В 1862 году В.Г. Перов пансионером от Академии художеств уехал в Париж, где совершенствовал свое мастерство и, как он сам пишет, "продвинулся в технической стороне". В то время многие русские художники, находившиеся за границей, обращались к жанровым сценам, напоминавшим русскую действительность. В.Г. Перов работал тогда над композициями "Праздник в окрестностях Парижа", "Шарманщица", "Дети-сироты" и другими. Но он не выдерживает положенного ему срока и просит Академию художеств разрешить ему вернуться на родину: "Написать картину совершенно невозможно, не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера; не зная типов народных, что составляет основу жанра".

Творческая деятельность В.Г. Перова была тесно связана с Москвой: здесь он получил образование, а потом жил и работал в этом городе. Целые поколения художников воспитывались на полотнах этого мастера. Подобно лучшим представителям русской литературы, В.Г. Перов посвятил весь свой талант и все свое мастерство защите угнетенных и обездоленных, наверное, потому официальные власти и не жаловали его при жизни. И даже на посмертной выставке художника ни императорский Эрмитаж, ни императорская Академия художеств под предлогом "нет денег" не приобрели ни одной его картины16. Официальная Россия не могла простить великому художнику-реалисту его вольнодумства и открытого сочувствия простому народу.

Картина "Приезд гувернантки в купеческий дом", наряду со знаменитой "Тройкой", "Проводами покойника" и другими полотнами, тоже рисует тяжелое положение людей, вынужденных путем наемной работы сплошь и рядом становиться в унизительное положение. В 1860-е годы Россия превращалась в капиталистическую страну, и новый хозяин жизни - купец, фабрикант, разбогатевший крестьянин - становился рядом с прежним хозяином-помещиком, стремясь урвать свою долю власти над угнетенным русским народом.
Передовая русская литература чутко отметила появление нового хищника, верно разглядела его повадки, его беспощадную алчность и духовную ограниченность. Яркие образы представителей "новой русской" буржуазии - всех этих Деруновых, Колупаевых, Разуваевых - создал великий сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин. В те же годы А.Н. Островский обличал в своих пьесах самодурство российских "хозяев жизни". Вслед за прогрессивными писателями В.Г. Перов обратил свое художественное оружие против поднимающейся буржуазии.

В 1865 году в поисках натуры для задуманного произведения художник отправился на знаменитую нижегородскую ярмарку, куда ежегодно съезжались купцы со всех городов России. Здесь происходили торги, заключались контракты и сделки, здесь торговало и пировало российское купечество.

Гуляя по волжской пристани, прохаживаясь по Гостиному двору, посещая лавки и караваны купеческих судов на Волге, засиживаясь в трактирах, где за пузатым самоваром вершили свои торговые дела купцы, В. Перов пристально всматривался в облик новых властителей жизни. И через год на выставке в Академии художеств появилась его картина "Приезд гувернантки в купеческий дом", за которую он получил звание академика.

Все в этой картине выглядит необычно: чистая, светлая комната с кружевными портьерами, золотые звездочки на обоях, гирлянды зелени, полированная мебель, портрет одного из представителей рода. Но у зрителя сразу же возникает ощущение, что; это всего лишь фасад, декорация, а истинная жизнь дома напоминает о себе темными проемами дверей и сгрудившимися в них людьми. В центре общего внимания - молодая девушка, скромно, но со вкусом одетая в темно-коричневое платье и капор с голубой шелковой ленточкой. В руках у нее ридикюль, и она вынимает из него аттестат на звание домашней учительницы. Ее стройная, у чуть склоненная фигура, обрисованный тонкой линией изящный,; профиль нежного лица - все находится в разительном контрасте с очертаниями приземистых фигур купеческого семейства, на лицах которых отразились и любопытство, и удивление, и подозрительная недоброжелательность, и цинично-самодовольная усмешка.
Вся купеческая семья высыпала навстречу бедной гувернантке. "Сам" так торопился встретиться с будущей воспитательницей своих чад, что даже не потрудился одеться поприличнее: как был в домашнем малиновом халате, так и вышел в переднюю. "Моему нраву не препятствуй" - читается во всей его самодовольной фигуре. Широко расставив ноги, тучный хозяин нагло рассматривает девушку - как товар, добротность которого он желает определить. Что-то бычье есть во всем его облике, бесконечное самодовольство разлито по всей его тучной фигуре и выражено в заспанных, бессмысленно устремленных на девушку глазах. Что за тип купеческий сынок, нетрудно догадаться по его развязной позе и наглому выражению лица. Цинично разглядывает воспитательницу этот будущий "трактирный кутила" и ловелас. За спиной купца столпились его жена и дочери. Тучная купчиха высокомерно и враждебно смотрит на юную гувернантку, а купеческие дочки посматривают на молодую девушку с каким-то бессмысленным испугом.

Тяжело придется в этом семействе интеллигентной, образованной девушке, и немного нужно прозорливости зрителю, чтобы догадаться: промаявшись какое-то время с купеческими чадами, сбежит она от них, куда глаза глядят.

Полотно "Приезд гувернантки в купеческий дом" было типичной картиной для 1860-х годов, и не только в творчестве В.Г. Перова. Небольшого размера, с четко выявленным сюжетом, взятым из жизни со всеми ее обыденными подглядывающими и подслушивающими подробностями, эта картина была чрезвычайно характерной для живописи тех лет. В те же годы появляются работы А. Юшанова "Проводы начальника" и Н. Неврева "Торг". В.Г. Перов не только сам формировал реализм в живописи, но и формировался им, впитывал многое из художественных достижений современников, но силой своего таланта поднимал эти достижения на более высокий социальный и эстетический уровень
В федотовском "Сватовстве майора" купец еще заискивал перед дворянством, и самым заветным его желанием было породниться с офицером в густых эполетах. В картине П. Федотова купец изображен в позе еще почтительного смущения. Он торопливо напяливает на себя непривычный для себя парадный сюртук, чтобы достойно встретить важного гостя. У В. Перова купец и все его домочадцы ощущают себя куда более значительными людьми, чем интеллигентная девушка, поступающая к ним на службу.

Унижение человеческого достоинства, столкновение душевной тонкости и сытого мещанства, попытка купца "склонить гордость" раскрываются у В. Перова с такой полнотой сочувствия и презрения, что и сегодня (спустя почти 150 лет) мы принимаем все близко к сердцу, как и первые зрители картины.

"Приезд гувернантки" часто ругали за сухость колорита, и даже А.А. Федоров-Давыдов отмечал: "Одна из острейших по тематике, впечатляющих картин В. Перова, эта последняя, неприятна в живописном отношении... Тона этой картины неприятно режут лаза". А ведь здесь художник поразил зрителя своей цветистой Изысканностью: черное и лиловое, желтое и розовое - все цвета сияют в полную силу. Следует только приглядеться, как колористически выделана центральная группа, как мягко, но определенно по цвету взяты фигуры второго плана.

В.Г. Перов умер в возрасте сорока восьми лет. Он был человеком чуткой души и большого ума, и В.И. Немирович-Данченко написал стихотворение "Памяти Василия Григорьевича Перова":

Ты не был никогда ремесленником жадным,
Презренным торгашом...
На гордое чело
Своекорыстие покровом безотрадным
Позорной тению ни разу не легло.
И не служил, как раб, ты прихотливой моде...

Описание картины Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом»

Невозможно не отметить, что Перов хорошо владел техникой написания портретов.
Каждая деталь картины - это целая тема для обсуждения, каждый персонаж - открытая книга, которую можно прочитать до конца, поняв все стороны характера.
Вот и данная картина мне понравилась тем, что психологически тонко замечены все детали.

Собрались люди, всем интересно посмотреть на нового человека, который будет жить в этом доме.
Эта девушка нанимается гувернанткой в купеческий дом для самой младшей из дочерей.
Ей страшно перед неизвестным будущим, она в отчаянии, что пришлось решиться на этот шаг.
Но никто не думает о состоянии будущей прислуги, которое явно доводит ее до слез.
Напротив, ее осматривают, как товар на рынке.
Как такое отношение может не пугать ее, и не вселять в ее сердце волнение?

Самым грозным персонажем на картине является хозяин дома.
Его властный внешний вид, цепкий, недобрый взгляд, страшат молодую девушку.
Одной своей позой, он хочет «задавить» любое свободомыслие в прислуге.
Старшие дочери, выглядывающие из-за его плеча, уже переняли привычку отца видеть в людях низшее существо.
И теперь с презрением разглядывают новоприбывшую.
Даже секретарь купца, роль которого немногим выше того положения, которое отведено гувернантке, и тот со смехом и издевкой посматривает на девушку.

Может быть, молодая особа получит поддержку от челяди? Нет, я не увидел на лицах прислуги и намека на жалость и симпатию.
На их лицах насмешки, они глумятся над небольшим багажом, над унижениями неопытной девушки, над скромным ее внешним видом.
Но, на картине все же есть человек, который рад приезду гувернантки.
Это младшая дочь купца.
Она освещена восторгом и любопытством.
Художник подарил ей одной светлое платье и ясное лицо.
И только этот лучик надежды сможет согреть сердце перепуганной гувернантки.

Мне нравится, что Перов попытался передать даже историю дома.
На стенах просторной комнаты нет привычных для того времени икон, вместо этого висит портрет, видно отца или деда купца, к которому он питает уважение.
Прочная мебель, простое убранство.
Все это показывает современную семью с новаторскими взглядами и понятным укладом жизни.
Такое дополнительное знакомство с семейством помогает лучше понять его взгляды.

Тематика картины соответствует критическому и высмеивающему стилю работ Василия Перова, который одним из первых заострил внимание на бесправности простых людей его времени. Художник смело отражал правду в своих живописных полотнах, высмеивая подобные, безнравственные сцены, и тому подтверждение, очередная картина Приезд гувернантки в купеческий дом, написанная художником в 1866 году.

Художник часто наблюдал, когда людей покупают и продают, как товар или даже банально проигрывают в карты. На картине представлена купеческая семья, самодовольно разглядывая девушку гувернантку пришедшую на службу, соответственно не по своей воле и как бывало в совершенно чужую семью, где отсутствует благородство и понимание и какое либо приличие.

Упитанный купец, он же глава семейства одетый всего лишь в домашнем халате, широко расставив ноги, надменно оценивает скромно наклонившую голову гувернантки держащую в руках свой необходимый скарб.

За спиной хозяина дома с недоверием выглядывает строптивая упитанная жена с желанием высказать различные каверзные вопросы, с непонятным и неожиданным испугом смотрят на вновь прибывшую избалованные купеческие дочки.

Купеческий сын обхватившись руками за спиной до не приличия с ухмылкой поглядывает на девушку, ожидая суровый и приказной разговор отца, то есть главы семейства с прибывшей в их дом гувернанткой.

Дальнейшую непростую судьбу новоиспеченной гувернантки, как видно предвидят и понимают нанятые в прислугу людишки, с заискивающим интересом они выглядывают из за двери в ожидании привычных шаблонных фраз и указаний.

Картина Приезд гувернантки в купеческий дом, отражает непростые нравы и уклад жизни того времени, где присутствует невежество и не красящая людей малообразованность. Разговор семьи купца с новой гувернанткой, как мы видим по изображенным типажам героев картины, довольно таки понятен и предположительно будет короток, строг и соответственно унизителен, с обязательным исполнением всех прихотей главы семейства и его семьи. Молодая и бесправная девушка в безвыходном положении, она понимает, что здесь ей будет нелегко, и ей придется терпеть разные не справедливые выходки этих не благородных личностей.

Сюжет до безобразия тосклив и печален, но это правда того времени и похожие сцены 60 - х годов 19 века можно было видеть во многих семьях подобного типа. Картина очень близка духу известного писателя Гоголя, сюжеты которых часто описывал в своих рассказах.

Сегодня картина Приезд гувернантки в купеческий дом находится в Москве в Третьяковской галерее, ее размер 44 на 53 см, написана она на деревянной основе.

Картина «Приезд гувернантки в купеческий дом» была написана В. Г. Перовым маслом на холсте в 1866 году. Данное полотно является одним из самых известных произведений художника, имеющих сатирическую направленность.

Каждая деталь данной картины скрывает в себе глубокий смысл. Особую роль мастер придаёт выражению лиц и жестикуляции изображённых героев. Владея глубокими знаниями человеческой психологии и удивительным умением зарисовки портретов, художник всегда создаёт невероятно живую, динамичную композицию, которая говорит сама за себя.

На картине изображена стоящая спиной к зрителю молодая девушка, опрятно одетая в пышное красное платье. Осмотрев новую обстановку, где ей придётся жить и работать, увидев своего нового хозяина-самодура и его гордых, зазнавшихся дочерей, она стоит со склонённой головой, опечаленная своей нелёгкой участью.

Судя по искренне радостному выражению лица девочки в розовом платье, гувернантку пригласили именно для неё. Другие же, старшие дочери хозяина, с пренебрежением и с долей любопытства смотрят на нового человека, пытаясь оценить девушку взглядом. Слева из-за открытой двери выглядывает прислуга и также с большим любопытством смотрит на новую гувернантку.

Сцена, изображённая на картине Перовым, происходит в большой просторной комнате, в которой из мебели видны только тяжёлые массивные стулья, а стены украшены не иконами, как это обычно принято в христианских домах, а портретом бородатого старика, который, вероятно, является предком купца.

Отдельно стоит уделить снимание суровому, оценивающему взгляду хозяина, и расположению его рук. Такая поза сразу даёт понять интеллигентной девушке, что в этом доме к ней снисхождения не будет.

Помимо описания картины В. Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

19 век…бурный, стремительный, противоречивый. Отмена крепостного права в 1861 году вывела Россию на путь капиталистического развития. Россия, словно поезд, мчится вперёд, к новой жизни.

Крестьяне, хотя и освобождены, но по-прежнему ограблены и бесправны, влачат нищенское существование в нужде и горе.
Теперь уже новые хищники: фабрикант, купец и зажиточный крестьянин, наряду с помещиком - алчные и ненасытные, рвутся к власти над простым русским народом…

Новые «хозяева жизни» страдают бездушием и ограниченностью, цинизмом и беспощадностью – всё пущено в ход, лишь бы унизить, задавить русский народ, подчинить себе. Против угнетения боролись многие выдающиеся деятели искусства второй половины 19 века, в том числе и Василий Григорьевич Перов.

Талантливый художник, имя которого стоит в одном ряду с И. Репиным, В.Суриковым, В.Саврасовым, обвинялся в вольнодумстве, сочувствии к угнетённым людям, поэтому его при жизни не жаловали власти. И всё – таки, несмотря ни на что, его талант был признан и по достоинству оценён.

За свою жизнь Василий Перов сумел создать много картин, и в каждой из них протест и борьба против угнетения и бесправия народа. Возьмём хотя бы «Приезд гувернантки в купеческий дом», картина с детства знакома и любима, но каждый раз внимательно рассматриваю её, как будто вижу впервые.

Добротный купеческий дом, большой зал, заполненный светом: нежные обои с блестящими звёздами, светлые ажурные шёлковые занавеси в проёме, увитом гирляндами зелени, лакированные стулья – всё красиво. Так почему же эта красота кажется призрачной? А потому что светло только в этом зале, за которым пугающая темнота. Распахнута дверь в тёмный коридор, из которого на молодую девушку с испугом и интересом смотрят слуги. Они пытаются понять: кто она?

Изящно, со вкусом одетая, хотя её наряды весьма скромны: коричневое платье с белым воротничком и манжетами, капор и голубая ленточка – вот и весь изыск. Тоненькая и хрупкая, словно стебелёк, она предстала перед купеческой семьёй. Нежный профиль лица и тонкие руки, выписаны художником с особым чувством.
Девушка достаёт из сумочки документы, которые дают ей право стать учительницей, если на то последует согласие хозяина.

Сейчас она вся, как будто под прицелом, её оценивают сразу несколько пар глаз, решается её судьба…
Хозяин дома и глава семейства так торопился на встречу с молодой особой, что позволил себе выйти в бархатном халате. А впрочем, торопился ли? А может, не счёл нужным одеться, как полагается, дескать, невелика персона, не стоит того, чтобы для неё…

Пожалуй, эта версия более реальная, именно её подтверждает и поза хозяина. Он стоит перед молодой девушкой, выпятив вперёд живот – своё главное достоинство. Положение рук: левая упирается в бок, а правая придерживает полу халата - лишний раз подчёркивает его уверенность, перед нами хозяин. Именно от него зависит исход этой встречи. Чувствуя своё превосходство перед беззащитной девушкой, он рассматривает её оценивающим взглядом, как товар, как вещь, которую собирается купить.

Особенно хочется отметить, огромную работу великого мастера в поисках этого образа, как нелегко он ему дался. Присутствуя на ярмарках, где велись сделки, в кабаках и ресторациях, где отмечался их исход, Василий Перов изучал позы, жесты, взгляды купцов, ведущих торги, в огромном количестве делал зарисовки, прежде, чем нашёл тот единственный, самый удачный образ, который и разместил на картине.

Однако, вернёмся в купеческий дом. Вместе с хозяином на юную гостью с огромным интересом смотрят и другие члены его семьи. Во всём старается подражать отцу сын, стоящий по правую руку от него, взгляд его тоже оценивающий, но в нём больше цинизма и издевательства, как и в его позе тоже. Становится понятно, что положению девушки – гувернантки, если она будет принята в этот дом, не позавидуешь.

Хозяйка и её старшая дочь, что находятся за спиной главного человека в доме, с испугом смотрят на гостью. Для них она – явление из другого, неизвестного им мира. Эти женщины никогда не смогут её понять, она навсегда останется чужой, вот почему так испуганны их взгляды.

Но есть к гувернантке и искренний интерес восторженных детских глаз младшей купеческой дочери. Она уже поняла, что эта учительница здесь для того, чтобы заниматься с ней, её учить языкам и манерам, поэтому интерес огромен. Детское любопытство связано с чувством радости, которое девочка не может скрыть в силу своего возраста. Она мечтает, как можно скорее с ней познакомиться, гувернантка уже понравилась своей будущей воспитаннице.

Хочется надеяться, что всё так и будет. Однако, ощущение тревоги чувствуется во всём: светлое пространство зала ограничено двумя тёмными проёмами. Идёт борьба света и тьмы, цинизму противостоит нравственная чистота: кто кого?

И всё-таки, художник оставляет надежду на лучшее: гувернантка не одинока, как это кажется зрителю вначале, а значит, есть надежда на светлое будущее. Именно в этом заключается ещё один нравственный взлёт, очередная победа великого мастера, позволившая занять этой картине особое место в его творчестве, стать одной из самых любимых для зрителей.