Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия.

    Культурная политика Европейского Союза.

    Культурные программы ЕС.

    Культурная акция ЕС.

    Программа культуры (2007-2013 гг.)

    Аудиовизуальный сектор культурной сферы Европейского Союза.

Современный расцвет культуры в странах Европейского Союза сопряжен с выдвижением на первый план общеевропейских, единых для всех европейских культур черт и традиций при сохранении устоявшегося их многообразия и специфики развития.

Культурный сектор играет ключевую роль с точки зрения своих многочисленных социальных, экономических и политических последствий. Культура всегда была фундаментальной частью процесса объединения Европы.

1. Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия.

Основные задачи по сохранению и защите культурного наследия стран-членов ЕС прописаны в целом ряде официальных документов Европейского Союза. Это прежде всего статья 151 Договора о Европейском Союзе (Амстердамский договор 1997 года, раздел 12).

Также это- ряд документов законодательного органа Евросоюза-Совета ЕС:

Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета от 13.11.1980 г. о защите европейского архитектурного наследия;

Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета от 13.11.1986 г. о сохранении произведений искусства;

Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета от 7.06.1991 г. о подготовке руководящих работников в сфере культуры;

Решение Совета от 17.06.1994 г. о составлении плана действий Сообщества по охране культурного наследия;

Резолюция Совета от 25.07.1996 г. о свободном доступе к культурным ценностям;

Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета от 2.04.1998 г. по использованию культурной политики в целях развития. 43

На основе принципов, изложенных в Резолюциях, министры культуры стран-членов Евросоюза определили следующие пять целей культурной политики:

Цель 1 : сделать культурную политику ключевым компонентом стратегии развития.

создать и принять новую культурную политику либо пересмотреть существующую политику таким образом, чтобы она стала ключевым компонентом устойчивого развития в рамках существующей системы;

сотрудничать с ЮНЕСКО в рамках программ культурного развития;

обеспечить участие деятелей искусства и их профессиональных организаций в реализации нового взгляда на национальную культурную политику;

способствовать развитию и совершенствованию координации между различными направлениями культурной политики;

сотрудничать на международном и региональном уровнях, чтобы средствами культуры решать проблемы, связанные с урбанизацией, глобализацией и стремительными переменами в области технологий;

расширять понимание населением и органами, ответственными за принятие решений, важности фактора культуры для процесса устойчивого развития;

способствовать обмену и диалогу между гражданами стран-членов Евросоюза в области культуры.

Цель 2 : поощрять творчество и участие в культурной жизни.

Задачи для достижения данной цели:

обеспечивать уважение ко всем частям нации и предоставлять им равные возможности развития, поощряя местные инициативы, отражающие культурное многообразие;

укреплять связи между культурой и системой образования для того, чтобы культура и искусство получили признание как фундаментальные дисциплины в составе всеобщего обязательного образования, развивать художественное образование и творческие дисциплины в образовательных программах на всех уровнях;

обращать большее внимание на роль культуры в процессе социальных преобразований;

пропагандировать достижения женщин в области культуры и развития и обеспечить участие их в формировании и претворении в жизнь культурной политики на всех уровнях;

изыскивать необходимые средства на образование, исследования в области культуры и информации, необходимые для выработки и реализации культурной политики.

Цель 3 : защищать и развивать материальное и духовное, движимое и недвижимое культурное наследие и поддерживать индустрию культуры.

Задачи для достижения данной цели:

выполнять национальные обязательства по применению Конвенций и Рекомендаций ЮНЕСКО и Решений Совета ЕС и Европарламента, направленных на сохранение движимого и недвижимого культурного наследия, защиту традиционной и массовой культуры и статуса деятеля искусства;

усилить эффективность работы культурного сектора посредством программ обучения национальных работников культуры и деятелей искусства, администраторов и руководителей в области культуры и предоставить женщинам равные возможности с мужчинами в этой области;

всеми законными и дипломатическими путями добиваться возвращения и/или реституции произведений искусства в страны своего происхождения;

обеспечить защиту зданий, в том числе с прилегающими территориями, архитектурных ансамблей и ландшафтов как культурных ценностей на городском и региональном уровнях при разработке планов и программ развития, учитывать этот фактор в политике развития;

напрямую вовлекать граждан и местные сообщества в программы сохранения культурного наследия, фиксировать и придавать гласности примеры успешной реализации политики сохранения культурного наследия;

предотвращать незаконное перемещение культурных ценностей на общесоюзном уровне, особенно приобретение музеями и частными коллекционерами произведений искусства сомнительного происхождения.

Цель 4 : способствовать развитию культурного и языкового многообразия в рамках информационного общества для его дальнейшего совершенствования.

Задачи для достижения данной цели:

рассматривать возможность финансирования общественного радио и телевидения, а также предоставления пространства для вещания на местном уровне и на языках меньшинств с целью борьбы с любыми формами насилия;

внедрять в начальное и среднее образование новые информационные технологии и обучение работе с ними и одновременно вести борьбу с насилием и нетерпимостью, распространяемыми этими технологиями, в частности поддерживая организации и учреждения, специализирующиеся на такой борьбе;

способствовать развитию и использованию новых технологий, новых коммуникационных и информационных услуг, организации доступа к базовым информационным услугам по доступным ценам и на родном языке, применению новых технологий для службы обществу;

разработать и усовершенствовать политику сохранения и развития архивов, музеев, библиотек, а также информации, созданной и/или собранной органами власти и неправительственными организациями, насколько это возможно, в электронном виде, и обеспечить доступ к информации, включая поддержку этих учреждений как центров по сбору и распространению информации, просвещению и непрерывному образованию;

пропагандировать распространение знаний о культурном и природном наследии стран-членов Евросоюза электронными средствами, предоставляемыми новыми технологиями;

Цель 5 : предоставить для развития культуры дополнительные человеческие и финансовые ресурсы.

Задачи для достижения данной цели:

поддерживать и увеличивать инвестиции в развитие культуры на национальном уровне, а также выделять, где это возможно, определенный процент правительственного бюджета на эти цели в соответствии с общими задачами, приоритетами и программами развития;

применять налоговые льготы для культурной деятельности, чтобы привлекать частные инвестиции в развитие культуры, и разработать механизмы дополнительного финансирования, такие как общественные фонды и коммерческие проекты в учреждениях культуры, туризме и спорте 44 .

В блоке нормативно-правовых документов в сфере культуры ЕС можно выделить следующие наиболее значительные задачи:

    поощрение сотрудничества между государствами-членами ЕС в сфере культуры и искусства, что предполагает:

    расширение и распространение знаний о культуре и истории европейских народов;

    сохранение и защита культурного наследия европейской значимости;

    некоммерческий культурный обмен;

    художественное и литературное творчество, включая аудиовизуальный сектор;

    проведение практических мероприятий по трем основным направлениям:

    содействие расцвету культуры на пространстве Евросоюза;

    культурное наследие, литература, аудивизуальный сектор;

    сотрудничество с третьими странами и международными организациями;

    защита и сохранение культур и языка малых европейских народов;

    отстаивание на конференциях ВTO принципа, запрещающего доминирующие позиции в отношении торговли в культурной сфере.

Для решения этих задач нужна соответствующая культурная политика, опирающаяся на законодательство в сфере культуры (нормативно-правовые документы и судебные решения) 45 .

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Формирование и концептуальные основы культурной политики Европейского Союза……………………………………………………………...5

2. Реализация культурной политики Евросоюза……………………………....11

Заключение……………………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………………19


Введение

Сегодня многие говорят о феномене прогрессирующей европейской интеграции, которую сравнивают с локомотивом, движущимся к единой и понятной всем пассажирам цели. Глобальный масштаб и радикальность происходящих изменений позволяют выдвинуть предположение о формировании новой системы международных отношений. Параллельное данными процессами подвергаются пересмотру многие положения и явления, характеризующие саму систему международных отношений, в том числе и один из базовых принципов – суверенитет современного государства.

Вполне очевидно, что мы имеем дело с новой Европой, которая, несмотря на тяжелое наследие прошлых раздоров и войн, сегодня объединяется в единый союз, принимая все новых и новых членов. При этом необходимо подчеркнуть, что процесс создания единой Европы набирал обороты постепенно. В самом начале интеграции речь шла преимущественно лишь об экономическом и техническом сотрудничестве, но уже в последующие десятилетия было начато строительство политического союза, устанавливалось сотрудничество в таких областях, как социальная политика, правосудие, внешняя политика. Сейчас разговор идет уже о выстраивании общей политики обороны и безопасности. При этом не остается без внимания такой аспект европейской интеграции, как сближение в сфере культурных отношений и традиций.

Несомненно, в условиях распада биполярной системы Европа представляет собой новый полюс, центр силы, влияющий на политические, экономические и культурные процессы не только на континенте, но и во всем мире. Сегодня Евросоюз оказался на перекрестке путей своего дальнейшего развития, подошел к моменту перехода в новый этап существования. При этом необходимо учесть, что все происходящие в рамках Евросоюза процессы, по мнению исследователей, являются единственными в своем роде и, следовательно, уникальными с точки зрения практической реализации интеграционных идей.

Кроме своей духовной составляющей, культурная политика выполняет политические (как мощный инструмент укрепления европейской идентичности, консолидации сообщества народов Европейского союза и т.д.), экономические и социальные функции, в частности, регулирует вопросы производства продукции культурного назначения, облегчает доступ к культурным ценностям всем гражданам Евросоюза и пр.

Цель работы – рассмотреть истоки и формы реализации культурной политики Европейского Союза.

Для достижения данной цели в работе выдвигаются следующие задачи:

– рассмотреть процесс формирования культурной политики Европейского союза;

– определить нормативную базу и концептуальные основы культурной политики ЕС;

– охарактеризовать программы ЕС в культурной сфере;

– проанализировать основные направления практической деятельности ЕС и его институтов в сфере культуры и их эффективность.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.


Формирование и концептуальные основы культурной политики Европейского Союза

Европейская культура складывалась под воздействием различного рода религиозных и философских течений; она формировалась и продолжает развиваться под воздействием целого ряда культур разных цивилизаций и стран. К началу XX в. Западная Европа в своем культурно-духовном измерении подошла как полицентрическая множественность культур в их единстве и многообразии. Исторически и географически целостная Европа оставалась разнородной культурно. Она представляла собой комплекс, мозаику различных национальных и религиозных культур, складывавшихся в различные эпохи входе исторических контактов, завоеваний, движения народов.

После Второй мировой войны в Западной Европе начался процесс интеграции, в котором не последнюю роль играл и культурный аспект. Так, например, в ст. 5, принятой правительствами государств-членов Совета Европы в 1954 г. европейской культурной Конвенции, отмечалось: «Каждая договаривающаяся сторона рассматривает передаваемые под ее контроль предметы, имеющие культурную ценность для Европы, в качестве неотъемлемой части общего культурного достояния Европы, принимает надлежащие меры для их защиты и обеспечивает разумный доступ к ним» . Таким образом, в странах ЕС берется курс на приумножение ценностей европейской культуры и принятие соответствующих мер для защиты культурного наследия Европы. И все-таки необходимо отметить, что политики стран, входящих в Европейское сообщество, с момента его создания больше внимания уделяли интеграции экономических структур, нежели национальных культур. Послевоенный период характеризовался почти полным отсутствием правовых норм, регулирующих культурное пространство Европейского экономического сообщества. Проблемам культуры в Договоре была посвящена только лишь одна статья.

Тем не менее необходимость формирования общего культурного пространства ЕС диктовалась объективными обстоятельствами: при определенной экономической интеграции ощущалась духовная разобщенность Европы. Вероятно поэтому один из инициаторов создания объединенной Европы Ж. Монэ отмечал, что если бы предстояло вновь переосмысливать весь европейский интеграционный процесс, то он посоветовал бы начать с культуры, а не с угля и стали. Этим он подчеркивал, что на этапе формирования единых для Западной Европы структур именно общеевропейские культурные ценности могли бы сыграть роль одного из объединительных факторов. В дальнейшем это начинают осознавать и другие политики.

Начиная с 1969 г., общие культурные обязательства стали одной из частых тем саммитов глав государств и правительств государств-членов Совета Европы. Основной целью этих встреч являлось укрепление в сознании граждан Европейского сообщества идеи европейской интеграции через объединение культурного наследия. Необходимо отметить, что данная идея воспринималась не всеми государствами Европейского сообщества однозначно (некоторые страны видели в этом угрозу своей национальной культуре, поглощению ее некой субкультурой Европейского сообщества). Вследствие этого настоятельно требовалась политика медленного и осторожного продвижения вперед в области интеграции культуры, и, что необходимо отметить, до сегодняшнего дня это требование является приоритетным.

Важным моментом в политике формирования европейской культуры явилось утверждение в 1974 г. Европарламентом решения об «охране европейского культурного достояния». В дальнейшем, уже на встрече министров культуры Европейского сообщества, выдвигались многочисленные инициативы в рассматриваемой области, создавались пилотные проекты.

В 1983 г. на сессии Европейского совета в Штутгарте принимается Декларация, в которой провозглашается идея «формирования европейского сознания». В документе содержался призыв к государствам-членам Европейского сообщества об усилении культурных связей и определении сфер совместных культурных мероприятий под эгидой ЕС. Это послужило началом регулярного проведения общеевропейских культурных мероприятий. Традиционной, например, является программа «Культурная столица Европы», цель которой – освещение богатства и разнообразия европейских культур и их общих черт для широкого ознакомления с ними граждан Европы.

Необходимо подчеркнуть, что данная программа получила среди государств Евросоюза широкую поддержку и проводится ежегодно. Кстати, похожие мероприятия Еврокомиссия проводит и в России. Ежегодно под эгидой Единой Европы проходит так называемый «День Европы» (причем каждый год – в разных городах России), в рамках которого осуществляется показ европейского кино, проводятся языковые курсы, дебаты, художественные выставки и множество других мероприятий. Таким образом, европейцы демонстрируют России свое видение культуры.

Обобщая изложенное, можно с полной уверенностью констатировать, что, начиная с 1987 г., решение вопросов культурного общения переместилось с периферии интересов Европейского сообщества на ведущие позиции. В законодательных актах Европейского сообщества начинают превалировать тенденции к «гуманизации» и «культуризации» экономики, что характеризуется преобладанием качественных критериев и оценок культурного (гуманитарного, культурологического или культурно-ценностного) характера, в отличие от доминировавших ранее сугубо экономических (пространственно-энергетических и количественных) показателей. В 1994 г. Европейской Комиссией в программе, разработанной в целях культурного развития и сотрудничества, выделяется три привилегированных направления:

– культурные достояния – программа «Калейдоскоп» (об учреждении программы поддержки художественной и культурной деятельности, имеющей общеевропейское значение);

– книга и чтение – программа «Ариан» (об учреждении программы поддержки, включая переводы в сфере книгоиздательства и чтения);

– художественное творчество – программа «Рафаэль» (об учреждении программы действий Сообщества в сфере культурного наследия).

Необходимо подчеркнуть, что наиболее эффективному осуществлению данных программ способствовала реализация Директивы «Телевидение без границ», принятой Советом ЕС 3 октября 1989 г. и скорректированной Европарламентом и Советом ЕС 30 июня 1997 г. В основу ее положены два принципа: с одной стороны, свободный прием телевизионных передач, с другой – единое законодательство для их распространителей. Именно в соответствии с данной Директивой впервые на межнациональном уровне были введены некоторые запреты на рекламу отдельных видов продукции, в частности, полный запрет на рекламу табака, а также ограничения в рекламе алкоголя и некоторых видов медицинской продукции. К сожалению, в Российской Федерации веден лишь частичный запрет на рекламу алкогольной и табачной продукции, основной же пакет документов находится в стадии разработки. Хотя, по нашему мнению, пример Евросоюза для нас показателен и может быть взят за основу.

В 1997 г. в Директиву были внесены дополнения, касающиеся усиления защиты прав несовершеннолетних, а также укреплено «право ответа» для тех, чья репутация была задета сообщавшимися по телевидению заявлениями. Директива способствовала созданию единого рынка в данном секторе, утверждению условий свободного движения телевизионных программ по территории Евросоюза. К сожалению, анализ показывает, что в рамках СНГ еще не созданы действенные правовые и технические механизмы формирования единого информационного пространства. В первом случае это вызвано нежеланием отдельных государств (например, Таджикистана и Туркменистана) входить в единое информационное поле, во втором – мешает техническая отсталость коммуникационной инфраструктуры.

В целях поддержки европейской киноиндустрии 10 июля 1995 г. решением Совета ЕС была выработана программа «Медиа», направленная на создание единого рынка киноиндустрии Европы. В рамках новой программы «Медиа-2007» Брюссель добивается удвоения числа европейских фильмов, выходящих в прокат уже за пределами Евросоюза. Кроме того, эти средства целенаправленно используются для развития новых аудиовизуальных технологий в странах, недавно присоединившихся к Евросоюзу.

Необходимо подчеркнуть, что Евросоюз постоянно расширяет свои возможности в сфере общеевропейской культуры. И это расширение в соответствии с п. 1 ст. 151 раздела XII«Культура» Договора о Европейском Союзе «содействует расцвету культур государств-членов, уважая их национальное и региональное разнообразие и в то же время выдвигая на первый план общее культурное наследие». Таким образом, в действующем сегодня законодательстве Евросоюза нормативно закреплен «культурный подход» как принцип культурной интеграции, при котором даже при преследовании сугубо экономических целей Сообщество и государства в него входящие должны учитывать культурные аспекты других государств в международных отношениях, их совокупное влияние и воздействие на культуру Евросоюза в целом.

Сегодня политика культурной интеграции Европы направлена на создание унифицированных общеевропейских учебников по истории, географии, литературе и искусству, не говоря уже о пособиях по естественнонаучным предметам. И это вовсе не подразумевает «конец национальных школ», ибо каждая страна имеет возможность дополнять учебные программы и пособия по собственному усмотрению. Более того, открываются широкие возможности для интеграции национального и европейского сознания, расширяется система ценностей, осваиваемых юными европейцами. Культурная европейская интеграция – это и шаги к единым общеевропейским библиотечным, архивным, музейным фондам. Конечно, французское, например, культурное достояние остается французским, но общеевропейские электронные каталоги многократно расширяют и интенсифицируют континентальное обращение культурных ценностей, делают сокровища Европы более доступными для всех европейцев.

Один из основателей Евросоюза – статс-секретарь МИД ФРГ В. Хальштейн сравнил Европейское сообщество с трехступенчатой ракетой, первая ступень которой – торговля, вторая – экономика, третья – политика. Однако в дальнейшем это высказывание подверглось уточнению: если ЕС – трехступенчатая ракета, то культура в сегодняшней концепции европейской интеграции – не еще одна, четвертая, ступень, а существенная сторона («измерение») каждой из других ступеней.

Допуская и всемерно поощряя различные формы культурного сотрудничества стран ЕС, союзные органы, вместе с тем, стремятся в максимальной степени контролировать (так как единое пространство допускает возможность злоупотребления его режимом со стороны криминальных структур) перемещение культурных объектов и ценностей общеевропейского значения в третьи страны, а также возвращение культурных объектов, незаконно вывезенных с территории государств-членов.

Что касается документов регионального характера, то к ним следует отнести Хартию Европейского Союза об основных правах. Этот документ необычен как по способу принятия, так и по содержанию. Одной из главных причин его принятия стала неполнота Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в которой в основном прописаны права и свободы «первого поколения» прав человека – гражданские и политические права. Европейский Союз поставил цель разработать новый документ, доступный и понятный для рядовых граждан, полностью соответствующий указанной Конвенции, но охватывающий помимо гражданских и политических прав права социальные, экономические и культурные. При этом была сформулирована задача – не обещать того, что невыполнимо. Текст Хартии был подписан и провозглашен тремя политическими институтами Союза: Европейским парламентом, Советом Европейского Союза и Европейской комиссией 7 декабря 2000 г. Хартия должна быть инкорпорирована в учредительные договоры Европейского Союза. Более того, она, вероятно, составит часть структуры будущей Конституции Европейского Союза. Хартия Европейского Союза об основных правах, отражающая новейшие тенденции в развитии основных прав и свобод человека, корреспондирует нравственным стандартам, этике, идеям европейской солидарности, характеризующим общую картину европейских ценностей. Как полагают исследователи, опираясь на этот подход, «Сообщество прав» постепенно трансформируется в более высокую по содержанию структуру - «Сообщество ценностей».

Что касается вопросов культуры, то их основа определена ст. 13 Хартии, озаглавленной «Свобода искусства и науки»: «Искусство и научное познание свободны. Уважается академическая свобода». Под последней подразумевается свобода преподавания. Указанные свободы вытекают из свободы мысли и свободы совести, закрепленных в ст. 10 Хартии. В то же время свобода искусства, свобода научного познания и академическая свобода тесно связаны со ст. 1 и 3 Хартии. Статья 1 закрепляет право на человеческое достоинство, которое неприкосновенно, подлежит уважению и защите. Уважение достоинства личности подтверждают идеи, заложенные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., согласно которой «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их. является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».

Право на достоинство определяет право на целостность личности. Последнее закреплено в ст. 3 Хартии, в которой, в частности, подчеркивается право каждого человека на собственную физическую и психологическую целостность. Этой статьей запрещается клонирование в качестве способа размножения человеческих существ.

Становление 1954 – Совет Европы: Европейская культурная конвенция (география, религия, политика, искусство, наука и философия) 1974 – Европарламент: Комитет по вопросам культуры

Цели ЕС согласно ст. 151 Способствовать расцвету культур во всем их многообразии, сохраняя общее наследие 2. Поддерживать творчество 3. Учитывать культуру в политике 4. Поощрять сотрудничество 1.

принципы культурной политики ЕС (1/4) развитие расцвет культуры любая политика развития должна учитывать культурные реалии; самореализация личности в обществе и через творчество – цель развития; ЕС должно обеспечивать максимальные возможности для доступа и участия граждан в культурной жизни; Резолюция совещания министров культуры по использованию культурной политики в целях развития от 2 апреля 1998 года

принципы культурной политики ЕС (2/4) цель культурной политики - создать среду обитания для самореализации личности + соответствующие ресурсы; диалог между культурами; культурное многообразие – это сокровищница культурного наследия; Резолюция совещания министров культуры по использованию культурной политики в целях развития от 2 апреля 1998 года

принципы культурной политики Евросоюза (3/4) защита местных и региональных культур; обновление культурной политики на всех уровнях; страны должны работать вместе; Резолюция совещания министров культуры по использованию культурной политики в целях развития от 2 апреля 1998 года

принципы культурной политики Евросоюза (4/4) НЕТ дискриминации, ДА социальной НЕТ ДА интеграции и улучшению качества жизни; ЕС должен делать всё возможное для сотрудничества с гражданским обществом; признание вклада творческих профессий. Резолюция совещания министров культуры по использованию культурной политики в целях развития от 2 апреля 1998 года

Противодействие масс. культуре «Калейдоскоп» (1996 -99) – содействие художественному творчеству «Ариан» (1997 -99) – поддержка книгоиздания и чтения «Рафаэль» (1997 -2000) – сохранение культ. наследия и мобильности специалистов «Культура 2000»

Программы MEDIA Programme European Capital of Culture European Cultural Route Аудиовизуальный сектор 1 город 1 год – показать разнообразие и культ. богатство Путь. Межкультурный диалог Culture 2000 (будет рассмотрен) European Cultural Month 1 город 1 месяц – показать разнообразие и культ. богатство Erasmus Programme Стажировки Erasmus Mundus Поддержка высшего образования

Программы European Heritage Days Музеи, памятники и т. д. Europe: a common heritage Europa coin programme Выпуск коллекционных монет Modul-dance Развитие танцевальных искусств Video Active Коллекция ТВ-программ (до 2009) Protected areas of the European Union Europeana Территории, защищаемые из-за своей высокой культурной, исторической EUscreen Продолжение Video Active European Library Доступ к эл. библиотекам Оцифровка худ. произведений

«Культура 2000» ЦЕЛИ развитие общего культ. пространства Поощрение творчества и мобильности Доступность культуры для всех Распространение искусства Межкультурный диалог Расширение знаний МЕРЫ защита интересов в сфере культуры Гранты расширение знаний о евр. истории

«Культура 2000» ЦЕЛЬ МЕРЫ Вернуть в творчество (проф. и непроф.) артистов и безработных Театр Визуальные и пластические искусства Кино Литература Музыка Обучение в течение всей жизни, Электронное обучение Неформальное обучение

цели: Усиление аудиовизуального сектора, отражающего единую Европу и ее достояние Распространение аудиовизуальных работ как внутри, так и за пределами ЕС Создание конкурентного аудиовизуального сектора посредством финансирования, например, малого бизнеса и использования цифровых технологий

Финансирование Тренинги (сценарии, финансовое и экономическое управление, цифровые технологии) Развитие (отдельные проекты, каталоги, новые таланты, продюсирование и др.) Дистрибуция (распространители, агенты по продажам, вещательные компании, кинопрокатчики, работы по оцифровке) Продвижение (вхождение на рынок, фестивали и пр. мероприятия) Пилотные проекты

Текущая страница: 6 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

2.2.2. Идея «духовного ядра» Европы

Для того чтобы дать определение культурной идентичности в рамках Европейского союза, необходимо сначала изучить такое центральное понятие, как «духовное ядро»9
“A spiritual core” – термин встречается в работах Ж.-К. Трише, президента Европейского центрального банка (the European Central Bank).

Которое и лежит в основе разнообразия национальных культур стран ЕС и является силой, поддерживающей движение европейской культурной идентичности в направлении универсальности.

Поль Валери в своей работе писал, что везде, где такие имена, как Гай Юлий Цезарь, Траян, Вергилий, Моисей, святой Павел, Аристотель, Платон и Эвклид, имеют огромную ценность и неоспоримую значимость, там и есть Европа. Подчеркивая высокую духовную общность Европы, Поль Валери отмечал, что основное богатство европейцев состоит в том, что они не могут быть поделены по расовому и языковому признакам, и культурное достояние Европы является общим для всех.

Как было показано в предыдущем разделе, национально-культурная специфика Европы и Европейского союза в частности сложилась еще во времена Римской империи, греческого языка, римских сводов законов и Библии, положившей начало трем монотеистическим религиям.

Другую точку зрения о «духовном ядре» Европы мы можем найти в работах немецкого философа Эдмунда Густава Альбрехта Гуссерля, который в своей знаменитой «Венской лекции» отметил, что духовная идея Европы началась с того, что в Греции сообщество ученых мужей начало радикальное преобразование всей культурной жизни как своей собственной нации, так и соседствующих с ней этнических групп. Это стало отправной точкой для формирования нового типа сообщества, вышедшего за пределы одной страны: Европа перестала быть просто территорией, где проживало некоторое число народов, взаимоотношения между которыми ограничивались коммерческой конкуренцией или борьбой за власть и господством в каком-либо регионе. Новый дух Европы, опирающийся на философию и научное обоснование, – это дух свободной критики, обеспечивающий доминирование человеческого разума и вечных идеалов.

Э. Гуссерль определил состояние Европы на 1935 г. как «экзистенциальный кризис» (сравните с разделом 2.2.1), основной причиной которого является неспособность к воплощению в жизнь идей рационализма. По мнению философа, у Европы есть всего лишь два пути развития: либо Европа по-прежнему будет отчуждать себя от идей рационализма и впадет в состояние варварства и ненависти ко всему духовному (тоталитарный режим, фашизм, национализм), либо благодаря «философскому духу» и «героизму разума» возродится и станет одной из величайших цивилизаций в мире.

Возвращение к источникам «духовного ядра Европы» необходимо и поучительно. Оно позволяет увидеть развитие национально-культурной специфики Европы на протяжении нескольких тысячелетий. Национальные европейские культуры опираются на один и тот же первоисточник, что объясняет культурное единство Европы на протяжении всего ее существования. Но при анализе современной ситуации нельзя не принять во внимание актуальное состояние европейских национальных культур народов, населяющих Европу, а также тесные, но сложные взаимоотношения между ними, которые являются механизмом обеспечения культурного единства Европы и Европейского союза в частности.

2.2.3. Идентичность как цель современной культурной политики Европейского союза

В противоречивом, объединенном и разъединенном глобализацией мире идентичность становится рациональным основанием объединения. Пока еще нельзя говорить о генезисе общеевропейской культуры или общеевропейской идентичности, однако их элементы существуют благодаря деятельности Европарламента и Совета Европы.

В одной из своих лекций , описывая процесс культурной интеграции ЕС, профессор Гентского университета (Бельгия) Els Riebels попросила студентов представить следующую ситуацию. Где-то во Фландрии, или Каталонии, или Дании, или Греции через 50 лет мистер и миссис X встают утром и включают радио. Они слушают новости на евро-английском языке10
Euro-English/

После этого они уходят на работу. По пути туда они говорят на этом языке, они слышат на улице только евро-английскую речь. В почтовом отделении, где мистер X останавливается, чтобы купить марки, он также использует евро-английский. Вечером они встречаются с друзьями где-то в городе и общаются с ними на евро-английском. Это означает, что мистер и миссис X ведут себя, как любые другие нормальные граждане во Фландрии, Греции, Дании или где-либо еще на территории Европейского союза. Однако есть то, что отличает мистера X от других: он собирает старые книги, написанные на нидерландском языке – на мертвом языке. И в этом нет ничего странного: одни собирают окаменелости, другие – этикетки, почему же нельзя собирать старые книги?

Эта ситуация может служить примером того, что, с одной стороны, каждый человек в состоянии сохранить собственную культурную идентичность, собственное наследие и собственные культурные связи. С другой стороны, несмотря на свои культурные особенности и привязанности, люди могут объединяться на основании определенных общих, единых для всех ценностей.

Приведенная выше ситуация иллюстрирует статью 128 Маастрихтского договора. В соответствии с этой статьей «Европейский союз призван помогать культурам государств-членов независимо от их национальных и региональных различий, подчеркивая их общее культурное наследие»11
La Communauté contribue l"épanouissement des cultures des Etats membres dans le respect de leur diversité nationale et régionale, tout en mettant en évidence l"héritage culturel commun.

На этом основании Европейский союз должен проводить активную языковую политику, а также политику по сохранению культурного наследия, распространению знаний о различных культурах, существующих на территории ЕС, поддержке транснациональных мероприятий, проведению различных исследований в культурной сфере.

Однако построение и развитие Европейского союза – это не только политическое, экономическое, правовое и культурное явление. Европейское строительство – это прежде всего создание новой модели общества, сложной системы взаимодействия не только между этническими группами, но и между гражданами и институтами власти как государственного, так и общеевропейского уровней.

Основной проблемой является тот факт, что Европейский союз имеет «плохую репутацию» среди своих граждан. По данным Европейской исследовательской группы , у большинства жителей ЕС словосочетание «Европейский союз» ассоциируется со словами с отрицательной коннотацией: «сложность», «невозможность» и «непонимание».

Согласно исследованиям, проведенным той же Европейской группой, фундаментальными, общими понятиями для большинства граждан ЕС являются «счастье» и «семья». Исходя из этих данных, можно было бы сделать вывод о том, что для повышения уровня доверия к ЕС развитие и реализация социальной политики должны быть ориентированы на семью и ее благополучие. Однако к такому заключению нужно относиться очень осторожно, ведь, например, «семья» совершенно по-разному понимается в скандинавских странах и таких странах, как Испания или Греция. «Счастье» для практичных немцев, стремящихся к стабильному экономическому благополучию, резко отличается от «итальянского» счастья, заключающегося в желании путешествовать и познавать мир. Очевидно, что найти ту общую социальную доминанту для всех этнических групп, на которую сможет ориентироваться политика ЕС и которая позволит гражданам ЕС воспринимать процесс единения положительно, невозможно.

Для достижения новой европейской идентичности особое внимание уделяется истории европейских государств, общеевропейским культурным ценностям, которые возникли еще в период общеевропейской цивилизации, таким как, например, христианство, греческая политическая система, эпоха Возрождения и т. п.

Осознается и роль образования в формировании культурной идентичности граждан ЕС. Именно образование, расширение кругозора позволяет раздвинуть границы сознания человека и помочь понять и принять не только культурную специфику своего этноса, но и все культурное многообразие ЕС. Понимание, терпимость (толерантность) – это лучшие гарантии стабильности и благополучия мультикультурного европейского сообщества.

Доступность информации также имеет свое значение для достижения европейской идентичности. Открытые источники информации о культурной специфике народов ЕС и всего мира, например оцифровка, перевод в электронный формат и перенос в Интернет мировых художественных шедевров (безусловно, это требует соблюдения закона об авторском праве), а также расширенный доступ к культурным ценностям, например бесплатное посещение музеев лицами до 19 лет (Австрия), позволяет стимулировать интерес граждан ЕС к их общеевропейским и общечеловеческим ценностям.

Европейская идентичность опирается на систему общепринятых ценностей, а также на уважение и сохранение региональных культурных особенностей общества.

Говоря о деятельности ЕС по созданию европейской идентичности, важно выделить ее цели. Они состоят в формировании у людей, проживающих на территории ЕС:

1) сознания своей принадлежности к единому общеевропейскому пространству, а также чувства гордости за гражданство в ЕС;

2) комплекса знаний, представлений и понятий о том, как различные культуры могут быть интегрированы в общественную жизнь единого пространства ЕС, не теряя при этом своей самобытности и уникальности.

Европейская идентичность формируется на основе создания коммуникативной среды, благоприятной для осуществления диалога, распространения знаний и обмена информацией.

Эта среда объединяет три элемента: язык, культуру, СМИ.

Язык выступает как основное средство общения. Граждане ЕС, обладая демократическим правом говорить на родном языке, знать и изучать его, использовать его как инструмент познания, должны демонстрировать и знание других языков ЕС. При этом важным является также владение языком межнационального значения, универсальным языком, которым признается евро-английский язык.

Культура выступает как основание европейской идентичности. Поэтому знание гражданами ЕС не только своей культуры, но культурной специфики этносов, проживающих на территории ЕС, способствует повышению эффективности коммуникации, терпимости по отношению к «чужой культуре». Следует отметить, что согласно исследованиям, проведенным доктором культурологии П. Ленссеном , культура и искусство, в частности, являются такими источниками вдохновения, которые способны повышать активность людей и в их экономической деятельности.

СМИ представляют собой основной источник информации для современных людей. Поэтому СМИ используются для пропаганды общеевропейских национальных, культурных ценностей, что играет положительную роль в формировании европейской идентичности.

Создание коммуникативной среды, ориентированной на европейскую идентичность, контролируется как на национальном, так и на транснациональном уровнях и регулируется в настоящее время Программой культурной политики, запланированной на 2007-2013 гг.

Выводы к главе 2

Развертывание общеевропейского культурного пространства осуществляется на основе создания коммуникативной среды, благоприятной для осуществления диалога, распространения знаний и обмена информацией. Движущие элементы этого процесса – язык, культура и СМИ. Культура является основанием европейской идентичности.

Основные предпосылки культурной интеграции в Европейском союзе можно разделить на две группы: объективные и субъективные. К объективным предпосылкам относятся:

– сложившееся культурное разнообразие;

– исторически обусловленная культурная идентичность.

Субъективные предпосылки:

– стремление европейского сообщества к самоопределению и повышению конкурентоспособности на мировой арене;

– необходимость установления новых связей между субъектами строительства обновленного общеевропейского культурного пространства.

В настоящее время Европейский союз существует в условиях культурного разнообразия как отдельных государств (мультикультуризма), так и всего европейского пространства в целом (интеркультуризма). Потенциально в этой ситуации возможно возникновение конфликтов (между иммигрантами и коренным населением, например), которые не могут не влиять на социальные, политические и экономические системообразующие факторы европейского строительства. В предотвращении негативных последствий конфликтов главная роль отводится политике межкультурного диалога, в основу которого положена идея европейской идентичности, трактуемая как некое «духовное ядро» культурной интеграции.

К сущностным свойствам понятия европейской идентичности относятся приверженность идеям христианства (католицизма и протестантизма) и осознание исторической общности культурного наследия. Идентичность отождествляется прежде всего с культурой, и несмотря на то, что христианство неразрывно связано с культурой, попытки выдвинуть задачу достижения единства в этой области являются очень осторожными из-за объективно сложившихся обстоятельств, сравнимых с ситуацией XV в. Культура, таким образом, является оперативной составляющей европейской идентичности, а вера – латентной, но, как показывают факты и события (см. раздел 2.1.2), не менее важной в настоящий момент.

Культурная идентичность и единство в разнообразии национальных культур не означает расширения культурного «духовного ядра» Европы. Феномен культурной идентичности Европы и Европейского союза имеет двойственный характер. С одной стороны, ЕС – это объединение нескольких сильных национальных культур, которые имеют собственную идентичность, зародившуюся во времена Античности. С другой стороны, ЕС – это единение и взаимовлияние различных национальных культур, проявляющееся в стирании границ между культурными и языковыми ареалами. Богатство и общепризнанность литературного, художественного, языкового европейского наследия, несмотря на свое огромное разнообразие, может обеспечивать необходимые единство, прочность и стабильность ЕС.

Глава 3. Программы культурной политики Европейского союза, 1970–2013 годы

3.1. Культурные программы 1970–2007 годов

Проблема сохранения европейского культурного наследия осознается политическими лидерами Евросоюза и неизменно поднимается в программах общеевропейского сотрудничества в культурной сфере. Однако так было не всегда.

Первые предпосылки культурного сотрудничества между государствами – членами Европейского экономического сообщества возникают в 70-х годах XX в.

Во время большого нефтяного кризиса и первого расширения общего рынка за счет Великобритании, Ирландии и Дании можно отметить попытки создания концепции и проведения европейской культурной политики на фоне роста безработицы и инфляции, ощущения тревоги в рамках европейского сообщества. Так, в 1973 г. девять государств-членов приняли решение о подписании Декларации о европейской идентичности (Declaration on the European Identity). В Декларации подчеркивалось, что подписанты разделяют «стремление к построению единого общества, которое стало бы отвечать потребностям человека». В 1975 г. был опубликован отчет премьер-министра Бельгии Лео Тендеманса , в котором говорилось о необходимости преобразования «технократичной Европы» в «народную Европу». В итоге в конце 1970-х годов Европейская комиссия при поддержке Европейского парламента инициировала разработку основных направлений культурной политики ЕЭС.

В 1979 г. состоялись первые прямые выборы в Европейский парламент. Явка избирателей (в среднем она составляла около 63 %, хотя в Великобритании на избирательные участки пришло всего лишь 32 % избирателей) была намного ниже, чем ожидалось. Эти выборы сделали очевидным тот факт, что для полного объединения стран в рамках ЕЭС экономической и правовой интеграции недостаточно. В этой связи были сформулированы новые задачи культурной политики ЕЭС:

1) улучшение коммуникации и взаимодействия между странами – членами ЕЭС;

2) создание европейской идентичности.

Заметим, что первые десятилетия развития европейской интеграции характеризовались отчетливой отраслевой и экономической направленностью. Сообщество не занималось вопросами культуры. В начале 1980-х годов деятельность Европейского сообщества в области культурной интеграции активизировалась. Этому способствовало принятие ряда важных документов: Резолюции совещания министров культуры в рамках Совета Европы от 13 ноября 1980 г. о защите европейского архитектурного наследия, Резолюции совещания министров культуры в рамках Совета Европы от 13 ноября 1986 г. о сохранении произведений искусства и т. п.

В 1983 г. на сессии Европейского совета в Штутгарте была принята торжественная декларация, в которой провозглашалась идея «формирования европейского сознания» и содержался призыв к государствам-членам укреплять культурные связи, определив области проведения совместных мероприятий под эгидой ЕЭС.

В 1984 г. Европейский совет поручил Комитету за народную Европу (Committee for a People’s Europe) решение задач интенсификации процесса создания европейской идентичности и реализации права граждан ЕЭС на получение информации о деятельности Сообщества в бо́льшем объеме, чем это было возможно до 1984 г.

В 1985 г. Комитет за народную Европу разработал концепцию первых основополагающих компонентов европейской культурной политики, которые могут быть определены следующим образом:

1) стратегическая цель – ориентирование на реализацию практических мер, связанных с позитивным воздействием интеграции на жизни обычных людей (система взаимного признания дипломов, упрощение пограничного контроля между странами, отмена пошлин и т. д.);

2) тактические задачи – разработка планов и проектов, определяющих границы экономических возможностей формирующейся культурной политики.

Решение задачи экономической поддержки культурной политики явилось защитой сотрудничества между государствами-членами в области культуры, коммуникации и информации. Были предложены многочисленные культурные проекты, такие как культурные обмены, молодежные программы, информационные проекты, направленные на обеспечение доступности сведений о ЕЭС;

3) организационные задачи – создание символов европейской идентичности: европейского флага, гимна, эмблем, например почтовой марки.

Однако, несмотря на решение вышеперечисленных задач, четко отлаженной системы функционирования культурной политики сформировать не удалось.

Следующим этапом создания основы европейской интеграции посредством использования инструментов культурного сотрудничества между странами – членами сообщества стало принятие закона о единой Европе (Единого европейского акта, Single European Act (февраль 1986 г.)). Этот закон и появление единого внутреннего рынка явились новым шагом вперед на пути экономического строительства в Сообществе.

Параллельно с законом о единой Европе началась новая волна расширения Сообщества за счет средиземноморских стран. В результате в ЕЭС вступили не самые богатые страны Европы.

Создание внутреннего рынка и расширение ЕЭС стали главными событиями, которые должны были убедить людей окончательно принять процесс европейской интеграции.

Новая комиссия под председательством Жака Делора в 1985 г. утвердила Рабочую программу создания народной Европы (Working programme for the Creation of a People’s Europe) и начала действовать в направлении проведения политики коллективной идентичности и выработки общеевропейской культурной политики. В рамках этой программы были приняты следующие организационные меры:

1) официальным флагом ЕЭС был признан синий флаг с двенадцатью желтыми звездами (уже используемый Советом Европы);

2) гимном Европы стала «Ода радости» Л. ван Бетховена;

3) введены единые образцы европейских паспортов, водительских прав и номерных знаков;

4) вышел в свет календарь европейских праздников (European Ritual Calendar), в котором особое место заняли месяцы европейской культуры (European Cultural months) и 9 мая как официальный День Европы (the Europe Day);

5) был учрежден конкурс Евровидение;

6) стали официально использоваться единые почтовые марки;

7) было положено начало общеевропейским спортивным состязаниям;

8) крупнейшие города Европы стали бороться за звание ежегодно выбираемой культурной столицы Европы;

9) было начато создание европейского культурного ареала (Europe Cultural Area), на базе которого начали работать программы образовательных обменов, переводческой деятельности в сфере художественной и научной литературы и т. д.

Впервые положения о культурном сотрудничестве появились в Маастрихтском договоре (1993), где им был отведен специальный раздел. С этого момента культурная политика официально стала одним из направлений деятельности Европейского союза. В Договоре была четко поставлена цель культурной политики ЕС: «Сообщество должно способствовать расцвету культур государств-членов, уважая их национальное и региональное разнообразие, но в то же время отдавая приоритет общности культурного наследия»12
“The Community shall contribute to the flowering of the cultures of the Member States, while respecting their national and regional diversity and at the same time bringing the common cultural heritage to the fore”.

Изначально культурная политика в ЕС различалась в зависимости от страны ее проведения. Это объективно связано с различными видами административных структур, федеральным делением. Так, существуют федеральные земли в Германии, Австрии и Бельгии. Испания, Италия, Швеция и Франция характеризуются децентрализованным делением. В Великобритании, Нидерландах и Финляндии административные единицы передали свои обязанности квазиавтономным учреждениям. В Португалии, Люксембурге и Греции, напротив, система управления централизована.

В 90-х годах XX в. европейская культурная политика стала осуществляться на основе принципа субсидиарности, в соответствии с которым ее цели и задачи не могут быть реализованы только в рамках одного государства – члена ЕС. Все программы и проекты культурной политики должны претворяться в жизнь на уровне Европейского сообщества в целом.

О необходимости сохранения и защиты культурного наследия стран-членов говорится в целом ряде других официальных документов Европейского союза. Это прежде всего статья 151 Договора о Европейском союзе (Амстердамский договор 1997 г., раздел 12 ). Правовая основа культурной интеграции ЕС отражена и в ряде документов руководящих органов Евросоюза.

В настоящее время стратегия культурной политики Евросоюза заключается в реализации различных целевых программ и проектов: межгосударственных, региональных, национальных и местных. Первостепенное значение в таких мероприятиях имеет финансирование, которое осуществляется за счет бюджетных муниципальных, региональных, международных или частных средств. Реализация программ и инициатив Евросоюза в области культуры требует единства и согласованности в использовании различных инструментов: управленческих, организационно-технических, законодательных, кадровых и финансовых.

Стратегия европейской политики в области культуры имеет три основных направления:

– поддержка национального рынка культурных ценностей, индустрии культуры, национальных промыслов;

– социальная поддержка работников культурной сферы;

– сохранение европейского культурного наследия.

Осуществление первых программ ЕС приходится на 1990-е годы. Европейская комиссия определила три «приоритетных» тактических направления в области культуры: культурное наследие, книга и чтение, художественное творчество. Первое направление было представлено программой «Калейдоскоп», второе – программой «Ариан», третье – программой «Рафаэль».

Краткосрочная программа «Калейдоскоп» (1996–1998) с бюджетом 2 млн евро была принята Европарламентом и Советом Европы в марте 1996 г. В 1999 г. программа была продлена на 4 года, поменяв свой тактический характер на стратегический. Целью программы явилась поддержка художественного и культурного творчества в Европе за счет партнерства с учреждениями государств-членов в интересах содействия и распространения знаний о культуре и культурной жизни европейских народов, улучшения профессиональной подготовки деятелей искусства, обеспечения гражданам ЕС доступа к культурным ценностям.

Программа затронула исполнительские (танцы, театр, музыку, оперу), пластические, визуальные (живопись, скульптуру, архитектуру, художественную резьбу) и прикладные виды искусства (фотографию, дизайн и прочее). Программа включала в себя несколько разделов, в которых были сформулированы такие задачи, как поддержка мероприятий и культурных проектов, проведение крупномасштабных акций европейского сотрудничества: европейский «город культуры», европейский месячник культуры и другие. На участие в программе было подано 3505 заявок, из них 568 профинансированы, например деятельность оркестра ЕС «Барокко» и молодежного оркестра ЕС.

Следующей тактической программой культурной политики ЕС явилась программа «Ариан» . Ее целью стала поддержка книгоиздательского сектора, включая переводы. В 1997–1998 гг. на реализацию этой программы было выделено 7 млн евро. В ходе своей реализации программа также продемонстрировала свой стратегический потенциал. Ее продлили на 1 год с бюджетом 4,1 млн евро. Данное мероприятие было ориентировано на сотрудничество членов ЕС в области книгоиздательства, распространение знаний о литературе и истории европейских народов через переводы литературных и драматических произведений, а также через профессиональную подготовку в этой области. Программа предусматривала: предоставление переводческих грантов, принятие мер для обеспечения гражданам доступа к книгам, повышение профессионального уровня специалистов в сфере распространения европейской литературы, финансирование европейских премий в области литературы и перевода. На участие в программе было подано 1929 заявок, 880 из которых получили одобрение и финансирование. Было осуществлено 667 переводов литературных, драматических произведений и справочных материалов. Также были учреждены европейская литературная премия и европейская премия переводчиков .

Еще одной краткосрочной программой Евросоюза в области культуры стала программа «Рафаэль» . С 1997 по 2000 г. на ее осуществление было затрачено 30 млн евро. Из 1769 поданных заявок лишь 222 получили одобрение. Реализация данной программы предполагала сотрудничество по защите культурного наследия, облегчению доступа граждан ЕС к нему. В рамках программы под защиту были взяты ряд музеев, коллекций, библиотек, архивов, фотоархивов, памятники археологического, подводного и архитектурного наследия, а также природные и культурные ландшафты. В общей сложности было поддержано 360 проектов по консервации культурных объектов.

Из вышеизложенного видно, что отличительной особенностью культурной политики ЕС является широкий диапазон программ, охватывающий почти все аспекты культуры. Изначально программы имели «пробный», тактический характер, но в ходе своей реализации позволили субъектам культурной политики увидеть ее стратегические перспективы и наметить цели, задачи, а также определить объекты культурного строительства в Европе.

Так, первые три программы, о которых говорилось выше, послужили для ЕС источником накопления опыта в культурной политике. На основе их результатов была подготовлена новая программа «Культура 2000» , в которой приняли участие все страны ЕС, а также Исландия, Лихтенштейн и Норвегия. Основной целью предполагаемого комплекса мер стало содействие европейским народам в осознании общности происхождения, истории, культурных ценностей, культурного наследия. Программа представляла собой логическое развитие трех предшествующих программ. Она была нацелена на решение следующих задач: содействие межкультурному диалогу и ознакомлению с культурой и историей европейских народов; поддержка творчества и распространение культуры; обеспечение мобильности деятелей культуры; развитие культурного разнообразия (диверсификация культур); распространение знаний о культурном наследии и сохранение (консервация) этого наследия; определение роли культуры в социально-экономическом развитии; поощрение межкультурного диалога и взаимопроникновения европейских и неевропейских культур, а также расширение доступа гражданам ЕС к объектам культуры.

В рамках программы был проведен ряд фестивалей, семинаров и конгрессов, поддержано несколько исследовательских проектов. Наибольшее финансирование получили проекты Франции, Италии, Германии, Бельгии и Испании.

Оценивая программу «Культура 2000», Еврокомиссия подчеркнула ее уникальный и позитивный вклад в культурное сотрудничество в Европе. По заключению Еврокомиссии, программа способствовала успешной реализации целей, определенных в статье 151 Договора об образовании Евросоюза. Комиссия также пришла к выводу, что Сообществу следует продолжать поддержку культурного сотрудничества в Европе и оказывать ему адекватную ресурсную помощь.

В ходе проведения в жизнь программы были получены следующие результаты. В 2002 г. реализовано около 250 переводческих проектов (например, работы Ф. Таландьера, Дж. Гарсс, Р. Сейферт, Г. Т. Баллестера, А. Камиллери, К. Остера, В. де Донкера, X. Нессера, Ф. Скагена, Д. Старноне, Ф. Ферручи и других). Осуществлено 19 проектов в сфере культурного наследия и 100 – в визуальном искусстве (например, третий биеннале современного европейского искусства, в котором участвовали Франция, Великобритания, Португалия и другие; «Применение цифровых технологий в сфере изящных искусств» (Финляндия, Великобритания); летний семинар «Традиции и постмодернизм» (Италия, Швеция и другие)). Претворено в жизнь 20 проектов в области исполнительского искусства («Европейская академия музыки» (Италия, Испания, Франция и другие); «Фестиваль искусств – 2002» (Италия, Бельгия, Германия, Нидерланды, Франция и другие); «Международный театральный симпозиум» (Франция, Нидерланды, Ирландия и другие)). В области литературы, книг и чтения выполнено 8 проектов, например «Европейская литература национальных меньшинств в переводах» (Великобритания, Испания, Бельгия, Италия и другие).

В 2003 г. было осуществлено или поддержано 19 проектов в области культурного наследия: «Образы музыки» (Австрия, Италия, Греция, Франция и другие), «Европейское литературное наследие» (посвящено сохранению и распространению информации о литературе (1998–2000) Чехии, Дании, Германии, Венгрии, Польши, Словакии и Словении), «Города-крепости» (Италия, Испания, Франция и т. д.) и прочие.

В 2004 г. в соответствии с программой «Культура 2000» профинансировано (на общую сумму 18,5 млн евро) 209 европейских культурных проектов, большая часть которых была направлена на сохранение культурного наследия. Финансовую поддержку получили также 24 многолетних проекта сотрудничества по дизайнерскому и исполнительскому искусству, культурному наследию и книгоизданию с общим бюджетом 13,5 млн евро.

Полчаева Фатимат Абдулнетифовна

Магистрант кафедры всеобщей истории Дагестанский Государственный университет г. Махачкала, Российская Федерация

Аннотация: в статье рассмотрены факторы и причины объединения Европейского Союза. На чем основано единство стран Западной Европы. Изложены взгляды геополитиков разных стран на положение Европейского Союза. А также его роль в современной политике.

Ключевые слова: Европейский Союз, геополитические теории, европейские ценности, «Европа отечеств».

To the question about the factors of Association and directions of development of the European Union

Polchaeva Fatimat Abdulnetifovna

Undergraduate the Department of General History Dagestan State University Makhachkala, Russian Federation

Abstract: in the article the factors and reasons for the merger the European Union. On what the unity of countries of Western Europe is based. The views of the policymakers of different countries to the European Union regulation. And its role in modern politics.

Keywords: The European Union, geopolitical theory, European values, Europe of homelands

Европейский Союз. Под этим названием в современности подразумевается географическая, политическая, экономическая и культурная общность стран Западной Европы. Объединение стран Европы, произошедшее в 1951 году (Европейское объединение угля и стали) произошло, как может показаться, довольно быстро. Однако объединение это было результатом длительного процесса, который начался еще несколько веков назад. Это процесс, имеющий сильную вегетативную систему, где стержневым корнем является корень единого самосознания, а боковыми: экономический, политический, и культурный. Чем же эти корни питаются и как они выросли?

Известно, что народы осознают себя нациями, когда сталкиваются с «чужаками». Так в сознании появляется антитеза «мы - они». Так было с Древней Грецией, так было с Испанией и с другими. Это произошло и с Западной Европой. Со времен Каролингской империи части Западной Европы находились в составе одного государства. И отчасти, общность в сознании людей сохранялась. О чем говорят не единожды выдвигавшиеся «Каролингские проекты». Настоящее же осознание общности и противопоставление Запада Востоку стало последствием Крестовых походов. А с открытием американского континента Западная Европа и вовсе становится частью «Старого Света».

Согласно концепции географического детерминизма, развитого в трудах Монтескье, Ж. Бодена и Мечникова, процесс общественного развития - это результат влияния природных сил. Народы же Западной Европы жили и живут во многом в схожих географических и климатических условиях. Следовательно, психологический склад людей примерно одинаков.

Вследствие соседства стран, а соответственно постоянных контактов, формировались остальные корни системы: экономический, политический и культурный. Эти же корни, если добавить к ним еще военно-политический элемент, являются также факторами силы современного Европейского Союза. Рассмотрим их:

1) экономический фактор (корень), постоянные экономические связи стали традиционными, что превратилось в XX веке в единую экономическую зону. Страны ЕС образуют мощную экономическую силу. Валовой Внутренний Продукт этих стран на 2009 год составил 14,79 триллионов долларов, что является вторым в мире показателем (после США). Кроме того, Европейский Союз является крупным экспортером и импортером товаров и услуг. Экономические связи со странами Западной Европы являются основными для целого ряда развивающихся стран. На территории 18 из 28 стран-членов введена единая валюта. Тем самым они образуют единую Еврозону. А там, где экономика, там и политика. Стремление к экономическому благосостоянию часто влечет за собой направленные на это политические мероприятия;

2) культурно-политический фактор (корень). Невозможно игнорировать культурную составляющую влияния Западной Европы. В течение веков складывались политические идеалы и принципы европейских стран, получившие название «европейских ценностей». Это понятие включает в себя: свободный рынок, равноправие и свободы человека, социальную политику, соблюдение прав меньшинств и т.д. Западная Европа долгое время диктовала направление и методы международных отношений. Именно на эти выработанные нормы и принципы опираются в своей внешней политике и законотворчестве развивающиеся страны;

3) военно-политический фактор. Среди государств-членов ЕС есть страны, обладающие мощной армией и продвинутой военной техникой. Германия имеет сильную военную систему, а Англия и Франция обладают ядерным оружием. В ЕС действует общая политика безопасности и обороны. Евросилы подчиняются Военному штабу Европейского Союза.

За счет обладания перечисленными факторами силы страны Европейского Союза могут влиять на международные политические процессы. И отрицать это невозможно, поскольку уже много десятилетий Европейский Союз показывает свою силу и высокую степень международного влияния. Эта организация имеет большие амбиции и возможности для их реализации.

С образованием Европейского Союза в геополитических теориях европейские страны стали выступать как единый геополитический центр и геостратегический игрок. Европейский Союз рассматривается как цельный объект и субъект политики. В многочисленных концепциях геополитиков ему отводится разная роль.

В концепциях американских геополитиков Европейский Союз видится как необходимый союзник в восточном полушарии. А в некоторых теориях даже как сателлит, который является проводником американской политики в восточном полушарии. Такую роль Европейскому Союзу отводит Збигнев Бжезинский , а вместе с ним и ряд мондиалистских геополитиков. Возрождение былой силы Европы совсем невыгодно для Соединенных Штатов, а потому нужно строго следить за внешними связями ЕС.

В теориях некоторых американских геополитиков Европейский Союз и США объединяются в одно понятие единого Запада. Так, например, в теории Коэна одним из двух мировых центров силы является Запад (США и страны ЕС), который противостоит Востоку (Россия и Китай).

Европейские геополитики видят роль этих стран более широкой и значительной, нежели роль американского сателлита. Так, новые правые говорят об объединенной «Европе отечеств», «Европе ста флагов». В этих концепциях Западная Европа выступает как сильный независимый игрок на международной арене.

Важную роль во всех этих концепциях занимают внешние связи ЕС. Как уже было написано выше, США контролируют внешние связи стран Евросоюза, а в особенности отношения с ее восточными соседями - Россией и Китаем. Геополитики штатов в один голос твердят о недопущении сближения Западной Европы с Россией. Поскольку этот союз сырья (Россия) и технологий (в первую очередь Германия) может стать разрушительным для корпораций англосаксов. А успех в экономике повлечет за собой союз и в политике. Чего англосаксы никогда не допустят. Что и демонстрирует их политика «натравливания» европейских стран на Россию. Как с украинским вопросом, так и с сирийским. Абсолютно невыгодные и даже разрушительные для самой Европы санкции не произвели никакого эффекта, разве что на экономику самой Европы. А может, для этого санкции и были предназначены. Подорвать экономику не только России, но и Европы. Иначе как еще объяснить удар по «Фольксвагену», продажи которого в 2014 году составляли 20% всего немецкого экспорта. Эта новая версия политики «разделяй и властвуй» в итоге привела к тому, что Россия, веками пытавшаяся построить отношения с Европой, просто повернулась в сторону своих восточных соседей.

Еще одним методом Американского правительства в политике ослабления Евросоюза является «слив» мигрантов в Западную Европу. Ведь устраивая хаос в мусульманских странах, США не могли не предугадать волну мигрантов, которые мощным потоком направятся на территорию Западной Европы, столь привлекательной для беженцев. А Европа и возразить не может и пускает на свою территорию все больше и больше беженцев, среди которых оказываются далеко не мирные граждане.

Если в геополитических теориях американских исследователей контакты с Россией и Китаем должны быть ограничены, то в концепциях самих европейцев они, наоборот, подлежат расширению и качественному улучшению. В данных условиях вероятность сближения значительно упала по сравнению с началом века. Однако террористические акты во Франции заставили ее правительство начать предпринимать реальные меры по борьбе с «государством» ИГИЛ, уже 15 ноября сбросив на город Ракка 20 бомб.

Станет ли французская трагедия 13 ноября неким поворотным пунктом и началом стремления к самостоятельной политике или для этого уже слишком поздно, покажет время.

Список литературы:

1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М., 1998.

2. Боден Жан. Метод легкого познания - М., 2000.

3. Коэн С. География и политика в разделенном мире. М., 1964.

4. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки - М., 1995.

5. Монтескье Шарль-Луи. О духе законов - М., 1999.

6. Субботин И. Франция нанесла ответный удар по боевикам ИГИЛ за парижские теракты [Электронный ресурс]//MKRU: сайт. - URL: http://mkala.mk.ru/ (дата обращения: 23.11.2015).