Урок 1

Тема урока: «Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека».

Цели урока: выявить уровень литературного развития учащихся;

углубить представления учащихся о литературе как искусстве слова, о её роли в духовной жизни человека;

сделать краткий обзор курса литературы 9 класса.

Ход урока.

    Вступительная беседа.

    Вдумайтесь в тему урока и попробуйте сформулировать его цели.

    Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении слова «литература». Опираясь на этимологию слова, дайте ему определение.

    Мы с вами изучаем художественную литературу. А какой ещё может быть литература?

    Что является характерной особенностью художественной литературы?

    Кто является создателем художественной литературы? Какие задачи решает писатель, работая над книгой? Какому читателю он её адресует?

Вывод:

Художественная литература

Писатель читатель

мысли переживания соразмышление сопереживание

соучастие

6.Каким читателем вы считаете себя? Помогают ли вам знания, полученные на уроках литературы, читать и понимать книги?

    Тест. (Карточку-тест для учащихся см. в Приложении)

    Искусство по своей природе:

а) рационально; б) эмоционально; в)

а) образом; б) персонажем; в) типом.

а) да, и очень существенная; б) нет; в) в зависимости от жанра.

4. Тема произведения – это:

5. Идея произведения – это:

в) главная обобщающая мысль произведения.

а) да; б) нет; в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.

7. Композиция – это:

в) последовательность частей и элементов произведения.

8. Завязка – это:

а) момент возникновения или обнаружения конфликта;

б) начало произведения;

9. Сюжет – это:

б) совокупность событий и действий;

а) композиция; б) конфликт; в) фабула.

11. Литературные жанры – это:

а) эпос, лирика, драма;

б) роман, трагедия, эпиграмма;

а) проблематика произведения;

б) его тематика;

III. Учитель об основной задаче курса и его программе.

Основная задача курса литературы 9 класса – познакомить вас с богатством русской литературы, с бесконечным многообразием её форм. Обратимся к учебнику, чтобы познакомиться с программой курса.

Запись в тетради:

Основные разделы курса литературы 9 класса:

      Древнерусская литература.

      Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм.

      Литература XIX века. Романтизм. Реализм.

      Литература XX века.

IV. Роль литературы в духовной жизни человека?

    V. Домашнее задание: повторить жанры древнерусской литературы, прочитать статью учебника «Древнерусская литература». Читать «Слово о полку Игореве».

Приложение к уроку 1.

Литература как искусство слова

      Искусство по своей природе:

а) рационально; б) эмоционально; в) сочетает в себе и рациональное и эмоцио- нальное начала.

2. Действующее лицо художественного произведения называется:

а) образом; б) персонажем; в) типом.

3. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»?

а) да, и очень существенная; б) нет; в) в зависимости от жанра.

4. Тема произведения – это:

а) главная идея; б) объект отражения; в) конкретная описанная ситуация.

5. Идея произведения – это:

в) главная обобщающая мысль произведения.

6. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?

а) да; б) нет; в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.

7. Композиция – это:

а) последовательность событий и действий;

б) движение произведения от завязки к развязке;

в) последовательность частей и элементов произведения.

8. Завязка – это:

а) момент возникновения или обнаружения конфликта;

б) начало произведения;

в) первое появление главного героя.

9. Сюжет – это:

а) основное содержание произведения;

б) совокупность событий и действий;

в) последовательность всех элементов произведения.

10. В основе сюжетного действия лежит:

а) композиция; б) конфликт; в) фабула.

11. Литературные жанры – это:

а) эпос, лирика, драма;

б) роман, трагедия, эпиграмма;

в) политический роман, социальная драма, философская элегия.

12. Для определения жанра существенным признаком является:

а) проблематика произведения;

б) его тематика;

в) время создания произведения.

Тема урока: «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы».

Цель урока: показать самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие её жанров; познакомить с историей открытия «Слова о полку Игореве».

Ход урока.

    Повторение изученного в 5-8 классах.

    Беседа по статье «Древнерусская литература».

    Когда и как начиналась русская литература? Какие периоды развития древнерусской литературы обозначены в статье?

    Чем интересен каждый период, какими произведениями представлен?

    Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?

    Дайте определение слову «жанр».

    Викторина «Узнай по отрывку произведение и определи его жанр».

(См. С.Шадрина.«Литература. 9класс. Поурочные планы. Стр. 9-10)

II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».

    Вступительное слово учителя. Выразительное чтение древнерусского текста (начало поэмы).

Проверка читательского восприятия: какое впечатление произвёл на вас текст начала поэмы? В чём его своеобразие? Поняли ли вы, о чём идёт речь?

    Знакомство с прозаическим (Д.С.Лихачёв) и стихотворным (В.А.Жуковский)

переводами этого отрывка. Проверка читательского восприятия: вы прослушали два перевода одного и того же текста. Какой из них более точен? А какой более приближен к народному песенному стиху? Можно ли считать переводом текст

Н. Заболоцкого, который вы читали дома? Почему?

3. Слово учителя о переводах «Слова…».

4. Чтение статьи учебника «Из истории рукописи».

5. Сообщение учителя об исторической основе «Слова…».

III. Итог урока. Домашнее задание: подгот. выразит. чтение понравившихся эпизодов; инд.: сост. план событий по Ипатьевской летописи и по композиционным частям «Слова…»; разделите «Слово…» на части, озаглавьте их.

Тема уроков: «Слово о полку Игореве» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение».

Цели уроков: определить идею «Слова…»; рассмотреть образную систему, особенности композиции и специфику жанра, проблему авторства; подготовить учащихся к сочинению.

Ход 3 урока.

      Проверка домашнего задания.

1. Сравнительный анализ Ипатьевской летописи и «Слова…»

План событий по Ипатьевской летописи

План событий по композиционным частям

«Слова…»

    Выступление в поход князя Игоря.

    Солнечное затмение.

    Первое удачное столкновение с половцами.

    Неудачи второго боя.

    Ранение и пленение Игоря.

    Набеги половцев на Русь.

    Побег Игоря.

      Вступление.

      Сборы в поход, предзнаменование.

      Первый бой.

      Второй бой.

      история сражения с половцами.

      Поражение.

      Лирическое рассуждение о междоусобицах.

      Сон Святослава. «Золотое слово» Святослава.

      обращение к князьям.

      Плач Ярославны.

      Возвращение Игоря.

      Приветственная встреча.

●Чем повествование в «Слове…» отличается от Ипатьевской летописи?

●Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом, свойственны только «Слову…»?

2. Выразительное чтение понравившихся эпизодов с последующими комментариями.

II.Изучение нового материала.

– Как проявился в этих частях поэмы «пронизывающий душу патриотизм» неизвестного автора?

– Каков общечеловеческий смысл истории похода князя Игоря?

    Характеристика образной системы «Слова…».

    Какие образы «Слова…» вам запомнились?

    Как вы их себе представляете?

●Почему Игорь и Всеволод сравниваются с соколами, с померкнувшим Солнцем, а Святослав уподобляется грозе и вихрю?

● Каким вы представляете себе Святослава в момент произнесения слова? Отчего оно – «со слезами смешанное»? Почему оно названо «золотым»?

● Почему с «золотым словом» соседствует плач Ярославны? В чём их сходство и отличие?

    Кто главный герой «Слова…»?

    Слово учителя о главном герое произведения – Русской земле (С.Шадрина. «Поур.пл.», стр.16-17).

    Изучение композиции «Слова…».

● Что вы можете сказать о композиции произведения? В чём её своеобразие?

●Сколько композиционных частей выделяется в «Слове…»? Как их можно озаглавить?

●А с чего начинается «Слово…»?

●Как выстроен рассказ о походе князя Игоря и почему?

III. Домашнее задание:

Перечитайте гл.12 из части I, гл. 2-5 из части III. С какой целью автор делает временное отвлечение?

Как природа откликается на происходящее?

●Сообщения: жанровые особенности произведения;

Наизусть отрывок из произведения.

Ход 4 урока.

      Поэтическая пятиминутка. Наизусть отрывок из «Слова о полку Игореве».

    Как начал бы повествовать Боян и как это делает автор «Слова…»?

(В изображении природы: свойственны живописная выразительность, напряжённый динамизм, символический характер образа степи, непривычный характер образов Солнца, ночи; (ч. I, гл.5-9, ч. III, гл. 2-5)

в повествовательной манере: восклицания, риторические вопросы, обращения, повторы, монологи и диалоги, контрасты в изображении эпизодов, лирические отступления;

● Каков смысл противопоставления речи Всеволода и голоса природы? (ч.I, гл. 1, 2, 5)

● Почему повторяется строка «…ища себе чести, а князю славы»? В связи с чем эта строка сменяется другим рефреном: «О русская земля! Уже ты за холмом»?

● Какую роль играет временное отвлечение – воспоминание о том, как «в княжих крамолах жизни людские сокращались»? (ч.I. гл. 12-13).

4. Исследователь древнерусской литературы Д.С.Лихачёв писал: «Любовь к родине водила его (автора) пером и определила глубокую народность содержания и формы». Согласны ли вы с этой точкой зрения?

      Выступление ученика: «Жанр «Слова о полку Игореве».

      Продолжение беседы:

      Слово учителя о влиянии фольклора на «Слово…».

      Домашнее задание: подготовить сообщения о художниках, иллюстрирова-вших «Слово о полку Игореве»: о В.А.Фаворском, В.Перове, В.М. Васне-цове, М.Добужинском и др. Сравнить разные переводы «Плача Ярославны» (В.Жуковского, К.Бальмонта, Н.Заболоцкого и др.)

Выбрать тему сочинения: 1. Образ Русской земли на страницах «Слова…»

2.Возвращение князя Игоря на родную землю.

Программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература»Программа

Контроля Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека . 1 Вводный урок Индивидуальная Фронтальная беседа Литература Древней Руси... тематический план по литературе 9 класс (102 часа) № урока Тема урока . Основное содержание...

Термин "духовная литература" имеет несколько толкований. Во-первых, это может быть целый ряд книг, призванных побуждать человека к размышлениям о смысле жизни. А в более узком понимании - это труды святых подвижников, в которых они описывают свой жизненный путь. Давайте разберемся, какие книги можно считать духовными.

Духовно-нравственная литература: определение и ее задачи

Основным критерием духовной литературы можно считать ее соответствие евангельскому духу. Это означает, что все книги подобной тематики должны в первую очередь отражать суть библейских принципов. Духовная литература поднимает извечную проблему бытия, дает ответ на многие философские и религиозные вопросы, а также развивает нравственные качества в характере своего читателя. Помимо всего прочего, подобное чтиво очень часто описывает жизнь святых людей, пророков и всегда проповедует основы той или иной религии. Если говорить простым языком, то духовные книги - это пища для нашей души.

Главной задачей духовных книг является пробуждать в человеке все душевные качества, развивать и, наконец, сподвигать человека к исполнению религиозных законов. Ведь почти в каждой религии существует свод заветов, которым должен следовать верующий человек.

Особенности нравственной литературы

Пожалуй, отличительной особенностью духовной литературы можно назвать религиозную наклонность ее книг, в которых поднимаются философские вопросы. Духовная литература, как правило, предстает больше в то есть лирика практически отсутствует. В этот жанр входят притчи, различные исторические хроники, описания жизни святых пророков, проповеди и труды, посвященные устройству загробного мира и о том, какая судьба ждет каждого человека после смерти.

Книги духовной литературы можно условно разделить на несколько групп:

  • каноническая литература (священные книги, Библия, Коран и др);
  • богослужебная (Псалтырь, Слово и др);
  • богословская литература (теологические трактаты);
  • учебная религиозная (православный толковый молитвослов);
  • религиозно-публицистическая (проповеди святых отцов, поучения старцев и т. п.);
  • религиозно-популярная (рассказы, повести и даже сказки с поучительным смыслом).

В последнее время появляется все большее количество книг, посвященных вопросам воспитания детей. Подобная литература дает советы и наставления родителям о том, как правильно растить детей, в какой обстановке их воспитывать, чтобы они выросли хорошими людьми.

Самые популярные книги на духовную тематику

Помимо религиозных духовных книг, духовная литература представлена в других жанровых композициях. Эти книги не только меняют взгляд на многие вещи, но также знакомят читателя с такими добродетелями, как любовь, доброта,

Духовно-художественная литература - именно так можно определить те произведения великих русских писателей, в которых через главных героев и их автор передает незыблемые христианские ценности. Существует ряд произведений русской классики, которые должен прочитать каждый человек, независимо от своих религиозных убеждений. Вот самые известные: "Война и мир" Л. Н. Толстого, многие рассказы А. П. Чехова, "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова, из зарубежной литературы - романы Эрнеста Хэмингуэя ("По ком звонит колокол", "Старик и море"), а также Данте ("Божественная Комедия"), Эрих Мария Ремарк и др.

Несмотря на то что эти произведения не имеют религиозного контекста, они все же затрагивают важнейшие вопросы бытия: в чем смысл жизни и что происходит с душой человека после смерти?

Роль духовной литературы в жизни современного человека

Не секрет, что в наше время людям как никогда раньше сложно найти свободное время для чего-либо, а особенно для чтения книг. Может быть, именно по причине того, что мало читает или вовсе не открывает книги духовной литературы, люди в мире становятся более эгоистичными - каждый старается получить собственную выгоду, забывая при этом об окружающих.

Однако можно смело утверждать, что духовная литература играет огромную роль в жизни любого человека. Благодаря чтению духовных книг развиваются внутренние душевные качества, пробуждаются лучшие черты человека, такие как, например, доброта, милосердие и любовь. Ведь духовные книги проповедуют Евангельские заветы, а основным законом Библии считается завет о любви к ближнему. "Возлюби ближнего своего, как самого себя", - вот главная заповедь, на которой утверждается весь закон и пророки.

Итак, получается, что побудить на размышления о смысле жизни способна именно такая литература. а также в воспитании моральных ценностей и формировании правильного мировоззрения духовные книги выполняют важнейшие функции.

§ 1 Роль искусства в истории человечества

С древнейших времен искусство играет ведущую роль в становлении мировоззрения человека. Музыка, живопись, скульптура, архитектура всегда влияли на сознание людей, формировали систему нравственных ценностей человека.

Художественная литература - один из видов искусства, искусство слова. В литературных произведениях с помощью художественного слова можно отобразить события прошлого и настоящего, предметы, явления, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни. С помощью литературы мы не только познаем окружающий мир, но и пытаемся разобраться в собственных поступках.

§ 2 Роль книги в мировой культуре

Крупнейшие мыслители, общественные деятели, писатели всего мира много раз отмечали выдающуюся роль книги в развитии человечества.

Книга - это фундамент духовной культуры народа. Именно в процессе чтения происходит великое таинство приобщения человека к новым идеям, мыслям, художественным образам. Отсюда - огромное значение процесса, обозначаемого широким и емким словом «чтение».

Итак, роль книги как разновидности искусства велика: она формирует мышление человека, передает накопленный опыт.

§ 3 Процесс создания книги

Сначала книга существовала как носитель Слова, она была носителем скрытого знания, и приобщение к нему было возможно посредством длительного посвящения. Сам процесс написания книги долгое время являлся необыкновенно трудным, священным таинством. Так, летописец приступал к записям лишь после долгого поста и молитв, считая, что сам ангел водит его рукой. Только к ХVII веку письменный текст становится обычным и доступным простым людям..

Следовательно, процесс создания книг отразил бережное отношение к письменному слову.

§ 4 Роль русской литературы в истории страны

Наш народ сотворил высокохудожественную литературу. Имена А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского известны во всем мире. Наша литература не только представила историю народа, его борьбу за свободу, за счастливую жизнь, но и отразила глубокий, мучительный духовный поиск людей разных эпох. В русской литературе честно отображается общественная действительность: различные периоды жизни всего народа, стремления и надежды людей. Русские писатели и поэты прививают интерес к своей истории, любовь к родной земле, к своим предкам, к своему ближнему и к братским народам… Литература помогает и поддерживает человека в сложные минуты жизненного пути.

Д.С.Лихачев так писал о нашей литературе: «Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни».

В заключении можно сказать, что художественная литература базируется на гуманистических взглядах и убеждениях, одобряет нетленные и вечные общечеловеческие ценности. Именно этим она и является близкой, очень нужной и просто необходимой для человечества, что и отразил в своем стихотворении «Слово» русский писатель Иван Бунин:

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

Использованные изображения:

Сочинение на тему «Литература в жизни человека». 4.74 /5 (94.76%) 42 votes

С самого детства нас сопровождают различные литературные произведения: сказки, загадки, рассказы, поэмы, романы, пьесы и так далее. Все они играют огромную роль в становлении человека. Еще в раннем возрасте литературные произведения закладывают в нас основные моральные принципы и нормы. Сказки, загадки, притчи и прибаутки учат нас ценить дружбу, делать добро, не обижать слабых, уважать родителей, обдумывать свои поступки. Все это изложено доступным языком для детей языком, поэтому им это быстро и легко запоминается. Именно поэтому роль литературы и книг, в общем, в жизни человека огромна. Они не только участвуют в формировании человека, но составляют основную часть морального воспитания каждого из нас.


За время изучения школьной литературы, мы не просто узнаем новых авторов, новые произведения, новые течения, но и сближаемся с литературой настолько, что она становится неотъемлемой нашей частью. Знаменитый педагог В.П.Острогорский сказала: «Правильно и широко воспитанное общее эстетическое настроение возвышает и облагораживает человека путем благороднейшего наслаждения, которое становится потребностью. Оно делает для него привлекательною, интересною всю жизнь, открывая в ней, в природе, в человеке, прекрасное существование, коего он доселе и не подозревал… Таким образом, это чувство, подавляя в нас эгоизм, выводит нас из ежедневного круга обыденности, в то же время пробуждая и в эту обыденность вносить мысль и добро, — выводит в широкое общение с природою, обществом, родиной, человечеством… Все же это, вместе взятое, т.е. все эти эстетические отношения к самому себе, природе, людям, искусству, обществу, и создает в человеке особый духовный мир с самим собой, то доброе настроение, то единение с миром, то постоянное стремление к духовной красоте, к служению общей пользе, к честному труду и борьбе со злом – словом, то, что единственно только и составляло во все времена человеческое счастье».
На мой взгляд, эти слова очень глубоко и ярко отражают роль литературы и искусства, в общем, в жизни человека. Книги учат нас любить окружающих и дарят нам настоящее человеческое счастье. Именно поэтому, люди, читающие книги и любящие литературу, могут чувствовать на себе все прелести окружающего нас мира: видеть красоту природы, любить и быть любимыми. К тому же, благодаря литературе, пополняется наш словарный запас и обогащается духовный мир.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что литература очень важна в жизни человека: она влияет на наше мировоззрение. Формирует наш внутренний мир, обогащает нашу речь. Именно поэтому мы должны как можно больше читать, любить и уважать книгу, ведь без нее наш мир будет серым и пустым. Значение духовной литературы в жизни человека

(Доклад руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Ярославской митрополии протоиерея Павла Рахлина на секции «Роль духовной литературы Ярославского края в формировании духовно-нравственной культуры личности»)
Не хлебом единым будет жить человек,

но всяким словом Божиим.

(Евангелие от Луки; 4,4)

Значение книги в жизни каждого человека и всего общества в целом невозможно переоценить. Книга как источник знаний и опыта может серьёзно повлиять на мировоззрение человека, порождая глубокие чувства в душе человеческой и побуждая его к серьёзным размышлениям.

Но сила и влияние книги гораздо сильнее, чем это может показаться на первый взгляд. Любая книга – это не просто пассивный набор информации, но прежде всего определенный взгляд на действительность, принадлежащий автору книги: он формирует в своем уме некие представления о мире, знания, умения и, передавая эти знания и умения, делится своими мыслями, своим опытом с другими. И если учесть, что содержание книги, входя в резонанс с мыслью читателя, влияет не только на его разум, но и на душу, то значение православной книги как духовной литературы в современном мире играет особую роль в культурной и духовно-нравственной жизни общества.

Мостиком к духовной литературе, безусловно, может стать классическая, и в первую очередь русская, литература. Здесь уместно вспомнить о том, что Православие и вообще христианство сыграло в становлении русской литературы одну из главных, если не основную роль.

Крещение Древней Руси дало русскому народу и письменность, и литературу (словесность). Это историческое совпадение определило исключительное значение и высокий авторитет русской литературы в духовной жизни народа и государства. Составленный византийскими монахами – святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием - кириллический алфавит быстро распространился по всей территории восточных славян. Но святые Кирилл и Мефодий дали России не только письменный язык, но и перевели на церковно-славянский язык книги, необходимые для богослужения: Евангелие, Апостол, Псалтырь. Эти книги сыграли большую роль в воспитании характера русского человека.

Вследствие данных исторических событий вся русская классическая литература напитана светом высоких истин Православия. Она является хранительницей и выразительницей христианских ценностей и христианского взгляда на мир. В произведениях великих русских писателей и поэтов перед читателем часто ставятся вопросы, ответить на которые может только религия. Будучи искусством, обладая мощнейшей силой эмоционального воздействия, литература при постановке этих вопросов обращается не только к уму, но и к сердцу читателя. Для многих людей актуальность богословских вопросов стала очевидной благодаря русской классической литературе.

Однако для того, чтобы человек мог понять правду о самом себе, ему необходимо чтение именно духовной литературы – и прежде всего Святого Евангелия и святоотеческих трудов. Именно в этих книгах, по вдохновенному признанию православного духовного писателя и философа Н.Е. Пестова «как в драгоценном сосуде, более всего собрана истина. Кто хочет освящения своей души, очищения сердца и просвещения ума, тот должен прильнуть жадными устами к этому сосуду, чтобы постоянно питать себя истиною» (Н.Е. Пестов, «Современная практика православного благочестия», том второй).

По словам одного из величайших святых подвижников XIX века епископа Феофана Затворника «Без чтения душно и душа голодает» . Ему же принадлежит замечание: «Ничем не можешь ты обрести и купить Царствия Небесного, будущих радостей и вечного покоя, как только этою вещью. Это – читание наедине и слушание со вниманием и усердием слова Божия, писаний отеческих и других душеполезных книг. Никому нельзя спастись, если он не будет читать или слушать святые душеспасительные писания. Как птица без крыльев не может взлететь на высоту, так ум без святых книг не может домыслиться, как спастись» (Завет святителя Феофана Затворника о чтении писаний отеческих и других душеполезных (святых) книг).

Духовные книги - это лучшие друзья человека, его руководители, воспитатели и наставники. Их необходимо читать, перечитывать, изучать. В таких книгах нам открывается бесценный опыт святых - носителей Святого Духа Божия, героев духа, совести и стойкости.

Перед человеком, изучающим духовную литературу и применяющим ее истины в своей личной жизни, открывается как бы третье измерение мира. Он начинает смотреть на окружающий его мир с точки зрения добра и зла и таким образом видит другую, до этого смутно различаемую сторону жизни. Все яснее становится понимание причин поступков – как своих собственных, так и других людей - и влияние их последствий на жизнь человека и на его окружение. Поэтому хорошая духовная библиотека во все времена являлась наиболее ценным на земле сокровищем, на приобретение которого думающие люди не жалели ни средств, ни времени.

Сегодня духовная литература доступна для любого, желающего обратиться к ней. Нет препятствий к тому, чтобы воспринять бесценное сокровище благодатного духовного опыта святых Православной Церкви.

Однако следует помнить, что одним только чтением духовной литературы невозможно совершение чуда полного преображения человеческой души, поскольку чтением духовных книг без применения почерпнутого из них в жизни создается самообман, что духовное возрастание началось. Духовная жизнь подменяется воображением, «поскольку знание об истине - это не то, что знание истины» .

В завершение вновь приведем слова Н.Е. Пестова, написанные им о сокровище истины, содержащемся в духовных книгах:

«Истина - благая и радостная - есть пища души, без нее душа умирает. Душе нужны мысли бодрящие, согревающие, возвышающие и окрыляющие ее.

Благо тем, кто умеет постоянно питать себя ими. С ними легко жить, с ними легко преодолевать все искушения, приражения тоски, уныния, лености и нерадения.

Вместе с тем глубоко воспринятая истина не может оставаться бездейственной: она заставляет не только иначе думать, но и иначе жить».