Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

протоиерей Александр Авдюгин

— По вашему мнению, венчаться могут только люди глубоко верующие? Если нет, то как людям, которые еще не укрепились в своей вере, правильно подготовиться к венчанию и как они должны воспринимать это таинство?
— Я бы не стал какие-то определенные критерии устанавливать для тех, кто может и не может прибегать к Таинству. Да и невозможны тут каноны строгие. Иногда вполне достаточно слов: «Батюшка, мы хотим, чтобы Господь благословил наш брак», в других же случаях я настаиваю на обязательной исповеди и причастии перед Венчанием.
Если и жених, и невеста крещены, то вполне достаточно веры в Бога одного, а второй лишь был бы согласен идти под венец церковный. Тут четкое евангельское разрешение: Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (). Подобные браки не редки и в большинстве случаев через некоторое время я вижу, что к исповеди подходят уже вдвоем, а не только тот, кто настоял на венчании и считался «более верующим».
Готовиться же к Таинству надо также, как мы готовимся к любому значительному событию в своей жизни, то есть со внутренней сосредоточенностью. Она же определяется не только внешним красивым и торжественным видом, но и чистотою душевной. Если под модным и оригинальным свадебным платьем невесты и модным костюмом жениха остались струпья грязных грехов, что-то скрывается друг от друга или недоговаривается, то начало будущих семейных недоразумений уже положено. Поэтому и надобно венчающимся прибегать к Таинству покаяния, то есть к исповеди. Ведь на венчании Господь соединит души и тела двух, совсем недавно разных, не знающих друг о друге людей «и будут двое - одна плоть» (). Вот и представьте себе: одна из душ чиста и непорочна, а другая запачкана и скрытна, каков результат будет?
Совет один перед венчанием – будьте искренни друг с другом, и Божье благословение лишь сильнее объединит любящие сердца.
— О чем должны думать и на что обращать внимание жених и невеста во время обряда?
— Тут легче сказать, о чем думать не надо.
Не имеет значения, кто первый станет на расстеленный под ноги венчающимся рушник, как и не имеет никаких последствий, если свидетели поменяют руки, держа венцы над головами молодоженов (тем паче, что есть венцы достаточно тяжелые); нет разницы чья венчальная свеча прогорит больше, как и не приведет к катастрофе уроненное кольцо или упавший платок. Все эти «приметы» имеют один источник происхождения и зовут его у нас: «фирма ОБС», то бишь «одна бабка сказала».
Внимательно вслушивайтесь в молитвы произносимые священником и молитесь вместе с ним. Лишь то, что читается священником и поется хором, имеет значимость и действительно необходимо для многих лет совместной жизни. Ведь сам богослужебный чин венчания берет начало из глубины веков и именно так, как венчаются ныне, сочетались «в брака общение» и наши далекие предки, именно после этих священнических молитв стало возможным и нынешнее предстояние жениха с невестой пред Престолом Божиим. Не обвенчались бы во времена давние наши пра-пра-бабушки с такими же «пра»-дедушками, откуда нам-то было бы взяться?
— Надо ли молодоженам приходить в храм в день венчания к началу службы?
— Сегодня, большей частью, венчаются на второй день свадьбы, в воскресенье. Какой смысл после субботних торжеств, свадебных угощений, веселья и поздравлений устраивать раннее хождение в храм на службу? Молиться ведь все равно не получится. Лучше все же отдохнуть, до времени венчания…
Исповедоваться же и причаститься Тайн Господних надобно накануне, за несколько дней до официальных торжеств.
В верующих воцерковленных семьях венчание всегда предшествует первой брачной ночи, т.е. плотской близости жениха и невесты. Нынче это установление и обязательность не в чести у большинства молодежи, но все же почему бы, идя к Богу за благословением, не вспомнить те времена, когда соблюдение этих установлений гарантировали долгую и счастливую жизнь?
— Правда ли, что венцы, которые держат над головами молодых во время обряда, – это символы мученичества? Если да, то как надо расценивать этот символ.
— Венцы, возлагаемые на жениха и невесту, символизируют славу союза Христа с Церковью. Это четко определяется евангельским текстом: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (). Слова данные были сказаны тем, кто может ради Бога «претерпеть» и «остаться верным».
Разве супружеский союз не предполагает собой жертву своими собственными привычками и пристрастиями ради счастья любимого человека? Разве семейная жизнь это всегда неуемная радость и постоянное веселие? Отнюдь. Это новые заботы и ограничения себя в материальном плане, в удовольствиях; это бремя обязательств по достойному воспитанию детей; это, в конце концов, и неприятности с недоразумениями с новыми и старыми родственниками, т.к. «враги человеку – домашние его» ().
Как только в семейной жизни, кто либо из супругов станет свое собственное «я» ставить во главу угла, кто будет свое мнение и свои желания не сочетать, а противопоставлять, единение прекратится и семья останется лишь юридическим фактом.
Там же, где ради любви и счастья супруги или супруга есть жертвенность (мученичество) всегда присутствует великая награда – духовное единение, та великая радость, ради которой стоит жить, жениться и замуж выходить. Жертвуя – приобретаем. Страдая – возносимся.
Венцы, которыми мы венчаемся, которые держат над главами молодоженов свидетели – это и венцы домашнего царства и это же мученические венцы, потому как счастливая семейная жизнь без смирения себя, по отвержения своего «я» не получится..
Именно поэтому, когда священник ведет молодых вокруг аналоя, хор поет песнопение: «Святые мученики, славно подвизавшиеся и увенчавшиеся, молитесь ко Господу о помиловании душ наших».
— Что вы можете сказать тем, кто считает венчание неким новым модным обрядом?
— Знаете, как мы называем тех представителей власти, которые нынче в силу своих должностей и ими же придуманных «обязанностей» приходят на церковное богослужение и с бальзамированными от напряжения лицами выстаивают службы? Очень просто – подсвечниками. Другой роли они не играют, ни в храме, ни у себя в душе. Так зачем же неискушенных в жизни молодоженов, по воле моды или дабы блеснуть пред друзьями и знакомыми переводить в роль бесчувственного приспособления для держания свечи?
Если венчание это не просьба к Богу освятить брак, помочь прожить счастливо и достойно, родить и воспитать детей, а просто некий пункт из обязательного списка предсвадебных ритуалов: к памятнику Ленина цветы положить, бутылку шампанского выпить, поворожить на счастье и т. д., то пользы от него не будет никакого…
— Как меняется жизнь молодоженов после венчания? Что они должны и чего не должны делать.
— Любить друг друга. Всё остальное приложится. Один из богословов сказал: «Люби Бога и делай, что хочешь». Вполне можно перефразировать: «Люби жену (мужа) и делай что хочешь». Ведь любовь твоя никогда не позволит огорчить…
Советов молодым дают много и как то готовясь к проповеди я встретил следующие, которые раз за разом повторяю, когда благословляю молодых:
1). Никогда не бывайте одновременно оба сердитыми;
2). Никогда не кричите на друг друга (за исключением, когда пожар в доме);
3). Если кому-то из двух необходимо одержать победу в споре, то уступи победу другому;
4). Если нужно высказать порицание, то сделай это с любовью;
5). Никогда не вспоминай ошибок прошлого;
6). Не идите спать, не примирившись;
8). Старайтесь, по крайней мере раз в день, сказать другому ласковое слово;
9). Когда ты сделал что-либо неправильно, поспеши признать свою ошибку и попросить прощения;
10). Двое участвуют в споре, но тот, кто неправ, тот всегда говорит больше.
— Если же касаться церковных запретов и канонических правил в семейной жизни, то тут все индивидуально, в каждой семье по-разному. Поэтому, если есть благое желание сочетать свою семейную жизнь с православием, то нужно обратится к священнику, хотя бы к тому, который вас венчал.
— Насколько серьезную ответственность берут на себя венчающиеся, и что означает понятие «развод» в Православной церкви?
— всегда считала осуществлением христианского нравственного идеала наряду с девством ради Христа только единственный брак. Именно поэтому церковные правила запрещают избрание священнослужителей из числа людей, состоящих в повторном браке или женатых на уже бывших замужем и тем более вступление в повторный брак по принятии сана. Мирянам, тем не менее, при определенных условиях Церковь дозволяет вступление в повторный брак, понимаемый как хотя и отчасти нарушающую заповеданный Христом идеал святости, но вынужденную уступку человеческой немощи.
Чина «развода» как такового в Церкви не существует. Есть благословение на повторный брак.
настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям…
В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа…
В любом случае – развод есть грех.

Русская Неделя

Несмотря на то, что церковный брак не является обязательным в России и странах СНГ, многие пары решаются на этот ответственный шаг. И если одни семьи искренне хотят заключить свой брак на небесах в знак подтверждения чистой любви и веры в Бога, то другие - просто следуют моде, включая таинство в план свадьбы .

По какой бы причине вы не решили венчаться, свадебный портал сайт напоминает: обязательно следуйте церковным правилам подготовки к таинству!

Перед венчанием: а быть ли таинству?

Прежде, чем начать подготовку к венчанию, необходимо узнать, разрешит ли церковь сочетаться церковным браком вашей паре. Ведь существуют прописанные табу к обряду.

Венчание не состоится, если:


Если имеет место быть хотя бы один из вышеперечисленных пунктов, увы, церковь не сможет благословить ваш союз.


Для таинства нет препятствий? Тогда предлагаем вам небольшую инструкцию в подготовке к венчанию:


Церемония венчания в православной церкви проводится только в том случае, если пара официально оформила отношения. Не важно, решили вы скрепить свой союз непосредственно в день торжества или спустя годы, в церкви могут попросить предоставить свидетельство о браке.



Исповедь и Причастие перед венчанием

Решение обвенчаться не стоит принимать спонтанно. Каждый в паре должен быть искренне уверен в своих намерениях. Важная роль отводится очищению души с помощью молитв, Исповеди и Причастия.

Максимально подробную информацию о том, как подготовиться к обрядам вам обязательно расскажут в церкви. Не стесняйтесь задавать интересующие вопросы, ведь это поможет избежать неловких ситуаций непосредственно во время обрядов.




Перед Причастием и Исповедью следует выдержать пост. В течении трёх дней молодожёны читают молитвы (священник подскажет какие), посещают вечерние службы, отказываются на этот период от сексуальных отношений. Из пищи придётся исключить яйца, мясные и молочные продукты . Всё это необходимо соблюдать перед подготовительными обрядами к венчанию.

Одна из главных задач церкви - помочь человеку усовершенствовать его собственную душу. Церковные учения призывают избавиться от злых помыслов, пустых и матерных слов, принимать всё смиренно и спокойно.

Как правило, Исповедь и Причастие проходят непосредственно перед венчанием. Но это не является обязательным требованием. Жених и невеста могут посетить церковь накануне и порознь.

Каждый церковный обряд направлен на исцеление человеческой души. И если вы действительно решили скрепить свои отношения Церковным браком, то этого должны хотеть оба. И жених. И невеста.

Портал Свадьбаголик.ru советует идти в церковь только тем парам, которые уверены в крепости и чистоте любви в семье. Для этого могут потребоваться годы, и даже десятилетия супружеской жизни. Но только тогда вы сможете полностью оценить глубину и значимость таинства венчания. И к вопросу, как подготовиться к венчанию , отнесётесь с максимальной ответственностью.

Заявление подать... Кольца купить... Платье выбрать... Дату назначить... Приглашения разослать... Костюм... Прическа... Расписаться... В храме договориться... Праздничный обед организовать... Хоть чуть-чуть успокоиться... Прическа, прическа! Забыть о приметах... Но как??? А потом - «один раз и на всю жизнь!»...

В рубрику «Вопросы настоятелю» очень часто приходят вопросы о том, как выбрать венчальные кольца, свечи и иконы, обязательно ли исповедоваться перед Венчанием, в каких случаях можно (если вообще можно) венчаться до регистрации в загсе. Не удивительно, что православные христиане стараются тщательно подготовиться к Таинству, чтобы понять и молитвенно прочувствовать каждое слово. Символичны и все внешние детали, сопровождающие это богослужение...На связанные с этой вечной темой вопросы отвечает прот. Максим Козлов, настоятель нашего храма.

- Как правильно выбрать дату свадьбы?

Жениться благоразумнее всего не в какой-то определенный день, а тогда, когда два человека определились в твердом намерении всю жизнь пройти рука об руку, прошли достаточный срок предварительного общения, чтобы поближе познакомиться друг с другом, чтобы понять, что их намерение твердое и окончательное, позаботились о гражданской регистрации брака, не забыли о желательности получения родительского благословения на брак и, поговев, помолившись, поисповедовавшись, причастившись Святых Христовых Таин, приближаются и к Таинству Венчания.

О том, в какие дни совершается Венчание, можно узнать в любом церковном календаре, а также в Интернете (не венчают в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхальной) Седмице; в период Святок; накануне двунадесятых и великих праздников; накануне постных дней - среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года; накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи; накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня; накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство). Дней же гражданской регистрации Православная Церковь никак не регламентирует: расписаться можно и в Великий пост, если осознавать это лишь как подготовительный этап к созданию законного церковного брака. Счастливых и несчастливых дней для заключения брака Церковь также не различает, а ограничения на совершение Таинства Венчания связаны с постным уставом. Зависимость даты свадьбы от дней рождения также суеверное представление, которого православным христианам придерживаться не следует.

- Можно ли венчаться без регистрации брака в загсе? Ведь о загсах в Библии ничего не сказано.

Безусловно, в Священном Писании Ветхого и Нового Завета о загсе упоминаться не может по понятным причинам. Данное учреждение возникло в Советском Союзе через много веков после формирования книг Ветхого и Нового Завета. Тем не менее, из Священного Писания вытекает другой очень важный принцип: верующий в Бога стремится быть послушным тем заповедям и правилам, которые в Богом учрежденной Церкви установлены. И этот принцип на протяжении примерно двух тысячелетий неизменно сохраняется в Православной Церкви среди тех, кто стремится быть ее верными чадами. Если на сегодня священноначалие определяет, что в качестве предварительного акта перед Венчанием следует пройти гражданскую регистрацию брака на территории Российской Федерации, то это следует сделать, не считая себя умнее Патриарха, Синода, архиереев и епископов, которыми это правило в Церкви было установлено.

- Могут ли быть исключения из правила о предварительной регистрации брака?

В Православной Церкви Венчание без регистрации допускается в порядке абсолютного исключения, в экстремальных случаях: перед операцией с угрозой для жизни, при отправке на Северный полюс и т. д. Во всех остальных случаях супруги должны зарегистрировать свой брак в загсе и только после этого приступить к Таинству Венчания. Вот что мы читаем об этом вопросе в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», раздел Х - «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности»: «Согласно римскому праву, легшему в основу гражданских кодексов большинства государств, брак является соглашением между двумя свободными в своем выборе сторонами. Церковь восприняла это определение брака, осмыслив его исходя из свидетельств Священного Писания... Так, Афинагор в своей «Апологии к императору Марку Аврелию» (II век) пишет: «Каждый из нас считает своей женою ту женщину, на которой он женат согласно законам». «Апостольские постановления», памятник IV века, увещают христиан заключать брак в согласии с законом.

Церковь не рассматривает светский брак, государственно зарегистрированный, как нечто, вовсе ничего не значащее, а считает его некоторым необходимым предварением Венчания. Одним из свидетельств того, что люди ответственно подходят к Венчанию, является то, что они уже прошли все необходимые формальности, связанные с гражданской регистрацией своего союза.

Все же Церковь отделена от государства, и непонятно, почему в храме требуют свидетельства о регистрации брака.

Церковь, несомненно, от государства отделена. Смысл здесь скорее педагогический: ныне за таинствами церкви обращаются люди с разной степенью ответственности и серьезности к ним подходящие. Все мы знаем это на примере таинства Крещения, когда из миллионов людей, крещеных в последние 15-20 лет, лишь относительно небольшой процент стал теми людьми, о ком можно сказать, что они являются воцерковленными, сознательно верующими православными христианами. То же самое в определенной мере наблюдается сегодня и в отношении таинства Венчания. Часто люди, желающие повенчаться, руководствуются не стремлением строить семью как малую Церковь, а соображениями эстетического, традиционалистского или какого-то иного рода. И в этом смысле наличие перед таинством Венчания гражданской регистрации брака является хотя бы каким-то свидетельством о серьезности их намерений в строительстве семейной жизни. А церковному человеку, которому очевидна преимущественная значимость Венчания перед гражданской регистрацией, не может быть затруднительно пройти и последнюю с тем, чтобы то, что совершается пред Богом, имело бы законный характер и перед людьми и обществом.

- Как относиться к брачному контракту?

Как к контракту, понятному для людей неверующих и не уверенных в том, что сегодняшнее их сожительство (употребляю это слово в терминах римского права) является окончательным и что своему сегодняшнему спутнику жизни можно во всем доверять. И действительно, если у тебя много-много денег и ты предполагаешь, что, быть может, те материальные выгоды, которые через тебя вступающий с тобой в брак человек приобретает, привлекают его больше, чем ты сам, тогда почему бы себя не застраховать?! Но понятно, что такого рода отношения не могут иметь места в устройстве православной семьи. Если мы исходим из того, что моногамия - единственная норма для христианина и что Венчание соединяет мужа и жену навсегда, то о какого рода оговорках в их имущественном положении может идти речь?

- Обязательно ли исповедоваться и причащаться перед Венчанием?

Нельзя сказать, что это абсолютно обязательно, но лучшей подготовки к Венчанию, чем молитвенная, покаянная, быть не может. Приступая вместе к Чаше, молодые люди уже могу начать понимать, что такое - строить Малую Церковь.

- Нередко Венчание для неверующих молодых людей становится лишь частью свадебного обряда.

Даже в такой ситуации венчаться все-таки лучше, чем не венчаться, ведь благодать Божия умудряет людей. Но конечно, семена сеются, а взращивать их должен сам человек. Важно, чтобы молодые осознавали, что в Таинстве Венчания произносятся клятвы, которые нарушать нельзя.

- Какова роль свидетелей на Венчании?

С точки зрения смысла Таинства Венчания и его обрядовой стороны, так называемые свидетели - более точно называть их «друзьями жениха» - не играют никакой сакраментальной, то есть значительной с точки зрения содержания роли в чинопоследовании. Они вовсе не то, что восприемники при таинстве Крещения. Кстати, нужно указать, что распространившаяся ныне практика, что венец над женихом держит мужчина, а над невестой девушка, является прямым заимствованием из практики загса. До революции венцы всегда держали мужчины, что и понятно, ибо это и физически непросто - достаточно длительное время на вытянутой руке держать не самый легкий венец. Часто задают вопрос о том, создается ли между свидетелями духовное родство, которое может стать препятствием к их последующему браку. Однако понятно: если в традиции оба свидетеля - мужчины, то запрета на их последующий совместный брак существовать не может. Таким образом, ничто не препятствует юноше и девушке или мужчине и женщине, бывшими свидетелями на Венчании, в будущем создать семью.

Благоразумно приглашать в свидетели только православных христиан, а прочее рассматривать с практической точки зрения: роста и физической выносливости «друзей жениха».

- Как выбрать храм, в котором совершится Венчание?

Вопрос о конкретном месте проведения Венчания для людей, являющихся постоянными прихожанами того или иного храма, обычно не стоит. Конечно, Таинство совершается в «своем» храме; если духовник по какой-либо причине служит в другой церкви, то Венчание может совершаться там. Не принадлежащим тому или иному приходу надо определиться с тем, где будет совершаться Венчание. После того как выбор сделан, нужно решить некоторые организационные вопросы.

Во многих храмах существует предварительная запись, и проблему с ней надо решить заранее. Сделать это может любой родственник, присутствие жениха и невесты при этом не обязательно. Если есть желание, чтобы венчал конкретный священник, необходимо обговорить этот вопрос с ним, иначе Таинство будет совершать тот священник, «череда» которого выпадет в этот день.

- Что нужно для совершения Венчания?

Для совершения Венчания необходимы кольца, так называемая венчальная пара икон - с изображением Спасителя и Божией Матери, венчальные свечи и рушник. Безусловно благоразумно и правильно поступят те жених и невеста, которые перед Венчанием придут на исповедь и причастятся Святых Христовых Таин за некоторое время до Венчания.

- Какими должны быть венчальные кольца?

Традиционным для Православной Церкви является использование венчальных колец без камней и украшений. Принципиальным образом цвет колец, то есть металл, из которого изготовлены кольца, к существу Таинства Венчания не имеет ровным счетом никакого отношения. Впрочем, если молодожены непременно желают использовать кольца с камнями или с молитвой, что ныне входит в моду среди вступающих в брак, им следует посоветоваться в приходе, где они предполагают совершить Таинство Венчания, о возможности употребления конкретных выбранных перстней.

- Важно ли, какая именно икона Богородицы будет использована в качестве венчальной?

Может быть использован любой канонический образ Божией Матери. Чаще всего это Владимирская, Казанская, Феодоровская, Донская иконы. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве Венчания - женихом и невестой.

- По традиции, после Венчания все собираются за праздничным столом. Как сделать так, чтобы, с одной стороны, не пришлось, как часто бывает, краснеть за безудержное веселье, а с другой - чтобы оно не превратилось в скучные посиделки?

Для этого нужно к праздничной трапезе готовиться. И не столько самим молодым, которым естественно сосредоточиться на другом, сколько любящим их близким и друзьям. Родственники должны позаботиться о том, чтобы количество алкоголя на душу населения на брачном пиру не превышало той меры, о которой говорит Священное Писание, когда «вино веселит душу человека». Именно веселит, а не вводит в состояние отупения или бессмысленной эйфории или, тем более, перемещает в горизонтальное положение.

Быть может, даже нужно позаботиться о некотором сценарии свадебного дня, в котором пожелания от близких и друзей должны сочетаться с негреховными развлечениями. Это могут быть и взаимные испытания жениха и невесты на знание друг друга, которое, конечно же, по большей части обернется незнанием и тем самым уроком для них самих. Это могут быть добрые песни, которым так естественно звучать на свадьбе. Это могут быть какие-то общие игры. Главное, чтобы не создалась атмосфера, которая обычно бывает на концертах популярной музыки, атмосфера торжествующего коллективного бессознательного, когда те, кто только что были нормальными личностями, сливаются в единую, незнамо что творящую, многоликую, многоязыкую, но туповатую массу. Избежать этого на брачном пиру крайне важно.

В добрых традициях ряда минувших столетий было принято, что жених и невеста присутствуют только на первой части свадебной трапезы, а затем оставляют ее. В XVI-XVII веках это было очень красиво и торжественно. В последующие века это уже вышло и из обрядовой, и из бытовой области жизни. Хотя, как правило, жениху и невесте не надо было досиживать за столом до ухода последних гостей.

На мой взгляд, сегодня доброй практикой становится, разумеется, если есть такая возможность, отправиться новобрачным непосредственно со свадебного бала на корабль, или на самолет, или на поезд, оставить обычные житейские попечения, торжествующих близких и родных и некоторое время побыть только вдвоем. Если нет средств отправиться куда-то далеко, то можно поехать пожить к друзьям на дачу либо к кому-то в пустую квартиру, лишь бы некоторое время новобрачных никто не беспокоил.

Для начала хочу отметить некоторые ошибки отвечавших выше.

Первое - в венчании не отпускается грехов. Впервые грехи прощаются человеку во время совершения над ним таинства крещения. Те же грехи, которые человек совершал после крещения, отпускаются в таинстве исповеди. Особой подготовки таинство исповеди (если оно не соединено с причастием) не требует, и участвовать в нём может любой крещёный человек.

Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься. Вторая ошибка – утверждать, что время говенья (то есть подготовки к причастию) непременно должно составлять семь дней. Такая практика появилась в России в царское время в связи с тем, что люди тогда причащались обычно лишь раз в год. Этого, конечно, не достаточно для полноценного и гармоничного духовного развития. Ныне вошло в обычную практику время говенья - 3 дня. Однако, по совету со священником это время может быть и изменено. Советую Вам обратиться к священнику и спросить его совета, сколько дней надо говеть и какие молитвы вычитать. Господь смотрит не на количество прочитанного, а на сердце человека. Посему, лучше несколько молитв сказанных со вниманием, чем всё последование прочитанное без внимания и с раздражением. В любом случае, надо посоветоваться со священником, предупредив его, что Вы ещё ни разу не говели. Вполне возможно, что он Вам посоветует прочесть не всё последование, а только определённую часть.

Во время говенья люди отказываются от мясных и молочных продуктов (пост), читают молитвы из последования ко причастию (есть в молитвослове), ограничивают себя в развлечениях (чтобы не отвлекаться от главного - от предстоящей встрече с Богом в таинстве причастия), воздерживаются от половой жизни (также, чтобы не отвлекаться от главного) и готовятся к исповеди (вспоминая все свои грехи совершённые после последней исповеди, или после крещения, если Вы ещё не были на исповеди). Накануне причастия следует посетить вечернее богослужение в храме и с 12 часов ночи до самого причащения не есть, не пить и не курить (если курите). Утром надо прийти на Литургию, исповедоваться (в некоторых храмах исповедь совершают накануне вечером) и в конце службы причаститься.

Всего лучше, конечно, до венчания причаститься, как это и положено. Ведь в причастии люди соединяются с Богом, а в венчании друг с другом пред лицом Божьим. В причастии также люди мистически соединяются во Христе друг с другом. Не забывайте и после венчания регулярно причащаться. Лучше всего делать это не раз в год, а несколько раз в год. Соединяясь с Богом в таинстве причастия, люди обретают силы для борьбы со своими недостатками и для дальнейшего гармоничного развития.