Принята на Учредительном съезде Конституционно-демократической партии

18 Октября 1905 г.

I. Основные права граждан 1. Все российские граждане, без различия пола, вероисповедания и национальности, равны перед законом. Всякие сословные различия и всякие ограничения личных и имущественных прав поляков, евреев и всех без исключения других отдельных групп населения должны быть отменены. 2. Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания […] Православная церковь и другие исповедания должны быть освобождены от государственной опеки. 3 Каждый волен высказывать и устно и письменно свои мысли, а равно обнародовать их и распространять путем печати или иным способом. Цензура, как общая, так и специальная, как бы она ни называлась, упраздняется и не может быть восстановлена. […] 4. Всем российским гражданам предоставляется право устраивать публичные собрания как в закрытых помещениях, так и под открытым небом для обсуждения всякого рода вопросов. 5. Все российские граждане имеют право составлять союзы и общества, не испрашивая на то разрешения. 6. Право петиций предоставляется как отдельным гражданам, так и всякого рода группам, союзам, собраниям и т.п. 7. Личность и жилище каждого должны быть неприкосновенны […] 8. Никто не может быть подвергнут преследованию иначе, как на основании закона - судебной властью и установленным законом судом. Никакие чрезвычайные суды не допускаются. 9. Каждый гражданин пользуется свободой передвижения и выезда за границу. Паспортная система упраздняется. 10. Все вышеозначенные права граждан должны быть введены в основной закон Российской Империи и обеспечены судебной защитой. 11. Основной закон Российской Империи должен гарантировать всем населяющим Империю народностям помимо полной гражданской и политической равноправности всех граждан право свободного культурного самоопределения […] 12. Русский язык должен быть языком центральных учреждений, армии и флота […] Населению каждой местности должно быть обеспечено получение начального, а по возможности и дальнейшего образования на родном языке. II. Государственный строй 13. Конституционное устройство российского государства определяется основным законом. 14. Народные представители избираются всеобщею, равною, прямою и тайною подачей голосов, без различия вероисповедания, национальности и пола. 15. Народное представительство участвует в осуществлении законодательной власти, в установлении государственной росписи доходов и расходов и в Контроле за законностью и целесообразностью действий высшей и низшей администрации. […] 18. Членам собраний народных представителей принадлежит право законодательной инициативы. 19. Министры ответственны перед собранием народных представителей […] III. Местное самоуправление и автономия 20. Местное самоуправление должно быть распространено на всероссийское государство. […] 25. […] В Царстве Польском вводится автономное устройство с сеймом, избираемым на тех основаниях, как и общегосударственное представительство, при условии сохранения государственного единства и участии в центральном представительстве на одинаковых с прочими частями империи основаниях. […] 26. […] Конституция Финляндии, обеспечивающая ее особенное государственное положение, должна быть всецело восстановлена. […] V. Финансовая и экономическая политика 30. Пересмотр государственного расходного бюджета в целях уничтожения непроизводительных по своему назначению или своим размерам расходов и соответственного увеличения затрат государства на действительные нужды народа. 31. Отмена выкупных платежей. […] VI. Аграрное законодательство 36. Увеличение площади землепользования […] безземельных и малоземельных крестьян […] государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путем отчуждения […] за счет государства […] частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) оценке. 37. Отчуждаемые земли поступают в государственный земельный фонд. […] 38. Широкая организация государственной помощи для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян. […] VII. Рабочее законодательство 41. Свобода рабочих союзов и собраний. 42. Право стачек. […] 44. Введение законодательным путем восьмичасового рабочего дня […] По вопросу о немедленном распространении избирательного права на женщин меньшинство осталось по практическим соображениям при особом мнении, в сипу чего съезд признал решение партии по данному вопросу необязательным для меньшинства. 45. Развитие охраны труда женщин и детей и установление особых мер охраны труда мужчин во вредных производствах.

Сборник программ политических партий России. Вып. 1. С. 34-49. http://www.hrono.ru/dokum/kadety1905.html

Конституционно-демократическая партия

«Конституционно-демократическая партия»

Лидер:

Павел Милюков

Дата основания:

октябрь 1905

Дата роспуска:

Штаб-квартира:

Санкт-Петербург

Идеология:

либерализм,конституционная монархия,социальный либерализм

Девиз:

умение и труд на благо Родине

Мест в Государственной думе :

176 / 499

98 / 518

53 / 446

59 / 432

15 / 767

(учредительное собрание)

Партийная печать:

газета «Речь», журнал «Вестник партии народной свободы».

«Свобода России» (Плакат кадетской партии 1917 г.)

Конституцио́нно-демократи́ческая па́ртия («партия к.-д. », «Па́ртия Наро́дной Свобо́ды », «ка-деты », позже «каде́ты ») - крупная леволиберальная политическая партия в России в начале XX века.

Решение о создании Конституционно-демократической партии было принято на 5-ом съезде либеральной организации земских деятелей Союз земцев-конституционалистов (9 - 10 июля 1905 года), исходя из поставленной членами Союза задачи «объединения земских сил с общенародными» в процессе подготовки к выборам в Государственную Думу.

23 августа 1905 г. в Москве состоялся 4-ый съезд организации либеральной интеллигенции Союз освобождения, который принял решение о присоединении к Союзу земцев-конституционалистов и создании вместе с земскими деятелями единой партии. Избранные обоими Союзами комиссии сформировали Временный комитет, подготовивший объединительный съезд.

Несмотря на транспортные проблемы, вызванные Всероссийской политической стачкой, Первый (учредительный) съезд Конституционно-демократической партии прошел в Москве с 12 по 18 октября 1905 года. Во вступительной речи П. Н. Милюков охарактеризовал конституционно-демократическое движение как идейное, внеклассовое, социально-реформистское, определил главную задачу создаваемой партии как «вступление в Думу с исключительной целью борьбы за политическую свободу и за правильное представительство» и провел границы партии в политическом спектре России следующим образом: от более правых партий кадетов отличает отрицание бюрократической централизации и манчестерства, от более левых - приверженность конституционной монархии и отрицание требования обобществления средств производства. На заседании 14 октября 1905 г. съезд принял постановление, в котором приветствовал «мирное, и вместе с тем грозное» рабочее забастовочное движение, выразил поддержку его требований. На следующий день, 15 октября 1905 г., на съезде было оглашено сообщение о подписании императоромНиколаем II Высочайшего манифеста о даровании народу прав и свобод. Это известие делегаты встретили громкими аплодисментами и криками «ура». В прочувственной речи М. Л. Мандельштам вкратце описал историю освободительного движения в России, результатом которого стал Октябрьским манифест, и выразил партийный привет союзу русской интеллигенции, студенческой молодежи и рабочего класса. Собравшиеся почтили вставанием память всех борцов, погибших за народную свободу, и поклялись не отдавать эту свободу назад.

В то же время на заседании 18 октября съезд дал скептическую оценку Манифесту, отметив неопределенность, иносказательность и неконкретность выражений документа, и выразил неуверенность в возможности осуществления его положений на практике при сложившихся политических условиях. Партия потребовала отмены исключительных законов, созыва Учредительного собрания для выработки конституции и освобождения политических заключенных. Свою речь на банкете, последовавшем за окончанием съезда, П. Н. Милюков закончил словами: «Ничего не изменилось, война продолжается».

На съезде были приняты устав и программа партии, выбран временный Центральный комитет.

Отношения сотрудничества между кадетами и новым правительством, которое возглавил гр. С. Ю. Витте, не сложились. Переговоры между делегацией кадетских деятелей земского союза (кн. Н. Н. Львов, Ф. А. Головин, Ф. Ф. Кокошкин) и гр. С. Ю. Витте, предложившим кадетам войти в состав реформированного кабинета министров, закончились неудачей, так как гр. С. Ю. Витте не принял условие вхождения земцев-кадетов в кабинет (всеобщие выборы в Учредительное собрание с целью выработки конституции). Делегацию земско-городского съезда, на котором кадеты имели большинство, С. Ю. Витте отказался принять, упрекнув либеральную общественность в «нежелании содействовать власти в осуществлении начал манифеста и охране порядка».

На II съезде (5 - 11 января 1906 г.) к названию партии было решено прибавить, в виде подзаголовка, слова «Партия Народной Свободы», поскольку словосочетание «Конституционно-демократическая» было непонятно малограмотному большинству населения. Съезд утвердил новую программу партии, в которой определенно высказался за конституционную парламентарную монархию и распространение избирательных прав на женщин. По наиболее острому вопросу - об участии в выборах в Государственную думу - съезд подавляющим большинством принял решение, несмотря на противодействие администрации и избирательный ценз, отсекающий от участия в выборах рабочих и часть крестьян, принять участие в избирательной кампании прежде всего в целях пропаганды своей программы и организационного структурирования партии. В случае, если кадеты выиграют выборы, съезд постановил идти в Думу, но не с целью обычной законотворческой работы, а единственно с целью введения всеобщего избирательного права, политических и гражданских прав и свобод и принятия неотложных мер для «успокоения страны». Съезд также избрал постоянный Центральный Комитет под председательством кн. Павла Долгорукова, в который, в частности, вошли В. И. Вернадский, М. М. Винавер, И. В. Гессен, кн. Петр Долгоруков, А. А. Кизеветтер, Ф. Ф. Кокошкин, А. А. Корнилов, В. А. Маклаков, М. Л. Мандельштам, П. Н. Милюков, С. А. Муромцев, В. Д. Набоков, Л. И. Петражицкий, И. И. Петрункевич, Ф. И. Родичев, П. Б. Струве, Н. В. Тесленко, кн. Д. И. Шаховской, Г. Ф. Шершеневич.

В ходе подготовки к выборам в Государственную думу численность партии кадетов неуклонно росла, достигнув к апрелю 1906 года 70 тысяч человек. Этому способствовали как высокий уровень политической активности накануне выборов, так и возможность вступать в Конституционно-демократическую партию на основании одного лишь устного заявления.

На выборах в Государственную думу партия пользовалась большим успехом как в широких кругах интеллигенции, буржуазии, части либерального дворянства и мещанства, так и среди трудящихся. Широкую общественную поддержку партии обусловили, с одной стороны, радикальная программа политических, социальных и экономических реформ, а с другой стороны, стремление партии осуществить эти реформы исключительно мирным, парламентским путем, без революций, насилия и крови.

В результате конституционные демократы получили в Государственной думе I созыва 179 мест из 499-и (35,87 %), образовав крупнейшую думскую фракцию. Председателем Думы стал член ЦК профессор С. А. Муромцев, кадетами были также все его заместители и председатели 22 думских комиссий.

После роспуска Думы через 2,5 месяца её работы, кадеты сперва участвовали в собрании депутатов вВыборге и в выработке известного «Выборгского воззвания», но вскоре отказались от требований Выборгского воззвания и пошли на выборы во II Думу под очень умеренными лозунгами.

Все лица, подписавшие Выборгское воззвание, потеряли право быть избранными во II Думу (во время выборов они находились под следствием) и в III Думу (приговоренные к наказанию по суду лишались избирательного права на 3 года после окончания наказания). Данное обстоятельство привело к тому, что многие популярные деятели партии не смогли принять участие в последующих выборах, и послужило одной из причин того, что успех кадетов на выборах в I Думу никогда более не удалось повторить.

Совет Народных Комиссаров

Декрет об аресте вождей гражданской войны против революции

Члены руководящих учреждений партии кадетов, как партии врагов народа, подлежат аресту и преданию суду революционных трибуналов.

На местные Советы возлагается обязательство особого надзора за партией кадетов ввиду её связи с корниловско-калединской гражданской войной против революции.

Декрет вступает в силу с момента его подписания.

Председатель Совета Народных Комиссаров Вл. Ульянов (Ленин)

Народные комиссары: Н. Авилов (Н. Глебов), П. Стучка, В. Менжинский,Джугашвили-Сталин, Г. Петровский, А. Шлихтер, П. Дыбенко.

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Влад. Бонч-Бруевич

Секретарь Совета Н. Горбунов

Во II Думе они получили 98 депутатских мандатов (председателем опять был выбран член ЦК, Ф. А. Головин). ВIII Думу кадеты провели только 54 депутата, а в следующую(и последнюю) - 59.

После роспуска II Государственной Думы партия кадетов, в отличие от социалистических партий, продолжала действовать открыто и легально, проводила общероссийские съезды, свободно издавала и распространяла партийную литературу. На местах функционировали многочисленные кадетские клубы и комитеты, устраивались митинги, собирались средства на содержание партии. В то же время Министерство внутренних дел неизменно отказывало Конституционно-демократической партии в официальной регистрации.

Играли решающую роль в последней Думе, в организацияхЗемского и городского союзов, в Военно-промышленных комитетах. Поддерживали политику правительства в 1-й мировой войне. Инициаторы создания оппозиционногоПрогрессивного блока (1915). Выступали под патриотическими, но радикально антиправительственными лозунгами. Известна знаменитая думская речь Милюкова с обвинениями в адрес правительства и двора («Что это - глупость или измена?»).

Наиболее влиятельным периодическим изданием, стоявшим на позициях конституционно-демократической партии, была газета «Речь».

Социальный состав партии и ее электорат

Изначально партия кадетов была организована представителями интеллигенции и земского либерального дворянства. В состав партии вошли также либерально настроенные землевладельцы, средняя городская буржуазия (промышленники, купцы, банкиры), учителя, врачи, служащие. В период революционного подъема 1905-1907 годов в партийных организациях состояли или активно поддерживали партию многие рабочие, ремесленники и крестьяне. Стремление кадетов играть роль конструктивной оппозиции и оппонировать царскому правительству исключительно парламентскими методами привело после поражения революции 1905 года к разочарованию в тактике кадетов и оттоку из партии представителей социальных групп, занятых физическим трудом и располагающих небольшими доходами. Сокращение численности трудящихся в составе партии продолжалось вплоть до революции 1917 года. В течение всего этого времени партию кадетов поддерживал в основном средний городской класс. После Февральской революции 1917 года, которую кадеты приветствовали и которая дала им ведущую роль во Временном правительстве, численность Конституционно-демократической партии стала резко расти как за счет массового вступления в нее надеющихся на демократические изменения рабочих и крестьян, так и за счет бывших прогрессистов, октябристов и даже правых монархистов, которые видели в ней единственную надежду на мирное завершение революции и восстановление правопорядка. Однако по мере усиления разрухи, вызванной войной, и радикализации масс поддержка кадетов, пытавшихся спасти монархию и выступавших за войну до победного конца, среди городских низов и особенно сельского и провинциального населения неуклонно сокращалась, что находило отражение в неблагоприятных для кадетов результатах местных выборов. Провал выступления генерала Л. Г. Корнилова, за которым видели «руку кадетов», также нанёс урон репутации партии. Тем не менее, на выборах в Учредительное собрание в 1917 году кадеты по прежнему получили голоса городского среднего класса.

После Февральской революции

«В Февральской революции 1917 г. к.-д. изо всех сил старались спасти монархию» . «В революцию 1917 г. высказались на своем съезде за республику» . 3 марта 1917 года в Екатерининском зале Таврического дворца председатель ЦК Конституционно-демократической партии П. Н. Милюков произнес речь, в которой, в частности, заявил:

"Старый деспот, доведший Россию до полной разрухи, добровольно откажется от престола или будет низложен. Власть перейдет к регенту, великому князю Михаилу Александровичу. Наследником будет Алексей... Мы не можем оставить без ответа и без разрешения вопрос о форме государственного строя. Мы представляем его себе как парламентарную и конституционную монархию. Быть может, другие представляют иначе. Но если мы будем спорить об этом сейчас, вместо того чтобы сразу решить вопрос, то Россия очутится в состоянии гражданской войны и возродится только что разрушенный режим. Этого сделать мы не имеем права... Но, как только пройдет опасность и установится прочный мир, мы приступим к подготовке созыва Учредительного собрания на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Свободно избранное народное представительство решит, кто вернее выразил общее мнение России: мы или наши противники".

Однако попытка лидера кадетов спасти таким образом монархию не удалась. 2 марта 1917 года Николай II переменил принятое решение отречься от престола в пользу малолетнего сына Алексея и отрекся в пользу брата Михаила Александровича, который, в свою очередь, заявил, что примет верховную власть только в том случае, если таково будет решение Учредительного собрания. В сложившихся обстоятельствах, когда члены самой династии Романовых отрекались от власти, защищать далее монархию было трудно. Уже на VII съезде Конституционно-демократической партии, прошедшем в Петрограде 25 - 28 марта 1917 года, программа партии была пересмотрена: вместо требования конституционной монархии было провозглашено, что «Россия должна быть демократической и парламентарной республикой».

Кадеты преобладали в первом составе Временного правительства, П. Н. Милюков, один из лидеров партии, стал министром иностранных дел. Кадеты были близки к высшему командному составу армии (Алексеев и др.). Летом 1917 года, ввиду очевидного кризиса революционных методов управления страной, сделали ставку на военную диктатуру, а после провала Корниловского выступления, которому сочувствовали, были удалены из Временного правительства.

После Октябрьской революции

Во время Октябрьской революции в ночь с 25 (7 ноября) на 26 октября 1917 г. министры-кадеты (Н. М. Кишкин, А. И. Коновалов, А. В. Карташев, С. А. Смирнов), находившиеся в Зимнем дворце вместе с другими членами Временного правительства, были арестованы захватившими дворец большевиками. Той же ночью 26 октября (8 ноября) 1917 г. члены ЦК Конституционно-демократической партии В. Д. Набоков, кн. В. А. Оболенский, С. В. Панина вступили в состав антибольшевистского Комитета спасения Родины и революции, образованного городской думой Петрограда. 27.10.1917 г. ЦК партии обратился к населению с призывом не подчиняться Совету народных комиссаров. ЦК заявил также о недопустимости для членов партии, за исключением преподавателей, нахождения на службе у большевиков.

В ноябре 1917 года кадеты приняли участие в выборах во Всероссийское учредительное собрание. Поскольку кадеты представляли правое крыло политического спектра, им удалось собрать голоса тех сил, которые отвергали большевизм и не принимали социализм. Однако число таких избирателей было невелико. В основном за кадетов голосовали средние слои крупных городов: буржуазия, интеллигенция. В Петрограде, Москве и многих городах кадеты вышли на второе место (после большевиков), а в 13-и городах - на первое место, но в целом по стране кадеты набрали всего 4,7 % голосов и получили 15 мест в Учредительном собрании. Однако кадетские депутаты не смогли принять участие в работе Учредительного собрания: 28 ноября (12 декабря) 1917 г. Совет народных комиссаров РСФСР издал декрет, объявлявший партию кадетов «партией врагов народа» и предусматривавший арест её лидеров. По декрету СНК были арестованы 4 депутата Учредительного собрания от Конституционно-демократической партии (кн. П. Д. Долгоруков, Ф. Ф. Кокошкин, В. А. Степанов, А. И. Шингарев). 7 января 1918 г. двое из них, Ф. Ф. Кокошкин и А. И. Шингарев,были убиты красногвардейцами в Мариинской тюремной больнице.

Кадеты участвовали в различных подпольных антибольшевистких организациях (Правый центр, Национальный центр, Союз Возрождения) и активно поддерживали Белое движение.

В начале 1920-х партия к.-д. играла большую роль в эмиграции, где ряд программных и тактических вопросов несколько отвел друг от друга различные течения в партии. Правые к.-д. (П. Струве, В. Набоков), составляющие большинство, в своих выступлениях сблизились с монархистами. Левые к.-д. (республиканцы), возглавляемые П. Н. Милюковым, искали опору в крестьянстве, что привело их к сближению с эсерами. Из к.-д. в эмиграции вышла часть так называемых «сменовеховцев», стоящих за признание Советской власти.

Главные пункты программы (на 1913 год)

    равенство всех российских граждан без различия пола, религии и национальности;

    свобода совести, слова, печати, собраний, союзов;

    неприкосновенность личности и жилищ;

    свобода культурного самоопределения национальностей;

    конституция с ответственным перед народными представителями министерством (парламентский строй);

    всеобщее избирательное право по семичленной формуле;

    местное самоуправление на основе всеобщего избирательного права, распространяющееся на всю область местного самоуправления;

    независимый суд;

    реформа податей для облегчения беднейших классов населения;

    бесплатная передача крестьянам земель государственных, удельных, кабинетских и монастырских;

    принудительный выкуп в их пользу части земель частновладельческих «по справедливой оценке»;

    право стачек;

    законодательная охрана труда;

    8-часовой рабочий день, «где его введение возможно»;

    всеобщее бесплатное и обязательное начальное образование.

    культурное самоопределение всех наций и народностей (религия, язык, традиции)

    полная автономия Финляндии и Польши

    федеративное устройство России

Лидеры и видные деятели

    Милюков, Павел Николаевич;

    Вернадский, Владимир Иванович;

    Винавер, Максим Моисеевич

    Герасимов, Пётр Васильевич;

    Гессен, Иосиф Владимирович;

    Глебов, Николай Николаевич;

    Головин, Федор Александрович;

    Долгоруков, Павел Дмитриевич;

    Кизеветтер, Александр Александрович;

    Кишкин, Николай Михайлович;

    Кокошкин, Фёдор Фёдорович (младший);

    Львов, Георгий Евгеньевич;

    Мануйлов, Александр Аполлонович;

Политические партии в России в начале 20 века

Название партии

Дата создания, руководитель

Социальная база

Аграрный вопрос

Политический вопрос

Рабочий вопрос

Национальный вопрос

(большевики)

1898, 1903 гг.,

В.И.Ульянов

Рабочие + крестьяне

А)Ликвидация помещичьего землевладения и передача земли в общенародную собственность

Ликвидация самодержавия; переход власти в руки рабочих и крестьян

ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА

Право наций на самоопределения вплоть до отделения и образования независимого государства

(меньшевики)

1898, 1903; Г.В.Плеханов, Ю.О.Мартов

Рабочие, мелкая буржуазия, интеллигенция

Расхождения с большевиками носят тактический характер. Тактика опирается на политическую обстановку и допускает различные формы деятельности, при этом предпочтение отдаётся легальной деятельности в Думе, профсоюзах и других организациях

Партия социалистов-революционеров (эсеров)

В.М.Чернов

Крестьяне +рабочие

А)Ликвидация помещичьего землевладения

Б) наделение крестьян землёй по уравнительному принципу – СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЗЕМЛИ

Ликвидация самодержавия; переход власти в руки рабочих и крестьян. Создание демократической республики.

Наделение рабочих всей полнотой экономических и политических прав

Право народов на самоопределение; создание федеративного государства.

Партия конституционных демократов

П.Н.Милюков

Либеральная буржуазия, либеральные помещики, интеллигенция

Выкуп государством части помещичьих земель и наделение крестьян. Упразднение общин.

Всеобщее равное избирательное право; разделение властей; принятие Конституции. Конституционная монархия. Равенство; гражданские права

8- часовой рабочий день; право на профсоюзы, стачки. Рабочее законодательство. Охрана труда.

Право культурно-национальной автономии. Самоуправление Польши и Финляндии в составе Росс. империи

(октябристы)

А.И.Гучков

Крупная буржуазия, помещики

Ликвидация общины; отчуждение части помещичьих земель за выкуп.

Конст. монархия с широкими правами царя. Гражданские права населения.

Создание умеренного рабочего законодательства

Единое и неделимое

(унитарное) государство

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА В России первые политические партии были созданы только в начале ХХ века. В течение первых двадцати лет они пытались оказывать влияние на внутреннюю политику правительства, используя как легальные, так и нелегальные методы воздействия, исходя из своих программных и тактических установок. Кадеты Конституционно-демократическая партия народной свободы была создана в октябре 1905 года. Численность ее членов достигала 70 тысяч человек. Социальную базу партии составляла интеллигенция, предприниматели, мелкая буржуазия города и деревни. Программа партии предусматривала превращение России в конституционную монархию, провозглашала политические свободы и всеобщее избирательное право, 8-часовой рабочий день, социальное страхование, автономию для Польши и Финляндии. Кадеты находились в оппозиции режиму, но признавали только легальные методы борьбы. Особое внимание отводилось работе в Государственной думе, где кадеты пользовались большим влиянием. Им принадлежала доминирующая роль в Прогрессивном блоке, сформировавшемся в Государственной думе в 1915 году. Апогеем противостояния партии с правительством явилась речь Милюкова П. Н. произнесенная 1 ноября 1916 года с трибуны Государственной думы, в которой он подверг резкой критике действия правительства. Февральская революция открыла собой новую веху в истории кадетской партии, которая по существу правящей партией. В состав созданного, после отречения Николая II, Временного правительства вошло несколько министров кадетов. Партия пыталась остановить разруху в стране и сдерживать полевение масс Особое возмущение в кадетских кругах вызывала деятельность большевиков. Поэтому партия поддержала выступление Корнилова А. в августе 1917 года, что нанесло тяжелый удар по ее авторитету. Кадеты не приняли Октябрьскую революцию и направили все свои усилия на сплочение антибольшевистских сил. В конце ноября 1917 года партия кадетов была запрещена декретом Совнаркома и ее члены ушли в подполье. В годы гражданской войны большинство из них сражалось в рядах "белой армии", а затем эмигрировало из России.

Программа партии кадетов

Исходной посылкой политической программы кадетов была идея эволюционного развития общества, постепенного реформирования российских властных структур. Они требовали замены неограниченного самодержавия конституционно-монархическим строем. Политическим идеалом кадетов была парламентарная конституционная монархия британского типа, где "король царствует, но не управляет". Последовательно проводилась мысль о разделении властей – законодательной, исполнительной и судебной. Кадеты выступали за введение в России всеобщего избирательного права, провозглашение демократических свобод - слова, собраний, союзов и т.д., настаивали на соблюдении гражданских и политических прав личности, т.е. стремились к созданию в России правового государства.

Обоснованию кадетской программы конституционной монархии служила теория правового государства. М.М. Ковалевский*** подчеркивал, что право - первично, а государство - вторично, что праву принадлежит приоритет над государством .

Кадеты-юристы считали, что признание верховенства права выражается в трех условиях:

а) не может быть изменений правопорядка в государстве без участия народного представительства;

б) не может быть безответственных правительственных актов, хотя могут быть безответственные органы;

в) должен существовать правильный суд .

Для правового государства характерно участие народа в законодательстве, контроль за исполнением законов и самоограничение государственной власти. По мнению Ф.Ф. Кокошкина****, правовое и конституционное государство - синонимы, истинно правовое демократическое государство не может не быть парламентарным, так как венцом конституционального режима является парламентаризм .

Постепенно русские правоведы ввели в научный обиход понятие "конституционное право". Раньше они оперировали термином "государственное право", употребляя понятие "конституционное право" лишь применительно к Западной Европе. Со временем этот термин прочно утвердился в правовом научном лексиконе.

Вместе с тем в программе кадетов было немало положений, которые не соответствовали позиции последовательного демократизма. Так, в национальном вопросе кадеты занимали позицию, которая давала возможность оппонентам-социалистам упрекать их в "великодержавности". Кадеты, будучи по своим принципам унитаристами, не признавали права наций и народностей на политическое самоопределение и отделение от Российской империи, допуская лишь лозунг культурно-национального самоопределения (которое предполагало использование национальных языков в системе образования, в книгоиздании, судопроизводстве) и в отдельных случаях - областной автономии. Для Польши и Финляндии кадеты признавали более широкую автономию, но в рамках единого Российского государства.

Теоретики Партии народной свободы остро осознавали возраставшее несоответствие между отжившей свой век политической системой и потребностями реформирования страны. Являясь идеологами либерализма нового типа, кадеты считали наиболее оптимальной, рациональной основой общественного процесса рыночное хозяйство, поэтому программа кадетов с наибольшей полнотой и последовательностью выражала тенденции капиталистического развития страны на обозримую историческую перспективу.

Большое внимание в программе партии уделялось решению экономических проблем. Наиболее обстоятельно был разработан аграрный вопрос. Кадеты исходили из того, что без кардинального решения этого вопроса невозможно преобразование экономики страны и подъем уровня жизни населения. Они выступали за освобождение крестьян от общинных пут, за создание мелкого самостоятельного крестьянского хозяйства, за формирование рыночной инфраструктуры сельскохозяйственного производства. Предлагалось образовать особый фонд из государственных, удельных, кабинетских, монастырских и части помещичьих земель и из этого фонда наделять крестьян. Кадеты считали, что без частичного принудительного отчуждения помещичьей земли решить аграрно-крестьянский вопрос в России невозможно (министр внутренних дел П.А. Столыпин, крайне правые и октябристы настаивали на полной неприкосновенности помещичьего землевладения).

Вопрос о допустимых пределах отчуждения помещичьей земли был одним из сложных и дискуссионных пунктов аграрной программы. Основным критерием оценки отчуждаемых земель, принадлежащих помещикам, являлся способ их эксплуатации. Партия народной свободы считала возможным пожертвовать крупным помещичьим землевладением, являвшимся экономической основой сохранения полукрепостнических форм аренды, оплотом самодержавия и постоянным источником недовольства крестьян. Определенная часть левых кадетов выступала за отчуждение части среднего помещичьего землевладения. Однако руководство кадетской партии решительно возражало против подобного радикализма. Постоянно подчеркивалось, что на этот шаг следует идти лишь в крайних случаях, когда "не представляется никакой иной возможности удовлетворить земельную нужду окрестного населения и когда притом будет обеспечена надежда, что хозяйство станет и впредь продолжаться в не худшем виде, чем прежде" .

Одним из коренных вопросов кадетской аграрной программы был вопрос о выкупе, претерпевший эволюцию. Отчуждение земли кадетами допускалось только за выкуп. Они были убеждены, что выкуп необходим, ибо "земля не дар божий, а продукт трудов человеческих и воплощение капитала". В период подъема революции кадеты выступали за выкуп земли за счет государства. Наряду с этим набирало силу течение, представители которого предлагали возложить часть платежей на самих крестьян. "Неблагоприятное нравственное влияние дарового приобретения земли на народную массу способно было бы уничтожить все благие экономические следствия этой меры, – писал Н.Н. Кутлер*****. - Даровая раздача малоземельным крестьянам земель, приобретенных на общегосударственный счет, была бы вместе с тем несправедливостью в отношении прочих классов населения" .

Кадетами был разработан демократический и гибкий механизм аграрного реформирования через сеть земельных комитетов, состоявших из представителей помещиков, крестьян и чиновников. По существу, в своей аграрной программе кадеты выступали за очищение аграрного строя России от наиболее грубых форм и методов полукрепостнической эксплуатации. Отстаивая интересы либерально настроенной буржуазии и помещиков, ведущих свое хозяйство на капиталистической основе, кадеты стремились приспособить аграрный строй России к потребностям буржуазного развития, установить в деревне "социальный мир".

На упорядочение буржуазных отношений, стабилизацию и гуманизацию сферы наемного труда была направлена рабочая программа. Стремление перенести тред-юнионизм на русскую почву делало центральным ее требованием создание легальных рабочих союзов, что, по мнению кадетов, должно способствовать мирному урегулированию взаимоотношений между трудом и капиталом, между рабочими и предпринимателями. Кадеты настаивали на необходимости заключения профсоюзами коллективного договора с предпринимателями, который мог быть расторгнут только в судебном порядке. Решение вопросов о взаимоотношениях труда и капитала предлагалось перенести в специальные арбитражные органы с участием представителей от рабочих и капиталистов.

Важное место в программе Партии народной свободы занимали вопросы социальной защиты рабочих. В ней были выдвинуты требования постепенного введения 8-часового рабочего дня, сокращения сверхурочных работ, запрещения привлекать к ним подростков. Кадеты выступали за предоставление рабочим компенсации при утрате трудоспособности по причине несчастного случая или профессионального заболевания (выплата компенсации должна производиться за счет предпринимателя), за введение государственного страхования на случай смерти, старости и болезней. Обязательному страхованию от несчастных случаев подлежали все рабочие и служащие независимо от вида предприятия (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, строительные и т.д.) исключительно за счет предпринимателей.

Потерпевшим предполагалось выплачивать еженедельные пособия и пенсии. Пособия должны были назначаться в размере 60% среднего действительного заработка потерпевшего со дня несчастного случая по день восстановления трудоспособности или признания ее утраты. В случае утраты трудоспособности должны были выплачиваться пенсии, которые также предполагались членам семьи в случае смерти потерпевшего. Обращалось внимание на организацию и деятельность больничных касс, на которые возлагалась обязанность выдавать денежные пособия и предоставлять больным бесплатное лечение. Предусматривалась также организация земских и городских касс, фонды которых составлялись из взносов предпринимателей (две трети) и рабочих (одна треть). Намечалось создание судов для рассмотрения вопросов, касающихся страхования.

Рабочая программа кадетов предусматривала значительное улучшение положения рабочего класса с учетом уровня экономического развития России и не вела к снижению производительности труда на предприятиях.

Была разработана также обширная программа мер, направленных на преобразование народного хозяйства. Она включала: создание при правительстве специального органа (с участием представителей законодательных палат и деловых промышленных кругов) для разработки перспективного плана развития всех отраслей народного хозяйства; пересмотр устаревшего торгово-промышленного законодательства и отмену мелочной опеки и регламентации, стеснявших свободу предпринимательской деятельности; открытие доступа частному капиталу в железнодорожное строительство, горные промыслы, почтово-телеграфное дело и пр.; ликвидацию или сокращение нерентабельного государственного хозяйства; расширение внешней торговли, а также организацию консульской службы.

Предусматривались в программе и финансовые реформы. Это прежде всего расширение бюджетных прав Государственной Думы, организация промышленного кредита и учреждение банка долгосрочного промышленного кредита, создание торгово-промышленных палат. Кадеты требовали изменить финансовую политику в области государственного бюджета в целях снижения непроизводительных по своему назначению или своим размерам расходов и соответственного увеличения затрат государства на действительные нужды народа.

Партия народной свободы настаивала также на пересмотре налоговой системы. Эти требования включали: отмену выкупных платежей; понижение косвенного обложения и постепенную отмену косвенных налогов на предметы потребления народных масс; реформу прямых налогов на основе прогрессивного и имущественного обложения; введение прогрессивного налога на наследство; понижение таможенных пошлин; государственное общественное содействие кооперации во всех ее видах, обращение средств сберегательных касс на развитие мелкого кредита .

Поскольку экономическая программа кадетов исходила из интересов буржуазного развития страны, то она поддерживалась и разделялась октябристами и прогрессистами. Особенностью документов партии кадетов было то, что в них предлагались не только те или иные меры, но и механизмы их подготовки и реализации.

Возможность претворить свою программу в жизнь возникла у кадетов после Февральской революции 1917 г., когда конституционно-демократическая партия перестала быть оппозиционной. Аграрная и промышленно-финансовая программа партии нашла отражение в проекте Декларации Временного правительства по экономическим вопросам и объяснительной записке к нему, представленных на рассмотрение кабинета по линии Министерства промышленности и торговли. Учитывая реальную обстановку в стране, кадеты были вынуждены принять идею государственного регулирования и энергично призывали к широкому привлечению иностранного капитала, без которого не мыслили развитие производительных сил в России.

Политическая позиция кадетов этого периода предполагала отказ от конституционной монархии в пользу парламентской буржуазной республики западноевропейского типа. Однако это положение в программе партии просуществовало недолго - уже к августу 1917 г., по выражению П.Н. Милюкова, кадеты убедились, что "спасение России в возвращении монархии" .

Неизменным считался курс на дальнейшее участие России в первой мировой войне. К числу важнейших национальных задач кадеты относили приобретение черноморских проливов Босфор и Дарданеллы и Константинополя. Лидер партии даже получил в прессе прозвище "Милюков-Дарданельский" . По расчетам кадетов, удовлетворение этих требований должно было упрочить стратегическое положение России, усилить влияние на Ближнем Востоке и Балканах, стимулировать развитие экономики страны. Однако широким массам были ненавистны захватнические лозунги, взятые на вооружение Временным правительством. Известная нота П.Н. Милюкова спровоцировала апрельский правительственный кризис, что привело Милюкова – министра иностранных дел Временного правительства – к отставке. Народ жаждал мира. Крестьяне, составлявшие большую часть населения России, требовали земли, пролетариат выступал за контроль над производством и уничтожение частной собственности. После февральских событий становятся все более популярны программы других, вышедших из подполья партий. С апреля начала набирать силу партия большевиков.

Кадеты, ранее занимавшие в Государственной Думе позиции ближе к левому флангу, стали оплотом правых. Их программа, отстаивающая незыблемость принципа частной собственности, передачу крестьянам части помещичьих земель за выкуп, войну до победного конца, привлекала теперь тех, кого страшила и отталкивала революция. Ряды кадетов пополнили царские чиновники, крупные торговцы и промышленники и, что особенно трудно себе представить, черносотенцы с их великодержавным шовинизмом и антисемитизмом. Изменившийся состав кадетской партии, ее идейный облик, борьба против Советов, стремление к установлению военной диктатуры вызывали в народе раздражение и враждебность.

Революционное нетерпение и уравнительные тенденции, захватившие народные массы, не способствовали укреплению партии кадетов у власти. Их аграрная и промышленная программа подвергалась ожесточенной критике со стороны партий социалистического толка. В восприятии широких народных масс кадеты все больше становились символом консерватизма и сдерживания реформ.

Совершенно справедливо отмечают авторы книги "Драма российских реформ и революций", что в момент отождествления теории и практики либерализм как политическое течение дооктябрьской эпохи оказался несостоятельным, во-первых, потому, что не смог выработать ответ на проблемы, поставленные социальной крестьянской революцией; во-вторых, потому, что либерализму не удалось завоевать массовое сознание; и наконец, в-третьих, кадеты так до конца и не сумели подняться до идеи свержения самодержавия .

После Октябрьской революции 1917 г. СНК издал декрет, ставящий партию кадетов "вне закона". В результате репрессий и победы большевиков в гражданской войне партия кадетов сошла с политической арены России.

Вместо заключения

Либеральные конституционные идеи вновь стали открыто провозглашаться в нашей стране в конце 80-х–начале 90-х годов ушедшего века. В той или иной степени они прозвучали в программах Европейской либерально-демократической партии, Российской социально-либеральной партии, Республиканской партии и ряда других. В 1989 г. было положено начало возрождению кадетской партии. Название новой партии повторяет название дореволюционной партии кадетов - Конституционно-демократическая партия - Партия народной свободы (КДП-ПНС). Зарегистрирована Министерством юстиции РФ 25 сентября 1991 г.

Программа КДП (ПНС) развивает применительно к современности идеи и установки кадетов начала ХХ века. Подобно предшественникам, новые кадеты в своей программе уделяют большое внимание конституционным правам граждан: свободе личности, слова, печати, манифестаций, передвижения, предпринимательства, праву частной собственности, отстаивают принципы широкого самоуправления. Те и другие - сторонники сильного правового государства.

Вопрос о государственном устройстве рассматривается современными кадетами в духе решений VII съезда Партии народной свободы 1917 г., а именно: провозглашение демократической парламентарной республики на основе конституционного разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако в вопросе государственного устройства просматривается и различие позиций. Дореволюционные кадеты выступали за единую и неделимую Россию, были унитаристами. Современная кадетская партия придерживается принципа федеративного устройства государства, хотя нельзя не отметить, что права различных народностей в программе дореволюционных кадетов прописаны обстоятельнее.

Итак, программы кадетов начала и конца ХХ века ориентированы на демократическое развитие России. Однако современную партию кадетов сильной и влиятельной пока не назовешь. Ее лидерам на хватает политического опыта и зрелости, а программе - учета всех нюансов политической обстановки в стране.

Изучение истории либеральной традиции и отношения либеральной интеллигенции к вопросам общественного и экономического развития России представляется весьма актуальным в современный период. Все эти проблемы тесно связаны с процессом становления и эволюции гражданского общества и правового государства в современной России.

Литература

1. Политические партии России в период революции 1905-1907 гг. Количественный анализ: Сб. статей. М., 1987. С. 99, 146.

2. Ковалевский М.М. Учение о личных правах. М., 1905. С. 6-7.

3. Алексеев А.С. Начало верховенства права в современном государстве // Вопросы права. 1910. Кн. II. С. 15.

4. Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. 2-е изд. М., 1912. С. 261.

5. Чупров А.И. К вопросу об аграрной реформе. М., 1906. С. 27.

6. Программа партии народной свободы (конституционно-демократической). М., 1917. С. 3-22.

7. Законодательные проекты и предложения партии народной свободы. 1905-1907 гг. СПб., 1907. С. 16.

8. Милюков П. Тактика фракции народной свободы во время войны. Пг., 1916. С. 6, 7.

9. Плимак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций. М., 2000. С. 273, 281-282.

* Всего состоялось десять съездов партии кадетов: I – в 1905 г.; II, III, IV – в 1906 г., V – в 1907 г., VI – в 1916 г., VII, VIII, IX, X – в 1917 г. На II съезде (январь 1906 г.) произошло окончательное конституирование партии кадетов, внесены изменения в программу и устав, выбран новый состав ЦК, к основному названию партии сделано добавление – Партия народной свободы (ПНС).

*** Ковалевский Максим Максимович (1851–1916) - ученый-обществовед, лидер партии демократических реформ.

**** Кокошкин Федор Федорович (1871–1918) - юрист, крупнейший эксперт в области государственного права.

***** Кутлер Николай Николаевич (1859–1924) – юрист, один из лидеров партии кадетов, автор либерального проекта по земельному вопросу.

История

Решение о создании Конституционно-демократической партии было принято на 5-ом съезде либеральной организации земских деятелей Союз земцев-конституционалистов (9 - 10 июля 1905 года), исходя из поставленной членами Союза задачи «объединения земских сил с общенародными» в процессе подготовки к выборам в Государственную Думу.

23 августа 1905 г. в Москве состоялся 4-ый съезд организации либеральной интеллигенции Союз освобождения , который принял решение о присоединении к Союзу земцев-конституционалистов и создании вместе с земскими деятелями единой партии. Избранные обоими Союзами комиссии сформировали Временный комитет, подготовивший объединительный съезд.

Несмотря на транспортные проблемы, вызванные Всероссийской политической стачкой, Первый (учредительный) съезд Конституционно-демократической партии прошел в Москве с 12 по 18 октября 1905 года. Во вступительной речи П. Н. Милюков охарактеризовал конституционно-демократическое движение как идейное, внеклассовое, социально-реформистское, определил главную задачу создаваемой партии как «вступление в Думу с исключительной целью борьбы за политическую свободу и за правильное представительство» и провел границы партии в политическом спектре России следующим образом: от более правых партий кадетов отличает отрицание бюрократической централизации и манчестерства, от более левых - приверженность конституционной монархии и отрицание требования обобществления средств производства . На заседании 14 октября 1905 г. съезд принял постановление, в котором приветствовал «мирное, и вместе с тем грозное» рабочее забастовочное движение, выразил поддержку его требований. На следующий день, 15 октября 1905 г., на съезде было оглашено сообщение о подписании императором Николаем II Высочайшего манифеста о даровании народу прав и свобод. Это известие делегаты встретили громкими аплодисментами и криками «ура». В прочувственной речи М. Л. Мандельштам вкратце описал историю освободительного движения в России, результатом которого стал Октябрьским манифест, и выразил партийный привет союзу русской интеллигенции, студенческой молодежи и рабочего класса. Собравшиеся почтили вставанием память всех борцов, погибших за народную свободу, и поклялись не отдавать эту свободу назад.

В то же время на заседании 18 октября съезд дал скептическую оценку Манифесту, отметив неопределенность, иносказательность и неконкретность выражений документа, и выразил неуверенность в возможности осуществления его положений на практике при сложившихся политических условиях. Партия потребовала отмены исключительных законов, созыва Учредительного собрания для выработки конституции и освобождения политических заключенных. Свою речь на банкете, последовавшем за окончанием съезда, П. Н. Милюков закончил словами: «Ничего не изменилось, война продолжается».

На съезде были приняты устав и программа партии, выбран временный Центральный комитет.

Отношения сотрудничества между кадетами и новым правительством, которое возглавил гр. С. Ю. Витте, не сложились. Переговоры между делегацией кадетских деятелей земского союза (кн. Н. Н. Львов, Ф. А. Головин, Ф. Ф. Кокошкин) и гр. С. Ю. Витте , предложившим кадетам войти в состав реформированного кабинета министров, закончились неудачей, так как гр. С. Ю. Витте не принял условие вхождения земцев-кадетов в кабинет (всеобщие выборы в Учредительное собрание с целью выработки конституции). Делегацию земско-городского съезда, на котором кадеты имели большинство, С. Ю. Витте отказался принять, упрекнув либеральную общественность в «нежелании содействовать власти в осуществлении начал манифеста и охране порядка».

На II съезде (5 - 11 января 1906 г.) к названию партии было решено прибавить, в виде подзаголовка, слова «Партия Народной Свободы», поскольку словосочетание «Конституционно-демократическая» было непонятно малограмотному большинству населения. Съезд утвердил новую программу партии, в которой определенно высказался за конституционную парламентарную монархию и распространение избирательных прав на женщин. По наиболее острому вопросу - об участии в выборах в Государственную думу - съезд подавляющим большинством принял решение, несмотря на противодействие администрации и избирательный ценз, отсекающий от участия в выборах рабочих и часть крестьян, принять участие в избирательной кампании прежде всего в целях пропаганды своей программы и организационного структурирования партии. В случае, если кадеты выиграют выборы, съезд постановил идти в Думу, но не с целью обычной законотворческой работы, а единственно с целью введения всеобщего избирательного права, политических и гражданских прав и свобод и принятия неотложных мер для «успокоения страны». Съезд также избрал постоянный Центральный Комитет под председательством кн. Павла Долгорукова, в который, в частности, вошли В. И. Вернадский, М. М. Винавер, И. В. Гессен, кн. Петр Долгоруков, А. А. Кизеветтер, Ф. Ф. Кокошкин, А. А. Корнилов, В. А. Маклаков, М. Л. Мандельштам, П. Н. Милюков, С. А. Муромцев, В. Д. Набоков, Л. И. Петражицкий, И. И. Петрункевич, Ф. И. Родичев, П. Б. Струве, Н. В. Тесленко, кн. Д. И. Шаховской, Г. Ф. Шершеневич.

В ходе подготовки к выборам в Государственную думу численность партии кадетов неуклонно росла, достигнув к апрелю 1906 года 70 тысяч человек. Этому способствовали как высокий уровень политической активности накануне выборов, так и возможность вступать в Конституционно-демократическую партию на основании одного лишь устного заявления.

Члены руководящих учреждений партии кадетов, как партии врагов народа, подлежат аресту и преданию суду революционных трибуналов.

На местные Советы возлагается обязательство особого надзора за партией кадетов ввиду её связи с корниловско-калединской гражданской войной против революции.

Декрет вступает в силу с момента его подписания.

Председатель Совета Народных Комиссаров
Вл. Ульянов (Ленин)

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
Влад. Бонч-Бруевич

Однако попытка лидера кадетов спасти таким образом монархию не удалась. 2 марта 1917 года Николай II переменил принятое решение отречься от престола в пользу малолетнего сына Алексея и отрекся в пользу брата Михаила Александровича, который, в свою очередь, заявил, что примет верховную власть только в том случае, если таково будет решение Учредительного собрания. В сложившихся обстоятельствах, когда члены самой династии Романовых отрекались от власти, защищать далее монархию было трудно. Уже на VII съезде Конституционно-демократической партии, прошедшем в Петрограде 25 - 28 марта 1917 года, программа партии была пересмотрена: вместо требования конституционной монархии было провозглашено, что «Россия должна быть демократической и парламентарной республикой».

Кадеты преобладали в первом составе Временного правительства , П. Н. Милюков , один из лидеров партии, стал министром иностранных дел. Кадеты были близки к высшему командному составу армии (Алексеев и др.). Летом 1917 года, ввиду очевидного кризиса революционных методов управления страной, сделали ставку на военную диктатуру, а после провала Корниловского выступления , которому сочувствовали, были удалены из Временного правительства.

После Октябрьской революции

В начале 1920-х партия к.-д. играла большую роль в эмиграции, где ряд программных и тактических вопросов несколько отвел друг от друга различные течения в партии. Правые к.-д. (П. Струве, В. Набоков), составляющие большинство, в своих выступлениях сблизились с монархистами . Левые к.-д. (республиканцы), возглавляемые П. Н. Милюковым, искали опору в крестьянстве, что привело их к сближению с эсерами . Из к.-д. в эмиграции вышла часть так называемых «сменовеховцев », стоящих за признание Советской власти.

Главные пункты программы (на 1913 год)

  • равенство всех российских граждан без различия пола, религии и национальности;
  • свобода совести, слова, печати, собраний, союзов;
  • неприкосновенность личности и жилищ;
  • свобода культурного самоопределения национальностей;
  • конституция с ответственным перед народными представителями министерством (парламентский строй);
  • всеобщее избирательное право по семичленной формуле;
  • местное самоуправление на основе всеобщего избирательного права, распространяющееся на всю область местного самоуправления;
  • независимый суд;
  • реформа податей для облегчения беднейших классов населения;
  • бесплатная передача крестьянам земель государственных, удельных, кабинетских и монастырских;
  • принудительный выкуп в их пользу части земель частновладельческих «по справедливой оценке»;
  • право стачек;
  • законодательная охрана труда;
  • 8-часовой рабочий день, «где его введение возможно»;
  • всеобщее бесплатное и обязательное начальное образование.
  • культурное самоопределение всех наций и народностей (религия , язык , традиции)
  • полная автономия Финляндии и Польши
  • федеративное устройство России

Лидеры и видные деятели

См. также

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Гайда Ф. А. Либеральная оппозиция на путях к власти (1914 - весна 1917 г.) . - М .: РОССПЭН, 2003. - 432 с. - ISBN 5-8243-0309-6
  • Селезнев Ф. А. Конституционные демократы и буржуазия (1905-1917 гг.) . - Нижний Новгород: Изд. Нижегородского университета, 2006. - 227 с. - ISBN 5-85746-937-6
  • Програмы главнейших русских партий: 1. Народных социалистов. 2. Социал - демократической рабочей партии. 3. Социалистов-революционеров.4. Партии народной свободы. 5. Партии октябристов (Союз 17 октября 1905 г.). 6. Крестьянский союз. 7. Национальной демократическо-республиканской партии. 8. Политические партии различных национальностей России ("Украинцев", "Бунда", и др.) : с приложением статей: a) О русских партиях, б) Большевики и меньшевики . - [М.], . - 64 с.
  • Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века: Энциклопедия / Редкол.: Шелохаев В.В. (отв. ред.) и др. - М .: РОССПЭН, 1996. - 872 с. - ISBN 5-86004-037-7

Ссылки

  • Аврех А. Я. Русский буржуазный либерализм: особенности исторического развития
  • Павленковъ Ф. Энциклопедическій словарь. Спб.: Т-во Печ. и Изд. дѣ ла «Трудъ», 1913 (5-е изд.).
  • Эльцин Б. М. (ред.) Политический словарь. М. - Л.: Изд-во «Красная новь» Г. П. П., 1924 (2-е изд.).
  • Петров Ф. Н. (гл. ред.) Словарь иностранных слов. М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. институт «Советская энциклопедия», 1937.
  • Дополненіе к Энциклопедическому словарю , «имеющее целью сообщить читателю необходимые сведения за период, охватывающий события первой мировой войны и последовавших за нею революций» // В составе перепечатки 5-го издания «Энциклопедического словаря» Ф. Павленкова, Н.-Й., 1956.
  • Кизеветтер Е. Я. Революция 1905-1907 гг. глазами кадетов: (Из дневников) // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. - М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. - С. 338-425. - Т. V.
  • Кара-Мурза С. Г. Урок кадетов

Программа кадетской партии была принята на ее Учредительном съезде в Москве 12 - 18 октября 1905 г. В ее разработке приняли участие П.Н.Милюков, П.Б.Струве, кн. Д.И.Шаховской, С.А.Котляревский, Н.Н.Кутлер, А.А. Кауфман и др.

Программа конституционно-демократической партии
(партии народной свободы)

I. Основные права граждан.

1. Все российские граждане, без различия пола, вероисповедания и национальности, равны перед законом. Всякие сословные различия и всякие ограничения личных и имущественных прав поляков, евреев и всех без исключения других отдельных групп населения должны быть отменены.

2. Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за перемену или отказ от вероучения не допускается. Отправление религиозных и богослужебных обрядов и распространение вероучений свободно, если только совершаемые при этом действия не заключают в себе каких-либо общих простутков, предусмотренных уголовными законами. Православная церковь и другие исповедания должны быть освобождены от государственной опеки.

3. Каждый волен высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно обнародовать их и распространять путем печати или иным способом. Цензура, как общая, так и специальная, как бы она ни называлась, упраздняется и не может быть восстановлена. За преступления и проступки, совершенные путем устного и печатного слова, виновные отвечают только перед судом.

4. Всем российским гражданам предоставляется право устраивать публичные собрания как в закрытых помещениях, так и под открытым небом для обсуждения всякого рода вопросов.

5. Все российские граждане имеют право составлять союзы и общества, не испрашивая на то разрешения.

6. Право петиций предоставляется как отдельным гражданам, так и всякого рода группам, союзам, собраниям и т.п.

7. Личность и жилище каждого должны быть неприкосновенны. Вход в частное жилище, обыск, выемка в нем и вскрытие частной переписки допускается только в случаях, установлена законом, и не иначе, как по постановлению суда. Всякое задержанное лицо в городах и других местах пребывания судебной власти в течение 24 часов, а в прочих местностях империи не позднее, как в течение 3 суток со времени задержания, должно быть или освобождено, или представлено судебной власти. Всякое задержание, произведенное без достаточного основания или продолженное сверх законного срока, дает право пострадавшему на возмещение государством понесенных им убытков.

8. Никто не может быть подвергнут преследованию и наказанию иначе, как на основании закона - судебной властью и новленным законом судом. Никакие чрезвычайные суды не допускаются.

9. Каждый гражданин пользуется свободой передвижения и выезда за границу. Паспортная система упраздняется.

10. Все вышеозначенные права граждан должны быть введены в основной закон Российской империи и обеспечены судебной защитой.

11. Основной закон Российской империи должен гарантировать всем населяющим империю народностям помимо полной гражданской и политической равноправности всех граждан права свободного культурного самоопределения, как-то: полную свободу употребления различных языков и наречий в публичной жизни, свободу основания и содержания учебных заведений и всякого рода собраний, союзов и учреждений, имеющих целью сохранение и развитие языка, литературы и культуры каждой народности и т.п.

12. Русский язык должен быть языком центральных учреждений, армии и флота. Употребление наряду с общегосударственным местных языков в государственных и общественных установлениях и учебных заведениях, содержимых на средства государства или органов самоуправления, регулируется общими и местными законами, а в пределах их - самими установлениями. Населению каждой местности должно быть обеспечено получение начального, а по возможности, и дальнейшего образования на родном языке.

II. Государственный строй

13. Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией. Государственное устройство России определяется основным законом.

14. Народные представители избираются всеобщею, равною, прямою и тайною подачей голосов, без различия вероисповедания, национальности и пола.

Партия допускает в своей среде различие мнений по вопросу организации народного представительства, в виде одной или двух палат, из которых вторая палата должна состоять из представителей от органов местного самоуправления, реорганизованных на началах всеобщего голосования и распространенных на всю Россию.

15. Народное представительство участвует в осуществлении законодательной власти, в установлении государственной росписи доходов и расходов и в контроле за законностью и целесообразностью действий высшей и низшей администрации.

16. Ни одно постановление, распоряжение, указ, приказ и т.п. акт, не основанные на постановлении народного представительства, как бы он ни назывался и от кого бы ни исходил, не может иметь силы закона.

17. Государственная роспись, в которую должны быть вносимы все доходы и расходы государства, устанавливается не более как на один год законодательным порядком. Никакие налоги, пошлины и сборы в пользу государства, а равно и государственные займы не могут быть устанавливаемы иначе, как в законодательном порядке.

18. Членам собрания народных представителей принадлежит право законодательной инициативы.

19. Министры ответственны перед собранием народных представителей, членам которого принадлежит право запроса и интерпелляции.

III. Местное самоуправление и автономия

20. Местное самоуправление должно быть распространено на Российское государство.

21. Представительство в органах местного самоуправления, приближение к населению путем учреждения мелких самоуправлящихся единиц, должно быть основано на всеобщем, равном, прямом и закрытом голосовании без различия пола, вероисповедания и национальностей, причем собрания высших самоуправляющихся союзов могут быть образованы путем избрания собраниями низших таких же союзов. Губернским земствам должно быть предоставлено право вступать во временные и постоянные союзы между собою.

22. Круг ведомства органов местного самоуправления должен простираться на всю область местного управления, включая позицию безопасности и благочиния и за исключением лишь тех отраслей управления, которые в условиях современной государственной жизни необходимо должны быть сосредоточены в руках центральной власти с предоставлением в пользу органов местного самоуправления части средств, поступающих в настоящее время в государственный бюджет.

23. Деятельность местных представителей центральной должна сводиться к надзору за законностью деятельности органов местного самоуправления, причем окончательное решение по возникающим в этом отношении спорам и сомнениям должно принадлежать судебным учреждениям.

24. После установления прав гражданской свободы и правильного представительства с конституционными правами для всего Российского государства должен быть открыт правомерный в порядке общегосударственного законодательства для установления местной автономии и областных представительных собраний, обладающих правом участия в осуществлении законодательной власти по известным предметам, соответственно потребности населения.

25. Немедленно по установлении общеимперского демократического представительства с конституционными правами, в Царстве Польском вводится автономное устройство с сеймом, избираемым на тех основаниях, как и общегосударственное представительство, при условии сохранения государственного единства и участия в центральном представительстве на одинаковых с прочими частями империи основаниях. Границы между Царством Польским и соседними губерниями могут быть исправлены в соответствии с племенным составом и желанием местного населения, причем в государстве Польском должны действовать общегосударственные гарантии гражданской свободы и права национальности на культурное самоопределение и должны быть обеспечены права меньшинств.

26. Финляндия. Конституция Финляндии, обеспечивающая ее особенное государственное положение, должна быть всецело восстановлена. Всякие дальнейшие мероприятия, общие империи и великому княжеству Финляндскому, должны быть впредь делом соглашения между законодательными органами империи и великого княжества.

IV. Суд

27. Все отступления от начал судебных уставов 20 ноября 1864 г. устанавливающих отделение судебной власти от административной (несменяемость, независимость и гласность суда и равенство всех перед судом), как внесенные позднейшими новеллами,так и допущенные при самом составлении уставов, упраздняются. В этих видах прежде всего: а) не подлежит никаким ограничениям правило о том, что никто не может быть подвергнут наказанию без вошедшего в силу приговора компетентного суда; b) всякое вмешательство министра юстиции в назначение на судейские должности или перемещение судей, а тем более в производство судебных дел устраняется. Судьи наград не получают; с) ответственность должностных лиц определяется на общем основании; d) компетенция суда присяжных определяется исключительно тяжестью наказания, назначенного в законе, безотносительно к роду дел, причем, однако, этой компетенции во всяком случае подлежаг все преступления государственные и против законов о печати. Суд с сословными представителями упраздняется. Компетенции выборного мирового суда подчиняются и дела волостной юстиции. Волостной суд и институт земских начальников упраздняются. Требование имущественного ценза как для замещения должности мирового судьи, так и для отправления обязанностей присяжного заседателя отменяется; е) восстановляется принцип единства кассационного суда; f) адвоката организуется на началах истинного моуправления.

28. Независимо от этого, в осуществление наиболее назревших бесспорных требований уголовной политики и процесса: а) смертная казнь отменяется, безусловно, навсегда; b) вводится условное осуждение; с) устанавливается защита на предварительном следствии; d) в обряд предания суду вводится состязательное начало.

29. Ближайшей задачей является полный пересмотр уголовноного уложения, отмена постановлений, противоречащих началам политической свободы, и переработка проекта гражданского уложения.

V. Финансовая и экономическая политика

30. Пересмотр государственного расходного бюджета в целях уничтожения непроизводительных по своему назначению или своим размерам расходов и соответственное увеличение затрат государства на действительные нужды народа.

31.Отмена выкупных платежей.

32. Развитие прямого обложения на счет косвенного; общее положение косвенного обложения и постепенная отмена косвенных налогов на предметы потребления народных масс.

33. Реформа прямых налогов на основе прогрессивное подоходного и поимущественного обложения; введение прогрессивного налога на наследство.

34. Соответствующее положению отдельных производств понижение таможенных пошлин в видах удешевления предмете народного потребления и технического подъема промышленности и земледелия.

35. Обращение средств сберегательных касс на развитие мелкого кредита.

VI. Аграрное законодательство

36. Увеличение площади землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом, как то: безземельных и земельных крестьян, а также и других разрядов мелких хозяев-земледельцев - государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путем отчуждения для той же цели за счет государства и потребных размерах частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) оценке.

Примечание. Цена земли определяется по нормальной для данной местности доходности при условии самостоятельного ведения хозяйства, не принимая во внимание арендных цен, созданных земельной нуждой.

37. Отчуждаемые земли поступают в государственный земельный фонд. Начала, на которых земли этого фонда подлежат передаче нуждающемуся в них населению (владение или пользование личное или общинное и т.д.), должны быть установлены сообразно с особенностями землевладения и землепользования в различных областях России.

38. Широкая организация государственной помощи для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян. Реорганизация межевого дела, окончание размежевания и другие меры для подъема благосостояния сельского населения и улучшения сельского хозяйства.

39. Упорядочение законом арендных отношений путем обеспечения права возобновления аренды, права арендатора, в случае передачи аренды, на вознаграждение за произведенные, но использованные к сроку затраты на улучшение, и учреждение примирительных камер для регулирования арендной платы и для разбора споров и несогласий между арендаторами и землевладельцами. Открытие законного пути в судебном порядке для понижения непомерно высоких арендных цен и уничтожения носящих кабальный характер сделок в области земельных отношений.

40. Отмена действующих правил о найме сельских pa6oчих и распространение рабочего законодательства на земледельческих рабочих, применительно к техническим особенностям земледелия. Учреждение сельскохозяйственной инспекции для наблюдения за правильным применением законодательства по охране труда в этой части и введение уголовной ответственности сельских хозяев за нарушение ими законодательных норм по охране труда.

VII. Рабочее законодательство

41. Свобода рабочих союзов и собраний.

42. Право стачек. Наказуемость правонарушений, совершаемых во время или по поводу стачек, определяется на общем основании и ни в коем случае не может быть увеличиваема.

43. Распространение рабочего законодательства и независимой инспекции труда на все виды наемного труда; участие выборных от рабочих в надзоре инспекции за исполнением законов, охраняющих интересы трудящихся.

44. Введение законодательным путем восьмичасового рабочего дня. Немедленное осуществление этой нормы всюду, где она в данное время возможна, и постепенное ее введение в остальных производствах. Запрещение ночных и сверхурочных работ, кроме технически и общественно необходимых.

45. Развитие охраны труда женщин и детей и установление особых мер охраны труда мужчин во вредных производствах.

46. Учреждение примирительных камер из равного числа представителей труда и капитала для нормировки всех отношений найма, не урегулированных рабочим законодательством, и разбора споров и несогласий, возникающих между рабочим и предпринимателями.

47. Обязательное при посредстве государства страхование от болезни (в течение определенного срока), несчастных случаев и профессиональных заболеваний, с отнесением издержек на счет предпринимателей.

48. Государственное страхование на случаи старости и неспособности к труду для всех лиц, живущих личным трудом.

49. Установление уголовной ответственности за нарушение законов об охране труда.

VIII. По вопросам просвещения

Народное просвещение должно быть организовано на началах свободы, демократизации и децентрализации его, понимая под этим осуществление следующих начал:

50. Уничтожение всех стеснений к поступлению в школу, связанных с полом, происхождением и религией.

51. Свобода частной и общественной инициативы в открытии и организации учебных заведений всех типов и в области внешкольного просвещения; свобода преподавания.

52. Между различными ступенями школ всех разрядов должна быть установлена прямая связь для облегчения перехода от низшей ступени к высшей.

53. Полная автономия и свобода преподавания в университетах и других высших школах. Увеличение их числа. Уменьшение платы за слушание лекций. Организация просветительной pa6oты высшей школы для широких кругов населения. Свободная opганизация студенчества.

54. Количество средних учебных заведений должно бы увеличено соответственно общественной потребности; плата должна быть понижена. Местным общественным учреждениям должно быть предоставлено широкое участие в постановке учебно-воспитательного дела.

55. Введение всеобщего, бесплатного и обязательного обучения в начальной школе. Передача начального образования и заведование органов местного самоуправления. Организация органами самоуправления материальной помощи нуждающимся учащимся.

56. Устройство органами местного самоуправления образовательных учреждений для взрослого населения, элементарных школ для взрослых, народных библиотек, народных университетов.

57. Развитие профессионального образования.

Законодательные проекты и предположения партии народной свободы. 1905-1907 гг. / Под ред. Н.И. Астрова, Ф.Ф.Кокошкина, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, кн. Д.И. Шаховского. СПб., 1907. С. XI - XIX.

Конституционалисты-демократы (кадеты), или Партия Народной свободы, считали себя продолжателями либерально-демократических традиций русской интеллигенции, идущих от декабристов и Герцена . Партия кадетов выросла из земских и городских союзов, порожденных реформами Александра II . Активно работая в губернских земствах , особенно в области народного образования, здравоохранения, развития местных производительных сил, путей сообщения и т. д., кадеты накопили значительный практический и общественный опыт.

Находясь до революции 1917 на платформе расширения манифеста 17 октября 1905 года путем реформ, кадеты требовали установления полностью демократической, конституционной системы в России, парламентского, ответственного министерства, неограниченной свободы слова, собраний и т. д.

Кадетский плакат 1917

Кадеты предлагали конфискацию крупной земельной частной собственности, с государственным возмещением стоимости конфискованной земли ее владельцам, передачу конфискованной земли крестьянам и расширение прав и полномочий уже успешно работавших земств.

Кадеты вовсе не были, как утверждала большевистская печать, реакционерами в вопросах социального законодательства: наоборот, они настаивали на прогрессивных для того времени законах – о восьмичасовом рабочем дне; об обязательном государственном страховании рабочих, с полным обеспечением на случай болезни или инвалидности; о пенсиях для рабочих по достижении предельного возраста; о полной свободе в деле образования и работы профессиональных союзов. Кадеты выработали проект закона об обязательном всеобщем обучении, о бесплатной медицинской помощи и ряд других.

Однако кадеты не были партией, опирающейся на массовые организации производственного или территориального профиля. Среди кадетов были, главным образом, деятели земских и городских самоуправлений, и целая плеяда блестящих представителей российской интеллигенции – адвокатов, экономистов, публицистов, историков, в том числе, среди последних такие видные профессора Московского университета, как Кизеветтер, Виппер, Милюков .

Трудность предстоящего периода реформ, который П. А. Столыпин оценивал в 20-25 лет, заключалась прежде всего в том, что в силу долгого, 25-летнего перерыва (1881-1905) в реформах в России задержалось образование широкого слоя людей в городе и деревне, который бы сознательно готов был защищать как свободу и демократию, так и государственные интересы великой державы.

27 февраля 1917 года кадеты и примкнувшие к ним элементы думского «прогрессивного блока » оказались у власти. Но будучи накануне самой левой легальной партией, находившейся в оппозиции к правительству, кадеты сразу после Февральской революции , как бы по инерции, продолжали борьбу с уже свергнутыми царскими министрами, увлекаясь следственными комиссиями и другими, ушедшими уже в историческое прошлое вопросами, в поисках «контрреволюционной» химеры.

Член ЦК кадетской партии, управляющий делами Временного правительства В. Набоков (отец знаменитого писателя ), ближе других наблюдавший председателя Временного правительства князя Львова , бывшего по совместительству и министром внутренних дел, счел необходимым сказать – «как бы сурово ни звучал такой приговор: кн. Львов не только не сделал, но даже не попытался сделать что-нибудь для противодействия все растущему разложению. Он сидел на козлах, но даже не пробовал собрать вожжи» .

По словам Чернова князь Львов был «в эпоху революции часто левее кадетов и в общем беспомощнее их... Событиям он часто противопоставлял какое-то фаталистическое безволие, которое почему-то потом смешивали с некоторыми другими слабостями Временного правительства и окрестили «керенщиной » .

В этой характеристике целиком отражается типичная для кадетов и их окружения идеализация так называемых партий революционной демократии , наивная вера, что в их среде нет врагов демократии и свободы. Поэтому они не разглядели вовремя, недооценили врагов слева. Будучи сами патриотами и демократами, кадеты не придали значения тому, что в среде боровшихся вместе с ними с самодержавием партий так называемых революционных демократов, существует сильное течение, враждебное не только государственным и национальным интересам России, но и, ради осуществления своей доктрины, готовое попрать только что полученную демократию и свободу народа.

Учреждена Конституционно-демократическая партия

12 (25) октября 1905 г. в Москве по инициативе «Союза освобождения» и «Союза земцев-конституционалистов» был открыт учредительный съезд Конституционно-демократической партии (кадеты).

В съезде участвовали как освобожденцы, так и лица, к «Союзу освобождения» не принадлежавшие: большинство присутствовавших были деятелями земского и городского самоуправления, профессора высших учебных заведений, адвокаты, врачи.

В первый комитет партии, выбранный на октябрьском съезде, вошли В. И. Вернадский, И. В. Гессен, князья Павел Дмитриевич и Пётр Дмитриевич Долгоруковы, Н. А. Каблуков, Ф. Ф. Кокошкин, А. А. Корнилов, И. В. Лучицкий, П. Н. Милюков, С. А. Муромцев , В. Д. Набоков, И. И. Петрункевич, кн. Д. И. Шаховской. Лидером партии был избран русский историк и публицист Павел Николаевич Милюков .

На съезде была выработана программа Конституционно-демократической партии и её устав. Главной идеей кадетской программы было ненасильственное развитие России по пути либеральных парламентских реформ. Партия исповедовала равноправие всех российских граждан без различия пола, вероисповедания и национальности. В программе фигурировало положение об отмене всяких ограничений по сословному или национальному признаку; провозглашалась неприкосновенность личности и жилища; право на свободу передвижения; свободы совести, слова, печати, собраний, союзов и вероисповедания. Кадеты выступали за парламентарный строй, основанный на всеобщем и равном избирательном праве с тайной и прямой подачей голосов; за широкое развитие демократического местного самоуправления; за независимый суд; за увеличение площади крестьянского землевладения государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путём выкупа частновладельческих земель по справедливой (не рыночной) оценке; за свободу рабочих союзов и стачек; за развитие фабричного законодательства и 8-часовой рабочий день; за всеобщее бесплатное и обязательное начальное образование; полную автономию Финляндии и Польши.

В январе 1906 г. на II-м съезде партии к её названию было добавлено: «партия народной свободы»; в программу партии был внесён следующий пункт: «Россия должна стать конституционной и парламентской монархией».

Высшим органом партии кадетов являлся съезд, который избирал Центральный комитет, состоявший из двух отделов: Петербургского и Московского. Петербургский отдел занимался дальнейшей разработкой программы, готовил законопроекты для внесения в Государственную Думу, осуществлял руководство думской фракцией. Функциями Московского отдела являлись издательская деятельность и организация агитационной работы. Состав ЦК систематически обновлялся.

В составе ЦК преобладали представители буржуазной интеллигенции - преподаватели высших и средних учебных заведений, врачи, инженеры, адвокаты, писатели, деятели искусства, а также представители либерально настроенных помещиков и буржуазии. В партии также состояло небольшое количество ремесленников, рабочих и крестьян.

Общая численность партии кадетов в 1906-1907 гг. колебалась в пределах 50-60 тыс. человек. После революции 1905-1907 гг. произошло резкое сокращение количества местных организаций, значительно уменьшилась их численность. Однако после победы Февральской революции 1917 г. начался процесс возрождения местных кадетских комитетов, а общая численность партии выросла до 70 тыс. человек.

В мае 1921 г. в Париже на съезде членов ЦК Конституционно-демократической партии произошёл раскол. Организовалось две группы: демократическая - под руководством Милюкова, и оставшаяся на старых позициях часть кадетов во главе с Гессеном и Каминкой. С этого времени Конституционно-демократическая партия прекратила своё существование как единая политическая организация.

Лит: Аврех А. Я. Русский буржуазный либерализм: особенности исторического развития // Вопросы истории. 1989. № 2. С. 17-31; Вардин И. Раскол партии кадетов // Красная новь. 1921. № 3. С. 272-284; Милюков П. Н. Вспоминания: 1859-1917. Т. 1-2. М., 1990; Протоколы ЦК партии кадетов: Документы и материалы. Т. 1. М., 1996; Сикиринский С. С., Шелохаев В. В. Либерализм в России: Очерки истории. М., 1995; Степанов С. А. Кадеты (Конституционно-демократическая партия) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2006. № 8. C. 75-84; Шацилло Ф. Русский либерализм накануне революции 1905–1907 гг. М., 1985; Шелохаев В. В. Кадеты - главная партия либеральной буржуазии. 1907–1917 гг. М., 1991; Шелохаев В. В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996.

См. также в Президентской библиотеке:

Булла К. К. Выступление кадета П. Н. Милюкова на заседании Всероссийского съезда партии «Народной свободы» в помещении Капеллы: [фотография]. 1917 ;

Булла К. К. Заседание Кадетского клуба [на Шпалерной улице]: апрель 1906 г.: [фотография]. Апрель 1906 ;

Булла К. К. Предвыборное собрание конституционно-демократической партии в зале Тенишевского училища: 15 октября 1912 г.: [фотография]. 15 октября 1912 ;

Булла К. К. Собрание актива Кадетской партии в доме В. Д. Набокова (Б. Морская ул., 47) накануне открытия Второй Государственной думы: [фотография]. Февраль 1907 ;

Булла К. К. Совещание депутатов Первой Государственной Думы, членов партии конституционных демократов в Териоках после подписания Выборгского воззвания: июль 1906 г.: [фотография]. Июль 1906 ;

Васин Н. А. Политические партии. М., 1906 ;

Воблый К. Г. Земельный вопрос в программах различных партий. Трудовики (народные социалисты). Социалисты революционеры. Социал-демократы. Партия народной свободы. Союз частных земельных собственников. Киев, 1917 ;

Долгоруков П. Д. Церковный вопрос в конституционно-демократической партии // Церковный вопрос в программе партии «Народной свободы». М., 1917 ;

Законодательные проекты и предположения Партии народной свободы 1905-1907 гг. СПб., 1907 ;

Иванцов Н. А. Программа партии народной свободы. М., 1906 ;

Милюков П. Н. Год борьбы: публицистическая хроника 1905-1906. СПб., 1907 ;

Программа Партии народной свободы (Конституционно-демократической): принята на Учредительном съезде 18 октября 1905 года: изменения внесены на Втором съезде 5 января 1906 года и на Седьмом и Восьмом съездах 25 марта и от 9 по 12 мая 1917 года. Владикавказ, 1917 ;

Церковный вопрос в программе партии «Народной свободы». Вып. 1. М., 1917 ;

Черенков Н. Н. Аграрная программа Партии народной свободы и её последующая разработка. СПб., 1907 .