Кузнецова Анастасия,

ученица 11 класса МАОУ СОШ №14

Учитель: Миронова Елена Владимировна.

Целостный анализ прозаического текста.

И.А.Бунин «Красавица».

И.А.Бунин – превосходный писатель. Мне безумно нравится его творчество. Особенно мне запомнились такие его произведения, как: «Темные аллеи» и «Легкое дыхание», написанные на тему любви, трагической любви. Мы знаем, что писатель эмигрировал во Францию, долгое время жил в Париже, но его мысли вновь и вновь возвращались к России. Поэтому огромное место в его творчестве занимает тема Родины.

Рассказ «Красавица» посвящен теме тяжелого детства, взаимоотношений в семье. В нем раскрывается идейно-нравственная проблематика (герой познает изменения, происходящие в окружающем его мире).

Рассмотрим систему образов. «Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой», «он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу». И вот, столь жалкий, убогий по описанию человек смог жениться «на красавице, дочери воинского начальника», которая «была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий».

Можно сделать вывод о том, что чиновник был далеко не красавцем, в его описании автор использует такие эпитеты и сравнения, которые создают образ совершенно физически нездорового, хилого человека, преобладает какой-то желтоподобный цвет, который еще больше убеждает нас в его нездоровости («очки цвета йода», «чахоточного сложения», «срывался в фистулу»). Отсюда следует, что цель автора состоит в том, чтобы показать, что внешность – это не самое главное в отношениях, а также, что любви все возрасты покорны, ведь чиновник был пожилым, а жена – красавица молодой. Прослеживается антитеза. Текст называется «Красавица», наверное, потому что рассказчик хотел показать то, что красота эта внешняя – может являться только маской.

Первая жена чиновника умерла, заметен трагический пафос.

Второй брак… но от первого брака остался сын: «мальчик, от природы живой, ласковый», которого «вторая красавица спокойно возненавидела»(оксюморон). У мальчика нет портрета, но у него мы видим внутренний духовный мир, в то время как у родителей он очень скудный. Опять антитеза: детский мир, искренний, чистый, противопоставлен взрослому.

Мальчику приходится нелегко, можно провести параллель с жизнью Ваньки из одноименного рассказа А.П.Чехова.

Мальчик подвергается жестокому отношению со стороны мачехи, которая почувствовала себя единственной хозяйкой в доме, например: «Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой…» или «Стелите ему, Настя, на полу…»

Самое обидное, что отец просто забыл о своем сыне, что еще раз подчеркивает его низость, жалкость, убогость, трусость. («Отец, от страха перед нею, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына».) «И Мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, - неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день». Малыш живет в своем маленьком мирке «в уголке гостиной», занимается своими делами: «рисует на грифельной доске домики» или «шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме», «смотрит в окно».

И.А.Бунин использует уменьшительно-ласкательные суффиксы («домики», «книжечку»), показывая этим то, что мальчику дороги эти вещи, он рисует именно домики (дом – символ семьи, домашнего очага), он хранит в душе теплые воспоминания о прошлой жизни, жизни, в которой он был кому-то нужен, в жизни, где он был окружен любовью и теплотой. Книжечка, а также сундук – символ любви к матери, это книжка – единственный «огонек», согревающий душу мальчика. Но, несмотря на все трудности, мальчик сохранил в себе человеческие качества. Прослеживается близость к фольклору, семь – мистическое число, мальчику семь лет. Он – «лучик света» в доме чиновника. Окно – портал, который погружает ребенка в прошлое, одновременно помогая увидеть мир, неизвестный ему.

Остановимся на хронотопе. Действие происходит в доме, где живет мальчик. Этот дом когда-то был для него родным, но с уходом матери становится чужим. Автор подчеркивает это с помощью эпитета «как бы несуществующем». Мальчика перестали замечать в доме, поэтому он уходит в другой мир – свои мысли и чувства.

На протяжении всего текста пересекаются прошлое и настоящее. Завязка – описание прошлого, того, что за невзрачного мужчину выходят замуж красивые девушки, описание первой жены. Дальше описывается настоящее, «новая» жизнь чиновника и его «новой» семьи (кульминация). Развязка: мальчик живет в настоящем, но обращается к прошлому.

Видна детальность, автор четко описывает различные мелочи («спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой»). За счет этого мы видим вся трагичность положения ребенка. Важной деталью является сон. Семилетний ребенок спал беспокойно, даже во сне он не чувствовал себя защищенным.

Также писатель использует эпитеты, чтобы читатель как можно ярче мог представить описываемую картину: «убранную синей бархатной мебелью», «беспокойный сон», «жизнь неслышная, незаметная, одинаковая…», повторы «совершенно самостоятельный, совершенно обособленный», «сам стелет, сам убирает».

Мне очень понравился этот рассказ. Я очень сочувствую мальчику, остается только гадать, что будет с ним дальше (открытый финал). И.А.Бунин дает нам возможность самим придумать продолжение. Я верю, что мальчик будет счастлив, ведь он чистый, искренний человечек, которого не сломили беды и страдания.

Иван Андреевич Бунин обладал незаурядным талантом раскрывать самые потайные уголки характера своих персонажей. Рассказ Бунина «Красавица», краткое содержание которого последует дальше, это произведение небольшого объема, но наполненное глубочайшим нравственным смыслом.

История создания «Красавицы»

«Красавица» была создана Буниным в 40-х годах XX века и дополнила собой великолепный сборник рассказов Ивана Андреевича «Темные аллеи». Этот рассказ отразил размышления автора о сочетании внешней и внутренней красоты, о том, насколько жестоким может быть прекрасное на первый взгляд создание. Рассказ Бунина «Красавица» кратким содержанием передает очень важную информацию, очищенную от излишних деталей. Он легко читается, "на одном дыхании", но заставляет читателя глубоко задуматься.

И. А. Бунин, «Красавица»: содержание

Начинается повествование с сообщения о том, что пожилой вдовый чиновник женился на молоденькой девушке. Она оказалась редкой красавицей. Сам по себе мужчина этот был тихим и скромным, совершенно непривлекательным, вполне заурядным человеком. И окружающие задавались вопросом о том, как ему удалось жениться на такой красивой девушке. Особенно смущало всех, что и первая жена чиновника была прекрасна.

Все было хорошо в молодой супруге. Она была аккуратной, хозяйственной, умной и спокойной. Сразу взяла всю власть в доме в свои хрупкие руки. Но случилось так, что маленький семилетний сын ее мужа от первого брака не пришелся ей по нраву. Она возненавидела его и стала полностью игнорировать, делая вид, что мальчика не существует. Покорный ее власти отец ребенка вскоре поддался влиянию жены и, чтобы не сердить супругу, перестал вовсе обращать внимание на свое дитя.

Мальчика отселили из комнаты отца в небольшую комнатушку, где стоял обитый бархатом диван, ставший его кроватью. Так как ребенок спал беспокойно, красавица-хозяйка забеспокоилась, что он может протереть бархат на диване. Она велела служанке достать старый матрас из сундука его покойной матушки и стелить постель для пасынка на полу.

После этого мальчик зажил совершенно обособленно от всей семьи. Никто им не занимался и не интересовался. Все его развлечения составляло рисование мелом на доске или чтение одной и той же книги, которая была куплена ему еще его мамой. Никому не было дела до этого ребенка.

Основная идея рассказа

В рассказе И. А. Бунина «Красавица» краткое содержание не искажает сюжетной линии. Короткое по объему произведение поражает масштабом горя маленького мальчика, заброшенного близкими людьми. Красавица, ставшая хозяйкой дома, властная и бескомпромиссная женщина. Она «спокойно» возненавидела мальчика, то есть проявила к нему невероятное уничтожающее равнодушие. Таким образом Бунин показывает, насколько ужасной может быть суть человека, скрытая обманчивой внешностью. Героиня рассказа в конце не воспринимается читателем как красивая женщина, она остается лишь «красавицей» с отвратительным черствым сердцем, лишенным тепла.

Рассказ Бунина «Красавица» кратким содержанием и глубоким смыслом привлек к себе внимание миллионов читателей по всему миру.

И. А. Бунин с необыкновенным мастерством описывает в своих произведениях полный гармонии мир природы. Его любимые герои наделены даром тонко воспринимать окружающий мир, красоту родной земли, что позволяет им чувствовать жизнь во всей ее полноте. Ведь способность человека видеть вокруг себя прекрасное вносит в его душу покой и ощущение единения с природой, помогает лучше понять себя и других людей.

Мы видим, что не многим героям произведений Бунина дано ощутить гармонию окружающего мира. Чаще всего это простые люди, уже умудренные жизненным опытом. Ведь только с возрастом мир открывается человеку во всей его полноте и многообразии. Да и то не всякий может его постичь. Старый батрак Аверкий из рассказа «Худая трава» принадлежит к числу тех героев Бунина, которые достигли духовной гармонии.

Этот уже давно не молодой человек, много повидавший на своем веку, не испытывает ужаса от сознания приближающейся смерти. Он ждет ее безропотно и смиренно, потому что воспринимает ее как вечный покой, избавление от суетности. Память постоянно возвращает Аверкия в «далекие сумерки на реке», когда он встретился «с той молодой, милой, которая равнодушно-жалостно смотрела на него теперь старческими глазами». Этот человек пронес свою любовь через всю жизнь. Думая об этом, Аверкий вспоминает и «мягкий сумрак в лугу», и мелкую заводь, розовеющую от зари, на фоне которой виднеется девичий стан.

Мы видим, как природа участвует в жизни этого героя Бунина. Сумерки на реке сменяются теперь, когда Аверкий близок к смерти, осенним увяданием: «Умирая, высохли и погнили травы. Пусто и голо стало гумно. Стала видна сквозь лозинки мельница в бесприютном поле. Дождь порой сменялся снегом, ветер гудел в дырах риги зло и холодно». Наступление зимы вызвало в герое «Худой травы» прилив жизни, ощущение радости бытия. «Ах, в зиме было давно знакомое, всегда радовавшее зимнее чувство! Первый снег, первая метель! Забелели поля, потонули в ней - забивайся на полгода в избу! В белых снежных полях, в метели - глушь, дичь, а в избе - уют, покой. Чисто выметут ухабистые земляные полы, выскребут, вымоют стол, тепло вытопят печь свежей соломой - хорошо!» Всего в нескольких предложениях Бунин создал великолепную живую картину зимы.

Как и его любимые герои, писатель считает, что в мире природы заключено то вечное и прекрасное, что не подвластно человеку с его земными страстями. Законы жизни человеческого общества, напротив, приводят к катаклизмам, потрясениям. Этот мир неустойчив, он лишен гармонии. Это видно на примере жизни крестьянства накануне первой русской революции в повести Бунина «Деревня». В этом произведении автор наряду с нравственно-эстетическими проблемами затрагивает проблемы социальные, вызванные действительностью начала XX века.

События первой русской революции, отразившиеся в деревне в мужицких сходках, горящих помещичьих усадьбах, разгуле бедноты, вносят разлад в привычный ритм жизни деревни. В повести много действующих лиц. Ее герои пытаются разобраться в окружающем, найти для себя какую-либо точку опоры. Так, Тихон Красов нашел ее в деньгах, решив, что они дают уверенность в будущем. Всю свою жизнь он посвящает накоплению богатства, даже женится из-за выгоды. Но Тихон так и не находит счастья, тем более, что у него нет наследников, которым он мог бы передать свое богатство. Его брат Кузьма, поэт-самоучка, тоже пытается найти правду, глубоко переживая беды своей деревни. Кузьма Красов не может спокойно смотреть на нищету, отсталость и забитость крестьян, их неумение разумно организовать свою жизнь. А события революции еще больше обостряют социальные проблемы деревни, разрушают нормальные человеческие отношения, ставят перед героями повести неразрешимые проблемы.

Братья Красовы - незаурядные личности, ищущие свое место в жизни и пути ее улучшения не только для себя, но и для всего русского крестьянства. Они оба приходят к критике негативных сторон крестьянской жизни. Тихона поражает, что в плодородном черноземном крае может быть голод, разорение и нищета. «Хозяина бы сюда, хозяина!» - думает он. Кузьма же считает причиной такого положения крестьян их глубочайшее невежество, забитость, в чем он винит не только самих крестьян, но и правительственных «пустоболтов», которые «затоптали, забили народ».

Проблема человеческих взаимоотношений и связи человека с окружающим его миром раскрывается и в повести «Суходол». В центре повествования в этом произведении - жизнь обедневшего дворянского рода Хрущевых и их дворовых. Судьба Хрущевых трагична. Барышня Тоня сходит с ума, Петр Петрович погибает под копытами коня, слабоумный дедушка Петр Кириллович умирает от руки крепостного. Бунин показывает в этой повести, до какой степени странными и ненормальными могут быть человеческие взаимоотношения. Так говорит об отношениях господ и слуг бывшая крепостная няня Хрущевых Наталья: «Над барчуком и дедушкой Герваська измывался, а надо мной - барышня. Барчук - а, по правде-то сказать, и сами дедушка - в Герваське души не чаяли, а я в ней». А к чему приводит в «Суходоле» такое светлое чувство, как любовь? К слабоумию, позору и опустошенности. Нелепости человеческих взаимоотношений противопоставлена красота Суходола, его широкие степные просторы с их запахами, красками и звуками. Окружающий мир прекрасен в рассказах Натальи, в заговорах и заклинаниях юродивых, колдунов, странников, кочующих по родной земле.

«Нет никакой отдельной от нас природы, каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной души», - писал Бунин. В своих.произведениях, проникнутых глубокой любовью к России и ее людям, писатель сумел доказать это. Для самого писателя природа России была той благотворной силой, которая дает человеку все: радость, мудрость, красоту, ощущение целостности мира:

Heт, не пейзаж влечет меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит, -

Любовь и радость бытия.

Интерпретация текста новеллы И.А. Бунина « Красавица»

(работа над текстом художественного произведения на уроке литературы в 11 классе )

Красавица

Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице – и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.

Тотчас после свадьбы его перевели из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:

Это безобразие, он весь бархат на диване изотрёт. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.

И мальчик, в своём круглом одиночестве на всём свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, – неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шёпотом читает по складам всё одну и ту же книжечку с картинками, купленную ещё при покойной маме, смотрит в окно… Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свёртывает её утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и всё остальное добришко его.

Современники И.А.Бунина единодушно признали его мощный талант художника слова, назвав Мастером, и пророчили славу большого писателя. Позднее К.Г.Паустовский так отозвался о творчестве великого прозаика: «Чем больше я читаю Бунина, тем яснее становится, что Бунин неисчерпаем». Произведения Бунина будят наши чувства, эмоции, переживания, заставляют задуматься над смыслом человеческой жизни и страстно биться сердце, задевают за живое, бередят, тревожат душу «вечными проблемами» – любовь и ненависть, добро и зло, душевная подлость и благородство, жизнь и смерть. Здесь нет места равнодушию. Ими невозможно «насытиться»: произведения И.А.Бунина вне времени, пространства, эпох и событий. Они вечны. Едва прикоснувшись к чистому роднику бунинских строк, хочется вновь и вновь испить из него живительную влагу созидания, творчества, вдохновения, заново открыв красоту, утончённость, трепетность человеческих чувств. Энциклопедией любви, её торжеством можно назвать цикл новелл И.А.Бунина «Тёмные аллеи». Удивительно, но эту книгу, которая состоит из 38 новелл, И.А.Бунин закончил писать в годы второй мировой войны, самого трудного и кровавого испытания в истории человечества. Вышла она в Париже в 1946 году. Это единственная в русской литературе книга, где «всё о любви». Здесь есть и грубоватая чувственность, и игривость, но сквозным светлым лучом проходит тема чистой, прекрасной, иногда трагической, обречённой и неразделённой любви. Любовь для Бунина - это яркое проявление духовности. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена», «Дух проникает в плоть и облагораживает его», «Там, где я стою, не может быть грязно», - говорит Любовь устами автора. В ком нет любви, в том нет и света . Произведение «Красавица» - одна из 38 новелл цикла «Темные аллеи». Новелла «Красавица» написана 28 сентября 1940 года. Писателю было 70 лет. Он уже прошел через многое, испытал и увидел еще больше, опытный и мудрый человек, признанный миром художник. И вдруг рассказ из 5 абзацев. Казалось бы, простой сюжет. Пожилой чиновник, вдовец, взял в жены молоденькую красавицу, которая невзлюбила его семилетнего сына от первого брака и вытеснила сначала из спальни в гостиную, затем - с дивана на пол, мальчик смирился со своей участью. « Что же здесь исследовать?» – спросите вы. Не мог И.А.Бунин рассказать только об этом. Мудрость писателя и незамысловатость сюжета дают нам стимул для глубокого анализа новеллы. Это произведение – айсберг. А у айсберга большая часть скрыта под водой. И мы с вами начинаем «погружение» в произведение. Первая загадка таится в самом названии. Почему «Красавица»? Ведь рассказ вовсе не о ней! В пяти абзацах этому образу уделено меньше всего внимания: всего 4 предложения. Чиновнику-отцу и того больше – 5, а вся остальная часть произведения рассказывает о мальчике. Именно он поставлен в центр повествования, и правомернее было бы дать новелле название – «Мальчик». Случайность или непродуманность? Конечно же, нет. В чём тогда скрыт тайный замысел автора? Какие ассоциации можно подобрать к слову «красавица»? (Радуга, мамина улыбка, солнышко, умиротворённая природа, роза, яркая звёзда, любящее сердце, вишня в цвету и т.д.). «Красавица» - это первое слово рассказа, его заглавие. Чтобы нарисовать портрет производного слова «красивый», мы обратимся к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова. Среди многих значений: «доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный»; «полный внутреннего содержания, высоконравственный» - мы отметим следующее: «привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный». Однокоренные слова «красивый», «красота», «красавица» таят в себе возможность конфликта, ибо могут характеризовать как физические данные человека (внешность), так и его душу (внутреннее содержание). Какой смысл вложен автором в это слово? Можно ли восхищаться этим героем? Привлекателен ли он для окружающих? Вызывает ли симпатию? Познакомившись с содержанием рассказа, мы понимаем: слово употреблено в третьем значении. И.А. Бунин не с восхищением, а скорее, с горькой иронией называет своего героя «красавицей». Таким образом приоткрывается завеса. Ясно одно: повествование содержит конфликт и не будет спокойным, гладким. На самом ли деле «красота спасёт мир»? Что имел в виду Ф.М.Достоевский? Тайну ответов на эти вопросы нам поможет разгадать пристальный анализ текста рассказа И.А.Бунина. Так чем же не похожа эта новелла И.А. Бунина на другие его произведения? Только ли лаконизмом, сжатостью и предельной концентрацией художественного повествования? Безусловно, строгая последовательность прослеживается во всём монтаже сюжета, архитектонике произведения. Экспозиция – представление отца мальчика – «чиновника казённой палаты» и красавицы – второй жены чиновника, затем завязка сюжетного конфликта – «И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика», развитие действия предполагает события, которые ранили душу ребёнка и обрекли его на «круглое одиночество», кульминация повествования – приказ барыни постелить мальчику постельку на тюфячке между диваном и кадкой с пальмой, развязка – описание полного одиночества мальчика, беззвучия его жизни, немыслимой детской трагедии. Само выражение «красавица возненавидела» парадоксально как сочетание восхищения и ненависти, идеала и жестокой реальности. А здесь – «спокойно возненавидела» - тоже сочетание несочетаемого, поскольку ненависть – это чувство из ряда вон выходящее, очень сильное. Наречие «спокойно» подтверждает, что красавице это чувство не чуждо, оно свойственно ей, привычно для нее. Красавица своим равнодушием, безразличием, душевной холодностью лишила ребёнка радости жизни, превратила его в бесконечно одинокого человека. Мы видим подтверждение того, что красота героя мнимая, отталкивающая, за внешней привлекательностью скрывается душевное уродство. Будучи неродной матерью, она демонстрирует полное равнодушие к мальчику.

Но почему у героев нет имён, а образы даны через обобщающие понятия: «чиновник», «красавица», «мальчик»? Видимо, автору было важно подчеркнуть в героях черты общества, к которому они принадлежат, обозначить остроту и актуальность проблем, не конкретизировать героев, а показать трагедию в движении от общего к частному. Не найдёте вы здесь и пейзажных зарисовок (описание природы заменено описанием интерьера). Очень сложно говорить о поэтическом, когда в жизни ребёнка остались лишь боль и грусть. Наверное, жестоко рассказывать о прекрасном, когда маленький мальчик вместо радости и счастья, любви и заботы испытывает одни лишь страдания и душевные муки. Давайте пройдём дорогой автора и вслед за ним попытаемся понять, что такое красота и духовность, чёрствость и бессердечие, милосердие как высшее проявление красоты человеческой души и низость, равнодушие - крайнее проявление душевной подлости. Используя стратегию «кластер» , методы «двойной дневник», эксперимент и фантастическую добавку, исследуя текст художественного произведения, постараемся понять концептульный, фактуальный, идейно-образный уровень повествования. Также раскроем его фоновую палитру, лексико-грамматические краски, попытаемся проникнуть в тайный, скрытый, имплицитный смысл рассказа. В рассказе три главных образа: красавица, чиновник, мальчик. Найдём ключевые, «приорбитные» слова к данным образам, установим смысловые связи между ними. В первом абзаце мы встретим такие ключевые слова – существительные: чиновник – палата – вдовец – красавица – дочь – начальник – цена – очки – фистула – дом – взгляд – отношения - чиновник – красавица – руки. Во втором абзаце: красавица – мальчик – отец – страх – сын – мальчик – природа – присутствие – слово – дом. В третьем абзаце: свадьба – спальня – диванчик – гостиная – комната – столовая – мебель - сон - ночь – простыня – одеяло – пол – красавица – горничная – безобразие – бархат – диван- пол - тюфячок – сундук – барыня – коридор. В четвертом и пятом абзацах: мальчик – одиночество – свет – дом – жизнь – день – уголок – гостиная – доска – домики – книжечка – картинки – мама – пол – диван – кадка – пальма – постелька – коридор – сундук – добришко. Получается, чаще всего нам встретились следующие существительные: красавица – 4 раза, чиновник-отец – 4 раза, мальчик-сын – 4 раза, дом – 3 раза. Эти ключевые слова и называют центральные образы. Сгруппируем ключевые слова в смысловые группы. У нас их получилось четыре: слова, выражающие родственные отношения и отношения между людьми (дочь, вдовец, начальник, отец, сын, мама, красавица, барыня, горничная); слова, связанные с понятиями «дом» (дом, спальня, диванчик, пол, сундук и т. д.); слова, выражающие состояние человека, его чувства (одиночество, страх, сон, безобразие и другие); слова, выражающие философские понятия (природа, жизнь, отношения, взгляд). Изучив содержание этих групп, мы сможем определить основные темы текста. Первая тема - рассказ о доме, об отношениях между людьми, о душевном состоянии человека, о взаимоотношении человека и его дома, об огромной трагедии мальчика, от природы живого и ласкового, ставшего никому не нужным. И вторая тема , которая просматривается уже в заглавии, - это тема подлинной и мнимой красоты, несоответствие красоты внешней внутреннему миру человека. Скрытая тема одиночество и тоска по родине.

Может ли злой, жестокий, безнравственный человек быть по-настоящему красивым? Имеется в виду не глянцевая красота, а истинная, высокая духовность человека. В чём сила истинной красоты? Вначале представим галерею образов через портретно-характерологический словесный ряд. «Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника». Бросается сразу в глаза и режет слух слово «казенной», что значит «чужой, неродной, не свой». В этом же предложении И. А. Бунин показывает противостояние, антитезу: «вдовец» – «женился», «пожилой»- «молоденькой», «чиновник» - «начальник». «Он был худой, чахоточного телосложения, носил очки цвета йода, говорил сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу» (то же, что фальцет в пении: очень высокий звук голоса). Анафора «Он был молчалив…», «Он был худой…» конкретизирует образ чиновника, подчёркивая ничтожество духа этого человека. Он предстает перед нами нездоровым, как бы больным, изможденным и усталым. Используя метафорический эпитет «очки цвета йода», что обозначает отстранённость, страх перед жизнью, желание спрятаться от мира, отгородиться от проблем, автор показывает: герой не просто плохо видит, он не желает видеть лучше, ему удобно затемнять мир. Он не привык громко говорить, для него это несвойственно, он молчалив и тих, не может настоять на своем, соглашается с чужим мнением, смиряется. Есть слова с положительной оценкой («скромен») и отрицательной экспрессией («не интересен во всех отношениях»). Отсюда вывод: заурядный, неинтересный, хотя вроде бы порядочный человек. Но от равнодушия до подлости всего один шаг. Вскоре чиновник его совершает – предаёт, фактически бросает собственного ребёнка на произвол судьбы. Ради личного благополучия, спокойствия, мнимого счастья он приносит в жертву жизнь сына. Бунин обращает наше внимание на то, что каждый человек в жизни делает выбор, и от того, насколько будет принято верное, правильное решение, порой зависит не только дальнейшая судьба этого человека, но и жизнь людей, которые находятся рядом. Антитеза, контраст – основной композиционный приём авторского повествования. Кроме антитезы, в тексте встретим антонимы: «высокий» - «невелика», «отлично сложена» - «чахоточного телосложения», «носил очки» - «взгляд имела зоркий». Это контрастное сопоставление можно заметить и в построении предложений: «Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену» - это антитеза состояний. Тут же мы видим пример синтаксического параллелизма – несколько сложносочиненных предложений с противительным союзом «а». Образ красавицы также вводится с помощью противопоставления - «А она знала себе цену». Безусловно, конфликт касается внутреннего мира, души, характеров героев. Гордыня, высокомерие, бессердечность – вот настоящая сущность красавицы. Совпадают ли наши представления о красавице с авторской характеристикой? Если бы предложили создать «цветограмму» этого образа с помощью «кляксовой» техники, у меня бы получилось одно жёлто-чёрное пятно. Жёлтый цвет символизировал бы бездушие, а чёрный – каменное сердце красавицы. Впоследствии автор ещё раз использует антитезу: «А она была невелика…, хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий». С определённым умыслом писатель вводит слово «невелика» вместо привычных слов «она была невысокого роста». Почему «невелика»? Может быть, Бунин имел в виду не только человека, а еще что-то неуловимое, тайное? Другая фраза цитаты показывает нам героя, который всегда начеку, настороже, очень внимателен, осторожен. «Все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?» Только два вопроса и полное их несоответствие глаголу «шли», но в них сосредоточены несправедливость, недоумение, непонимание, некоторая обида. Образ мальчика раскрывается сразу – «семилетний», «живой», «ласковый» (положительная, одобрительная окраска). Он главный герой. Но немыслима эта история без роковой красавицы, которая и превратила ребёнка в бесконечно одинокого человека. Красавица злая, жестокая, но и очень умная женщина, ибо не просто возненавидела сына «соперницы», а «сделала вид, что совершенно не замечает его» (со своим-то зорким взглядом). Как известно, именно это тяжелее и больнее всего для человека, это самое жестокое наказание. Совершенно разные чиновник и мачеха становятся в конечном итоге одинаковыми по отношению к мальчику. Сходство в одном – в бессердечии: и отец «притворился» (сделал вид, будто у него нет и никогда не было сына). Почему? («От страха перед ней»). И живой мальчик сделался как бы несуществующим. Разделим лист на две части (метод «двойной дневник») и запишем в первую колонку ключевое слово к образу мальчика - «живой», а во вторую – антоним - «несуществующий». Мальчик стал тих, незаметен, и только сон у него был беспокойным: «...каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол». Пофантазируем. Что снилось мальчику? Почему во сне он так сильно метался? (Варианты разные: снилась покойная мама, которая читает ему сказку на ночь, беседа за утренним чаем с отцом и мамой, злая мачеха, что-то нашёптывающая отцу, мама, превратившаяся в ночную звёздочку… А в жизни – полная безысходность, глубокая тоска за самым родным человеком.) В тексте рассказа автор намеренно употребляет глаголы прошедшего времени, которые обозначают действия, происходящие не последовательно, одно за другим, а в одном временном отрезке - настоящем. Они как бы являются движущей силой сюжета. Неопределённо-личное предложение «Тот час после свадьбы его перевели из отцовской спальни на диванчик в гостиную…» сосредотачивает внимание на самом действии, подчёркивая чёрствость и бездушие мачехи. Только она владеет прямой речью. Почему автор в приказании барыни употребляет слово «изотрёт» вместо «протрёт», старинное, высокое слово «велела» вместо нейтрального «приказала»? Ничего нет случайного, прямая речь соответствует персонажу – бездушной, жестокой, бессердечной красавице. От неё «веет холодом», и красота её мертвенная, ледяная. Мальчик больше не видит вокруг себя живых, не ощущает себя частью семьи, дома, всего этого мира. «Спит под кадкой с пальмами», как в щели, как сор на полу. Почему именно «кадка с пальмою»? Через художественную деталь Бунин ещё раз использует антитезу: пальма - напоминание о том, что где-то есть тепло, есть жизнь, свет и радость, а в доме, где живёт мальчик, один холод, мрак, боль. Он никому не нужен. Всё, что у него остаётся, – это воспоминание о покойной маме, которой он бесконечно предан. Постоянно читает единственную книжку, купленную ещё при покойной маме, а «всё добришко его» спрятано в «мамином сундуке» - том самом, что стал для него теперь единственным тёплым предметом в доме. На первый план выходит «предметный» словесный ряд: «уголок», «домик», «книжечка», «постелька», «добришко» (ранее: «диванчик», «тюфячок»), т. е. существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Видна открытая субъективная позиция автора, симпатия писателя к мальчику, сочувствие, сопереживание. Для раскрытия идейного замысла важно пространство, в котором находится герой. Для нашего героя - его комната, точнее её кусочек, это весь его мир, где «кадка с пальмой» – единственное напоминание о том, что за пределами его дома, его вечной тюрьмы, есть полноценная жизнь, где всё цветёт, растёт, радует глаз. Последние предложения текста заставляют сжаться сердце: «Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свёртывает её утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и всё остальное добришко его». Оставшиеся после мамы вещи хранят воспоминания о ней, тепло её заботливых рук, искреннюю любовь. Проведём эксперимент. Перед нами два предмета: лёд и горящая свеча, превратим их в словесные образы. Опишем свои ощущения от каждого прикосновения в две колонки. Какие образы родились в вашем воображении? Горящая свеча – жизнь, тепло, свет, любовь, забота, ласка, материнские руки, нежность. Лёд – холод, боль, тоска, одиночество, равнодушие, что-то неживое, мертвящее, тёмное. Особой остроты, сильной концентрации достигает мысль: дети – это продолжение жизни, символ её вечного обновления, но их легко ранить, сломать, погубить, если не окружить вниманием, заботой, не согреть теплотой души. Страдания детей – это большая трагедия. Как цветы нуждаются в живительной дождевой влаге, так и дети требуют нашего пристального внимания, материнского участия, отцовской заботы. Без этого живого огня, сердечного участия ребёнок погибнет, потеряется в этой жизни, станет никому не нужным. «Звуковой» ряд слов, относящихся к жизни мальчика в этом контексте, подчёркивает его бесконечное одиночество: «неслышная», «незаметная», «одинаково смиренно сидит», «рисует», «шёпотом читает», «смотрит в окно», «стелет себе постельку», «сам прилежно убирает», «свёртывает», «уносит в мамин сундук». Нет слов, обозначающих «звучание», т.е. «жизнь» (а ведь он от природы «живой», ласковый ребёнок). Там, где нет звуков, детского смеха, там нет и сердечности, жизни, тепла. Ключевые слова данного контекста звучат горько: «круглое одиночество», «совершенно самостоятельная, совершенно обособленная жизнь». Они помогают Бунину показать глубину трагедии ребёнка. Одиночество бывает полным, совершенным, а Бунин использует эпитет «круглый». Возникает ассоциация с выражением «круглая сирота», без отца и без матери. Все действия, происходящие в рассказе, как бы совершаются у нас перед глазами: сидит, рисует, читает, смотрит, творит. Настоящее время употребляется в значении прошедшего (оно выразительно, наглядно представляет действие как бы совершающееся сейчас). Инверсия - «И мальчик, от природы живой и ласковый, зажил совершенно самостоятельной, обособленной от всего дома жизнью, - неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день…» - подчёркивает мысль, что так живут, углубившись в свое горе, в свою безысходную тоску, сжавши душу в кровоточащий комок, в ожидании чего–то, в надежде на очень далекое и нескорое. Обособленные определения, постоянное нанизывание уточняющих слов, меткие эпитеты («живой мальчик», «ласковый мальчик», «беспокойный» сон, «круглое одиночество»), сравнения («Он казался …неинтересен во всех отношениях, как множество губернских начальников»), метафора («Он… срывался в фистулу»), лексические повторы («и вот», «и мальчик», «совершенно» и т. д.) – вот те словесные краски, с помощью которых автор рисует образы, оттеняя самое существенное, важное для реализации замысла. Бунин применяет еще одно грамматическое средство: для обозначения действий, происходивших в прошедшем времени, употребляет глаголы настоящего времени. «Возненавидела – притворился – стал бояться – перевели – зажил», - читали мы, а потом переход: «сидит себе – рисует – читает - …» и так до конца. Этот прием – особенность художественной речи и помогает «оживить» повествование, делает читателя соучастником событий. Произведение Бунина обладает особенной магией звуков. Например, звуки «с» и «ш», свистящие, шипящие, передают тоску, уединённость, одиночество (аллитерация), гласный звук «о» - свидетель замкнутого пространства, большого горя маленького мальчика, но вместе с тем он передаёт теплоту авторского отношения к брошенному ребёнку.

Образ мальчика вызывает уважение и восхищение. Он не плачет, не ноет, не просит любви, не кричит, а «…смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окно…». Заметьте, рисует не что иное, а только домики, читает одну и ту же книжечку, оставшуюся от покойной мамы, наблюдает за миром через ограниченное пространство – окно. Именно здесь сквозь ткань произведения прорывается неизбывная тоска автора по Родине, воспоминания о ней. Вот оно, подтекстовое, скрытое, спрятанное, тайное! Именно так Бунин передает свои воспоминания о Родине и неизбывную тоску по ней, по отчему дому, по тому, что так дорого и близко его сердцу. Круг взаимоотношений: «человек и его дом», «человек и его семья» - у Бунина трансформируется в более конкретное понятие - «Родина и отверженные ею дети». Это и Бунин, и Цветаева, и те тысячи эмигрантов, которые по воли обстоятельств были вынуждены покинуть свой родной дом. Тогда кого же на самом деле представляет собой образ красавицы? Несложно понять, что это новая Россия, Россия после 1917 года. Именно она, руководимая большевиками, и возненавидела, и делала вид, что не замечает детей той, старой, исчезнувшей России. Но почему «красавица», почему не просто «мачеха» или «чудовище»? Слишком просто было бы объяснить это тем, что Россия стала «красной». Красивыми были лозунги большевиков: равенство, свобода, братство всех людей. Иллюзорная мечта человечества. Но за внешней красотой, за красивыми лозунгами прячется насилие и кровь. И вспоминаются слова Ивана Карамазова: «…не может быть прекрасным храм, построенный на крови хотя бы одного ребенка». И мы опять чувствуем горькую иронию И. Бунина: «красавица…». Может быть, не стоит отождествлять красавицу со всей Россией? Может быть, Бунин имеет в виду большевистскую Россию, власть, помните - «она была невелика»? Кто же тогда чиновник–отец? Отчий край, отчий дом, русский народ? «От страха … притворился», будто сына и не было никогда. Безвольный, молчащий, смирившийся, терпящий все невзгоды, не заступившийся за своих родных детей… «И за что и почему шли за него такие?» - эти два вопроса поворачиваются другой стороной – за что и почему сыплются на русский народ невзгоды и напасти, сколько же ему ещё терпеть? «И мальчик, от природы живой и ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме». Образ мальчика ассоциируется с талантливыми, но никому не нужными, отвергнутыми сыновьями и дочерьми. И это в первую очередь сам И. А. Бунин. И все поэты, все писатели, художники, мыслители, которые, будучи живы, как бы и не существовали, их имена надолго были преданы забвению. Выдворенные из родного дома, они перестали быть его частью, остались наедине со своей болью, тоской, обидой и надеждой.

Тема подлинной и бездуховной красоты, тема Родины, тема одиночества. Именно это волновало автора, тревожило его сердце и душу. И это волнение невидимым, чудесным образом через века и временные заслоны передалось многим поколениям читателей. Как раз в этом и состоит притягательная сила бунинского слова. В начале исследования был поставлен вопрос: «Почему рассказ носит такое название?» Ответ чувствуется в самой атмосфере повествования – не может быть по-настоящему красивой женщина (страна, власть, земля), у которой каменное, ледяное, злое сердце, которая так несправедлива, сурова и жестока с детьми, пусть даже неродными. Красота – это не то, что бросается в глаза и «кричит» о себе. Настоящая красота скромная, тихая, даже неприметная. Бунин как бы предупреждает читателя: «Надо уметь «всматриваться» и «вслушиваться» в человека». Действительно ли «красота спасёт мир»? Какая? (Если только это красота искренняя, добрая, светлая, красота души, а не только красота лица и тела. Ведь иногда красота бывает манящей, колдовской, но злой, отталкивающей, обманчивой). В народе говорят: «Не заглядывай человеку в лицо, а заглядывай в его сердце». И это справедливо, потому что «зорко одно лишь сердце», доброе, способное сопереживать, сострадать и любить. Удивительные строки из стихотворения Н.Заболоцкого – яркая иллюстрация к произведению И.А.Бунина, они близки и нашему пониманию одухотворённой красоты.

Что есть такое красота?

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Вечные вопросы… Вечная дилемма… Можем ли мы сказать, что осмыслили, разгадали, поняли до конца то, что хотел сказать автор, проникнув «в святая святых» произведения Бунина? Конечно же, нет. Сколько бы мы ни читали новеллу, медленно, вдумчиво, внимательно всматриваясь в каждый образ и напряжённо вслушиваясь в каждый ритм, нас ждут новые загадки, интересные открытия, духовные обретения. И в этом величие и неповторимость творчества И.А.Бунина - художника, сказавшего миру такие проникновенные слова: «Жизнь есть, несомненно, любовь, доброта, и уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизнь, есть уже смерть».

Писатель Иван Алексеевич Бунин по праву считается последним русским классиком, и настоящим первооткрывателем литературы современной. Об этом в своих заметках писал и известный революционный писатель Максим Горький.

Философская проблематика произведений Бунина включает в себя огромней спектр тем и вопросов, которые были актуальны при жизни писателя и которые актуальными остаются в наши дни.

Философские размышления Бунина

Философские проблемы, которые писатель затрагивает в своих произведениях, были очень разными. Вот только некоторые из них:

Разложение мира крестьян и распад прежнего деревенского уклада жизни.
Судьба русского народа.
Любовь и одиночество.
Смысл жизни человека.


К первой теме о разложении мира крестьян и распада деревенского и обычного уклада жизни можно отнести произведение Бунина «Деревня». Эта повесть рассказывает о том, как меняется жизнь деревенских мужиков, изменяя не только их быт, но и их нравственные ценности и понятия.

Одной из философских проблем, которые поднимает Иван Алексеевич в своем произведении, относится к судьбе русского народа, который не был счастлив и не был свободен. Об этом он и рассказывал в своих произведениях «Деревня» и «Антоновские яблоки».

Всему миру Бунин известен как прекраснейший и тончайший лирик. Любовь для писателя была каким-то особенным чувством, которая не могла длиться долго. Этой теме он посвящает свой цикл рассказов «Темные аллеи», который и печален, и лиричен.

Бунина и как человека, и как писателя волновала нравственность нашего общества. Этому он посвятил свое произведение «Господин из Сан-Франциско», где показывает бездушие и равнодушие буржуазного общества.

Всем произведениям великого мастера слова присуща философская проблематика.

Распад крестьянского быта и мира

Одним из произведений, где писатель поднимает философские проблемы, является животрепещущая повесть «Деревня». В ней противопоставляются два героя: Тихон и Кузьма. Несмотря на то что Тихон и Кузьма братья, эти образы противоположны. Автор неслучайно наделил своих персонажей разными качествами. Это отражение действительности. Тихон – зажиточный крестьянин, кулак, а Кузьма – бедный крестьянин, который сам научился сочинять стихи и это у него неплохо получалось.

Сюжет повести переносит читателя в начало ХХ века, когда в деревне люди голодали, превращаясь в нищих. Но в этой деревни вдруг неожиданно появляются идеи революции и крестьяне, оборванные и голодные, оживают, слушая их. Но у бедных, безграмотных людей не хватает терпения вникать в политические нюансы, они очень скоро становятся равнодушными к происходящему.

Писатель с горечью пишет в повести о том, что эти крестьяне неспособны на решительные поступки. Они никак не мешают, и даже не делают попыток для того, чтобы помешать опустошению родного края, бедных деревень, позволяя своим равнодушием и бездеятельностью, разорять родные места. Иван Алексеевич предполагает, что причина этого состоит в их несамостоятельности. Это можно услышать и от главного героя, который признается:

«Думать не умею, не научен»


Бунин показывает, что этот недостаток появился у крестьян из-за того, что долгое время в стране существовало крепостное право.

Судьба русского народа


Автор таких замечательных произведений, как повесть «Деревня» и рассказ «Антоновские яблоки» с горечью рассуждает о том, как страдает русский народ и о том, как трудно складывается его судьба. Известно, что сам Бунин никогда не принадлежал к крестьянскому миру. Его родители были дворяне. Но Ивана Алексеевича, как и многих дворян того времени, привлекало изучение психологии просто человека. Писатель пытался понять истоки и основы национального характера простого мужика.

Изучая крестьянина, его историю, автор пытался найти в нем не только отрицательные, но и положительные черты. Поэтому и существенного различия между мужиком и помещиком он не видит, особенно это чувствуется в сюжете рассказа «Антоновские яблоки», где повествуется о том, как жила деревня. Трудились и отмечали праздники мелкопоместное дворянство и крестьяне вместе. Особенно отчетливо это проявляется во время сбора урожая в саду, когда крепко и приятно пахнут антоновские яблоки.

В такие времена любил и сам автор бродить в саду, слушая голоса мужиков, наблюдая за изменениями в природе. Любил писатель и ярмарки, когда начиналось веселье, играли мужики на гармошке, а бабы надевали красивые и яркие наряды. В такие времена хорошо было бродить по саду и прислушиваться к разговору крестьян. И хотя, по мнению Бунина, дворяне – это люди, которые несут истинную высокую культуру, но простые мужики, крестьяне тоже внесли свою лепту в становление русской культуры и духовного мира своей страны.

Любовь и одиночество у Бунина


Практически все произведения Ивана Алексеевича, которые были написаны в эмиграции, являются поэтическими. Любовь для него небольшой миг, который не может продолжаться вечность, поэтому автор в своих рассказах показывает, как она угасает под влиянием жизненных обстоятельств, или же по воле одного из персонажей. Но тема ведёт читателя намного глубже - это одиночество. Оно прослеживается и чувствуется во многих произведениях. Вдали от родины, заграницей Бунин скучал по родным местам.

В рассказе Бунина «В Париже» рассказывается о том, что если вдали от родины и может вспыхнуть любовь, но она ненастоящая, так как два человека совершено одиноки. Николай Платаныч, герой рассказа «В Париже» давно покинул родину, так как белый офицер не смог смириться с тем, что происходило на его родине. И вот здесь, вдали от родины, он случайно встречает прекрасную женщину. С Ольгой Александровной их многое связывает и объединяет. Герои произведения разговаривают на одном языке, их взгляды на мир совпадают, оба они одиноки. Их души потянулись друг к другу. Вдали от России, от родины они влюбляются.

Когда Николай Платаныч, главный герой, умирает внезапно и совсем неожиданно в метро, то Ольга Александровна возвращается в пустой и одинокий дом, где испытывает невероятную печаль, горечь утраты и пустоту в душе. Эта пустота теперь навсегда поселилась в ее душе, ведь утраченные ценности невозможно восполнить вдалеке от родного края.

Смысл жизни человека


Актуальность бунинских произведений заключается в том, что он поднимает вопросы нравственности. Это проблема его произведений касалась не только того общества и того времени, когда жил писатель, но и нашего, современного. Это одна из самых больших философских проблем, которая будет всегда стоять перед человеческим обществом.

Безнравственность, по мнению великого писателя, появляется не сразу, и заметить это даже вначале невозможно. Но затем она разрастается и в какой-то переломный момент начинает порождать самые ужасные последствия. Безнравственность, разрастающаяся в обществе, бьёт по самим же людям, заставляя их страдать.

Прекрасным подтверждением этого может быть известный рассказ Ивана Алексеевича «Господин из Сан-Франциско». Главный герой не думает о нравственности или о своем духовном развитии. Он мечтает лишь только об этом – разбогатеть. И этой цели он подчиняет всё. Много лет своей жизни он упорно работает, не развиваясь как личность. И вот, когда ему уже исполнилось 50 лет, он добивается материального благополучия, о котором всегда мечтал. Другой, более высокой цели, главный герой не ставит перед собой.

Вместе со своей семьей, где нет любви и взаимопонимания, отправляется в далекое и долгое путешествие, которое оплачивает заранее. Посещая исторические памятники оказывается, что они ни ему, ни его семье неинтересны. Материальные ценности вытеснили интерес к прекрасному.

Главный герой этого рассказа не имеет имени. Это Бунин нарочно не дает богатому миллионеру имя, показывая, что весь буржуазный мир состоит их вот таких бездушных его членов. В рассказе ярко и точно описывает и другой мир, который постоянно работает. У них нет денег, и они так не веселятся, как это делают богачи, а основа их жизни – это труд. Они умирают в нищете и в трюмах, но веселье на корабле из-за этого не останавливается. Не прекращается веселая и беззаботная жизнь даже тогда, когда умирает один из них. Миллионера без имени просто убирают подальше, чтобы его тело не мешало.

Общество, где нет сочувствия, жалости, где люди не испытывают каких-либо чувств, где не знают прекрасных мгновений любви – это мертвое общество, у которого не может быть будущего, но ведь у них нет и настоящего. А весь мир, который построен на власти денег – это неживой мир, это искусственный образ жизни. Ведь даже у жены и дочери не вызывает сострадания смерть богатого миллионера, скорее этого сожаление об испорченном путешествии. Эти люди не знают, зачем они появились на этот свет, и поэтому просто губят свою жизнь. Глубокий смысл человеческой жизни им недоступен.

Нравственные основы произведений Ивана Бунина никогда не устареют, поэтому его произведения всегда будут читаемы. Философские проблемы, которые показывает Иван Алексеевич в своих произведениях, были продолжены и другими писателями. Среди них и А. Куприн, и М.Булгаков, и Б.Пастернак. Все они показывали в своих произведениях и любовь, и верность, и честность. Ведь общество без этих важных нравственных категорий просто не сможет существовать.