3.4 Провозглашение независимости Индии

Партия Индийский национальный конгресс отвергла право властей на проведение силовых акций, которое закреплялось в тех разделах Закона, которые касались провинциальных правительств.

Последние годы, предшествовавшие Второй мировой войне, оказались относительно спокойными, но курс на провинциальную автономию вызвал естественную озабоченность национальных меньшинств. Лидер мусульман Мухаммед Али Джинна потребовал создать комиссию для изучения жалоб, которые, по его мнению, свидетельствовали о притеснении членов исламской конфессии в областях, где индуистское население составляло большинство.
Вторая мировая война. В соответствии с Конституцией Индия автоматически стала воюющей стороной после обращения вице-короля к населению с заявлением, что «началась война между Великобританией и Германией». Вскоре лидеры Индийского национального конгресса выразили недовольство тем обстоятельством, что при принятии решения по вопросам войны и мира не было предусмотрено участие индийцев.

От английского правительства потребовали отчета о его намерениях в отношении Индии по окончании войны. Конгресс отказался поддерживать военные усилия английской администрации, отозвав своих министров из провинциальных правительств. Положение изменилось 10 января 1940, когда вице-король объявил, что британские власти планируют после войны предоставить Индии статус доминиона. В марте 1940 Мусульманская лига жестко сформулировала предложения о разделе страны.

В августе 1940 правительство выдвинуло новое предложение. Все партии приглашались принять участие в работе расширенного Совета при генерал-губернаторе и Совещательного военного совета. Ни Конгресс, ни Мусульманская лига не откликнулись на это предложение, а в октябре 1940 Конгресс начал кампанию гражданского неповиновения.

Миссия Криппса. Следующую попытку преодолеть тупик в переговорном процессе предпринял в марте 1942 прибывший в Индию член английского военного кабинета Ричард Стаффорд Криппс. Английское правительство предлагало разработать конституцию страны с помощью специального выборного органа, сформированного в Индии непосредственно после окончания войны; давало согласие на выход Индии из Британского Содружества, если она того пожелает; предоставляло провинциям право отказаться от вступления в новый Индийский Союз.

Высказывалась готовность передать индийским политическим кругам рычаги управления страной во всех сферах, кроме обороны. Предложения были отвергнуты. Начались волнения, которые были вскоре подавлены. Ганди и другие ведущие деятели Индийского национального конгресса были арестованы и заключены в тюрьму /Дьяков, 1952, с. 221/.

Развитие событий после войны. Вице-король Индии Арчибалд Персивал Уэйвелл провел встречу с представителями всех партий в июне 1945 в Шимле, но не смог договориться с Индийским национальным конгрессом и Мусульманской лигой. Вскоре состоялись всеобщие выборы, и стало ясно, что подавляющее большинство мусульман настаивает на разделе Индии. Миссия британского правительства, направленная в марте 1946, потерпела неудачу в главном вопросе, однако способствовала принятию двух важных решений: о выборах учредительного собрания, которому поручалось выработать проект конституции Индии, и о переговорах о формировании временного правительства с участием членов Конгресса и Мусульманской лиги.

Это правительство должно было передать власть в индийские руки, не дожидаясь завершения мероприятий, связанных с принятием конституции. Лидер Индийского национального конгресса Джавахарлал Неру возглавил временное правительство, сформированное 24 августа 1946, а лидер Мусульманской лиги Лиакат Али Хан занял пост министра финансов. Однако межобщинные споры зашли слишком далеко.

В Калькутте непосредственно перед утверждением временного правительства произошла кровавая резня, а несколькими месяцами позднее аналогичные трагические события случились в Пенджабе.

В феврале 1947 английский премьер-министр Клемент Ричард Эттли заявил в парламенте Великобритании, что власть в Индии будет передана центральному или областным правительствам не позднее июня 1948. При этом Великобритания оставила за собой право решать, кто конкретно получит власть. Высказывания Эттли наэлектризовали обстановку: индусы поняли, что возможно расчленение Индии, а мусульмане уяснили, что для них не исключена вероятность жить при правительстве большинства в новом государстве. В марте 1947 в Индию прибыл новый вице-король Луис Маунтбеттен для исполнения принятых решений.

В июне 1947 была достигнута окончательная договоренность, позволившая британскому парламенту принять Закон о независимости Индии, который вступил в силу 15 августа 1947. В этом документе излагались принципы раздела, согласно которым ряду областей предоставлялась возможность определиться – вступать в Индийский Союз или Пакистан и декларировалось право каждого из этих доминионов на самоуправление с правом выхода из Содружества. Прекращался также сюзеренитет английской монархии над индийскими княжествами, а также действие заключенных с ними договоров. Произошел также раздел двух провинций – Бенгалии и Пенджаба. Население Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба сделало выбор в пользу Пакистана, а жители Западной Бенгалии и Восточного Пенджаба высказались за вхождение в состав Индийского Союза.

1. В Индии образуются два доминиона: Индийский Союз и Пакистан.

2. Вопрос о разделе Бенгалии и Пенджаба по религиозному признаку решается раздельным голосованием депутатов от частей провинций с преобладанием индусского и мусульманского населения.

3. В Северо-Западной пограничной провинции и округе Силхет (Ассам), населенном в основном мусульманами, проводится референдум.

5. Вхождение княжеств в один из доминионов составляет юрисдикцию их правителей.

6. Учредительное собрание делится на учредительные собрания двух доминионов; они определят будущий статус обоих государств.

Национальный конгресс понимал, что англичане - при поддержке Лиги - любыми средствами добьются раздела страны, и, чтобы предотвратить новое кровопролитие, согласился на принятие «плана Маунтбэттена».

Сессия Всеиндийского комитета конгресса, собравшаяся в июне 1947 г., 157 голосами против 61 приняла английские предложения.

В то же время Совет Мусульманской лиги выступил с дополнительным требованием о включении в Пакистан всей Бенгалии и всего Пенджаба.

Во время голосования в Пенджабе и Бенгалии депутаты от «индусских» округов, следуя решению Конгресса, проголосовали за раздел провинций, депутаты же от «мусульманских» округов голосовали за сохранение неразделенных Бенгалии и Пенджаба.

Исход голосования в Синде и референдумов в Силхете и Северо Западной пограничной провинции предопределил их включение в Пакистан. При этом вице-король отклонил требование лидера краснорубашечников Абдулл Гаффар-хана о включении в референдум вопроса об образовании самостоятельного Пуштунистана. За него выступало подавляющее большинство из числа 15% населения провинпиш, обладавших правом голоса.

В августе 1947 г. английский парламент утвердил «план Маунтбэттена» в качестве Закона о независимости Индии, который вошел в силу 15 августа того же года.

В этот день Джавахарлал Неру впервые поднял национальный флаг Индии над историческим Красным фортом в Дели. Героическая борьба нескольких поколений индийских борцов за свободу успешно завершилась. С победой национальной революции в истории Индии начался новый период независимого развития.


Заключение

Потеряв свои колонии в Северной Америке, Англия обратила свой взор на Индию, и, в период от 1838 по 1849 гг. в войнах с сикхами и афганцами британское владычество было окончательно установлено в пределах этнографических, политических и военных границ всего ост-индского континента в результате присоединения Синда и Пенджаба.

Сокровища, поступаемые из Индии в Англию приобретались путем прямой эксплуатации страны и захвата огромных богатств.

Общим результатом колониального ограбления Индии во второй половине XVIII в. – начале XIX в. было огромное разрушение производительных сил. Происходило уменьшение численности населения и сокращение обрабатываемых площадей.

В течение двухсот лет Индия была владением Великобритании. В течение всего этого времени индийский народ вел упорную борьбу за свое освобождение, которая увенчалась успехом уже после второй мировой войны. В августе 1947 года она добилась получения статуса доминиона, а 26 января 1950 года была провозглашена Республикой. В этот день над Красным Фортом - бывшей резиденцией Великих Монголов - в Дели был поднят новый флаг независимой Индии. Но Индия осталась членом Содружества, возглавляемого Великобританией.

В соответствии с конституцией страны, принятой в том же году, состоящий из двух палат: верхней - Совета штатов ("Раджья сабха") и нижней - Народной палаты ("Лок сабха"). Главой государства считается президент, избираемый на пять лет. Однако в своих действиях он обязан руководствоваться рекомендациями правительства, возглавляемого премьер-министром. Поэтому практически исполнительная власть от имени президента осуществляется Советом министров, а роль премьер-министра в политической жизни общества особенно велика. Премьер-министром назначается лидер той партии, которая на выборах получает большинство в Народной палате. Со времени достижения Индией независимости у власти в стране (с небольшими перерывами) находится партия "Индийский национальный конгресс".

История становления административно - территориального устройства Индии довольно сложна и к тому же уходит своими корнями в далекое прошлое. Едва ли не главная черта этого устройства в эпоху феодальной Индии заключалась в чрезвычайной территориальной раздробленности.

В эпоху британского владычества территория современной Индии состояла как бы из двух административно-территориальных частей. Первую из них представляли восемь провинций, составлявших так называемую "Британскую Индию". Это были крупные территориальные образования, занимавшие основные пространства в приморских частях Индии и в долине Ганга, - Бомбей, Западная Бенгалия, Мадрас, Бихар, Ассам и др. И в военно-стратегическом, экономическом отношении они играли главную роль. Здесь же находились основные опорные пункты англичан в этой стране - Бомбей, Калькутта и Мадрас. Вторую часть образовывали 554 княжества, которые находились в вассальной зависимости от британской короны и именовались "Туземной Индией". Среди них было только крупных княжеств - Раджпутана, Хайдерабад, Кашмир, Майсур. Но в большинстве своем они представляли собой мелкие и мельчайшие владения, зачастую напоминавшие мелкопоместные помещичьи усадьбы. В совокупности "туземные" княжества занимали 1/3 территории Индии и концентрировали примерно 1/4 ее населения. Как правило, и провинции и княжества имели разноязыкий состав населения, что препятствовало национальной консолидации народов Индии.

Поэтому еще с конца Х1Х в. одним из требований нараставшего национально-освободительного движения стала ликвидация княжеств и образование провинций по лингвистическому (национальному) признаку. Наиболее последовательно они поддерживались партией "Индийский национальный конгресс", но, придя к власти, эта партия не могла не считаться с очень сложными межнациональными отношениями в стране. Поэтому административно-территориальные реформы осуществлялись в Индии постепенно, от этапа к этапу.

После завоевания Индией независимости здесь получили распространение социальные и политические движения под сформулированными Ганди лозунгами всеобщего благоденствия - сарводайя и ненасилия

Сегодня к разработке идей ненасильственной революции, ненасилия в политике, межнациональных, межгосударственных и социальных отношениях обращается все большее число политических деятелей, публицистов и ученых, что сыграет не последнюю роль в дальнейшем развитии Индии.

В процессе написания данной дипломной работы можно прийти к выводу о том, что колонизация Индии имеет как отрицательные, так и положительные последствия. Одна из важнейших положительных черт, на мой взгляд, является то, что за счет колонизации происходил ввоз капитала, и тем самым происходил подъем экономики Индии. Отрицательной же чертой был захват и угнетение английскими колонизаторами индийского народа, а также попытка уничтожения культурных ценностей народа.

Список использованной литературы

1. Антонова К.А. и др. История Индии. Краткий очерк. М., Мысль. 1973.

2. Бэшем А. Чудо которым была Индия. М., Наука, 1977.

3. Васильев А.В. История востока. 3-е издание. М., Высшая школа. Т.2. – 2003.

4. Пробуждение Азии 1905г. и революции на Востоке: сборник статей // Под ред. М.С.Годеса. 1935

5. История стран Азии и Африки в новейшее время. В 2-х частях. М.Я. Юрьев, Л.М. Гатауллина. Изд. МГУ, 1976.

6. Новейшая история стран Азии и Африки МГУ. 1965.

7. Новейшая история Азии и Африки. 3 Т., 2003.

8. Новейшая история Индии. М., 1959.

9. Володин М. Индия: становление институтов буржуазной демократии. М., 1959.

10. Павлов В.И. Формирование индийской буржуазии. М., 1958.

11. Синхап Л. Революционное движение в Индии в 1905-1914гг.//Народы Азии и Африки, № 2, 1972.

12. Райков А. Национально-революционные организации Индии в борьбе за свободу 1905-1930г. М., 1979.

13. Комаров Э.Н. Критика буржуазного общества и эгалитарные концепции в Индии // Народы Азии и Африки, № 6, 1967.

14. Намбудирирад Е. Махатма Ганди и гандизм. М., 1960.

15. Джавахарлал Неру. Открытие Индии. М., 1960.

17. Жуков Е. Об исторической роли Махатмы Ганди// Новое время, № 6, 1956.

18. Дьяков А.М., Рейснер И.М. Роль Ганди в национально-освободительной борьбе народов Индии //Советское востоковедение. № 5, 1956.

19. Комаров Э.Н., Литман А.Д. Мировоззрение Мохандаса Карамчанда Ганди. М., 1969.

20. Регинин А.И. Индийский национальный конгресс: очерки идеологии и политики (60-е - первая половина 70-х годов). М., 1977.

21. Ульяновский Р.А. Мохандас Карамчанд Ганди. М. 1986.

22. Горев А. Махатма Ганди. М., 1989.

23. Степанянц М.Т. Философия ненасилия. Размышления о Ганди и его экспериментах.//Коммунист., № 13, 1990.

24. Полонская Л.Р. Махатма Ганди: смысл жизни.// Новая и новейшая история., № 4, 1960.

25. Ганди М.К. Моя жизнь. М., 1959.

26. Дьяков А. М. Индия во время и после второй мировой войны (1939-1949). М., 1952.

27. Девяткина Т. Ф., Индийский национальный конгресс (1947-1964). М., 1970.

28. Осипов А.М. Великое восстание в Индии 1857 - 1859. М., 1957.

29. Ерофеев Н. Английский колониализм в сер. XIX в. М., 1977.

30. Шигалина О.И. Великобритания на Среднем Востоке. М., 1990.

31. Новая история Индии. М., 1961.

32. Новая история стран зарубежной Азии и Африки. Л., 1971.

33. Проблема истории Индии и стран Среднего Востока. М., 1972.

34. Синха Н.К., Банерджи А.Г. История Индии. М., 1954


Равные права с мужчиной в вопросах брака и развода. Вводился европейский календарь и европейское летоисчисление, европейская одежда. Новый латинский алфавит сменил арабский. Реформы под руководством Кемаля Ататюрка, наряду с политикой «этатизма», несомненно оживили экономическую и общественную жизнь страны. В ходе реформ окончательно оформилась идеология кемализма – одного из течений турецкого...

И коррупцией. Свидетельские показания, игравшие в процессе суда большую роль, в Индии легко покупались и вынуждались. 2 Социально-экономическая и политическая ситуация в Индии в первой половине XIX века С завоеванием Индии англичанами изменилось не только политическое, но и экономическое положение страны. В отличие от прежних завоевателей, которые оседали здесь и ассимилировались с...

В Индии и Китае, гнет колонизаторов привел в Иране к ответным революционным выступлениям народных масс, известным под названием бабидских восстаний. Подобно восстанию тайпинов в Китае, народное движение в Иране развернулось под религиозным знаменем. В начале XIX в. в стране существовала мусульманская секта шейхитов, последователи которой верили, что скоро должен появиться мессия - махди (букв, ...

Рерих, выдающийся художник, ученый, общественный деятель, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Предки Рериха, принадлежавшие к древнему датско-норвежскому роду, переселились в Россию в первой половине XVIII века. Отец Николая Константиновича, владелец нотариальной конторы, был очень образованным человеком, с широким кругом интересов. Дом Рериха часто посещали видные ученые. С детства...

До 1857 года Индия находилась под управлением англичан. Только, как это ни странно, страной правили не представители британской короны, а торговая фирма – Ост-Индийская компания. Естественно, компания не справлялась с этой титанической задачей.

Компания была не в состоянии эффективно управлять такой огромной страной, как Индия, по определению. Преследуя свои меркантильные интересы, Ост-Индийская компания наводнила индийский рынок дешевыми импортными товарами, что подрывало местное производство. Крестьяне покидали свои угодья из-за высоких налогов. В народе распространялись слухи о скором падении Ост-Индийской компании, которой, согласно предсказанию, оставалось править Индией до 1857 г. В стране орудовали банды разбойников и убийц, среди которых особенно «прославилась» секта душителей, которые душили людей и приносили в жертву богине Кали. Активная вестернизация индийского населения английскими «просветителями» вызывала протесты в ортодоксальных кругах. Среди индийской аристократии также раздавались недовольные голоса, поскольку многие правители были лишены своих земель – их аннексировали английские генералы-губернаторы. Но главная опасность была в недовольстве военных, которых все чаще отправляли воевать заграницу или подавлять мятежи местного населения, что противоречило их религиозным убеждениям. Было у них и много других поводов для недовольства. Все шло к Великому Индийскому Бунту, который не заставил себя ждать.

Бунт (или, как его еще называют, Восстание Сипаев) начался в казармах города Мират в штате Уттар-Прадеш 10 мая 1857 г. Среди солдат прошел слух, что в качестве смазки для гильз с порохом, использовался говяжий и свиной жир. Поскольку в том время гильзы с порохом перед использованием разрывали зубами, это вызвало негодование как у индуистов, так и у мусульман. Военные отказались применять гильзы. Со стороны английского командования последовали репрессивные меры, которые окончились тем, что солдаты напали на своих командиров, перебили их и двинулись на Дели. Вскоре бунт распространился и на другие казармы. Военные удерживали Дели в течение 4 месяцев и в течение 5 месяцев осаждали Британскую Резиденцию в Лакхнау, но у бунтовщиков не было четкого плана действия и единодушия. Кроме того, некоторые военные части оставались верны анлгичанам. К концу 1857 г. восстание было подавлено, но оставило глубокие шрамы у обеих сторон.

В 1858 году Британская Корона отстранила Ост-Индийскую компанию от управления Индией, и взяла власть в свои руки. Индия официально стала колонией Великобритании. Колониальные власти стали вести более гибкую и мягкую политику, пообещав не вмешиваться в дела индийских княжеств, пока они остаются лояльными британскому правлению. Была введена новая налоговая политика, англичане стали уделять больше внимания экономическому развитию страны, строительству железных дорого и других объектов инфраструктуры, на высокие административные должности стали назначать индийцев… Но семя стремления к независимости уже упало в благодатную почву. Как скоро оно прорастет и принесет плоды – лишь вопрос времени.

Оппозиция британскому правлению росла и крепла, и к началу 20 века выросла в реальную силу, с которой англичане больше не могли не считаться. Во главе оппозиции стоял Индийский Национальный Конгресс, старейшая политическая партия в Индии. Лидерами партии были индуисты, выступавшие за независимость Индии. У мусульман тоже образовалась своя партия – Мусульманская Лига, которая ратовала за создание мусульманского государства из тех территорий Индии, где преобладало мусульманское население.

С приходом Первой Мировой Войны, политическая ситуация в Индии несколько нормализовалась. Партия Индийского Национального Конгресса одобрила участие индийцев в войне на стороне Великобритании, в надежде, что британцы в знак благодарности пойдут на значительные послабления и уступки. В Первую Мировую более 1.000.000 индийских добровольцев сражалось в рядах британской армии. Около 100.000 из них погибло. Но после окончания войны британцы дали понять, что не собираются идти ни на какие уступки. По всей стране стали проходить массовые антиколониальные выступления, которые часто жестоко подавлялись. 13 апреля 1919 года британские солдаты открыли стрельбу по толпе безоружных людей в Амритсаре (штат Пенджаб), убив 379 и ранив 1200 человек. Новости об этой кровавой расправе быстро разлетелись по всей Индии, и многие из тех индийцы, которые до этого нейтрально относились к властям, стали поддерживать оппозицию.

К этому времени у Индийского Национального Конгресса появился новый лидер – Мохандас Карамчанд Ганди, известный также как Махатма (Великая Душа) Ганди. Махатма Ганди призывал народ к ненасильственному протесту против действий британских властей: бойкоту иностранный товаров, мирным демонстрациям и акциям. Показывая собственным примером, как бороться с властью без насилия, соблюдая древний религиозный закон ахимсы (неприменения насилия), Махатма Ганди снискал себе славу святого и миллионы сторонников по всей Индии.

В 1942 году Махатма Ганди, чувствуя близкий конец британского владычества в Индии, организовал массовую анти-британскую кампанию под лозунгам "Вон из Индии!".

После Второй Мировой Войны Британское правительство стало понимать, что удержать Индию не удастся. Это понимали и индийцы. Лига Мусульман призывала к созданию собственного мусульманского государства. Проблема отношений индуистов и мусульман приняла общенациональный характер. Не обошлось без кровавых столкновений на религиозной почве, в которых погибли тысячи человек. В конце концов стороны пришли к выводу о необходимости выделения мусульманских территорий в отдельное государство – Пакистан.

15 августа 1947 года Индия наконец получила независимость, а также образовалось новое государство – Пакистан, состоящее из двух частей ¬– Западного Пакистана (территория современного государства Пакистан) и Восточного Пакистана (территория современного государства Бангладеш).

Проблема с образованием Пакистана заключалась в том, что было очень трудно провести границу между мусульманской и индуистской территориями. Англичане взяли на себя роль арбитров, но никакие усилия не могли обеспечить идеальный вариант. Граница была проведена между городами Лахор и Амритсар в штате Пенджаб, а также восточнее Калькутты. Но трудность была в том, что по обе стороны от границы были территории со смешанным индо-мусульманским населений или же были индуистские поселения на мусульманских территориях и наоборот.

Выделение части индийских территорий в отдельно государство Пакистан привело к возникновению огромных потоков беженцев с одной и с другой стороны. Разгорелся жесточайший межэтнический конфликт. На поезда, наполненные беженцами, нападали толпы фанатиков – индуистов, сикхов или мусульман – и устраивали массовые побоища. Погромы не обошли и города. Деление Индии затронуло судьбы огромного количества людей: 12.000.000 стали беженцами, 500.000 погибли в индо-мусульманских столкновениях. Как это ни парадоксально, 1947 год – год обретения независимости – стал одним из самых мрачных во всей истории Индии.

Примечание: Португальская колония Гоа на территории Индии просуществовала до 1961 года, французская колония Пондишерри - до 1954 года. До 1948 года в состав Британских колоний в Индостане входила также Шри-Ланка и Бирма (современная Мьянма).

История независимости Индии в новейшее время началась фактически в 1947 году, когда Англия вынуждена была отказаться от своего колониального господства в этой стране и предоставить ей статус доминиона. Такое решение было принято Англией не добровольно: ему предшествовали крупные забастовки антианглийского характера в Калькутте и других городах, восстание моряков в Бомбее, поддержанное по всей стране, широкое крестьянское движение против английского гнета. Надеясь сохранить свои позиции, английские колонизаторы разделили страну на два доминиона по религиозному признаку- Индию (индусы) и Пакистан (мусульмане). Они разожгли религиозную рознь между ними и войну из-за Кашмира.

Лишь к 1949 году были прекращены столкновения, и Индия смогла окончательно оформить свою независимость: в январе 1950 года она объявила себя республикой. Согласно конституции, вступившей в силу в 1950 году, Индия - суверенная республика, представляющая собой союз штатов. Высшей законодательной властью в стране является Всеиндийский парламент, состоящий из двух палат: Народной палаты и Совета штатов. В штатах созываются свои парламенты, формируются свои правительства.

Президент республики избирается обеими палатами Всеиндийского парламента. Первые выборы в независимой Индии состоялись в 1951 году, победу одержала партия Индийский национальный конгресс (ИНК)-партия индийской буржуазии, получившая широкую поддержку в стране. Один из лидеров ИНК, Джавахарлал Неру, выдающийся политический и государственный деятель Индии, стал ее первым премьер-министром.

Завоевав независимость, национально-освободительные силы Индии нанесли сокрушительный удар по британскому колониализму. Однако Индии предстояло решить огромной сложности задачи, возродить страну в экономическом и социальном отношении после почти двухвекового господства англичан. Англия рассчитывала путем взаимного ослабления Индии и Пакистана получить для себя наибольшие выгоды в экономическом и политическом плане, тем более, что обе стороны продолжали оставаться в системе мирового капиталистического хозяйства, а связь Индии с английским капиталом была достаточно крепкой.

Но английский империализм просчитался. Ему пришлось иметь дело с суверенным государством, полным хозяином своих земель и недр. В начале 50-х годов индийское правительство продолжило национализацию английской собственности и начало проводить аграрную реформу.

Экономическое и политическое развитие Индии

В 1955 году правительство Неру провозгласило экономическую программу, краеугольным камнем которой было создание государственного сектора. В программе нашел широкое воплощение план индустриализации страны и дальнейшего углубления аграрной реформы.

Несмотря на то, что ИНК представлял в основном интересы национальной буржуазии, длительная борьба с колониальным господством выявила ее антиимпериалистические тенденции. Поэтому Коммунистическая партия Индии (КПИ) одобрила и поддержала прогрессивные мероприятия Неру, хотя это была программа буржуазного правительства. КПИ исходила из того, что национальная буржуазия Индии не утратила революционности, что она еще способна осуществлять радикальные преобразования и проводить антиимпериалистический курс во внешней политике.

В ряде заявлений Неру можно было встретить высказывание о строительстве в Индии общества социалистического образца. Под понятием « », идеи которого после окончания приобрели особую притягательность и популярность, Неру имел в виду такие мероприятия, как создание госсектора, избавление страны от иностранного капитала, проведение аграрной реформы, направленной на подрыв помещичьего землевладения. Это была прогрессивная программа, хотя и не имевшая отношения к научному социализму.

Программа Неру значительно ущемляла позиции индийского монополистического капитала и феодально-помещичьих элементов, поэтому мероприятия ИНК саботировались правыми силами внутри ИНК и вне его.

Сопротивление правых сил мешало выполнению намеченных мероприятий

В 1959 году группа наиболее реакционных членов ИНК вышла из его состава и образовала партию «Сватантра» («Независимая»), Наступление правых особенно усилилось после смерти Неру в 1964 году. В стране назревал экономический кризис. Массы были недовольны политикой Конгресса и на выборах 1967 года сказали свое слово: ИНК потерпел поражение в 9 из 17 штатов Индии.

Перед новым премьер-министром Индирой Ганди, занявшей этот пост в 1966 году, встала задача чрезвычайной сложности. Дальнейшее бездействие правительства могло окончательно дискредитировать Конгресс и привести к победе правые силы, а это означало бы коренное изменение экономического и политического курса Индии.

Летом 1969 года Индира Ганди объявила о национализации крупнейших частных банков страны (из них два английских). Это было началом осуществления правительственной программы широких социально-экономических реформ. Было объявлено о передаче в руки государства контроля над экспортом и импортом важнейших видов товаров и сырья; был пересмотрен четвертый пятилетний план в сторону расширения госсектора и проведены другие важные мероприятия. Программа Индиры Ганди нашла поддержку со стороны Компартии Индии и вызвала яростное сопротивление реакции.

Внутри Конгресса образовалась враждебная Индире Ганди реакционная группировка «Синдикат», в которую вошли в основном представители крупного капитала. Вне Конгресса их поддерживали реакционные партии «Сватантра» и «Джан Сангх». Однако на стороне Ганди выступило большинство парламента и законодательных собраний штатов, что позволило продолжить намеченный курс. В 1970 году были выделены дополнительные ассигнования на госсектор и объявлено о национализации еще ряда предприятий.

Чтобы иметь твердое большинство в парламенте, Индира Ганди провела в марте 1971 года внеочередные выборы, показавшие, что ее политика имеет в стране массовую поддержку. Правые партии потерпели на выборах сокрушительное поражение, а КПИ значительно укрепила свои позиции.

В 1972-1973 годах были национализированы 100 предприятий текстильной промышленности, металлургические предприятия и угольные шахты. Шло дальнейшее расширение госсектора.

Однако развитие частнопредпринимательского капитала продолжалось, и хотя правительство стремилось направить его деятельность в нужном для государства направлении, это далеко не всегда удавалось. В 1974-1975 годах экономические трудности увеличивались, свидетельствуя о том, что ИНК не смог выполнить обещаний по улучшению положения широких масс. В стране росла классовая борьба. Реакционные круги усилили нападки на правительство. Потерпев поражение в центральных органах власти и в штатах, они начали открытый саботаж, диверсии и террор, создав этим угрозу внутренней безопасности. Левоэкстремистские, промаоистские элементы, критиковавшие правительство с левых авантюристических позиций, практически оказались в одном лагере с реакционными силами страны.

Чтобы предотвратить действия этих сил, правительство Индиры Ганди ввело 26 июня 1975 года в Индии чрезвычайное положение. 1 июля 1975 года правительство приняло новую экономическую программу из 20 пунктов в пользу беднейших слоев населения Индии: пресечение контрабанды и спекуляции, стабилизация цен, увеличение товаров первой необходимости, введение максимума земельных участков и др. Были Арестованы правые лидеры, закрыт ряд газет. Но правительство Ганди не было последовательно. Наряду с прогрессивными мерами, встречавшими поддержку КПИ, ИНК предпринял реакционные шаги против рабочих (запрет забастовок, что было на руку крупному капиталу), против КПИ, допустил диктаторские меры по «планированию семьи» с целью сократить рост населения и др.

Оппозиция правительству Ганди сплотила свои силы, образовав блок партий и группировок, так называемую «Джаната парти». В результате на выборах в марте 1977 года ИНК впервые за весь послевоенный период потерпел поражение. К власти пришел блок «Джаната парти». Индира Ганди должна была уступить пост главы правительства новому премьеру М. Десаи.

Внешняя политика Республики Индии

Индия первая из стран колониального мира встала на путь неприсоединения, т. е. неучастия в агрессивных блоках, политики мира и мирного сосуществования. Этот курс в истории международных отношений был рожден послевоенной обстановкой, связанной с разгромом и укреплением сил мира, демократии, социализма. Вдохновителем этой политики в Индии был Дж. Неру. Еще в период образования правительства доминиона в августе 1947 года Индия установила дипломатические отношения со многими государствами, в частности с , а в 1950 году с КНР. Антиимпериалистический курс внешней политики Индии нашел яркое проявление в подготовке в 1954 году и проведении в 1955 году антиимпериалистической конференции афроазиатских стран в Бандунге.

С первых дней независимости Индия стала объектом неоколониалистских устремлений США. Однако агрессивный внешнеполитический курс США вызвал недовольство и протест политических кругов Индии.

Положение осложнялось напряженными пограничными отношениями между Индией и Пакистаном, существовавшими с 1947 года. Это усугубилось после вступления Пакистана в агрессивный блок СЕАТО (1955 год).

В 1964 году, после смерти Неру, реакция сделала ставку на срыв его экономической программы. Усилилась напряженность на индо-пакистанской границе, вылившаяся в серьезный пограничный конфликт.

День независимости Индии - это выдающийся праздник для каждого жителя этого государства. Отмечают его 15 августа. История праздника начинается с 1947 года, именно тогда население Индии начало отмечать свою независимость от Великобритании.

15 августа 1947 года вступил в действие акт, провозглашающий независимость Индии (Indian Independence Act). А также в этот день тогдашний премьер-министр Джавахарлал Неру в присутствии большого количества народа поднял . Происходило это в Дели, над стенами .

С того момента история Индии словно началась заново - история нового, независимого государства. День независимости ежегодно отмечается практически во всех индийских городах, а также деревнях. Проводится торжественная церемония, являющаяся традиционной и неизменной в своих правилах. Местными властями всегда произносится речь - это своеобразный ритуал.

Политические деятели каждый раз делают вступление, в котором напоминают об истории праздника, о том, как тяжело досталась Индии свобода. Далее следуют рассказы о неизменности традиций национально-освободительной борьбы.

Историческое прошлое

Давайте немного вернёмся в историю. А началось всё с установления торгово-экономического морского пути на Запад. После того как Индия совершила такой шаг, европейские торговцы решили завладеть полуостровом Индостан и близлежащими территориями. Уже в 18 веке полуостров оказался под властью Англии.

Плохие условия жизни, которые обеспечивались колониальной политикой, стали причиной восстаний. Так что в 19 веке началось национально-освободительное движение, в основном организованное рабочими. Всё чаще устраивались митинги и забастовки, правительство Британии всячески пыталось остановить их, но попытки были тщетны.

Большинство митингов были устроены с требованием повысить заработную плату, улучшить условия труда и уменьшить количество трудовых часов. В результате образовывались профсоюзы - общества, состоящие из простых граждан, которые выступали за расширение своих прав. Борьба за освобождение от колонизации Англией приобрела массовый характер и постоянно возрастала в масштабах, всё больше людей становились на поддержку профсоюзов.

Возглавлял эту борьбу , весьма знаменитая личность. Имя этого человека на сегодняшний день знакомо каждому жителю Индии и далеко за её пределами. Ганди был обычным человеком, который организовывал бойкоты и забастовки.

Однажды он пришел к правительству на переговоры не в торжественных одеждах, как было принято, а в обычной одежде, что шокировало властей.

Продолжение забастовок

Бойкоты возникали не только на заводах. Бастовали студенты, школьники. Ещё одним важным требованием было объединение мусульманской и индуистской религий, что не удавалось совершить уже долгое время. Именно разобщённость двух верований долгое время создавала преграды для обретения государством независимости.

Интересный факт: первый день независимости Индийского государства был отмечен 26 января 1930 года . В то время бунтующее население было полностью уверено в своих силах, были распланированы дальнейшие действия, которые должны были принести успех.

Но в 1933 население Индии потерпело поражение. Это не остановило активные освободительные действия, они продолжались и во время Второй мировой войны. В 1942 выше упомянутый Махатма Ганди стал организатором очередного революционного движения, деятельность которого всё же заставила англичан признать поражение.

Религия в Индии занимает значимое место, поэтому существует праздник в честь Дня Рождения бога Ганеши. Как и когда он празднуется узнаете .

Также есть праздники, которые отмечают не везде, а только в конкретном штате, например, фестиваль Онам в Керале:

День независимости сегодня

В День Независимости губернаторами устраиваются различные приёмы, куда приглашаются высокопоставленные лица. Праздничные собрания устраивают общественные организации.

До 1950 года этот праздник был единственным торжеством для жителей Индии. Только этот праздничный день на то время был объявлен выходным для предприятий и учреждений разного типа.

Танцующие пограничники на посту Индия-Пакистан

Болливудский актер Шах Рух Кхан с индийским триколором в Мумбаи

Индийский артист, переодетый в бога-обезьяну Хануман. Форт Голконд, штат Хайдабарад, Индия. 15 августа 2014 года.