Лев филонов. Филонов лев борисович Лев борисович филонов
филонов лев борисович
(р. 1925) российский психолог, спец. в обл. юрид. психологии, психодиагностики и психопрогностики. Докт. психол. наук (1986), проф. (1988).В 1949 г. окончил Казанский юрид. ин-т, работал адвокатом (1949-1954). Одновр. заочно учился на психол. отделении философ. ф-та ЛГУ, окончил его в 1954 г. Начал профессиональную деятельность мл. науч. сотр. Ин-та психологии АПН (1955).
В 1963 г. защитил канд. дис.: «Зависимость скорости реакции выбора от числа различительных признаков объектов». Описал явление «броского признака» и открытые закономерности организации признаков, к-рые были названы в Голландии «феноменом Филонова» (1968).
В 1986 г. защитил докт. дис. «Психология развития контакта между людьми в условиях затрудненного общения». Разработал «методики контакта», к-рые доведены до инструментального уровня. В наст. вр. они применяется в спец. службах, является основой для выдвижения стратегии и тактики ведения переговоров с террористами и используется при нарушении режимов в местах исполнения приговора.
В 1986-1990 гг. заведовал каф. психологии в МГЗПИ, в 1992-1996 гг. заведовал каф. психологии в ун-те РАО, в 1990-2000 гг. зав. лаб. психол. антропологии в НИИ культурологии МК и РАН. В наст. вр. гл. науч. сотр. РИК, проф. каф. психологии труда МГУ им. М. В. Ломоносова, засл. проф. каф. социальной психологии РГСУ. Многие годы является руководителем комплексных исследований личности и индивидуальности, разрабатывая науч.-исслед. программы, консолидируя вокруг себя группу ученых, образующих «школу Филонова». «Предметное поле» школы Ф. составляют: концепция признаковой постановки психол. диагноза; концепция девиационной природы изменчивости; концепция периодов возникновения отклонений в развитии личности; концепция модели проявления утаиваемых обстоятельств; концепция коммуникативных технологий развития контакта и эскалации конфликта; концепция личностно-опосредованного формирования специалиста-психолога. Последние разработки связаны с обоснованием психолого-антропологического конструктивного подхода в психологии. Под его рук. защищено 38 канд. диссертаций, он имеет награды: отличник просвещения (1995), медаль за социальное служение (2006).
Осн. труды: Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства, 1979; Психологические способы изучения личности обвиняемого: Учеб. пособие, 1983; Психологические аспекты установления контактов между людьми (Методика контактного взаимодействия), 1982; Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан, 1992; Психологопедагогическая антропология (в соавт), 2007; Словарькомпендиум психолого-антропологической диагностики (в соавт.), 2008. Н. А. Ананьева
Филонов Лев Борисович, 01.08.1925 - 11.04.2016
Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Заслуженный профессор РГСУ.
Главный научный сотрудник Российского института культурологии. Профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Профессор кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Член диссертационного совета при МГППУ.
Известнейший специалист в области юридической психологии, социальной психологии, психодиагностики и психопрогностики. Основатель отечественной юридической психологии, автор множества методик, активно использующихся в спецслужбах, уголовно-исполнительной системой и в практике работ других правоохранительных органов.
Руководитель секции психологической антропологии Московского психологического общества. Действительный член Академии имиджелогии, Академии Сан-Марино, МАНПО. Член Ассоциации содействия Международной академии наук.
Член редколлегии серии «Педагогика. Психология» «Вестника ПСТГУ».
В 1942 г., не окончив 10 класс, ушел добровольцем в армию, после курсов подготовки артиллеристов отправлен на фронт. Демобилизован в 1944 г. после двух ранений.
В 1949 г. окончил Казанский юридический институт, в 1954 г. - отделение психологии философского факультета Ленинградского государственного университета, в 1963 г. - аспирантуру Института психологии Академии педагогических наук СССР.
В 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Зависимость скорости реакции выбора от числа различительных признаков объекта», в 1986 г. - докторскую диссертацию на тему «Развитие контактов между людьми в условиях затрудненного общения».
В 1949-1961 гг. - практикующий юрист, адвокат.
В 1955 г. начал профессиональную психологическую деятельность младшим научным сотрудником Института психологии АПН.
С 1963 г. возглавлял лабораторию судебной психологии МГУ.
В 70-80-е гг. работал психологом в системе МВД СССР.
В начале 1980-х гг. работал в лаборатории по изучению причин и предупреждению правонарушений учащихся Института общих проблем
воспитания АПН СССР.
В 1986-1990 гг. заведовал кафедрой психологии Московского государственного заочного педагогического института.
В 1987-1996 гг. работал на кафедре юридической психологии Академии МВД.
С 1990 г. работает в НИИ культурологии МК и РАН (Российском институте культурологии): с 1992 г. - заведующий лабораторией психологической антропологии, с 2000 г. - главный научный сотрудник.
В 90-е гг. преподавал на факультете педагогики и психологии МПГУ.
В 1992-1994 гг. - заведующий кафедрой психологии Университета Российской академии образования.
С 1992 г. - профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 2002-2012 гг. преподавал на кафедре социальной психологии Московского (сейчас - Российского) государственного социального университета.
С 2009 г. - профессор кафедры юридической психологии и права Московского городского (сейчас - государственного) психолого-педагогического университета, руководил магистерскими программами «Юридическая психология: технологии работы с детьми и подростками» и «Юридическая психология: судебно-экспертная практика».
Область научных интересов:
- юридическая психология
- социальная психология
- психология личности
- общая психология
- дифференциальная психология
- психодиагностика
- процессы восприятия
- особенности коммуникативного взаимодействия людей, развития контактов в условиях затрудненности общения
- психология личности с отклоняющимся поведением
В 1961-1963 гг. занимался исследованием профессов восприятия в лаборатории восприятия и памяти Института психологии АПН СССР. Описал явление «броского признака». Зависимость скорости реакции от числа различительных признаков, установленная Л.Б. Филоновым в кандидатском исследовании, получила название «феномена Филонова».
В 1960-х гг. также вел исследования, связанные с проблемой «восприятия человека человеком», в лаборатории восприятия и памяти ИП АПН. В результате были сформулированы основные идеи концепции резонансной природы восприятия человека человеком. Эти идеи заложили основы науки о межличностных контактах - контактологии.
В 1964-1969 гг. совместно с В.Я. Дымерским и Л.Б. Ермолаевой-Томиной занимался проблемой диагностики характера человека по почерку посредством графометрических параметров. Задачей работы было установление возможности проявления черт личности в почерке и возможность определения их объективными методами. Был найден принцип разделения мужских почерков и женских через ряд параметров, также были установлены взаимосвязи между отдельными чертами характера человека и особенностями его почерка. Таким образом, Л.Б. Филонов создавал систему отечественной графометрики, использующую объективные параметры для определения характера личности по почерку.
С 1979 г. исследует психологию личностей с отклоняющимся поведением и концентрирует внимание на анализе особенностей коммуникативного взаимодействия людей в условиях затрудненного общения, что характерно для сферы юридической практики. Одновременно он исследует вопросы развития и формирования асоциальных качеств личности, психологию подростковой преступности и в целом закладывает основы социальной психологии развития.
В начале 1980-х гг. Л.Б. Филонов интегрирует свой опыт работы юристом с психологическими идеями и создает методику контактного взаимодействия и технологию проведения тренинга по установлению межличностных контактов, которые описывает в докторской диссертации. «Методика контактного взаимодействия» легла в основу практики проведения сотрудниками МВД переговоров с террористами, используется при нарушении режимов в местах исполнения приговора.
В это же время Л.Б. Филонов разрабатывает первый отечественный учебный курс по юридической психологии, который впоследствии читался на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 90-е гг. разрабатывал проблемы психологической антропологии, в частности, модель диагностируемой личности, проблемы психологии в юридической сфере.
Многие годы является руководителем комплексных исследований личности и индивидуальности, в частности исследований по методологическому, коммуникационному и эмпирическому изучению девиации и девиантности в Российском институте культурологии. Изучаются возможности применения комплекса методик для изучения индивидуальности, были разработаны новые принципы интерпретации результатов экспериментов. Результаты коммуникационного направления исследований используются для снятия барьеров, сокращения психологических дистанций и установления доверительных отношений. Выявлена стадиальная природа развития и установления контакта, доказана связь между мерой воздействия и формированием асоциальных качеств личности.
С 2002 г. вел исследования проблем психологической антропологии на кафедре социальной психологии Московского государственного социального университета. Последние разработки связаны с обоснованием психолого-антропологического конструктивного подхода в психологии.
В процессе многолетних комплексных исследований Л.Б. Филоновым, его учениками и последователями были разработаны и стандартизированы 12 психодиагностических методик.
Вклад Льва Борисовича Филонова в развитие психологической науки составляют:
- концепция признаковой постановки психологического диагноза;
- концепция девиационной природы изменчивости;
- концепция периодов возникновения отклонений в развитии личности;
- концепция модели проявления утаиваемых обстоятельств;
- концепция коммуникативных технологий развития контакта и эскалации конфликта;
- концепция личностно-опосредованного формирования специалиста-психолога.
Читает курсы:
- Юридическая психология
- Психология личности с отклоняющимся поведением
- Психология общения
- Психодиагностика
- Графометрика
- Системный анализ
- Технология установления контакта между людьми в условиях предварительного следствия
- Психологические способы воздействия: приемы допроса
Основные публикации: более 190 работ, в том числе
- О возможности установления характерологических особенностей личности по почерку (в соавт.)
- Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М.: МГУ, 1979
- Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности. М., 1981
- Психологические аспекты установления контактов между людьми: методика контактного взаимодействия. Пущино, 1982
- Психологические способы изучения личности обвиняемого: Учебное пособие. М., 1983
- Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. М.: АПО, 1992
- Юридическая психология: Учебно-методическая программа // Сборник учебно-методических программ. М.: МГУ, 1998
- Тренинг контактного взаимодействия: Учебно-методическая программа // Сборник учебно-методических программ. М.: МГУ, 1998
- Психолого-педагогическая антропология: Курс лекций (в соавт.). М., 2003, 2007.
- Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики (в соавт.), 2008.
Награды:
- 6 правительственных наград за участие в Великой Отечественной войне
- Отличник просвещения (1995)
- медаль «За социальное служение» (2006)
Участие в конкурсе «Золотая Психея»
- «Всероссийская конференция с международным участием "От истоков к современности" 130 лет организации психологического общества при Московском университете» , 29 сентября - 1 октября 2015 года (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2015 г.), победитель
(р. 1925) - российский психолог, спец. в обл. юрид. психологии, психодиагностики и психопрогностики. Докт. психол. наук (1986), проф. (1988). В 1949 г. окончил Казанский юрид. ин-т, работал адвокатом (1949-1954). Одновр. заочно учился на психол. отделении философ. ф-та ЛГУ, окончил его в 1954 г. Начал профессиональную деятельность мл. науч. сотр. Ин-та психологии АПН (1955). В 1963 г. защитил канд. дис.: «Зависимость скорости реакции выбора от числа различительных признаков объектов». Описал явление «броского признака» и открытые закономерности организации признаков, к-рые были названы в Голландии «феноменом Филонова» (1968). В 1986 г. защитил докт. дис. «Психология развития контакта между людьми в условиях затрудненного общения». Разработал «методики контакта», к-рые доведены до инструментального уровня. В наст. вр. они применяется в спец. службах, является основой для выдвижения стратегии и тактики ведения переговоров с террористами и используется при нарушении режимов в местах исполнения приговора. В 1986-1990 гг. заведовал каф. психологии в МГЗПИ, в 1992-1996 гг. заведовал каф. психологии в ун-те РАО, в 1990-2000 гг. - зав. лаб. психол. антропологии в НИИ культурологии МК и РАН. В наст. вр. - гл. науч. сотр. РИК, проф. каф. психологии труда МГУ им. М. В. Ломоносова, засл. проф. каф. социальной психологии РГСУ. Многие годы является руководителем комплексных исследований личности и индивидуальности, разрабатывая науч.-исслед. программы, консолидируя вокруг себя группу ученых, образующих «школу Филонова». «Предметное поле» школы Ф. составляют: концепция признаковой постановки психол. диагноза; концепция девиационной природы изменчивости; концепция периодов возникновения отклонений в развитии личности; концепция модели проявления утаиваемых обстоятельств; концепция коммуникативных технологий развития контакта и эскалации конфликта; концепция личностно-опосредованного формирования специалиста-психолога. Последние разработки связаны с обоснованием психолого-антропологического конструктивного подхода в психологии. Под его рук. защищено 38 канд. диссертаций, он имеет награды: отличник просвещения (1995), медаль за социальное служение (2006). Осн. труды: Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства, 1979; Психологические способы изучения личности обвиняемого: Учеб. пособие, 1983; Психологические аспекты установления контактов между людьми (Методика контактного взаимодействия), 1982; Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан, 1992; Психологопедагогическая антропология (в соавт), 2007; Словарькомпендиум психолого-антропологической диагностики (в соавт.), 2008. Н. А. Ананьева
Другие новости по теме.
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
Имеет 6 правительственных наград за участие в Великой Отечественной войне.
Родился 1 августа 1925 г. в Ориенбурге, закончил отделение психологии философского факультета ЛГУ (1954), доктор психологических наук (1986), профессор (1988), в 70-80-е годы Ф. работал в системе МВД СССР, преподавал в МПГУ, в 90-е гг. - главный научный сотрудник Российского Института Культурологии, профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, член Ассоциации содействия международной академии наук (с 1993). Имеет 6 правительственных наград за участие в Великой Отечественной войне.
Области научных исследований: юридическая психология, социальная психология, психология личности, общая психология. Профессиональная деятельность в психологии началась с исследований процессов восприятия. Тема кандидатской диссертации: “О зависимости скорости реакции выбора от числа различительных признаков” (1963). Позже Ф. концентрирует внимание на анализе особенностей коммуникативного взаимодействия людей в условиях затрудненности общения, характерной для сферы юридической практики. Тема докторской диссертации Ф.: “Психология развития контактов в условиях затрудненности общения” (1986). В этой области Ф. разработана методика установления контактов воспитателя и воспитанника, в ситуации допроса свидетелей, а также в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений (Филонов, 1979), исследует психологию личностей с отклоняющимся поведением (Филонов, 1981; 1983). Выявлены основные этапы, принципы и способы взаимодействия в затрудненных ситуациях (Филонов, 1979; 1982).
Ф. читает в МГУ и других вузах курсы: “Юридическая психология”, “Психология личности с отклоняющимся поведением”, “Психология общения”, “Психодиагностика (графология)”, подготовил 12 кандидатов наук.