Министерство образования и науки РФ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Новосибирский государственный педагогический университет"
Кафедра общей психологии и истории психологии

Специальность: 050706
Курс: 4
Отделение: очное


Цындра Александра Дмитриевна
Реферат
Понятие о группах. Виды групп.

Проверил:
Петровская Т.Ю.

Новосибирск 2011

Содержание

Введение………………………………………………………… ………………...3
Глава 1. Понятие социальных групп……………………………………….…..4
Глава 2. Виды групп…………………………………………………………….. 8
Глава 3. Динамика и развитие групп…………………………………………...13
Заключение…………………………………………………… ………………….16
Список литературы…………………………………………………… ………....17

Введение

В ходе человеческой деятельности, которая носит совместный характер, возникают определённые объединения людей. Эти объединения создаются для удовлетворения их потребностей и интересов. Группа социальная представляет собой относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности. В социальных группах отношения внутренне организуются, структурируются. Членство человека в группе определяет его статус и роли.
Современное общество демонстрирует великое многообразие социальных групп. Это многообразие прежде всего обусловлено разнообразием признаков, задач, для решения которых образовались эти группы. На основании этих признаков члены данной общности выделяют себя среди других, разделяя окружающих на "своих" и "других". Среди этих признаков можно назвать социальное положение людей, их место и функции в социально-экономической структуре общества, интересы и ценностные ориентации, профессиональные, имущественные, связанные с уровнем образования и местожительства критерии, способы участия людей в политике. Таким образом, социальные группы отличаются от общностей, в основе которых лежат разного рода биологические, биосоциальные, географические признаки и свойства индивидов (расовые, половые, возрастные, национальные, этнические, территориальные и т.п.).
Вся жизнь человека проходит в различных социальных группах: семье, школьном классе, производственном коллективе, дружеской компании и т. д. Человек не может не принадлежать к какой-либо группе в силу своей социальной сути.
В данной работе будут рассмотрены понятие и сущность социальных групп, их виды, динамика и развитие, а также причины объединения людей в группы.
Для этого мной будут рассмотрены труды ученых по данным вопросам.

Глава 1. Понятие социальных групп

Понятие группы - одно из основных в социальной психологии. На определенных этапах развития личности одной из ведущих была потребность в принадлежности к группе. В то же время в процессе развития групповой сплоченности группа вступает в конфликт с индивидуальностью, выступая для нее как тормозящий момент в развитии.
Изучая вопрос о роли группы в развитии личности, важно подчеркнуть, что на определенных этапах группа является необходимым условием развития личности. А. Маслоу и ряд других авторов подчеркивают, что в подростковом и юношеском возрасте потребность в принадлежности к группе - одна из ведущих в развитии личности.
Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп, человек, скажем, одновременно может заниматься туристской деятельностью, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и еще выполнять при этом функции матери или отца семейства. В каждой из групп человек занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволит им ожидать от него определенного поведения .
Человек может быть одновременно членом нескольких групп, и степень его участия в группе различна. Это свойство группы подчинять себе личность, "поглощать" ее. Такие группы, как ордена, некоторые политические группы, военные и пр., почти целиком поглощают личность членов, оставляя им очень малую личную сферу, либо подчиняют себе также и их роли, исполняемые в других группах. Но чаще всего принадлежность к группе охватывает только некоторые черты личности, и только определенный объем всей жизненной активности человека растрачивается в рамках одной группы.
Итак, группа - относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.
Обязательными элементами любой группы являются цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда.
Можно выделить несколько основных признаков социальной группы:
1) Наличие интегральных психологических характеристик, включающих общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, установки, которые формируются по мере развития группы.
Интегральные характеристики обусловливаются особым состоянием, возникающим при взаимодействии людей. Единодушие членов группы в значительной степени определяется общественным мнением.
Мнения конкретных людей могут существенно расходиться с общественным мнением. Социальный контроль существует в каждой группе, и он также обусловливает формирование и развитие интегральных психологических черт группы.
2) Наличие свойств группы как единого целого. Социальная группа имеет композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции, социальный контроль .
Композиция представляет собой совокупность свойств группы, важных качеств ее целостности. К ним могут относиться численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы. Структура группы рассматривается с позиции функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также на основе межличностных отношений в ней.
При анализе группы необходимо дать характеристику состояния формальных и неформальных отношений ее членов. Неформальные отношения определяются чувствами, которые участники взаимодействия испытывают друг к другу, а формальные - обязанностями и правами членов группы, обусловленными деятельностью и целью группы.
К групповым процессам относятся динамические, меняющиеся показатели группы. В группе важную роль играют психологические и организационные процессы сплочения: лидерство и руководство. Различаются уровни развития группы, например, стадии развития коллектива. Любые изменения в социальной группе, ее деятельность, общение, отношения членов группы - являются групповыми процессами. Третьим признаком социальной группы выступает способность людей к согласованным действиям. Это основной признак, поскольку именно единство обеспечивает необходимую общность действий членов группы. Степень согласованности действий зависит от уровня развития группы, социальной ситуации, лидера группы.
3) Осознание людьми принадлежности к группе, который лежит в основе самоопределения личности.
Важным признаком группы является наличие группового давления, которое заставляет человека строить свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Результатом такого давления может быть конформизм - осознанное внешнее согласие с мнением группы при внутреннем расхождении с ним. Конформизм как морально-политическое явление есть осознанное изменение собственных оценок под давлением мнения группы. Исследования американского психолога С. Аша показали, что три четверти людей хотя бы однажды показали конформизм, а его стабильное проявление наблюдалось в 37% случаев.
4) Установление определенных отношений между ее членами .

Причины вступления в группу:

    Потребность в помощи. По разным причинам люди считают неудобным обращаться за помощью к официальному руководству, чтобы посоветоваться, как им выполнять порученную работу (неуверенность в себе, страх критики и т.д.). В этих случаях они предпочитают получить помощь неофициальным путем от коллег.
    Потребность в защите. Возникает, когда подчиненные не доверяют руководству, или тогда, когда нужно скрыть ошибки свои или друзей, или когда работники не удовлетворены существующими условиями труда.
    Потребность в информации. Люди хотят знать обо всем, что происходит рядом с ними, особенно то, что касается их работы. В формальных организациях, как правило, не вся информация доходит до исполнителей, а иногда и намеренно скрывается. Поэтому, одной из важных причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальному каналу информации. Это, кроме того, связано с потребностью в психологической защите и принадлежности к группе.
    Потребность в тесном общении и симпатии . Люди склонны устанавливать более тесные контакты с теми, кто к ним ближе, чем с теми, кто на расстоянии. Кроме того, они хотят быть ближе к тем, кому симпатизируют, кто им нравится .
При глубоком изучении этого вопроса необходимо иметь в виду психологические и биологические факторы, на основе которых устанавливаются связи среди людей и приматов. Не вдаваясь в подробности, ограничимся лишь упоминанием том, что для многих видов обезьян (речь идет о самых высокоорганизованных приматах), а также людей, характерно стремление жить группами. Фактически группа является основным фактором, способствующим выживанию. Благодаря разделению ролей (наблюдателя, руководителя, защитника группы и др.) члены группы могут добывать пищу и защищаться от врагов более эффективно, чем действуя в одиночку.
Группа жизненно необходима для людей. Младенцы в течение длительного времени нуждаются в заботе взрослых. В это время они воспринимают некоторые навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь старше, они усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат. Социализация способствует их приспособлению к общественной жизни и сохранению группы даже после смерти кого-то из ее членов. Помимо социализации, группы осуществляют много других функций.
Многие группы образуются ради выполнения определенной работы. Эти инструментальные группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку. Бригада строителей, группа хирургов, поточная линия на производстве и футбольная команда создаются для достижения определенных целей.
Некоторые виды групп называются экспрессивными. Они имеют своей целью удовлетворить стремление членов групп к социальному одобрению; уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Примерами подобных групп могут служить компании друзей и подростков, которым нравится вместе играть, заниматься спортом или устраивать вечеринки. Однако нет четко выраженной границы между инструментальными и экспрессивными группами. Инструментальные часто выполняют экспрессивные функции. Между членами войсковых соединений могут сложиться гораздо более глубокие эмоциональные отношения, чем те, что необходимы для победы в сражении. С другой стороны, экспрессивные группы можно считать инструментальными, поскольку они создаются с определенной целью - для получения удовольствия от человеческого общения. Иногда экспрессивная группа является инструментальной в еще большей мере; скажем, это наблюдается, когда соседи организуют ассоциацию квартиросъемщиков .
Люди объединяются не только для выполнения совместной деятельности и удовлетворения социальных, потребностей, но также и для ослабления неприятных чувств.

Глава 2. Виды групп

Самой большой проблемой исследования групп является их классификация. Исследователи предлагали огромное количество решения этой проблемы, но так и не пришли к единому мнению. Тем не менее, чертой, объединяющей все предложенные классификации, является форма жизнедеятельности группы.
Выделяют несколько видов групп:
    Условная группа - группа, которая отделена от других сущностной или формальной особенностью (образование, возраст, профессия, политическая, этническая или религиозная принадлежность). Члены такой группы могут не пребывать в непосредственном общении один с другим. Это скорее статистическая, чем психологическая группа (женщины, пенсионеры, фермеры, католики, рабочие, украинцы и т.д.).
    Реальная группа - создается для достижения совместных целей, объединения усилий, н6еобходимых для совместной деятельности. Исходя из этого, реальную группу можно обозначить, как сообщество людей, которые взаимодействуют между собой, объединены совместной деятельностью, целями, интересами, потребностями.
Наиболее распространенной классификацией является разделение групп по дихотомичному принципу на такие разновидности:
    Лабараторно-природные (натуральные) - группы, которые специально создаются для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях и группы, котроые существуют в реальных жизненных ситуациях, имеют свою историю, сформированную структуру, уровень развития.
    Формально-неформальные (организованные и спонтанные). В данном случае разделение идет по способу создания групп. Возникновение первых из них всегда обусловлено общественной необходимостью достижения конкретных социальных целей, что задает группе собственную структуру и определяет координацию действий, способ руководства. Таким образом, эти группы организационно-оформлены.
Неформальные же группы возникают самостоятельно. Главным стимулом их деятельности являются общие желания, интересы, потребности членов группы в общении, взаимные симпатии.
    Первичные и вторичные - различаются силой воздействия на личность, значимостью для члена группы, ролью в социализации индивида.
Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях, а также на высокой эмоциональной вовлеченности членов в дела группы. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами .
Чарлз Кули (1909) впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Согласно Кули, семья считается "первичной", так как она является первой группой, играющей основную роль в процессе социализации младенцев. Впоследствии социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Таким образом, влюбленные, группы друзей, члены клуба, которые не только вместе играют в бридж, но и ходят друг к другу в гости, являют собой первичные группы.
Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих, группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. На предприятии по производству ЭВМ должности делопроизводителя, управляющего, курьера, инженера, администратора может занимать любой человек, обладающей соответствующей подготовкой. Если лица, занимающие эти должности, справляются со своей работой, организация может функционировать. Индивидуальные особенности каждого почти ничего не значат для организации и наоборот, члены семьи или группы игроков уникальны. Их личностные качества играют важную роль, ни одного нельзя заменить кем-то другим.
В силу того, что роли во вторичной группе четко определены, ее члены нередко очень мало знают друг о друге. Как правило, они не обнимаются при встрече. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для друзей и членов семьи. В организации, связанной с трудовой деятельностью, основными являются производственные отношения. Таким образом, не только роли, но и способы коммуникации четко определены. Поскольку личная беседа не эффективна, коммуникация часто носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов или телефонных звонков.
Однако не следует преувеличивать некую обезличенность вторичных групп, якобы лишенных своеобразия. Люди вступают в дружеские отношения и образуют новые группы на работе, в школе и внутри других вторичных групп. Если между индивидами, участвующими в общении, складываются достаточно устойчивые отношения, можно считать, что они создали новую первичную группу.
    Закрытые – открытые группы. Классификационным принципом является мера открытости, доступности группы для широкой социальной среды. Специфика деятельности, условия жизни подтверждают, что что есть существенная разница в мере открытости-закрытости таких групп, как, например, гражданский ВУЗ - военный ВУЗ, группа исследователей на полюсе или на материке...
    Группы членства – референтные - это группы, чьи нормы, установки, ориентации не только принимаются индивидом во внимание, но и становятся мотивом поведения.
    Диффузные группы - это группы, где межличностные отношения еще не опосредованы содержанием совместной деятельности и принадлежность к ней не осознается (например люди, застрявшие в лифте, очередь).
    Группа – ассоциация . Члены группы осознают свою принадлежность к данной общности, межличностные отношения опосредуются личностно значимым для каждого человека содержанием совместной деятельности (например, школьный класс, спортивная команда)
    Группа- -корпорация
В данной группе к межличностным отношениям добавляется осознание асоциального (или даже антисоциального) содержания совместной деятельности (лучший пример - шайка преступников)
    Коллектив
Это группа, где межличностные отношения опосредуются личностно значимыми и общественно ценным содержанием групп новой деятельности.
Учитывая то, что каждая группа характеризуется не одним, а несколькими признаками, малые группы делят еще следующим образом:

По типу основной деятельности и основной функции (производственно- трудовые, социально-политические, учебно-воспитательные, исполнительно-принудительные, семейные, военные, спортивные, игровые, аматорские (объединения в сфере досуга).
По социальной направленности (социально-полезные, социально-небезопасные)

    По мере организации (неорганизованные, случайные группы, целевые (внешне организованные, внутренне организованные)
По типу доминирующей структуры (формальные, неформальные)
По уровню непосредственного воздействия на личность (первично-вторичные, основные-неосновные, референтные)
По мере открытости связи с другими группами (открытые, закрытые)
По уровню силы и стойкости внутренних связей (объединенные, малообъединенные, разъединенные)
По продолжительности существования (кратковременные, долговременные) .
Важной характеристикой группы, связанной с эффективностью ее деятельности, является количественный размер группы, его нижняя и верхняя границ. Часть психологов считает нижней границей малой группы количество в два человека.
Диада, или группа, состоящая из двух человек, (например, влюбленных или двух лучших друзей), отличается некоторыми уникальными чертами. Она является очень хрупкой и разрушается, если один из членов выбивает из группы. Члены диады должны поддерживать устойчивые отношения между собой, иначе их сообщество перестанет существовать. Члены более крупных групп знают, что группа сохранится в случае их выхода, исключения из группы или смерти. Будучи хрупкой по своей природе, диада требует более тесном, упорядоченном и позитивном взаимодействия между ее членами, чем группа любого другого типа. В то же время в ней создаются условия для более глубокого эмоциональном удовлетворения, чем в любой другой группе.
Часть психологов считает, что группа должна состоять не менее, чем из 3 человек.
Когда к группе из двух человек присоединяется третий, образуется триада, в которой обычно складываются ложные отношения. Рано или поздно произойдет сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего. "Два человека составляют компанию, трое образуют толпу": именно так недвусмысленно дают понять третьему члену группы, что он лишний. Согласно точке зрения немецком социолога Х1Х в. Георга Зиммеля, который оказал большое влияние на исследование групп, третий член группы может играть одну из следующих ролей: безучастном посредника, оппортуниста, который использует других в своих интересах, и тактика, следующего принципу "разделяй и властвуй".
Например, первый ребенок в семье может укрепить узы, связывающие родителей, став объектом их общей любви. Вместе с тем появление ребенка может способствовать разобщению родителей и стать причиной ревности и конфликта между ними. Если родители не ладят друг с другом, ребенок может стать на сторону одного из них.
Помимо нижней количественной границы группы, споры также ведутся и на счет верхней границы, хотя, гораздо важнее не количественный состав, а функциональная необходимость, цель и характер деятельности группы, ее взаимодействие с другими группами, общей ситуации. Так, известный психолог К.К.Платонов считает, что обучающая или экскурсионная группа является наиболее эффективной при составе в 20-25 человек; оптимальное количество группы ученых, которые разрабатывают конкретную проблему - 5-7 человек; группы по изучению иностранного языка - 3-5 человек.
Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов во многих отношениях. Получены данные, что более крупные группы (состоящие из пяти или шести человек) более продуктивны, чем диады и триады. Члены более крупных групп обычно вносят больше ценных предложений, чем представители меньших групп. В более крупной группе, вероятно, меньше согласия, но также меньше и напряженность. Эти различия, возможно, связаны с тем, что для крупных групп решение организационных проблем более необходимо. Члены такой группы, вероятно, понимают, что их поведение должно быть подчинено определенной цели, поскольку они вынуждены прилагать усилия, чтобы координировать свои действия. Кроме тот, крупные группы оказывают большее давление на своих членов, усиливая их конформизм. В таких группах наблюдается неравенство между членами; каждый испытывает больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуждении проблем и влиять на принятие решений. Не удивительно, что члены более крупных групп меньше удовлетворены своей ролью в совместных дискуссиях, чем члены малых групп.
Существуют данные, что группы с четном числом членов отличаются от групп с нечетным составом. В первых в большей мере проявляются разногласия, чем в последних, поэтому группы с четным числом членов менее устойчивы. Они могут распадаться на фракции с равным числом членов. Это невозможно в группах с нечетным числом членов: в них одна из сторон всегда имеет численное преимущество.
Согласно точке зрения некоторых исследователей, число пять имеет особое значение. Группы из пяти человек обычно не сталкиваются с проблемами, которые мы только что отметили. В то же время их члены не страдают от непрочности и напряженности, свойственных диадам и триадам. В группах из пяти человек каждый глубоко удовлетворен своей ролью, в случае разногласий такие группы, как правило, не распадаются..Кроме того, в этих группах диссиденты получают поддержку со стороны некоторых ее членов, им не угрожает полный разрыв со всей группой. Если же в группу входит более пяти человек, некоторые из се членов могут почувствовать себя в изоляции.


Глава 3. Динамика и развитие группы.

Высшей формой организованной группы считается коллектив. Коллектив - это группа людей, представляющая собой часть общества, объединенную совместной деятельностью, подчиненную целям этого общества. С этой точки зрения можно рассматривать и коллектив туристской фирмы.
К числу характеристик, определяющих уровень развития группы или коллектива, можно отнести следующие: совместимость, сплоченность, сработанность, направленность, самоорганизованность.
Совместимость - это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимальную удовлетворенность партнеров друг другом при достаточно высоких энергетических затратах и значительной взаимной идентификации. Различают психофизиологическую и социально-психологическую совместимость.
Сработанность - это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимально возможную успешность (в совместной работе) при минимальных энергетических затратах (на деятельность, взаимодействие) на фоне значительной субъективной удовлетворенности совместной работой и высокого взаимопонимания. Сработанность - результат взаимодействия конкретных людей в конкретной деятельности. В туристской группе тоже существует сработанность, которая проявляется в момент каких-либо совместных усилий: борьба с течением при гребле, преодоление горных хребтов в связке и т. д.
и т.д.................

Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой. Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе. Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе. Ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах.

Социальная группа – важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения. Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность – эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.

К устойчивым социальным группам можно отнести семью, школьный класс, друзей, профессиональный коллектив. Именно они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.

Основные признаки социальной группы :

1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, которые формируются с возникновением и развитием группы.

2) Существование основных параметров группы как единого целого; композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции. Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. К групповым процессам относятся динамические, то есть меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений.

3) Способность индивида к согласованным действиям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели.

4) Действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с требованиями окружающих. Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников обусловленных их принадлежностью к группе.

Теперь рассмотрим эти признаки более подробно .

К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Так, например, состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Не может быть дан единый рецепт описания состава группы в связи с многообразием реальных групп; в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу задаем некоторый набор параметров для характеристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана. Естественно, что особенно сильно различаются характеристики больших и малых социальных групп, и они должны быть изучены по отдельности.

То же можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, правда, выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура "власти", структура коммуникаций. Пример последней показан на схеме:

Точки – члены группы; линии – каналы коммуникации

Типы коммуникативных сетей (структур коммуникаций в группе)

Однако, если последовательно рассматривать группу как субъект деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответственно. По-видимому, в данном случае самое главное – это анализ структуры групповой деятельности, что включает в себя описание функций каждого члена группы в этой совместной деятельности. Вместе с тем весьма значимой характеристикой является эмоциональная структура группы – структура межличностных отношений, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур часто рассматривается как соотношение "неформальных" и "формальных" отношений.

Сам перечень групповых процессов тоже не является чисто технической задачей: он зависит как от характера группы, так и от угла зрения, принятого исследователем. Если следовать принятому методологическому принципу, то к групповым процессам, прежде всего, следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы, причем рассмотреть их в контексте развития группы. Целостное представление о развитии группы и о характеристике групповых процессов особенно детально разработано именно в отечественной социальной психологии, что не исключает и более дробного анализа, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей, системы межличностных отношений и т.д.

Таким образом, композиция (состав), структура группы и динамика групповой жизни (групповые процессы) – обязательные параметры описания группы в социальной психологии.

Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие "статус" или "позиция", обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины "статус" и "позиция" часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие "позиция" имеет несколько иное значение. Самое широкое применение понятие "статус" находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика. Но получаемое таким образом обозначение статуса индивида в группе никак нельзя считать удовлетворительным.

Во-первых, потому, что место индивида в группе не определяется только его социометрическим статусом; важно не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы. На этот вопрос невозможно ответить, пользуясь социометрической методикой.

Во-вторых, статус всегда есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. В социометрической методике есть попытка учесть эти два компонента статуса (коммуникативный и гностический), но при этом вновь предполагаются лишь компоненты эмоциональных отношений (тех, которые индивид испытывает к другим членам группы, и тех, которые к нему испытывают другие). Объективные характеристики статуса при этом просто не фигурируют.

И в-третьих, при характеристике статуса индивида в группе необходим учет отношений более широкой социальной системы, в которую данная группа входит, – "статус" самой группы. Это обстоятельство небезразлично для конкретного положения члена группы. Но этот третий признак также никаким образом не учитывается при определении статуса социометрической методикой. Вопрос о разработке адекватного методического приема для определения статуса индивида в группе может быть решен только при одновременной теоретической разработке этого понятия.

Вторая характеристика индивида в группе – это "роль". Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Если взять такую группу, как семья, то на ее примере можно показать взаимоотношение между статусом, или позицией, и ролью. В семье различные статусные характеристики существуют для каждого из ее членов: есть позиция (статус) матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Если теперь описать набор функций, которые "предписаны" группой каждой позиции, то получим характеристику роли матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена. Пример с семьей ярко иллюстрирует эту закономерность: изменение роли супругов в ходе исторического развития семьи – актуальная тема современных социально-психологических исследований.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система "групповых ожиданий". Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой "установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения".

В более узком смысле групповые нормы – это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно руководствоваться некоторыми установленными в социологии фактами. Важнейшим из них является различная значимость разного рода ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и т.п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и что они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений. Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, естественно, опираются именно на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения могут и не нести на себе какой-то особой специфики группы. Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой. Все они, в совокупности, выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечивая упорядочивание положения различных групп в социальной структуре общества. Конкретность анализа может быть обеспечена только в том случае, когда выявлено соотношение двух этих типов норм в жизнедеятельности каждой группы, причем в конкретном типе общества.

Формальный подход к анализу групповых норм, когда в экспериментальных исследованиях выясняется лишь механизм принятия или отвержения индивидом групповых норм, но не содержание их, определяемое спецификой деятельности, явно недостаточен. Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, и почему он так поступает. Все это приобретает особое значение, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества.

Важная проблема – это мера принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и "личностные" нормы. Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества "адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества". При этом необходим анализ санкций – механизмов, посредством которых группа "возвращает" своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.

Классификация групп.

В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Однако общая черта всех предложенных классификаций – формы жизнедеятельности группы. Если же принять принцип рассмотрения реальных социальных групп в качестве субъектов социальной деятельности, то здесь требуется, очевидно, и иной принцип классификации. Основанием ее должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений. Но прежде чем дать такую классификацию, надо привести в систему те употребления понятия группы, о которых речь шла выше.

Прежде всего, для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные . Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях – реальные лабораторные группы . В отличие от них существуют реальные естественные группы . Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые "большие" и "малые" группы . Малые группы – обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин "группа" по отношению к которым весьма условен), другие же – организованные, длительно существующие группы, – подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Все, начиная с рубрики "реальные естественные группы" является объектом исследования социальной психологии. Все дальнейшее изложение будет проводиться по данной схеме. Проанализированные выше общие закономерности общения и взаимодействия людей должны быть теперь рассмотрены в контексте тех реальных групп, где эти закономерности приобретают свое особое содержание.

Классификация групп, изучаемых в социальной психологии (по Г.М. Андреевой)

Более развернутая классификации социальных групп

В основу первой классификации положен такой критерий (признак), как численность, т.е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:

1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии;

2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии.

3) большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.

В таблице представлены основные различия между малыми, средними и большими группами.

Признак Числен- ность Контакт Членство Структура Связи в процессе труда Примеры
Малая группа Десятки человек Личност-ный: знакомство друг с другом на личност-ном уровне Реальное поведенчес-кое Развитая внутренняя неформаль- ная Непосред- ственные трудовые Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры
Средняя группа Сотни человек Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов Функциона-льное Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры) Трудовые, опосредо-ванные официаль-ной структурой организации Организация всех работников предприя-тия, вуза, фирмы
Большая группа Тысячи и миллионы человек Отсутствие контакта Условное социально-структурное Отсутствие внутренней структуры Трудовые, опосредо-ванные социальной структурой общества Этническая общность, социально-демогра- фическая группа, профес- сиональная общность, политичес-кая партия

Вторая классификация связана с таким критерием, как время, существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы. Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Например: этническая общность – это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с исторической сцены. Такая малая группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременно: люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде.

Третья классификация опирается на такой критерий, как структурная целостность группы. По этому признаку выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа – это не разложимое далее на составные части структурное подразделение официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра и пр. Первичная группа – всегда малая формальная группа. Вторичная группа – это совокупность первичных малых групп. Предприятие, насчитывающее несколько тысяч работников, например «Ижорские заводы» называется вторичным (или основным поскольку состоит из более мелких структурных подразделении цехов, отделов. Вторичная группа практически всегда средняя группа.

Таким образом, организация промышленного предприятия, фирмы, корпорации и т.д. – это средняя, вторичная, чаще всего долговременная группа. В социальной психологии установлено, что закономерности формирования и развития группы во многом определяются ее численностью, временем взаимодействия людей и структурно-функциональным единством. Рассмотрим социально-психологические особенности организации как средней группы.


Г.М. Андреева даёт следующее определение группы: группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определённых признаков.

определение Дж. Мак-Граса: группа – это объединение, сложившееся из двух или более человек, которые с определённой мерой активности взаимодействуют друг с другом.

признаки группы :

· наличие структуры;

· наличие организации;

· активное взаимодействие членов группы;

· осознание себя членами группы как единого целого, как «Мы»

Рассмотрим основные характеристики группы:

- размер группы – количественный состав членов группы

- композиция индивидуальный состав группы, т.е. возрастные, профессиональные или социальные характеристики ее членов.

- структура группы – система взаимосвязей между членами группы (структура предпочтений, структура власти, структура коммуникаций); Рис.1. Различные виды групповой структуры

- групповая динамика включает в себя разнообразные изменения, происходящие в группе (формирование ролей, давление группы на ее участников и др.);

- групповыми нормами называются общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы

- групповые санкции – механизмы, при помощи которых группа возвращает своего члена на путь соблюдения норм (поощрительные (позитивные) и запретительные (негативные)).

Рассмотрим классификацию групп (рис.)

Условные (номинальные) группы объединяют людей, которые не имеют никаких взаимоотношений друг с другом, могут даже никогда друг друга не видеть, но имеют общие социальные и психологические характеристики. Это искусственно выделяемые исследователем объединение людей.

Реальные группы – действительно существующие объединения людей.

Естественные группы возникают сами по себе, исходя из потребностей общества или входящих в группы людей, независимо от желания экспериментатора.

Лабораторные группы создаются экспериментатором для проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Существует только в лаборатории, временно.

Большие группы могут быть представлены 1) устойчивыми общностями , сложившимися в ходе истории развития: государствами, народностями, партиями, классами, выделяемым по профессиональным, экономическим, религиозным и другим признакам, или 2) стихийно возникшими , кратковременно существующими общностями (толпа, публика, аудитория).

В отличие от больших групп малые группы – это всегда непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами (2-20-30 чел.). Малая группа имеет относительно простое строение: в ней, как правило, есть авторитетный лидер (если группа неофициальная) или руководитель (если официальная), вокруг которых объединяются остальные члены группы (семья, трудовой коллектив, компания друзей). Малую группу характеризуется психологической и поведенческой общностью ее членов, которая может обнаруживаться как во внешних характеристиках (территориальная общность соседей), так и в достаточно глубоких внутренних.


Наиболее распространенными из классификаций являются три:

1) деление малых групп на первичные и вторичные,

2) деление на «формальные» и «неформальные»,

3) на «группы членства» и «референтные».

Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми ослаблены эмоциональные связи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В таких группах основное значение придается не личным качествам, а умению выполнять определенные функции.

Формальные группы создаются целенаправленно и действуют в рамках официально признанных организаций (школьный класс, бухгалтерский отдел и т.д.). В малой группе четко заданы позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно четко распределены и роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти («вертикаль»). Цели формальной группы базируются на основе задач, стоящих перед организацией.

Неформальные группы возникают, как правило, стихийно, не имеют четко определенного статуса в обществе, не выполняют однозначно описанных «обязанностей» перед другими общностями. Цели неформальных групп существуют на базе личных интересов ее участников.

Неофициальная группа может существовать внутри формальной (компания друзей в школьном классе), тогда внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений.

Референтной называется группа, к которой человек добровольно себя причисляет либо членом которой он хотел бы стать.

Референтная группа выполняет 2 функции:

1) сравнительная (человек сравнивает себя с группой),

2) нормативная (индивид придерживается ее норм и ценностей).

В группах членства человек присутствует лишь в силу определенных обстоятельств, хотя и не разделяет принятые в них установок и ценностей.

Важнейшей основой классификации группы является уровень группового развития. В зависимости от уровня развития различают:

1) слаборазвитые группы (нет достаточной психологической общности, налаженных отношений, признанных лидеров, четкого распределения обязанностей, эффективного взаимодействия),

2) высокоразвитые группы (отвечают вышеперечисленным требованиям). Особое место занимают коллективы – группы, где межличностные отношения опосредуются общественно значимым и личностно ценным содержанием совместной деятельности.

Основные признаки коллектива:

1) объединение людей во имя социально одобряемой цели,

2) наличие добровольного характера объединения,

3) целостность (система деятельности с присущей ей организацией, распределением ролей),

4) принцип развития личности вместе с развитием коллектива.

Развитие малой группы

Стратометрическая концепция А.В. Петровского - процесс формирования группы и ее дальнейшего развития понимается здесь как процесс все большего сплачивания ее, и не на основе увеличения лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности.

В зависимости от содержания совместной деятельности, т.е. от целей, задач, принципов, значимости групповой деятельности, А.В. Петровский предлагает следующую иерархию уровней развития групп и соответственно их виды: диффузная группа, ассоциация (просоциальная или асоциальная), корпорация, и кооперация

Диффузная группа - общность, межличностные отношения в которой не опосредствуются содержанием совместной деятельности, ее целями и ценностями. Например, случайное собрание людей в очереди, в автобусе.

Просоциальная ассоциация - группа, где межличностные отношения незначительно опосредствуются личностно значимым для каждого содержанием совместной деятельности. Например, учебная группа в начале обучения, терапевтическая группа в начале лечения у врача.

Коллектив - группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

Корпорация – группа, объединённая только внутренними целями, не выходящими за её рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счёт других групп. Примером может быть фирма, направленная на получение прибыли.

Асоциальная ассоциация -общность, где взаимоотношения людей мало опосредствуются общим содержанием совместной деятельности. К примеру, компания агрессивно настроенных подростков.

Антиобщественная корпорация - это группа, в которой межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для ее членов, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности. Например, организованная и активно действующая мафия.

Механизмы групповой динамики показывают, посредством чего происходит развитие группы. Выделяют следующие механизмы групповой динамики.

1) Разрешение внутригрупповых противоречий:

Между возрастающими потенциальными возможностями группы и её актуальной деятельностью;

Между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и, одновременно, усиливающимися тенденциями включению личности в групповую структуру и интеграции её с группой.

2) «Идиосинкразический кредит» представляет собой своеобразное разрешение на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение. Предоставляется членам группы, имеющим высокий статус и является одним из условий внедрения в жизнь группы элементов нового (инноваций).

3) Психологический обмен (обмен материальными и духовными ценностями, психическими состояниями и т.д.).

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Будучи формами социального взаимодействия, они представляют из себятакие объединœения людей, совместные, солидарные действия которых направлены на удовлетворение их потребностей.

Социальная группа - ϶ᴛᴏ совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделœения труда и деятельности. Социальные группы характеризуются:

-​ устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;

-​ относительно высокой степенью единства и сплоченности;

-​ четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всœем членам группы;

Возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

Поскольку каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам, характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим признакам, то возникает крайне важно сть в их классификации по определœенным критериям.

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. Учитывая зависимость отхарактера взаимодействия - первичные и вторичные.

Первичной группой является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа - это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинœено достижению определœенной цели и носит формальный, безличный характер.
Размещено на реф.рф
В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определœенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

2. Учитывая зависимость отспособа организации и регулирования взаимодействия – формальные и неформальные.

Формальная группа - ϶ᴛᴏ обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на базе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами могут служить дружеские компании, объединœения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

3. Учитывая зависимость отпринадлежности к ним индивидов – ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа - ϶ᴛᴏ группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как ʼʼмояʼʼ, ʼʼнашаʼʼ (к примеру, ʼʼмоя семьяʼʼ, ʼʼмой классʼʼ, ʼʼмоя компанияʼʼ и т.д.).

Аутгруппа - ϶ᴛᴏ группа, к которой данный индивид не принадлежит и в связи с этим оценивает ее как ʼʼчужуюʼʼ, не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. По этой причине социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой ʼʼшкале социальной дистанцииʼʼ Богардуса.

Референтная группа - ϶ᴛᴏ реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений ʼʼличность - обществоʼʼ выполняет две важные функции: нормативную, являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

4. Учитывая зависимость отколичественного состава и формы осуществления связей – малые и большие.

Малая группа - ϶ᴛᴏ непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединœенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются ʼʼдиадаʼʼ и ʼʼтриадаʼʼ, их называют простейшими молекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединœением, в триаде активно взаимодействуют три человека, она более стабильна.

Характерными чертами малой группы являются:

-​ малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 15 человек);

-​ пространственная близость членов группы;

-​ устойчивость и длительность существования:

-​ высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;

-​ интенсивность межличностных отношений;

-​ развитое чувство принадлежности к группе;

-​ неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Большая группа - ϶ᴛᴏ многочисленная по своему составу группа, которая создается для определœенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. К примеру, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) - это социальная группа, в которой всœе жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

-​ сочетание интересов индивида и общества;

-​ общность целœей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:

-​ предметную - решение той задачи, ради которой он создается;

-​ социально-воспитательную - сочетание интересов индивида и общества.

5. Учитывая зависимость отсоциально значимых признаков – реальные и номинальные.

Реальные группы - это группы, выделяемые по социально значимым критериям:

-​ пол - мужчины и женщины;

-​ возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые;

-​ доход - богатые, бедные, зажиточные;

-​ национальность - русские, французы, американцы;

-​ семейное положение - женатые, холостые, разведенные;

-​ профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы;

-​ место жительства - горожане, сельские жители.

Номинальные (условные) группы , иногда их называют социальными категориями, выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населœения (к примеру, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).

Наряду с социальными группами в социологии выделяют понятие ʼʼквазигруппа ʼʼ.

Квазигруппа - ϶ᴛᴏ неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определœенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер.

Основными видами квазигрупп являются:

Аудитория - это социальная общность, объединœенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию. Неоднородность данного социального образования, обусловленная различием личностных качеств, а также культурных ценностей и норм входящих в него людей, определяет и разную степень восприятия и оценки получаемой информации.

Толпа - временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединœенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, но при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния. Выделяют общие характеристики толпы:

-​ внушаемость - люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами;

-​ анонимность - индивид, находясь в толпе, как бы сливается с ней, становится неузнаваемым, считая, что его сложно ʼʼвычислитьʼʼ;

-​ спонтанность (заражаемость) - люди в толпе подвержены быстрой передаче и смене эмоционального состояния;

-​ бессознательность - индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, в связи с этим его действия ʼʼпропитываютсяʼʼ коллективными бессознательными инстинктами и становятся непредсказуемыми.

Учитывая зависимость отспособа формирования толпы и поведения людей в ней различают следующие ее разновидности:

-​ случайная толпа - неопределœенная совокупность индивидов, образовавшаяся спонтанно без наличия какой-либо цели (понаблюдать за внезапно появившейся знаменитостью или дорожным происшествием);

-​ конвенциональная толпа - относительно структурированное собрание людей, находящееся под воздействием запланированных заранее определœенных норм (зрители в театре, болельщики на стадионе и т.д.);

-​ экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, образующаяся для личного удовольствия ее членов, которая сама по себе уже является целью и результатом (дискотеки, рок-фестивали и т.д.);

-​ действующая (активная) толпа - производящая какие-то действия группа, которая может выступать в виде: сборища - эмоционально возбужденной толпы, тяготеющей к насильственным действиям, и восставшей толпы -группы, характеризующейся особой агрессивностью и деструктивными действиями.

Социальные группы и их классификация - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальные группы и их классификация" 2017, 2018.

Социальная группа – это один из главных элементов социальной структуры общества, что представляет собой совокупность людей, объединенных любым существенным признаком - общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими характеристиками.
Современное общество демонстрирует многообразие социальных групп: студенческие, рабочие, профессиональные группы и проч. Обычно каждый человек на протяжении своей жизни принадлежит к нескольким социальным группам, меняя их по собственным соображениям или по необходимости.
Принадлежность человека к социальной группе неслучайна. Каждый индивид входит в ту или иную группу ради социального или гражданского долга, желая духовного, культурного или интеллектуального развития, чтобы удовлетворить свои материальные потребности, чтобы разнообразить свой досуг и проч.

Чем отличается социальная общность от группы?

Социальная общность - это широкое понятие, которым можно обозначить любую совокупность людей, обладающих рядом сходных характеристик и объединенных образом жизни или общностью интересов. Социальной общностью можно назвать как зрителей в конкретном кинотеатре, так и все человечество, как неорганизованную толпу.
Социальная группа имеет более узкий смысл - это совокупность людей, регулярно взаимодействующих между собой и имеющих определенные ролевые различия по отношению друг к другу.
Например, людей одной и той же профессии или одинакового уровня дохода нельзя назвать социальной группой, так как между ними не существует никаких отношений.

Классификация социальных групп

Социальные группы можно разделить на:
  1. Неформальные (неофициальные) группы, которые возникают по инициативе самих участников, объединяющихся вокруг какой-то цели. Они не , контроля и т. п. и приближаются к социальному кругу.
  2. Формальные (официальные) группы. Их создают для решения каких-то задач: учебные, военные, рабочие, научные и т. п. Отличаются наличием лидера , цели, плана работы, системой статусов и ролей, а также социального контроля и тем самым превращаются в элемент социальной организации.

Именно в формальных социальных группах имеют место быть ценности солидарности: взаимная поддержка, согласование действий и т. п. В них формируется чувство принадлежности к группе, когда индивид сознательно разделяет людей вокруг на «наших» и «не наших».
Социальные группы различают по численности.

  1. Малые группы – небольшие объединения до нескольких десятков человек, которые хорошо знакомы и регулярно и непосредственно взаимодействуют друг с другом . Отношения в малых группах характеризируются неформальностью и могут иметь личный характер. Примеры малых групп: школьный класс, кружок рукоделия, коллектив сотрудников в одном кабинете.
  2. Большие группы - где непосредственные личные контакты между всеми без исключения членами – невозможны. В этом случае отношения в основном подчиняются формальным правилам. Примеры больших групп: студенты университета, рабочие завода, армия.

Также социальные группы разделяют в зависимости от характера взаимодействия:

  1. Первичная группа – в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, группа сверстников и т.д.). Первичная группа осуществляет социализацию человека, выступая связующим звеном между ним и обществом.
  2. Вторичная группа - имеет признаки формальной группы. В этих группах акцентируется на умение каждого участника выполнять определенные функции, не уделяя особого внимания личным характеристикам.

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти