"Солнцу, прежде всего, надо быть солнцем".
Ф. Достоевский

Детский сад - первое звено в образовании, с которым сталкиваются дети, и от того, какое оно, зависит умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, быть толерантными по отношению к другим, а главное - умение работать в команде, т.е. сотрудничать.

В 2006 году МБДОУ Емельяновский детский сад № 5 "Солнышко" получило лицензию на ведение образовательной деятельности.

С 2002 года детскому саду присвоено приоритетное направление по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Поэтому выбор направления инновационной деятельности детского сада был определен спецификой организационно-педагогической структуры системы дошкольного образования, образовательной средой, социально-экономическими условиями местности, опытом управленческой и творческой работы педагогического коллектива, отдельных педагогов. Особенностью инновационной деятельности "Приобщение детей дошкольного возраста к художественно-эстетическому воспитанию" в начале освоения нововведений развивающего характера в детском саду была опора на прошлый положительный опыт, накопленный педагогами.

В 2008 - 2009 учебном году изучив мнение родителей, ходатайствовала об изменении режима работы детского сада перед Учредителем. Результатом работы стало изменение режима работы с 10, 5 часовым до 12 часовым пребыванием детей и часы работы ДОУ с 01.01.2009 г. следующие: 7.00 до 19.00.

Для повышения качества воспитательно-образовательного процесса были введены в штат следующие ставки: педагога - психолога и руководителя физического воспитания.

Требования к современному образованию и социальный заказ поставили наше МДОУ перед необходимостью работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития, которое подразумевает качественные, позитивные изменения, возможные в том случае, когда и управляемая и управляющие системы испытывают потребность работы в инновационном режиме.

Одной из важнейших задач управленческой деятельности считаем организацию инновационной деятельности в ДОУ. Вовлечение ДОУ в проектную деятельность, связанную с реализацией приоритетного направления, здоровьесберегающих технологий потребовало не только определенных управленческих действий, обновления содержания образования, но и серьезной реорганизации работы с кадрами. Нами, как педагогами организаторами, была создана творческая группа, которая разработала следующие проекты: "Здоровый ребенок", "Лучшая педагогическая идея", создана авторская программа воспитателем "Здоровый ребенок в детском саду". Разработанныйнами управленцами проект: "Создание условий культурно-развивающей среды средствами театрализованной деятельности" позволил сплотить коллектив для организации здоровьесохраняющего режима и развитие творческой личности дошкольника по художественно-эстетическому воспитанию. Проект был представлен на краевой конкурс "Лучшая оздоровительная среда в ДОУ", на всероссийский конкурс "Лидер в образовании". За предоставление опыта работы на разных уровнях, награждены Благодарственным письмом Законодательного собрания Красноярского края. В 2007 году с данным проектом детский сад учувствовал в краевом конкурсе лучших дошкольных учреждений в рамках краевой программы "Дети" и выиграл грант в размере 500 тысяч рублей. Победа в этом конкурсе, обусловлена слаженной и высокопрофессиональной работой всего коллектива. Выигранные в этом конкурсе средства направлены на создание развивающей среды в учреждении, создание условий для реального выполнения санитарно-гигиенических правил, противопожарных мероприятий, требований безопасности жизнедеятельности воспитанников. Приобретена мебель согласно возрастным особенностям детей, оборудование для музыкального зала, спортивное оборудование, оборудование для оздоровления детей. На сегодняшний день групповые комнаты и приемные оборудованы стационарной мебелью на 90%. Обновлено 70% игрового материала для организации самостоятельной деятельности детей, 80% оборудования, обеспечивающего двигательную активность воспитанников; приобретены детские, спортивные тренажеры.

Реализация данных проектов позволила снизить заболеваемость детей за последние 3 года на 14 %, повысилась физическая подготовка детей на 22%, воспитанники ДОУ стали победителями в спортивной здравиаде "Возможные олимпийцы среди нас", "Веселые старты", "Старты надежд", "Зов джунглей", 27% детей занимаются в спортивных секциях районного спортивного комплекса. Детский сад награжден почетными грамотами.

Свою деятельность строим в направлении оптимизация процесса управления, основной целью которой является создание условий для перехода детского сада из режима стабильного функционирования в режим развития.

Нами разработан механизм управления ДОУ, который осуществляется через:

  • делегирование части своих полномочий заместителям;
  • отработанной обратной связи;
  • применение косвенных, коллегиальных методов и приёмов стимулирования;
  • расширение состава управленческого аппарата: педагогический совет, творческая группа; родительский комитет, инициативная группа;
  • повышение профессионального мастерства педагогов через курсы повышения квалификации, обучение в КГПУ.

Для изучения эффективности принятых управленческих решений, результатов педагогической деятельности, выявления позитивных и негативных тенденций в работе дошкольного учреждения функционирует система инспекционного контроля. В ходе инспектирования контролируются плановые и оперативные вопросы, решаемые руководителями всех служб, осуществляется мониторинг за развитием всех направлений деятельности детского сада. Инспекционный контроль способствует получению объективной информации о деятельности учреждения.

В управлении детским садом внедрила информационные технологии, что даёт возможность своевременно получать внешнюю и внутреннюю информацию. Это в свою очередь позволяет:

  • совершенствовать управленческую деятельность;
  • оптимизировать делопроизводство;
  • собирать и обрабатывать необходимую информацию об управляемом объекте.

В детском саду создана уютная домашняя обстановка на основе инновационного подхода: а именно подбор цветовой гаммы для побелки стен, выбор цвета напольных покрытий, оборудования в соответствии с нормами СаНПиН.

При проведении ремонтных работ, в 2009 году проведена реконструкция отдельных помещений, в результате создан и оборудован логопедический кабинет, кладовая для хранения белья, проведен ремонт методического кабинета, музыкального зала, прачечной, пищеблока с полным переоснащением новым оборудованием и вентиляцией на пищеблоке, в 2011 году оборудован психологический кабинет. Результатом спланированной хозяйственной деятельности является следующее: все важные системы жизнеобеспечения МДОУ функционируют и находятся в удовлетворительном состоянии, о чем свидетельствуют акты и технические отчеты соответствующих служб по госнадзору.

За два последних года за организацию подготовки ДОУ к новому учебному году, за создание условий по охране жизни и здоровья воспитанников детского сада награждены Почетными грамотами главы Емельяновского района и денежной премией.

В основе управления коллективом главным считаем создание благоприятного морально - психологического климата в ДОУ, обстановки творческого взаимодействия и сотрудничества. Только творчески работающий коллектив педагогов способен обеспечить высокий уровень воспитательно-образовательной работы с детьми, формирование творческой личности.

Для того, чтобы личность педагога стала фактором формирования личности воспитанников, он должен быть профессионально грамотным, творческим членом педагогического коллектива, хранящим и обогащающим его традиции, разделяющим его взгляды, идеи, ценности.

Система методической работы в нашем ДОУ ориентирована на раскрытие творческого потенциала каждого педагога, педагогического коллектива в целом, создание условий для роста профессионального мастерства, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образования.

Уровень образования

Уровень образования за 3 года повысился: высшее образование педагогов на 19 %, средне профессиональное образование на 19 %.

Уровень квалификации

Уровень квалификации за 3 года повысился: первая на 25 %, вторая снизилась на 25 % за счет аттестации педагогов на первую квалификационную категорию.

Под нашим руководством была разработана система непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, которая позволила улучшить качественный состав педагогического коллектива.

Педагоги детского сада активно участвуют в методической работе, в создании проектов, разработке методических материалов, проводят открытые занятия, семинары, "круглые столы" для воспитателей ДОУ.

Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. В ДОУ дети на занятиях и в повседневной жизни получают знания об искусстве, знакомятся с его различными видами: литературой, музыкой, графикой, живописью, скульптурой, декоративно - прикладным творчеством, искусством театра.

Созданная в ДОУ эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает дошкольника новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.

За проведение интегрированных занятий с детьми, с использованием методики Е.Е. Шулешко (социо - игровые приемы) воспитателем Ивановой Л.М. и за разработанную авторскую программу "Здоровый ребенок в детском саду" воспитателем Лысенко О.А., названные педагоги стали победителями краевого конкурса "Лучший воспитатель года" и награждены денежным поощрением в размере 40 тысяч рублей каждая.

В рамках дошкольного учреждения сохраняются лучшие традиции (наставничество), внедряются новые формы повышения педагогического мастерства: мастер-класс, деловые игры, тренинги и т.д. В детском саду стала традицией участие воспитателей в районном конкурсе "Мисс образования".

Методическая работа с кадрами носит строго дифференцированный характер, т.к. в коллективе есть опытные педагоги с большим стажем работы и молодые специалисты, для которых работает "Школа молодого специалиста", помогающая "вхождению" начинающего педагога в профессию; создающая возможность состояться новоявленному воспитателю, как профессионалу и остаться в сфере дошкольного образования. С 2006 года в детском саду возобновлена деятельность института наставничества, цель которого оказание помощи молодым специалистам в адаптации к условиям работы в детском саду, в использовании эффективных методов и приемов в организации игровой деятельности детей, в обобщении опыта работы через такие формы организации как, педагогический ринг, творческие отчеты.

Одним из основных направлений работы педагогического коллектива является сохранение и укрепление здоровья детей через создание оптимальных условий для физического воспитания и формирования потребности к здоровому образу жизни в условиях детского дошкольного учреждения.

Проводимая работа дала положительные результаты: анализ уровня здоровья за последние три года показал повышение посещаемости на 5,2%, снижение заболеваемости на 14%, уровень физической подготовленности детей составляет 95% в среднем по саду, параметр успешной адаптации к условиям детского сада - 12%.

В работе с семьями воспитанников коллектив ДОУ перешёл от педагогического общения к активному вовлечению родителей в образовательный процесс, используя различные формы взаимодействия.

Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, мы вовлекаем их в жизнь детского сада, постоянно держим в курсе всех событий.

Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Прежде всего, мы стараемся установить такую форму общения с родителями, которую можно назвать "доверительно-деловым контактом". Родители знают, что не услышат упреков и недовольства воспитателей. Наоборот, вместе мы находим ответы на волнующие вопросы, обсуждаем педагогические ситуации, уточняем, на что обратить внимание и каким образом помочь ребенку. Педагоги рассказывают родителям о положительном образе ребенка, благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителем складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.

Всё это позволило сделать родителей наших воспитанников своими сторонниками и партнёрами в вопросах образования, воспитания, развития детей, улучшить психологический климат в семье и в отношениях между сотрудниками ДОУ и родителями.

Детский сад стал "открытой системой" в работе с семьёй. Благодаря выстраиванию доверительных отношений, родители принимают активное участие в спортивных праздниках, соревнованиях, утренниках, субботниках, конкурсах, выставках. Так традиционными стали "Недели открытых дверей", конкурсы рисунков "Моя малая Родина", "Мамочка милая, мама моя" и др.

Анкетирование родителей в 2011 году по вопросу "Удовлетворённость и заинтересованность родителей жизнью детей в детском саду" показала, что 94% родителей положительно оценивают работу ДОУ.

В ДОУ создан благоприятный психологический климат, подтверждение этому служат показатели по укомплектованности кадрами, укомплектованности групп, повышение уровня трудовой и исполнительской дисциплины, оперативности управленческой деятельности в ДОУ, работе всех подразделений детского сада на конкретно поставленную задачу, прозрачности и строгой отчётности по привлечению и использованию бюджетных и внебюджетных средств, эффективной системе контроля за ходом образовательного процесса.

Детский сад является открытым общественным учреждением. Мы делимся своими наиболее удачными методами и приемами работы с детьми, педагогами, родителями и общественностью района, края.

Для улучшения благосостояния всего коллектива ДОУ, поощрения сотрудников считаем своей маленькой победой переход на краевой эксперимент по новой системе оплаты труда. Для сохранения коллектива и его работоспособности, на благо маленьких граждан Емельяновской земли считаем необходимым переход ДОУ из статуса бюджетного в статус автономного учреждения.

№ 65 «Колосок» Астаниной Марины Юрьевны Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр.


Актуальность Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.


Необходимость использования дидакти ческой игры, как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин: 1. Игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения 2.Освоение НОД деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое "учиться") 4. Недоста точно сформи рована познава тельная мотивация. 3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.


Гипотеза - если применять дидактическую игру в непосредственной образовательной деятельности математики в ДОУ, то активизируется познавательная деятельность дошкольников.


Новизна опыта: Новизна опыта заключается в использовании различных игровых методов и форм при проведении непосредственной образовательной деятельности по математике. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.


Цель педагогической работы - выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в непосредственной образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Задачи: - Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; - Изучить и определить теоретические предпосылки исследования проблемы игры, как метода обучения в ДОУ в современной педагогической литературе; - Изучить передовой педагогический опыт использования игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников в процессе обучения математики; - Изучить на практике воздействие дидактической игры на мысли тельные процессы дошкольников; - Активизировать совместную деятельность родителей и воспитателя в непосредственной образовательной деятельности ФЭМП у дошкольников.


Дидактические игры по ФЭМП у дошкольников Игры с цифрами и числами Игры путешествие во времени Игры на ориентировки в пространстве Игры с геометрическими фигурами Игры на логическое мышление


Два гуся летят над нами, Два других за облаками, Три спустились на ручей, Сколько было всех гусей? Задания Ежика Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? Сколько орехов в пустом стакане? Если съесть одну сливу, что останется? У кого больше лап: у утки или утенка? Сколько хвостов у трех котов? Сколько ушей у двух мышей? Раз к зайчонку на обед Прискакал дружок-сосед. На пенек зайчата сели И по две морковки съели. Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок?


Составление геометрических фигур из счётных палочек Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом. Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см) Ход игры: Составить квадрат и треугольник маленького размера Составить маленький и большой квадраты Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек Составить 2 равных квадрата из 7 палочек Составить 3 равных треугольника из 7 палочек Составить 4 равных треугольника из 9 палочек Составить 3 равных квадрата из10 палочек Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники)

Диагностика формирования элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей среднего, старшего дошкольного возраста. Критерии оценки: 1 Закрепление представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. 2. Умение играть в группе по 3 – 4 человека. 3. Развитие навыков мышления, памяти, творческой способности. 4. Активизация познавательных интересов к математике, как науке.


Я– воспитатель. Воспитываю я? Любовь дарю. И я судьбу благодарю за то, Что мне даёт, то детское тепло. И от него мне так светло. Учу считать, творить, красиво говорить, Любить природу, старость уважать, А в дружбе – друга понимать. Ценить добро, не помнить зло, Учу их человеком быть и просто – жить! Благодарю за внимание!

В рамках экологической акции «Зелёный росток»», в ДОУ для детей и родителей в апреле 2016 года проведена «Неделя экологической грамотности». Организован цикл мероприятий, направленных на формирование нетерпимости к замусориванию города: тематические занятия, викторины, экологические досуги, выставки детских работ, показ презентаций, оформление газет, плакатов. Дошкольники разных возрастных групп подготовили экологические спектакли о необходимости соблюдения правил поведения в окружающей природе, непосредственными участниками которых были родители. Дети познакомились с Экологическим Уставом. Воспитатели доступно объяснили детям, что в природе не бывает ни вредных, ни полезных организмов - каждый выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие. Напомнили о правилах в природе, о важности поддержания чистоты на улицах и дворах города. Педагоги обратились ко всем родителям с призывом: «Помогите сделать и сохранить город чистым!».

Многие родители откликнулись, проявили творчество в совместном с детьми изготовлении поделок «Вторая жизнь упаковки», оформили газеты и плакаты. На участке ДО высадили деревья и кустарники.

Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой. Человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий, стихий. Важность экологической культуры каждого жителя нашего города, педагоги ДО донесли до своих родителей и детей.

Сложная экологическая обстановка во многих городах в последнее время вызвана многочисленным транспортом, выбросами в атмосферу продуктов отработки заводов, свалками бытовых и производственных отходов, а также недостаточным озеленением. Вследствие современных экологических проблем перед педагогами стоит задача большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного отношения, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования стали нормой поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы.

План мероприятий в рамках экологической акции «Зелёный росток»

Цель: формирование природосообразного поведения дошкольников, эмоционально-положительного, ответственного отношения к окружающему миру, воспитание и подготовка гражданина, умеющего мыслить экологически.

Задачи:

  • Способствовать формированию у дошкольников осознанно-правильного, бережного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее, отношения к себе, как части природы.
  • Способствовать формированию понимания ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
  • Воспитывать у дошкольников и родителей чувство ответственности за состояние окружающей природы, экологическую культуру.

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственный

1 Создание в ДОУ творческой группы по проведению экологической акции март Старший воспитатель
2 Создание подборки методической и детской литературы по экологическому воспитанию дошкольников, а также:
Картотеки наблюдений на прогулке
Картотеки дидактических игр и подвижных игр экологического содержания
Картотеки опытов и экспериментов
Картотеки конспектов ОД и стихов о бережном отношении к природе
март Старший воспитатель, воспитатели

Гречишникова
Синицына
Масюкова М.А.
Шохова Т.А.

Телятникова Н.В.

Блинова Г.М.

3 Проведение акции «Каждой пичужке – кормушка» и «Покормите птиц!» 22.03 Сергеева Г.М.
3 Тематическая неделя «Птицы – наши друзья» Познавательные беседы о птицах 22 марта – Сороки (Жаворонки) 21-26.03 Старший воспитатель, воспитатели
4 Проведение цикла бесед, просмотр фильмов, презентаций нацеленных на воспитание природосообразного отношения к природе, здорового образа жизни март, апрель Воспитатели всех возрастных групп
5 Тематическая неделя экологических знаний:
  • День экологических знаний
  • Оформление стенгазет, плакатов «Экология глазами детей и родителей»;
  • Оформление газет, плакатов на тему: «И взрослые, и дети за чистоту в ответе»
  • Организация экологических десантов «Чистоту любимому детскому саду»;
  • Экологическая викторина «Знатоки природы Самарского края»;
  • Создание совместно с воспитанниками экологической книги
11.04 – 15.04 Воспитатели всех возрастных групп

Дегтярева Е.В.

Все педагоги
Воспитатели старших и подготов. групп

Маклакова Л.П.

6 Музыкально-литературный досуг посвященной Всемирному Дню Земли. 22.03 Колесникова И.С.
Дегтярева Е.В.
7 «Любить природу значит беречь её»;
«Проблемы экологии глазами детей »;
22.03 Воспитатели старших и подготовит. групп
8 Экспериментальная лаборатория «Иллюзия воды»
Проведение серии опытов с водой для старших дошкольников
Апрель Телятникова Н.В.
9 Экологический спектакль для детей старшего дошкольного возраста «Весеннее пробуждение леса» 20.04 Горохова Л.Н.
Шейко Е.В.
Красильникова Ю.Е.
10 Досуг «Путешествие в космос» 12.04 Панина И.Б
Мезинова Е.Ю
11 Театрализованное представление «Приключение колобка в лесу» 21.04 Макарова О.О.
11 Проведение экологических субботников:
  • посадка зеленых насаждений, цветов
Апрель Зам. зав по ВМР
Ст. воспитатель
воспитатели
12 Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание средствами игры» 04.04 Дегтярева Е.В.
13 Подведение итогов акции Создание картотеки методических материалов экологического содержания Май Ст. воспитатель

Старший воспитатель Блинова Г.М.

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="">

12 апреля – День авиации и космонавтики

В 2016 году исполнилось 55 лет со дня полёта первого космонавта Ю.А. Гагарина в космос.

Большой цикл мероприятий в нашей образовательной организации был посвящен этому знаменательному событию. Это просмотр фильмов и презентаций о космосе, и чтение детской художественной литературы, и конкурс детских рисунков, и изготовление космических композиций совместно с родителями, и оформление мини-музеев о космосе и космонавтах, и участие в районном конкурсе.

Воспитатели Панина И.Б., Мезинова Е.Ю., музыкальный руководитель Красильникова Ю.Е. организовали интересный познавательный досуг «Космическое путешествие, где дети, путешествуя на различные планеты, читали стихи, танцевали и играли. Это зрелищное, костюмированное мероприятие вызвало у всех много положительных эмоций и впечатлений.

Большую помощь и поддержку в подготовке тематических мероприятий оказали родители. Всем большое спасибо!

Опыт работы воспитателя МБДОУ ЦРР детского сада №462 г.о. Самара Литовченко Г.П.

Опыт работы воспитателя МБДОУ ЦРР детского сада №462 г.о. Самара Литовченко Г.П. на тему: «Воспитание у дошкольников здорового образа жизни» напечатан в научно-методическом журнале для работников дошкольного образования «Теория и практика дошкольного образования» №2 (9) за 2015 год.

Галина Порфирьевна стала участником Международной научно-практической конференции «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: реализация основных принципов в деятельности организаций».

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="">

Опыт работы педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с историей и событиями ВОВ

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современных социально – политических условиях встает очень остро.

В этом году исполнилось 70-лет со дня Победы в ВОВ. Эта знаменательная дата в истории нашей страны никого не могла оставить равнодушным.

И хотя в ФГОС ДО нет прямого указания на формирование патриотических чувств у детей, основные принципы дошкольного образования подразумевают «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства». А это является фундаментом для последующего формирования патриотизма и гражданственности.

Воспитанию важнейшего чувства патриотизма у дошкольников, мы уделяем особое внимание, используя разнообразные формы работы:

  • Экскурсии
  • Чтение художественной литературы, познавательные беседы
  • Просмотр видеоматериалов о ВОВ
  • Встречи с ветеранами
  • Создание мини музеев (уголков)
  • Сбор материала о родственниках - участниках ВОВ
  • Оформление выставки рисунков и поделок
  • Конкурс чтецов
  • Флешмоб.

Не многие дети могут побеседовать с очевидцами ВОВ, поэтому мы присоединились к международной акции «Читаем детям о войне», знакомили дошкольников с художественными произведениями, читали письма с фронта. Беседовали с воспитанниками на темы: «Ордена и медали», «История георгиевской ленточки», «Дети войны».

В совместной с детьми деятельности рассматривали фотографии, открытки, ордена и медали военных лет, занимались изготовлением поделок и композиций.

Много впечатлений осталось у детей от просмотра фильмов и презентаций о ВОВ. Мы используем презентации, составленные педагогами нашего ДОУ и педагогами Кировского района, такие как «Чем знаменит Кировский район», «Самара военная», которые способствуют обогащению представлений детей о истории родного города, воспитывают чувство гордости.

Каждый год организуем встречи с ветеранами. Встречаясь с ветеранами, дошкольники узнают интересные факты из их жизни, о трудностях нашего народа в годы ВОВ.

С целью формирования у дошкольников чувства эмоциональной сопричастности к малой Родине, уважения к её защитникам, в ДОУ был организован цикл мероприятий: сбор материала о родственниках детей и сотрудников, участвующих в ВОВ, оформление стенда «С Днем Победы» с краткой биографией и конкретными фактами из их жизни.

Свои впечатления дети отразили в рисунках, выставку которых мы оформили в холле и в группах.

Каждый год дети радуют ветеранов микрорайона, выступая на концертах для ветеранов Кировского района на площадке школы № 38 и в этом году - 7 мая дети приняли активное участие в Торжественном мероприятии, посвященном 70-летию Победы, поздравили ветеранов Кировского района.

Такие мероприятия способствуют воспитанию уважения к людям, пережившим страшные, тяжёлые годы ВОВ, отстоявшим мир.

«Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!»

Опыт работы воспитателя МБДОУ ЦРР детского сада №462 Телятниковой Н.В.
«Значение кинезиологических упражнений в речевом развитии дошкольников»

Опыт работы был представлен на районном семинаре «Современные образовательные технологии в работе с дошкольниками по развитию познавательной активности».

Успешные» люди – это те, которые умеют рассуждать, общаться с людьми, вести диалоги, спорить, отстаивать свои суждения, т. е. люди умеющие логически мыслить.

Однако, по данным ученых, за последние 10 лет уровень и темпы развития речи существенно снизились. Она стала скуднее, дети живут жизнью героев мультфильмов, родители мало уделяют внимание детям, мало общаются с ними.

Именно поэтому для развития мелкой моторики рук и развития речи у детей, мною были выбраны пальчиковые кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнении.

Эти упражнения направлены на:

  • развитие межполушарных связей;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики и речи;
  • развитие мышления, памяти, внимания и способностей

Опыт работы воспитателя МБДОУ ЦРР детского сада №462 Галочкиной Е.Ю.
Интерактивное взаимодействие дошкольниками в познавательной деятельности

В апреле 2015 года опыт работы был представлен на районном семинаре «Современные образовательные технологии в работе с дошкольниками по развитию познавательной активности».

В современном обществе и экономике сегодня совершаются стремительные изменения. Они требуют от человека быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество. Уметь налаживать эффективное общение с людьми.

Задача детского сада - обогатить представление дошкольника об окружающем мире, научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, пробуждать познавательный интерес.

Одна из актуальных задач педагога была и остается проблема активизации познавательной деятельности детей, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие самостоятельности и творчества дошкольников, их мотивационной готовности к личностному взаимодействию.

Рядом с дошкольниками должны находиться грамотные, творческие педагоги, так как на воспитателя ложиться ответственность за качество взаимодействия. Потому что именно процесс взаимодействия педагога с детьми занимает центральное место в системе дошкольного образования.

Традиционное обучение не может решить подобной задачи. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Сегодня появляется новый подход в обучении дошкольников - интерактивное обучение.

Практика показывает, что интерактивное обучение влияет на структуру образовательной деятельности детей, требует особой организации, и особого выбора интерактивных методов и приемов обучения.

Поэтому можно утверждать, что интерактивное обучение - дидактическая система, которая имеет свою особую технологию. Технология интерактивного обучения дает возможность одновременно реализовать познавательные, коммуникативно-развивающие и социально-ориентационные аспекты образовательного процесса. Это позволяет педагогу решать комплекс обучающих задач за более короткое время и высоким качеством усвоения материала.

Технологии интерактивного обучения используются как в НОД, так и в совместной деятельности.

Интерактивное обучение это диалоговое общение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога с детьми.

Суть в том, что все участники оказываются вовлеченными в познавательную деятельность. Они имеют возможность понимать, рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность детей в процессе познания и освоении материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад. Дети обмениваются знаниями, идеями. Происходит это в атмосфере доброжелательности, взаимной поддержки, что позволяет получить новые знания.

Цель интерактивного обучения состоит в обеспечении эмоционально-личностного роста каждого ребенка, создание комфортных условий, при которых дети активно взаимодействуют между собой, при этом каждый чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Организация познавательной деятельности в форме интерактивного обучения позволит решать такие задачи:

  • ​ Развитие мыслительного процесса
  • ​Развивать способность решать интеллектуальные и личностные задачи
  • ​ Развивать речевую активность
  • ​ Развивать коммуникативные умения и навыки
  • ​ Формировать мотивационную готовность к личностному взаимодействию дошкольников
  • ​​ Формировать способность принимать нравственные нормы и правила при работе в команде

Педагог выступает в роли консультанта, обращается к опыту детей, помогает искать решения уже поставленных задач, ставить новые.

Интерактивное обучение требует от педагога необходимых методических и психологических знаний и умений.

Работая в детском саду №462 города Самары, я применяю на практике технологии интерактивного обучения, разработанные коллективом воспитателей и специалистов детского сада №187 города Тольятти АНО ДО «Планета детства «Лада», где работая долгое время, я входила в состав творческой группы. Хочу представить одну из технологий интерактивного обучения - «Корзина идей»

  • На мотивационном этапе дети получают прямой вопрос, ставятся перед проблемой или вводятся в проблемную ситуацию.
  • Затем дети распределяются на малые группы и вспоминают правила и нормы сотрудничества:
  1. Все говорят по очереди.
  2. Выслушиваем всех.
  3. Свои идеи складываем в корзину идей.
  4. Выбирают одного от группы, кто будет говорить.

Деление на группы осуществляется на основе доброжелательности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Сначала каждый ребенок ищет ответ самостоятельно, выбирает карточки, рисует схемы, наполняет модель содержанием.

Затем происходит обмен информацией в парах или в малых группах. Дети обсуждают, выясняют, в чем совпали имеющиеся представления, какие противоречия возникли, находят общее решение. Далее все идеи собираются в общую корзину, даже если они ошибочны. Каждая группа выдвигает своего докладчика. Дети совместно обсуждают полученные результаты.

Воспитатель, как субъект интерактивного общения, вносит свои идеи. Обычно это новые знания. Взрослый косвенно руководит работой малых групп. В процессе общего обсуждения уточняются идеи, исправляются ошибки и формулируется вывод.

На заключительном этапе воспитатель организует рефлексию.

Опыт работы воспитателя Рогановой И.Г.
«Система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через приобщение к сказке»

В апреле 2015 года, Роганова И.Г. выступила с презентацией своего опыта работы с воспитанниками, на районной педагогической гостиной «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора».

Ирина Геннадьевна получила не только Сертифакат ТИМО Кировского района ЦРО городского округа Самара, но и Благодарственное письмо Самарского регионального пушкинского общества и музея А.С. Пушкина за активную пропаганду наследия А.С. Пушкина и безупречную деятельность в плане духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, и сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих отношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="">

Экологическая культура горожанина — 2015

В рамках Всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности», в ДОУ для детей и родителей в марте 2015 года, проведена «Неделя экологической грамотности». Организован цикл мероприятий, направленных на формирование нетерпимости к замусориванию города: тематические занятия, викторины, экологические досуги, выставки детских работ, показ презентаций, оформление газет, плакатов.

Воспитатели доступно объяснили детям, что в природе не бывает ни вредных, ни полезных организмов - каждый выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие. Напомнили о правилах в природе, о важности поддержания чистоты на улицах и дворах города. Педагоги обратились ко всем родителям с призывом: «Помогите сделать и сохранить город чистым!».

Многие родители откликнулись, проявили творчество в совместном с детьми изготовлении поделок «Вторая жизнь упаковки», оформили газеты и плакаты.

Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой. Человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий, стихий. Важность экологической культуры каждого жителя нашего города, педагоги ДОУ донесли до своих родителей и детей.

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="">

Опыт работы педагогов — 2015
Формирование у воспитанников здорового образа жизни

В последние два десятилетия отмечается тревожная тенденция ухудшения состояния здоровья детей. Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Один из путей её решения - следование принципам и правилам здорового образа жизни.

Педагоги нашего ДОУ большое внимание уделяют формированию здорового образа жизни у своих воспитанников.

Двигательный режим ребенка в детском саду, утренняя гимнастика, бассейн, прогулки на свежем воздухе, физкультурные занятия, спортивные праздники… Педагоги постоянно стараются подчеркнуть пользу движений для здоровья.

Воспитатели работают в тесном контакте с инструктором по физической культуре Астаниной Т.А. - это не просто опытный специалист, а мастер своего дела.

В феврале, в нашем ДОУ, проводился конкурс «Спорт и я - мы друзья».

Цель: формирование у дошкольников индивидуального и коллективного опыта здорового образа жизни.

В конкурсе приняли участие педагоги всех возрастных групп, творчески подготовив различные игровые эстафеты для дошкольников.

Особые впечатления остались у детей от спортивных праздников, где они соревновались с родителями, не уступая им ни в чем.

Педагоги подготовительных групп: Иванова Л.П., Гречишникова С.С., Синицына А.П., Шохова Т.А. провели большую организационную работу с родителями.

В результате, спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья» прошёл на очень высоком уровне. Родители вместе с педагогами выступили в роли полноправных партнеров, объединившись с детьми, для участия в различных эстафетах. Все 100% родителей поддержали своих детей.

Огромное удовольствие и заряд положительных эмоций получили и воспитанники, и родители, продемонстрировав в играх-соревнованиях свою ловкость, выносливость, быстроту, умение действовать по правилам.

Родители проверили свои возможности и вспомнили о необходимости занятий спортом всей семьёй.

Активное участие в спортивном празднике «Папа, мама, я - спортивная семья», приняли и родители воспитанников средней группы, под руководством воспитателя Маклакова Л.П. Это были их первые семейные эстафеты полезные для всех!

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="">

В октябре 2013 года первая квалификационная категория присвоена педагогу-психологу Блиновой А.М.
В 2012 году получили рецензии по авторским программам «Волшебное путешествие» и «Страна эмоций» педагог-психолог Блинова А.М. , по программе «Здоровый малыш» воспитатель Колесникова И.С.

В 2012 году методическое пособие «Познавательное развитие детей 5-7 лет, автор Блинова Г.М., рекомендовано как основное в методических пособиях «Конструктор образовательной программы детского сада» и методическом пособии «Рекомендации к составлению основной общеобразовательной программы ДОУ», для работы с дошкольниками в соответствии с ФГТ. ТЦ «Сфера» Москва 2011, 2012.

В 2013 году получила рецензию Клюевой Т.Н. по авторской программе «Интеллектуальное развитие дошкольников с ОНР» учитель-логопед Ульрих Н.Ф.

В электронном журнале СИПКРО размещены статьи по опыту работы с детьми и педагогами учителя-логопеда Ульрих Н.Ф., педагога-психолога Блиновой А.М., старшего воспитателя Блиновой Г.М.
В электронном журнале ТИМО ЦРО г.о. Самара размещен опыт работы с детьми воспитателя Колесниковой И.С., Гречишниковой С.С., Паниной И.Б., Анучкиной О.А., старшего воспитателя Блиновой Г.М., инструктора по физической культуре Грищенко Н.В., учителя-логопеда Ульрих Н.Ф., педагога-психолога Блиновой А.М.

Материалы спортивного праздника «Масленица», автор инструктор по физвоспитанию Грищенко Н.В., размещены на сайте «Планета Детства» (сертификат № 4071)

Педагоги МБДОУ ЦРР детского сада № 462 принимали активное участие в мероприятиях районного, городского и Российского уровня по распространению своего педагогического опыта

19—20 сентября 2012 года состоялся педагогический форум педагогических работников Кировского района. Педагог-психолог нашего ДОУ Блинова А.М. представила презентацию опыта работы с детьми на тему «Психологические аспекты решения задач социально-личностного развития ребенка».

С 9 по 11октября 2012 года в Центре развития образования г.о. Самара прошёл городской педагогический марафон. На секции «Опыт работы педагогов ДОУ по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста с сообщением « Социально-личностное развитие дошкольников средствами сказкотерапии» выступила педагог-психолог нашего ДОУ Блинова А.М.

С 29 октября по 10 декабря 2012 г. на базе нашего ДОУ ЦРО г.о. Самара организованы курсы для воспитателей «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в рамках реализации федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, на которых старший воспитатель Блинова Г.М. поделилась опытом работы с детьми по познавательно-речевому направлению в соответствии с ФГТ.

7 декабря 2012 года на методическом объединении для воспитателей Кировского района, Мезинова Е.Ю. делилась опытом работы по организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности в соответствии с ФГТ.

С 19-22 марта 2013 года в ЦРО городского округа Самара на городской конференции «Политехнологичность современной образовательной среды как условие реализации ФГОС» опытом работы на тему: «Социальное партнёрство — условие развития современного ДОУ» поделилась старший воспитатель Блинова Г.М.

27 марта 2013 года воспитатели Мокроусова З.П. и Шейко Е.В. выступили на районном семинаре «Содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению образовательной области «Безопасность» с презентацией опыта работы с детьми.

9 апреля 2013 года на районном семинаре «Реализуем ФГТ» представили свой опыт работы с детьми инструкторы по физвоспитанию Астанина Т.А. и Грищенко Н.В.

В апреле 2013 года подведены итоги районного конкурса педагогических проектов «Реализуем ФГТ», воспитатель Колесникова И.С. вошла в число победителей, получив 3 место в номинации «Методический проект для детей».

22 апреля 2013 года учитель-логопед нашего ДОУ Ульрих Н.Ф. представили свой опыт работы на районном семинаре «Организация логопедической работы в рамках ФГТ»

15 мая 2013 года на городском семинаре «Организация и проведение мониторинга в ДОУ», организованного для старших воспитателей, выступила учитель-логопед нашего ДОУ Ульрих Н.Ф., с презентацией на тему: «Особенности мониторинга речевого развития дошкольников».

21 мая 2013 года инструктор по физическому воспитанию Грищенко Н.В. представила презентацию своего опыта работы на городском педагогическом марафоне. Рассказала педагогам, как обучает дошкольников плаванию с элементами аквааэробики.

23 мая 2013 года на базе нашего ДОУ состоялся городской педагогический марафон на тему: «Дошкольное образование: новые требования и пути их решения», секция «Реализация коррекционной работы в рамках ФГТ». Мастер-класс по коррекционной работе с детьми провела педагог-психолог нашего ДОУ Блинова А.М., она поделилась опытом развития эмоционально-личностной сферы детей.
Кроме всего изложенного выше педагоги подготовили детей к участию во многих конкурсах.

В ноябре 2013 года воспитатель Анучкина О.А. представила свой опыт работы по формированию педагогической культуры родителей на международной конференции, которая проходила в СИПКРО.
За весомый вклад в реализацию духовно-нравственной программы в рамках выставки-форума «Самара Православная», наше дошкольное учреждение награждено Благодарственным письмом и Почетной грамотой.

Администрация и педагогический коллектив нашего ДОУ, в сентябре 2013 года награжден Благодаственным письмом Центра развития образования г.о. Самара, за эффективную методическую работу по повышению творческого мастерства педагогов района, внедрение в образовательный процесс новых технологий, форм и методов обучения.

Благодарственные письма коллектив и организаторы мероприятий получили в октябре 2013 года от Детского Епархиального образовательного центра «Воскресение» за сотрудничество в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей.

Педагогическая гостиная — 2013

11 декабря 2013 года в ДОУ состоялась педагогическая гостиная для педагогов Кировского района, где был представлен опыт работы с нашими воспитанниками, по нравственно-патриотическому воспитанию.
Педагоги рассказали о инновационных формах работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС.

Старший воспитатель Блинова Г.М. представила презентации « Социально-нравственное воспитание в свете современных требований российского образования» и «Воспитание социально-активных и творческих граждан своей страны через социальное партнёрство с учреждениями образования», воспитатель Гречишникова С.С. поделилась опытом работы по созданию презентации для детей на тему «О большой и малой Родине».

Мультимедийную презентацию по ознакомлению с правами детей через сказки, представила воспитатель Панина И.Б.

Опытом работы со своими воспитанниками по приобщению к русской народной культуре и сотрудничестве с семьями воспитанников, делились воспитатели Анучкина О.А., Панина И.Б. и музыкальный руководитель Красильникова Ю.Е.

Педагог-психолог Блинова А.М. представила презентацию «Психологический аспект нравственного воспитания дошкольников», рассказала о работе с дошкольниками по авторской программе «Волшебное путешествие».

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувст и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского языка.

Опыт работы с воспитанниками показал, что произведения детской художественной литературы, театрализованная деятельность благотворно влияют на эмоциональное развитие, обогащают новыми впечатлениями, способствуют познавательному развитию, нравственно-эстетическому воспитанию, доставляют детям радость и удовольствие, способствуя радостному проживанию детства, что предусматривает ФГОС ДО.

Описание опыта работы воспитателя

МБДОУ «Детский сад № 3» г. Бийска

Мезенцевой Натальи Анатольевны

В своей деятельности по реализации основной общеобразовательной программы по всем направлениям развития детей в каждый возрастной период, добилась стабильных положительных показателей освоения воспитанниками основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Результаты педагогического мониторинга достижения детьми планируемых и итоговых результатов освоения Образовательной программы за два учебных года подтверждают положительную динамику развития физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. В 2012 - 2013 учебном году данные качества сформированы на высоком (достаточном) уровне у 35% детей средней группы; в 2013 - 2014 учебном году у 65% детей старшей группы, что свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предметно-пространственную среду организую в соответствии с федеральным государственным стандартом и требованиями к созданию предметной развивающей среды, обеспечивая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области используются детьми и в ходе реализации других областей. В группе создала игровую и учебную зоны. Обогатила и расширила познавательно-речевую, здоровьесберегающую, игровую среду через создание центров: речевой, математический, центр изодеятельности, театральный и музыкальный, физкультурный, центр художественной литературы, оборудовала мини - лабораторию по опытно - экспериментальной деятельности и т.д. Наполнила их материалами и оборудованием, которые создают оптимально насыщенную целостную, многофункциональную трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной, деятельности, но и при проведении режимных моментов. Обеспечиваю детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых их физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

Направления моей деятельности реализуются через применение педагогических технологий, основными являются:

Личностно-ориентированная технология реализуется через психологическую поддержку, организацию воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностно-ориентированное взаимодействие является основой для всех последующих технологий и способствует формированию всех интегративных качеств портрета выпускника детского сада;

Здоровьесберегающая технология реализуется через организацию динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, занятия по ОЗОЖ, и др.

Здоровьесберегающая технология способствует формированию положительного социально-психологического климата в группе детей, может использоваться в ходе непосредственно образовательной деятельности и самостоятельно как совместная деятельность педагога и детей;

Игровая технология реализуется через такие методы как: игры с правилами, подвижные игры, игры - драматизации, сюжетно - ролевые игры, режиссерские игры, сказкотерапия, создание проблемных ситуаций с элементами самооценки.

Игровая технология требует правильной организации пространства, предварительной работы с детьми на начальном этапе реализации, набора психолого-педагогических методов и приемов;

4. Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка;

5. Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) использую для повышения эффективности образовательного процесса.

Методическая тема: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования».

В свете последних изменений в образовании пересмотрела содержание работы по данной проблеме.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром, становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности. Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании, раскрывающая сущность исследовательской активности, ее структуру и педагогические основы, обеспечивающие динамику ее становления в образовательном процессе современного дошкольного учреждения. Данный факт ощутимо затрудняет реализацию возрастного потенциала исследовательской активности дошкольника. Это подтверждается анализом практики, который показывает, что далеко не всегда в детском экспериментировании наблюдается нарастание исследовательской активности и стремления ребенка переходить к решению более сложных, интересных задач. Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях «зон экспериментирования», детское экспериментирование носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень исследовательской активности.

В результате развивающие возможности детского экспериментирования остаются нереализованными в практике дошкольного образовательного учреждения. Фактически не получила достаточного отражения значимая проблема взаимодействия детского сада и семьи в развитии экспериментирования и исследовательской активности на ступени старшего дошкольного возраста. Все это свидетельствует о том, что вопросы эффективного использования экспериментирования как педагогического средства развития исследовательской активности старших дошкольников до настоящего времени не решены в полной мере.

Наблюдается противоречие между потребностью в формировании исследовательской активности старших дошкольников в реальной практике дошкольного образования и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса развития исследовательской активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования.

Недостаточная разработка проблемы развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора методической темы.

Результативность работы по методической теме:

Организовала:

обогащенную предметно-развивающую среду, направленную на развитие самостоятельного экспериментирования, соответствующую принципам комфортности, вариативности, функциональности, учета интересов и предпочтений дошкольников.

По данной проблеме мной разработан учебно-методический комплект, который включает в себя:

перспективно - тематическое планирование по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования; практические указания по организации поисково - познавательной деятельности; серия экспериментов с объектами неживой природы.

Изготовила:

«исследовательский фартук» и карточки. Эти несложные приспособления позволяют руководить исследовательской работой ребенка; таблицы с алгоритмами выполнения исследований; журнал исследований, дневников наблюдений для фиксации результатов опытов и экспериментов.

Оформила:

Картотеку научных игр для дошкольников; Картотека опытов и экспериментов.

Пропагандирую данную работу среди родителей:

Наглядная информация в родительском уголке. Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Рекомендации: «Проведите с детьми дома».

Совместный досуг «Клуб открытий» родители, воспитатели и дети демонстрируют опыты, решают проблемные задачи.

Руководствуясь принципом последовательности в образовательном процессе, определила этапы усложнения поисково-познавательной деятельности дошкольников.

Объектом детского экспериментирования стали следующие темы:

«Что у нас под ногами?»; «Волшебница вода»; «Воздух-невидимка» «Волшебное электричество»; «Чудесное притяжение»; «Волшебство света и цвета».

Во время совместного экспериментирования с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем вместе со всеми детьми обсуждали их работы.

Опытом своей работы по данной теме неоднократно делилась перед педагогами МБДОУ д/с № 3, города, области, страны:

На методической выставке «Формирование готовности субъектов образования к переходу на ФГОС» в образовательном округе «Бийский», на Всероссийской НПК выступала с докладом. Опубликовала научно-методические работы в сборнике материалов II Международной заочной научно-практической конференции. Методические разработки на образовательном портале педагогов «Сетевой портал работников образования»-/http://nsportal.ru/lopatina-natalya-anatolevna/.

Я и мои воспитанники принимаем участие в различных конкурсах, выставках, проводимых на уровне МБДОУ д\с № 3, а также на муниципальном, региональном, федеральном уровнях:

городского «Умники и умницы». «Конкурс рисунков, посвященный ЗОЖ». «Конференция детей дошкольного возраста «Знатоки природы». Всероссийского конкурса исследовательских проектов и творческих работ «Мы наследники наукограда». «Я - исследователь» в номинации «Естествознание». Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и творческих проектов «Дети войны». Всероссийского конкурса декоративно-прикладного искусства «Талантоха». Являюсь лауреатом Всероссийского конкурса «Педагогические инновации» в номинации «Ребенок в высокотехнологичном обществе». Лауреат VII Всероссийского творческого конкурса в номинации «Педагогические проекты». Победитель городского конкурса «Весна Победы» в номинации «Лучшая методическая разработка конспектов НОД» Участник городского конкурса среди педагогов «Волшебница игра!». Победитель в номинации «Сердце отдаю детям» городского конкурса «Воспитатель года».

Награждена Почетной грамотой за многолетний добросовестный труд, достижение высоких результатов, преданность профессии, профессионализм.

Принимаю активное участие в жизни МБДОУ д\с № 3 и являюсь председателем профсоюзной организации ДОУ.

Спасибо за внимание!

Все мы родом из детства. И, от того каким оно будет, зависит будущее человека. Сможет ли он стать личностью, реализоваться в жизни, получать радость и дарить её другим людям… Важно, чтобы в эти такие короткие, но определяющие годы рядом были мудрые, любящие взрослые. Одними из них являются воспитатели в детском саду.

В моем профессиональном развитии и становлении большую роль сыграл педагогический коллектив МБДОУ БГО Детский сад № 1комбинированного вида под руководством Т. П. Первушиной, где в атмосфере творчества и профессионального долга продолжается рост моего педагогического мастерства.

Сегодня обществу нужен педагог - компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности; педагог, владеющий педагогическим мастерством. На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности.

Детский сад, в котором я работаю, - стабильно функционирующий, развивающийся, работающий в поисковом режиме. Я выделила для себя актуальную проблему социальной зрелости дошкольников: детское дошкольное учреждение должно стать школой социального действия, в которой в ежедневной совместной работе детей и взрослых развиваются любознательность, воображение, коммуникативные умения. По моему мнению, основная задача воспитания и обучения детей состоит в физическом и интеллектуальном развитии детей и содержание обучения должно максимально предусматривать физическое, нравственное, эстетическое, эмоциональное и трудовое воспитание дошкольников. Но достичь всего этого можно только тогда, когда дети здоровы.

Мой каждый рабочий день начинается с утренней гимнастики с детьми. Регулярно на каждом занятии провожу физкультминутки, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, игры разной подвижности, обращаю внимание на правильную осанку детей. Различные спортивные соревнования, эстафеты, подвижные игры на свежем воздухе, ежедневные прогулки, экскурсии - это направления для укрепления здоровья, развития физических качеств. Недаром в народе говорят: «В здоровом теле - здоровый дух», а у ребенка со «здоровым духом» и познавательные способности, и знания, и умения будут высокими.

Главной целью в своей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Предпочтение отдаю игре, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном периоде. Решение этой проблемы я осуществляю на основе внедренных в практику инновационных педагогических программ и технологий: «Играя учимся говорить» Р. К. Шаеховай, «Пособие для педагогов ДОУ Г. С. Швайко. На занятиях я помогаю детям в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность через игру. В каждом моем занятии главенствует дух «открытия» (ничего не сообщаю детям в готовом виде) ; при подготовке и проведении занятий предусматриваю вариативность ответов детей; не принимаю ответы детей без обоснования. При этом не оставляю без внимания ни одного ответа, учу детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину. При организации режима пребывания детей в детском саду непосредственная образовательная деятельность не является преобладающей формой организации обучения. В течение дня предусматриваю сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированную деятельность, свободного времени и отдыха детей. Использую в работе нестандартные формы организации занятий и инновационные технологии: занятия - путешествия, театрализованные, сюжетные, интегрированные занятия, которые строятся с учетом дифференцированного и индивидуального подхода к детям. Большое внимание уделяю нравственным проблемам, воспитанию в детях таких общечеловеческих ценностей, как доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие.

Я уверена, что каждый человек, даже самый маленький, - творец. Развитие детского творчества играет важную роль в становлении полноценной личности, в выявлении способностей ребёнка, удовлетворении его потребностей в самовыражении. И потому, в своей многоплановой работе с детьми, я уделяю большое внимание продуктивным видам деятельности. Мои воспитанники очень любят рисовать, делать аппликации, конструировать. Я стараюсь учить детей не механическому копированию предметов, а пытаюсь дать им почувствовать радость творчества, возможность выразить в рисунках, поделках свои впечатления, своё отношение к тому или иному предмету или явлению. Для заинтересованности детей использую разные сюжеты и музыкальные образы, красочные рисунки, схемы, карточки с фигурами игровых персонажей, ИКТ.

На мой взгляд, наша цель не только в том, чтобы дать знания умения и навыки, а научить детей лучше понимать процесс жизни, уметь ориентироваться в ней и быть способным найти свое индивидуальное место. Главную же свою человеческую задачу вижу в том, чтобы помочь ребенку стать свободной, интеллектуальной, творческой и ответственной личностью, умеющий найти свое место в современном мире, ведь первые задатки для этого закладываем мы - воспитатели. Чем больше ребенок развивается через творчество, чем больше он впитывает, и начинает ощущать все богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Мое педагогическое кредо - большинство детей талантливы, творческими способностями наделен каждый. Творчеству во всем, как любой деятельности можно учиться и развивать. Для этого нужно изучить каждого ребенка, определить его талант и уровень его развития в той или иной области образовательного процесса. В этом мне помогает диагностическая работа, которая имеет прогностический характер, то есть помогает выявить перспективные линии развития дошкольника, а так же профилактический характер поскольку позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка. Полученные мониторинговые данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных, образовательных потребностей каждого воспитанника группы.

В моей группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи. Положительно зарекомендовали такие формы работы, как "Дни открытых дверей", веб консультации, совместные исследовательские творческие проекты, спортивные, экологические и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, пеших походах. Вместе с детьми посещают выставки в краеведческом музее. Они оказывают помощь в оформлении уголков природы, интерьера групп, в пошиве костюмов к фестивалям, в благоустройстве и озеленении территории детского сада.

Особую роль я уделяю наглядно-информационному направлению, которое включает в себя: родительские уголки, папки-передвижки, библиотека, выставки: "Из жизни группы", "Букет для мамочки моей", "Умелые руки мамы", "Мой папа самый, самый. ", "Виды транспорта", "Домашние животные", "Конкурс осенних букетов", "Конкурс новогодних игрушек". Активное участие родителей говорит о том, что эти формы работ являются востребованными и дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

Постоянно повышаю уровень знаний путём изучения литературы, через курсов повышения квалификации, семинаров, самообразование. Продуктивно работаю в составе творческих групп в разработке дидактических и методических материалов. Разработала свою рабочую программу. Имею сертификаты за публикацию статей в международном электронном журнале Предметник», « Педагогическое мастерство», « Академия дошкольного образования». Свидетельство о создании в социальной сети работников образования свой персональный блог, сертификат о создании своего электронного портфолио на сайте работников образования. Награждена почетной грамотой за значительные успехи в совершенствовании учебно - воспитательного процесса, плодотворный труд в системе образования Борисоглебского городского округа.

При организации взаимодействия с детьми, стремлюсь к проявлению методического мастерства в своей деятельности. Мои воспитанники занимают призовые места на различных конкурсах.

В заключение хочу сказать, одна из самых важных профессий-это профессия воспитателя, любящего детей, прекрасно знающего свое дело и ясно представляющего себе, что любые потери в развитии ребенка дошкольного возраста невосполнимы.