До сих пор на территории Великобритании превозносят поступок леди Годивы. Заключался он в том, что прекрасная женщина проехалась обнаженной на коне через весь город, чтобы снизить налоги для обычных людей.

В этой древней истории переплелись раннее христианство и уходящее язычество. Кем была смелая всадница? Как память о ней сохранилась до наших дней? Что заставляет сомневаться в устоявшейся легенде о благодетельной леди? В статье попытаемся ответить на эти вопросы.

Легенда о графине

По сказанию, доброта леди Годивы была настолько сильной, что она не смогла вынести страданий простых жителей Ковентри. Графом этого города был ее муж, который в очередной раз решил увеличить налоги. Графиня стала молить мужа изменить свое решение. В очередном разговоре граф Леофрик высказался, что выполнит ее просьбу, только если увидит, как супруга проедется на коне обнаженной через весь Ковентри.

Легенда о леди Годиве гласит, что героиня ухватилась за возможность помочь людям и решилась принять предложение мужа. В назначенный день и час она проехалась верхом, прикрывая свое тело только роскошными золотыми волосами. Горожане в это время находились в своих домах с закрытыми ставнями.

Граф вынужден был исполнить свое обещание и снизил налоги для людей Ковентри.

Реальная историческая личность

Поступок леди Годивы, воспетый в легенде, связывают с реальной личностью. Предполагается, что жена графа жила в XI веке. Ее муж был одним из влиятельнейших людей Англии и владел не только Ковентри, но и обширными территориями в Ноттингемшире, Уорикшире, Глостершире.

Граф вместе с супругой возвел в своем городе большой бенедиктинский монастырь, отдав ему более 20 деревень и множество драгоценностей. После смерти мужа женщина отдала все владения графа церкви.

Что касается описанного в легенде поступка, о нем нет упоминаний в источниках XI века. Умалчивает об обнаженной всаднице англосаксонская хроника, а также «Книга Страшного суда» В. Завоевателя. Леди Годива, история которой вызывает множество споров, упоминается со своим подвигом в 1236 году в записях английского монаха. В источнике, который был написан спустя 2 века после смерти героини, указана дата ее благородного поступка, а именно 10 июля 1040 года. Помимо такого несоответствия в письменных источниках, существует ряд других противоречий, которые стоит рассмотреть отдельно.

Противоречия в легенде

История о доброй графине имеет своих приверженцев и скептиков. Не все верят в ее реальность, несмотря на историческую основу.

Основные противоречия в легенде:

  • жена графа была весьма послушна мужу, но при этом противостояла ему в вопросе о налогах;
  • горожане почитали даму как скромную, целомудренную леди, а она проехалась нагишом через весь город;
  • леди Годива происходила из аристократической семьи, а ее безмерное сочувствие простым людям не соответствовало тому времени.

Разобраться в легенде пытались многие. Например, в XIII веке узнать всю правду попробовал английский король Эдуард Первый. В современное время этим вопросом занимался английский профессор Даниэль Донахью. Он утверждает, что легенда переполнена языческими обрядами, к тому же именно жители Ковентри с древних времен поклонялись языческой богине, представляемой в обнаженном виде на коне.

Представители христианской церкви, скорее всего, заменили языческую богиню на реальную женщину со схожим именем и дополнили ее благочестивый образ историей про налоги.

Поступок леди Годивы прославился в искусстве и культуре. Даже те, кто не верит в легенду, с радостью отмечают праздник, который ежегодно проходит в Ковентри в честь нее.

Память о леди из Ковентри

В городе Ковентри, безусловно, помнят и чтут легенду о своей леди. Здесь расположен памятник с обнаженной всадницей, а также проходят ежегодные торжества, начиная с 1678 года. Легенда прославила город, поэтому местные жители поддерживают ее и в день почитания своей покровительницы наряжаются в костюмы XI века. У памятника выбирается лучшая «леди Годива», у которой обязательно должны быть длинные золотые волосы.

Образ благородной всадницы в искусстве:

  • «Леди Годива» - картина Джона Кольера;
  • «Леди Годива из Ковентри» - художественный фильм Артура Любина;
  • «Молитва леди Годивы» - картина Э. Лендсиер;
  • стихотворение Осипа Мандельштама;
  • одна из песен Фредди Меркьюри.

-) - англо-саксонская графиня , жена Леофрика , эрла (графа) Мерсии , которая, согласно легенде, проехала обнажённой по улицам города Ковентри в Англии ради того, чтобы граф, её муж, снизил непомерные налоги для своих подданных.

Легенда

Согласно легенде, Годива была прекрасной женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов , и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам Ковентри. Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для неё. Однако Годива поставила свой народ выше собственной чести, гордости и пошла на этот шаг. Жители города, очень любя и уважая её за доброту, в назначенный день закрыли ставни и двери своих домов, никто не вышел на улицу. Так незамеченной она проехала через весь город. Граф был поражён самоотверженностью женщины и сдержал слово, снизив налоги.

Историческая реальность

Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описана в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город. Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители 24 деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре. О событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.

Историю об обнажённой всаднице впервые упоминает завистник славы и богатства Ковентри - монах монастыря святого Албана Роджер Вендровер в 1188 году; согласно его словам, события происходили 10 июля 1040 года. В дальнейшем народная молва только дополняла это предание. Позднее в XIII веке король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри, хотя и на 17 лет позже, начиная с 1057 года налог действительно не взимался. В том же году (31 августа или 30 сентября) граф Леофрик скончался. Однако, как связаны эти события и связаны ли они вообще - непонятно.

Подглядывающий Том

Согласно некоторым версиям легенды, лишь один житель города, «Подглядывающий Том» (Peeping Tom ), решился взглянуть из окна на голую всадницу - и в тот же миг ослеп.

История про Тома известна с 1586 года, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.

Память о Годиве

В 1678 году жители Ковентри учредили ежегодное празднование в честь леди Годивы. Этот фестиваль проводится и по сей день . Главным образом это карнавал , где много музыки, песен, а вечером фейерверк . Участники карнавала одеваются в костюмы XI века. Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годивы. Здесь звучит музыка того времени и участники праздника соревнуются в различных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую леди Годиву. В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в туалеты дам одиннадцатого столетия, и непременным условием соревнования являются длинные золотистые волосы.

Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен памятник - леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади . Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри.

Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан в мраморе, на гобелене, на полотнах живописцев, в кино , на ТВ и даже на обёртке шоколада фирмы «Годива». Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой. В честь леди Годивы был назван астероид (3018) Годива .

В 1955 году американский режиссёр Артур Любин снял по мотивам легенды полнометражный художественный фильм «Леди Годива из Ковентри» . Главную роль в картине исполнила популярная в 1950-е годы ирландская актриса Морин О’Хара .

См. также

Напишите отзыв о статье "Леди Годива"

Примечания

Литература

  • Donoghue D. . - John Wiley & Sons, 2008. - 176 p. - ISBN 978-04-7077-701-5 .

Ссылки

  • (англ.) . History . BBC . Проверено 10 июля 2014.

Отрывок, характеризующий Леди Годива

– Покушайте, барышня графинюшка, – приговаривала она, подавая Наташе то то, то другое. Наташа ела все, и ей показалось, что подобных лепешек на юраге, с таким букетом варений, на меду орехов и такой курицы никогда она нигде не видала и не едала. Анисья Федоровна вышла. Ростов с дядюшкой, запивая ужин вишневой наливкой, разговаривали о прошедшей и о будущей охоте, о Ругае и Илагинских собаках. Наташа с блестящими глазами прямо сидела на диване, слушая их. Несколько раз она пыталась разбудить Петю, чтобы дать ему поесть чего нибудь, но он говорил что то непонятное, очевидно не просыпаясь. Наташе так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки. После наступившего случайно молчания, как это почти всегда бывает у людей в первый раз принимающих в своем доме своих знакомых, дядюшка сказал, отвечая на мысль, которая была у его гостей:
– Так то вот и доживаю свой век… Умрешь, – чистое дело марш – ничего не останется. Что ж и грешить то!
Лицо дядюшки было очень значительно и даже красиво, когда он говорил это. Ростов невольно вспомнил при этом всё, что он хорошего слыхал от отца и соседей о дядюшке. Дядюшка во всем околотке губернии имел репутацию благороднейшего и бескорыстнейшего чудака. Его призывали судить семейные дела, его делали душеприказчиком, ему поверяли тайны, его выбирали в судьи и другие должности, но от общественной службы он упорно отказывался, осень и весну проводя в полях на своем кауром мерине, зиму сидя дома, летом лежа в своем заросшем саду.
– Что же вы не служите, дядюшка?
– Служил, да бросил. Не гожусь, чистое дело марш, я ничего не разберу. Это ваше дело, а у меня ума не хватит. Вот насчет охоты другое дело, это чистое дело марш! Отворите ка дверь то, – крикнул он. – Что ж затворили! – Дверь в конце коридора (который дядюшка называл колидор) вела в холостую охотническую: так называлась людская для охотников. Босые ноги быстро зашлепали и невидимая рука отворила дверь в охотническую. Из коридора ясно стали слышны звуки балалайки, на которой играл очевидно какой нибудь мастер этого дела. Наташа уже давно прислушивалась к этим звукам и теперь вышла в коридор, чтобы слышать их яснее.
– Это у меня мой Митька кучер… Я ему купил хорошую балалайку, люблю, – сказал дядюшка. – У дядюшки было заведено, чтобы, когда он приезжает с охоты, в холостой охотнической Митька играл на балалайке. Дядюшка любил слушать эту музыку.
– Как хорошо, право отлично, – сказал Николай с некоторым невольным пренебрежением, как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки.
– Как отлично? – с упреком сказала Наташа, чувствуя тон, которым сказал это брат. – Не отлично, а это прелесть, что такое! – Ей так же как и грибки, мед и наливки дядюшки казались лучшими в мире, так и эта песня казалась ей в эту минуту верхом музыкальной прелести.
– Еще, пожалуйста, еще, – сказала Наташа в дверь, как только замолкла балалайка. Митька настроил и опять молодецки задребезжал Барыню с переборами и перехватами. Дядюшка сидел и слушал, склонив голову на бок с чуть заметной улыбкой. Мотив Барыни повторился раз сто. Несколько раз балалайку настраивали и опять дребезжали те же звуки, и слушателям не наскучивало, а только хотелось еще и еще слышать эту игру. Анисья Федоровна вошла и прислонилась своим тучным телом к притолке.
– Изволите слушать, – сказала она Наташе, с улыбкой чрезвычайно похожей на улыбку дядюшки. – Он у нас славно играет, – сказала она.
– Вот в этом колене не то делает, – вдруг с энергическим жестом сказал дядюшка. – Тут рассыпать надо – чистое дело марш – рассыпать…
– А вы разве умеете? – спросила Наташа. – Дядюшка не отвечая улыбнулся.
– Посмотри ка, Анисьюшка, что струны то целы что ль, на гитаре то? Давно уж в руки не брал, – чистое дело марш! забросил.
Анисья Федоровна охотно пошла своей легкой поступью исполнить поручение своего господина и принесла гитару.
Дядюшка ни на кого не глядя сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд, и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню: По у ли и ице мостовой. В раз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало всё существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты. Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически твердо отделывать песню, изменившимся вдохновенным взглядом глядя на то место, с которого ушла Анисья Федоровна. Чуть чуть что то смеялось в его лице с одной стороны под седым усом, особенно смеялось тогда, когда дальше расходилась песня, ускорялся такт и в местах переборов отрывалось что то.
– Прелесть, прелесть, дядюшка; еще, еще, – закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. – Николенька, Николенька! – говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?
Николаю тоже очень нравилась игра дядюшки. Дядюшка второй раз заиграл песню. Улыбающееся лицо Анисьи Федоровны явилось опять в дверях и из за ней еще другие лица… «За холодной ключевой, кричит: девица постой!» играл дядюшка, сделал опять ловкий перебор, оторвал и шевельнул плечами.
– Ну, ну, голубчик, дядюшка, – таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого. Дядюшка встал и как будто в нем было два человека, – один из них серьезно улыбнулся над весельчаком, а весельчак сделал наивную и аккуратную выходку перед пляской.
– Ну, племянница! – крикнул дядюшка взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд.
Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Датой появления Ковентри, вероятно, возможно считать VII столетие - время основания на этой земле англосаксонского монастыря. Но только возведение в XI столетии Леофриком, графом Мерсии, бенедиктинского аббатства дало первый импульс к развитию города. Ни один рассказ о Ковентри не может обойтись без знаменитой легенды, главный персонаж которой - леди Годива (Godiva - латинизированная форма староанглийского имени Годгифыо, что означает «подарок Бога»; всего же существует 17 разных написаний ее имени) .

В середине XI столетия благочестивая супруга графа Мерсийского была весьма прославлена как патронесса нескольких монастырей. Но такова ирония судьбы, сегодня о ней вспоминают лишь благодаря легендарной поездке верхом, которой она, кстати, скорей всего не совершала.

Легенда о леди Годиве, скачущей в костюме Евы на коне по улицам Ковентри, одна из самых популярных народных историй, город попросту наводнен открытками, сувенирами и статуями с этим сюжетом. Безусловно, нас сегодня интересует: существовала ли на самом деле эта незаурядная женщина и насколько правдива легенда о ее революционном способе борьбы с повышением налогов?

О чем говорят легенды о леди Годиве?

В те времена правил последний англосаксонский король Англии - Эдуард Исповедник. Денег ему, как впрочем и многим другим монархам, всегда не хватало, и пополнял казну он, скажем прямо, не самым оригинальным способом - повышением налогов. Следить же за тем, чтобы деньги были своевременно собраны в Ковентри и окрестностях и доставлены по назначению, обязан был все тот же граф Мерсийский.


Как и в большинстве своем подданные Эдуарда Исповедника, жители Ковентри и так страдали от слишком высоких налогов. И вот, когда в один не самый удачный день им сообщили об увеличении и так уже непомерно высоких налогов, горожане начали просить графа о милосердии. Однако все мольбы их сюзерен Леофрик оставлял без внимания, а на просьбы об облегчении участи населения отвечал отказом, не обращая даже внимания на то, что новые налоги грозили жителям Ковентри разорением.

Итак, вместо помощи горожанам был дан отказ. В этот напряженный момент в дело вмешалась очень религиозная жена Леофрика. Графиня в очередной раз решила заступиться за земляков. Переполненная чувством сострадания к отчаявшимся жителям Ковентри, она обратилась к мужу с просьбой об отмене обременительных поборов. Однако графу ее заступничество пришлось не по душе. И тогда раздосадованный, возможно, ее настойчивостью, чтобы проучить супругу, граф предложил ей следующее: «Твоя просьба будет удовлетворена, если ты обнаженной проедешь на лошади по городу из конца в конец».

Граф ожидал, что его жена в ужасе и смятении откажется от заступничества - женщине ее ранга было немыслимо согласиться на такое предложение. Но она, к его удивлению, дала свое согласие. Следующим утром, обнажившись и прикрывая наготу только распущенными волосами, леди Годива оседлала лошадь и проехала по рыночной площади.

Вот как описал это событие знаменитый английский поэт Альфред Теннисон:

…она поспешно поднялась
Наверх, в свои покои, расстегнула
Орлов на пряжке пояса - подарок
Сурового супруга - и на миг
Замедлилась, бледна, как летний месяц,
Полузакрытый облачком… Но тотчас
Тряхнула головой и, уронивши
Почти до пят волну волос тяжелых,
Одежду быстро сбросила, прокралась
Вниз по дубовым: лестницам - и вышла,
Скользя, как луч, среди колонн, к воротам,
Где уж стоял ее любимый конь,
Весь в пурпуре, с червонными гербами.
На нем она пустилась в путь - как Ева,
Как гений целомудрия. И замер,
Едва дыша от страха, даже воздух
В тех улицах, где ехала она…

После такого графу не оставалось ничего другого, как только выполнить просьбу супруги.

Так леди Годива верхом въехала в историю как уникальный реформатор налогообложения, по крайней мере, так принято считать. Со временем легенда обрастала все новыми и новыми, подчас пикантными, подробностями.

По одной из версий, во время проезда леди Годивы по площади смущенные горожане не поднимали на нее глаз (в это, зная человеческую натуру, пусть даже и средневекового, как-то верится с трудом).

По другой, она велела жителям Ковентри сидеть дома за закрытыми ставнями (в то, что послушались совершенно все, тоже не очень-то верится) в то утро, когда собиралась проехать по улицам, и таким образом избавила себя от оскорбительных взглядов простолюдинов.

По третьей - тело графини невозможно было разглядеть, потому как оно скрывалось под ниспосланным Богом непрозрачным покровом.

И в конце концов, существует предположение, что нагота Годивы была символической - на ее платье во время проезда через рыночную площадь не было драгоценных украшений и атрибутов власти, что было недопустимо для знатных особ по обычаям того времени.

Что же до налогов, то в древней балладе имеются строки, где сказано, как обескураженный и посрамленный граф отменил все поборы, взимаемые с жителей Ковентри, за исключением налога на содержание лошадей. Хроники свидетельствуют, что вплоть до XVII столетия город в действительности мог похвастать подобным безналоговым статусом.

Однако археологи обнаружили витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой. Правда, на этих витражах легендарная леди изображается в парадном платье.

В XVI - начале XVII столетия к рассказу добавился еще один персонаж. Портной по имени Том, как утверждается, не подчинился приказу графини. Приникнув к щели в ставне своего окна, он подглядывал за леди. Вуайериста покарал Бог - Том неожиданно ослеп, а Альфред Теннисон в своем поэтическом произведении «Годива» упоминает и его:

…Был некто,
Чья низость в этот день дала начало
Пословице: он сделал в ставне щелку
И уж хотел, весь трепеща, прильнуть к ней,
Как у него глаза оделись мраком
И вытекли.

По заслугам наказанный портной послужил прообразом для выражения «любопытный Том» (Peeping Tom). Кстати, существует мнение, что поводом к появлению персонажа «подглядывающего Тома» послужила следующая удивительная череда событий. 1586 год – совет города Ковентри сделал заказ художнику Адаму ван Ноорту (1562–1641) изобразить события из легенды о леди Годиве. Он так и сделал, но поместил на картине в оконном проеме Леофрика, глядящего на проезжающую мимо графиню. По неизвестным причинам отцы города выставили картину на главной площади Ковентри, и население ошибочно подумало, что Леофрик был ослушавшимся горожанином; так появилось дополнение к этому сюжету.

Исторические свидетельства о леди Годиве

А что сказано в достоверной исторической хронике? Есть ли правда в этой таинственной истории?

Историю об обнаженной всаднице впервые упомянул монах монастыря Святого Албана Роджер Вендровер в 1188 г. в книге «Flores Historiarum», и согласно ей происходило это 10 июля 1040 г. Вероятно, автор использовал какой-то ныне утраченный источник. А возможно, и сам решил таким образом прославить эту удивительную женщину. Последующие летописцы неизменно украшали пикантную историю новыми подробностями. В наши дни английские историки, соглашаясь с тем, что графиня - реальный исторический персонаж, все же сомневаются в достоверности легенды о ее своеобразном заступничестве за своих земляков.

По свидетельствам документов, графиня была женщиной во всех отношениях замечательной - добросердечной и великодушной - и покровительствовала искусствам. Леди Годива в действительности жила в Англии в Ковентри в середине XI столетия. Историки рассказывают, что примерно в 1028 (по одной из версий - в 1030) году, будучи к этому моменту богатой вдовой, она серьезно заболела и, считая, что близок ее смертный час, завещала все свое довольно солидное состояние монастырю в городке Или (завещание хранится в архивах Ковентри). Однако с болезнью удалось справиться, и спустя какое-то время Годива вышла замуж за англосаксонского аристократа, графа Мерсии и лорда Ковентри, Леофрика III.

Могущественный граф Мерсии тоже не чужд был высоких материй. В скором времени, в 1043 г. граф с графиней основали монастырь бенедиктинского ордена в Ковентри - одном из городов, находившихся во владениях графа. Леофрик наделил монастырь землей и отдал во владение обители 24 деревни. Монастырь в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвертый по величине средневековый английский город. 4 октября монастырская церковь была освящена именами святого Петра, святого Осбурга, Всех святых и Девы Марии, в которую графиня верила безгранично. Поздней благодаря ее дарам - золоту и драгоценностям - церковь монастыря стала одной из богатейших в Англии.

Графиня пережила супруга на 10 лет и была могущественной и благочестивой правительницей. После смерти мужа графиня продолжала покровительствовать церкви, поддерживала по крайней мере еще полудюжину монастырей. Она была очень набожной и жертвовала церкви земли и деньги. После смерти и граф Леофрик, и леди Годива были похоронены в построенном ими монастыре. Но все эти подробности биографии благородной аристократки сегодня известны разве что историкам-медиевистам. А потомки с благоговением чтут знаменитую легенду.

Поздней (в XIII столетии) король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри в 1057 г. и позже налог, на самом деле не взимался. Но является ли этот факт достоверным доказательством реальности описываемых в легенде событий?

Мифологические корни легенды

Легенды о графине, возможно, имеют мифологические корни в одном из языческих ритуалов, связанных с плодородием. Мистерии с участием женщин-жриц можно встретить во многих дохристианских культурах (нередко при этом жрецы были обнаженными или одевались в особые одеяния). В том числе это происходило и у кельтов. Обряды, связанные с землей, урожаем, плодовитостью, были распространены у друидов. Скорей всего, отголоски древних верований и обычаев, столетиями существовавших на этой земле, и отразились в легенде о графине.

Образ леди Годивы из Ковентри

Неподалеку от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен большой памятник - леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также имеется на печати городского совета Ковентри. Статуи самых различных размеров знаменитой наездницы и «подглядывающего Тома» во множестве украшают этот город.

1678 год – в честь легендарной графини жители учредили ежегодный фестиваль, сохранившийся и в наше время. В Ковентри также впервые была инсценирована легендарная поездка Годивы - роль графини исполнял мальчик. Представление повторяли периодически до 1907 г., пока одеяние или, скорей, отсутствие оного у исполнителя роли Годивы не стало предметом общественных пересудов.

И в 1907 г. сие предосудительное действо прекратили. Сейчас этот праздник представляет из себя карнавал, где много музыки, песен, фейерверков. Участники карнавала одеваются в костюмы XI столетия. Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идет по маршруту, проложенному некогда прекрасной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годиве.

Здесь звучит музыка тех времен и участники праздника соревнуются в разных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую Годиву. В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в туалеты дам XI века, непременное условие соревнования это наличие у них длинных золотистых волос.

В XIX столетии два европейских драматурга включили историю леди Годивы в свои пьесы. В пьесе «Монна Ванна» Морис Метерлинк, обладатель Нобелевской премии по литературе за 1911 г., превратил леди Годиву в итальянскую знатную даму. Ради спасения родной Пизы от голода она уступает требованиям сластолюбивого вражеского генерала и появляется в его лагере, прикрыв накидкой обнаженное тело.

Австрийский драматург Артур Шницлер создал похожий на Годиву образ в пьесе «Фрейлейн Эльзе». Получив приказ появиться обнаженной перед человеком, от которого зависела жизнь ее отца, героиня оказалась не в силах разрешить конфликт между скромностью и любовью к отцу. Эльзе предпочла .

Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. К нему часто обращались художники-прерафаэлиты. Защитницу жителей Ковентри воссоздали в мраморе, на полотнах, в кино.

1966 год – имя леди Годивы вдруг замелькало на первых полосах газет в связи с абсолютно невероятными обстоятельствами. В изданной в том же году «Книге пэров Дебретта», подробном справочнике, рассказывающем о том, кто есть кто среди английской аристократии, была высказана новая точка зрения на родословную королевы Елизаветы II. Королева, среди предков которой, как давно известно, был Вильгельм Завоеватель, по утверждению составителей справочника, являлась также - в 31-м колене - потомком Гарольда, монарха, смещенного Вильгельмом.

После поражения и гибели отца 14 октября 1066 г. дочь Гарольда бежала на континент, где вышла замуж за Владимира Мономаха, великого князя Киевского. Их потомков можно проследить в нескольких европейских королевских династиях. Один из них вернулся в Англию во времена правления Эдуарда II Плантагенета, короля, жестоко убитого в тюрьме в 1327 г.

Дотошные читатели «Книги пэров Дебретта» проследили родословную жены Владимира Мономаха: ее прапрадедом оказался не кто иной, как Леофрик, предположительно отправивший благочестивую жену на конную прогулку в обнаженном виде по улицам Ковентри. Таким образом, королева Елизавета может утверждать, что ведет свою родословную, в числе прочих великих, и от леди Годивы.

Кстати, в 2003 г. в один прекрасный день к резиденции премьер-министра Великобритании на Даунинг-стрит среди бела дня подъехала на лошади современная леди Годива в точно таком же одеянии, а точней без него. Ее сопровождало некоторое количество женщин, требовавших от правительства налоговых льгот для работающих родителей, которым приходится нанимать нянь. Пошло ли правительство на уступки, неизвестно, но сам этот случай может свидетельствовать о том, что о прекрасной леди Годиве англичане не забывают.

Также в честь легендарной графини был назван астероид 3018– Godiva. И как это ни странно звучит, но иногда в честь леди Годивы получают свое название магазины одежды.

В назначенный день леди Годива, полностью обнаженная, проехала по улицам города на своем белоснежном коне. Леди Годива — самая сладкая женщина — легенда.

Путешествуя по старинным английским городкам, загляните в живописный Ковентри.

Всадница без страха и упрека.

Представьте себе Британию XI века: беспросветный феодализм, бесправное положение народа и междоусобные войны наследников престола… Одним словом, мрачное Средневековье. И вдруг в истории Англии появляется светлый и жизнерадостный персонаж. Как гласят летописи, богатый граф Леофрик (Leofric) влюбился в некую леди Годиву (Lady Godiva), о которой не известно ничего, кроме того, что она была божественно красива и бесконечно добра к людям. Эта умиротворенная, стройная девушка с золотисто-рыжей копной кудрявых волос полностью оправдывала свое имя, которое переводится как «подаренная Богом»!

Став супругами, Леофрик и Годива поселились в графском замке в Ковентри, где молодая жена старалась всячески помочь своим новым подданным и сделать городок более процветающим. Для начала Годива попросила Леофрика построить бенедиктинский монастырь и отдать во владение обители двадцать четыре близлежащие деревни, затем граф согласился украсить стены храма невиданными на Туманном Альбионе драгоценными камнями, и вот наступил момент, когда красавица попросила о невозможной для того времени милости – снизить непомерные налоги для народа.

Сначала удивленный Леофрик категорично отказался, но потом на пиру, выпив уже не один бокал вина, решил заключить с любимой абсурдное для благородной женщины пари: он снизит подати, если Годива проедет обнаженной по центру города! Смеющийся граф готов был услышать в ответ что угодно, но только не «да»… А хитроумная девушка согласилась!

И действительно, в назначенный день леди Годива, полностью обнаженная, проехала по улицам Ковентри на своем белоснежном коне.

Однако по просьбе графской жены горожане закрыли ставни в домах и поклялись не выходить на улицы, чтобы не смущать свою госпожу. В итоге обещание было выполнено, но честь героини осталась кристально чистой!

Как гласит народное сказание, в мире не нашлось бы никого прекраснее Годивы в тот момент: кожа девушки сияла необыкновенным светом, от шикарных локонов лился поток солнечных лучей, и один любопытный горожанин по имени Том (Peeping Tom) все-таки не устоял перед соблазном, открыл окно и взглянул на свою госпожу. Но тотчас же несчастный ослеп за нарушение клятвы и теперь часто упоминается в английских пословицах.

Зато Леофрик, восхищенный благородством своей супруги, сдержал обещание и намного сократил дань вассалов.

Графская чета со своим сыном Эльфгаром (Elfgar) жила в замке долго и счастливо, а затем добрый Леофрик и самоотверженная Годива были похоронены в склепе того самого бенедиктинского монастыря.

Хотите верьте, хотите нет, но именно так повествуют старинные книги и народные баллады…

Слава вселенского масштаба.

Имя леди Годивы стало синонимом великодушия, женского ума и очарования, поэтому вот уже несколько столетий подряд рыжеволосую красавицу воспевают знаменитые мужчины: английский поэт XIX века Альфред Теннисон (Alfred Tennyson) часто упоминал ее в поэмах; британский художник-прерафаэлит Джон Кольер (John Maler Collier) запечатлел Годиву на одноименном полотне; отечественные авторы Осип Мандельштам, Саша Черный и Иосиф Бродский адресовали загадочной графине немало пламенных строк; Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) пел о ней в хите ‘Don’t Stop Me Now’, а группы ‘Aerosmith’ и ‘Boney M’ даже посвятили этой легенде песни ‘My Girl’ и ‘Lady Godiva’!

Но самый необычный трибьют красавице преподнес ученый-астроном Эдвард Боуэлл (Edward Bowell), который назвал в честь легендарной героини астероид ‘3018 Godiva’!

Мечта кондитера.

80 лет назад амбициозный, но тогда еще никому не известный брюссельский кондитер Джозеф Дропс (Joseph Draps) загорелся идеей создать премиальный бренд шоколадных конфет нового поколения – с гладкой поверхностью, оригинальной начинкой из отборных сортов какао и непременно в изысканной упаковке ручной работы. Когда шоколатье придумывал название своего новоиспеченного творения, то невольно вспомнил красивую историю о великолепной англо-саксонской графине, и с тех пор на каждой коробочке обожаемых гурманами сладостей блестит золотой вензель ‘Godiva’!

Именно образ Годивы, которая сочетала в себе и страсть, и чистоту, стал символом продукции Дропса и, безусловно, ангелом-хранителем марки – 450 бутиков по всему миру может открыть только очень удачливый бизнесмен!

За прошедшие годы лицом food-бренда успели побывать многие голливудские и европейские знаменитости, даже эпатажная звезда ‘Playboy’ Анна Николь Смит (Anna Nicole Smith). Но никто из них пока не смог конкурировать с легендарным образом леди Годивы – сладкоежки до сих пор ищут на конфетах и пряниках печать с изображением стройной обнаженной наездницы, и если не находят, то расценивают купленное как подделку!

Однако самый верный способ прикоснуться к этой романтичной легенде – не смаковать сладости на диване, а полететь в Ковентри в канун карнавала, нарядиться в средневековое платье и в компании местных жителей потанцевать вокруг знаменитого памятника леди Годиве.

Вы не будете разочарованы!

8 августа 2011, 18:03

Джон Кольер. Леди Годива 1898 Леди Годива, как ни странно - реально существовавшая личность. Это англо-саксонская графиня, жена Леофрика, эрла (графа) Мерсии, которая согласно легенде проехала обнажённой по улицам города Ковентри в Великобритании ради того, чтобы граф, её муж, снизил непомерные налоги для своих подданных. Согласно легенде, Годива была прекрасной женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов, и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам Ковентри. Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для неё. Однако Годива всё-таки пошла на этот шаг. Жители города, очень любя и уважая ее за доброту, в назначенный день закрыли ставни и двери своих домов, никто не вышел на улицу. Так незамеченной она проехала через весь город. Граф был поражён самоотверженностью женщины и, сдержав своё слово, снизил налоги. Согласно некоторым версиям легенды, лишь один житель города, «Подглядывающий Том» (Peeping Tom), решился выглянуть из окна и в тот же миг ослеп. Э. Лендсиер. Молитва Леди Годивы 1865 Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город. Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре. Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают. Историю об обнажённой всаднице впервые упоминает завистник славы и богатства Ковентри - монах монастыря святого Албана Роджер Вендровер в 1188 году, и согласно ей события происходили 10 июля 1040 года. В дальнейшем народная молва только дополняла это предание. Позднее в XIII веке король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри начиная с 1057 года налог действительно не взимался, однако срок в 17 лет явно не говорит в пользу реальности описываемых в легенде событий. "Леди Годива" Жюль-Жозеф Лефевр. 1898г. Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина. Однако при этом Леди Годива стала одной из легендарных женщин Средневековья. Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен памятник - леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри. В 1678 году жители города учредили ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, сохранившийся и по сей день. Этот праздник представляет собой карнавал, где много музыки, песен, а вечером фейерверк. Участники карнавала одеваются в костюмы XI века, а участницы - в костюмы Евы. Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годивы. Здесь звучит музыка того времени и участники праздника соревнуются в различных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую леди Годиву. В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в туалеты дам одиннадцатого столетия, и непременным условием соревнования являются длинные золотистые волосы. Мисс "Леди Годива" 1929 Мисс "Леди Годива" 2006 Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан в мраморе, на гобелене, на полотнах живописцев, в кино, на ТВ и даже на обёртке шоколада фирмы «Годива». Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой. В честь леди Годивы был назван астероид 3018 Годива. Как это ни странно звучит, но иногда в честь Леди Годивы получают свое название магазины одежды. Леди Годиву «с распущенной рыжею гривой» упоминает Осип Мандельштам в стихотворении С миром державным я был лишь ребячески связан… Леди Годиву упоминает Саша Черный в стихотворении «Городская сказка» («…стан, как у леди Годивы») Леди Годиву упоминает Иосиф Бродский в «Литовском ноктюрне» («В полночь всякая речь / обретает ухватки слепца; так что даже „отчизна“ на ощупь - как Леди Годива») Леди Годиву упоминает Борис Гребенщиков в песне «Почему не падает небо» («Ну а ежели кто не еще а уже / И душа как та леди верхом в неглиже» Фредди Меркьюри упоминает Леди Годиву в песне Don’t Stop Me Now: «I’m a racing car passing by like Lady Godiva». Британская группа Placebo упоминает в своей песне «Peeping Tom» Подглядывающего Тома, который следит на расстоянии за неизвестной девушкой. Группа Velvet Underground, упоминает имя Леди Годивы в своей песне «Lady Godiva’s Operation». Группа Boney M в 1993 году записала песню «Lady Godiva». Впервые она была опубликована в том же году на альбоме «More Gold». Группа Mother Love Bone издала песню «Lady Godiva Blues» на альбоме «Mother Love Bone» 1992 года и на переиздании альбома «Apple». 2 серия («Волшебное ню») 7 сезона сериала Зачарованные про Леди Годиву.