Выдающимися представителями марксистского течения в России был В.И. Ленин. Становлению Ленина как марксиста способствовало обострение классовых противоречий в России на базе бурного развития капитализма, рост рабочего движения, дальнейшее расслоение крестьянства, кризис народничества, завоевание марксистской идеологией господствующего положения в западноевропейском рабочем движении, начало распространения её в нашей стране и первые попытки применения марксизма к российской деятельности, сделанные группой «Освобождение труда». Вся жизнь Ленина тесно связана с событиями, происходившими в России в конце 19 начале 20-го века.

1887 г. - блестяще окончил гимназию и поступил на юридический факультет Казанского университета

1888 года вступает в один из марксистских кружков Федосеева. Здесь он усиленно изучает произведения К. Маркса и Ф. Энгельса и безоговорочно становится на позиции марксизма.

1891 г. – сдал экстерном экзамены за курс юридического факультета Петербургского университета, работал в г. Самаре помощником присяжного поверенного.

1893 г. – переехал в Петербург и через два года объединил разрозненные петербургские марксистские и рабочие кружки «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

1895 г. – арестован и в 1897 году сослан в Сибирь (с. Шушенское).

1900 г. – Ленин выехал за границу, где совместно с Г.В.Плехановым начал издавать газету «Искра», разрабатывать идейные и организационные основы будущей большевистской партии (работы «Что делать» 1902; «Шаг вперед, два шага назад» 1904), окончательное оформление которой произошло на втором съезде РСДРП в 1903г.

В ноябре 1905 Ленин вернулся в Россию, принимал участие в революции 1905-1907, участвовал в работе 4-го(1906) и 5-го (1907) съездов большевиков. После поражения революции эмигрировал вторично. Жил во Франции, Австрии, Германии, Швейцарии. Во время первой мировой войны выступал за поражение царского правительства, выдвинул лозунг превращения империалистической войны в гражданскую.

После победы Февральской революции Ленин 3.04.1917 приехал в Петроград и выдвинул два лозунга: «Никакой поддержки Временному правительству» и «Вся власть Советам!» («Апрельские тезисы»). В ночь с 24 на 25 октября руководил вооруженным восстанием, после победы которого возглавил первое Советское правительство (до 1924).

3.03.1918 года, по предложению Ленина, был подписан Брестский мирный договор с Германией, давший возможность приступить к государственному строительству и борьбе с внутренней контрреволюцией (Гражданская война и «красный террор»).

11.03.1918 года столица Советской России была перенесена в Москву.

30.08.1918 года Ленин был тяжело ранен эсеркой Ф.Каплан; оправившись от ранения, вновь вернулся к активной политической и государственной деятельности: осенью 1918 возглавил Совет обороны (с 1920 Совет труда и обороны), был инициатором создания Коммунистической Интернационала (1919), разработал план строительства социализма, предусматривавший индустриализацию страны, кооперацию крестянства, культурную революцию; одобрил проект электрификации (ГОЭЛРО) и содействовал его осуществлению.

1921 г. – выступил с инициативой перехода к новой экономической политике.

1922 г. – объединение республик бывших территорий Российской империи.

1923 г. – Ленин стал Председателем СНК СССР.

21.01.1924 г. – Ленин скончался в Горках под Москвой.

В.И. Ульянов был целеустремленным, образованным (знал несколько языков) человеком, хорошим оратором и обладал талантом убеждать и вести за собой массы. Он был профессиональным революционером, мыслителем, публицистом, юристом.

Казнь в 1887 году старшего брата Александра за участие в подготовке покушения на царя заставила Владимира Ильича глубоко задуматься о путях борьбы с самодержавием.

Теоретическая и практическая деятельность Ленина была направлена на создание марксистской партии в России, свержению самодержавия и установление диктатуры пролетариата, и как конечная цель - построение коммунистического общества по принципу «от каждого по способности каждому по потребности».

Он добивался своих целей всевозможными способами, такими как: пропаганда, публичные выступления, агитация, издание революционных газет, написание статей и книг, участие и создание политических партий и т.п. Находясь в ссылках, эмиграции и тюрьмах он пишет много трудов по развитию марксистских идей в условиях России. В этих трудах он писал о задачах, стоящих перед партией и народом, рассматривал пути достижения поставленной перед революционерами цели. Ленинская партия призывала рабочих к борьбе за свои права.

После февральской революции Ленин начал широкую компанию дискредитации Временного правительства. Свою политику мирного перехода к власти Ленин изложил в «Апрельских тезисах». Но, действия развивались так стремительно, что в августе было принято решение об изменении тактики большевиков и переходу к вооруженному захвату власти.

И как результат революционной деятельности 25 октября 1917 года большевики приходят к власти, и Ленин становится главой первого в мире социалистического государства. Глава государства подписывает декреты о мире, о земле, о власти.

Вся дальнейшая деятельность Ленина на посту главы государства была направлена на восстановление разрушенного после войны народного хозяйство, на ликвидацию безграмотности населения и на борьбу с «врагами» революции.

Одним из важнейших событий во время правления Ленина стало объединение 1922 году советских республик в единое государство – СССР.

По-моему, оценить Ленина со знаком «+» или «-» невозможно. Еще 20 лет назад большинство населения нашей страны отозвалось о нем в превосходной степени. Но сразу после распада СССР и начала перестройки мы, придерживаясь большевистских правил «разрушить все до основания», начали подвергать критике все, что происходило в стране в течение 70 лет, в том числе и Ленина, как неотъемлемой части коммунистической партии, возведенной в ранг идола. Россия славится своими крайностями, хотя известно к чему приводит разрыв с прошлым. Однако бесспорно можно сказать, что Ленин был неординарной личностью, идей и планы которого привели к революции и образованию социалистического государства, что на 70 лет определило дальнейший ход истории России, да и наверно оказало влияние на историю всего мира. Нельзя однозначно оценить деятельность Ленина, например, с одной стороны в 1919 г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» и началось строительство школ, а с другой стороны в 1922 г. Советское правительство выдворило из страны 160 крупнейших российских ученых и философов. На фоне создания социальной защиты населения жесточайшая цензура и диктатура правящей партии.

Возможно через какое-то время, когда улягутся страсти по поводу критики советского времени, люди более беспристрастно оценят данную личность по документам и хронологии событий.

Император России Николай II

Российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, их дети и приближенные были расстреляны в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в городе Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, их дети - великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, наследник цесаревич Алексей, а также лейбмедик Евгений Боткин, камердинер Алексей Трупп, комнатная девушка Анна Демидова и повар Иван Харитонов.

Ввиду сокрытия фактов большевиками, появляется ряд альтернативных версий. Долгое время ходили слухи, превращавшие убийство царской семьи в легенду. Были теории о том, что кто-то из его детей спасся. Что же произошло на самом деле летом 1918 года под Екатеринбургом? Ответ на этот вопрос вы найдете в нашей статье. Предыстория Россия в начале двадцатого века была одной из наиболее экономически развитых стран мира. Пришедший к власти Николай Александрович оказался человеком кротким и благородным. По духу он был не самодержцем, а офицером. Поэтому с его взглядами на жизнь было сложно управлять рассыпающимся государством. Революция 1905 года показала несостоятельность власти и оторванность ее от народа. На самом деле было две власти в стране. Официальная – император, и реальная – чиновники, дворяне и помещики. Именно последние своей жадностью, распущенностью и недальновидностью уничтожили некогда великую державу. Стачки и митинги, демонстрации и хлебные бунты, голод. Все это свидетельствовало об упадке. Единственным выходом могло стать восшествие на престол властного и жесткого правителя, который смог бы взять управление страной полностью под свой контроль. Николай II же таким не был. Он был ориентирован на строительство железных дорог, церквей, улучшение экономики и культуры в обществе. Ему удалось добиться прогресса в этих сферах. Но позитивные изменения коснулись, в основном, только верхушки общества, при этом большинство простых жителей оставалось еще на уровне Средневековья. Лучины, колодцы, телеги и крестьянско-ремесленные будни. После вступления Российской империи в Первую мировую войну только усилилось недовольство народа. Расстрел царской семьи стал апофеозом всеобщего помешательства. После отречения императора Николая II и его брата от престола в государстве на первые роли начинают выдвигаться солдаты, рабочие и крестьяне. Люди, ранее не имевшие дела с управлением, обладающие минимальным уровнем культуры и поверхностными суждениями, получают власть. Мелкие местные комиссары хотели выслужиться перед высшими чинами. Рядовые же и младшие офицеры просто бездумно выполняли приказы. Смутное время, наступившее в эти бурные годы, выплеснуло на поверхность неблагоприятные элементы. Расстрел царской семьи до сих пор остается неразгаданной тайной русской истории. Ответственность за это зверство может лежать как на Ленине и Свердлове, которым Уралсовет просто обеспечивал алиби, так и непосредственно на сибирских революционерах, которые поддались всеобщей панике и потеряли голову в условиях военного времени. Тем не менее, сразу после свершившегося злодеяния правительство начало кампанию по отбеливанию своей репутации. В среде исследователей, занимающихся этим периодом, последние действия носят название «кампания по дезинформации». Гибель царской семьи провозглашалась единственной необходимой мерой. Так как, судя по заказным большевистским статьям, был раскрыт контрреволюционный заговор. Некие белые офицеры планировали напасть на Ипатьевский особняк и освободить императора с семьей. Вторым моментом, который яростно скрывался в течение многих лет, было то, что расстреляли одиннадцать человек. Императора, его жену, пятерых детей и четверых человек из прислуги. События преступления не разглашались в течение нескольких лет. Официальное признание было дано только в 1925 году. Такое решение было вызвано выходом в Западной Европе книги, где были изложены результаты расследования Соколова. Тогда же поручается Быкову написать о «настоящем ходе событий». Эта брошюра была выпущена в Свердловске в 1926 году. Тем не менее, ложь большевиков на международном уровне, а также сокрытие правды от простого народа поколебало веру во власть.

Вопросы к студентам:

    Как вы считаете, когда вершится история, важна жизнь одного человека?

    Любая ли цель может оправдать средства?

    Проявление революционной жестокости и классовой ненависти – вынужденная необходимость или закономерность? Можно ли это оправдать?

Конечно, история «мыслит» определёнными категориями, изучая судьбы народов, миллионов людей. Литература исследует судьбу одного человека на фоне событий конкретного времени. Историческая наука анализирует сложные противоречивые процессы в обществе, которые носят как субъективный, так и объективный характер, а литература, как и любой другой вид искусства, изучает в первую очередь «жизнь духа и души», внутреннюю жизнь человека. Эту принципиальную разницу необходимо понимать.

Для возникновения революционной ситуации в России сложились определённые предпосылки. Революция свершилась и в результате победила. Это историческая объективная реальность, которую мы должны принять. Но нельзя и забывать о тех трагических явлениях, которыми сопровождался этот процесс.

Существуют принципиально противоположные оценки Октябрьской революции: от восприятия её как национальной трагедии до осознания её как величайшего прогрессивного события в истории человечества, оказавшего огромное влияние на весь мир, а для России позволившего выбрать некапиталистический путь развития.

Нельзя к оценке прошлого подходить с категоричных однозначных позиций. Историю надо принимать, уважать и знать. Знания помогают лучше понять исторические процессы, избежать повторения ошибок в будущем.

ВИКТОРИНА, ПОСВЯЩЕННАЯ

100 - ЛЕТИЮ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА В РОССИИ

Условия викторины: студенты должны выполнить предложенные задания и сдать ответы преподавателю истории. Группа первая сдавшая ответы получает + 1 балл к полученному результату.

    Какое событие произошло в этот день?

    Кто осуществлял общее руководство вооруженным восстанием

    Кто руководил всеми действиями восставших

    Что явилось сигналом к штурму Зимнего дворца?

    Вооруженные силы пролетариата во время Октябрьской революции?

    Известно, как поступали с памятниками истории после Октябрьской революции. Но еще до нее один известный император хотел разрушить Храм Василия Блаженного в Москве. К то это был?

    Какое крупнейшее государство образовалась вместо Российской Империи?

    Какая война началась в результате революции?

    Первый декрет Советской власти .

    Высший орган государственной власти в России после Октябрьской революции?

    Укажите самый популярный лозунг в российском обществе в октябре 1917 года .

    В чем отличие Февральской революции от Октябрьской?

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ,

ПОСВЯЩЕННОЙ 100 - ЛЕТИЮ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА В РОССИИ

    7 ноября в России отмечается памятная дата - День Октябрьской революции 1917 года .

    Этот день отмечался в СССР как главный праздник страны - День Великой Октябрьской социалистической революции .

    Общее руководство восстанием осуществлял В.И.Ленин из Смольного .

    Непосредственно всеми действиями восставших руководил Л.Д.Троцкий .

    Холостой выстрел с крейсера Аврора .

    Красна я гвардия .

    Наполеон .

    Военный парад на Красной площади, ради которого специально были реконструированы въезды на главную площадь столицы. Этот канон соблюдался неукоснительно, и даже 7 ноября 1941 года, когда на Москву наступали немцы, не стало исключением: полки, прошедшие по Красной площади, шли прямо на фронт. Парад 1941 года по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции .

    СССР .

    Гражданская война .

    Джон Рид .

    Декрет о мире .

    Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов .

    Вся власть Советам .

    В отличие от Февральской революции 1917 года, которая началась стихийно, новое выступление больш евиков тщательно планировалось. В результате вооруженного восстания в Петрограде в ночь с 25 на 26 октября 1917 года в России начинается период правления партии большевиков. Создано советское правительство – Совет народных комиссаров.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Бердяев Н.А. Духи русской революции. М. 1992

    Бердяев Н.А. Размышления о русской революции. М. 1992

    Бунин И. А.. Окаянные дни. М., 1991

    Горький М. Несвоевременные мысли. Журнал «Литература в школе» № 1, 1991

    Маяковский В.В. Сочинения в двух томах, М.: Правда, 1987 царской семьи

Учитель:

Выходит чтец:


Когда царей корона упадёт;

Учитель:

Вальс «Амурские волны» (3 пары)

Танцующие пары застывают в прощании (остаются на сцене)

Выходят Ведущие.

Ведущий 1-ый: Блистательные балы, размеренный образ жизни элиты российского общества были прерваны Первой мировой войной, обернувшейся для нашей страны небывалой катастрофой.

Пары уходят.

Ведущий 2-ой: В начале войны в 1914 году воздух был пропитан воодушевленными, патриотическими мыслями, чувством единения власти и народа. Солдаты шли в атаку со словами «За Веру, Царя и Отечество!».



На слайдах фото первых дней войны.

Чтец 1.

Петроградское небо мутилось дождем,

На войну уходил эшелон.

Без конца – взвод за взводом и штык за штыком

Наполнял за вагоном вагон.

В этом поезде тысячью жизней цвели

Боль разлуки, тревоги любви,

Сила, юность, надежда... В закатной дали

Были дымные тучи в крови.

Чтец 2.

И, садясь, запевали Варяга одни,

А другие – не в лад – Ермака,

И кричали ура, и шутили они,

И тихонько крестилась рука.

Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,

Раскачнувшись, фонарь замигал,

И под черною тучей веселый горнист

Заиграл к отправленью сигнал.

И военною славой заплакал рожок,

Наполняя тревогой сердца.

Чтец 3.

Не меня храни, родная,
В роковом бою,
Ты храни, не покидая,
Родину мою.
Дай ей славу, дай ей силу -
Вот моя мольба.
Я ж без ропота в могилу
Лягу, коль судьба.

Просмотр видео (5:49)

Фотографии 1916- начала1917 года

Ведущий 1-ый: В начале 1917 года обстановка в стране становится взрывоопасной. Поражения на фронтах, повышение цен, просчёты правительства, критика царя привели Россию к неизбежному – мысли о свержении монархии.

Чтец:

А. Блок

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота - то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то,

Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьется с криком воронье,-

Те, кто достойней, Боже, Боже,

Да узрят царствие твое!

Первый ведущий : Искрой в бочке пороха стали всего лишь трехдневные перебои в Петрограде с черным хлебом. Только с черным - белый, чуть подороже, лежал свободно. Для этого имелись и объективные причины - снежные заносы, помешавшие подвозу муки. Пошли слухи; что на хлеб введут карточки, и дефицит тут же усилился: хлеб начали скупать на сухари. Все большее число людей, отстоявших “хвост” - т. е. очередь, которые и без того возмущали тогдашних россиян, - оставались с пустыми руками.



Чтец 1.

Революция - это ревы улиц,
это топот толп, прочтенный вслух.
Только в революцию можно стать под пули,
грудью их отвеяв, словно пух.

Революция - это души настежь!
Сердце сбило всех обид замки,
и в пустые ребра, как очей ни застишь,
небо набивает синевы комки.

Революция - это праздник праздных,
тем, кто не у дел был - даль привет:
только в революцию за дело казни,
за безделье ж казней нет!

Ведущий 1-ый: 28 февраля Николай II выехал из ставки в царское село, ночью 1 марта ему сообщили, что железнодорожные пути заняты восставшими войсками.

Ведущий 2-ой: «Обстановка по-видимому, не допускает иного решения» - ответило высшее военное командование на вопрос об отречении Николая II. Император был потрясён.

Первый ведущий: 2 марта, ночь – Николай II подписал манифест о даровании ответственного министерства, но было уже поздно. Общественность требовала отречения.

Второй ведущий : 2 марта около 15 часов царь Николай II принял решение отречься от престола в пользу своего наследника, цесаревича Алексея при регентстве младшего родного брата великого князя Михаила Александровича. В течение дня царь принял решение отречься также и за наследника.

Он подписал акт об отречении от престола в пользу брата Михаила.

На слайде раздача газет с новостью об отречении Николая II

Чтец.

Настежь, настежь
Царские врата!
Сгасла, схлынула чернота.
Чистым жаром
Горит алтарь.
- Христос Воскресе,
Вчерашний царь!

Пал без славы
Орел двуглавый.
- Царь! - Вы были неправы.
Помянет потомство
Еще не раз -
Византийское вероломство
Ваших ясных глаз.

Ваши судьи -
Гроза и вал!
Царь! Не люди -
Вас Бог взыскал.

Ведущий 1-ый : 3 марта Михаил отрёкся от престола и заявил, что судьбу страны должно решить Учредительное собрание.

Ведущий 2-ой: Монархия пала. Николай II и его семья вначале находились под арестом в Царском Селе, в августе 1917 года их отправили в ссылку в Тобольск. В стране установилось двоевластие: Временное правительство во главе с князем Львовым и Совет рабочих и солдатских депутатов.

Чтец .


Могучая держава, безбрежный океан!
Борцам за волю слава, развеявшим туман!
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
Леса, поля, и нивы, и степи, и моря,
Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря!
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!

Чтец.

Внеклассное мероприятие, посвящённое 100-летию Февральской революции

Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги, учащиеся, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятие, посвященном памятной дате в российской истории – 100-летию Февральской революции. 1917 год стал переломным моментом в судьбе России. Доведённый до отчаяния народ, взял в руки оружие и положил конец самодержавию. В рамках человеческой жизни это событие происходило давно, а в исторических рамках – недавно. Я предлагаю всем присутствующим попытаться осмыслить картину тех дней, понять причины и последствия происходящего

Выходит чтец: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание» (отрывок)

Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…

Учитель:

В своем Послании парламенту президент отметил, что наступающий 2017 год - год столетия Февральской и Октябрьской революций. "Это весомый повод еще раз обратиться к причинам и самой природе революций в России. Не только для историков, ученых. Российское общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий. Это наша общая история, и относиться к ней нужно с уважением.

Об этом писал и выдающийся русский и советский философ Алексей Федорович Лосев. «Мы знаем весь тернистый путь нашей страны, писал он. Мы знаем томительные годы борьбы, недостатка, страданий. Но для сына своей Родины все это - свое неотъемлемое, родное.»

« Уверен, что у абсолютного большинства наших граждан именно такое ощущение Родины. И уроки истории нужны нам, прежде всего, для примирения, для укрепления общественного, политического, гражданского согласия, которого нам удалось сегодня достичь», - подчеркнул Владимир Владимирович Путин.

Февральской революцией началась великая смута в России, в ходе которой пала не только династия Романовых и Империя перестала быть монархией, но и весь буржуазно-капиталистический строй, в результате чего в России полностью сменилась элита.

Сценарий осеннего тематического вечера для школьников 3-6 классов.

Автор: Лутковская Виктория Александровна, заведующий филиалом, МУК «ЦСДБ г. Ярославля» детская библиотека-филиал №5, досуговый центр «Журавлик».

Материал будет полезен классным руководителям, библиотекарям.
Мероприятие для учащихся 3-6 классов.
Направлено на актуализацию знаний о празднике - Дне согласия и примирения, о Великой октябрьской социалистической революции, об истории нашей родины, привлечение к чтению.

Сценарий осеннего тематического вечера для школьников 3-6 классов «День согласия и примирения. Сто лет Великой Октябрьской социалистической революции».

Цель: Вызвать интерес школьников к литературе по истории Отечества, современным и ставшим классикой художественным и детским произведениям, рассказывающим о событиях, предшествовавших Октябрьскому перевороту, его описывающим, о гражданской войне, о личности Ленина. Развитие чувства патриотизма.
Демонстрационный материал: портрет В.И. Ленина, иллюстрация или флаг СССР, по возможности фото из семейных архивов.
Оформление: книжная выставка «100 лет Великой Октябрьской социалистической революции».
Ход:
Приветствуем детей, делим на две команды. Рассказ ведущего сопровождается показом фото материалов из книг, вопросами и заданиями, которые оцениваются ведущим. По итогам набранных баллов участники от команд получат вознаграждение.
Показываем портрет Ленина и флаг СССР.

Ведущий. Мы видим флаг и портрет.
Первый вопрос на один балл для команд: кто этот человек, флаг какого государства перед вами? (Дети: Ленин, СССР.)
Ведущий. Второй вопрос: в результате каких событий, этот человек возглавил нашу родину, а Российская империя была переименована? (Октябрьского переворота, Октябрьской революции, Великой октябрьской социалистической революции).
Ведущий. Сегодня мы поговорим о событиях, произошедших в нашей стране 100 лет назад. Вам кажется, это было очень давно? На самом деле я и многие люди в ваших семьях общались с теми, кто пережил их. Среди очевидцев революции было много детей. То, что они пережили, и станет предметом нашей беседы.
Сохранились дневниковые записи детей тех лет. Часть из них вы услышите.
А предыстория революции связана с одной из самых кровопролитных войн, Россия так и не смогла в ней победить.
Третий вопрос: Как называлась эта война? (Дети. Первая мировая.)
Показываем книги с книжной выставки.
Ведущий. О том, как жили дети в эти годы можно понять, если прочесть такие книги: Бродская Д. «Марийкино дество», Брук М. «Семья из Сосновки», Водовозова Е. «История одного детства», Горбовцев М. «Мишкино детство», Горький М. «В людях», Гринченко Б. «Без хлеба», Кассиль Л. «Кондуит и Швамбрания», Сапронова Н. «Когда деды были внуками», Серафимович А. «Черный треух», Станюкович К. «Антошка».
Читаем вслух одну-две страницы из книги по выбору ведущего.

Ведущий. Но в феврале 1917 года, когда после множества поражений война надоела большинству россиян, жизнь стала стремительно меняться и это заметили даже дети.
Вот что написали неизвестные дети-очевидцы.
Зачитываем цитаты из дневниковых записей (с орфографией авторов).
«Не понравился русскому народу царь Николай II и вздумали сместить его. Царь исполнил желание народа и отрекся от престола. Получив свободу, народ стал грабить и убивать друг друга».
«Во время войны в Москве началась суматоха, в один день, когда я гулял с бабушкой и пришел домой, то узнал, что государя сагнали с престола. Когда я сел пить чай, то вдруг у нас за окнами послышался шум, я увидел большую толпу рабочих».
«Как только началась революция, я не мог сидеть дома. И меня тянуло на улицу. Весь народ шел на Красную площадь, где около думы студенты говорили речи. Настроение у всех было радосное. По улицам ездили грузовики с солдатами, в руках которых находились ружья».
«Вскоре показалась манефестация, это было очень большая и грандеозная. Несли красные знамена, обшитыя золотым шнурком. У каждого мущины или женщины был красный бантик. Меня в ето время охватило радостное чувство любви ко всем».
Ведущий. Четвертый вопрос: в записях говорится о революции, но мы уже упомянули, про Великую
Октябрьскую революцию, так в чем же дело, почему дети пишут о феврале, ваши версии…
(Дети. Февральская буржуазно-демократическая революция или Февральский переворот.)
Ведущий. Ее результатом стал приход к власти временного правительства вместо царя-императора.
Дети об этом написали: «1-го марта под предводительством студентов был свергнут царизм, на место которого вступило временное Правительство. Но оно скоро довело Pоссию до нельзя».
«Народ разделился на много партий, там были меньшевики и большевики. Меньшевики это были помещики и богатые люди, а большевики - это народ, рабочие, и мастеровые, и крестьяне».
«При царе хлеба было мало, а сечас еще меньше. В сентябре стали выдавать по-четверть фунта, а где и совсем не дадут».
Ведущий. Пятый вопрос: сколько грамм в одном фунте? (Дети. Около 456 гр.)
Ведущий. Рассчитайте, сколько получил мальчик хлеба? (456 гр.:4=114 гр.)
Ведущий. Народ бурлил недовольством, и произошел Октябрьский переворот.
В дневниках записали: «Один раз я шел по Сухаревой площаде и увидал барикады, я ни знал, что это такое. Когда пришел домой, то я спросил у матери, но она тоже низнала. Вечером, когда я сидел дома и делал уроки, мы услыхали выстрелы и потом я узнал, что это революция».
«Я наблюдал из окна в бинокль, как стреляли из пулемета. Все эти дни выходить из дома было опасно, и мы не могли достать хлеба, четыре дня мы питались картофелем. По ночам мы спали нераздеваясь, а папа и другие мужчины которые живут в нашем доме дежурили с револьверами по очереди во дворе».
«В понедельник стрелять еще продолжают, мама стояла у окна и визала чулок и как только она отошла, пуля попала в наше окно, но в комнату не влетела, а пробила первое стекло и осталась на подоконнике».
«Когда обявили перемирие я с двумя товарищами побежали в центр смотреть, что навоевали большевики и юнкера. Мы видали много домов, оббитых с выбитыми вдребезги большими стеклами и несколько домов все сгорели. Повсюду ходил безопаски народ и все расуждали как шла московская война».
«Большевиков жертв не отпевали, а говорили речи и играла музыка и народ шел с красными знаменами и лентами. Я раньше ходил на Красную площядь смотреть как вырывают могилу и укладают досками. Народ везде спорил между собой и некоторые ругались».
Ведущий. Подробнее можно прочитать о революционных событиях в книгах с нашей выставки. На пример, Бляхин П. «Красные дьяволята», Воскресенская З.«Красный бант», Гайдар А. «Школа», Гайдар А. «Повесть о мальчише-Кибальчише».
По возможности прочесть пару страниц.
Ведущий. Таким образом: 7 ноября 1917 года произошла первая в истории социалистическая революция - Великая Октябрьская революция под руководством рабочей партии большевиков. В результате было низложено Временное правительство России, и государственная власть перешла в руки Советов рабочих депутатов. Была установлена диктатура пролетариата и создано Советское социалистическое государство. Первое советское правительство возглавил Ленин. Новая власть сразу же приняла несколько очень важных законов. Тогда они назывались декретами.
Задание. Попробуйте сформулировать три основных из них, зная о чем мечтали люди в то время, и если учесть что, в то время шла война, а тем, кто внимателен помогут рисунки и фото из энциклопедий с нашей книжной выставки. (Ответ: Мир народу, земля крестьянам, власть советам.)
Ведущий. Вы видите, что придя к власти, большевики объявили законы-декреты: Декрет о мире, провозгласил выход России из мировой войны. Всем воюющим странам предлагалось прекратить военные действия и заключить мирные договоры. Вторым важным декретом Советской власти был декрет о земле. Наконец-то российские крестьяне получили землю, отобранную у помещиков. Россия всегда была крестьянской страной, поэтому такое решение новой власти вызвало симпатии к ней и поддержку со стороны огромного числа сельских тружеников.
Другими декретами предусматривался переход власти на всей территории России к Советам.
Всем народам, проживавшим на землях бывшей Российской империи, предоставлялись равные права и свободы.
Уравнивались в правах женщины и мужчины.
Запрещался непосильный труд детей на заводах и фабриках.
К власти вместо Временного правительства из представителей разных партий пришло правительство большевиков - первое советское правительство, возглавил его Владимир Ильич Ульянов -…
Шестой вопрос: назовите вторую часть фамилии-псевдонима вождя. (Ответ: Ленин, если дети подготовленные, то можно спросит о настоящей фамилии – Ульянов).
Ведущий. О нем было написано много книг для советских детей.
Книги о детстве Ленина должны были дать детям образец – энергичного, прилежного мальчика Володю, который никогда не забывал о долге перед народом. Взрослый Ильич был олицетворением властей в образе улыбчивого добряка, который спасал Россию и любил детей.
Такие книги должны были вырастить из детей советских граждан, а симпатия к Ленину должна была превратиться в преданность советской власти. Дедушка Ленин представлял идеал, на основе которого дети могли оценивать себя и своих родителей, и если результат был не в пользу домашних, то возникал противовес их вредному влиянию.
Давайте послушаем один из рассказов о Владимире Ильиче Ленине (читаем один из рассказов З. Воскресенской).
Предлагаем детям самостоятельно ознакомиться с литературой с выставки. Подводим итоги викторины и заданий, награждаем участников.
Ведущий. О чем сегодня мы говорили? (Дети. О Великой Октябрьской социалистической революции.)
Напомню, что в память о жертвах всех взглядов был установлен День согласия и примирения, мы его отмечаем 7 ноября. Это день согласия и примирения людей разных политических взглядов. Храните мир вокруг себя и в стране.
Пора прощаться, до новых встреч в библиотеке.