Владимир Машков, художественный руководитель Театра Олега Табакова

Художественный руководитель Театра Олега Табакова - о новой версии легендарного спектакля «Матросская Тишина», роли, ставшей частью его жизни, системе Станиславского и качествах профессионала.

Первой премьерой нового сезона Театра Олега Табакова стала «Матросская Тишина» по пьесе Александра Галича о выходце из еврейского местечка скрипаче Давиде Шварце, его жизни, любви, отношениях с отцом и смерти на фронте. Драма, написанная в 1956 году, долго была под запретом . Лишь в конце 1980-х Олегу Табакову удалось поставить ее в Школе-студии МХАТ, а потом, в 1990-м, — в театральном подвале на улице Чаплыгина.

Спектакль, со временем ставший легендой, открыл зрителю не только запретную пьесу, но и имя Владимира Машкова . Молодой актер сыграл отца главного героя Абрама Шварца. Сегодня Машков, возглавивший Театр Олега Табакова после смерти своего учителя, вновь возвращается к этому спектаклю — уже не только как актер, но и как режиссер . О своей версии «Матросской Тишины», жизни театра без Олега Табакова и сверхзадаче, которая рождается в зрительном зале, он рассказал в интервью сайт.

— Возвращение к «Матросской Тишине» сегодня — принципиальный момент?

— Этот спектакль — мысли и чувства Олега Павловича Табакова, которые были пронесены через половину его жизни, начиная с того спектакля в «Современнике». Это была его мечта, он очень любил этот спектакль. Мы очень много и долго работали. И сейчас, когда произошло так, что мне нужно было взять на себя руководство театром и продолжить дело учителя, мне хотелось вернуть этот спектакль в том виде, в каком его задумывал мастер.

Режиссеров-постановщиков «Матросской Тишины» двое — я и Александр Марин. Одновременно и находиться на сцене, и заниматься режиссурой очень сложно. Это, понимаете, работа коллективная. В спектакле заняты и большие актеры, и молодые, и совсем юные — у нас здесь представлен самый широкий срез артистов — от подростков до очень взрослых людей. Работа очень плотная, все трудятся самоотверженно, и я этому несказанно рад.

В 1958 году только что образованная выпускниками Школы-студии МХАТ и педагогом Олегом Ефремовым Студия молодых актеров, которая в будущем станет «Современником», поставила «Матросскую Тишину» на сцене МХАТа. Режиссурой занимался Ефремов, Давида Шварца играл Игорь Кваша, его отца Абрама — Евгений Евстигнеев. Генеральный прогон, на который пригласили несколько сотен зрителей, прошел с огромным успехом, но премьера не состоялась. Постановка, затрагивающая острый еврейский вопрос, не прошла художественный совет. Молодые актеры, и в первую очередь Олег Табаков, просили Галича повлиять на решение комиссии, но ничего не вышло.

— Вы ставили перед собой задачу — восстановить легендарную постановку 1990 года или сделать что-то новое?

— Ничего восстановить нельзя. Можно только усвоить сверхзадачу — одну на всех. Я помню сверхзадачу, которую ставил Табаков и которая со временем ушла. Это спектакль не о смерти, а о жизни. Вы понимаете разницу? На сцене люди, не переживающие за свою жизнь, люди с мечтой. Спектакль — история о вздыбленных временах: 1929-й — индустриализация, когда каждый был в другом мире, ставились большие задачи, и многие были этими задачами сметены; 1937-й, когда каждый был под дулом пистолета; и 1944-й, когда была уничтожена часть страны. И все равно жизнь продолжалась. Всегда. Люди продолжали жить, любить и идти к цели. Сделать спектакль об этом, об этой жизни — такова сверхзадача. А как это будет сделано — другой вопрос. Повторить спектакль Олега Павловича невозможно. Наш театр — живой.

— С какими мыслями вы беретесь за роль Абрама Шварца сегодня?

— Эта роль — часть моей жизни. Он один из тех подселенцев, которые живут во мне и вместе с моим опытом видоизменяются. Я пришел сейчас к возрасту Абрама. Мне было 24 года, когда мы начали репетиции. «Матросская Тишина» же началась как спектакль Школы-студии МХАТ задолго до того, как Олег Павлович перенес ее на сцену театра. Я был студентом третьего курса, и это было экстремально. Роль требовала колоссального жизненного опыта, а у меня этого опыта не было.

Табаков мог сам исполнить роль Абрама, и он сделал бы это блистательно. Но он увидел Абрама в ученике и был доволен тем, как получилось. Абрам — роль для бесстрашного, так говорил Олег Павлович. Это образ, который позволяет артисту попадать в неизведанные, самые парадоксальные, иногда взаимоисключающие внутренние конфликты и самые яркие краски.

— Чем вы компенсировали отсутствие жизненного опыта, необходимого для возрастной роли? Вы вспоминали о каком-то конкретном человеке, размышляя об Абраме?

— В далекие 1980-е, когда мы начали работу над спектаклем, я начал ходить в синагогу и наблюдать за молящимися. Ходил по рынкам, высматривал мужчин возраста Абрама, как-то трансформировал для себя увиденное. Обрести внешний рисунок роли помог Олег Павлович. Надень, говорит, ботинки размера сорок пятого или сорок седьмого (а у меня ноги не очень большие), одежду тяжелую. И этот неудобный костюм тут же как бы сломал мне позвоночник, подкосил ноги.

Но, помимо внешнего рисунка, нужно было и внутреннее содержание. И тут парадокс. Вы знаете, я рано потерял родителей. Мой отец не был еврейским папой, он был русским. Он был сильным, большим, красивым, ярким — словом, совсем не таким, как Абрам. Но его любовь ко мне — наивная, безусловная — была абсолютно такой, как у Абрама Ильича Шварца. Отцовская любовь, желание гордиться сыном — все это было у меня просто рядом.

Владимир Машков вырос в театральной семье. Его отец Лев Машков был актером Новокузнецкого театра кукол, а мама Наталья Никифорова в 1970-х работала там же главным режиссером. Наталья Никифорова ушла из жизни в 1986 году, причиной смерти стал сердечный приступ. Лев Машков пережил супругу лишь на несколько месяцев. Владимиру Машкову тогда было 23 года.

— Этот текст Александра Галича вообще играет большую роль в вашей творческой жизни. В начале 2000-х вы экранизировали «Матросскую Тишину», выступив в фильме «Папа» и режиссером, и исполнителем той же роли. Почему так получилось?

— Нет, я бы не стал называть «Матросскую Тишину» текстом. Это слишком модное слово. Это сейчас пишут какие-то тексты, а тогда… Александр Аркадьевич писал ее в то время, когда об этом говорить было нельзя. Это был поиск особенного языка, которым можно было бы добраться до самых бесчувственных людей. Поэтому это не текст, а заклинание. Заклинание: любите, будьте внимательны, не пропустите жизнь, живите здесь и сейчас, берегите родных, людей, которые любят вас ни за что и за все, просто за то, что вы есть, дорожите ими. Мне это близко.










— Осенью вы объявили о решении не набирать в этом году учеников в Московскую театральную школу Олега Табакова по понятным причинам. Есть ли сегодня новости для тех, кто планировал поступление в этом году?

— Мы остановили набор, потому что нужно было реформировать всю структуру театра — вводить новый репертуар, ставить большие амбициозные задачи. А вообще школа работает, и работает достаточно активно. В сентябре у нас появился оркестр барабанщиков имени Евгения Евстигнеева, для которого Павел Брюн придумал отличное название «Drumтеатр». У нас выпущено четыре дипломных спектакля, сейчас готовится «Билокси-блюз», режиссер — наш замечательный актер и педагог Михаил Хомяков. Школа на ходу — как завещал Константин Сергеевич Станиславский, ребята сразу выходят на сцену. Более 30 учеников введены в спектакли Театра Олега Табакова. Недавно, например, был ввод в «Катерину Ильвовну» Аллы Сигаловой — в первом действии ребята показывают себя блестяще.

А в этом году будет новый набор, уже в феврале мы начинаем смотреть девятиклассников практически по всей стране. Наш большой тур начнется в Туле, далее посетим Кемерово, Владивосток, Севастополь, Калининград и съездим на родину Олега Павловича, в Саратов.

— Как можно охарактеризовать сегодняшнюю жизнь Театра Олега Табакова, его школы?

— Театр — это наш дом, который мы очень любим. Олег Павлович любил повторять одну фразу: «Дело надо делать, господа». И мы стараемся жить по этому принципу. В сложной ситуации, в которой оказался театр, нам очень помог город. Благоустройство улицы Чаплыгина, на которой находится наш театр, соседней улицы Макаренко, на которой расположена школа и которая выходит к Чистым прудам и «Современнику», а также Большого Харитоньевского переулка — первый шаг к появлению в городе театрального квартала.

Наш подвал (сцена на Чистых прудах. — Прим. mos . ru ) мы увеличили на 70 кубометров, его реконструкция продолжается до сих пор. Появился прекрасный театральный дворик на улице Чаплыгина. Что касается сцены на Сухаревской — здесь недавно появилось зеркальное фойе и изменился зрительный зал… Думаю, Олег Павлович был бы доволен динамикой.

— Зеркальное фойе — это была ваша идея или еще Олега Павловича?

— Это была моя идея, но все идеи, которые у нас появляются, идут от нашего опыта, нашего знания. Зритель идет в театр за радостью узнавания, встречи с собой — об этом говорил и Олег Павлович, и Станиславский. Я опирался на эту мысль. Человеку нужно зеркало.

Этажи нашего фойе («Внимание», «Воображение», «Чувство») и зал «Оценок и действий» — это и есть система Станиславского. Поэтому, мне кажется, наша философия понятна. Я могу ее расшифровать, конечно, но, мне кажется, зрителю интереснее самому доходить до каких-то вещей. В большинстве случаев сверхзадача рождается в зрительном зале.




— Вы не раз подчеркивали, что бывшая «Табакерка» — театр без традиций. Почему для вас это важно?

— Это фраза Константина Сергеевича Станиславского: в живом театре не может быть традиции. Очень важная деталь. У живого нет традиций. Вы не можете сказать, сколько яблок должно быть на дереве традиционно. Девять? Сто? А может, ни одного?

Что такое традиция в театре? Ну, допустим, мы решили, что будем очень громко и четко говорить слова в нашем театре. Или что-то такое делать руками все время. Нет, это невозможно. Театр — живое дело, это не кино, где я могу сказать: «Стоп, еще дубль». Каждый раз артисты должны находить живое общение с партнером. Каждый спектакль — открытие. Сделать открытие традицией? Это абсурд. Традиция у нас одна — живой театр. А живой театр возможен только без традиции.

— В Театре Олега Табакова вы совмещаете функции художественного руководителя и директора. Сложно ли это? Не вступаете ли вы в споры с самим собой?

— Нет, сам я с собой не спорю. И вообще не спорю. С годами у меня выработалось такое качество, которое я развиваю в себе. Если поступает какое-то предложение или происходит какое-то событие, я не принимаю это и не отвергаю. Я разбираюсь в этом внимательно. Не хватаюсь за шаблон, штамп, — нет, это не нужно! — а пытаюсь разобраться и рассмотреть чужую точку зрения.

Наш театр — театр профессиональный. Наша сцена не терпит любителя, она его раздавит. Мы определили качества профессионала, перечислю самые важные. Внимательность, ответственность, работоспособность, целеустремленность, обучаемость, предприимчивость, стрессоустойчивость, самоконтроль, предупредительность, любознательность, коммуникабельность, осведомленность, желание сотрудничать. Проверять себя на наличие этих качеств стоит любому профессионалу и любому профессиональному коллективу. Когда они есть, дело делается.

Народный артист России Владимир Машков один из самых популярных актеров в российском кино. "Действительно большой мастер, продолжающий лучшие традиции русской актерской школы. Его работы отличает достоверность, тонкий психологический рисунок характеров и беззаветная преданность делу. Машков — профессионал высочайшего класса". Такую характеристику Машкову дал режиссер

Биография

Свой бурный темперамент и яркую внешность Владимир Машков унаследовал от бабушки итальянки, которая приехала в Россию учительствовать. Здесь она вышла замуж и родила дочь Наталью, будущую маму Владимира. Наталья Ивановна в первом браке родила сына Виталия. Владимир появился на свет, когда его мать была замужем за обаятельным и энергичным актером Львом Петровичем Машковым.

В середине 1960-х годов семья Машковых переехала в Новокузнецк. Родители устроились в Новокузнецкий кукольный театр: отец актером, мама - режиссером. Большая часть детства Володи прошло за кулисами театра. Володя всегда был душой компании, отлично играл на гитаре, увлекался Полом Маккартни, Сюзи Кватро. Но в школе "учился Вовка отвратительно! - рассказывает его сводный брат. - Школы менял из-за "неудов" по поведению: то длинные волосы отрастит, то еще чего".

Тем не менее, по окончании школы, когда в конце 1970-х Машковы переехали в Новосибирск, Владимир подал документы на биологический факультет университета. Проучившись в вузе год, он его бросил и поступил в Новосибирское театральное училище. Потом была Школа-студия МХАТ, где также поначалу не повезло — Машков был отчислен за драку и продолжил свои театральные университеты в качестве декоратора во МХАТе. Пропустив год, Машков окончил Школу-студию на курсе Табакова. Встреча с стала решающей в судьбе Владимира.

Театр

В 1990 году Владимир Машков был принят в труппу Театра под руководством Олега Табакова. Его первой большой ролью стал Абрам Шварц в спектакле "Матросская тишина" по пьесе Галича. После этой работы руководитель МХАТа Олег Табаков сказал, что на свет появился Актер. Среди других ролей Владимира Машкова: Городничий в спектакле "Ревизор", Дон-Жуан - "Миф о Дон-Жуане", Платонов - "Механическое пианино", Иванович и Угаров - "Анекдоты".

В 1992 году Машков увлекся режиссурой. Как режиссер он поставил спектакли в театре Табакова "Звездный час по местному времени" и "Страсти по Бумбарашу" (пьеса Юлия Кима), а спустя два года - "Смертельный номер" (Олег Антонов). А в 1996 году им был поставлен на сцене театра "Сатирикон" спектакль "Трехгрошовая опера".

"Театр — это моя жизнь, и сейчас я наслаждаюсь, репетируя с моими коллегами, друзьями. И ничего прекраснее этого быть не может", — сказал РИА Новости Машков.

Кино

В кино Владимир Машков дебютировал в 1989 году — в фильме "Зеленый огонь козы". Всего Машков снялся примерно в полусотне картин. Звездный час для актера наступил в 1994-м, когда он исполнил роли в фильмах "Лимита" Дениса Евстигнеева и Затем были картины и "Вор" получившая номинацию на "Оскар". В 2000 году он сыграл роль Емельяна Пугачева в исторической ленте

"Россия 1"

Евгений Миронов - самый главный партнер Машкова в России. Оба - ученики Табакова, вышли из "Табакерки". Их дуэты в фильмах "Идиот", "Охота на пиранью" и в сериале "Пепел" всегда вызывают особый интерес зрителей и профессионалов. По словам Миронова, Машков всегда может помочь, подсказать, в каком направлении надо двигаться.

В марте 2015 года телезрители увидели сериал , снятый в жанре психологического триллера. Картина рассказывает о трагедии офицера Алексея Брагина, освобожденного из многолетнего заточения. Офицер что-то скрывает: возможно, он был завербован противником. Фильм получил очень высокие рейтинги. Роль Брагина блестяще сыграл Владимир Машков. "На меня произвел впечатление этот человек. Этот подселенец. Я не могу до конца разгадать его до сих пор. Он настолько часто меняется, что за ним я не поспеваю," - сказал Машков в сюжете программы "Вести", посвященном выходу сериала.

В 2016 году состоялась премьера нового - ремейка одного из самых популярных российский фильмов. Главные роли достались и Владимиру Машкову. Продюсер картины, Леонид Верещагин, не скрывал, что привлечение к работе самых популярных актеров, положительно скажется на кассовых сборах. При монтаже картины использованы всевозможные спецэффекты, качественная графика, формат 3D.

28 декабря 2017 года вышла в прокат экшн-драма . В этом фильме неподражаемый Владимир Машков снялся в роли тренера советской сборной по баскетболу, которая на мюнхенской Олимпиаде 1972 года обыграла "непобедимую" команду США.

Игроков команды сыграли молодые талантливые актеры - , Кирилл Зайцев, Александр Ряполов.

Голливуд

Машков один из первых русских актеров начал сниматься в Голливуде, и с большим успехом. Его партнерами были такие звезды, как Роберт Де Ниро, Настасья Кински, Том Круз, Жерар Депардье. Фанни Ардан, снявшаяся в "Распутине" рассказала, что для нее было огромным удовольствием играть в России, особенно в Санкт-Петербурге, с которым познакомил ее "замечательный актер Машков".

Экстрасенсорные способности

Актер Владимир Машков обладает экстрасенсорными способностями, он предсказывает будущее и лечит прикосновениями. Во время съемок сериала "Распутин" к артисту обращались его коллеги с жалобами на головную боль, он им помогал избавиться от недуга. Это доказывает, что у Машкова мощная энергетика.

Любовь к животным

С детства Владимир обожал животных. У него в доме постоянно жили кошки с собаками, птички с хомяками, крысы с белками и кролики с черепахами.

Правда, совмещать актерскую профессию с любовью к домашним питомцам довольно сложно: на время длительных съемок их приходится пристраивать к друзьям или знакомым. Случаются сюрпризы. Например, австралийский какаду по имени Джек, проживший у актера несколько лет, побывал на передержке в Театре зверей имени Дурова и там встретил свою любовь - большую попугаиху с красивым розовым хохолком. Владимир Львович решил отнестись с уважением к чувствам Джека и не стал забирать попугая домой.

Личная жизнь

На первом курсе театрального училища Машков влюбился в однокурсницу Елену Шевченко. Начался бурный роман и в 1983 году молодые люди расписались. Но отношения довольно быстро стали портиться. Они оба были темпераментными, артистичными натурами. Вскоре после рождения дочери супруги развелись.

После развода с Шевченко Машков женился на актрисе МХАТа Алене Хованской. Брак распался уже через два года. Потом актер женился на модельере Ксении Терентьевой. И этот брак не оказался прочным.

В 2005 году 42-летний Машков женился в четвертый раз. Его избранницей стала американская актриса украинского происхождения Оксана Шелест. Их отношения казались идеальными. Даже сын Оксаны начал относиться к Владимиру как к родному отцу. Но в 2008 году Машков опять стал холостым.

Потом появились слухи, что Машков решил снова сойтись со своей бывшей женой Ксенией Терентьевой. Однако сам актер опроверг подобную информацию. По его словам, ему не привыкать к вымыслам журналистов на тему его личной жизни. Кстати, сам актер утверждает, что был женат лишь дважды - на Шевченко и Терентьевой. А остальные были лишь гражданскими женами. В целом, свою личную жизнь Машков тщательно бережет от посторонних глаз.

Призы и награды

  • В 1994 году Машков получает сразу три приза за лучшую мужскую роль в фильме "Лимита".
  • 1997 — премия "Чайка" за постановку спектакля "Трехгрошовая опера".
  • 1997 — премия "Чайка" за спектакль "Анекдоты"
  • 1997 — премия "Золотой овен" в номинации "Лучший актер" в фильме "Вор"
  • 1998 — премия "Ника" за лучшую мужскую роль в фильме "Вор"
  • 1998 — кинофестиваль "Балтийская жемчужина" — приз за стремительную карьеру
  • 2001 — Московский МКФ — приз "Серебряный Георгий" за лучшую мужскую роль в фильме "Давай сделаем это по-быстрому"
  • 2004 — кинофестиваль "Окно в Европу" — приз за лучшую мужскую роль в фильме "Папа"
  • 2004 — премия "Человек года" Федерации еврейских общин России
  • 2008 — премия "Золотой орел" за лучшую мужскую роль на телевидении в сериале "Ликвидация"
  • 2008 — премия "ТЭФИ" за лучшую мужскую роль в "Ликвидации"
  • 2008 — премия Благотворительного фонда Олега Табакова за роль Давида Гоцмана в телесериале "Ликвидация"
  • 2008 — Премия ФСБ в номинации "Актерская работа" за роль подполковника Давида Гоцмана в художественном фильме "Ликвидация".
  • 2010 — премия "Золотой орел" за лучшую мужскую роль в фильм "Край"
  • 2010 — Народный артист Российской Федерации — за большие заслуги в области искусства
  • 2015 — Профессиональный приз Ассоциации продюсеров кино и телевидения в области телевизионного кино в категории "Лучший актер телефильма/сериала" за роль Распутина в сериале "Григорий Р."
  • 2019 - Премия "Золотой орел" за роль в фильме "Движение вверх"

По материалам сайтов: КиноПоиск, Вести.ru, Россия1, StarAndStar.ru, РИА Новости.

Фильмография: Актер

  • Одесский пароход (2020)
  • Герой (2019)
  • Миллиард (2019)
  • Медное Солнце (2018), сериал
  • Налет (2017), сериал
  • Движение вверх (2017)
  • Экипаж (2016)
  • Дуэлянт (2016)
  • Про любовь (2015)
  • Родина (2014), сериал
  • Григорий Р. (2014), сериал
  • Распутин (2013)
  • Пепел (2013), сериал
  • Любовь за любовь (2013), сериал
  • Миссия невыполнима: Протокол Фантом (2011)
  • Кандагар (2010)
  • Край (2010)
  • Домовой (2008)
  • Ликвидация (2007)
  • Охота на пиранью (2006)
  • Питер FM (2006)
  • Статский советник (2005)
  • Папа (2004)
  • Идиот (2003)
  • Красная Америка (2003)
  • Олигарх (2002)
  • Американская рапсодия (2001)
  • Давай сделаем это по-быстрому (2001)
  • В тылу врага (2001)
  • 15 минут славы (2001)
  • Русский бунт (2000)
  • Танцы в голубой игуане (2000)
  • Мама (1999)
  • Две луны, три солнца (1998)
  • Сочинение ко Дню Победы (1998)
  • Сирота Казанская (1997)
  • Вор (1997)
  • Двадцать минут с ангелом (1996)
  • Американская дочь (1995)
  • Лимита (1994)
  • Подмосковные вечера (1994)
  • Я — Иван, ты — Абрам (1993)
  • Аляска, сэр! (1992)
  • Казус импровизус (1991)
  • Любовь на острове смерти (1991)
  • Ха-Би-Ассы (1990)
  • Делай - раз! (1990)
  • Зверь ликующий (1989)
  • Зеленый огонь козы (1989)

Окончил Школу-студию МХАТ в 1990 году (курс О. Табакова).
С 1989 по 1990 год был актером МХАТ имени А. П. Чехова.

В 1990 году принят в труппу Театра п/р О. Табакова.
Играл в спектаклях «Учитель русского» (Попов), «Матросская тишина» (Абрам Шварц), «Ревизор» (Городничий), «Миф о Дон-Жуане» (Дон-Жуан), «Механическое пианино» (Платонов), «Анекдоты» (Иван Иванович, Угаров), «Билокси-Блюз» (Сержант Туми).

В Театре п/р О. Табакова поставил спектакли «Звездный час по местному времени» (1992), «Страсти по Бумбарашу» (1993), «Смертельный номер» (1994). В Театре «Сатирикон» - «Трехгрошовую оперу» (1996). В МХТ - «№ 13» (2001) и «№ 13D» (2014).

Удостоен премии им. К. С. Станиславского и премии «Хрустальная Турандот» («Смертельный номер», 1995). Дважды лауреат театральной премии «Чайка». Многократный лауреат премии Благотворительного фонда Олега Табакова (1995, 1999, 2008, 2011, 2014).

Сыграл главные роли в более чем 50 фильмах . Среди них «Лимита» и «Мама» Дениса Евстигнеева, «Подмосковные вечера» Валерия Тодоровского, «Американская дочь» Карена Шахназарова, «Две луны, три солнца» Романа Балаяна, «Вор» Павла Чухрая, «Русский бунт» Александра Прошкина, «Олигарх» Павла Лунгина, «Идиот» Владимира Бортко, «Статский советник» Филиппа Янковского, «Охота на пиранью» и «Кандагар» Андрея Кавуна, «Питер FM» Оксаны Бычковой, «Ликвидация» Сергея Урсуляка, «Домовой» Карена Оганесяна, «Край» Алексея Учителя, а также в нескольких голливудскиx картинаx (в том числе, в фильмах «В тылу врага» и «Миссия невыполнима: Протокол Фантом»).

Режиссер художественных фильмов «Сирота казанская» (1997) и «Папа» (2004).

Призы в кино: «Серебряный Георгий» за лучшую мужскую роль на Московском кинофестивале-2001 (“The Quickie”); приз Большого конкурса ОРКФ «Кинотавр» в Сочи за лучшую мужскую роль («Лимита», 1994), Гран-при и приз молодежного жюри МКФ «Звезды завтрашнего дня» в Женеве («Лимита», 1996), Приз за лучшую мужскую роль на ОРФК стран СНГ и Балтии «Киношок» («Вор»), премия «Золотой Овен» в категории «Лучший актер» («Вор»), премия «Ника» в категории «Лучшая мужская роль» («Вор»), «Синий парус» кинофестиваля русского кино в Сан-Рафаэле («Лимита»), «Серебряная звезда» МКФ «Молодые звезды Европы» в Женеве («Лимита»), премии «ТЭФИ» и «Золотой орел» в номинации «Лучшая мужская роль на телевидении», а также премии ФСБ РФ за роль Давида Гоцмана в сериале «Ликвидация» (2008), премии «Золотой орел» и «Ника» за лучшую мужскую роль («Край», 2010).

С апреля 2018 года - художественный руководитель Театра Олега Табакова и Московской театральной школы Олега Табакова.

Олег Табаков о Владимире Машкове (из интервью 2000 года):
«Володя вошел и в жизнь и в театр, зная негативные стороны и жизни, и театра. Трудно начинал, был изгнан из школы, снова возвращался. Но неистовость желания заниматься своим делом все пересилила. Когда он сыграл старика Абрама Шварца в пьесе Галича, стало ясно, что на свет появился Актер. Свои режиссерские шаги он делает последовательно и успешно, но я сожалею, что он мало занят актерским трудом. Это ущерб и для искусства и для него самого. У него есть очень важные, не сыгранные им роли и не сыгранные им роли и не познанные им свойства его актерских способностей. Я вижу его в Зилове в вампиловской „Утиной охоте“, я вижу его в роли Сатина в „ На дне“. Он должен это сыграть. А все призы и награды за режиссуру - не уйдут никуда. Я как долгожитель театрального цеха могу ему это гарантировать. И еще я хотел бы сказать о том, что Володя Машков не тот, кем его рисуют его поклонники. Я вижу скрытую нежность за его крутизной. Это в нем главное».

Новый художественный руководитель Театра Олега Табакова (ТОТ) Владимир Машков открыл театральный сезон сбором труппы, на котором произошёл небольшой скандал. Вдова Табакова актриса Марина Зудина в слезах покинула собрание, а её сына новоиспечённый руководитель снял со всех ролей в театре.

«Табакерка» открыла 33-й сезон. На собрании труппы артистам театра сообщили о грядущих изменениях в работе. Так, Машков решил разделить артистов МХТ им. Чехова и «Табакерки», которые при Табакове были задействованы сразу в двух театрах.

Марина Зудина не пришла на открытие сезона в МХТ, однако присутствовала в ходе встречи в ТОТ. Не исключено, что актриса покинула МХТ, окончательно перейдя в «Табакерку». По закулисным разговорам, якобы после прихода нового худрука её начали травить в театре им. Чехова. Но не факт, что переход актрисы действительно произойдёт, поскольку Машков убрал из всех спектаклей Павла Табакова.

Актриса не дождалась конца собрания и ушла раньше. В интервью в прессе Зудина уже поделилась своими впечатлениями о решении нового худрука «Табакерки».

«Даже если театр называется Театр Олега Табакова, это не значит, что Марина Зудина или Павел Табаков всегда будут задействованы. Павел активно снимается, у него интересные проекты. Я тоже закончила работу в сериале, это адаптация американского сериала „Хорошая жена“», - рассказала артистка.

Культурная общественность уже давно обсуждала нововведения, которые Машков собирался ввести в театре. Многие до последнего думали, что идеи так и останутся нереализованными, но новый руководитель театра, по всей видимости, решил воплотить их в жизнь.

В числе будущих перемен в театре - объединение труппы и студентов театральной школы Табакова. По замыслу нового худрука, это необходимо, чтобы действующие артисты прочувствовали единство с теми, кто в ближайшие годы пополнит труппу. Кроме того, с этого года каждому курсу в школе назначат кураторов, каждый из которых будет персонально нести ответственность за своих учеников.

Помимо прочего, на сборе труппы Машков заявил, что «Табакерка» продолжает модернизироваться. В частности, он упомянул о вкладе правительства Москвы в развитие театра. К примеру, в ноябре театр откроет уникальное пространство - зеркальное фойе в здании на Сухаревской, возле которого будет организована площадь Солнца, где будет стоять скульптура гигантского атома, а рядом - скульптура Олег Табакова.

«У нас вовсю идет модернизация на Сухаревке, нашего исторического подвала на Чаплыгина, и я бы не справился, если бы не Собянин, Печатников. У нас с вами уникальная возможность - у нас империя, которую создал Мастер - Олег Павлович. Мы самодостаточны, мы взрослые, и наша цель одна - успех! И никакой другой задачи, кроме как становиться лучше, у нас нет», - заявил Машков.

Свой 33-й сезон Театр Олега Табакова открыл не на исторической сцене «подвального театра» (так любя называл свое детище сам основатель) и не на новой модернизированной Сцене на Сухаревской, а в камерном пространстве Школы Олега Табакова. Связано это с тем, что сразу на двух площадках идет капитальный ремонт и потому в первой половине сезона «Табакерка» будет играть спектакли на сценах других столичных театров.

По окончании сбора труппы Владимир Машков пояснил, что Сцена на Сухаревской, хотя и была сдана в эксплуатацию в 2016 году, но строительство самого здания «не доведено до логического завершения. В нем обнаружились недостатки, потекла крыша и потому принято решение вновь обратиться к строителям».

Впрочем, временные неудобства - похоже, единственная сложность предстоящего сезона, в котором планируется много премьер, событий и, проще говоря, большой интересной работы.

На пороге Школы Владимир Львович появился под вспышки фотокамер - с большой красной папкой в руках (позже станет ясно, что в ней - тщательно подготовленные для открытия сезона материалы) и зачитанным томиком Станиславского. Причем Станиславский возник неспроста. Обращаясь к труппе и к учащимся колледжа продолжатель дела Олега Табакова не раз ссылался на выдающегося основателя МХТ:

Я ждал этого момента, - сказал Владимир Машков, когда утихли аплодисменты. - Сегодня 135-й день, как я пребываю в этой должности. Хотел увидеть зал, убедиться, что именно таким он и должен быть - полный зрителей и будущих артистов.

Обратите внимание на магию цифр. Как говорил Константин Сергеевич Станиславский, нельзя забывать про магическое «если бы». У нас 33-й сезон. Какая цифра! Самостоятельность. 3-й сезон нашей Новой сцены на Сухаревской и 9-й сезон в Школе.

В конце сезона я говорил, что мы переходим на некое военное положение, потому что должны привести всё в боевую готовность для встречи со зрителем. У нас идет модернизация Сцены на Сухаревской. У нас идет модернизация в нашем историческом подвале. В Школе мы тоже сделали ремонт и не зря именно здесь открываем сезон.

Как говорит Константин Сергеевич Станиславский, актер обязан каждые 4-5 лет возвращаться в школу для того, чтобы поправить голос, и, как он выражался, «сорвать с себя налипшие ракушки». Мне кажется, что наш театр один из немногих, где есть столь уникальная возможность. У нас целая империя, которую создал наш мастер Олег Павлович Табаков. Это Школа, это наша Историческая сцена на Чаплыгина с нашим подвалом и Сцена на Сухаревской. И еще у нас есть Мастерские, которые могут вас всех нарядить и сделать декорации. У нас есть всё. Мы самодостаточные, мы взрослые. И наша цель одна - успех. Успех в вашей жизни, успех у зрителя и никакой другой задачи, кроме как становиться лучше, у нас нет.

Олег Павлович говорил всегда на открытии: «Наша профессия жесткая, может быть, даже жестокая. И даже я со своими связями, не могу наделить людей дарованиями или талантами».

Действительно, актерство - это самая социально-незащищенная профессия. Поэтому все зависит от вас и, наверное, от нас - сможем ли мы передать ребятам то, что знаем, и будет ли это полезным. Поэтому я очень хочу и надеюсь на то, что театр и Школа заживут как единый организм, обогащающий друг друга. Мне очень хочется активизировать и актеров: если вы не передаете свои знания, свой опыт и умения, значит вы эгоисты. Значит вам не интересно играть-работать с хорошими партнерами. Поверьте, хорошо играть с хорошими артистами. Ты становишься лучше. Невнимательный артист может разрушить всё.

Я хочу, чтобы у нас снова возник спектакль Олега Павловича «Билокси-блюз», где студенты встретятся с кем-либо из больших театральных артистов. И такие эксперименты будут у нас происходить и дальше. Лишь в этой связке, мне кажется, и будет правильное существование.


В ноябре мы планируем открыть наше уникальное пространство - зеркальное фойе. В нем - отголосок того зеркального пространства, которое было когда-то в Московском Художественном театре. Он открылся в саду «Эрмитаж» в Зеркальном театре.

Зеркало - это удивительная материя. Вы знаете, как сказал Чаплин: «Я очень люблю зеркало: оно единственное не смеется, когда я плачу». Мы сами как отражение нашего учителя в зеркале. Обратите внимание, говорят: зеркало сцены. Зеркало сцены отражает не мир, а зрителя. А дальше мы идем к актеру, к его глазам, которые должны являться зеркалом души. Я очень хочу погрузить каждого зрителя в атмосферу внимания к самому себе, к пространству, к мирам, которое нас окружают. К открытию обновленной Сцены на Сухаревской площади (ноябрь нынешнего года) готовится особенное шоу «Атом солнца», в котором, мы планируем, будет много чудес: мы покажем все возможности нашей площадки, представим всю труппу и всех студентов нашей Школы. Это будет первая большая совместная работа.

Кстати, обратите внимание, что автобусная остановка рядом с Сухаревской площадью теперь называется Театр Олега Табакова. Это большое счастье. Если у нас ничего не получится, и театр мы развалим, то остановка Олега Павловича останется навсегда.



Следующий год - Год театра, давайте всех нас поздравим. Я очень надеюсь, что обновленный наш подвал и новая сцена откроют свои двери в Год театра. Еще моя мечта сделать рядом на Сухаревской площадь Солнца, на котором будет стоять огромный атом солнца и наш учитель на скамеечке с котом Матроскиным. Я очень рад, что в этом участвует прекрасный скульптор Александр Рукавишников. Он любил Олега Павловича, был с ним знаком и очень хорошо знает столь уникальное сочетание его характера: Табаков мягкий и жесткий. Так выглядит только золото.

Еще у меня есть мечта познакомить вас с моим близким другом Федором Конюховым, нашим великим путешественником, который готовит еще один поход на гребной лодке. Он поплывет через мыс Горн. Там никто никогда не проходил на гребной лодке. В ноябре он стартует из Новой Зеландии в одиночное плавание, и провожать его будем мы, я надеюсь, из Школы. Потому что, мне кажется, кот Матроскин ему необходим в напарники».

Это лишь фрагмент речи, которую Владимир Машков произнес на сборе труппы. Его выступление напоминало моноспектакль - со своим очень внятным посылом, с драматургией и, конечно, интригой, поскольку у театра множество планов, но актер назвал пока лишь несколько работ. В конце января в репертуар вернется спектакль «Матросская тишина», главную роль в котором сыграет Владимир Машков. «Я считаю это своей обязанностью, - подчеркнул актер. - Но очень прошу вас всех помочь мне. Я двадцать лет не был на сцене. Для меня это, наверное, будет одно из важнейших испытаний в жизни».

Алла Сигалова в конце февраля представит новую версию спектакля «Катерина Ильвовна» (Сцена на Сухаревской), а в конце сезона - мюзикл My Fair Lady. В марте Сергей Пускепалис выпустит спектакль «Русская война Пекторалиса» по рассказу Лескова «Железная воля». Кроме того, в планах театра постановка спектакля «Звездный странник» по одноименному произведению Джека Лондона (режиссер Алексей Мизгирёв). Кроме того, на сцене Школы со студентами четвертого курса будет возобновлен спектакль «Билокси-блюз» в постановке Олега Табакова.

Под занавес Владимир Машков предложил учащимся игру. Каждый вытягивал из стеклянного аквариума золотой шар и читал имя того или иного легендарного артиста.

«Я очень хочу, чтобы вы стали хранителями этого имени и со временем смогли ответить на вопрос: почему я? Неопознанная закономерность здесь не годится. Это значит, что вы ее не нашли. Я хочу, чтобы вы знали всё про своего хранимого, посмотрели все, что возможно с его участием, почитали, а потом и нам рассказали».

Подписывайтесь на официальный