Вопросы урока:1. Каковы черты внутреннего мира
Катерины?
2. В чём истоки её натуры?
3. Какое значение вложил драматург в
название драмы?

Практикум

Послушаем и проанализируем монологи
Катерины.
Выпишите в тетрадь по ходу урока черты
Катерины

Анализ монолога «Отчего люди не летают?...»

Что символизирует образ
птицы?
О чём мечтает Катерина?
О каких чертах героини говорит
этот монолог?
Понимает ли Варвара
Катерину? Почему?

Анализ 2 монолога

О чём говорит фраза Катерины:
«Какая я была резвая! Я у вас
завяла совсем»?
Найдите здесь фольклорное
сравнение
В чём Катерина видит прелесть
своей девической жизни?
Согласны ли вы с тем, что Варвара
говорит: «Да и у нас то же самое»?
Не кажется ли вам, что Катерина
росла бездельницей?

Анализ 3 монолога

О каких чертах
Катерины говорит этот
монолог?
Почему теперь ей не
снятся такие
удивительные чистые
сны?

Беседа

Смиряется ли Катерина перед
своей свекровью? Зачитайте
примеры
Как вы относитесь к такому её
поведению?
Как бы поступила на её месте
Варвара?
Может ли Катерина так
поступить? Почему?

Качества характера Катерины

Истинно
верующий человек
Духовно
богатая
Поэтичная
Чистая
Мечтательная и
восторженная
Ненавидит
ложь, правдива
Свободолюбивая

Что Катерину сделало такой?

Народность
среды, в
которой она
выросла
Устная
народная
поэзия
Церковножитийная
литература и
религиозность

Может ли быть у Катерины близкий человек? Понимает ли её кто-нибудь?

Варвара
Борис
Тихон и Катерина

Мотив искушения и греха

МОТИВ ИСКУШЕНИЯ И
ГРЕХА

Беседа

О чём мечтает
Катерина?
Что греховного в
этой мечте?

Сумасшедшая барыня

Какую роль в пьесе
играет Сумасшедшая
барыня?
Почему Варвара не
боится её, а Катерина
боится?

Перед грехом и после греха

Действие 2 явление 10 . Каково
психологическое состояние героини?
Действие 4 явление 3. Какие чувства
испытывает Катерина после
содеянного?
Действие 5 явление 2. Как она
осознаёт своё поступок? Как она
относится к Борису
Действие 5 явление 3. Виновен ли
Борис в самоубийстве Катерины?

Конфликт Катерины

смерть
Воспитание натура
Бездуховное
«тёмное
царство»
Мечта =
грех
«Душно»
Борьба с
собой

Религиозность
воспитания
«Эх, Варя, не знаешь ты
моего характеру… уж
коли мне здесь
опостынет, так не
удержать меня никакой
силой. В окно
выброшусь, в Волгу
кинусь. Не хочу здесь
жить, так и не стану,
хоть ты меня режь!»
Вольнолюбие,
решительность,
неумение
смиряться

Покаяние

Домашнее задание. Заполните таблицу

Цитаты
1. «Что-то со мной недоброе
делается, чудо какое-то»
2. «Точно я снова жить
начинаю, или … уж и не знаю»
3. «Точно я над пропастью, и
меня кто-то туда толкает, а
удержаться мне не за что»
4. «Точно мне лукавый в уши
шепчет»
В какой момент это сказано, в
связи с чем, какие выводы можно
сделать?

Драма "Гроза", по словам Добролюбова, "есть самое решительное произведение Островского", в котором он показал самодурство и деспотизм купцов, "темного царства".

В драме происходит столкновение главной героини "русского сильного характера" с жестокими и бесчеловечными нравами старого образа жизни. Катерина - главная героиня драмы. Это натура поэтическая, мечтательная, нежная.
Детство Катерины в доме ее родителей прошло очень быстро, и вспоминает она о нем, как о лучшем времени своей жизни. У матери ей жилось легко и радостно. Катерина любила ухаживать за цветами, прогуливаться одна но саду, ходить в церковь, чтобы послушать церковное пение и музыку, вышивала по бархату золотом. Тогда девушкам не давали никакого образования, и книги ей заменяли рассказы странниц. Еще в детстве Катерина была впечатлительной. Под влиянием рассказов богомолок и странниц сформировался ее вольнолюбивый и романтический характер.

Главная черта в характере Катерины - "образ птицы". В народной поэзии птица- символ воли. "Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле", - вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества. "... Отчего же люди не летают так, как птицы? - говорит она Варваре. - Знаешь, мне порой кажется, что я птица".

Катерина хочет любить и мужа, и свекровь, но она не находит в них отклика на свои чувства. Тихон отказывается взять ее с собой, Кабаниха преследует своими наставлениями. Но Катерина терпит до поры до времени. "А уж коли очень мне в этом месте опостынет, - говорит она, - так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в омут кинусь..." Кабаниха- эта ярая защитница старых порядков, понимая, что старому царству самодуров приходит конец, ненавидит все новое, точит всех, добиваясь своих порядков. В доме Кабанихи царят ложь и притворство.

Катерина - самостоятельная, решительная натура. Как тяжело ей, когда она выслушивает наказы Тихона, которые он ей дает под диктовку матери. Именно в этом месте она начинает понимать весь ужас своего положения.

Катерина - человек решительный, смелый. Единственная любовь и радость Катерины - Борис. Она не смирится с окружающей ее действительностью. Она готова на любые жертвы ради любимого человека, переступая более того те понятия о грехе, которые для нее священны. Она любит по-настоящему. "Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!" - говорит она Борису. Она ждет от жизни настоящей, счастливой любви.

Катерина одинока. Она не находит защиты ни у своего мужа, ни у своего возлюбленного Бориса Гри горьевича. Ни муж, ни Борис не могут бороться за свое счастье, отстоять свои права, любовь.

Как от всего сердца и сильно она любит Бориса! Катерина не боится смерти, но Борис слишком слаб, чтобы помочь Катерине.

Путь к свободе отрезан, а существовать среди Кабановых она не может. И Катерина решается на самоубийство.

Самоубийство героини - это протест самодурству, темным силам, царству домостроя. Так впервой в "темном царстве" блеснул "светлый луч".

Пьесы А. Н. Островского - это пьесы подлинной правды, истинной жизни. Драма "Гроза" имела особо важное важность.

Катерина - это сильная личность. Она сумела пробудить в своем муже чувство любви, жалости, правдивости. Кабанов говорит матери: "Вы ее погубили! Вы! Вы!"

Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщины в творчестве Островского, во всей русской литературе.

Сильный или слабый характер Катерины? (урок-практикум) Катерина: Отчего люди не летают? Варвара: Я не понимаю, что ты говоришь. А. Н. Островский «Гроза»

Вопросы урока: 1. Каковы черты внутреннего мира Катерины? 2. В чём истоки её натуры? 3. Какое значение вложил драматург в название драмы?

Практикум Послушаем и проанализируем монологи Катерины. Выпишите в тетрадь по ходу урока черты Катерины

Анализ монолога «Отчего люди не летают? . . . » Что символизирует образ птицы? О чём мечтает Катерина? О каких чертах героини говорит этот монолог? Понимает ли Варвара Катерину? Почему?

Анализ 2 монолога О чём говорит фраза Катерины: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем» ? Найдите здесь фольклорное сравнение В чём Катерина видит прелесть своей девической жизни? Согласны ли вы с тем, что Варвара говорит: «Да и у нас то же самое» ? Не кажется ли вам, что Катерина росла бездельницей?

Анализ 3 монолога О каких чертах Катерины говорит этот монолог? Почему теперь ей не снятся такие удивительные чистые сны?

Беседа Смиряется ли Катерина перед своей свекровью? Зачитайте примеры Как вы относитесь к такому её поведению? Как бы поступила на её месте Варвара? Может ли Катерина так поступить? Почему?

Качества характера Катерины Истинно верующий человек Духовно богатая Поэтичная Чистая Мечтательная и восторженная Ненавидит ложь, правдива Свободолюбивая

Что Катерину сделало такой? Народность среды, в которой она выросла Устная народная поэзия Церковножитийная литература и религиозность

Может ли быть у Катерины близкий человек? Понимает ли её кто-нибудь? Варвара Борис Тихон и Катерина

Сумасшедшая барыня Какую роль в пьесе играет Сумасшедшая барыня? Почему Варвара не боится её, а Катерина боится?

Перед грехом и после греха Действие 2 явление 10. Каково психологическое состояние героини? Действие 4 явление 3. Какие чувства испытывает Катерина после содеянного? Действие 5 явление 2. Как она осознаёт своё поступок? Как она относится к Борису Действие 5 явление 3. Виновен ли Борис в самоубийстве Катерины?

Конфликт Катерины смерть Воспитание натура Бездуховное «тёмное царство» Мечта = грех «Душно» Борьба с собой

Религиозность воспитания «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру… уж коли мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» Вольнолюбие, решительность, неумение смиряться

Домашнее задание. Заполните таблицу Цитаты 1. «Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то» 2. «Точно я снова жить начинаю, или … уж и не знаю» 3. «Точно я над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что» 4. «Точно мне лукавый в уши шепчет» В какой момент это сказано, в связи с чем, какие выводы можно сделать?

Одним из главных конфликтов пьесы Островского "Гроза" является характер главной героини - Катерины. Огромное количество критиков имеют на этот счёт своё мнение, но более яркими из них можно считать позиции Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Кроме этого, они высказали свои точки зрения о конечном, роковом поступке Катерины - самоубийстве.

Сама по себе, Катерина - человек религиозный. Она не раз говорит о своём детстве, которое она называет раем, о походах в храм, о службе.

И, в то же время, она совершает самоубийство, что считается самым большим грехом в христианстве.

Но является ли этот поступок слабостью характера главной героини, или, наоборот, силой? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в характере девушки.

В начале пьесы Катерина предстает перед нами как покорная жертва, как человек со сломанной волей. Она терпит на себе издевательства и упреки со стороны Кабановой (матери своего жениха). Сама Катерина понимает своё положение и отмечает в разговоре с Варварой, что "совсем здесь увяла". Но, в то же время, Катерина - человек с сильным характером. Она всё же пытается противостоять Кабанихе, в отличие от своего мужа - Тихона. Катерина и обращается к ней, как к равной (на "ты"), а вот её муж себе не может позволить даже слово сказать против матери и её воли.

И получается, что Катерина одна в своём отношении к этому обществу. Только она пытается противостоять Кабановой. Но одной чужое общество "пошатнуть" невозможно. Данную позицию отстаивал в своей статье Н. Добролюбов. Он считал, что самоубийство Катерина совершила не из-за слабости своего характера, а, скорее, от безысходности. Вероятнее всего, любой человек не смог бы жить в таком обществе и покончил бы с собой рано или поздно.

У Д. Писарева другая точка зрения: он считает, что самоубийство - это всегда признак слабости характера. Он писал, что "вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что сделала вчера, и, между тем, сама не знает, что будет делать завтра; наконец, перепутавши всё, что было у неё под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством". Хотя самоубийство скорее не глупый поступок, а последнее средство отчаявшегося человека.

Поскольку, статья Писарева являлась скорее не мнением самого критика, а возражением на отзыв Добролюбова, то определенной точки зрения здесь придерживаться нельзя. Оба мнения - крайности. Но многие согласятся, что поступок Катерины-некий протест устоям семьи Кабановых и другим людям в пьесе. А ведь протест - это уже признак некой силы характера. Но в полной мере эта сила не проявляется, иначе финал был бы другим.

Кто же Катерина: слабое существо или сильная женщина?

Пьеса Александра Николаевича Островского “Гроза” была написана в 1860 году, накануне отмены крепостного права. Это произведение показало все конфликты, существовавшие в шестидесятых годах девятнадцатого века: борьбу между отживающим свой век самодурством купцов и новыми людьми, начинающими ощущать своё человеческое достоинство.

Главным персонажем в пьесе является Катерина. В своей известной статье критик Н. А. Добролюбов назвал её “лучом света в тёмном царстве”. По его мнению “решительный, цельный русский характер … является у Островского в женском типе”, так как “самый сильный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых.” Так разберёмся же в характере Катерины подробнее.

В Катерине гармонически переплелись христианская культура с языческими верованиями. Эта героиня очень далека от аскетизма домостроевских правил. “До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”, - говорит Катерина. А что она видит во время молитвы? Ей видятся поющие ангелы в светлом столбе, снисходящем из купола, она чувствует одухотворенность земных сил небесными. В её речи встречается множество повторяющихся слов, связанных с христианством: храм, молюсь, грехи, ангелы. Рано утром, среди просыпающейся природы она молится утреннему солнцу, так как славяне считали Восток страной всемогущих сил: “Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу”.

Катерина - мечтательная, романтичная и впечатлительная натура. По мнению Добролюбова “это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный”. Она откровенно рассказывает Варваре, единственному близкому человеку в доме Кабановых, о своём счастливом и свободном детстве. У родителей её жилось легко, но образования она не получила. Сведения о мире она черпала из уст странниц и богомолок. Её воображение превращает эти суеверные россказни в светлые, добрые фантазии.

Островский наделяет свою героиню поэтичностью. Недаром несколько раз в произведении повторяется слово “птица”, с которой себя сравнивает героиня. По моему мнению, Катерина, в самом деле, птица в клетке, из которой никак не вырваться. Этой клеткой является дом Кабанихи. “Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела,” - так говорит сама Катерина.

Её вольнолюбивая страстная натура проявляется ещё в детстве. “Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега”, - рассказывает о себе Катерина.

И вот такой романтичный, поэтичный, свободолюбивый человек попадает в семью Кабановых, в дом, “где вянет и иссыхает всё живое”, в мир, в котором правит самодурство и ханжество. Происходит столкновение между вольнолюбием, мечтательностью Катерины и холодностью, бездушием Кабанихи. “Под тяжёлой рукой бездушной Кабанихи нет простора её светлым видениям, как нет свободы её чувствам”, - считает Добролюбов. Героиню не понимает даже муж, который полностью находится под властью своей матери. Но в отличие от жены Тихон может изредка вырваться из неволи: и к Савёлу Прокофьичу выпить сбегать, и в Москву съездить от матери. У Катерины же нет никакой надежды вырваться на “вольный воздух”. Сила её характера проявляется в том, что она готова терпеть все выходки Кабанихи только до определённого момента. “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” - говорит она Варваре. Добролюбов по этому поводу замечает: “Этот характер выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия; а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”.

Катерина - очень цельный, честный, прямой человек. Дом, в котором живёт Катерина, держится на лжи и обмане. “Без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”, - говорит Варвара. Катерине же это противно: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. Поэтому она боится встречи с Борисом, не желая изменять своему законному мужу, пусть и нелюбимому. Но страсть к Борису сильнее её. В этой страсти заключена и потребность в любви, и тоска её жизни в доме Кабанихи, и желание воли, простора, свободы. Но Борис не сумел оценить её чувства. Он такой же “безвольный страдалец”, как и Тихон, только “образованный”. Он также должен подчиняться дяде Дикому, как и Тихон своей матери. Катерина должна возвратиться домой, но она не может уже возвратиться к прежней жизни. “Если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей вполне законно и свято, если у неё вырывают то, что нашла она и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет”, - пишет Добролюбов.

Как было сказано выше, Катерина религиозна. Она не смогла утаить своего греха. Приближающаяся гроза, как кара за грехи, полусумасшедшая барыня, стращающая девушку “геенной огненной”, полуразрушенные здания - всё это тяготит Катерину. И она публично кается перед своим мужем за совершённые грехи. Если бы пьеса так и заканчивалась, то Кабаниха могла бы праздновать победу: “Куда воля-то ведёт!”

Но конец у пьесы другой. Катерина, отчаявшись, бросается с высокого берега Волги. Она знает, что путь к свободной жизни для неё закрыт, а возвращаться домой невозможно. “Что домой, что в могилу”, - говорит героиня. “И дело кончено: она не будет более жертвою бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Она освобождена!” - констатирует Добролюбов. Другого пути она не видит. Мне кажется, что надо воспринимать этот поступок, не как слабость Катерины, а как её нравственную победу над “тёмными силами”, которым она не пожелала покориться. Это её протест против самодурства Кабановского дома, против жалкого и бесправного положения замужней женщины, против тех принципов нравственности, которые убивали в ней её вольную, поэтическую сущность. Так что я могу с уверенностью сказать, что Катерина - очень сильный человек, который имел смелость бросить вызов всему “тёмному царству”.