В прошедшие выходные мы посетили торжественную Рождественскую Литургию, состоявшуюся с утра в воскресенье 25 января в церкви свв. Петра и Павла в Старосадском переулке.

Само здание кирхи имеет интересную историю, сильно переплетенную со многими московскими событиями еще с самого начала 19 века.

Первые лютеране появились в Москве еще при Василии III в 16 веке. В основном это были приехавшие в Московию купцы или приглашенные в качестве специалистов военные. При этом в 1626 году община раскололась после некого скандала, вызванного ссорой офицерских и купеческих жен. Купеческая часть общины в основном объединилась вокруг церкви св. Михаила в немецкой слободе, а офицерская со временем перебралась в район Покровки. Церковь св.Михаила была снесена в 1928 г., поскольку оказалась на территории Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) на ул.Радио (м.Бауманская), а кирха на Ивановской горке дожила до наших дней.

Первое здание нынешней «офицерской» кирхи было построено еще в 1817 году и выглядело совершенно по-другому. В Старосадском переулке была выкуплена усадьба Лопухиных, которую и переделали для кирхи.


Как видно на иллюстрации, первая кирха была лишь перестройкой усадебного здания, да и создавать в уже тогда густонаселенном районе Москвы нечто ярко контрастирующее с православными храмами было опасно.

В 1843 г. в этой кирхе дал органный концерт приехавший в Москву Ференц Лист.

Когда в середине столетия число членов общины превысило 6 тысяч, было принято решение о реконструкции храма по плану архитектора А.Майнхардта в неоготическом стиле, которое завершилось в январе 1862 года. В 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.


Общий вид кирхи в Старосадском переулке в 1880-х. Все еще явно видны остатки усадебного дома.

К началу 20 века церковь святых Петра и Павла насчитывала 17 тысяч прихожан (14 тысяч немцев, 2 тысячи латышей, 600 эстонцев, 150 финнов и шведов). Богослужения совершались не только на немецом, но и на латышском и эстонском языках.

В этой связи в первое десятилетие 20 века здание было кардинально перестроено и расширено.


Вид кирхи после перестройки в 1905 г.

В советское время кирха какое-то время еще продолжала функционировать, но в 1936 г. священнослужители были арестованы, а к 1937 г. здание передано сначала под кинотеатр «Арктика» (благо зал и ряды уже были), а затем под студию «Диафильм», которая и занимала его вплоть до середины 1990-х. и долго не могла выехать из здания, даже когда оно было передано церкви

Во всех советских Диафильмах в конце значится адрес кирхи — Старосадский, 7.

Перед VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов, проходившем в Москве, власти решили, что здание слишком выделяется в городской застройке и портит вид столицы государства победившего атеизма, поэтому шпиль был демонтирован.


Демонтаж шпиля


Так кирха выглядела в советское время простояла вплоть до 2010 г., когда шпиль снова был восстановлен. Обратите внимание, что пришлось восстанавливать не только окраску и шпиль, но и окна, которые были совершнно по-другому сделаны в советское время.


Вид кирхи в 2005 г.


фото Ридус
Общий вид кирхи со двора


Реконструкция кирхи в 2005 г.


Общий вид кирхи среди плотной застройки Ивановской горки


В башне вновь появились колокола

И обещанные фото с торжественной Литургии:


В центре — епископ Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России Дитрих Брауэр.

Были также восстановлены витражи


Интересно, что во время лютеранской службы устраиваются перерывы для, например, небольшого детского представления. Театральные постановки — старая традиция лютеранской церкви. Интересно, что самый первый театр в Москве (и России) был устроен именно лютеранами. В 1660-х гг. приходской учитель лютеранской церкви св.Михаила Иоганн Готфрид Грегори устроил при школе домашний театр.

Вести о «неправославном и небогоугодном лицедействе» дошли до царя Алексея Михайловича, но тот на удивление идеей заинтересовался и приказал устроить в селе Преображенском (ныне м.Преображенская площадь, а тогда все-таки за пределами Москвы) «комедийную хоромину», для первой постановки был выбран библейский сюжет про Эсфирь. Грегори вместе с учителем приходской школы Юрием Михайловым собрал на Москве «детей разных чинов служилых и торговых иноземцев, всего 64 человека» и стал с ними разучивать комедию об Эсфири, или так называемое «Артаксерксово действо». Премьера состоялась в 1672 году, на представлении присутствовали сам царь и все ближние бояре, царица и вся ее свита, при этом женщины сидели за перегородкой, невидимые для мужчин.

При том, что спектакль был поставлен в стихотворной форме на немецком языке и длился более 10 часов без антракта (было задействовано более 60 актеров и 36 смен декораций), царь Алексей Михайлович был таким большим впечатлением, что на пасхальной неделе пригласил Гергори и актеров в царский дворец и допустил к руке, что для неправославных было в то время неслыханной щедростью.

Но возвратимся к службе


Перел Рождеством дети прихожан мастерили елки


Перед пастором стилизованные ясли Спасителя, к которым дети подобно волхвам во время представления возложили свои дары.


На Литургии играл орган и прекрасно пел хор.
Очень рекомендуем посетить органные концерты в кирхе


Перед каждым прихожанином лежит книга песнопений и подарочный календарь


В алтарной части сохранилась дореволюционная плитка


Алтарь


Орган 1898 года был изготовлен немецким предприятием Вильгельма Зауэра (Wilhelm Sauer) для церкви св.Михаила, но после ее закрытия и разрушения в 1928 году он был передан в Донской монастырь, где какое-то время использовался в ходе траурных церемоний в крематории. В 1996 г. орган передали церкви свв.Петра и Павла.


W.Sauer
Frankfurt an der Oder
op.755


За передним рядом труб следует множество других рядов


В подвалах кирхи сохранились старые балки с клеймами производителя.


Поднимемся в башню


Так выглядит свод церкви, над которым возведена острая двускатная крыша.


Вновь установлены колокола

Несколько видов на окрестности


Вид с башни кирхи мы долгое время использовали для заглавной картинки нашего . Точнее вид, снятый нами в 2005 году на закате:


Сравните с фото выше насколько вид на Кремль и Новый Арбат изменился за какие-то 6 лет.


Храм Христа Спасителя тоже 6 лет назад не было видно


И, напоследок, Замосковоречье с извергающей клубы пара старейшей электростанцией


Первые лютеране появились в Москве в XVI веке. Это были приглашенные из Европы ремесленники, врачи и купцы. А уже в 1694 году Пётр I заложил лютеранскую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла – которая и была освящена год спустя, при его личном присутствии. Во время Большого Московского пожара 1812 года, храм сгорел. И приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, а также при участии Александра I, в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь – были возведены купол и крест. 18 августа 1819 года храм освятили. В феврале же 1837 года в нём впервые зазвучал орган. В 1862 году была произведена реконструкция в неоготическом стиле, по плану архитектора А.Майнхардта. А в 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Церковь играла огромную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни Москвы – в ней выступали известные московские и иностранные исполнители. Достаточно упомянуть органный концерт Ференца Листа, который прошёл 4 мая 1843 года.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.

Однако в послереволюционные годы в СССР начались гонения на религию. Здание у общины забрали. В 1937 году собор переделали под кинотеатр «Арктика», а затем передали студии «Диафильм». Произведённая перепланировка, к сожалению, полностью уничтожила весь внутренний интерьер. В 1941 году церковный орган был эвакуирован в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации. А перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 года был разобран шпиль собора.

В июле 1992 года, постановлением Правительства Москвы здание было возвращено общине. И в 2004 году, после долгих усилий, удалось найти спонсоров, как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным восстановительным работам. Наконец, 30 ноября 2008 года, во время торжественного богослужения, состоялось освящение возрождённого собора.

В настоящее время в соборе, помимо богослужений, проходят многочисленные концерты – звучат музыкальные инструменты, поют восхитительные голоса, оживает волшебная музыка. Установленный напротив алтарной части орган «SAUER» (построен в 1898 году предприятием Вильгельма Зауэра, одной из крупнейших органостроительных фирм Германии) – один из немногих сохранившихся в России романтических органов девятнадцатого столетия. Уникальная акустика Евангелическо-Лютеранского Кафедрального собора святых Петра и Павла даёт возможность в полной мере насладиться его звучанием.

Правила поведения в Соборе

Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор святых Петра и Павла в Старосадском переулке - это действующий собор. Концерты проходят здесь в свободное от богослужений время, тем самым открывая всем желающим (вне зависимости от убеждений и взглядов) возможность приобщиться к тысячелетнему культурному наследию России и Европы. Здесь, как и в любом общественном месте, существуют определённые правила:

Входные билеты

Вход на большинство концертов осуществляется по билетам. Предварительно билеты продаются в театрально-концертных кассах и на сайте .

На нашем сайте действуют скидки в размере 50% от полной стоимости в любом секторе, кроме VIP, для льготных категорий и для владельцев наших дисконтных карт, получающих информационную рассылку. Эти льготы являются акцией только для предварительной продажи. Перед началом концерта установлена единая льготная цена для всех секторов в размере 50% от цены в центральном секторе.

Возврат билетов возможен только на условиях продающей организации, если это предусмотрено их правилами. При покупке на сайтах организаторов возврат билетов возможен не позднее, чем за 3 дня до даты концерта с удержанием % за банковское обслуживание. Неиспользованные билеты действительны на другие концерты, их нужно перебронировать через контактную почту на сайте организаторов. Организаторы вправе заменить объявленный концерт другим, в таком случае билеты могут быть возвращены по месту их приобретения, или перебронированы на другой концерт.

В день проведения мероприятия оплата за посещение концертов принимается сотрудниками Собора за час до начала в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок.

Помните, что для посещения Собора в другое (не концертное) время - приглашения не требуются. Собор открыт со вторника по воскресенье с 10:00 до 19:00. Билеты также не нужны в тех случаях, когда в афише или программе мероприятия указано, что вход свободный.

Внешний вид (дресс-код)

Не обязательно подбирать вечерние туалеты: концерты проходят в стенах действующего Кафедрального Собора святых апостолов Петра и Павла - достаточно лишь помнить об этом. Из строгих предписаний: одежда не должна открывать область декольте, спину или плечи; на ней не должно быть вызывающих надписей или изображений. В остальном - можно обойтись вполне демократичной формой одежды (исключая шорты и мини-юбки)

Наши милые слушательницы свободны выбирать по своему вкусу, в чём прийти: будь то платье или брюки; покрывать голову - не обязательно. Мужчинам полагается находиться в Соборе без головного убора.

Обращаем Ваше внимание на то, что в Соборе нет гардероба. Посетители проходят в храм в верхней одежде, которую можно, по желанию, снять, оставив при себе. В холодное время года помещение Собора отапливается.

Возраст

Концерты в Соборе открыты для всех желающих, в том числе для детей. Возрастные ограничения на дневные концерты для всей семьи и детские мероприятия в 15 часов в партер от 6 лет, на балкон от 12 лет. На вечерние концерты в 18 часов в партер от 9 лет, на балкон от 12 лет, на вечерние концерты в 20 и 21 час в партер и на балкон от 12 лет.

В случае, если ребёнок начнёт плакать или капризничать, - вам придётся выйти с ним в притвор или даже уйти с концерта раньше.

Безопасность

Пожалуйста, мы настоятельно просим Вас воздержаться от прихода в Собор на концерт вместе с животными, а также с едой, напитками, чемоданами и другими габаритными, взрывоопасными и режущими предметами. Вас не впустят вместе с ними в зал. Не разрешается въезжать в помещение Собора на роликах, скейтбордах и самокатах, вносить и оставлять на хранение самокаты, ролики, скейтборды, велосипеды и коляски и заезжать на территорию Собора на автомобилях. На территории Собора нет парковочных мест. Платные парковки имеются во всех переулках вокруг Собора.

ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ

К какому времени лучше всего приходить?
Зал открывается за 30 минут. Для прохода в зал Вам нужно пройти контроль купленных электронных билетов у стола регистрации и получить программу концерта. Это занимает несколько минут, но перед началом возникает очередь. Поэтому рекомендуем приходить минут за 40-45. После начала концерта вход в зал не разрешается, чтобы не мешать другим слушателям.

Опоздавшие проходят на балкон независимо от категории билетов. Если балкон по техническим причинам закрыт, вход опоздавших слушателей в зал осуществляется только во время перерывов между номерами концертной программы, при этом посетители обязаны занимать ближайшие ко входу свободные места (места, указанные в билете опоздавшего, теряют свою актуальность)

Просим Вас отнестись с пониманием и не опаздывать.

Я думаю приобрести билет непосредственно перед концертом…
Да, это возможно. Продажа начинается за час перед концертом. В течение часа до начала концерта вы можете оплатить посещение концерта в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок. Очень рекомендуем в таких случаях приходить несколько раньше, чтобы иметь возможность выбрать места по Вашему предпочтению из имеющихся в наличии, т.к. перед началом их может не остаться и просто прогуляться по прекрасной территории Кафедрального Собора.

Трезвость ума и спокойствие духа
Пожалуйста, будьте спокойны и не торопитесь, как только смотрители начнут пропускать слушателей в зал. Такое поведение не только неуместно в церкви, но и опасно для здоровья. Мы рассчитываем на Ваше понимание!

Контроль билетов
Пожалуйста, будьте готовы показать свои входные билеты смотрителям. В случае, если у Вас специальный билет, купленный по социальным скидкам - будьте готовы также продемонстрировать документ, подтверждающий факт социальной скидки.

Места в центральном и боковых нефах, центральном и боковом балконе
Пожалуйста, занимайте места в указанном секторе согласно вашим билетам.
Если вы выбрали места в боковых нефах и на боковом балконе, вы можете занять ряд и место исключительно в указанных секторах, а не в центральных. Просим не пересаживаться во время концерта в центральные сектора на чужие места.
В случае, если у Вас возникли затруднения - пожалуйста, обращайтесь за помощью к смотрителям.

История Собора

Подробно узнать о том, как устроен наш Собор - вы можете на экскурсии. Очень просим не производить её в частном порядке, и не ходить по Собору с подобной целью («посмотреть») перед концертом. Тем более просим не заходить в алтарную часть и за ограждения. После концерта Вы, при желании, можете задать интересующие Вас вопросы об устройстве Собора нашим сотрудникам (они носят бейджи с именами).

ВО ВРЕМЯ КОНЦЕРТА

Фото и видео
Снимать в Соборе во время концерта - можно, но только без вспышки и не перед лицом исполнителей, чтобы не мешать проведению концерта. Съемка исполнителей производится только по их просьбе и с согласия организаторов концерта. Если Вы собираетесь выложить фотографии или видео в социальной сети - просим, по возможности, проставлять геометку (Кафедральный Собор Святых Петра и Павла) и хэштеги #фондбельканто и #лютеранскийсобор

О том, что недопустимо
Ещё раз убедительно просим Вас помнить о том, что Собор - действующая церковь. Пожалуйста, соблюдайте общепринятые правила поведения. За их несоблюдение Вас могут попросить покинуть зал. В храме, как и в других общественных местах, нельзя целоваться, вести себя вызывающе, грубить и мешать другим людям. Если смотритель просит Вас покинуть зал - вы должны сделать это незамедлительно. Выяснить причины и все обстоятельства вы сможете в притворе у администрации.

Аплодисменты и цветы

Во время концертов в Соборе можно выражать своё одобрение аплодисментами. Желающие могут по окончании концерта подарить исполнителям цветы.

Дополнительно

В притворе храма после каждого концерта можно приобрести диски с записями исполнителей и литературу религиозного содержания
- После каждого концерта можно записаться на экскурсию в Собор.

Неповторимой и непривычной для Москвы архитектурой привлекает к себе Кафедральный собор Петра и Павла. Он соединил в себе неоготику, черты романского стиля и элементы модерна. Но не только своеобразный облик храма притягивает москвичей и гостей столицы. В стенах действующего лютеранского храма находится один из старейших органов России. Его завораживающие звуки раздаются во время церковных служб, в соборе также регулярно проходят замечательные концерты органной музыки.

Появление кирхи

Еще со времен походов царя Ивана Грозного в Ливонию в Москву доставлялись плененные немцы, которые частично поселялись в городе. Покровительствовал иностранцам Борис Годунов. В течение нескольких веков приезжали из Европы в Россию иноземцы торговать, врачевать, поступали на военную царскую службу. Обосновавшись в России, они сохраняли свои традиции и вероисповедание. Так в 20-е годы XVII столетия возникла в Москве лютеранская община. В Немецкой слободе основали лютеранский молитвенный дом, затем построили деревянную церковь.

В 1817 году общиной был выкуплена усадьба Лопухиных и в следующем году приступили к перестройке барского дома в церковь. Король Пруссии Фридрих Вильгельм III не только пожертвовал деньги на ее строительство, но и лично присутствовал на закладке храма. Предоставил ссуду также и император Александр I. Вскоре кирха была перестроена и освящена в честь святых Петра и Павла, а в 1837 году под ее сводами впервые зазвучали мощные аккорды органа.

Уже в середине следующего века собор реконструировали, и он обрел неоготический стиль. Вскоре на башне появился колокол, который был подарен прусским кайзером Вильгельмом. К началу XX столетия количество прихожан значительно выросло, и было решено кирху перестроить с целью увеличения ее площади. В 1905 году работы были закончены, и храм обрел статус кафедрального лютеранского собора.

В первые послереволюционные годы из собора, как и из многих других храмов, были изъяты ценности, а в 30-е годы пастор кирхи и все члены церковного совета подверглись аресту и были расстреляны. Прекратились церковные службы. Городские власти решили перестроить здание и открыть в нем кинотеатр, что и было сделано.

Следующим владельцем сооружения стала студия «Диафильм», ее стараниями проводилась перепланировка, в результате чего был полностью уничтожен интерьер, а вскоре и разобран шпиль.

Трагична история органа. В начале Второй мировой войны инструмент был вывезен за Урал. Оказался он в оперном театре Новосибирска. Поступили с редким инструментом варварски: часть ушла просто на металлолом, некоторые его элементы использовались для декораций.

Возрождение собора

В 90-е годы лютеранской общине Москвы вновь было передано строение собора. Поначалу восстановили алтарную часть, а уже в 2004 году, благодаря активной спонсорской поддержке неравнодушных людей, начались работы по восстановлению утраченного облика здания.

Общине было возвращено не только историческое сооружение, но и орган. Некогда инструмент принадлежал другой лютеранской церкви, находившийся в Немецкой слободе. После закрытия храма орган известной фирмы «Вильгельм Зауэр» был изъят и хранился, представьте себе, в московском крематории. Но сегодня справедливость восторжествовала. Уникальный орган прошел капитальный ремонт, установлен в Кафедральном соборе Петра и Павла и радует своим звучанием не только прихожан церкви, но и многочисленных поклонников органной музыки на проводимых здесь концертах.

Приобрести билеты на концерт со скидкой можно по .

До начала XIX века владение, где сейчас располагается кирха, принадлежало Лопухиным, родственникам царицы Евдокии, первой жены Петра I. Большой усадебный дом серьезно пострадал в пожар 1812 года. В 1817 владение приобрел приход евангелической лютеранской церкви св. апостолов Петра и Павла. Дом был приспособлен под храм. Перестройка велась в основном на средства, выделенные прусским королем Фридрихом-Вильгельмом III. Освящена кирха была в 1819 году. В 1837 в церкви появился первый орган, на котором шесть лет спустя играл Ференц Лист, дав концерт, который по свидетельству современника «очень сильно подействовал на нервы слушателей; некоторые дамы плакали, другие – нюхали эфир».

В середине XIX века в связи с ростом общины (число ее членов превысило 6000 человек) было решено строить новую церковь. Строительство нового собора в готическом стиле по проекту архитектора А. Мейнгардта (Майнхардта) завершилось к январю 1862 года. В целях экономии были использованы части прежнего здания. Через год на двухъярусную колокольню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Полвека спустя кирху вновь пришлось расширять. В 1903 году был объявлен архитектурный конкурс, на котором первую премию получил проект известного зодчего В. Валькота. Однако новое здание в виде трехнефной базилики, перекрытой двускатной кровлей, возвел академик архитектуры В. Косов, частично использовав проект Валькота. При этом строить новое здание в неоготическом стиле начали вокруг прежнего, и только по окончании работ разобрали прежнюю кирху.

Церковный зал изначально славился прекрасной акустикой, в 1913 году здесь впервые были исполнены «Колокола» , пять лет спустя исполнялся реквием Моцарта с участием А. Неждановой.

В 1918 году «Питерпаулькирхе» получила статус Кафедрального собора России, а затем Советского Союза. Однако через некоторое время церковь закрыли. Здание приспособили под кинотеатр «Арктика», а после войны здесь разместилась студия «Диафильм». Помещения были перепланированы, интерьеры уничтожены, орган утрачен. Перед Всемирным фестивалем молодежи и студентов в 1957 года был полностью разобран шпиль собора.

В 1990-е годы церковь вернули верующим. Были проведены реставрационные работы. В 2010 году восстановлен шпиль. В настоящее время в кирхе находится орган XIX века, ранее принадлежавший разрушенной в 1928 году лютеранской церкви св. Михаила на Вознесенской (ныне – Радио) улице. Регулярно проходят концерты органной музыки.

В ансамбль церкви входит также часовня, построенная в 1890-е годы в южной части церковного двора по проекту Ф. Шехтеля.

Москва славится многочисленными соборами и церквями. Часть из них, благодаря своей уникальной архитектуре и внутреннему убранству, известна на весь мир, другие - скромные, но от этого не менее любимые москвичами. В них не всегда привозят экскурсантов, тем не менее каждое такое сооружение является великолепным памятником истории русского церковного зодчества.

Сегодня мы предлагаем вам отправиться в Старосадский переулок, где находится величественное здание, которое привлекает к себе внимание туристов. Собор Петра и Павла в Москве (фото вы видите ниже) в нынешнем виде выполнен в стиле эклектика. Вместе с тем в нем хорошо просматриваются элементы неоготического, романского стилей и модерна.

Собор Петра и Павла в Москве: история

Непростая история этого собора началась в 1817 году, когда церковная община выкупила расположенную на этой территории усадьбу Лопухиных и стала перестраивать ее под церковь, возводить золоченые купола и устанавливать кресты. Освятили новый храм в 1819 году.

В 1837 году в помещении собора впервые зазвучали божественные звуки органа. Собор Петра и Павла в Москве стал настолько популярен, что уже не мог вместить всех прихожан, потребовалась его реконструкция. В середине XIX века начались строительные работы, которыми руководил архитектор А. А. Мейнгард. Они продлились до 1862 года.

Спустя год башню собора украсил колокол, подаренный Вильгельмом I. Количество прихожан продолжало увеличиваться. И снова потребовалось расширение храма. С 1903 по 1905 год проводилась масштабная перестройка церкви. Вначале ею руководил архитектор В. А. Коссов, позднее его сменил А. Ф. Лолейт. Церковь была освящена в конце 1905 года. В 1915 году обновленное здание было сильно повреждено во время немецких погромов. Собор Петра и Павла в Москве в 1918 году стал кафедральным.

Храм после 1917 года

В 1924 году епископальную резиденцию и Высший церковный совет перенесли в Москву. А спустя несколько лет начались массовые церковные гонения. Из собора были изъяты многие ценности, а служители арестованы и впоследствии расстреляны.

В 1938 году собор Петра и Павла в Москве был перестроен и отдан под кинотеатр. Позднее его отдали киностудии «Диафильм». Дирекция студии внесла свою лепту в перепланировку здания. В итоге интерьеры храма были практически полностью уничтожены.

Орган

Во время войны древний орган из собора перевезли в Новосибирск, в оперный театр. Там он был разобран, его основную часть отправили в металлолом, а некоторые детали использовали для декораций. Сегодня в храме напротив алтарной части установлен не менее ценный орган, который был изготовлен в 1898 году в крупнейшей организации по производству этих инструментов в Германии - на предприятии Вильгельма Зауэра.

Вначале он находился в московской церкви Св. Михаила. Когда в 1928 году ее закрыли, орган перенесли в Донской монастырь, где ему была уготовлена печальная участь - работа в зале крематория. В 2006 году Райнхардт Хюфкен, великолепный мастер из Германии, провел капитальный ремонт этого инструмента. Сегодня он великолепно звучит и во время богослужений, и на концертах органной музыки, которые проводятся в храме регулярно и вызывают огромный интерес москвичей.

Новейшая история храма

Только в мае 1991 года лютеране Москвы создали инициативную группу и подали в Управление юстиции столицы документы. В начале июня того же года был получен положительный ответ. Моссовет решил поэтапно передавать здание лютеранской общине. Однако сразу этого сделать не удалось.

Студия «Диафильм», которая по-прежнему находилась в церковном комплексе, предоставила место для совершения богослужений, покинуть же полностью здание и территорию храма она не могла.

В мае 1992 года община получила капеллу, в которой прежде находились мастерские киностудии, и в ней началась реконструкция. В день Святой Пасхи в 1993 году капеллу освятили, и до 1998 года в ней проводились богослужения. Студия «Диафильм» полностью освободила территорию церковного комплекса в 1997 году.

Примечательно, что средства для реставрации собора поступали не только от местных прихожан, но и от верующих из Европы. Немалую помощь оказали в восстановлении храма городские власти. В ходе возрождения собора большое внимание было уделено прилегающей территории. Двор расчистили от многолетних наслоений асфальтового покрытия, и он опустился на уровень 1905 года. Восстановительные работы продолжались до 2005 года. Только разрушенный шпиль был восстановлен значительно позже - в 2010 году. Последний раз храм был освящен в 2008 году.

Собор Петра и Павла в Москве: как добраться?

Храм расположен по адресу: Старосадский переулок, 7/10. Сегодня все чаще гости столицы хотят увидеть собор Петра и Павла в Москве. Как добраться на метро к этому храму? Ближайшая к собору станция - «Китай-город», чуть дальше расположена «Лубянка».

От «Китай-города» следует проехать на троллейбусе № 25 или № 45 до остановки «Армянский переулок». От остановки потребуется немного пройтись пешком до храма. Тот же транспорт доставит вас и от станции «Лубянка».