Изучение имен в школе необходимо, так как имена обладают большим воспитательным потенциалом, стимулируют потребность в усвоении национальных традиций и приобщают к культуре и истории народа. По мнению Э. В. Екеевой, имена являются уникальным памятником истории и культуры народа. Они отражают его представления, знания и опыт. Народ посредством имен стремился реализовать свои желания физического, нравственного, умственного, эстетического, религиозного воспитания детей. Как известно, современные бурятские имена представляют собой причудливую мозаику, составленную из имен древних и новых, бурятских и заимствованных. За каждым именем стоит содержание-текст. Большую помощь школьникам в изучении личных имен, их роли в жизни человека оказывают книги А. В. Сусловой А. В. Суперанская «О русских именах», Дакпа Янжимы «Мое имя – моя судьба. Что означают бурятские имена?», публикации в газете «Буряад унэн» А. Г. Митрошкиной «Личные имена бурят» и др. Объектом исследования являются история возникновения бурятских и русских имен и мотивы номинации, функционирование в речи и использование в художественном тексте. Мы составляем свою родословную, перечисляем всех своих родственников по отцовской линии до седьмого колена, пишем сочинение «Я и мое имя». Для нас, учащихся 5 – 7 классов, проводится научно-практическая конференция «Энциклопедия одного слова», готовясь к которому, исследуем выбранное слово, в т. ч. имя собственное, с точки зрения всех разделов русского языка, наблюдаем за «жизнью» этого слова в речи, составляем сказки, стихи, рассказы, подбираем примеры использования слова в художественных текстах, результаты исследования находят отражение в словарике «Имена собственные учащихся 5 класса» и др.

Антропонимика - наука, изучающая личные имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы. Основой этого термина являются греческие слова antropos – «человек» и onuma – «имя».

Каждый народ посредством имен стремился реализовать свои желания физического, нравственного, умственного, эстетического, религиозного воспитания детей. Имена, призванные называть, могут быть чрезвычайно значимы. Имена являются уникальным памятником истории и культуры народа. Они отражают его представления, знания и опыт.

На уроках и внеклассных занятиях по русскому языку мы уже обращались к теме имён. Эта работа заинтересовала нас. Мы решили расширить и углубить свои знания в этой области, поэтому для исследования взяли тему «Имена собственные учащихся 5 класса Узонской средней общеобразовательной школы».

Ведь многие из нас даже не подозревают, что имя Александр пришло к нам из греческого языка. А совсем не похожие имена Димэд и Чимит из тибетского языка. Как же оказались у бурят заимствованные имена? За каждым именем стоит содержание-текст. Большую помощь нам в изучении личных имен, их роли в жизни человека оказывают книги, словари. Результаты исследования нашли отражение в словарике «Имена собственные учащихся 5 класса» и др.

Для бурятов характерны были имена: Наhата, Этигэл, Арсалан, Баяр и др. Но с течением времени менялось и отношение к имянаречению. Сейчас мы наблюдаем причудливую мозаику, составленную из имен древних и новых, бурятских и заимствованных.

С принятием в Забайкалье буддизма появляются новые имена: тибетские, пришедшие из Тибета. Около 300 лет тибетский язык был возведён в ранг языка религиозного ритуала. Таким образом, имена тибетского происхождения распространились среди бурят. Обратимся к сочинениям учащихся. Приведем пример из сочинения «Семья для меня – это круг близких мне людей, которые относятся друг к другу, как можно добрее и ласковее. Члены этой семьи никогда не предают свой род, они берегут его честь и достоинство. Когда я родилась, меня назвали Мария. А история моего имянаречения такова: Марией назвала меня мама, потому что это имя красиво звучит. И к тому же это имя очень популярное. Во многих сказках главные героини носят это имя. Например, «Машенька и медведи» и др. Много известных и знаменитых людей носят это имя: Мария Николаевна Ахметова – профессор, доктор педагогических наук и др. ».

2. Имена учащихся 5 класса учащихся Узонской средней школы

Рассмотрим, какие имена носят учащиеся нашего класса, в котором учатся 13 детей бурятской национальности.

1. Александр - (гр.) – защитник людей.

2. Алена от имени Елена (гр.) – толкования неточны: избранная, светлая, факел и т. д. В греческой мифологии спартанская царица, прекраснейшая из мужчин Алена способна проявлять сочувствие и сострадание к человеку, который нуждается в помощи, может даже принести себя в жертву. При этом она умна, не робеет при опасности, не терпит обмана. Обидчика умеет наказать, проявив при этом незаурядную изобретательность.

3. Анжела (гр.) – ангелина, ангельская.

4. Арюун- (бур.) –чистый, красивый, честный. Бурятское женское имя Арюна- стирилизовано от Арюун.

5. Даши (тиб.) – счастье, процветание, благоденствие.

6. Димид (тиб.) - чистый.

7. Дулсон – (тиб.) –прирученный, украшенный, буддийское его значение – монах (т. е. ведомый по пути совершенство) .

8. Мария - (евр.) этимология имени неясна. Возможно- горькая, или, по другим толкованиям - сильная, прекрасная. В христианских религиозно – мифологических преданиях – богородица, богоматерь, матерь божья, мадонна - земная мать Иисуса Христа, иудейская девственница, чудесно родившая без разрушения своей девственности (дар, с. 48(. Имя, имеет несколько значений: «горькая», «любимая», «желанная», «упрямая», или «госпожа». Порядочность, доброта, надежность, активность, гуманность. Мария обладает огромным запасом любви и нежности. С детства у нее проявляется мягкость, послушание, сочувствие к людям и готовность помочь попавшему к беду человеку.

9. Солбон – (бур.) существует два значения: утренняя звезда и ловкий, проворный. Вариант этого имени частый и у других народов: Цолбон (мон.), Солбан (хакас.), Чолбоч (якут. , эвенк.), Цолви (ойрат. - калм.). Это объясняет тем, что в мифологии монгольских народов, сибирских тюрок и некоторых тунгусских народов Солбон - персонификация или дух- хозяин планеты Венера, небесное божество.

10. Тимур-(тюрк.) - прочный, стойкий; буквально –железо. Ср. Тумэр.

11. Цырен- (тиб.) - долгая жизнь.

12. Чимит - (тиб.) бессмертный (дар, с. 70 (

13. Янжима (тиб.) – владычица мелодии, обладающая мелодичным голосом. (дар, с. 74(

Итак, среди 13 имен мы нашли:

3 имени собственных из греческого языка: Александр, Анжела, Елена;

5 имен из тибетского языка: Даши, Димид, Долсон, Цырен, Чимит, Янжима;

2 имени из бурятского языка: Арюна, Солбон;

1 имя из тюркского языка: Тимур;

1 имя из еврейского языка: Мария.

Для нас было неожиданностью узнать, что в нашем классе превалируют имена тибетского происхождения (40 %). Не менее интересным было и то, что на втором месте имена греческого происхождения (25 %). Только на третьем месте бурятские имена (17 %). На четвертом – по одному имени из тюркского и еврейского языков (по 9 %). Мы выяснили, что имянаречение следует другим законам. Из 13 бурятов только двое носят бурятские имена.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

Многие родители стараются назвать ребенка редкими именами, чтобы не было повторений. Но все-таки встречаются такие совпадения, что в нашем классе есть два мальчика с именем Тимур.

Выбирая имя своему ребенку, родители подбирают благозвучные имена, которые приятно произносить и слушать: Алена, Арюна, Янжима.

Выбирают имена, заимствованные из других языков, чтобы ребенок быстрее адаптировался к определенной среде, поэтому не всегда дают свои национальные имена: Александр, Анжела, Алена.

Заключение:

Мы выяснили, что многие родители стараются назвать ребенка редкими именами, чтобы не было повторений: Димид. Но все-таки встречаются такие совпадения, что в нашем классе есть два мальчика с именем Тимур.

Выбирая имя своему ребенку, родители подбирают благозвучные имена, которые приятно произносить и слушать: Алена, Арюна, Янжима.

Выбирают имена, заимствованные из других языков, чтобы ребенок быстрее адаптировался к определенной среде, поэтому не всегда дают свои национальные имена: Александр, Анжела, Алена.

Онома́стика, - раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения. В более узком смысле ономастика - собственные имена различных типов.
Ономастика исследует фонетические, морфологические, словообразовательные, семантические, этимологические и другие аспекты собственных имён.

Ономастика традиционно членится на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих собственные имена:

  • Антропонимика- изучает имена людей,
  • топонимика - названия географических объектов,
  • зоонимика - клички животных,
  • астронимика - названия отдельных небесных тел и т. д.

*Ономастика делит собственные имена на реалионимы (имена существовавших или существующих объектов) и мифонимы (имена вымышленных объектов).

*В зависимости от языковых особенностей собственных имён ономастика делится на литературную (область литературного языка) и диалектную; реальную и поэтическую (т. е. ономастику художественных текстов), современную и историческую, теоретическую и прикладную.

Антропони́мика - раздел ономастики, изучающий антропонимы - имена людей (принимающие различные формы, например: Пётр Николаевич Амехин, Иван Калита, Игорь Кио, Пеле) и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т. п.); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования.

Личные имена. Концепция личного имени, т.е. отношение членов языкового коллектива к своим именам, постепенно меняется, и это ведет к перестройкам антропонимических систем. Для современного русского человека наиболее естественно двухкомпонентное именование. Это может быть: имя + отчество); имя + фамилия имя + прозвище. С 1990-х годов в России в деловых и политических кругах стало распространяться двухкомпонентное именование, состоящее из полной формы имени и фамилии.

Фамилии . Слово «фамилия» у русских появляется в Петровскую эпоху сначала как обозначение семьи или жены, лишь позже – в значении "семейное имя". То, что теперь называется фамилией, в прошлом называлось семейным прозванием.

Отчества . Отчество – это особое именное слово, образованное от имени отца данного человека. У русских отчество – до сих пор живая именная категория, непременная при официальном именовании и в документах.

Топонимика - наука, изучающая географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики.

Среди топонимов выделяются различные классы, такие как:

Ойконимы - названия населённых мест

Астионимы - названия городов

Гидронимы - названия рек

Исходя из величины объектов, устанавливают два главных яруса топонимии:

1) макротопонимия - названия крупных природных или созданных человеком объектов и политико-административных объединений

2) микротопонимия - индивидуализированные названия малых географических объектов, особенностей местного ландшафта (лесов, полей, урочищ и т. п.).

По составу топонимы могут быть однословными («Днепр», «Плёс»), словосочетаниями («Белая Церковь», «Чистые Пруды»), топонимическими фразеологизмами, причём последние характерны главным образом для микротопонимии («Воздвиженское, что в Игрищах»). В соответствии с грамматической структурой топонимы подразделяются на простые и сложные.

Топонимия служит ценнейшим источником для исследования истории языка и находит применение в исторической лексикологии, диалектологии, этимологии, лингвистической географии, так как некоторые топонимы, особенно гидронимы, устойчиво сохраняют архаизмы и диалектизмы. Топонимика помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения, очертить области былого распро¬стра¬не¬ния языков, географию культурных и экономических центров, торговых путей и т. п.

Ономастика – что это за наука?

Если вы когда-либо занимались изучением фамилий, имен или хотели найти информацию о собственной фамилии, вы наверняка сталкивались с непонятным терминов - ономастика. Итак, ономастика - что это за наука?

В переводе с греческого языка, ономастика означает - искусство давать имена. Если говорить сухим научным языком, то ономастика - это специализированный раздел лингвистики, который изучает имена собственные, историю возникновения имен, их преобразования в ходе длительного использования в языке-источнике или при заимствовании из другого языка. В более узком понимании ономастика - изучение собственных имен различного типа, ономастическая лексика. Теперь вы уже имеете некоторое представление, что такое ономастика - что это за наука? Давайте рассмотрим, какие направления имеет ономастика. В ономастику входят такие разделы: антропонимика, астронимика, топонимика, зоонимика, космонимика, хрематонимика, прагмонимика, карабонимика, теонимика. Остановимся на каждом поподробнее.

Антропонимика - специализированный раздел, изучающий собственные имена и фамилии людей (антропонимы), происхождение фамилий и имен, изменение и преобразование их в процессе длительного использования, их географическую распространенность, социальную функцию, развитие и общую структуру антропонимических систем. Под антропонимом понимают любое собственное имя (Андрей, Наталья и т.д.), отчество (Николаевич, Ивановна и т.д.), фамилию (Воротынцев, Савельева и т.д.), псевдоним (сов. писатель Аркадий Голиков - Аркадий Гайдай, и др.), прозвище (Косой, Злой и т.д.), клички (Фонарь, Пружина и т.д.).

Астронимика занимается изучением названий всех небесных объектов или отдельно взятых названий небесных тел (Луна, Солнце, звезды, кометы и т.д.).

Космонимика занимается изучением названий объектов исключительно космического пространства, например: научные и народные названия галактик, созвездий и т.д.

Топонимика изучает собственные имена любых географических объектов и образований (как научных, так и народных). Например: река Волга, Россия, гора Эверест и т.д.

Раздел ономастики, называемый зоонимикой, занимается изучением собственных имен и кличек животных (Белка, Шарик, Тузик и т.д.).

Хрематонимика. Объектом изучения хрематонимики являются имена предметов относящихся к материальной культуре человечества (меч «Дюрандаль», алмаз «Орлов» и др.).

Карабонимика занимается изучением собственных имен различных катеров, кораблей, и прочих судов (Титаник, Аврора и т.д.).

Теонимика - раздел ономастики изучающий собственные имена различных божеств и богов любой культуры (Посейдон, Зевс, Тор и др.).

Прагмонимика отвечает за изучение наименований разных товаров. Например, чоконимы - это шоколадная продукция («Ромашка», «Красный мак» и т.д.).

Наверное, теперь ответ на вопрос - «ономастика - что это за наука?» практически полностью раскрыт. Осталось только остановиться на функциях ономастики. Зачем она вообще нужна?

Основная суть ономастических исследований заключается в выявлении и понимании путей миграции всех народов, изучение культурных контактов и связанное с ними смешение языков. Также ономастика занимается изучением древних диалектов и первоначальным состояние языков разных народностей. Наибольшее значение в ономастике имеет антропонимика. Ономастические исследования имеют различные аспекты. Вот основные из них: описательная ономастика (общий филологический и лингвистический анализ), теоретическая (общие законы и принципы функционирования всех ономастических систем), прикладная ономастика (присвоение и функция имен), ономастика художественных произведений (культурный аспект), историческая ономастика (история имен), этническая (возникновение, особенности и функция всех этнических групп).

Имена собственные остро реагируют на любые изменения, произошедшие и происходящие в обществе, культурах и природе. Поэтому с помощью ономастических исследований предоставляется возможность проследить многие важные исторические события, произошедшие с человечеством. Все огромное многообразие нашего мира вещей, реальных, придуманных и только гипотетических является первичной основой нарицательных имен, которые обобщают схожие факты и собственных имен, которые выделяют отдельно взятые предметы из ряда названных при помощи имен нарицательных. Точно так же, как вещи имеющие имена размещены на земном и внеземном пространстве, слова их именующие размещаются в сознании людей их употребляющих, так сказать имеют пространственное размещение (ономастическое пространство) в человеческом сознании, различное для жителей разных регионов нашей планеты. Сходное пространственное размещение характерно для жителей одной местности, выходцев из одного региона. Ономастическое пространство можно описать как именной континуум, который существует в сознании людей и у каждой разной культуры, временного промежутка истории он различается. В сознании каждого отдельно взятого человека, ономастическое пространство наличествует во фрагментарном составе. Полностью выявить его представляется возможным только при специализированном исследовании.

Если верить религиям многих народов, то первые имена имелись у небесных светил, животных, места на земле (известные на тот момент), и собственно сами люди. Только это ограниченное количество объектов и предметов заполняло ономастическое пространство сознания древних людей. По прошествии времени, расширяя границы знаний, человек начал тем самым расширять границы ономастического пространства. Все что человечество познало, открыло, придумало и создало, теперь имеет собственные имена и наполняет поистине огромное ономастическое пространство всего человечества. Также согласно религиям, пользуясь ономастикой можно прийти к выводу к тому, что все самые древние культуры (стоящие у истоков человечества) имели примерно одинаковое ономастическое пространство.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Коммунальное Государственное учреждение

«Общеобразовательная средняя школа № 32»

Научно – исследовательский проект

Тайна фамилии много расскажет…

Секция: Языкознание

Руководитель: учитель начальных классов

Коршикова Наталья Львовна

Г. Темиртау

Аннотация.

Цель: ознакомление с историей происхождения фамилий и их толкованием для общего анализа фамилий в моём классе и окружении.

Задачи:

Исследовать происхождение фамилий моих одноклассников.

Узнать значение фамилий, произошедших от имён, прозвищ.

Составить таблицу классификации этих фамилий.

Рассказать о своих находках.

Гипотеза:

Этапы исследования:

    Познакомиться с историей происхождения фамилий;

    Проведение социалогического опроса среди учащихся школы;

    Изучить происхождение и образование русских фамилий;

    Сбор данных о происхождении фамилий моих одноклассников;

    Анализ фамилий учащихся и учителей нашей школы;

    Отражение результатов в таблицах и графиках:

    Создание «Словаря классных фамилий».

Методы исследовательской работы:

    поисковый

    описательный

    метод анализа и обобщения

    составление графиков

Результаты работы:

    Накопление знаний об истории и происхождении фамилий;

    Приобщение к исследовательской и поисковой деятельности;

    Теоретическое использование результатов: продолжение изучения проблемы.

Практическое использование результатов:

    Выступление перед учащимися школы с презентацией проекта;

    Создание «Словаря классных фамилий»;

    Классификация фамилий учащихся школы по их происхождению .

1.Введение_____________________________________________стр.2-3

2.Основная часть________________________________________стр. 4-11

2.1. Наука, изучающая фамилии ___________________ стр. 4

2.2. Значение слова «фамилия» __________________ стр. 4-5

2.3. История происхождения фамилий ______________ стр. 5-7

2.4. Фамилии в моём окружении и классе ___________ стр. 7-10

2.5. Нестандартные фамилии ______________________ стр. 10-11

3.Заключение___________________________________________стр. 12

4.Использованная литература_____________________________стр. 13

5.Приложения__________________________________________

    Введение.

Тайна фамилии много расскажет,

Чью – то судьбу непременно расскажет

Смысл фамилий знать нужно давно

Тайну укрыть никому не дано!

Фамилия, имя, отчество... Каждый день мы называем фамилии своих друзей, упоминаем фамилии известных и мало знакомых людей. Ежедневно нам приходится слышать и свою фамилию. А находясь далеко от дома и случайно услышав свою фамилию, обращённую к какому-то незнакомому человеку, наверное, каждый думал, не родственник ли это.

По-разному относится каждый из нас к своей фамилии: кто-то спешит заменить на более звучную, кто-то находит в своей родословной великого человека и берёт его фамилию. Есть и такие, кто гордится тем, что он Иванов или Петров. А многое ли мы знаем о своей фамилии? На уроках об этом не рассказывают, специальная литература не всем доступна. Фамилия - это наследственное имя семьи, своего рода живая история. Вот и получается, что большинство из нас – «Иваны не помнящие родства». Неужели ей, частичке истории наших семей, сёл и даже губерний, суждено быть только набором приятных или чуждых звуков? И я задумалась, интересно ли значение фамилий моим сверстникам, учащимся нашей школы вообще?

Именно эти вопросы и положили начало моей работе. Оказалось, что без специальных знаний звучание многих фамилий не вызывало никаких ассоциаций. Стало интересно, многие ли в нашей школе знают о происхождении своей фамилии.

Цель: ознакомление с историей происхождения фамилий и их

толкованием для общего анализа фамилий в моём классе и окружении.

Задачи:

1. Исследовать происхождение фамилий моих одноклассников.

2. Узнать значение фамилий, произошедших от имён, прозвищ.

3.Составить таблицу классификации этих фамилий.

4. Рассказать о своих находках.

Актуальность :

Сейчас стало модным интересоваться своими предками, составлять фамильное (генеалогическое) дерево. Ведь так важно для каждого, ощутить себя не отдельной личностью, чей век недол ог, а частью целого рода, звеном в цепи по колений . Я решила узнать историю происхождения фамилий моих одноклассников, а также некоторых учащихся нашей школы и учителей.

Гипотеза:

Я думаю, что история фамилий тесно связана с историей народа и его языка и предполагаю, что большинство фамилий моих одноклассников образовано от имён собственных.

Объект исследования: антропонимика: русские фамилии, литература, посвященная фамилиям, данные интернета

Предмет исследования: фамилии учащихся 5 класса ОСШ №32, происхождение и значение фамилий.

Методы исследования:

    поисковый

    описательный

    метод анализа и обобщения

    составление графиков

2.Основная часть

2.1.Наука, изучающая фамилии

Антропонимика – раздел ономастики, изучающий имена людей и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища), их происхождение, закономерности и функционирования. Антропонимика вычленилась из ономастики в 60 – 70-е годы 20 века.

Ученые-антропонимисты подчеркивают, что изучение происхождения фамилий способно дать полезные сведения и для историков, и для исследователей русского языка, т.к. некоторые слова, исчезнувшие из современного языка, могли сохраниться в фамилии. Восстанавливая такие слова, мы можем восстановить и некоторые детали жизни наших предков.

Российские исследователи - антропонимисты занимаются изучением русских фамилий относительно недавно, среди работ, посвященных этой теме, можно назвать словарь Ю. А. Федосюка «Русские фамилии», сборник Никонова В. А. «Имя и общество», «Ономастикон» Веселовского С. Б. Из этих работ мне удалось узнать, что первые русские фамилии встречаются в дошедших до нас древнерусских документах 15 века, но существовать они могли и ранее. В 19 веке почти каждый русский уже имел фамилию. Но строгую наследственность и юридическую закрепленность они получили в 1930 году.

2.2.Значение слова «фамилия»

Интересна история самого слова «фамилия». По происхождению своему оно латинское и в переводе означает – семья.

Русское значение – « семейное имя », это наследственное семейное именование, употребляемое вместе с личным именем. То есть она передаётся из поколения в поколение, от старших членов семьи – младшим.

Появилась на Руси в 16-17 веках после указов Петра I .

И только в XIX веке слово фамилия в русском языке постепенно приобрело своё второе значение, ставшее затем основным.

2.3.История происхождения фамилий.

Соответственно, чтобы узнать, в чём состоит значение и тайна фамилии, нужно обратиться к её истокам, понять, какова их история и происхождение. Фамилия – очень ценный материал для исследования в разных областях знаний.

Первыми получили фамилии представители знати в XIV - XV веках – князья, бояре. Самая многочисленная часть русского населения – крестьянство – не имело фамилий до XIX века, а некоторые получили фамилии только в 30-х годах XX века в связи с получением паспортов.

До этого в документах можно было встретить такие названия лиц: иван елизарьев сын меншого ушатого. Здесь мы видим указание на имя (Иван), отчество (Елизарьев), но фамилии нет. Можно понять, что Елизарий – сын меньшого ушатого. Безусловно, единая трёхчленная система наименований (имя, отчество и фамилия) удобна, но создавалась она на протяжении четырёх веков.

Абсолютное большинство русских фамилий происходит от временной фамилии отца (нынешнего отчества), то есть имени деда, закрепляя наследственное имя в третьем поколении. В случае,если у деда, чьё имя легло в основу фамилии было два имени – одно крестильное, другое обиходное (чаще это было прозвище),то фамилия образовывалась от второго, так как крестильные имена не отличались разнообразием.

Значит, первый человек, получивший фамилию Никифоров, был сыном Никифора, Петров – сыном Петра и т.д.

Как же быть с Собакиным? Блохиным? Собакин был сыном человека по прозвищу Собака, Блохин – сыном Блохи.

Фамилии могли образовываться и от названия места жительства или места рождения. Пример тому – известные всем фамилии: Сибиряков, Волгин, Онегин, Печорин.

По фамилиям можно определить, чем занимались, кем были наши предки. Гончаров, Кузнецов, Плотников, Лекарь, Шапошников – фамилии, указывающие на род деятельности.

Однако такие фамилии, как Боярский, Князев, Попов, могли указывать не только на занятие отца или его общественное положение, а и на принадлежность этому лицу. На вопрос «Чьи вы?», обращенный к крестьянам, возможно было получить ответ «Боярские (поповы) мы люди».

Фамилии образовывались и от этнонимов, то есть указывали на принадлежность к народности: Греков, Ляхов, Французов, Татаринов.

Есть сведения и о том, что многие русские фамилии-существительные – это языческие имена, обозначающие конкретные предметы, названия частей тела, названия птиц, животных, насекомых, растений: Кваша, Лоза, Шуба, Горб, Борода, Воробей, Орёл, Соловей, Жук.

«Губа Микифоров сын Кривые Щёки, землевладелец», «Данило Сопля, крестьянин», «Ефимко Воробей, крестьянин» - записи в документах 16 века, объясняющих происхождение некоторых наших фамилий.

Интересно и то, что в Древней Руси было принято называть младенцев охранными именами-оберегами – именами с отрицательным содержанием – для защиты, отпугивания злых сил или для обратного действия имени. Это как до сих пор принято ругать сдающих экзамен или желать «ни пуха ни пера». Считалось, что Дур вырастет умным, Некрас – красивым, а Голод всегда будет сытым. Охранные имена существовали до конца 19 века наряду с крестильными, они и дали жизнь таким фамилиям, как Дурнов, Дуров, Некрасов.

Не каждый специалист сразу ответит, от каких слов произошли фамилии Лихарев, Маклаков, Откупщиков, Ряхин, Суслов, Швецов, Шлыков. Слова-основы этих фамилий умерли. В одних случаях исчезли обозначаемые ими предметы и виды деятельности (перестали носить шлык , перестали существовать маклаки и откупщики ), в других - произошла замена слов (швеца теперь называют портным , а ряху - аккуратным, хотя остался антоним неряха ).

Иногда простота фамилии обманчива, потому что утерян омоним, или одно из значений современного нам слова. Бабкин, например, то же самое,что "акушеркин". А Карпов вовсе не связан с рыбой. Имя Карп, нередкое еще в начале прошлого столетия, вышло из употребления и забыто сейчас.

Удивительно, но первая перепись 1897 года показала, что фамилии не имеет до 75 % населения. Окончательно у всего населения СССР фамилии появились только в 30-е годы XX века. Значит, путь многих наших прадедов к фамилии был долгим.

2.4 Фамилии в моём окружении и классе.

Исследование №1.

Я решила узнать у учеников школы знают ли они:

    • Как образовались фамилии?

      Что они обозначают?

Для этого я провела социалогический опрос среди учащихся нашей школы,

где задавала следующие вопросы:

    Знаешь ли ты, в каком веке на Руси у людей появились фамилии?

    Знаешь ли ты, как образовались фамилии русских людей?

    Знаешь ли ты, что означает твоя фамилия?

    Хочешь ли ты узнать о происхождении русских фамилий?

Результаты этого опроса я отразила в графике. (Приложение №1)

Вывод: Большинство обучающихся нашей школы так же, как и мы не

знают, когда и каким образом у русских людей появились фамилии, но хотели бы об этом узнать.

Я изучила происхождение русских фамилий и узнала, что фамилии могут быть иноязычного происхождения, происходить от имён, географических названий, животного и растительного мира, от рода деятельности и искусственные. (Приложение № 2)

Как мы видим, хозяйственная деятельность и духовная жизнь наших

предков, сам человек и окружающая среда, названия профессий, орудий и предметов труда, названия мест на земле – все это отразилось в основах русских фамилий.

А что касается образования фамилий, то чаще всего русские

фамилии образовывались от личных имён через притяжательные прилагательные. Основная масса русских фамилий имеет суффиксы -ов-, -ев-, -ин- и отвечают на вопрос «чей?». Также фамилии образуются при помощи суффиксов -ец, -овец, -ич, -ко и -о отвечают на вопрос кто ты? А также встречаются фамилии с суффиксами – ской, -ский и отвечают на вопрос какой ты? (Приложение № 3)

Исследование №2.

Какого происхождения фамилии у ребят моего класса?

Анализ фамилий ребят нашего класса дал следующие результаты:

В основном мои одноклассники имеют стандартные фамилии ,

образованные от:

    • семейных имен – Дюсембаев, Кусаинов

      Мирских прозвищ – Кайряк, Метелина, Попова, Чистякова, Шумилова, Томилов, Груздов

      слов, обозначающих род деятельности – Баранников

А также иноязычные фамилии:

    • Демещенко, Рейх

Нестандартных фамилий в нашем классе нет.

Меня очень заинтересовало происхождение казахских фамилий.

Интересные истории рассказали о своих фамилиях мои одноклассники

Дюсембаев Аян и Кусаинов Арман. (Приложение № 4).

Основой моей фамилии послужило мирское имя Поп. Фамилия Попов восходит к личному имени Поп, которое было весьма распространено среди мирских людей. Религиозные родители охотно нарекали своих детей такими именами. Поп, со временем получил фамилию Попов.

Одна из самых распространенных наших фамилий, входящая в первую десятку. О попах сложено множество сказок, пословиц и прибауток: «Поп да петух - и не евши поют», «Будешь на том свете попа в решете возить», «Смелого ищи в тюрьме, глупого в попах».

Также я проанализировала некоторые фамилии учащихся и учителей нашей школы и пришла к выводу, что в нашей школе:

    • больше всего учится учеников с иноязычными фамилиями (46)

      и фамилиями, образованными от календарных имен и мирских прозвищ (35)

      так же много фамилий, образованных от названий профессий (18),

      обозначающих животный мир (16)

      единичные фамилии обозначают черты характера человека, средство передвижения и национальность учеников.

Из 199 проанализированных фамилий учеников и учителей

(многие из которых являются родственниками) я не выяснила значение 23 фамилии.

По результатам исследования я составила таблицу классификации фамилий по их происхождению. (Приложение № 5)

Исследование №3.

Как мы относимся к своей фамилии?

В ходе этого исследования я провела анкетирование.

Анкета.

    Напишите фамилии, которые вам нравятся. Почему?

    Нравится ли вам ваша фамилия? Почему?

    Хотели ли вы сменить свою фамилию?

Я попросила своих одноклассников написать фамилии, которые им нравятся и почему?

Проанализировав данное задание, я выяснила:

составляя список фамилий, которые нравятся, ребята опирались не на звучание и не на значение фамилий, а на конкретных носителей фамилий. Они выбирали фамилии тех людей, которые им нравятся: друзей, родственников, известных людей. Очень редко это были благозвучные, интересные фамилии. Шесть человек внесли в список свою фамилию.

Второй вопрос носил прямой характер: " Нравится ли вам ваша фамилия?". На него все учащиеся ответили утвердительно. Затем учащиеся отвечали: "Почему?". 17 ответов имели одинаковый характер: " Фамилия нравится, потому что она моя; принадлежит моей семье; может рассказать о моей семье, роде; редкая; имеет интересное значение и т.д." И только один человек отметил, что нравится звучание фамилии.

3 задание - имело провокационный характер- ребятам была предложена ситуация, когда они могли бы самостоятельно сменить фамилию. Сделать это захотели 3 человека. Смена фамилии была следующая - изменить свою фамилию на фамилию матери или родственников.

Вывод:

Учащиеся 5 класса, знают, что такое фамилия, верны своей родовой фамилии и редко обращают внимание на благозвучность фамилии. Они уважительно относятся к своей фамилии и фамилиям одноклассников.

2.5. Нестандартные фамилии.

Фамилии, не оформленные суффиксами -ов (-ев), -ин (-ын), -ский (-цкий), -ской (-цкой), принято называть нестандартными. Среди них могут быть выделены фамилии иноязычные, а также фамилии явно русские (или, во всяком случае, явно славянские), но не получившие по ряду причин типового суффиксального оформления. Например, Генза, Нога, Муха.

Достаточно открыть телефонный справочник, чтобы найти необычные фамилии. Вот некоторые из них: Олло, Сичкар, Рева, Хмара.

Эти фамилии принадлежат ученикам нашей школы.

Вывод:

Изучение фамилий - дело интересное, но отнюдь не простое.

Сохраняя знания о своих фамилиях, мы храним память о нашем родном языке, об истории наших семей, о традициях и верованиях русского народа.

Заключение

Каждая фамилия - это загадка, разгадать которую можно, если быть очень внимательным к слову; уникальное и неповторимое явление нашей культуры, живая история. Я предполагала, что большинство фамилий моих одноклассников образуются от личных имён и прозвищ, и в результате исследования я пришла к выводу, что моя гипотеза подтвердилась. Фамилии, образованные от имени составляют - 75% .

Данная работа может быть продолжена в нескольких направлениях, можно значительно расширять список изучаемых фамилий, можно составлять более точную классификацию фамилий, можно выяснять значения тех фамилий, которые я не смогла определить в рамках этой работы, для этого понадобятся дополнительные словари. Мне кажется, что эта работа очень интересна и увлекательна.

Исследовательская работа убедила меня в том, что фамилии могут быть интереснейшим источником для исследований, так как в них отражаются время и человек - его общественное положение и духовный мир.

Использованная литература:

    Львова С.И. Позвольте пригласить вас…или Речевой этикет. Москва, Дрофа, 2006.

    Успенский Л.И. Ты и твоё имя. Москва, Аванта+, 2008.

    Федосюк Ю. История русской фамилии, Москва, Русские словари, 1996.

    Никонов В. А., Словарь русских фамилий. - Москва, Школа – Пресс, 1993 г

    Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий – М., просвещение, 1975 -160стр.

    Суперанская А. В., Суслова А. В., Современные русские фамилии.- Москва, Наука, 1981 г.

    Сайты Интернет: http : // direct . yandekx . ru

    www . ufolog . ru

    www . famili . info

Популяризаторы физики часто рисуют страшную картину мира, где нет трения. Ну, а если бы в мире исчезли собственные имена - имена людей, народов, домашних животных, названия улиц, домов, городов, рек, звезд, планет, книг, пароходов, фабричных марок и товарных знаков, научных статей и монографий, музыкальных произведений, картин, скульптур, музеев, спортивных обществ, праздников, учреждений и т. д. и т. п.?

Уже из этого далеко не полного перечня понятно, сколько многообразны имена собственные, сколь многим живым существам и неодушевленным объектам они присвоены. И еще ясно из этого перечня, что на планете нашей воцарился бы хаос не меньший, чем тот, который должен бы воцариться, исчезни силы трения.

Изучением, систематизацией, объяснением этого несметного множества имен собственных занимается специальная наука - ономастика. Итак,

Ономастика — это наука, изучающая…

имена собственные во всем их многообразии.

Ономастика как наука, изучающая имена собственные, представляет собой богатый раздел лингвистики. Ономастика изучает историю возникновения имен собственных, их типы, преобразование в результате их длительного использования.

Имена собственные вокруг нас повсюду. Все мы имеем имя, отчество, фамилию - это собственные имена. Название национальности - еще одно собственное имя. Место рождения - республика, область, район, город или село - еще несколько имен собственных. Наш адрес - еще имена.

Имен собственных гораздо больше, чем звезд на небе. Ведь у каждой звезды есть имя - а кроме звезд? В одной Швейцарии, по подсчетам, существует около 12000000 географических названий - во всем мире их, по крайней мере, в тысячу раз больше! А наименования книг, картин, симфоний, статей, стихотворений?

Что изучают разделы ономастики?

  1. Этнонимика: Каждый народ, племя, нация, род, имеют свои имена - этнонимы. С давних пор людей интересовало, почему они называются так, а не иначе, что означает слово славянин, русский, эвенк, тувинец и т. д. Догадки, домыслы и вымыслы, ложные мудрствования и серьезные исследования рождали попытки объяснить происхождение этнонимов. В настоящее время ими занимается особый раздел ономастики - этнонимика.
  2. Теонимика изучает имена богов, демонов, духов, персонажей мифов и легенд о сотворении мира, людей, вещей, животных. Она показывает, как превращались имена нарицательные - наименования ветра, огня, грозы, грома и других явлений природы - в имена собственные.
  3. Хрематонимы - так предлагают некоторые ученые назвать наименования самых различных предметов и явлений, которым, в силу каких-либо причин, люди присваивают собственные имена. Мы знаем, что такие имена имеют стадионы и спортивные общества, шахматные дебюты и даже отдельные партии («Вечнозеленая партия», «Бессмертная партия»), праздники (Первое мая, День геолога), воинские части и отдельные сражения (Бородинская битва, Куликовская битва). Предприятия обозначают, маркируют свои товары или услуги с помощью товарных знаков. Это - собственные имена, причем число их очень велико. Собственные имена - это и названия произведений искусства, книг, отдельных стихотворений. Хрематонимика имеет не только чисто академический интерес. Например, в странах Запада то и дело возникают судебные процессы, связанные с тем, что название товарного знака одной фирмы походит на название товара, выпускаемого конкурирующей фирмой. Решение о том, действительно ли подобны такие наименования, может быть принято лишь с помощью научного анализа.

Да и все остальные разделы ономастики непосредственно связаны с практикой: стоит только назвать фиксацию имен и фамилий в загсе, транскрипцию географических названий, наименования новых объектов на Земле и вновь открытого рельефа других планет. Вот почему наука об именах - ономастика - это не занятие отдельных ученых «чудаков», а наука, самым тесным образом связанная с жизнью.