Часто, когда многие, по любви ко мне имевшие лучшее, чем должно, о моем разумении мнение, просили истолковать Апокалипсис Иоанна Богослова и применить видения ко временам, бывшим после него, я откладывал взяться за то, что выше сил моих, зная, что изъяснение таинственно виденного Святым и имеющего исполниться в будущее время есть дело великого и просвещенного Божественным Духом разума. И если писания древних пророков, уже многими истолкованные, еще полны незримой глубины тайн до того дня, когда знание, еже отчасти, упразднится, и настанет совершенное, хотя большинство их повествует о первом пришествии великого Бога и Спаса нашего (впрочем некоторые и из них говорят о втором Его пришествии), то не окажется ли дерзостью, особенно со стороны лица, непричастного пророческому Духу, изъяснение того, чему не видно и конца. Но так как послушание лучше жертвы (Екклес. 4,17), упование же, по Апостолу, не посрамит (Рим. 5, 5), а любы николиже отпадает (1 Кор. 13, 8) то, будучи связан с твоею, Макарий, богоугодною душою чрез эту любовь и, надеясь ради нее получить восполнение недостатков и награду за послушание - сей плод любви, кратко с помощью умудряющего Бога, выполню мне повеленное.

Во-первых, и сам ты знаешь, всякое Божественное Писание дано Духом в трояком виде, как троечастен и человек. Как бы некоторое тело его составляют буквы и подлежащий чувству рассказ, как бы душу - образные, переносящая читателя от чувственного к мыслимому, выражения и как бы дух его - указание и созерцание самого возвышенного - будущего: первое приличествует сущим под законом, второе - сущим под благодатью и третье - блаженному состоянию, в котором царствует дух, поборовший все плотские помыслы и движения. Первое занимается передачею событий, уже совершившихся, но не редко и не мало украшается и предтекущими образами истины; второе - поучениями приточными и другими подобными учительными рассуждениями, как напр.: терния прозябают в руце пьяницы (Притч. 26, 9), или: усрамися Сидоне, рече море (Исаiя 23, 4) и т. п.; третье же, т. е. духовное, по преимуществу заключается в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Правда, вместе с историческим и образным видимо оно во множестве и у других пророков, но здесь в особенной мере преизобилует; посему Богом и поведано возвещать его только совершенным в знании. Потому же и мы приступаем к изъяснению виденного блаженным Богословом не как постигшие глубину сокрытого в нем духа, ибо не осмеливаемся и не имеем в виду даже изъяснить всего сказанного в буквальном смысле, но желаем только дать упражнение уму в дальнейшем стремлении, презрении, как непостоянного, настоящего и желании будущего, как вечного, совершенное же познание сего предоставляем Божественной премудрости, знающей и те времена, в которые исполнится предсказанное, испытание нами коего запрещено Апостолами.

Предприняв cиe ради послушания, настоящее сочинение мы разделили на двадцать четыре слова и семьдесят две главы по троечастности существа,- телу, душе и духу, двадцати четырех старцев, которыми, как подтвердится ниже, обозначается полнота благоугодивших Богу от начала до скончания века. Дальнейшие же рассуждения о сей Боговдохновенной книге считаем совершенно излишними, потому что ее достоверность засвидетельствовали блаженные Григорий Богослов и Кирилл и еще древнейшие: Паппий, Ириней, Мефодий и Ипполит. Заимствовав от них повод, почему в некоторых местах и привели их рассуждения, приступили и мы к сему труду. А ты, человек Божий, вознагради своими молитвами труд, много, как думаю, содействующий сокрушению чрез напоминание о наградах праведникам и наказаниях грешникам.

Архиепископ Андрей Кесарийский, V век.

Андрей - архиепископ Кесарии Каппадокийской, - первый церковный писатель, от которого дошло до нас святое толкование на Апокалипсис.

О времени жизни его историки разногласят; одни относят к VIII или IX веку, а другие к V или VI веку. Из содержания его толкования можно сделать вывод, что он мог жить до конца V века, так как в нем не упоминается ни о каких-либо событиях или личностях, позже этого времени, между тем как с другой стороны, тот способ, как говорится им о гуннах, а также, и то, как Григорий Назианзин и Кирилл Алекасандрийский сопоставляются с Папием и Иринеем как, «старейшими», указывает на 2-ю половину названного века.

Так как Андрей Кесарийский принадлежит еще к сравнительно раннему времени, то его свидетельство о том, что Апокалипсис признавали подлинною и боговдохновенною книгою такие древние писатели, как Папий, Ириней, Мефодий, Ипполит и другие важные личности, служит доказательством того, что эти древние отцы и учителя Церкви признавали Апокалипсис творением святого апостола Иоанна и что признание его принадлежности этому апостолу древнее отрицательного отношения к нему. Что касается метода истолкования, то Андрей Кесарийский находит в Апокалипсисе тройственный смысл (соответственно троечастности человека, как состоящего из тела, души и духа, в назидание которому дана эта книга): смысл буквальный или исторический, затем смысл тропологический (иносказательный), приводящий от чувственно воспринимаемого к тому, что может быть познаваемо только духовно, и наконец, смысл аналогический, который раскрывает недоступный чувственному восприятию тайны будущего и вечной жизни (буква есть как бы тело, тропология или образность - душа и аналогия соотвествует духу). Аналогический смысл, по мнению Андрея Кесарийского, есть главный в Апокалипсисе, почему и объяснение этой книги сопряжено с величайшими затруднениями. Главная его задача сводится к тому, чтобы указать в истории исполнение содержащихся в Апокалипсисе пророчеств, причем однако он признает, что такое указание возможно только отчасти, так как многое из того, о чем говорится в Апокалипсисе, принадлежит еще неопределенной будущности. Замечательно, что по его толкованию вслед за царством Константина Великого должно наступить царство антихриста. Под восемью царями (Откр. 17, 10 и см.) он разумеет восемь мировых царств, и из них шестое есть римское, седьмое - царство Константина Великого и восьмое - царство антихриста. Комментарий Андрея Кесарийского есть главное патристическое толкование на Апокалипсис, так как все последующие патристические толкования книги примыкают к нему и отчасти являются извлечениями из него с присоединением лишь немногих, новых, объяснений и некоторых незатронутых им преданий. Греческий подлинник, с латинским переводом творения Андрея Кесарийского см. у Миня, Греческая Патрология 106, 199. Русский перевод - 1882, 1884 и 1889 (вместе с старым славянским переводом Лаврентия Зизания).

* Александр Иванович Пономарев,
магистр богословия, профессор
Киевской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 1, столб. 764. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1900 г.

    АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ - архиеп. Кесарии Каппадокийской, автор первого сохранившегося толкования на Откровение Иоанна Богослова (между 563 и 614). Работа А. К. имеет большое значение для изучения истории текста Апокалипсиса и ранней истории его толкования, т. к. содержит … Православная энциклопедия

    АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ - свт., архиеп. (6–7 вв.). О жизни А. ничего не известно, кроме того, что он был архиеп. Кесарии Каппадокийской. Спорными остаются даже даты его жизни. Единственное сохранившееся его произведение толкование на Апокалипсис. Это был один из первых… … Библиологический словарь

    - (др. греч. Ἀνδρέας) греческое Род: муж. Этимологическое значение: «мужественный, храбрый» Отчество: Андреевич, Андреич Андреевна, Андревна Производ. формы … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Андрей Первозванный (значения). Запрос «святой Андрей» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «святой Андрей» перенаправляется сюда. В Википедии есть статьи о кораблях «Святой… … Википедия

    Мученичество апостола Андрея Апостол Андрей (греч. Ανδρέας , лат. Andreas), больше известный как Андрей Первозванный один из апостолов (учеников) Иисуса Христа, брат Симона Петра, персонаж Нового Завета. Содержание … Википедия

    Прокопий Кесарийский греч. Προκόπιος ο Καισαρεύς … Википедия

    Жена, облечённая в солнце (миниатюра Геррады Ландсбергской, конец XII века) Слева от Жены изображена битва со зверем из моря, справа красный дракон извергает на неё водный поток, в небе над ней её младенец, восхищаемый к престолу Бога Жена,… … Википедия

    - (миниатюра Геррады Ландсбергской … Википедия

    - (Греческая патрология) отредактированное собрание трудов Отцов Церкви и различных светских авторов, написанных на греческом койне и византийском языке. Состоит из 161 го тома, напечатанных в 1857 1866 годах в Католической типографии Миня.… … Википедия

    Patrologia Graeca (Греческая патрология) отредактированное собрание трудов Отцов Церкви и различных светских авторов, написанных на греческом койне и византийском языке. Состоит из 161 го тома, напечатанных в 1857 1866 годах в Католической… … Википедия

Книги

  • , Архиепископ Андрей Кесарийский; Лопухин Александр Павлович; Митрополит Вениамин (Федченков); Архиепископ Аверкий (Таушев) Категория: Религия и духовная литература Серия: Подарочные издания. Мир православия Издатель: ЭКСМО , Производитель: ЭКСМО ,
  • Толковый Апокалипсис , Арихиепископ Андрей Кесарийский , Лопухин А. и др. , Апокалипсис - самая загадочная книга Нового Завета и единственная пророческая книга, в которой говорится о будущем. Многие поколения верующих христиан, философов, мистиков пытались разгадать… Категория: Христианство
  • Толковый Апокалипсис. Откровение святого Иоанна Богослова и самые авторитетные толкования от древности до наших дней ,

Из книги Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах автора Безрогов В Г

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (КЕСАРИЙСКИЙ) (329/330-379) Творчество Василия Кесарийского - одна из вершин усвоения языческой философской культуры христианской церковью. Характерно, что вместо "наша религия" Василий часто говорит "наша философия".Он родился в семье ритора-христианина в

Из книги КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ автора

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

АРЕФА КЕСАРИЙСКИЙ архиеп. (ок. 850–ок.932), визант. писатель, ученый, экзегет. Род. в г. Патры, образование получил в Константинополе. Был лучшим в свою эпоху знатоком антич. культуры и святоотеч. письменности. А. изучал мн. древние рукописи классич. писателей (в частн., Платона) и

Из книги Книга об Антихристе автора Деревенский Борис Георгиевич

ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ, ПАМФИЛ еп. (ок. 265 - ок. 340), греч. писатель, первый историк Церкви, сочинения к–рого сохранились до нашего времени. Е. справедливо называют «отцом церковной историографии», поскольку в отличие от своих предшественников (*Гегезиппа, *Юлия Африкана и др.)

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

ПАМФИЛ КЕСАРИЙСКИЙ сщмч. (ум.310), древнехрист. писатель и ученый. Род. в Египте (ныне Бейрут), где и получил начальное образование. В Александрийской катехизич. школе изучал Писание и богословие. Величайшим авторитетом для П. стал с тех пор *Ориген. Поселившись в палестинском

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ – ТОЛКОВАНИЕ НА ОТКРОВЕНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА 30. [О Енохе и Илии] И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника,

Из книги История христианства. Том I. От основания Церкви до эпохи Реформации автора Гонсалес Хусто Л.

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

Глава II Гонение от ариан при Валенте. Василий Великий, епископ Кесарийский. Святой Григорий Богослов Миновало гонение от язычников, но опять настало гонение от ариан. Валентиниан, по примеру многих своих предшественников, счел нужным избрать себе соправителя, и выбор

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

8 Официальное богословие: Евсевий Кесарийский Когда я смотрю на запад или на восток, когда я смотрю на всю землю и даже на небо, я всегда и повсюду вижу благословенное Константинова руководство одной империей. Евсевий Кесарийский Евсевий Кесарийский был, по всей

Из книги Евангелие от Иоанна автора Милн Брюс

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том I автора Автор неизвестен

Из книги Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века автора Автор неизвестен

а) Андрей (1:40,41) Андрей - первый ученик Иисуса, который назван по имени (40). Брат Симона Петра - такое наименование было бы более привычным для читателей Евангелия от Иоанна. «Брат Петра» является своего рода обозначением Андрея. Он такой не один. Многие живут в тени других

Из книги Памятники Византийской литературы IX-XV веков автора

Св. Василий Кесарийский. Полемика с Евномием (А. С. Бирюков) Свт. Василий Кесарийский (Василий Великий) родился в 329/ 330 г. в Кесарии Каппадокийскоп в богатой благочестивой семье. Его отец, Василий Неокесарийский, - профессиональный ритор, был из семьи богатых понтнйскнх

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Ноября 3 (16) Священномученики Иоанн (Кесарийский), Петр (Косминков) и Симеон (Кречков) Составитель игумен Дамаскин (Орловский)Во время гонений на Русскую Православную Церковь бывало, что воинствующие безбожники арестовывали не только священника, но и весь клир, а также

Из книги автора

АРЕФА КЕСАРИЙСКИЙ (IX–X вв.) О СВОЕЙ СЕСТРЕ Хоть поспешила мне смерть погасить моей жизни лампаду Факела свет моего блеска живого лишив, Но тем не менее злость утолил своей ярости демон, Бедами обременив всю мою краткую жизнь. Сделал меня он вдовой, когда грудью дитя я

Из книги автора

Поучение 2-е. Св. мученик Агапий и другие (8) Кесарийский (Не фанатизм, но ревность по вере заставляла св. мучеников идти на страдания за Христа) I. В Риме и других больших городах римской империи часто давались кровавые зрелища, на которых происходил бой людей со зверями, и

Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова

ОТДЕЛ I

Статья первая

Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.

Апокалипсис есть такое откровение сокрытых тайн, которое бывает во время озарений ума или в видениях во время сна, или в бодрственном состоянии при помощи Божественного осияния. Если апостол говорит, что это Откровение дано Христу от Бога, то употребляет выражение применительно к природе человеческой, ибо в своем Евангелии он более всех других евангелистов изображает Его в чертах возвышенных и выражениях Божественных. Также и здесь чрез служащего ангела и именем учащихся рабов указывает нам на величие Божества Христова, ибо Ему работна всяческая (Пс. 118,91).

Выражение быти вскоре обозначает, что некоторое из предсказанного в Откровении находится, так сказать, под руками, да и относящееся к концу не замедлит исполниться, ибо у Господа тысяча лет яко день вчерашний, иже мимо иде (Пс. 89, 5; 2 Пет. 3, 8).

И Он показал, послав оное чрез ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел.

Христос, как Владыка, явил мне это чрез ангела, мне, Своему рабу, свидетельствовавшему в него исповедание, чтобы чрез виденное я засвидетельствовал и проповедал для обращения слушающих как о том, что хотя и существует, но сокрыто от людей, так и о том, что имеет быть. Ибо тайновидец пророчески << видел то и другое; это же ясно и из слов яже суть и имже подобает быти, указываюна настоящее и будущее время.

Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем: ибо время близко.

Прославляет тех, которые читают и слушают, чтобы исполнять, потому что назначенное людям время для делания и получения блаженства кратко. «Делайте, дондеже день есть, приидет нощь, егда никтоже может делати», - говорит Господь (Ин. 9,4). Иначе: по сравнению этой кратковременной жизни с будущею, вечною, близко время воздаяния коемуждо по делам его (Мф. 17,27).

Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть, и был, и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа.

Хотя много было местных церквей, но он послал только седмим церквам. Это сделал ради седмеричного числа, означающего таинственно все церкви, а также и по соответствию этого числа настоящей жизни, в которой принят седмеричный круг дней. По той же причине он упоминает только о семи ангелах и семи церквах, которым шлет свое приветствие: «благодать вам и мир от Триипостасного Божества». Словом Сый означается Отец, сказавший Моисею: Аз есмъ Сый (Исх. 3, 14); выражением иже 6е - Слово, которое в начале 6е к Богу (Ин. l, l); словом грядый - Утешитель, всегда во святом крещении нисходящий на верующих чад Церкви и имеющий излиться на них во всей полноте в будущем веке (Деян. 2). Под семью духами можно разуметь семь ангелов (получивших управление церквами), не поставляемых вместе с Богоначальною и Царственною Троицею, но воспоминаемых с Нею, как рабов ее, как и божественный апостол говорит подобным же образом: засвидетельствую пред Богам и Господам Иисусам Христом, и избранными Его ангелы (1 Тим. 5, 21). Но можно понимать это и в другом смысле: под выражением Сыа, в иже 6е, и иже есть грядый - разуметь Отца, Который содержит в Себе Самом начало, средину и конец бытия всего существующего; под семью духами - дары Животворящего Духа; под имеющим следовать затем - Иисуса Христа, Бога, нас ради соделавшегося Человеком. Ибо и у апостола Божественные Ипостаси поставляются прежде и после без всякого различия, поэтому и здесь говорит и от Иисуса Христа и т. д.

Который есть свидетель верный, Первенец из мертвых и Владыка царей земных.

Ибо Он, свидетельствовавший пред Понтием Пилатом, верен во всех словесех своих (Пс. 144, 13), как жизнь и воскресение; Он перворожден из мертвых (Кол. 1,18; l Кор. 15, 20), и над кем начальствует Он, те не увидят смерти, подобно прежде умиравшим и воскресавшим, но будут жить вечно. Он - Владыка царей, как Царь царствующих и Господь господствующих (Пс. 2,6; Кол. 2,10; 1 Тим. 5,16), равномощный Отцу и Единосущный Ему (Ин. 10, 30; 14,20). Иначе: Он Царь царей земных, царей над земными страстями. И если блаженный Григорий Богослов относит ко Христу выражение Сыа, и иже 6е, и грядый, Вседержитель, ТО нисколько не будет неуместным отнести к Нему и нижеприведенные изречения. К этим словам и добавлено Вседержитель и не упоминается о другом лице. Этот смысл вышеизложенного подтверждают и дальнейшие слова: а от Иисуса Христа, потому что, если б говорилось только об одном Боге Слове и Сыновней Ипостаси, то было бы совершенно лишним словами в от Иисуса Христа отделять Его от иного другого. Боголепные слова приличествуют одинаково как каждой в отдельности Ипостаси, так и всем вместе, за исключением разве, по словам Григория Богослова, отличий и свойств особенных и личных, и относящихся к воплощению Бога Слова. Это подтверждается еще и тем, что Трисвятую песнь серафимов мы поучаемся в Евангелии относить к Сыну, в Деяниях, в проповеди апостола Павла - к Духу Святому, а в приношении Святых Тайн - к Отцу, к Которому мы обращаем молитву эту, как говорит о сем блаженный Епифаний в слове о Святом Духе. Все это мы приводим как доказательство того, что наше изъяснение не противоречит мнению отцов церкви, а теперь с Божьей помощью перейдем к следующему.

Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

Подобает, говорит, слава Ему, разрешившему нас по любви Своей от уз смертных и омывшему нас излиянием Своей Животворящей Крови и воды от скверн греховных и соделавшему нас царским священством, приносящим Отцу живую жертву - словесную службу вместо жертв бессловесных животных.

Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают над Ним все племена земные. Ей, аминь.

Здесь Он, закланный как агнец, приидет во славе Отчей как Судия, на облаках, или силах бесплотных, или подобных тому облаку, которое на горе Фавор осенило Его с апостолами. Грядущаго со славою Его увидит всякое око; распинатели же Его и неверующие в Него племена земные восплачутся (Мф. 24,29–30). Ей, аминь значит: совершенно, так. Этими словами обозначается одно и то же как на греческом, так и на еврейском языке. Аминь - да будет.

Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель.

Словами Алфа и Омега означается Христос, как Бог, все содержащий, безначальный и бесконечный: Сый, и прежде сый, и конца не имый, соприсносущный Отцу, и потому имеющий воздать каждому по делам его.

Я Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в Царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.

Я же, как брат ваш и соучастник в скорбях Христа ради, вполне заслужил ваше доверие, ибо, осужденный за исповедание Христа на остров Патмос, возвещаю о тайнах, которые я на нем видел.

Статья вторая

Видение, в котором видел Одеяиного в подир посреди семи златых светильников

Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Алфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес и Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филаделфию, и в Лаодикию.

Объятый Святым Духом и получив духовный слух, я услышал в чтимый более других воскресный день голос Господа, подобный трубе по своей звучности, ибо во всю землю изыде вещание их (Пс. 18,5). Указав словами Алфа и Омега на Божию безначальность и бесконечность, Он мне повелел поведать о виденном семи церквам, обозначая числом семь, оканчивающимся в субботу, субботствование, то есть покой века будущего. Потому же, пишет великий Ириней, созданы Богом семь небес и семь ангелов, которые начальствуют над другими.

Голос, слышанный апостолом, не был чувственный; на это он указывает словом обратихся, то есть оборотился не за тем, чтобы слышать, но видети его, потому что слышание духовное и видение означают одно и то же. А обратившись, говорит он затем, увидел семь златых светильников (ниже они называются у него церквами) и среди них Христа, подобна Сыну Человечу (не простой человек, но вместе и Бог!) и облеченного в подир, как вышнего Архиерея, по чину Мелхиседекову (Пс. 109,4). Препоясан Он был поясом золотым не по бедру, как препоясываются люди для укрощения похотей (от них свободна Божественная плоть), но при сосцу - по груди, чтобы показать этим, что и крайние меры гнева Божественного удерживаются человеколюбием и что заветы, эти сосцы Владычнии, которыми питаются верные, препоясует истина. Златым пояс назван для обозначения высшего превосходства, чистоты и нескверности.