В словах часто встречается безударный гласный. Всегда ли удается проверить эту букву, поставив ее под ударение? В одних случаях это удается сделать, но бывает и так, что от проверочных слов толку нет, и «работает» иное правило. В таких случаях правописание безударных гласных в корне слова окажется серьезной проблемой для начинающих школьников.

Сначала поговорим о тех случаях, когда проверочные слова пригодятся. Как выбрать правильную гласную? Это делается несколькими способами:

  • изменение формы, если слово – глагол;
  • изменение числа, если слово – имя существительное;
  • изменение части речи;
  • «упрощение».

Например, в слове терпеть безударная е, и может закрасться мысль, что писать, терпеть или «тирпеть»? Однако этой ошибки легко избежать, если изменить форму глагола: в слове терпят е под ударением, и больше нет никаких сомнений.

Есть и другие случаи, когда проверяемые безударные гласные в корне слова не проблема. Например, может возникнуть вопрос, как писать стволы, с буквой о или через а? Изменим множественное число на единственное, получится ствол. Все, сомнений нет.

Изменение части речи тоже может пригодиться. Например, появились сомнения, как писать: зима или зема? Один из вариантов проверки – подобрать подходящее прилагательное, получится зимний. Значит, надо писать и.

Помня о способах словообразования, нетрудно проверить сомнительный е в слове лесник. Отбросим -ник, получится лес.

Правда, подчас случаются курьезные случаи, вроде тех, что описаны в книге «Секреты орфографии». Казалось бы, дураку понятно, как проверить сомнительную е в слове залепил, однако один горе-грамотей нашел такую проверку, как липкий, и написал и вместо е (получилось «залипил»). Как избежать таких промахов? Запомнить правило: проверочное слово должно быть родственным.

Непроверяемые гласные

Нередки случаи, когда безударные гласные проверяемые ударением, требуют двойной проверки. Наглядный пример – слова, где есть полногласные сочетания оро, оло, ере:

  • борода.
  • золоченый,
  • берега.

Во всех этих случаях нужна двойная проверка. Вот как проверяются сомнительные гласные:

  • бороды, бородка,
  • золото, позолота,
  • берег, побережье,

Однако зачастую невозможно проверить безударную гласную. Это слова с безударной гласной в корне типа экватор, единичный, картошка, морковка. Есть лишь один способ избежать ошибки – запомнить такие проблемные слова.

Интересно! Среди гласных есть безопасная – у. Почему же безопасная? Все просто: у неё нет пары, тогда как а, о, я, е, и, э образуют пары типа а – о, я – е, я – и, э – и, е – и. Благодаря непарности у всегда в сильной позиции – хоть под ударением, хоть без него. А потому, например, для слова уголок подходящая проверка – треугольник.

Когда проверка бесполезна

Кроме корней, подчиняющихся так называемому «главному правилу», связанному с ударением, есть «коллеги», «играющие по другим правилам».

Эти правила нужно хорошенько запомнить, чтобы узнавать их «в лицо» и избежать ошибки.

В этих правилах правописание безударных гласных в корне слова связано с сочетаниями букв или чередованием звуков:

  • полногласные и неполногласные сочетания (оро – ра, оло – ла, ере – ре, оло – ле);
  • корни гор, клон, твор, зар, плав;
  • чередование раст (ращ) – рос, скак – скоч;
  • чередование е – и, о – а, связанные с отсутствием или присутствием суффикса а.

Если в случае с полногласными и неполногласными сочетаниями проверка зачастую возможна, то во втором случае проверка лишь «добавляет тумана».

Достаточно вспомнить такой пример, как озарился. Неопытный школьник, только передшедший во 2 класс, невольно задумается о том, что писать, о или а. Проверка вместо ответа на вопрос лишь усилит сомнения – то ли писать о, как в зорька, то ли а, как в зарево. Тут и до ошибки недалеко.

Чтобы избежать ошибки, нужно помнить правило: гор-, клон-, твор- пишутся через о, а зар-, плав- – через а, а также исключения из этого правила.

Полногласие/неполногласие

Хотя в этих случаях возможна проверка безударных, намного важнее помнить отличительную особенность пар с полногласием и неполногласием. Примеры таких пар:

  • город – град, ворота – привратник;
  • золото – злато, молодой – младший;
  • дерево – древо, берег – брег;
  • молоко – млекопитающее, молочный – млечный.

Запомнить принцип подобного правописания несложно. Помня об этой тонкости, школьник вряд ли попытается проверить сомнительную гласную, изменив молодость на младость (а ведь такая ошибка типична для тех, кто незнаком с правописанием полногласных/неполногласных слов).

Важно запомнить! О полногласии или неполногласии говорят только тогда, когда у слова есть пара. Если это городской, то здесь можно уверенно сказать о полногласии, потому что есть «родственник» – градостроительство. Наглядный пример неполногласия – небрежный, потому что у него есть «родственник» – бережный.

А как же страховка? Здесь нельзя говорить о неполногласии, так как нет пары вроде «стороховка». Пример, когда невозможно говорить о полногласии – полоса, потому что нет «родственника» вроде «пласа».

Слова с чередованием е и и

В этом случае правописание безударных гласных в корне слова связано со своеобразной орфограммой. Где же своеобразие? Оказывается, здесь командует парадом суффикс -а-. Правило звучит так: если за корнем стоит суффикс -а-, то в корне пишется и, а если суффикса нет, пишется е .

Знакомство с этим правилом лучше всего начинать с наиболее простого примера – орфограммы с женским именем. Часть корня, а именно -ир-, соединяется с суффиксом -а-, вот и получается женское имя. Примеры: обтирать – обтереть, замирать – замереть.

Чуть сложнее примеры, где чередование е–и сохраняется. Например, в словах с суффиксом -а- – расстилать, зажигать, блистать, рассчитать стоит и, а если суффикса нет, то е (расстелить, зажечь, блестеть, расчет).

Однако у суффикса -а- характер поистине генеральский: мало «командования парадом» в корнях с чередованием е–и, так еще нужно активно участвовать в чередовании одной буквы с двумя. Как это получается? А вот как: если нанять пишется через я, то в слове нанимать при появлении суффикса получается буквосочетание има. Похожий пример – начать – начинать: как только появился суффикс, а сменяется буквосочетанием ина. Такие вот интересные орфограммы с безударными гласными.

Слова с чередованием о и а

Это безударных встречается в нескольких разных правилах:

  • чередование типа раст (ращ) – рос;
  • чередование скак – скоч;
  • корни, где «командует парадом» суффикс -а-.

В первых двух случаях получается наглядный пример чередования и согласных, и безударных гласных. Это значит, что буква а в близкой дружбе с буквами ст, щ, а о «подружилось» с буквой с. Однако важно помнить как само правило, так и исключения из него (росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, отрасль). В другом случае а «дружит» с к, а о «в дружбе» с ч (но есть исключения – скачок, скачет, скачки).

Теперь пора поговорить о третьем случае, связанном с чередованием о и а. Получилась интересная ситуация: неуемный суффикс-«командир» решил, что «командовать» чередованием е с и, а также ин и им с а и я хорошо, но недостаточно. Он заполучил власть над двумя корнями и «диктует» правило, связанное с написанием а или о. Правило звучит так: если суффикс а за корнем, то пишется а, а если суффикса нет, пишется о. Примеры: предложить – предлагать, прикасаться – прикоснуться.

Полезное видео

Подведем итоги

Как быть с безударной гласной в корне слова? Все зависит от нескольких нюансов: подчиняется ли корень главному правилу или нет. Если «главное правило» работает, то нужно попытаться поставить сомнительную гласную под ударение (если попытка неудачна, нужно посмотреть в орфографический словарь и запомнить проблемное слово). Если работают иные правила, нужно запомнить их нюансы.

Вконтакте

  1. Слова с безударными гласными, которые можно проверить ударением.
  2. Слова с безударными гласными, которые не проверяются ударением.
  3. Слова с чередующимися гласными.

Проверяемые безударные гласные

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова проверяется ударением.

Безударные гласные могут вызывать затруднения в правописании потому, что произносятся нечётко и неясно. Безударные гласные можно проверить с помощью ударения, так как в безударном слоге пишется та же гласная буква, что и в соответствующем ударном.

Рассмотрим способы проверки безударных гласных в корне слов:

  1. Изменение формы слова, например:

    о кно́ - о́ кна, ле са́ - ле с

    Изменить форму слова можно несколькими способами:

    • Изменение числа у существительных:

      о кно́ - о́ кна, ли са́ - ли́ сы

    • Изменение падежа:

      до жде́й - до ждь, во да́ - во́ ду

    • Изменение рода у глаголов прошедшего времени:

      тря сла́ - тря с, рва ла́ - рва л

    • Изменение времени глаголов:

      по лзёт - по лз, бо ро́лся - бо́ рется

    • Образование краткой формы прилагательного:

      кри во́й - кри в, ко со́й - ко с

  2. Подбор однокоренного слова, например:

    сле за́ть - зале́ зть, ко ню́шня - ко нь

В некоторых словах безударный гласный, который обозначается буквой е , проверяется словом с буквой ё :

те мно́ - тё мный, ле те́ть - полё т

Следовательно, если в корне под ударением пишется буква ё , то без ударения в корне будет е .

Примечание: при подборе проверочного слова следите за значением корня. Будьте внимательны с неродственными словами, имеющими сходное звучание, но разное значение. Например:

уви дать (ви́ деть) - увя дать (вя́ нуть)

ста рожил (ста́ рый) - сто рожил (сто́ рож)

приме рять (ме́ рить) - прими рять (ми́ рить)

ле са (ле с) - ли са (ли́ сы)

Обратите внимание что нельзя проверять безударную гласную ударением если:

  1. Корень содержит чередующиеся гласные:

    заго ра́ть - зага́ р, зо́ ри - за ря́

  2. Глагол несовершенного вида содержит суффикс -ыва- (-ива-) , а проверить нужно безударную гласную в глаголе совершенного вида:
  3. опо зда́ть (по́ здно) - опа́ здыва ть

Непроверяемые безударные гласные

Безударные гласные, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми . Существует много слов с непроверяемыми безударными гласными, например:

со бака, ша блон , ябло ко, ле гальный

Правописание таких слов следует запомнить. Если у вас возникнут сомнения, какую букву надо написать, то следует смотреть правописание в словаре.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, необходимо это слово изменить так, чтобы на безударную гласную падало ударение, т.е поставить эту гласную в сильную (ударную) позицию, например, вя зать — вя жет .

Безударные гласные непроверяемые ударением.

Если безударная гласная непроверяемая, то необходимо справиться о правописании нужного слова в орфографическом словаре (ва гон, ви не грет ).

Задачи и тесты по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»

  • Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Способы проверки написания — Звуки и буквы. Правила правописания 2 класс

При выполнении заданий по теме «Правописание безударных гласных в корне слова», обратите внимание, что далеко не все однокоренные слова могут являться проверочными, например, рассмотрим слово «дитЯ».

Проверочным словом к слову «дитЯ» будет являться «дИтятко», но не «дЕти»;
К слову «опоздАть» — «пОздно», но не «опАздывать».

Внимание! Никогда не проверяйте безударные гласные в корне словами на «-…ывать», «-…ивать».

Никогда не проверяйте безударные гласные в корне словами, употребленными в другом стиле . Например, в паре слов «город — град » град не является проверочным словом, потому что стоит в другом стиле.

К слову «гОрод» проверочным словом является «огорОд», но не «грАд»! К слову «молодОй» проверочное слово для безударной гласной — «молОденький», но не «млАд».

Мы говорим о полногласном сочетании в корне слова (-оро, -оло) и неполногласном сочетании в корне слова (-ра, -ла). Запомните, что неполногласное сочетание никогда не заменит полногласное.

Правописание безударной гласной в корне слова

Написание букв на месте безударных гласных устанавливается путем проверки другими словами и формами, где в той же значимой части слова (в том же корне, в той же приставке, суффиксе, окончании) проверяемый гласный находится под ударением,

например: г о ра (г о ры, г о рный ), н а брать (н а бранный ), земл я ной (овс я ный ), в дом е (в стол е ).

Безударные гласные в корнях, проверяемые ударением

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением ,

например: в о да (в о ды, в о дный ), с а ды (с а д, с а дик ), св и нья (св и ньи ), я йцо (я йца ), г о в о рить (г о вор, разгов о р ), м о л о дой (м о лод, м о лодость, мол о денький ), ж а ра (ж а р, ж а ркий ), ш а лун (ш а лость ).

В некоторых случаях такой прием проверки нельзя использовать, так как разное написание однокоренных слов объясняется их отнесенностью к разным языкам. Так, безударные неполногласные сочетания ра , ла (в ра та, сок ра тить, б ра зды, г ла ва, об ла ко, в ла чить и подобные) всегда пишутся с буквой а — это старославянские по происхождению слова; в русских корнях таким сочетаниям соответствуют полногласные оро , оло (в оро та, к оро ткий, б оро зды, г оло ва, в оло чить ).

Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. В словах зат о пить, оп о здать, прогл о тить, раздв о ить, зат о птать и других гласная о проверяется однокоренными словами п о здно, гл о тка, дв о е, т о пчет , хотя есть глаголы зат а пливать, оп а здывать, прогл а тывать, раздв а ивать.

Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам разного происхождения. Так, в слове аккомпанемент суффикс -емент французского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс — ирова — — немецкий. Сравните: абонемент — абонировать, ангажемент — ангажировать ; слова интеллигенция и интеллект в латинском языке образованы от разных основ одного корня.

При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва- (-ива- ).

Например, для проверки безударной гласной в корнях глаголов бр о сать, т о птать, см о треть, м о лчать следует привлекать такие слова и формы, как бр о сить, перебр о ска, т о пчет, см о трит, см о тр, м о лча, ум о лкнуть , но не глаголы типа набрасывать, вытаптывать, рассматривать, умалчивать, для которых характерно чередование гласных о – а (зараб о тать – зараб а тывать, усв о ить – усв а ивать и т. п.).

Особенно внимательными нужно быть при написании слов с омонимичными корнями, в которых безударный гласный произносится одинаково, но на письме обозначается различными буквами.

Сравните попарно слова: ч а стота (ч а стый ) и ч и стота (ч и стый ), пол а скать (л а ска ) и пол о скать (пол о щет ), п а ры (мн. ч., ср. п а р ) и до п о ры (ср. до сих п о р ), л е са (мн. ч., ср. л е с ) и л и са (ср. л и сы, л и сонька ), пос и деть (с и дя ) и пос е деть (с е д , кр. ф. от седой ), разв и вать (разв и ть ) и разв е вать (в е ять ), разр я дить (разр я д ) и разр е дить (р е дкий ), осв е тить (св е т, осв е тит ) и осв я тить (св я т, св я тость ), прим е рять (м е рить ) и прим и рять (м. р .).

Буква е после парных мягких согласных и шипящих пишется в соответствии как с ударным е , так и с о (на письме ё ). Сравните: б е лить (б е лый ) и в е ла (в ё л ), с е ло (с ё ла и с е льский ), ш е лестеть (ш е лест ) и ш е лка (ш ё лк ), ж е мчуга (ж е мчуг ) и ж е лудей (ж ё лудь ).

Безударные гласные в корнях, не проверяемые ударением

В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю.

Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова. Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макака, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, панегирик, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель, утилитарный, эсперанто.

Другие трудные случаи написания корневых гласных

В слове бархат после х в безударной позиции пишется буква а (также барх а тный, барх а тистый ), хотя под ударением в слове бархотка (вариант: барх а тка ) – гласный о . Безударному гласному в слове леб е дь , который передается буквой е , соответствуют под ударением ё и я : леб ё дка, леб ё душка и леб я жий . В слове л а дья без ударения пишется а , а под ударением в слове л о дка – о .

В словах д е тёныш, д е тёнок, д е твора, д е торождение и др. пишется без ударения буква е в соответствии с ударным е в слове д е ти и производных от него – детский, детство, бездетный и т. п. Однако в слове д и тя , а также в просторечных д и тё и д и тячий пишется и (ударный и в д и тятко ).

Корень слова магнит , греческого по происхождению, в ряде слов имеет другой ударный гласный – е , а в безударном положении соответствующий гласный передается как буквой и , так и буквой е .

Например, магн и т, магн и тный, намагн и тить и магн е то, магн е тик, парамагн е тик; магнитограф, магн и ториум, магн и тола, магн и тометр, магн и тофон, магн и тобиология, магн и тооптика и магн е тический, магн е тизм, магн е тит, магн е тон, магн е трон . варианты: магн е тоэлектрический эффект и магн и тоэлектрическая машина, магн и тохимия и магн е тохимия ; наличие таких орфографических вариантов поддерживается побочным ударением на гласном и или е в первой части этих сложных слов (которые, таким образом, различаются и в произношении).

В корне слова деб е т (финансовый термин) и однокоренных словах второй гласный, всегда безударный, передается буквами е (в словах деб е т, деб е товать, деб е товый ) и и (в словах деб и тор, деб и торский ). В корне слов инфекция и дезинфекция на месте ударного гласного е пишется (в глаголах на цировать ) в безударном положении буква и : инфицировать, дезинфицировать . То же в словах перцепция, апперцепция , но перципировать, апперципировать; коррекция , но корригировать . Буквы е и и на месте безударных гласных различаются в корнях слов: сенсибе льный , но сенсиби лизация; инже нер , но инжи ниринг . Во всех этих случаях различия в письменной передаче корневых гласных объясняются написанием слов в языках источниках. Написание гласных букв в таких корнях определяется в словарном порядке.

Безударные соединительные гласные

При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о и е .

Соединительный гласный передается на письме после твердых парных согласных буквой о , а после мягких парных согласных, шипящих, ц и j – буквой е , например: звук о режиссёр, мир о воззрение, сен о кос, работ о датель, дикт о фон, москв о рецкий, одн о разовый, девяност о летний, ст о рублёвый, мор е плаватель, древн е русский, пыл е сос, общ е доступный, тысяч е летний, свеж е окрашенный, мыш е ловка, овц е водство, ча е питие ; гряз е вод о лечебница, масл о сыр о варенный .

Образования с мягким и твердым согласным перед соединительными гласными, передающимися соответственно буквами е и о : кров е носный и кров о подтёк, кон е водство и кон о крад, дальн е прицельный и дальн о зоркий, песн е творчество и песн о пение .

Буква о пишется также после гласной и или е в ряде сложных слов с первой частью – основой слов на -ия или на -ей , -ея ,

например: бактери о носитель (бактерия ), истори о графия (история ), религи о ведение (религия ), хими о терапия (химия ), трахе о бронхит (трахея ), музе о логия (музей ), но: музе е ведение .

Вместо соединительных гласных о и е в некоторых разрядах сложных слов пишутся гласные, совпадающие с падежными и другими окончаниями слов, основы которых содержатся в предшествующей части слова:

я – в словах с первыми частями себя- : себялюбие, себялюбивый (но в себе стоимость и себе довлеющий буква е ); время- ,

например: времяпрепровождение, времяисчисление, времяизмерительный; имя- ,

например: имятворчество, имяславие (общественно-философское течение); семя- ,

например: семядоля, семяпочка, семязачаток, семяизвержение, семяприёмник, семяочистительный (но именослов, семеноводство, семенохранилище , а также — с основами других слов на -мя – знаменосец, пламеобразный, пламегаситель );

а – в словах умалишённый, сумасшедший , в словах с первыми частями сорока, полутора, полутораста ,

например: сорокалетие, сорокасвечовый, сорокачасовой (но ср. сороконожка, сорокоуст ); полуторатонный, полуторагодовалый, полуторасталетний (но в словах с первыми частями девяносто- и сто- пишется о );

и – в словах с первыми частями, содержащими основы числительных от пять до двадцать , а также тридцать, пятьдесят и т. п.,

например: десятилетка, семимесячный, тридцатитомный, шестидесятилетие ; в части сложений с основой числительного три: трилистник, триединый, триединство, триипостасный (но треугольный, треножник и т. п.); в словах с первыми частями, совпадающими с формами повелительного наклонения глагола, например: сорвиголова, вертихвостка, вырвиглаз, перекати-поле ; в сложных притяжательных прилагательных типа дяди-Стёпин, тёти-Валин ;

ы – в таких же прилагательных типа бабы-Дусин, Анны-Петровнин .

В конце первых частей сложных слов пишутся также: буквы а и и – в некоторых рядах сложных слов с первыми частями интернационального характера: авиа- (авиабаза, авианосец, авианесущий ), аква- (акванавт, акватехника ), мега- (мегатонна, мегаватт, мегапроект ), медиа- (медиакомпания, медиахолдинг ), макси- (макси-юбка ), миди- (миди-платье ), милли- (миллиметр, миллиграмм ), мини- (мини-турнир ), санти- (сантиметр ), деци- (дециметр ), поли- (поливитамины, политехнический ), квази- (квазиизлучение, квазинаучный ); буква и – в части слов со вторыми частями -метрия (планиметрия, дозиметрия ; но сейсмометрия, спектрометрия ), -фикация и -фицировать (электрификация, электрифицировать, газификация, интенсификация, русификация ; но теплофикация, радиофикация ); в названиях государств, территорий со второй частью -стан (Узбекистан, Туркменистан, Курдистан ); в словах центрифуга, агрикультура (но агрокультура с другим значением).

videotutor-rusyaz.ru

14. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Правила

Сильной позицией для гласных звуков является позиция
в ударном слоге.

Под ударением гласные произносятся отчетливо, значит, позиция
сильная, без ударения нечётко, – позиция слабая.

Безударные гласные корня проверяются ударением:

волна́ – во́лны, мячи́ – мя́ч.

Способы проверки безударных гласных в корне

1. Подбор однокоренных слов:

соли́ть – со́ль, закрепи́ть – кре́пкий, возду́шный – во́здух.

2. Изменение формы слова:

окно́ – о́кна, гроза́ – гро́зы.

При подборе однокоренных слов надо учитывать их лексическое
значение:

спешу́ (в школу) – спе́шка, спишу́ (текст) – пи́шет.

Задачи на тему «Проверяемые безударные гласные в корне слова»

Вставьте пропущенные буквы.

Расп лить бревно, гр зовая туча, г родские пейзажи, похв лить за работу, усл жнить задание, дер венская улица, вредные исп рения, щеб танье птиц.

Выделите в каждой четвёрке слов однокоренные.

1. Вода, водяной, водитель, водичка.
2. Смешать, смех, смешной, смешить.
3. Лес, лестница, лесок, лесничий.
4. Левый, налево, лев, левая.

Вставьте пропущенные буквы.

Д ждливый, с довый, м рской, д лёкий, р дной, в черний, взл теть, вм стить, вх дить, заг дать, г ворить, разд лить, г стить, в здушный.

Вставьте пропущенные буквы.

Заг дать желание, зал зать на дерево, зар дить ружьё, неожиданно засм яться, зап вать песню, изн сить костюм, пос деть на берегу, зап вать молоком, пр сить о помощи, осл беть от болезни.

Вставьте пропущенные буквы.

Раск лоть бревно – раск лить сковородку. Зап вать песню – зап вать лекарство. Посв тить искусству – посв тить фонариком. Прим рить друзей – прим рять платье. Ч стота в помещении – ч стота волн.

Вставьте пропущенные буквы.

Скр пить документы – скр петь дверью. Нав вать скуку – нав вать проволоку. Сп шите видеть – сп шите в тетрадь. Зал зать рану – зал зать на дерево. Прож вать по адресу – тщательно прож вать.

Вставьте пропущенные буквы.

Неожиданно обог титься, сильное землетр сение, зар дить ружьё, к лючий кактус, укр щать льва, опл тить проезд, перест новка мебели.

Вставьте пропущенные буквы.

Металлическое огр ждение, громко засм яться, оч ровательный малыш, сост влять расписание, усл жнить ситуацию, прор дить посевы.

school-assistant.ru

1. Правописание гласных в корне

§1. Проверяемые безударные гласные

Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: леса (лес), лиса и ́сы), примерять е́ рить) костюм примирять (мир) соседей; развевается е ́ять) флаг развивается (разви ́тие) промышленность; холодильник о ́лод, холо ́дный).

Ср. различное написание безударных гласных корня в близких по звучанию словах; залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) –отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), пристежной (воротник) – пристяжной (о лошади), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде) и т.п.

Примечание 1. В некоторых корнях наблюдается чередование гласных. Количество таких корней ограничено (см. об этом в §3).

Примечание 2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ы вать (–ивать ), например: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).

Примечание 3. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент ( емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать; ангажемент, хотя ангажировать. Ср. также аналогичное явление в составе иноязычного корня апперципировать, хотя апперцепция; дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция инъецировать, проекция — проецировать инек. др.

§2. Непроверяемые безударные гласные

Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечёвка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, дизентерия, дрочёна, интеллигенция, каламянка, калач, каморка, каравай, каракатица, кобура, компоновка, конфорка, кочан, кощей, ладанка, магарыч, мадаполам, наваждение, палисадник, пантопон, паром, периферия, пескарь, пигалица, пластилин, привилегия, ромштекс, ротапринт, снегирь, снеток, стипендия, тормоз, тороватый, эликсир, эстакада и мн. др. (как показывают примеры, сюда относятся слова независимо от их происхождения).

§3. Чередующиеся гласные

Чередование а и о

1. В корне гар гор- под ударением пишется а, без ударения – о ; зага ́р , уга ́р заго ре́лый, уго ре́ть.

Исключения: вы́га рки , и́зга рь, при́га рь (специальные и диалектные слова).

2. В корне зар зор а : за ́рево , зо ́рька за рни́ца, оза ря́ть.

Исключение: зорева́ть .

3. В корне кас кос(н)- пишется о , если дальше следует согласная н , в остальных случаях – а: ка саться, ка сательная ко снуться, прико сновение.

4. В корне клан- клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: кла ́няться , покло ́н покло ни́ться,покло не́ние.

5. В безударном корне лаг- лож- перед г пишется а, перед ж о: предла га́ть , прила га́тельное предлож и́ть, облож е́ние.

Исключение: по́ло г лаг- лож- ).

6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: ма кать сухарь в чай, обма кнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымо кнуть под дождем, промо кну́ть написанное. Правило распространяется на производные слова: ма кание, промо кательная бумага, непромо каемый плащ.

7. В корне плав гласный звук может быть ударяемым и безударным: пла ́вать , пла ву́честь, попла во́к. Корень плов- содержится в словах пло вец ипло вчиха; корень плыв- – в слове плы вуны.

8. Корень равн имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: ура внение, сра внить, пора вняться (стать наравне). Корень ровн – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»; заро внять, ро весник, сро внять, уро вень. Ср.: подра внять (сделать равным) – подро внять (сделать ровным); выра внен (сделан равным) – выро внен (сделан ровным).

9. В корне раст рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ ), в остальных случаях пишется о : ра сти, нара щение выро сший, заро сль, поро сль.

Исключения: отра сль (хотя нет cm ); ро сток, выро сток, ро стовщик, Ро стов и др. (хотя есть cm ).

10. В безударном корне скак скоч перед к пишется а , перед ч о : подска ка́ть подско чи́ть.

Исключения: ска чо́к , ска чу́.

11. В корне твар твор под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о : тва рь, тво ́рчество тво ри́ть , тво ре́ц.

Исключение: у́тва рь (семантически уже не связывается с корнем твар твор ). В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного о : угово ри́ть – угова ́ривать, затро ́нуть – затра ́гивать, зарабо ́тать –зараба ́тывать (см. §1, примеч. 2).

Чередование е и и

12. В корнях бер бир -, дер- дир -, мер- мир-, пер- пир-, тер- тир-, блест- блист -, жег- жиг-, стел- стил-, чет- чит- пишется и , если дальше следует суффикс -а- : соби рать, зади рать, зами рать, запи рать, сти рать, бли стать, сжи гать, вычи тать, рассти лать; в противном случае пишется е : бе ру, де ру, уме реть, запе реть, сте реть, бле стеть, выже гший, выче т, рассте лить.

Исключения: соче тать, соче тание.

Чередование а( я) и им , а(я) и ин

13. В корнях с чередованием а( я) и м , а(я) ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а- : сжа ть сжим ать, поня ть поним ать, нача ть начин ать. Ср.: вним ательный, заклин ать, напомин ать, приним ать и др. В производных формах сохраняется им , даже если дальше и не следует суффикс , например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.

§4. Гласные после шипящих

1. После шипящих (ж, ч, ш, щ ) не пишутся буквы я, ю, ы, а пишутся соответственно а, у, и, например: ча йка, проща льный, чу до, щу риться, жи р, ши ть.

Исключения: брошю ра, жю ри, парашю т, пшю т, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.

2. После шипящих под ударением в корне пишется е( ё) , соответствующее в произношении звуку о , если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е (чё рный че рнеть, жё лтый же лтизна ); при отсутствии таких соотношений пишется о . Ср.:

а) бечёвка, вечёрка, дешёвый, жёваный, жёлоб, жёлудь, жёрнов, жёсткий, зачёт, кошёлка, печёнка, пощёчина, причёска, пчёлка, пшёнка, пшённик, расчёска, решётка, сажёнки, счёт, учёба, учёт, чёботы, чёлка, чёлн, чёрт, чёрный, чёрточка, чечётка, шёпот, щёголь, щёлка, щётка;

б) артишок, джонка, жом, жор, жох, изжога, крыжовник, крюшон, мажор, обжора, прожорливый, трещотка (уже не выделяется суффикс тк-а ),трущоба, чащоба (уже не выделяется суффикс -об-а ), чокаться, чопорный, чох, чохом, шов, шок, шомпол, шоркать, шорник, шорох (словошероховатый не воспринимается сейчас как однокоренное), шоры.

Примечание 1. Написание с о сохраняется и в тех случаях, когда при изменении формы слова или в производном слове ударение переходит на другой слог, например: шо ́мпол шомпола ́.

Примечание 2. Следует различать написание существительных ожо г, пережо г, поджо г, прожо г и глаголов в форме прошедшего времени ожё г, пережё г, поджё г, прожё г (последние сопоставляются с корнем жечь жёг ).

Примечание 3. Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой о , например: ки́шка кишо ́к , рожо́ н рожна .

3. В словах иноязычного происхождения возможно написание о п осле шипящих в безударном слоге, например: жо ке́й , жо лнё́р, жо нглё́р, мажо рдо́м,шо вини́зм, шо ки́ровать, шо кола́д, шо ссе́, шо тла́ндский, шо фё́р.

4. В собственных именах о после шипящих возможно как в ударном, так и в безударном положении, например: Чо ́сер , Чо хе́ли, Шо ́лом-Але́йхем,Шо ка́льский.

Правило

По общему правилу правописания безударных гласных во всех однокоренных словах в корне пишутся одни и те же гласные.

Проверить безударную букву можно ударением. Для этого нужно подобрать такое однокоренное слово , в котором искомая гласная будет находиться под ударением. Ударную букву хорошо слышно, и у вас не будет никаких сомнений. Если такое слово подобрать невозможно, перед вами - непроверяемая безударная гласная , которую нужно запомнить.

Примеры

Ка ток - ка тит.

Мо ток - намо тка (не проверяем глаголом с -ыва: наматывать).

Пе вец - пе ть.

Пте нец - пте нчик.

Тря стись - тря ска.

История правила

Впервые на гласные в корнях обратил внимание Михаил Ломоносов в Российской грамматике . Но правило им сформулировано не было. Развивая мысль Ломоносова, авторы следующих учебников уже формулируют подобие правила. Вот так:

В общем, писать некоторые слова с безударными гласными не как все считалось "непристойным", но правила еще нет.

Николай Греч уже предлагал проверять безударные гласные ударными в однокоренных словах, но у него также ещё нет единого правила: отдельный абзац он посвящает каждой паре гласных, которые можно спутать.

Но за 100 лет формулировка была отточена.

По поводу правила о безударных гласных не ведётся особых споров. Всем оно понятно, всем нравится. Но именно на это правило допускается большая часть ошибок.

На что обратить внимание

  • Ни в коем случае не проверяйте ударением гласные в корнях с чередованием гласных .
  • Не проверяют ударением слова с полногласием однокоренными с "выпавшей" гласной. Например, в слове золо то пишем буквосочетание ОЛО, хотя есть слово зла то .
  • При установлении написания о или а в неударяемых корнях глаголов не следует принимать в расчёт формы несовершенного вида на -ывать (-ивать) с ударяемым а, например: то птал , потому что то́ пчет (хотя выта́ птывал), мо лчать, мо лчат, потому что мо́ лча (хотя ума́ лчивать).
  • При подборе однокоренного слова помните о лексическом значении корня. Существует много похожих и даже почти одинаковых корней, имеющих разные значения и разные гласные. Например, приме рять одежду (проверяем словом приме рка ), прими рять друзей (проверяем словом ми р ), уми рать и уме реть (чередование мер-мир зависит от суффикса а , нельзя проверять ударением).
На нашем сайте есть специальный курс, который поможет довести подбор проверочных слов до автоматизма. Посмотреть курс

Вот наиболее полный список слов с похожими корнями:

Залезать (лезть) в нору – зализать (лижет) рану

Начал облезать (облез) – облизать (лижет) леденец

Слезать (лезть) с дерева – слизать (лижет) сметану

Запевать (петь) песню – запивать (пить) лекарство

Навевать (веять) грустные мысли – навивать (вить) волосы на плойку

Развеваться (веять) на ветру – развиваться (развитие) по возрасту

Полоскать (полощет) бельё – ласкать (ласка) кошку

Посветить (свет) фонариком – посвятить (свято) стихи даме

Спешите (спешка) на работу – спишите (списывать) в тетрадь

Чистота (чисто) в доме – частота (часто) радиоволн, визитов

Умолять (молит) о помощи – умалять (мал) заслуги

Посидеть (сидя) на скамейке – поседеть (сед) от горя

Увядать (вянет) на жаре – увидать (вид) друга

Примерять (мерка) платье – примирять (мир) врагов – умирать, умереть (мер/мир)

Проредить (редкий) морковь – разрядить (разряд) ружьё

Накалить (накал) железо – наколоть (укол) дрова

Цветущая долина (дол) – далёкий (даль) маяк

Свела (вёл) с ума – свила (вить) гнездо

Она очень мила (мил) – Она мела (мёл) пол

Датировать (дата) документ – дотировать территорию

Прожевать (жёваный) мясо – проживать (жить) в квартире

Подражать старшим - раздражать (дразнит) – дрожать (дрожь) на ветру

Сплотить (плотно) коллектив – заплатить (плата) долг

Скрепить (крепко) листы – скрипеть (скрип) на ветру

Прекращать ремонт – укрощать (кроткий) тигра – сокращать (кратко) дробь

Трепать (трёпка) на ветру – какое-то тряпьё (тряпка)

Вызволять (воля) пленника – взвалить (вал) на себя груз – валять (валяный) шерсть

Старожил (стар) города – сторожил (сторож) склад

Обежать (бег) магазины – обижать (обида) слабых

Газовая плита (плитка) – сплетать (плёл) корзинку

Хвастливый (хвастать) зазнайка – хвостатый (хвост) чёрт

Угадать (загадка) слово – угодить (угода) невесте

Испариться (пар) в воздухе – неоспоримый (спор) аргумент

Кочковатый (кочка) луг – качаться (качка) на качелях – кочевник

Теснить (тесно) соседей – тиснить (тиснуть) на коже

Стесненный (тесно) в средствах - тисненный (тиснуть)золотом

Слепил (лепка) снеговика – слипаться (липкий) вместе

Отварить (варит) картошку – отворить (створка) дверь

Что стряслось (тряска) – трещит (треск) по швам

Бронировать (бронь) билеты – бранить (брань) мужа

Сгребать (грёб) листья – грибной (гриб) суп

Висеть (повис) груша, нельзя скушать – весовой (вес) сахар

Истощиться (тощий) от голода - притащиться (тащит) под вечер, тащить сумку

Косить (косит) траву – кассир (касса) - касаться, прикосновение (кос/кас)

Лучший радист (радио) – моя родня (род)

Пойдём на каток (катит) – котик, коток (кот)

Охранять (охрана) склад – хронология (хронос) событий

Горьковатый (горький) вкус – гористая (горы) местность – горбыль (горб) – горевать (горе) – разгораться, загар (гор/гар)

Приведение (вёл) приговора в исполнение – увидел привидение (вид)

Прядут (прясть) три девицы – придут гости

Обнажённый (наг) натурщик – ножевое (нож) ранение

Наваждение (отвадил) – наводнение (воды)

Постепенно утихать (тихо) – утешать (утеха) ребёнка

И.А. БУКРИНСКАЯ,
О.Е. КАРМАКОВА,
г.Москва

Продолжение. См. № 39, 43, 47/2003 и № 3, 7, 11, 15/2004

Правописание безударных гласных в корне слова

Компакт-тема № 8

Безударные гласные, проверяемые ударением

Большинство корней в русском языке пишется в соответствии с основным принципом русской орфографии – морфемным, т.е. в корне с безударным гласным пишется та же гласная буква, что и в слове, где она под ударением. (Дости жение – дости чь, растя жение – растя нет).

Упражнение

Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.

Прогл_тить, препод_ватель, перевопл_титься, вд_леке, насл_ждение. раст_ржение;
ед_ничный, закр_пление, увл_каться, уд_вительный, под_лить.

При подборе однокоренных слов следует помнить о важном ограничении: нельзя проверять безударную гласную корня глаголами, в которых есть суффикс -ива-/-ыва- . В силу исторических причин во многих глаголах, где есть суффикс -ива-/-ыва- , придающий им значение несовершенного вида, безударное о чередуется с ударным а :

    прогло тить – гло тка , а не прогла тывать ;

    опо здавший – по здно , а не опа здывать ;

    спро сить – спро с , а не спра шивать .

Подбирая проверку, надо правильно разделить слово на составляющие его морфемы и найти корень. При этом необходимо учитывать лексическое значение слов. Ведь бывают слова, которые звучат одинаково, а значение имеют разное и пишутся по-разному (они называются омофонами):

    примир ять врагов (мир) пример ять платье (мер ить, мер ка, пример ка);

    посед еть от невзгод (сед енький) посид еть на завалинке (сид я);

    поласк ать котенка (ласк а) полоск ать белье (полощ ет);

    крат чайшее расстояние (крат кость) – крот чайшее создание (крот кий);

    посвет ить фонариком (свет) – посвят ить жизнь (свят ость ).

Трудности возникают и с паронимами (греч. para – «близко, рядом»; onyma – «имя») – словами, похожими по звучанию (но полностью в звучании, в отличие от омонимов, не совпадающими), например: покорять и покарать (первое проверяется словом покорность , второе – кара ).

Или другая пара: обоняние – «способность различать запахи» и обаяние – «способность производить приятное впечатление, очаровывать». Чтобы не ошибиться в правописании слов, необходимо разобрать слова по составу. Обоняние обо- – приставка, -ня- – корень, который мы находим в родственных словах снять, унять, принять, -ниj- – суффикс существительного, – окончание. В слове обаяние , котороепроисходит от глагола баяти – «красиво говорить, заговаривать», о- – приставка, -баj- – корень, -а - – глагольный суффикс, -ниj- – суффикс существительного, – окончание.

Упражнение

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

Разв_вается флаг; разв_вается промышленность; ст_рожил нашего города; ст_рожил склад продуктов; ум_лять о помощи; ум_лять заслуги; упл_тить налоги; упл_тнить бетон; просв_щенная монархия; жизнь, посв_щенная людям;

вл_стелин; просл_влять; укр_титель; пок_рать;

изм_рение; разув_рять; дост_жение цели; неисч_рпаемый запас;

объед_няться; неприм_римые враги; увл_кательно; раздв_жная стенка;

сож_ление; раск_ленный; благосл_влять; вообр_жение;

прор_дить проросшую морковь; тр_стись от страха; разр_дить международную обстановку; тр_скотня пулеметов; пр_дильный станок.

Непроверяемые гласные в корне
Полногласные и неполногласные сочетания в корне

В русском языке много слов, где гласные в корне нельзя проверить сильной позицией, т.е. невозможно подобрать пример, в котором гласный стоял бы под ударением: са пог, то пор, ви не грет .

В школьной практике подобные слова называются словарными. Их правописание опирается на традицию, а то, как их следует писать, мы узнаем из словарей. В этом случае «работает» традиционный принцип русской орфографии. И здесь остается только один путь – запоминание. Чаще всего не поддаются проверке заимствованные слова: архи тектор, ко нцепция, пе ри фе рия, э ска латор.

Большую группу в нашем языке составляют заимствования из старославянского языка. Среди них есть корни с так называемым неполногласием – -ра-, -ла-, -ре-, -ле -. Им соответствуют исконно русские (древнерусские) полногласные сочетания – -оро-, -оло-, -ере-, -ело -/-оло -:

    гра д (старослав. ) – горо д (русск. ), здра вие (старослав. ) – здоро вье (русск. );

    гла с (старослав. ) – голо с (русск. ), зла то (старослав. ) – золо то (русск. );

    бре г (старослав. ) – бере г (русск. ), пре д (старослав. ) – пере д (русск. );

    шле м (старослав. ) – шело м, ошело мить (русск. ), мле ко (старослав. ) – моло ко (русск. ).

Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.

В большинстве случаев сопоставление полногласных и неполногласных сочетаний не вызывает трудностей. Однако не все соответственные пары возможно восстановить в современном языке, например: в парах мороз – мраз, корова – крава второй вариант корня утрачен, он есть лишь в других славянских языках. Есть слово благо (старослав.), но слово с полногласием болого не сохранилось в современном литературном языке, есть лишь Бологое (имя собственное, название населенного пункта).

Многие из слов, имеющих старославянское происхождение, стилистически окрашены: град, брег, древо, врата, злато и др. – высокие. Они были принадлежностью книжной, торжественной и поэтической речи. Это связано с тем, что старославянский язык, литературно-книжный язык всех славян IX–XI вв., был языком сакральным, т.е. на нем велось богослужение, именно на него с древнегреческого языка была переведена Библия. Другие слова со старославянскими корнями за долгую жизнь в русском языке утратили возвышенную окраску, обрели новое значение и употребляются как нейтральные; например, ставшие омонимами слова глава : 1 – руководитель чего-либо; 2 – часть книги, статьи.

Упражнения

1. Сравните пары слов. Какие из слов могут быть расценены как старославянизмы?

Прах – порох, храм – хоромы, влачить – волочить, мрак – морок, переворот – превращение, молодежь – младший, колодец – кладезь, пленить – заполонить, древесина – дерево, хранить – похоронить.

Ответ : прах, храм, влачить, мрак, превращение, младший, кладезь, пленить, древесина, хранить.

2. Что значит слово прах в приведенных текстах?

а) Они схватились на конях;
Взрывая к небу черный прах,
Под ними борзы кони бьются.

(А.Пушкин)

б) Борис: Но Дмитрий мертв! Он прах! Сомнений нет! (А.К.Толстой)

Словарные значения: 1. высокое . Тело человека после смерти; останки, труп. 2. Традиционно-поэтическое . Мельчайшие частицы чего-либо, пыль. 3. То, что недолговечно, ничтожно, малоценно.

Ответ: а) 2; б) 1.

Помогает правильно писать слова с непроверяемыми гласными этимология (от греч. etymologia , из etymon «истина» и logos «понятие, учение») – наука о происхождении слов.

Например, слово уважать происходит от ува га «внимание, уважение», ва га «вес». Проверочное слово в современном языке – важный . Можно привести параллели из других славянских языков.

Сметана – «снятая часть скисшего молока» – происходит от сметать – «сгребать, собирать».

Впечатление исторически восходит к слову печать . Это то, что впечаталось в память.

Слово преодолеть родственно существительному доля : одолеть – значит о + долеть «делить», от доля – «часть, участь». Первоначально – «получить свою долю». Слово забастовка , появившееся в России в конце XVIII в., пришло из Италии сначала как термин карточной игры – отказ продолжать игру, имеет корень basta – «хватит».

Порой люди создают ложные объяснения происхождения слов: пиджак – спинжак (надевается на спину), скопидом «человек, бережливый до скупости», – скупидом . Такие смешные и неправильные объяснения ученые называют «народной этимологией».

Упражнения

1. Вставьте безударные гласные:

    инт_ллект, опт_мизм, в_теран, ман_фест, ор_гинальный, ун_в_рситет;

    ф_нтазия, апл_дисменты, акв_рель, ант_гонизм, к_нфликт, прогн_зировать;

    атр_бут, д_летант, абон_мент, прив_легия, д_ликатес, пр_оритет;

    тр_диция, к_мпаньон, иде_логия, п_триотизм, пр_паганда, пл_гиат.

2. Вставьте пропущенные буквы, определив происхождение слова :

п_тух, к_сель, м_теж, кл_вета, п_сец (пушной зверь), к_лея, подч_нить, к_пыто, исц_лить, п_явка, к_стыль, покр_витель, ч_рнила, п_ломник, соз_рцать, пр_стыня, б_лье.

(Подсказки : петь, кислый/киснуть, мять, клев (клевать – задевать, задирать кого-то, оговаривать), пес, коло «колесо» (околица), чин – «порядок», «должность, звание», копать – «бить, ударять», целый, пить, кость, кров, черный, пальма: паломники возвращались из святых мест с пальмовыми ветками; зеркало; простой: простыня – из простого полотна, белый).

3. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные проверяются ударением?

1) ум_лчание, возр_ждение, д_ректива;
2) ч_стопородный, м_рщинистый, х_реографический;
3) вл_стелин, просв_щение, з_млетр_сение;
4) оп_лчение, прив_легия, препод_ватель.

Ответ: 3.

4. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные не проверяются ударением?

1) увл_кательный, оч_рование, обв_р_жительный;
2) в_негрет, инт_лл_генция, д_летант;
3) н_гилист, тр_диция, просл_влять;
4) пап_ротник, ст_рожил города, недос_гаемый.

Ответ: 2.

Чередование гласных в корне

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и с теми, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных.

Чередование гласных и /е в корне

Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . При этом в корне пишется и перед суффиксом -а- .

Корни с чередующимися гласными надо выучить , чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить – стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой !

Противопоставление е и и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть – умирать, затереть – затирать, выжечь – выжигать, расстелить – расстилать, обдеру – обдираю .

Это чередование гласных является очень древним, оно относится еще к праславянскому периоду и встречается во всех славянских языках. В отдельных корнях до сих пор сохранились четыре ступени чередования – е – и – о – ноль звука: соберу – собирать – сбор – брать ; умереть – умирать – мор – мрут . Слова с о в корне «оторвались» от родного гнезда и воспринимаются как отдельные лексемы. Они обросли уже своими словообразовательными гнездами: сбор – сборище – сборник – собор – соборный – соборность .

Упражнения

1. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только и.

1) Проб_рались, ум_реть, ст_раный.
2) Заж_гать, бл_стательный, оп_раясь.
3) Пост_лю, отч_тал, сд_раем.

Ответ: 2.

2. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только е.

1) Бл_снула, не прид_райся, выж_г.
2) Уст_лаю, соч_тание, зам_рать.
3) Зап_реть, соб_рутся, выт_рли.

Ответ: 3.

3. Распределите слова в два столбика: один с и в корне, другой – с е .

Соб_ратель, расст_латься, п_рила, обж_гающий, словосоч_тание, раст_реть, оп_раться, разд_раемый, обт_рание, заст_лить, ст_реть, выб_рут, изб_рательная (кампания), прост_раться,пост_рать (белье), бл_стательный, бл_снуть, выж_чь, оп_реться, заст_лить.

4. Распределите слова в два столбика: в один поместите слова с чередующимися корнями, а в другой – с корнями, проверяемыми ударением .

Зам_реть, ум_рать, изм_рять, см_ренный (мирный, покорный), усм_рять, обм_реть, отм_рающие (обычаи), см_риться, прим_рявший (костюм), прич_тать (плакать), ч_тальный зал, выч_ты, выч_тать рукопись (проверить), рассч_тать, ч_тательский, сосч_тать.

Ответ:

чередующиеся корни: замереть, умирать, обмереть, отмирающие, причитать, вычеты, рассчитать, сосчитать ;

проверяемые ударением корни: измерять – мера, смиренный – мир, усмирять – мир, обмерять – мерка, смириться – мир, примерявший – примерка, читальный, вычитать (рукопись), читательский – прочитанный, читка .

Чередование гласных о/а в корне

Корни с подобным чередованием делятся на несколько групп.

1. Правописание корня зависит от ударения. В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

2. Правописание корня зависит от суффикса -а-.

3. Правописание корня зависит от последующей согласной.

К этому же случаю – зависимость от последующей согласной – можно отнести и корни -лаг- – -лож-.

4. Правописание корня в зависимости от смысла.

Распознавать корни -равн-/-ровн - бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и тоже, но корень -ровн - исконно русский, а -равн - по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить.

Чередование в корне -плов -/-плав -/-плыв - не подчиняется никаким правилам. Мы пишем пловец, пловчиха , но плавучесть, плавучий;

ы – в словах плывуны, плывущий, плывя .

Существует еще одно важное чередование.

Ударное а или я в безударном положении чередуется с -им или -ин :

нача ть – начин ать; приня ть – приним ать, поня ть – поним ать, сня ть – сним ать, сжа ть -сжим ать. При этом правописание -им , -ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом -а- .

Упражнения

I.В каких словах надо вставить а?

1) З_рница;
2) благотв_рительный;
3) обг_релый;
4) к_сательная;
5) оз_рить.

Ответ: 1, 4, 5.

II. В каких словах надо вставить о ?

1) Прик_сновение;
2) прекл_няться (перед авторитетом);
3) утв_рь (домашняя);
4) разг_раться;
5) отв_рить (темницу).

Ответ: 1, 2, 4, 5

III. а ?

1) Р_стительность;
2) распол_жение;
3) неприк_саемый;
4) выск_чка;
5) сл_гаемые;
6) пром_кательная бумага;
7) попл_вки удочек;
8) р_внинный ландшафт;
9) обм_кнуть перо в чернильницу;
10) ср_внительный оборот.

Ответ: 1, 3, 5, 7, 8, 9, 10.

IV. В каких словах надо вставить о ?

1) Водор_сли;
2) подр_стковый;
3) изл_гались;
4) ск_калка;
5) выр_щенный;
6) знаменитый пл_вец;
7) непром_каемый плащ;
8) квадратное ур_внение;
9) пропл_вавшие корабли;
10) место пор_внее.

Ответ: 1, 2, 6, 7, 10.

V. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корни.

Синее безобл_чное небо, г_рячее солнце, шумящее Эгейское море с белыми гр_бешками волн, которых сл_гка к_саются прол_тающие чайки. Из волн подн_маются ск_листые б_р_га, изрезанные глубокими бухтами. Вд_ли б_леют снежные в_ршины гор, оз_ряемые к_сыми лучами солнца. Т_кова Греция – родина древних г_роев. Всю стр_ну перес_кают горные хр_бты. В ст_родавние вр_мена по склонам их шумели прохладные л_са с пышной р_стительностью. У п_дножия гор л_са см_нялись рощами с_р_бристых м_слин и т_мнеющих лавров. Между горными хр_бтами бл_стали светлые излучины рек, бл_гоухали д_лины.
Кустарники и травы п_стрели з_л_тистыми и пурпурными цв_тами, которые подн_мали к солнцу свои г_ловки. Теплый ветер разн_сил по р_внине, расст_лающейся между морем и горами, обл_ка цв_точной пыли.